Кронштадт и взорвавшийся линкор «Марат». Немецкая аэрофотосъёмка. С вышки нашего наблюдательного пункта видны гладь залива, Кронштадт, форты и выступающая в море коса, на которой стоит наша шестая батарея. «Юнкерсы» идут прямо на батарею. Вспышка. Еще не слышно залпа пушек, но мы понимаем: наша батарея первой в полку открыла огонь. Так 115-й зенитно-артиллерийский полк вступил в войну. С первым боевым залпом мы поняли, что война действительно началась... Юрий Левитан Диктор Всесоюзного радио Когда ранним утром нас, дикторов, вызвали на радио, уже начали звонки раздаваться. Звонят из Минска: «Вражеские самолеты над городом», звонят из Каунаса: «Город горит, почему ничего не передаете по радио?», «Над Киевом вражеские самолеты». Женский плач, волнение — «неужели война»?.. И вот я помню — включил микрофон. Во всех случаях я помню себя, что я волновался только внутренне, только внутренне переживал. Но здесь, когда я произнес слова «говорит Москва», чувствую, что дальше говорить не могу — застрял комок в горле. Из аппаратной уже стучат: «Почему молчите? Продолжайте!» Сжал кулаки и продолжал: «Граждане и гражданки Советского Союза… Архимандрит Кирилл (Павлов) Насельник Троице-Сергиевой лавры, войну встретил солдатом-срочником на Дальнем Востоке Помню ли первый день войны? Ну, помню... Страшно было… Мы ж не обстреляны были. Первый раз поехали, только сошли с эшелона — налетели немецкие коршуны — весь состав раздробили. Это было на Волховском фронте, недалеко от Тихвина — станция Хвойная. Только-только мы сошли с эшелона, нас в лес отвели — а немецкая разведка уже узнала. Сразу, моментально — бомбят, только щепки летят. Немецкий бомбардировщик как все равно коршун летает над головой и из пулемета строчит. Людей — и мирских, и военных — расстреливает в упор. Сразу — и убитые появились, и раненые. Зима была, снег кровью обагрился… Лев Андреев Архитектор, художник, профессор МАРХИ В 1941 году я окончил 9-й класс в Торжке. Мы с братом накопили деньги на большой мужской велосипед. Я купил его 21 июня в Мосторге, а 22-го — сел в ленинградский поезд, доехал до Калинина и днем сделал пересадку на ржевский поезд. Там я и услышал, как в 12 часов по радио выступал Молотов со своей знаменитой речью, которая кончалась словами: «Наше дело правое. Победа будет за нами». Мне стало страшно, потому что я был в курсе международных событий. Мы с братом всегда читали газеты, вырезали карты, например военных действий в Северной Франции. Я понимал, что гитлеровская военная машина — это сила страшная. А велосипед, о котором мы так мечтали с братом и который мы — о, счастье! — купили, стал не счастьем, а обузой, потому что неизвестно, что будет дальше.

http://foma.ru/zhutkij-kolotjashhij-stra...

