15 окт. 1990 г. вышло определение Свящ. Синода об открытии в Вологде духовного уч-ща, реорганизованного в 1994 г. К нач. XXI в. более половины духовенства епархии являлись выпускниками Вологодского правосл. ДУ. В авг. 1997 г. выпускники и учащиеся ставленнического отд-ния уч-ща совершили миссионерское путешествие по р. Сухоне, за время к-рого миссионеры окрестили 136 чел. 26 янв. 1992 г. состоялось открытие первой в епархии воскресной школы при кафедральном соборе, в 2004 г. в епархии действовали 35 воскресных школ. Кириллов Белозерский мон-рь. Фотогра-фия. Нач. XXI в. Кириллов Белозерский мон-рь. Фотогра-фия. Нач. XXI в. 13 июня 1991 г. из запасников Череповецкого краеведческого музея были возвращены Церкви мощи прмч. Евфросина Синоезерского , ныне почивающие в Казанской ц. в Устюжне. 12 дек. 1991 г. состоялась передача епархии икон и церковной утвари из запасников обл. краеведческого музея. В марте следующего года было освящено новое здание епархиального управления. В 1992 г. на территории В. е. действовало 65 храмов. В авг. 1992 г. В. е. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , Первосвятитель побывал в с. Покровском - бывш. усадьбе Брянчаниновых, родине свт. Игнатия . 10 апр. 1993 г. на Вологодскую кафедру был назначен еп. Максимилиан (Лазаренко; с 24 февр. 2004 архиеп.). В управлении епархией архиерею помогают епархиальные комиссии: по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности, по работе с медицинскими учреждениями, по социальному служению, по благотворительности, по пастырской работе в ИТУ, с молодежью, в армии, по религ. образованию и катехизации, по церковному искусству и реставрации и др. Поклонный крест, освященный 27 сент. 1998 г. на Бородавском оз. Поклонный крест, освященный 27 сент. 1998 г. на Бородавском оз. В июле 1994 г. крестные ходы прошли в Вологде и Устюжне. В авг. того же года, после 73-летнего перерыва, еп. Максимилиан совершил Божественную литургию в Вологодском Софийском соборе. 14 авг. 1996 г. архиерей освятил верхний храм Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре, в обители открылся епархиальный церковно-археологический музей. В мае 1997 г., накануне 600-летия Кириллова Белозерского мон-ря, самая древняя часть обители (Иоанновский Горний мон-рь) была возвращена епархии, 6 окт. 1998 г. решением Свящ. Синода в Кирилловом Белозерском мон-ре возобновилась иноческая жизнь. 6 окт. 1999 г. решением Свящ. Синода открыт Воскресенский Горицкий жен. мон-рь, 26 дек. 2003 г. Павло-Обнорское подворье Спасо-Прилуцкого мон-ря преобразовано в Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. 6 марта 2003 г. освящен новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на территории жен. колонии в Вологде. 27 авг. 2003 г. заложена часовня на горе Золотуха, близ Кириллова, на месте расстрела сщмч. Варсонофия и прмц. Серафимы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

