Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе пастыри стада Христова, богомудрые иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Церкви! Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года, обращается к Полноте церковной со словами апостольского приветствия: “Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами” (2 Фес. 1. 2). Архиерейский Собор и последующее освящение Храма Христа Спасителя занимают центральное место в торжествах Великого Юбилея – двухтысячелетия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего. Глубоко символично, что Собор проходил накануне праздника Преображения Господня, когда Церковь воспоминает чудо явления славы Божией в Иисусе Христе, Который просиял божественным и нетварным светом пред Своими учениками. Чудом, символизирующим преображение и возрождение нашего народа, явилось воссоздание Храма Христа Спасителя, построенного в память воинов, за веру и Отечество павших, и разрушенного богоборцами в годину лихолетья. “Слово стало плотию” (Ин. 1. 14) — это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, навсегда изменило судьбы мира. Бог, пребывая всесовершенным и неизменным, стал человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую сердцевину истории. Господь, времена и лета во Своей власти положивший, Своим Воплощением освятил время, преобразив его в предвкушение вечности, в залог жизни и бессмертия. С момента Божественного Воплощения история мыслится в свете Царства Божия, откровением которого во времени и стало Рождество Господа от Святого Духа и Марии Приснодевы. С тех пор история в подлинном смысле обретает священный характер, ибо является как чреда великих и спасительных деяний Божиих, богоявления и богообщения, обожения и преображения твари, что совершается в Церкви Христовой силою и действием Всесвятого Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429409/

Митрополит Иларион: Мы сможем стать подлинными христианами, если научимся любить не только друзей, но и врагов 13 октября, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Очень многое Господь дает каждому из нас авансом для того, чтобы данное нам мы употребили на благо окружающих людей. 12 октября 2014 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию. Затем владыка Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святое Евангелие донесло до нас слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он говорил Своим ученикам и обращал к простому народу. Среди этих слов были такие, которые не все и не сразу понимали, потому что очень часто Господь говорил народу притчами. Он обращался к людям, используя образы из их повседневной жизни, и раскрывал духовные истины, которые каждому из них должны были открыться по-разному и по-своему. Но бывали случаи, когда Господь говорил и Своим ученикам, и народу прямо, дабы наставления, которые Он им давал, запечатлелись в сердцах и в памяти людей. Одно из таких наставлений мы слышали сегодня в евангельском чтении из Евангелия от Луки. Мы слышали слова Господа Иисуса Христа, которые Он обратил ко всем Своим слушателям: и тогдашним, и последующим, и нынешним, и будущим. Он сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6. 31). Это очень простая истина, которую в разной форме высказывали очень многие философы и учители. Но Господь такую простую формулу наполняет новым содержанием, потому что сразу же за этим Он говорит: «Если вы любите любящих вас, то что в этом особенного? Так поступают и грешники. Если вы оказываете благодеяния тем, кто вам оказывает благодеяния, то так же поступают и грешники. Если вы даете взаймы, надеясь получить обратно, то какая вам от этого польза? Так поступают и грешники. Но вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас» (см. Лк. 6. 32-35).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-myi...

До сего дня твоим послушанием было настоятельство в больничном храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона, и уже одно это говорит нам о том, что тебе как пастырю приходилось ежедневно и помногу соприкасаться с болью, страданиями и недугами людей, с их горестями, отчаянием и надеждами. Не давай же умолкать голосу человеколюбия и милосердия в твоей душе. Ибо ныне тебе предлежит гораздо более широкий, ответственный и многотрудный путь духовного врачевства. И потому деятельно возгревай в себе готовность укрепить сомневающегося, утешить страждущего, поддержать обездоленного, ободрить унывающего. «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тим. 4:6). В мирской твоей жизни ты был архитектором. А это означает, что тебе не просто внятна неизреченная красота Божиего мира, но также ведомы открытые нам свыше законы искусства, законы гармонии, по которым творится красота рукотворная. Употреби же эти дарования и познания для активного созидания и благоукрашения храмов в твоей новой епархии. Но при всех заботах и попечениях всечасно уповай на всесильную помощь Божию, ибо Сам Спаситель сказал ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так толкует это речение Господа: «Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить. Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих» . По воле Вседержителя на твою долю выпала честь стать первым епископом только что созданной Арсеньевской и Дальнегорской епархии. Таким образом, твое имя будет первым вписано в ее историю. И потому можно сказать, что Богом и Священноначалием ныне тебе благословляется великое дерзновение явить себя вдумчивым, предусмотрительным, талантливым архитектором и строителем церковного бытия вверяемого тебе удела.

http://patriarchia.ru/db/text/1666902.ht...

