На другой точке зрения стояли защитники унии, насколько это выразилось на соборе константинопольском и позднее – соборе халкидонском. Они всей душой привязаны были к унии. В ней видят они истинное слово, высказанное церковию касательно учения о Богочеловеке и соединении в нем двух естеств. За унию они готовы были положить живот, и многие, действительно, положили, а пострадали немало все без исключения. Врагов унии из александрийцев они считали язвой церкви. Бороться с этими последними для них значило бороться за истину, за веру, за православие. Они почитали себя приверженцами и почитателями Кирилла, его авторитет высоко ценили. Кирилл для них был так же велик, как и для монофизитов, но в деятельности и учении Кирилла не все вызывало у них одинаковые симпатии. Деятельность Кирилла после собора III вселенского, направленную к единению с антиохийцами, они ставили выше его деятельности предыдущей, поскольку эта дотоле выражалась только в противодействии несторианству и антиохийцам. Документы униальные, на которых красовалось имя Кирилла, были, так сказать, новым заветом врагов монофизитства. Враги монофизитов, подобно самим монофизитам, ставили себя под знамена Кирилла. Они основывали свою деятельность на деятельности Кирилла. В этом заключается главная причина, почему церковные историки, когда говорят о монофизитах и их противниках, путаются в своих представлениях. Каким образом одни и другие основывались на Кирилле, считали себя учениками одного и того же Кирилла, – это было вопросом в науке и вопросом запутанным... Состав партии защитников унии был не одинаков. Это имело важные церковно-исторические последствия. В состав этой партии входили и приверженцы антиохийской догматики, принявшие унию, и приверженцы александрийской догматики, ставшие на стороне унии. Это придает указанной партии разнообразие, но из этого разнообразия рождалась чудная гармония. Тех и других тесно соединяло уважение к унии, но у тех и других были особенности, оттенки во взглядах, напр., на прежних писателей богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Докимасий, епископ маронийский, сказал: усматривая, что послание боголюбезнейшего и святейшего отца нашего архиепископа Кирилла согласно с верою св. отцов, которую они в городе Никее изложили с благоговением и любовию ко Христу, я с посланием согласен и принимаю его; так я мудрствовал и желаю сохранить свою веру до конца неизменно. Лукиан, епископ топирийский, сказал: с содержанием прочитанного послания святейшего и боголюбезнейшего отца нашего Кирилла, которое он посылал к благоговейнейшему Несторию, я согласен со св. собором, бывшим в никейской митрополии, принимаю его и до конца (моей жизни) сохраню неизменным. Еннепий, епископ максимианопольский, сказал: замечая, что послание святейшего и боголюбезнейшего отца нашего епископа Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, согласно с верою, изложенною святейшими отцами в городе Никее, я принимаю его, и согласен мудрствовать так, как оно, и надеюсь сохранить эту веру непоколебимо. Стефан, епископ дийский, сказал: мы прочитали послание святейшего и треблаженного отца нашего епископа Кирилла, согласное е верою, изложенною святыми и богоносными отцами, сошедшимися в Никее; поэтому и я принимаю его, и веровал и верую так, как оно. Модест, епископ фригийского города Аней, сказал: и я пребываю в вере, изложенной 318 святыми отцами, сошедшимися в Никее, равно как принимаю и прочтенное ныне послание святейшего отца нашего архиепископа Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, так как оно согласно с верою, изложенною вышесказанными св. отцами. Афовий, епископ колонский, сказал: так как послание святейшего и боголюбезнейшего епископа Кирилла, прочтенное пред св. собором, согласно с верою, изложенною в Никее 318 св. отцами, то я с сею верою согласен, и верую так. Максим, епископ асский, из Азии, сказал: и я верую и пребываю в вере так, как определил ее святейший и боголюбезнейший епископ наш Мемнон. Дорофей, епископ миррский, из Азии, сказал: и я верую и мудрствую так, как (учит) прочтенное послание святейшего во всех отношениях и боголюбезнейшего епископа и отца нашего Кирилла, согласное с верою, изложенною 318 святыми отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Так определяет год и день рождения Кирилла Лукариса Антоний Легер. Smith. Collectanea. Fragmentum vitae Cyrilli Lucarii per Antonium Legerum p. 77. Cp. Narratio p. 3. Эту дату принимают: Гейнекций, Киммель, Монике, Пихлер, Сафа. Только один Гасс полагает, что «Кирилл Лукарис родился прежде 1568 года». Но он замечает, что «более точное определение года рождения Кирилла, кажется, доселе не установлено». Real-Encyclopedie für protestantische Theologie und Kirche. Herzog. Том 8-й. Articel Lucaris Cyrillus p. 538. Но Пихлер