СПб., 1997; Шевченко Е. Э. Проблемы изучения, описания и публикации памятников собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//Рукописные собрания церковного происхождения в б-ках и музеях России: Сб. докладов конф. 17-21 ноября 1998 г./Общ. ред.: прот. Б. Даниленко. М., 1999. С. 88-91; Сорокатый В. М. Праздничный ряд рус. иконостаса: Иконографические программы XV-XVI вв.//Иконостас/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 465-489; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Дионисий в Русском музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря: Кат. СПб., 2002; Осташенко Е. Я. Икона «Троица Ветхозаветная» из Сергиево-Посадского музея-заповедника и проблема стиля живописи 1-й трети XV в.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 313-337; Попов Г. В. Евангелие Успенского собора - памятник московского искусства кон. XIV-XV в.//Евангелие Успенского собора. М., 2002. С. 20-30; он же. Рукописная книга Москвы: Миниатюра и орнамент 2-й пол. XV-XVI вв. М., 2009; Кочетков И. А. Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв. М., 2003; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова Л. В. Церковное искусство XV-XIX вв.: Путев./КБМЗ. М., 2003; Яковлева А. И. Мастера Евангелия Успенского собора//Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой. М., 2003. С. 129-153; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника: Кат. М., 2004; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря в 1-й трети XV в. (проблема Христофора)//ДРИ. 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-390; Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of exhibition/Ed. H. C. Evans. N. Y.; New Haven, 2004; Пивоварова Н. В. Н. А. Мартынов и его рисунки древнерус. памятников//Проблемы изучения истории РПЦ и совр. деятельность музеев. М., 2005. С. 232-252; она же. Сокровища, к-рые мы потеряли: Еще раз о судьбе ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря//Страницы истории отечественного искусства: Сб. ст. по мат-лам науч.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Вологодские святые. С. 303-305; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 1910. Т. 1. Вып. 2; 2006. Т. 2; Семенченко Г. В. Церковно-полит. борьба на Белоозере в 60-х гг. XV в.//ДГСССР. 1987. М., 1989. С. 122-128; Макарий. История РЦ. Кн. 4 (по указат.); Кистерёв С. Н. Круг знакомств Ефросина Белозерского//Очерки феод. России. М., 1998. Вып. 2. С. 61-87; Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Др. Руси. М., 2002. С. 109-110; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90; Семячко С. А. Устав прп. Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 450-559. С. А. Семячко, Б. Н. Флоря Иконография Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий К. упомянут под 29 февр. в тексте подлинника 20-х гг. XIX в. (РНБ ОР. Погод. 1931. Л. 116 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140). Согласно надписи на серебряном венце, К. изображен на иконе «Господь Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ; см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Икона, украшенная серебряным окладом, упоминается в Описях имущества мон-ря 1675 и 1688 гг. с правой стороны от царских врат (ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. 1. Л. 2 об.; Ед. 3. Л. 4-5; см.: Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Крупнейшими б-ками на территории епархии в XVII в. ( Кукушкина. 1977. С. 22-38) стали собрания Кириллова Белозерского мон-ря (1916 книг в 1664), Соловецкого мон-ря (1697 томов в кон. XVII в., из них 1154 рукописных и 543 печатных), Антониева Сийского мон-ря (168 рукописей и 13 печатных книг в кон. XVI в., 359 рукописей и 333 (387 в 1701) печатные книги в 1692), Никольского Корельского мон-ря (289 книг в кон. XVII в.), Красногорского мон-ря (267 книг, из них 141 рукописная по описи 1689 г.), Александрова Свирского мон-ря (114 рукописей в кон. XVII в.). Во время ссылки в Ферапонтов мон-рь патриарх Никон создал келейную б-ку, в к-рой по описи 1676 г. насчитывалось 43 печатных