Психолог в женской консультации призван помочь беременной женщине разобраться со своими страхами, ориентировать ее на решение сохранить жизнь ребенка, содействовать в обретении материального и душевного ресурса для его воспитания. Вести этот непростой разговор, когда вокруг бушует вирус, а перспективы поиска работы как никогда туманны, особенно сложно. Однако после бесед с православным психологом Светланой СергеевнойЛюбаевой в женской консультации 1 некоторые покровчанки приняли решение сохранить беременность: в апреле-мае удалось спастижизни как минимум семи нерожденных детей. Беременным женщинам и молодым мамам помогали и в других населенных пунктах Покровской епархии. Настоятель Свято-Никольского храма г. Ершова священник Кирилл Бауков и активисты приходского молодежного общества развозили помощь нуждающимся со всего района. Ситуация была непростой: в связи с очаговой вспышкой коронавирусной инфекции и в городе, и в районе был введен строгий карантин. — В мае у нас было около пятидесяти постоянных подопечных: 20 мам с детьми и 30 беременных. Буквально за несколько дней обратились еще пять будущих мам. Всем им оказывается регулярная помощь. Кроме того, мы проводим консультации по получению пособий от государства — многие даже не знают о своем праве на эти выплаты,— рассказала социальный работник храма Екатерина Баукова. — Периодически мы бросаем клич о том, что кому-то из новых подопечных нужны кроватка, коляска или что-то еще для маленького ребенка. И обычно нам это жертвуют либо это удается приобрести,— добавил отец Кирилл. 21 мая выдача детского питания и средств по уходу за детьми от епархиального центра «Милосердие» прошла в поселке Ровное. Нуждающиеся были выявлены благодаря совместным усилиям государственной структуры социальной защиты и местной приходской социальной службы. В Марксе помощь от епархиального центра получили восемь женщин с детьми до полутора лет. Среди них — совсем юные мамы, находящиеся на учете в местном филиале центра «Семья». — Самых юных будущих мам врачи особо стараются отговорить от аборта: слишком велик риск того, что незапланированный ребенок станет первым и последним,— поясняет заведующая отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Марксовского филиала центра «Семья» Марина Алефиренко.— Представители сестричества Свято-Андреевского храма г. Маркса проводят встречи со специалистами нашего центра и медиками Марксовской районной больницы, рассказывают о духовной составляющей аборта. После рождения малыша мы проводим работу по сохранению ребенка в семье.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/13/lyubov...

Обстоятельства слагались чрезвычайно благоприятно для Юстиниана. В восточной области вандальского царства, в провинции Триполитане, один местный знатный человек, по имени Пуденций, организовал заговор с целью отложиться от вандалов и просил императора о поддержке. Немедленно был отправлен в Триполис отряд войск под начальством Таттимута, и Триполитана была воссоединена с империей. Одновременно с отпадением от вандалов этой удаленной от центра их власти крайней области на востоке, на острове Сардинии поднял мятежное движение гот Года. Гелимер предоставил ему начальство на острове с обязательством доставлять подати, взимаемые с населения. Года задумал создать себе самостоятельное царство и обратился с просьбой о помощи к императору. Отправленного к нему посла он принял уже как царь, желавший вступить в союз с империей. Раньше чем посол успел вернуться, в Сардинию был отправлен вождь Кирилл с отрядом войска в 400 человек. Восстание в Триполисе и узурпация Годы в Сардинии совпали по времени. Ввиду важности острова, откуда получался строевой лес для кораблей, Гелимер решил сначала справиться с Годой и послал туда своего брата Цацона с флотом в 120 кораблей и пятью тысячами войска. Направляясь в Сардинию, Кирилл узнал, что там находится Цацон и изменил курс своего плавания. Главное командование в войне с вандалами Юстиниан предоставил Велизарию. Транспортный флот состоял из 500 судов водоизмещением от 3 до 50 тысяч медимнов хлеба. Гребцов на судах было 20 тысяч человек. Они были набраны из Египта, с берегов Ионии и Киликии. Военных кораблей типа дромонов было 92, и гребцы на них, числом 2 тысячи, были набраны в самом Константинополе. Общая численность армии была такова: 10 тысяч пехоты и 5 тысяч конницы. Состав армии был обычный по тому времени: регулярные полки составляли только части армии, которую пополняли федераты и варвары-наемники. Под федератами разумелись теперь не исключительно германцы, поселившиеся в империи, а вольные дружины из людей, сделавших военное звание своим промыслом и специальностью. Регулярная пехота находилась под общим начальством Иоанна, иллирийца родом из Диррахия. Во главе конницы стояли доместики Велизария, Руфин и Айган, гунн по племени, Барбат и Папп. Общими начальниками федератов были армянин Дорофей 241 и доместик Велизария Соломон. Отдельные дружины имели своих вождей. Большинство федератов было из Фракии. В составе союзников, σμμαχοι, были эрулы, в числе 400 человек, с царем Фарой, гунны Балас и Синнион со своими дружинами, числом 6000 человек. Интендантская часть находилась в заведовании Архелая, опытного администратора, занимавшего уже раньше пост префекта претория, а адмиралом флота был опытный в морском деле человек, александриец Калоним. Велизарий получил чрезвычайные полномочия и имел право делать распоряжения на театре войны от имени императора. 242