Ныне вспоминая историческое событие — восшествие на Московский Патриарший престол святителя Тихона — и воздавая должное его исповедническому служению, пришедшемуся на время богоборчества, полагаю справедливым выразить благодарность Церквам-Сестрам за неизменную солидарность с Русской Православной Церковью, претерпевшей в минувшем ХХ веке жесточайшие гонения. Одному Богу ведомо, сколько было сделано и пережито нашей Церковью за это время, исполненное многих скорбей и испытаний. Главным для Неё было и остается — служение Богу и людям. А это значит, что Она и впредь будет сохранять апостольское преемство и иерархический строй, безбоязненно возвещать евангельскую Истину, откликаться на вопрошания современников и давать на них пастырские ответы, сообразуясь с наставлением апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Окидывая ныне мысленным взором минувшее столетие, мы благодарим Пастыреначальника и Совершителя нашего спасения Господа Иисуса Христа за вся, яже о нас бывшее : за годы притеснений и духовного возрождения, за радость пребывания в лоне Святой Церкви и страданий за Имя Христово, за обретение для Царства Небесного ищущих спасения душ человеческих, за дар молитвенного общения и утверждения церковного единства.  Отрадно видеть сколь щедро Господь изливает Свои милости на Русскую Православную Церковь, на всех нас, ее смиренных служителей, вдохновляемых примером славных предшественников и с усердием исполняющих многоразличные послушания, прилагающих усилия к тому, чтобы слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось (Деян. 6:7). Миссия Церкви нелегка и ответственная. Но на протяжении веков она, водительствуемая Святым Духом, неустанно возвещает даже до края земли (Деян.1:8) благую весть о Том, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6) – о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. За последние годы, Богу содействующу, в добром сотрудничестве клира и паствы, людей церковных и светских, при поддержке жертвователей и благотворителей немало было сделано для развития религиозной жизни на всем пространстве пастырской ответственности Московского Патриархата. Однако было бы большой ошибкой полагать, что этого уже достаточно. Мы сделали лишь только то, что, по слову Божиему, должны были сделать (Лк. 17:10).

http://patriarchia.ru/db/text/5077630.ht...

Тропарь, глас 8-й: Песнопения Страстной седмицы в mp3 Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Кондак, глас 2-й: Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие. Великий Вторник. Проповедь Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во вторник Страстной седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 10 апреля 2012 года Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Великий Вторник. О необходимости бодрствовать Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его — их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

http://pravmir.ru/velikij-vtornik/

Ревностно и твердо наставляй чад церковных в вере и благочестии, никогда не пренебрегая одной из твоих основных обязанностей — возвещать «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Посему заботься, чтобы на воскресных и праздничных службах молящиеся всегда могли слышать живое слово проповеди. Не забывай и об устроении приходских школ. Они должны быть открыты при каждом городском и крупном сельском храме, но не только для детей, а также и для старшего поколения. Сегодня у многих имеется желание и потребность изучать Библию, историю Церкви, различные богословские дисциплины. Поощряя эту жажду знаний, тебе необходимо предоставить людям реальную возможность постижения истин веры. Вместе с тем имей попечение об образовательном уровне кандидатов в клир и «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22), но внимательно следи за подготовкой будущих пастырей. В равной степени и сам не переставай работать над возрастанием своей души, непрестанно поучаясь в Законе Господнем. Побуждай к тому и своих соработников на ниве Христовой. Тогда они будут твоими добрыми помощниками в деле евангельского свидетельства. Чаще посещай приходы епархии, в том числе и самые отдаленные. Таким образом ты сможешь более эффективно заботиться о духовном состоянии вверенной тебе паствы, контролировать исполнение на местах определений Соборов нашей Церкви. Особо хочу обратить твое внимание на необходимость возведения кафедрального собора в г. Благовещенске и новых храмов в тех населенных пунктах, жители которых ради участия в богослужении вынуждены преодолевать значительные расстояния. Для успешного осуществления программы строительства, как и для созидания мира и согласия в регионе, тебе потребуется налаживать доброе взаимодействие с местными властями, развивать сотрудничество с деловым сообществом. Вступая на ответственное епископское поприще, не думай, что подлинно добрые дела ты сможешь совершать самостоятельно, своими силами. И, наверное, богатый опыт твоего служения в Санкт-Петербургской епархии, руководство обителью святого преподобного Александра Свирского дают тебе основания вместе со апостолами принять в свое сердце слова Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5-6). Служа Творцу «благоугодно… с благоговением и страхом» (Евр. 12:28.), возлагай на Него все свое упование. Вместе с народом Божиим неустанно обращайся к Создателю, Пренепорочной Деве и святым угодникам в горячей молитве. По слову священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, «следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого... Все будьте уступчивы друг другу» (Послание к Филиппийцам).