1962 г. И. совершил паломническую поездку в Лорето и в Ассизи (он стал 1-м понтификом, покинувшим Римскую пров. с 1870). 11 окт. папа открыл Собор речью «Gaudet Mater Ecclesia», в к-рой обозначил пастырские задачи Собора: «...сохранение, обновление и более действенное изложение священного наследия христианского учения», подчеркнув отказ от негативного восприятия совр. мира. Речь завершалась призывом к единству, обращенным как к католикам, так и к «отделенным братьям». В понтификат И. состоялась только 1-я сессия Собора (11 окт.- 8 дек. 1962), во время к-рой было рассмотрено 5 проектов документов (о литургии, об источниках Божественного Откровения, о средствах социальной коммуникации, о христ. единстве и о Церкви), ни один из к-рых не был принят. 27 нояб. папа объявил о переносе 2-й сессии Собора с мая на сент. 1963 г. (из-за большого объема работ над соборными документами). 17 дек. папа учредил комиссию по координации работы соборных комиссий и в письме Собору «Mirabilis ille» (6 янв. 1963) наметил перспективы его работы. Развитие экуменизма и межрелигиозного диалога Иоанн XXIII, папа Римский. Фотогра-фия. 1960 г. Иоанн XXIII, папа Римский. Фотогра-фия. 1960 г. Длительное пребывание буд. папы на Балканах и его тесные контакты с православными и мусульманами во многом повлияли на стремление И. отойти от традиционного для Римско-католической Церкви изоляционизма и заложить основы экуменических и межрелиг. отношений. Экуменическая направленность деятельности папы наиболее четко проявилась в созыве II Ватиканского Собора, одним из подготовительных органов которого стал созданный 5 июня 1960 г. под рук. кард. Августина Беа Секретариат по содействию христ. единству (по окончании Собора сохранен в качестве ведомства Римской курии, с 1988 Папский совет по содействию христ. единству). В 1959-1960 гг. был начат диалог с Англиканской Церковью , а также с протестант. лидерами в США и Зап. Германии. В нач. 1960 г. председатель Совета Евангелической Церкви Германии еп. Ф. К. О. Дибелиус , а 2 дек.

http://pravenc.ru/text/469716.html

В 1956 г. был определен Псковским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в причт Свято-Троицкого собора г. Пскова. В 1958 г. по приглашению Рязанского еп. Николая (Чуфаровского) перешел служить 2-м священником в Троицкий храм с. Троица Спасского р-на Рязанской обл. С дек. 1959 г. на той же должности в храме во имя святых Космы и Дамиана с. Летова Рыбновского р-на. В июне 1962 г. переведен в храм Воскресения Христова с. Борец Сараевского р-на. В 1964 г. назначен настоятелем в ц. во имя свт. Николая с. Некрасовка Ермишинского района. С февр. 1966 г. настоятель Никольской ц. г. Касимова. Многочисленные перемещения с одного прихода на другой были связаны с вмешательством со стороны местных властей, к-рым не нравился активный священник, не только прекрасно проповедовавший, но и занимавшийся восстановлением и обустройством храмов, в к-рых он служил. И. посещал до закрытия в 1961 г. Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь , окормлялся у ее духовника схиигум. Серафима (Романцева), с которым поддерживал отношения и после закрытия Глинской обители. 10 июля 1966 г. негласно пострижен в г. Сухуми схиигум. Серафимом в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Богослова. По благословению Патриарха Алексия I направлен в Псково-Печерский мон-рь, в котором пребывал с 5 марта 1967 г. до кончины. Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотогра-фия. Нач. XXI в. Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотогра-фия. Нач. XXI в. В 1970 г. возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. Обладал даром подлинной христ. любви к ближним. Этот дар, к-рый он имел от рождения, приумножался в годы страданий в заключении. Кроме того, в пастырской деятельности ему сопутствовал дар рассуждения и постижения духовного состояния ближнего, особенно проявившийся в мон-ре. Одним из определяющих правил своей жизни он считал следование воле Божией, проявляющейся во всех обстоятельствах, если человек с терпением и с рассуждением воспринимает все, что происходит с ним в повседневности, следует Евангелию и исполняет заповеди Божии.