вышеуказанную дату считает несомненною. «Относительно вышеуказанного года (1572) рождения Кирилла Лукариса, – говорит он, – нет серьезного основания выражать сомнение. Все доводы, которые приводятся против этого, по отношению к единогласному свидетельству современников оказываются пустыми и ничтожными. Указывают на слова, находящиеся на заглавном листе арабского пятокнижия, которое Кирилл подарил архиепископу Кентерберийскому Ляуду (Laud). Слова эти следующие: «donum Cyrilli patriarchae Constantinopolitani paulo antequam octogenarius Turcarum manibus indigne occubuit («подарок Кирилла, патриарха Константинопольского, немного ранее, чем 80-ти лет от роду, умер незаслуженно от насилия турок»). Это замечание, во всяком случае, не принадлежит Кириллу; но невероятно также, чтобы оно было сделано по приказанию или с ведома Ляуда, так как прямо над этими словами и без того стоит следующая посвятительная формула Кирилла: «Cyrillus Oecumenicus Patriarcha beatissimo archiepiscopo Contuariensi D. Gulielmo Laud dono mittit praesentem librum in signum charitdtis fraternae»; поэтому оно есть, без сомнения, позднейшее замечание человека, близко незнакомого с историей Кирилла. Еще слабее второе основание, когда из старческого изможденного вида и белой бороды на бумажном изображении патриарха выводится 66-летний возраст его… Мы увидим, что обстоятельства последних лет жизни Кирилла были вполне достаточны, чтобы преждевременно покрыть морщинами его лицо и сделать белыми волосы». Pichler. Geschiche Protestantismus р. 37 – 38.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

17 Бругш, История фараонов, в серии „Летописи и памятники древних народов“. Египет, перев. Властова, С.П.Б , 1880, стр. 699. Об Александрии, как родине, св. Кирилла, свидетельствует жалоба диакона Феодора на Диоскора, поданная IV вс. собору, где говорится, что в этом городе жили и родственники св. Кирилла. A libellus вышеупомянутого пресвитера Афанасия говорит, что они имели в Александрии собственные дома (М. VI. 1007С; 1021D – 1023А; Д.В.С., III 2 , 255, 260). Kopallik, стремясь доказать, что Александрия – родина св. Кирилла, допускает даже извращение текста первоисточника: в выдержке из указанной жалобы диакона Феодора он говорит, что Диоскор изгнал из Александрии „nicht nur die Eltern des Cyrillus, .sondern auch dessen andere Verwandte und Freund“ (s.2). Ho всякий, знающий, что св. Кирилл умер в глубокой старости, невольно усомнится в правильности перевода данных слов диакона Феодора: неужели die Eltern. Св. Кирилла пережили своего престарелого сына? Действительно, ни греческое – „ γ ν о υ ς“, ни лат. – «parentes» подлинника, обозначая вообще род, родственников, а не только родителей, не дают права переводить их словом. „die Eltern“. Слов же, соответствующих „andere Verwandte“, в подлиннике и совсем нет. Но хотя Феодор и не говорит об изгнании из Александрии родителей св. Кирилла, однако Александрия – его родина. Так как нигде не говорится, что Феофил быль вызван, на александрийскую кафедру из какого – нибудь другого города, что непременно, как редкое исключение для того времени, обратило бы на себя внимание историков, то ясно, что он и до вступления на кафедру жил в Александрии. А если так, то естественно, что и весь его род, в том числе и Кирилл, жил в Александрии. Поэтому нет нужды считаться с теми авторами (Alegraeus, Trithemius и др.), которые, но словам Болландистов (Acta Sanct., Ianuar II, 84 I p.) считают св. Кирилла природным, греком, а родиной его – Константинополь. 19 Лопухин, Богосл. энциклоп., т. I., стр. 501. Литература об Александрии: Страбон, География, перев. Мищенко, Москва, 1879, стр. 809 – 815, Аммиан Марцеллин, История, перев. Ю.А. Кулаковского , Киев, 1907, т. II, 147 – 151; А. Л. Лебедев, вышеук. труд. 258 – 260 стр.; Порфирий Успенский , Проповедники в патриархате Александрийском, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Афанасий отправился в Рим, надеясь на получение кардинальской шапки. Но папские власти оценили его как ненадежного и некомпетентного. Они просто дали ему денег на возвращение в Фессалонику. 