тома и 13 рукописных книг. Важными центрами иконописания в XVII в. выступали Новгородский архиерейский дом, тихвинский Большой Успенский, Александров Свирский, Антониев Сийский монастыри, а также Каргополье. В Новгороде иконописная школа размещалась на митрополичьем подворье на берегу р. Волхов ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 54). Крупная иконописная мастерская действовала в тихвинском Большом Успенском мон-ре, в 40-90-х гг. XVII в. ее возглавлял Родион Сергиев. И. А. Устинова Иов, митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравюра С началом Северной войны 1700-1721 гг. епархия долго оставалась прифронтовой. В 1704 г. вслед за основанием С.-Петербурга царь Петр I Алексеевич указал построить г. Нов. Ладога в устье р. Волхов, при этом находившийся там Николаевский Медведский мон-рь был закрыт, а его храмы стали соборами (летним и зимним) нового города. Митр. Иов , получая «достоверные ведомости» о победах над «зловерными шведскими немцами», рассылал их по епархии для прочтения в храмах «во градех и в монастырех», перед совершением молебнов. Созданные митрополитом благотворительные учреждения и госпитали для солдат и работных людей, «нищепиталища», «странноприятелище», приют для «зазорнорожденных младенцев» отвечали насущным потребностям военного времени. Их содержание обеспечивал сбор с венечных памятей, к-рый в др. епархиях поступал в казну. Более 20 лет (до 1727) финансами епархии заведовал назначенный митр. Иовом казначей Софийского дома иером. Феодосий (в 1727 определен архимандритом тихвинского Большого Успенского мон-ря, с 1743 на покое).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Г. «Офицерская» опись (1764 г.) Кирилло-Белозерского монастыря//Кириллов. 2009. Вып. 7. С. 81-84. М. А. Шибаев, Д. Б. К. Церкви и другие постройки до 1-й трети XVI в. Первой постройкой буд. мон-ря стала деревянная часовня, возведенная прп. Кириллом. В течение неск. лет после того, как прп. Кирилл поселился в Белозерье, собралась братия и просила преподобного устроить храм. Дата освящения 1-й деревянной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы неизвестна. Очевидно, возможность построить храм могла появиться после образования общины вокруг преподобного; косвенно об этом может свидетельствовать систематическая переписка богослужебных книг, начатая после 1416 г. Из плана, дошедшего в составе одной из рукописей, принадлежавших прп. Кириллу (РНБ. Кир.-Бел. XII. Л. 423 об.), а также из описания обители в его Житии можно предположить, что на территории монастыря находилось 15 келий с примыкающей к ним трапезной, стоящих вплотную друг к другу по 3 сторонам «квадрата», в центре к-рого располагался храм. Неогороженной, судя по плану, была сторона, обращенная к воде, и там, вероятно, находились хозяйственные постройки - казна и поварня ( Прохоров Г. М. «Сице помыслих лепо…»: (Автограф Кирилла Белозерского и устройство его обители: По данным сборника РНБ, Кирилло-Белозерское собр., XII)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 59-75; Он же. Предисловие//Энциклопедия. 2003. С. 19-30). Успенский собор Кирилло-Белозерского мон-ря (1497) и ц. вел. кн. Владимира (1554). Фотография. 2010 г. Успенский собор Кирилло-Белозерского мон-ря (1497) и ц. вел. кн. Владимира (1554). Фотография. 2010 г. Ок. 1447 г., при 4-м игумене, Трифоне, был построен более просторный Успенский деревянный храм, а также новая трапезная. Их облик неизвестен, но храм и его убранство вызвали восхищение святогорского иером. Пахомия Логофета, который побывал в монастыре в 1461/62 г. (Никольский ссылается на ркп. РНБ. Соф. 1322 (Л. 79 об.- 80); см.: Никольский. 1897. Вып. 1. С. 22). Издавна также почиталось место первоначального поселения прп. Кирилла на берегу Сиверского оз. В 1-й трети XVI в., согласно описи 1601 г., «на горе, где Кирилла чюдотворца первое прихожение было» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 157) сложился «малый» Иоанновский мон-рь. Вероятно, еще раньше здесь располагались больницы (больничные избы), которые мог содержать мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Эпистолярное наследие П. практически не сохранилось ( Лурье. 