http://pravenc.ru/text/469498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Воронеж на месте совр. Успенского Адмиралтейского храма в Воронеже. Основан при приходском деревянном Успенском храме «за острогом». (До 1676 храм являлся одновременно монастырским и приходским. 18 дек. 1676 в Воронеже вне монастырских стен была построена др. приходская Успенская ц. с приделом во имя ап. Иоанна Богослова, в 1686 г. к ней был пристроен трапезный придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».) В. м. впервые упоминается в грамоте 15 авг. 1594 г. царя Феодора Иоанновича воронежскому голове И. Ф. Кобякову о приеме посланных в Воронеж для новосозданной обители иконного деисусного чина, колоколов, богослужебных книг, вина и ладана (РГАДА. Ф. 141. Д. 1. Ч. 2. Л. 45-48). По-видимому, с самого начала в В. м. был введен общежительный устав. Из-за частых паводков, заливавших территорию мон-ря, его постройки быстро разрушались. Согласно дозорной книге Воронежа 1615 г., в В. м. имелась обветшавшая деревянная Успенская ц. с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. В 1616 г. игум. Феодосий писал царю Михаилу Феодоровичу : «Храмы развалились, и кельи подгнили, и ограду монастырскую вода разнесла, впредь на том месте монастырю быть не можно». В ответ на просьбу игумена царь 8 марта 1616 г. разрешил перевести В. м. на возвышенное Козарское городище близ Акатовой поляны. Церковь в честь Успения Пресв. Богоро-дицы в Воронеже. Ок. 1694 г. Фотогра-фия. Нач. ХХ в. (РГБ) Церковь в честь Успения Пресв. Богоро-дицы в Воронеже. Ок. 1694 г. Фотогра-фия. Нач. ХХ в. (РГБ) Преемник игум. Феодосия Кирилл (1620-1632) на Акатовой поляне основал Акатов во имя свт. Алексия мон-рь (первоначально муж.), к-рым управлял одновременно с В. м., оставшимся на прежнем месте. В писцовой книге Воронежа 1629 г. отмечено, что наряду с Успенской ц., отремонтированной или перестроенной игум. Кириллом, в обители находились шатровая колокольня с 4 колоколами, 9 келий, хлебная и келарская избы, хозяйственные постройки; мон-рь был окружен дубовым тыном. В 1657 г. в В. м. жили строитель, 3 иеромонаха, 30 монахов. По переписной книге 1678 г. в обители имелся Вознесенский храм с приделами в честь Успения Богородицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. При игум. Тите началось возведение каменного 5-главого Успенского собора, освящение к-рого состоялось, по-видимому, 27 дек. 1694 г.

http://pravenc.ru/text/155262.html

К тому ж он чувствовал себя сегодня неважно: и устал, и переел в эти юбилейные дни, в животе была тяжесть каменная и отрыгалось тухло, не помогали салол с беладонной, а слабительных он пить не любил. Сегодня он и вовсе не обедал и вот рано, с полуночи, лег полежать. В теплом воздухе он ощущал спиной и плечами как бы холодок и прикрыл их бурой верблюжьей шалью. Глухонемая тишина налила дом и двор, и весь мир. В этой тишине почти не продрогало, почти не проползало время, и надо было пережить его как болезнь, как недуг, всякую ночь придумывая дело или развлечение. Не стоило большого труда исключить себя из мирового пространства, не двигаться в нем. Но невозможно было исключить себя из времени. Сейчас он перелистывал книжечку в коричневом твердом переплете. Он с удовольствием смотрел на фотогра-фии и местами читал текст, уже почти знакомый наизусть, и опять перелистывал. Книжечка была тем удобна, что могла, не погнувшись, поместиться в кармане пальто – она могла повсюду сопровождать людей в их жизни. Страниц в ней было четверть тысячи, но редким крупным толстым шрифтом, так что и малограмотный и старый могли без утомления ее читать. На переплете было выдавлено и позолочено: «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография». Незамысловатые честные слова этой книги ложились на человеческое сердце покойно и неотвратимо. Стратегический гений. Его мудрая прозорливость. Его мощная воля. Его железная воля. С 1918 года стал фактическим заместителем Ленина. (Да, да, так и было.) Полководец революции застал на фронте толчею, растерянность. Сталинские указания лежали в основе оперативного плана Фрунзе. (Верно. Верно.) Это наше счастье, что в трудные годы Отечественной войны нас вел мудрый и испытанный Вождь – Великий Сталин. (Да, народу повезло.) Все знают сокрушительную силу сталинской логики, кристальную ясность его ума. (Без ложной скромности – все это правда.) Его любовь к народу. Его чуткость к людям. Его нетерпимость к парадной шумихе. Его удивительную скромность. (Скромность – это очень верно.) Безотказное знание людей помогло юбиляру собрать хороший коллектив авторов для этой биографии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