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В Ленинград намечен Патриархом М[итрополит] Кирилл. Когда он вернется, видно будет, останется ли он местоблюстителем, и тогда в Ленинград, м[ожет] б[ыть], приедет Митрополит Петр или поедет сам М[итрополит] Кирилл. Я рассказал о наших Бог[ословских] Курсах, о Ник[ольском] соборе. Живет М[итрополит] Петр в Сокольниках. Ермаковская ул, д.3 - 5. 14/27 сентября Мои старания о преобразовании Бог[ословских] курсов в Высшие увенчались успехом: междувед[омственная] комиссия не нашла препятствий и курсы зарегистрированы, причем нет и вступительного экзамена по политгра­моте. Подало заявлений о зачислении в студенты - больше 40 человек (15 мужчин и 32 женщины), есть с высшим образованием. В число про­фессоров приглашен мною профессор университета И.Д.Андреев [lxviii] . Вышел инцидент с о. Казанским [lxix] : по составленному мною и одобренному комиссией письму он не вошел в число преподавателей на 1-й год. Это его возбудило против Организационной комиссии, которую он называет “теплой компанией”, против Курсов даже, конечно, против меня... Он настолько “распоясался”, что заявил даже, что пойдет в Исполком, и сам зарегистрирует себя как преподавателя! Новый способ поступле­ния в преподаватели в ВУЗы… 8/21, IX было общее собрание представителей приходских общин. Я доложил о зарегистрировании Высших Богословских курсов, прочитал “Положение” и выдержки из составленной мною и заслушанной в составе преподавателей инструкции Совету; выбрали представителей в “малый” Совет для постоянного участия (пленум представителей слиш­ком громоздок - около 200 человек). Поговорили и о смете. Все сочув­ствуют; раздавались голоса против принятия женщин, но были “смазаны”. В пятницу, 12/25 сентября, было первое собрание Совета, где деталь­нее обсудили смету и произвели выбор – ректором меня, проректором – о. А.В.Петровского. Я получил 11 голосов, 4 разделились (агитировал и Казанский среди новых, незнакомых с делом представителей, очевидно). Но и сам не прошел в старосты: получил 7 “за”, 7 “против” при двух воздержавшихся. Завтра начинаются занятия. Все это время было усиленно занято у меня делами по курсам.