447 Кирилл Контарис был более упорным соперником. Австрийский посланник Шмид-Шварценхорн убедил католиков поддержать именно его. Шмид-Шварценхорн лично не любил его. «Патриарх Веррии, – как он называл его в письмах к императору, – хороший и великодушный архиерей, добрый к грешникам и суровый к добрым, щедрый, когда это не нужно, и скупой, когда нужно быть щедрым». Контарис был достаточно умен, чтобы не связаться открыто с Римом, но опирался на оппозицию, вызванную богословием Кирилла I. Эти настроения росли; Контарис в результате смог убедить св. синод низложить Кирилла I в марте 1635 г. Заплатив Порте 50 ООО талеров, собранных с помощью Шмида-Шварценхорна, Контарис стал патриархом во второй раз, под именем Кирилла II. Некоторые из его сторонников считали, что Кирилла Лукариса следует тихонько убить; но Шмид-Шварценхорн, который не хотел, чтобы его посольство заподозрили в поощрении убийства, предложил лучшую идею. Великий визирь согласился сослать Кирилла I на о. Родос. Шмид-Шварценхорн предложил обеспечить судно для этой цели и договорился, что корабль вместо этого поплывет в Италию и доставит Кирилла в Рим, где он будет передан в руки инквизиции. Но нанять корабль стоило 800 талеров и еще 500 талеров стоило подкупить экипаж. Когда Кирилла II попросили доставить деньги, он сказал, что следует найти более дешевое судно. Между тем план стал известен голландскому посланнику. Он послал гонца предупредить губернатора Родоса и сам подкупил капитана корабля, нанятого Контарисом, чтобы тот доставил Лукариса на Хиос. Там бывшего патриарха ждал губернатор Родоса и сам препроводил его на свой остров, а корабль был с позором отослан обратно в Константинополь. Теперь, однако, он не пользовался таким влиянием. Его взгляды были слишком хорошо известны. Многие православные, которые поддерживали его в борьбе против Рима, были поражены ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А это послание написано, по Гидулянову же, в феврале 430 г. 1019 Между тем известно, что борьба Кирилла с Несторием началась в феврале 429 г., с чем согласен и Гидулянов. 1020 . Значит, прошел целый год со времени начала борьбы с Несторием, когда, наконец, Кирилл узнал о том, что ему угрожает вызов на суд в Константинополь. За это время св. Кирилл сказал пасхальную проповедь против заблуждений Нестория, написал послание к монахам о том же, I послание к самому Несторию, послание к неизвестному защитнику Нестория; сам Несторий уже написал ответ Кириллу, сторонники Нестория (Фотий) написали опровержение на послание Кирилла к монахам и особое сочинение „Против тех, которые в учении о соединении естеств (во Христе) или уничтожают божество Единородного, или боготворят человечество“. Словом, борьба между Кириллом и Несторием была уже, так сказать, в полном ходу, когда он узнал о кознях Нестория лично против него. Каким же образом то, что случилось через год позже, могло быть ближайшей, а тем более существенной причиной того, что, началось за год раньше и целый год уже развивалось? Да, трудно доказать справедливость догадки Лоофса, Гидулянова и т. п. Итак, и главнейшей и ближайшей причиной выступления св. Кирилла на борьбу с Несторием, на борьбу, которой он посвятил всю остальную часть своей жизни, были не стремление Кирилла быть папой востока, не страх его перед судом, но догматические заблуждения Нестория, которыми совершенно разрушалась система христианского веронравоучения. Действительно, если мы на основании сочинений св. Кирилла, написанных до несторианских споров, постараемся представить себе, хотя в общих чертах христологические воззрения св. Кирилла, то нам ясно будет, что невозможно даже представить себе, чтобы св. Кирилл при таких воззрениях, при своих (известных уже нам) взглядах на пастырское служение, при своей энергии и ревности о чистоте веры и славе Церкви Христовой и, наконец, при своем положении, как архиепископ Александрии, мог молчать, когда появилось несторианство, да еще в пределах его архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

а) эти последние, как мы сказали, сами прибыли в столицу с жалобами, а первые были подкуплены; б) последними пользовался Несторий, а первыми „поборники несторианских мнений“; в) последние были судимы св. Кириллом, а первые „не имели решительно никаких дел“ с Кириллом; г) последние клеветали на Кирилла перед Несторием и в народе, а первые старались подорвать мнение императора о св. Кирилле; д) о последних св. Кирилл говорит в посланиях, писанных до собора к Несторию, к Акакию и к апокрисиариям, а о первых пишет после собора и только в Apolog. ad Theod. Во-вторых, говорить о том, кто и каким судом хотел судить св. Кирилла преждевременно, если не доказано, действительно ли Кирилл формально был предан императорскому суду. А это последнее, в-третьих, как нам кажется, должно быть совершенно отвергнуто. Правда, св. Кирилл ожидал, что он будет предан суду. Он даже опасался, чтобы Несторий не был назначен судьей над ним. Он даже послал своим апокрисиариям в Константинополь прошение к императору относительно этого, но приказывает им подать его императору только в самом крайнем случае. 