14 июня 1880. Суббота. В Казани В Архиерейском Доме; скоро пришли Васильев и Вишневский, пропели «На реках Вавилонских»; бас — не сильный, но приятный. Условились, что я беру их в Миссию, если родители их отпустят. Заехали к Преосвященному Павлу, в Спасский монастырь (где покоятся Мощи Святителя Варсонофия), и — домой (в загородный дом). Была гроза и дождь. Приехавши, сходил в баню, потом пообедали. В семь часов была Всенощная в Крестовой; я стоял в Алтаре; после с Владыкой просмотрели Архиерейский Служебник, и он сделал кое-какие замечания. 16 июня 1880. Понедельник. На пути в Сызрань Утром, уложившись и написавши коротенькие письма к родителям Васильева и Вишневского и надписавши им фотогра-фии собора, в семь часов отправился я в пролетке на Пристань Общества «Кавказ и Меркурий». Симбирск проехали вече-ром, приставали на тридцать минут — нельзя было посмотреть. Много учащейся молодежи едет на каникулы. Пообедал ухой из стерляди и селянкой, где тоже оказалась стерлядь; везде — она. Заход солнца был очень красив. Пишется в Рязани, утром двадцать третьего числа, в понедельник В двенадцать часов тогда был в Сызрани. Прежде того любовались все с парохода на великолепный мост чрез Волгу, еще не доконченный; под пролет наш пароход прошел, не нагибая и флагштока. Сызрань стоит на Волжке; весьма красивый городишко, высматривающий свежо и чисто. Извозчик прямо привез меня к брату, священнику женского монастыря, в домик против монастыря. Брат и его семейство встретили меня весьма радушно; жена его, Марья Петровна, совсем растолстела и обрюзгла; дети — две дочери, Маша, двенадцати лет, и Люба, десяти лет; первая — необыкновенно бледная, но красивая девочка; вторую застал в простуде, лежащую в жару; но когда я сказал, что если она выздоровеет, то пойдем в лавки куклу покупать, то она действительно тотчас же выздоровела — встала, несколько раз ее тошнило, но в постель уже не легла; и мы пошли в лавки и купили куклу, маленький самовар с прибором, мячи и прочее. Я думал, что Маша уже побрезгует куклою, но и она обрадовалась куклам в лавке, почему и ей купили. Обе они учатся очень хорошо в женской школе (которую тут же, проходя, показывали) и постоянно получают награды. Служит священником брат Василий, как видно, усердно и хорошо. Стерлядью, свежей икрой, балыком и прочим закормили они меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

Прочную христианскую веру, знание древних и современных европейских языков, привычку к упорному труду, широту интересов – и всё с очень раннего возраста – передал своим сыновьям (все трое стали известными учёными!) отец – протоиерей Николай Михайлович Боголюбов, выдающийся православный богослов. Алексей Николаевич Боголюбов писал о своём брате: «Вся совокупность его знаний была единым целым, и основу его философии составляла его глубокая религиозность (он говорил, что нерелигиозных физиков можно пересчитать по пальцам). Он был сыном православной церкви и всегда, когда ему позволяло время и здоровье, он ходил к вечерне и к обедне в ближайшую церковь». Профессор, протоиерей Владимир Воробьёв свидетельствует: «Николай Николаевич Боголюбов, который ещё заведовал кафедрой теоретической физики на физическом факультете МГУ…, регулярно исповедовался и причащался святых Христовых тайн. Мне довелось знать его в МГУ, а потом я участвовал в его отпевании». А вот что вспоминает академик А.Н.Тавхелидзе: «Как-то во время беседы Николай Николаевич задумался, лукаво взглянул на меня и сказал: «Знаете, Альберт Никифорович, когда я помру, Вас, наверное, спросят обо мне. Скажите, что я был верующим христианином. Всю жизнь трудился. С тринадцати лет серьёзно занимался наукой. А, впрочем, характером особо вредным не отличался». Из воспоминаний В.С. Владимирова: «Николай Николаевич с большим интересом и некоторой грустью рассматривал привезённые мною в мае 1991 года фотогра- фии Сарова, подробно расспрашивал о сотрудниках, с которыми он работал или встречался на объекте почти 40 лет тому назад. Как человек глубоко верующий, он проявил особый интерес к уцелевшим частям Саровского монастыря, знаменитой 70-метровой колокольне, храмам Дивеева монастыря, мощам Серафима Са- ровского, . . . К сожалению, вновь посетить эти святые места он уже не смог». Когда Николай Николаевич приезжал в Тбилиси, он всегда посещал утреннюю патриаршую службу в Кафедральном соборе Сиони, а после богослужения отмечал, что знает литургические тексты наизусть, так что вслед за патриархом повторяет их для себя на церковно-славянском языке…