http://bogoslov.ru/article/4492633

Высказав в начале письма своё глубокое желание „пребывать постоянно под сенью таинственного древа (т. е. церкви) и собирать с него плоды, чтобы раздавать их не только окружающим, но и отсутствующим и между прочим – предлагать их для удовлетворения насущных нужд (non sine justis causis)“ – Армянам , Герман прямо-же обращается к устранению главного преткновения для армян в деле присоединения их к православной церкви, которое состояло в распространении между ними слухов, будто православные допускают несторианское разделение естеств во Христе; причём среди армян находились лица, которые извращали смысл многих мест отеческих творений или даже искажали эти места для защиты монофизитства и соблазнялись особенно известным посланием папы Льва ко Флавиану . Согласно этой главной своей цели Герман прежде всего старается уверить армян, что ересь Нестория столько-же чужда церкви, сколько и им; а чтобы доказать это самим делом, он начинает излагать учение о двух естествах, опираясь на авторитет сочинений Кирилла Александрийского . Этот способ аргументации в данном случае был всего целесообразнее: известно, что как монофизиты, так и их враги одинаково ставили себя под знамёна Кирилла, те и другие основывали свои воззрения на его воззрениях . Действительно, в сочинениях его встречаются такие выражения, которые могли давать повод несторианам говорить, будто Кирилл утверждал, что „из Божества и человечества произошло одно естество“ . Таковы особенно его слова: μα φσις το Θεο λχου σεσαρομνη . Так как однако тот-же Кирилл от упрёков в монофизитстве оправдывается совершенно ясно , то Герману было всего удобнее и естественнее разоблачить заблуждения армян, основывавшиеся на сочинениях Кирилла, их же оружием, что он и делает. Имея в виду сейчас приведённое выражение Кирилла, на которое опирались армяне-монофизиты, Герман пишет: „мы исповедуем, что прежде соединения, т. е. прежде, чем единородное Слово Божие соединилось с нашим естеством, у него была одна природа, именно божественная, как у Отца и Духа, после же того как оно восприняло наше естество, мы признаём в Нём две природы: считаем и провозглашаем Его совершенным по божеству и совершенным по человечеству; признаём в Едином Иисусе Христе два эти естества и в тоже время вместе с Кириллом (juxta Cyrilli sensum) исповедуем единое Слово Божественное воплотившееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Лицо Софьи посерело. Стояла она, опустив голову и руки. Только вздрагивал рогатый венец, и толстая коса шевелилась по спине. Василий Васильевич находился поодаль, в тени. Хованский мрачно глядел под ноги, сказал: — Сбудется, да не то… Матвееву на Москве не быть… — А хуже других, — еще торопливее зашептал Милославский, — срамил он и лаял князя Василия Васильевича. «Васька-де Голицын за царский венец хватается, быть ему без головы…» Софья медленно обернулась, встретилась глазами с Василием Васильевичем. Он усмехнулся, — слабая, жалкая морщинка скользнула в углу рта. Софья поняла: решается его жизнь, идет разговор о его голове… За эту морщинку сожгла бы Москву она сейчас… Проглотив волнение, Софья спросила: — А что говорят стрельцы? Милославский засопел. Василий Васильевич мягко пошел по палате, заглядывая в двери, вернулся и стал за спиной Софьи. Не сдержавшись, она перебила начавшего рассказывать Хованского. — Царица Наталья Кирилловна крови возжаждала… С чего бы? Или все еще худородство свое не может забыть, — у отца с матерью в лаптях ходила… Все знают, когда Матвеев из жалости ее взял к себе в палаты, а у нее и рубашки не было переменить… А теремов сроду не знала, с мужиками за одним столом вино пила. — У Софьи полная шея, туго охваченная жемчужным воротом сорочки, налилась гневом, щеки покрылись пятнами. — Весело царица век прожила, и с покойным батюшкой и с Никоном-патриархом немало шуток было шучено… Мы-то знаем, теремные… Братец Петруша — прямо — притча, чудо какое-то — и лицом и повадкой на отца не похож. — Софья, стукнув перстнями, стиснула, прижала руки к груди… — Я — девка, мне стыдно с вами говорить о государских делах… Но уж — если Наталья Кирилловна крови захотела, — будет ей кровь… Либо всем вам головы прочь, а я в колодезь кинусь… — Любо, любо слушать такие слова, — проговорил Василий Васильевич. — Ты, князь Иван Андреевич, расскажи царевне, что в полках творится… — Кроме Стремянного, все полки за тебя, Софья Алексеевна, — сказал Хованский. — Каждый день стрельцы собираются многолюдно у съезжих изб, бросают в окна камнями, палками, бранят полковников матерно… («Кха», — поперхнулся при этом слове Милославский, испуганно моргнул Василий Васильевич, а Софья и бровью не повела…) Полковника Бухвостова да сотника Боборыкина, кои строго стали говорить и унимать, стрельцы взвели на колокольню и сбили оттуда наземь, и кричали: «Любо, любо…» И приказов они слушать не хотят; в слободах, в Белом городе и в Китае собираются в круги и мутят на базарах народ, и ходят к торговым баням, и кричат: «Не хотим, чтоб правили нами Нарышкины да Матвеев, мы им шею свернем».