1116 Но наступила ли эта крайняя нужда в самозащите перед императором, был ли предан св. Кирилл суду по этим обвинениям? С одной стороны, ничем нельзя доказать, что это прошение св. Кирилла было подано императору; с другой стороны, император, как увидим, в своем довольно резком послании к Кириллу ни слова не говорит об этих обвинениях и жалобах; наконец, известно, как увидим, что даже оппозиционное собрание Эфесского собора, искавшее и далее измышлявшее всякие клеветы против Кирилла, не занялось разбором этого, компрометирующего Кирилла дела. Отсюда очевидно, что не только упомянутое прошение Кирилла не было подано императору, но и самые жалобы клеветников не были, очевидно, приняты императором, и св. Кирилл, значит, не был предан суду. Вся затея Нестория достигла лишь того, что имя св. Кирилла действительно было, как увидим, скомпрометировано в глазах императора, некоторых сановников и части народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ , молдавська за темою Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Президента О.Г. Лукашенка Кирилу з Днем та та звернення] Кирила Тамашу Шуйоку обранням на посаду Президента Угорщини : та звернення] Кирила Туреччини Реджепу Ердогану з дня народження : та звернення] Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам форума «Традиционные ценности народов Востока и современный мир» : та звернення] Патриаршее приветствие участникам VI Международных Иоанновских чтений в Душанбе : та звернення] у 2023 Синоду митрополичого округу Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Киргизии С.Н. Жапарову с 55-летием со дня рождения : та звернення] з ключовими словами глави держав –   Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру (Зобову), епископу Кудымкарскому и Верещагинскому Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Геральдического совета при Президенте России Г.В. Вилинбахову с 75-летием со дня рождения Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2505664...

Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Патриаршее приветствие участникам VI Международных Иоанновских чтений в Душанбе : та звернення] у 2023 Синоду митрополичого округу Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Киргизии С.Н. Жапарову с 55-летием со дня рождения : та звернення] У рамках виставки-форуму Слова» в присвячена Року мови в СНД з ключовими словами глави держав – церковно-державний –   Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру (Зобову), епископу Кудымкарскому и Верещагинскому Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Геральдического совета при Президенте России Г.В. Вилинбахову с 75-летием со дня рождения Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження з дня народження   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4018863...

В описанных нами выше сношениях преосв. Кирилла с представителями высшей греческой иерархии и болгарской общины в Константинополе время незаметно прошло до 10 января 1858 года. Сначала преосв. Кирилл предполагал отправиться с своею миссиею в дальнейшее путешествие 10 января 1858 года на пароходе французского общества «Messageries imperiales». Но свирепствовавшая около этого времени, в течение нескольких дней, необыкновенно сильная буря, при снежной метели и стуже, доходившей в Константинополе до 5°, заставила миссию отложить свой отъезд в Иерусалим еще на пять дней. Эти пять дней были проведены преосв. Кириллом не без пользы для цели его последующего служения. В это время ему явилась возможность представиться Великому Визирю и Министру Иностранных Дел Турции, повидаться с высшими лицами армяно-григорианского духовенства и утвердить на более прочном основании духовную связь свою с патриархами – вселенским и Иерусалимским. Хотя свидание с турецкими министрами и не входило к первоначальную программу миссии преосвященного Кирилла и, в частности, его деятельности во время остановки в турецкой столице, но при более продолжительном его пребывании здесь, оно оказалось весьма уместным и полезным для упрочения, в глазах Порты, уже призванного ею официального характера нашей духовной миссии в Иерусалиме. Общее внимание, какое возбудило прибытие в Константинополь русского епископа с миссиею, его частые поездки в Фанар к патриархам и членам Синода и посещения ими преосв. Кирилла, служения его в Константинопольской патриархии и в болгарской церкви, – все это легко могло возбудить подозрение Порты на счет мнимо-политической цели посольства преосв. Кирилла на Востоке. В видах предупреждения подобных неправильных толков, русский посол в Константинополе предложил преосв. Кириллу представиться лично турецким министрам, каковое предложение он и принял. Аали-паша (великий визирь) и Фуад-паша (министр иностранных дел) с заметным удовольствием приняли известие первого драгомана русского посольства о желании преосв. Кирилла видеться с ними. Фуад-паша, кроме того, заметил, что он, будучи неправильно заподозрен русским правительством во враждебных России действиях по вопросу о святых местах, желает искупить приписанную ему вину всевозможным вниманием и предупредительностью к русскому епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010