1957. С. 211; Он же. 1988. С. 116). Достоверные сведения о его книгописной работе или о его влиянии на этот род деятельности достаточно скромны. Нек-рые рукописи, приписываемые перу П., нуждаются в дополнительном палеографическом и почерковедческом исследовании, потому как были выполнены разными почерками ( Прохоров. 1991. С. 143-149). Кроме того, не всегда точно определено время поступления этих рукописей в Кириллов Белозерский и Троице-Сергиев мон-ри. В нач. 60-х гг. XV в. неск. рукописей было переписано в Кирилловом Белозерском мон-ре иноком Паисием, к-рый при игум. Кассиане помогал писцам, в т. ч. Игнатию Матвееву. Почерк инока Паисия отличается от почерка писца древнейшего списка Жития прп. Кирилла Белозерского (см.: Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря XV в.: Ист.-кодик. исслед. М.; СПб., 2013. С. 177, 181, 276, 277, 280, 281, 295). В посл. трети XV - 1-й трети XVI в. в Кирилловом Белозерском мон-ре были и др. монахи с именем Паисий, отмеченные в братских синодиках обители (напр., РНБ. Кир.-Бел. 754. Л. 10 об., 17 об., 18, 18 об., 21, 22, 23; 759. Л. 59 об., 63, 64 об., 65, 65 об.). Н. К. Никольский определил принадлежность большинства этих имен конкретным инокам Кириллова Белозерского мон-ря ( Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство. 1897. Т. 1. Ч. 1. Прил. 5. С. LIX-LXVI). Отнесение к П. всех троицких рукописей 2-й пол. XV в. с упоминанием «имения Паисея», включая и т. н. Паисиевский сборник, переписанный иноком Макарием для троицкого старца Паисия в 1444/45 гг. (РГБ. Ф. 304/I. Троиц. 747. Л. 463 об.- 464), вряд ли возможно ( Прохоров. 1989; Он же. 1991). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. в обители были иноки с таким же именем (см., напр.: Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 164. Л. 136 об.). Вопреки мнению Р. П. Дмитриевой и Прохорова, нет оснований связывать с П. появление в Кирилловом Белозерском мон-ре еще одного т. н. Паисиевского сборника (кон. XIV - нач. XV в.), в котором имеется сфальсифицированная запись XVII в. о том, что она сделана рукой «князя Стефана Васильевича Комрина, 6920 год» (РНБ. Кир.-Бел. 4/1081). Однако, несомненно, что П. пользовался служебной троицкой Минеей XV в., имеющей об этом в конце рукописи помету: «Книга сия старцю келарю Саве и игумену Паисеи» (РГБ. Ф. 304/I. 533. Л. 204 об.).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

«Демократизм образов и лаконичная конкретность художественного языка сочетаются с разнообразием палитры, подчас по-народному грубоватой, но сильной и впечатляющей, где ведущая роль принадлежит различных оттенков охрам в сопоставлении с киноварью и лазорью» (Искусство земли Вологодской: Кат. выст. С. 8). Среди наиболее выдающихся памятников того времени - Деисус и храмовая икона из Покровского Глушицкого мон-ря, праздничный чин из Корнилиева Комельского мон-ря (ВГИАХМЗ), Деисус 1517 г. из Троицкой ц. Филиппо-Ирапской пуст. (Череповецкое музейное объединение), иконы «Св. Иоанн Предтеча» из Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ), «Снятие с Креста» из Сретенской ц. (ГТГ) и «Чудо св. Георгия о змие» (ГРМ), «Преображение» из Куржекской ц. (Вытегорский музей), «Арх. Гавриил» и «Св. Иоанн Предтеча» из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Девятины, стиль к-рых характерен для новгородской школы; резные иконы «Чудо св. Георгия о змие» и «Св. Параскева Пятница» (ВГИАХМЗ). В XV-XVII вв. был создан 5-ярусный тябловый иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Из 60 уцелевших икон 33 находятся в КБМЗ, остальные - в ГРМ, ГТГ и ЦМиАР. К XVI в. относятся еще 2 частично сохранившихся тябловых иконостаса из Кириллова: из церквей прп. Иоанна Лествичника (местный ряд в ГРМ) и Преображения Господня. В последней, а также на св. вратах с казнохранилищем и сушилом частично сохранились фрески. Наиболее ранние дошедшие до нас образцы книжной миниатюры представлены в Евангелии апракос (кон. XIV - нач. XV в., ВГИАХМЗ), в Канониках 1408 и 1423 гг., в 3 Евангелиях XIV - 1-й трети XV в. (в т. ч. в Христофоровом Евангелии), Псалтири 1424, Апостоле 1-й трети XV в. (все в ГРМ). Замечательными памятниками прикладного искусства XV-XVI вв. являются панагии и потир из Спасо-Каменного мон-ря и т. н. Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого мон-ря (оба во ВГИАХМЗ), напрестольный резной крест из Кириллова Белозерского мон-ря, образ «Св. Троицы» из Сямского Богородице-Рождественского мон-ря (оба в ГРМ). Древнейшие произведения лицевого шитья - 2 покрова на раки преподобных Димитрия Прилуцкого (XV в.?) и Григория Пельшемского (XVI в.; оба во ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕНЕФА АСЕНЕФА (Клементьева Раиса Михайловна; 29.06.1802, имение Несвойское в 30 верстах от Вологды - 19.04.1892, Горицкий мон-рь), мон. Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря в Новгородской губ., юрод., сестра игум. Арсении (Клементьевой) . Летом 1816 г. поступила в Горицкий мон-рь. Ревностно исполняла различные послушания: писала иконы, пела и читала в церкви, ежедневно приносила до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому берегу р. Шексны, несла суровый пост, не вкушая пищи иногда в течение 12 дней. После 13 лет послушнического искуса игум. Маврикией (Ходневой) пострижена в мантию с именем А., после чего приняла подвиг юродства, благословение ей дал задонский затворник Георгий Машурин . Одежду и обувь А. меняла раз в год - в день своего рождения, в остальные дни ходила оборванной, часто босой. Спала на голом полу, большую часть ночи проводила в сыром подвале. Пищу, к-рую ей приносили с игуменского стола, отдавала старицам и птицам, сама же питалась скудно. А. часто уходила молиться на гору Мауру и подолгу стояла на камне, на к-ром сохранился след стопы прп. Кирилла Белозерского . В конце жизни А. была парализована, лишилась зрения, после чего приняла на себя подвиг старчества : к ней приезжали за советом монахини и миряне, блаженная получала множество писем с просьбой о молитвенной помощи, в к-рой она никому не отказывала. А. удостоилась дара прозорливости: предвидела убийство имп. Александра II и смерть своей сестры игум. Арсении, предсказала закрытие мон-ря в 1929 г. Воспитанница А. мон. Асенефа (Корчагина) стала игуменией Горицкого мон-ря (1910-1920). Отпевал А. многочисленный сонм священнослужителей при большом стечении народа. Подвижница похоронена с сев. стороны Воскресенского собора. Свидетельства о блаженной жизни А. записал архим. вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Неофит (Следников), впосл. еп. Измаильский, присутствовавший при встрече св. прав. Иоанна Кронштадтского с блаженной старицей в 1891 г. Лит.: Иоанн (Калинин), инок. Воскресенский Горицкий девичий мон-рь Новгородской епархии и его подвижницы. Кириллов, 1914; Неофит (Следников), еп. В дар Христу: Восп. о юродивой мон. Асенефе Клементьевой. Серг. П., 1917; Летопись Горицкого мон-ря//Кириллов: Ист.-краеведч. альманах. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 314, 327, 332. Е. Р. Стрельникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/76598.html

В 1885-1886 гг. Г. пожертвовал собрание старинных предметов (оружие, монеты и др.) создававшемуся в Воронеже краеведческому музею. Член Воронежского губ. статистического комитета (1885), церковного историко-археологического комитета (1901), губ. ученой архивной комиссии (1901). Соч.: Ист.-стат. описание 1-кл. Задонского Богородицкого мон-ря. М., 1871; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Агапита. СПб., 1872. Воронеж, 18882; Восп. об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом. Задонск, 1879. Воронеж, 18872; Описание Тихоновского общежит. муж. мон-ря, находящегося близ г. Задонска. СПб., 1882; Нек-рые черты из жизни почившего в Задонском мон-ре схимон. Митрофана. Воронеж, 18882; Метод богослуж. возгласов, положенных на ноты. М., 1897-1900. 