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Кирилл Бенедиктов: «Споры о Русской Америке» 01.11.2023 12:47:22 История только на первый взгляд кажется академической наукой, занимающейся исключительно делами давно минувших дней. В действительности же история нередко выступает в качестве могучего инструмента пропаганды и политической борьбы. На сайте Politico несколько дней назад была опубликована большая статья американского историка Кейси Мишеля под провокационным названием «Истребление Россией коренного населения Аляски говорит нам кое-что важное об Украине». Причём Мишель употребляет слово slaughter, а это даже не просто «истребление», а «резня». Ещё не геноцид, но уже почти. «Когда-то Россия контролировала 20% территории США. Это наследие помогает объяснить её агрессию против Украины», — говорится в статье. Мишель утверждает, что российская колонизация Аляски сопровождалась «безудержным насилием, свирепой резнёй и истреблением коренного населения». Свой рассказ, впрочем, он начинает с событий недавних: в июле 2020 года в городе Ситка (русском Новоархангельске) был демонтирован памятник купцу Александру Андреевичу Баранову, возглавлявшему Русскую Америку почти 30 лет — с 1790 по 1818 год. Памятник простоял в Ситке чуть дольше — с 1989 по 2020 год. А убрали его в ходе… борьбы с расизмом, охватившей Штаты на фоне бунтов BLM. В резолюции городского совета Ситки говорилось, что Баранов «надзирал за порабощением тлинкитов и алеутов», проводя политику, которая «часто оправдывалась теорией расового и культурного превосходства». В вину русскому купцу ставилось среди прочего «насилие над местными женщинами» и «убийства и кража имущества коренного населения». Упоминалось и о том, что индейцы-тлинкиты дали ему прозвище Бессердечный. К А.А. Баранову — одному из незаслуженно забытых героев русской истории — мы ещё вернёмся. Не он является главной мишенью довольно бойкого пера Кейси Мишеля. Основная цель статьи — доказать, что Россия ничем не отличалась от таких колониальных империй, какими были Испания, Португалия или Великобритания. «Так же, как британские, французские, испанские и португальские исследователи (обратим внимание на этот термин. — К. Б.) поступали с коренными народами в более тёплых странах Америки, русские войска (то есть у европейцев «исследователи», а у русских «войска». — К. Б.) видели в коренных народах не более чем человекообразную помеху».

http://radonezh.ru/2023/11/01/kirill-ben...

Е.Н.: - Костя, ты разделяешь это мнение? К.П.: - Когда мы поступали, с нами проводили собеседование, все-таки нас тогда в 1991 году как-то подбирали, отбирали, как-то неспроста это было… Значит таких подобрали. Е.Н.: - Кирилл, для Кости, похоже, гимназия прежде всего дала ценностную ориентацию. Но, мне кажется, что гимназия дает и неплохое образование…Само образование помогло? К.Л.: - Я думаю, что нужно судить по результатам. У нас выпускники действительно стали достойными людьми – и госслужащие, и успешные коммерсанты, и летчики, и дипломаты… Е.Н.: - Но все-таки школа заложила что-то особенное? К.Л.: - Очень важный момент – нас окружали личности, нас окружали такие мощные столпы. Я до сих пор вспоминаю Андрея Валентиновича Полонского, Максима Леонардовича Шевченко и таких преподавателей было очень много. Нельзя не отметить нашего замечательного «Зевса» – Евгения Андреевича Авдеенко. Античная культура. Я до сих пор помню первый гекзаметр Иллиады: «…гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына….». Уже прошло, простите, 25 лет, думаю, в могилу буду уходить, а про себя читать эти строки.  Я до III курса в институте, честно говоря, шел как на  парашюте после школы, на знаниях, которые получил в гимназии, базы хватало за глаза. На юрфаке полгода читается латинский язык, и с преподавателем латинского языка на первом же занятии мы установили партнерские взаимоотношения, он вообще перестал ко мне обращаться, после того как я в паре мест его поправил… Образование великолепное, но помимо образования, я хотел бы сказать, что в гимназии создают какую-то очень правильную систему координат внутри тебя, и вот эта система координат потом помогает очень сильно двигаться по жизни. Очень важно, когда у тебя есть возможность принимать выбор в четкой системе координат, для меня это было самое главное в гимназии. Личности, которых я видел, у которых можно было учиться, например, наша замечательная Елена Борисовна Рогожина, которая тоже много что нам дала, ее нельзя не отметить. Е.Н.: - Давайте тогда Елену Борисовну и спросим. Добрый день, Елена Борисовна! Сейчас у нас в студии Кирилл Ларин и Константин Пряхин – выпускники именно Вашего класса?

http://radonezh.ru/analytics/20-let-spus...