http://patriarchia.ru/db/text/1649389.ht...

А как же тогда требование Господа любить Его больше, чем отца и мать, чем брата и сестру, чем детей? Никого нельзя любить так, как Бога. И вот некоторые люди, понимая эту любовь по-своему, начинают впадать в экзальтацию, в психически неуравновешенное состояние, думая, что чем больше они плачут, чем больше они внутренне переживают, тем они больше Бога любят. И возникает вопрос: а что значит любить Бога? Мы слышим слово Божие, мы знаем, что Он от нас хочет, каковы Его требования. Мы знаем Его заповеди, мы знаем, что означает мир Божий: это тот мир, который устроен по воле Божией, где главный закон бытия Его слово. Когда дети вырастают, мать и отец, которые любят их больше жизни, обычно отдаляются от них, потому что и дети отдаляются от родителей, — даже сохраняя взаимную любовь. Дети живут своей жизнью, они устраивают свой мир, и мир детей часто не похож на мир родителей. Дети живут уже в другом мире. Они связаны с родителями воспоминаниями о детстве, сердечным чувством, но жизнь — порознь. А вот когда мы говорим о любви к Богу, мы говорим в первую очередь о том, что вне зависимости от любых обстоятельств мы должны жить в Божием мире. Мы не должны порывать с Господом, мы должны жить в Его системе ценностей. Мы должны жить по Его закону, и никакое физическое возрастание, никакой переход из одного возраста в другой, никакие изменения по службе или перемещения в пространстве не могут и не должны оторвать нас от Божиего мира или от любви Божией. Как об этом замечательно говорит апостол Павел, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39), от мира Божия, Его заповедей, Его закона. Более того, эта любовь сохраняется на протяжении всей истории человеческого бытия. Общество было устроено по-разному, действовали разные законы, создавались разные политические конструкции, существовали разные мировоззрения, но верующие на протяжении всей человеческой истории, по крайней мере, от воплощения Господа и Спасителя, были способны жить в Его мире.

http://patriarchia.ru/db/text/4930839.ht...

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мк. 10:32-45) содержится очень интересный рассказ. Господь Иисус Христос идет в Иерусалим на страдания. Он и ученики знали, что произойдет, ведь напряжение вокруг Его личности, вокруг Его служения достигло невероятной силы, и идти в Иерусалим, где пребывала власть, которая и создала это напряжение, означало идти на смерть. Ученики уговаривали Спасителя не идти, но Он пошел.  И вот, когда они приближались к Иерусалиму, оказалось, что Он идет впереди, а ученики, от страха сбившись в кучку, идут за Ним, понимая, что в любой момент могут встретиться с теми, кто их арестует, схватит, будет пытать. Страх проник в души учеников, но в этот самый момент происходит нечто практически необъяснимое. К Господу подходят два близких ученика, братья Иаков и Иоанн, и именно тогда, когда Господь уже прозревает Своим взором трагедию Гефсиманского сада и Голгофы, они просят Его: «Посади нас по правую и левую руку от Себя во славе Твоей». Можете себе представить? Напуганные ученики, идущие за Учителем, Которого от пыток и смерти отделяют дни, а, может быть, часы, — просят посадить их по правую и по левую руку в славе. И Господь говорит: «Посадить вас по правую и по левую руку — не от Меня зависит, но вы примете то, что Я принял, — вы будете креститься тем самым крещением, которым Я крещусь». А затем, обращаясь ко всем ученикам, Господь говорит: «Князи земные господствуют над народами, но среди вас не должно быть так, но кто хочет быть бОльшим среди вас, пусть будет для всех слугой; а кто хочет быть первым среди вас, пусть для всех будет рабом». Это потрясающей силы слова, которые обращены к ученикам, а через них — ко всем христианам, в том числе тем, кто во власти, тем, кто имеет первенство: не господствовать над народом, а служить людям. Какая замечательная жизнь у нас была бы, если бы каждый восходящий в начальство клялся и перед Богом, и перед народом жить так, как Господь его призвал жить, — быть слугой, а если нужно, рабом, отдавая всю свою жизнь в служение народу. 