2 ч.; Прп. Кирилл Белозерский. М., 1897; Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского Успенского муж. 1-кл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Ист. описание Короцкого жен. общежит. мон-ря Валдайского у. Новгородской епархии. СПб., 1897; Ист. очерк Новосильского Св.-Духова мон-ря Тульской епархии. Тула, 1901; Слова и речи. Тула, 1901. СПб., 19022; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Нафанаила. СПб., 19022; Учение блж. Августина о богодухновенности Свящ. Писания. СПб., 1902; Можайский Лужецкий 2-кл. Ферапонтов мон-рь Моск. епархии. М., 1902; Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909. Муз. соч.: «Многая лета» (перелож.), «Спаси, Христе Боже»//Метод богослужебных возгласов. С. 206-207; «Вечери Твоея тайныя»//Сб. великопостных песнопений разных авторов/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб., 5; «Душе моя», «Да исправится»//Сб. духовно-муз. песнопений для небольшого смеш. хора из Постной триоди: 2]. СПб.: [П. Киреев], 1912. 14, 24; Кондак свт. Тихону Задонскому//Сб. духовно-муз. сочинений разных авторов для малого смеш. хора под ред. С. Панченко: Кондаки на Акафисте, припевы, концерты двунадесятым праздникам: 6] Пг.: [П. Киреев], 1913. 7; Херувимская (g-moll), «Милость мира» (e-moll), «Господи, что ся умножиша»//Сб. духовно-муз. песнопений, сочинений разных авторов в аранжировке и ред. Г. Извекова для 3-х муж. голосов (2-х теноров и баса): На Литургии: 19]. Пг.: [П. Киреев], 1915. 22, 50, 122; Херувимская 3, «Хвалите имя Господне//Историческая хрестоматия церковного пения/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб.: [Г. Шмидт], б. г. Вып. 10.

http://pravenc.ru/text/164863.html

Q. IV. 398). Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Описание Ферапонтовой волости//Вестн. РГО. СПб., 1854. Кн. 4. Ч. 11. Отд. 2. С. 129-152; Варлаам [Денисов], архим. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//ЧОИДР. 1860. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-69; Бриллиантов И. И. Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения патриарха Никона. СПб., 1899. С. 15-65; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерус. литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 165; Вздорнов Г. И. Искусство книги Др. Руси. М., 1980. С. 127-130. 107, 109, 110; Терентьева (Шевченко) Е. Э. Источники и редакции Жития Мартиниана Белозерского//Древнерус. литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 149-155; она же. Житие Мартиниана Белозерского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч.1. С. 297-299; она же. Мартиниан Белозерский//Там же. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 104-106; она же. Книжник XV в. Мартиниан (Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Вожеозерский и Ферапонтов мон-ри)//КЦДР: XI-XVI вв. 1991. С. 283-299; она же. Прп. Мартиниан, Белозерский чудотворец. СПб., 2014; она же. К вопросу об общерусской канонизации прп. Сергия Радонежского//Чтения по истории и культуре древней и новой России: Сб. мат-лов VIII чтений. Ярославль (в печати); Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998 Т. 1: Житие Сергия Радонежского; Ключевский. Древнерусские жития. 1998. С. 272-273; Кручинина А. Н. Служба прп. Мартиниану Белозерскому в рукописях XVI-XVII в.//Петербургский муз. архив. СПб., 1998. Вып. 2. С. 12-23; Борисов Н. С. Иван III. М., 2000; Турилов А. А. Мастер Яковишко - малоизвестный новгородский книгописец сер. XV в.//Хризограф. М., 2003. С. 165-182; он же. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря в 1-й трети XV в.//ДРИ. СПб., 2004. [Вып.:] Искусство рукоп. книги. Византия. Древняя Русь. С. 373-390; Серебрякова М. С. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских монастырей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Сизова Е. А. Память о прп. Мартиниане Белозерском. М., 2010; Шибаев М. А. «Древние» фрагменты в сборниках Ефросина//КЦДР: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 2014. С. 114-123; он же. Дьяк Олешка Павлов и книгописное дело в Кирилло-Белозерском мон-ре в 1-й пол. XV в.//Вестник ВолГУ. Сер. 4: История, регионоведение, междунар. отношения. 2016. 4 (в печ.).