Официальными оппонентами выступили: игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, профессор кафедры библеистики ОЦАД, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока; А.Б. Сомов, Phd, кандидат философских наук, сотрудник Института перевода Библии. Ведущая организация: Санкт-Петербургская духовная академия, г. Санкт-Петербург. На заседании 11 сентября 2017 года совет принял диссертацию к защите. Этому предшествовала экспертиза, проведенная членами диссовета Г.В. Вдовиной, иеромонахом Родионом (Ларионовым), Е.А. Пилипенко. По итогам дискуссии и голосования решением большинства голосов было принято решение о ходатайстве перед Святейшим Патриархом Кириллом о присуждении ученой степени кандидата богословия иерею Михаилу Самкову. На втором заседании совета состоялась защита кандидатской диссертации иерея Алексия Сорокина на тему «Ботаническая лексика Ветхого Завета: теоретические и практические аспекты идентификации библейских фитонимов». Научный руководитель М.Г. Селезнев, кандидат филологических наук, доцент кафедры библеистики ОЦАД. Официальные оппоненты игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, профессор кафедры библеистики ОЦАД, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока, А.В. Бобров, доктор биологических наук, профессор кафедры биогеографии географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова выступили на заседании со своими отзывами. Был зачитан отзыв ведущей организации Минской духовной академии. На заседании 11 сентября 2017 года совет принял диссертацию к защите. Этому предшествовала экспертиза, проведенная членами диссовета Д.В. Шмониным, А.Ю. Андреевым и А.Р. Фокиным. На автореферат диссертации поступило 9 отзывов, они были оглашены ученым секретарем. Решением большинства голосов было принято решение о ходатайстве перед Святейшим Патриархом Кириллом о присуждении ученой степени кандидата богословия иерею Алексию Сорокину. Следующее заседание Диссертационного совета ОЦАД по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата богословия назначено на 27 ноября 2017 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5071031...

Эволюция языка виделась как его порча: с ходом времени церковнославянский приближается к русскому, русифицируется и тем самым теряет свою лингвистическую идентичность. Поэтому, если что преподавали филологам и историкам, то только язык самых древних кодексов, близких ко времени Кирилла и Мефодия. Однако развитие этого языка было отнюдь не деградацией, он – в связи с переводами новых текстов и потребностями в расширении богословского словаря — обогащался, он развивался, но это всё осталось совершенно не изучено. Чтобы оценить размах изменений, достаточно положить рядом два текста одного эпизода: в версии Зографского кодекса – и современного богослужебного Евангелия. Путь от этого начала к настоящему положению вещей лингвистикой не описан. Можно отметить парадоксальный характер эволюции староцерковнославянского: этого развития в принципе не должно было быть! Первоначальный демократический, просветительский пафос свв. Кирилла и Мефодия, стремившихся приблизить Священное Писание и богослужение к культурным возможностям новых христианских народов, сменился другим, консервативным, который оставался ведущим в течение многих веков: требуется всеми силами хранить все в том виде, в каком это нам передано, любая новизна подозрительна как отступление от канона (ср. выстроенную Р.Пиккио для русского Средневековья цепочку: православие – правомыслие – правописание; достаточно вспомнить судьбу св. Максима Грека, которому – в качестве догматической ошибки – вменялось неправильное употребление форм прошедшего времени, аориста и перфекта). Тем не менее, руссификация славянского происходила и происходит доныне, причем не в форме организованных «справ» и реформ (как известно, каждая попытка такой справы сопровождалась печальными последствиями, расколами и человеческими жертвами), а исподволь, в форме упрощения текстов для певчих. Но вернемся к отношениям церковнославянского и русского. Эти отношения (так же, как так церковнославянского и разговорного болгарского или сербского, однако этим я не занималась и поэтому не могу говорить с уверенностью) описываются Борисом Андреевичем Успенским как диглоссия. Диглоссия, а не двуязычие (то есть, параллельное существование двух языков).

http://pravmir.ru/cerkovnoslavyanskij-ya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010