http://patriarchia.ru/db/text/2921373.ht...

В Храме Христа Спасителя состоялось поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации 31 января 2013 г. 21:19 31 января 2013 года, накануне четвертой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием. Перед началом приема в Тронном зале Патриарших палат гости поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейшего Патриарха Кирилла приветствовала председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко. Принимая поздравление от мэра Москвы С.С. Собянина, Святейший Владыка выразил ему благодарность за неизменную поддержку и содействие развитию церковной жизни в столице и за активную позицию в реализации программы строительства 200 храмов. Предстоятеля Русской Церкви также поздравили представители Администрации Президента и Правительства РФ, полномочные представители Президента России в федеральных округах РФ, первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков, министр обороны РФ С.К. Шойгу, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр культуры РФ В.Р. Мединский, председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, лидеры российских политических партий Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, С.М. Миронов, главы российских регионов, председатель Московской городской Думы В.М. Платонов, председатель ВГТРК О.Б. Добродеев, послы ряда государств стран СНГ и дальнего зарубежья, представители общественных организаций, высшего офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации, деятели науки и культуры. Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали представители Русской Православной Старообрядческой Церкви, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских общин и объединений.  На торжественном вечере в Храме Христа Спасителя также присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, иерархи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, сотрудники Московской Патриархии, руководители СМИ и светские журналисты, освещающие деятельность Святейшего Патриарха Кирилла. 

http://patriarchia.ru/db/text/2763796.ht...

В Храме Христа Спасителя открывается фотовыставка «Сын Церкви. К 70-летию Патриарха Кирилла» 17 ноября 2016 г. 00:12 18 ноября 2016 года в 14.00 в Патриаршем музее церковного искусства в Храме Христа Спасителя в Москве состоится открытие фотовыставки «Сын Церкви». Фотовыставка открывает официальные мероприятия, посвященные 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В первой разделе экспозиции представлены фотографии, рассказывающие об истории Русской Православной Церкви в XIX начале XX века; во втором и третьем фотографии Святейшего Патриарха Кирилла до интронизации и на протяжении семи лет Патриаршего служения; в четвертом разделе представлена новая церковная архитектура последних десятилетий как выражение образа Церкви в понимании наших современников. Пятый раздел коллекция портретов, созданных творческим объединением фотографов «Парсуна», которые запечатлевают членов церковных общин в разных уголках России. Семидесятилетие Предстоятеля не личное торжество, но событие, позволяющее развернуть монументальную панораму многообразного и глубокого, подчас скрытого от глаз посторонних, но важного во всех проявлениях служения Церкви. Это литургическое предстояние, пастырство и наставничество, дела милосердия, сотрудничество с представителями науки и образования, взаимодействие со светскими организациями, духовное окормление Российской армии, церковные миссии за рубежом. В обзоре этих многочисленных трудов Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля, запечатленных в фотографии, раскрывается значение миссии Церкви и ее служения для спасения людей. Разделы экспозиции I. Введение. История Русской Православной Церкви в фотографии Эта часть выставки составлена из фотографий, созданных на рубеже XIX-XX веков, когда появилась возможность запечатлеть великое церковное наследие прошлого с помощью новых технических средств. В этот период молились и служили выдающиеся церковные деятели, писали знаменитые церковные философы и богословы, трудились историки Церкви и церковной археологии, были построены выдающиеся памятники церковной архитектуры, созданы произведения монументального изобразительного искусства.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4679795...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010