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., один из виднейших идеологов нестяжательства (см. Нестяжатели ), религ. публицист, книгописец. Важным источником сведений об А. является его послесловие к переписанным им в 1542/43 г. «Постническим словесам», или «Книге о постничестве», свт. Василия Великого (ГИМ. Увар. 255-1 ° . Л. 450об.- 451). В послесловии А. сообщает: «Пострижение приах от рукы отца Корнилиа» (Л. 451), по всей вероятности прп. Корнилия Комельского († 19 мая 1538), основателя Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря близ г. Грязовца на Вологодчине. «Постнические словеса» хранились в б-ке Комельского мон-ря, по-видимому, А. переписал книгу специально для мон-ря, пострижеником к-рого являлся. Известно, что А. бывал там во время игуменства Лаврентия (1538-1548), с к-рым беседовал в его келье. Иоанн IV Васильевич Грозный предлагал А. стать игуменом Комельского мон-ря после Лаврентия († 16 мая 1548), но А. отказался. Возможно, до пострижения А. жил в городе. В «Постнических словесах» к нижней доске переплета приклеен лист с отрывком текста - автографом А., где говорится: «Оставих бо еже в граде пребывание, яко тмам злых повинно». В послесловии А. также сообщает о том, что незадолго до смерти прп. Корнилия и по его благословению (1535 или 1536) он перешел из Комельского мон-ря в Порфириеву пуст., расположенную в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря , чтобы там «плакатися грех своих». На 7-м году жизни в пустыни А. переписал с разных списков «Постнические словеса» свт. Василия Великого. Каллиграфически выполненная рукопись с изящным орнаментом характеризует А. как профессионального писца, в ней сильны графико-орфографические признаки второго южнослав. влияния .Современники (кн. А. М. Курбский и др.) ценили А. как тонкого знатока церковнослав. языка и книжности. Пустынь, где поселился А., была основана мон. Порфирием, к-рый 2 февр. 1521 г. был поставлен игуменом Троице-Сергиева мон-ря . После выступления в защиту кн. Василия Ивановича Шемячича, вероломно схваченного по приказу вел. кн. Василия III Иоанновича и приговоренного к смерти, Порфирий попал в опалу и в сент. 1525 г. был вынужден оставить игуменство и вернуться в свою белозерскую пустынь. В «Истории о великом князе Московском» Курбский, хорошо зная о Порфирии от А. и своего духовного отца прп. Феодорита Кольского , сообщает, что в пустыни одновременно жили монахи-нестяжатели Порфирий, А., постриженики Соловецкого мон-ря Иоасаф (Исаак) Белобаев и Феодорит Кольский (РИБ. Т. 31. Ч. 1. С. 329, 336), по-видимому, это было во 2-й пол. 30-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/76378.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010