http://pravmir.ru/akademik-bogolyubov-ne...

Никита Иваныч (нежно и почтительно). Вам, Василь Васильич, домой пора-с! Светловидов . Не пойду! Нет у меня дома, – нет, нет, нет! Никита Иваныч . Господи! Уж забыли, где и живете! Светловидов . Не хочу туда, не хочу! Там я один… никого у меня нет, Никитушка, ни родных, ни старухи, ни деток… Один, как ветер в поле… Помру, и некому будет помянуть… Страшно мне одному… Некому меня согреть, обласкать, пьяного в постель уложить… Чей я? Кому я нужен? Кто меня любит? Никто меня не любит, Никитушка! Никита Иваныч (сквозь слезы). Публика вас любит, Василь Васильич! Светловидов . Публика ушла, спит и забыла про своего шута! Нет, никому я не нужен, никто меня не любит… Ни жены у меня, ни детей… Никита Иваныч . Эва, о чем горюете… Светловидов . Ведь я человек, ведь я живой, у меня в жилах кровь течет, а не вода. Я дворянин, Никитушка, хорошего рода… Пока в эту яму не попал, на военной служил, в артиллерии… Какой я молодец был, красавец, какой честный, смелый, горячий! Боже, куда же это всё девалось? Никитушка, а потом каким я актером был, а? (Поднявшись, опирается на руку суфлера.) Куда всё это девалось, где оно, то время? Боже мой! Поглядел нынче в эту яму – я всё вспомнил, всё! Яма-то эта съела у меня 45 лет жизни, и какой жизни, Никитушка! Гляжу в яму сейчас и вижу всё до последней черточки, как твое лицо. Восторги молодости, вера, пыл, любовь женщин! Женщины, Никитушка! Никита Иваныч . Вам, Василь Васильич, спать пора-с. Светловидов . Когда был молодым актером, когда только что начинал в самый пыл входить, помню – полюбила одна меня за мою игру… Изящна, стройна, как тополь, молода, невинна, чиста и пламенна, как летняя заря! Под взглядом ее голубых глаз, при ее чудной улыбке, не могла бы устоять никакая ночь. Морские волны разбиваются о камни, но о волны ее кудрей разбивались утесы, льдины, снеговые глыбы! Помню, стою я перед нею, как сейчас перед тобою… Прекрасна была в этот раз, как никогда, глядела на меня так, что не забыть мне этого взгляда даже в могиле… Ласка, бархат, глубина, блеск молодости! Упоенный, счастливый, падаю перед нею на колени, прошу счастья… (Продолжает упавшим голосом.) А она… она говорит: оставьте сцену! Ос-тавь-те сце-ну!.. Понимаешь? Она могла любить актера, но быть его женой – никогда! Помню, в тот день играл я… Роль была подлая, шутовская… Я играл и чувствовал, как открываются мои глаза… Понял я тогда, что никакого святого искусства нет, что всё бред и обман, что я – раб, игрушка чужой праздности, шут, фигляр! Понял я тогда публику! С тех пор не верил я ни аплодисментам, ни венкам, ни восторгам… Да, Никитушка! Он аплодирует мне, покупает за целковый мою фотогра-фию, но я чужд ему, я для него – грязь, почти кокотка!.. Ради тщеславия он ищет знакомства со мною, но не унизит себя до того, чтобы отдать мне в жены свою сестру, дочь… Не верю я ему! (Опускается на табурет.) Не верю!

http://predanie.ru/book/221180-pesy-1878...