Конечно, были и такие, которые пошли за большевиками, потому что они пообещали им землю и сладкую жизнь. Но считать, что все «красные» были шкурниками и лодырями, так же нелепо, как полагать, что все «белые» воевали за дворянские привилегии. Да, «красные» были обмануты, да большевистские главари использовали их иллюзии в своих нечестивых целях. Но не будем забывать, что и те, кто воевал за «белых», тоже были обмануты. Девятнадцатилетний подпоручик-доброволец, истекающий кровью под Новочеркасском или под Ростовом, конечно, ничего не знал ни об участии генерала Алексеева в антицарском заговоре в феврале 1917 года, ни о сговоре Колчака с английской разведкой и американскими олигархами. Доброволец этого ничего не знал, он умирал за Россию. Гражданская война слишком противоестественная и сложная вещь, чтобы простому человеку было сразу понятно, на чью сторону идти. Это ведь только нынешним борцам с коммунизмом всегда ясно, что надо всегда быть неважно с кем, но против «коммуняк». А 92 года тому назад разразилась великая народная трагедия: Братоубийственная война. И подходить к явлению Гражданской войны надо именно как к трагедии, а не как к очередному поводу свести счёты со своими политическими противниками. Между тем, русский народ, и «белые», и «красные», никогда не принял коммунизма, идеи «мирового пожара» и «всемирной революции». К концу 20-х годов всем стало понятно, что явил собой большевизм. Но если большая часть проигравших «белых» все свои надежды связывала с новой иностранной интервенцией против Советской России, то православные люди, оставшиеся в ее пределах, понимали, что большевизм попущен народу России за грехи, что нужно переболеть большевизмом, выстрадать прощение Божие. Примечательно, что все Святейшие Патриархи Московские постреволюционного периода, начиная от Патриарха Тихона и заканчивая Патриархом Кириллом, либо сами, либо их семьи, пострадали от большевизма. Патриарх Тихон (Белавин) был фактически убит большевиками, Патриарх Сергий (Страгородский) неоднократно арестовывался, Патриарх Алексий I (Симанский) был арестован и сослан, Патриарх Пимен (Извеков) был арестован и сослан, дед Патриарха Алексия II (Ридигера) был расстрелян большевиками, родители были вынуждены бежать заграницу от гонений большевизма, дед и отец Патриарха Кирилла (Гундяеева) были узниками советских концлагерей.

http://pravoslavie.ru/37618.html

А дальше уже было дело техники. Получив принципиальное согласие владыки Никодима, через своих знакомых в Финляндии я передал Лене, что, если она направит нам прошение, мы ее примем на обучение и дадим хорошее музыкальное образование. Лена с энтузиазмом согласилась и подала прошение о зачислении в регентский класс. — А что, регентский класс уже существовал? — Да, у нас к тому времени был сначала регентский кружок, а потом регентский класс, в котором занимались семинаристы. И Лена подала туда заявление. Далее нужно было согласовать этот вопрос с уполномоченным Совета по делам религии Григорием Семеновичем Жариновым. Когда я ему сообщил, что есть такая-то заявка, он сначала даже не понял о чем идет речь. А потом сказал, как всегда, что это невозможно. Я ему возразил: если мы в Советском Союзе провозглашаем равенство женщин и мужчин, то почему отказываем иностранке приехать и получить у нас образование? Почему в университете можно, в консерватории можно, а в Духовной академии нельзя? Тогда Григорий Семенович стал развивать «богословские» аргументы, но без всякого успеха. Я легко убедил его в том, что с богословской точки зрения все это возможно. И тогда он, скрепя сердце, дал мне согласие. Лена приехала. Вот тут-то я и приступил ко второму этапу этой операции, самому сложному. Я опять пришел к уполномоченному и сказал: «Неудобно, если будет учиться одна иностранка. Нас обвинят в показухе: ради того, чтобы пустить пыль в глаза Западу, мы приняли на учебу одного человека». И я предложил принять еще несколько девушек, но уже наших, русских. А чтобы не создавать дополнительных трудностей, посоветовал взять родственниц наших священнослужителей. В результате на обучение были взяты еще три девушки: Татьяна Ранне, Анна Ждан и моя сестра Елена Гундяева. — Ваше Святейшество, а весь этот план Вы заранее выстроили? — Конечно. — Говоря о причинах создания Регентского отделения, первым пунктом Вы назвали потребность в богословско-катехизаторском образовании, а уже вторым — в регентско-музыкальном. Это не случайно?

http://patriarchia.ru/db/text/737696.htm...

Патриарх Кирилл обозначил курс на победу в СВО Неожиданно крупнейшее государственное СМИ RT (Russia Today — «Россия сегодня») выпустило фильм «Протодиакон Андрей Кураев — о лишении сана, Патриархе Кирилле, изгнании из духовной академии». « Маргарита Симоньян и RussiaToday поздравили меня с днем рождения», — скромно сообщил своим френдам отец Андрей. Вот так взяла Маргарита Симоньян и поздравила за госсчёт... Дальше больше - прогосударственное радио «Комсомольская правда» подготовило с Кураевым получасовой выпуск программы. А тут еще умеренно оппозиционная еженедельная газета «Собеседник» опубликовала обстоятельное интервью с протодиаконом, сделав его лицом своего последнего выпуска. А ведь дата-то совсем некруглая — 58! «Ох, еще и " Собеседник " », — с ложной скромностью отреагировал недоюбиляр. А накануне дня рождения на сайте издания беглого олигарха М.Ходорковского «МБХ медиа» появилось ещё одно интервью с Кураевым. 58-летие протодиакона Андрея Кураева превращено СМИ прямо-таки в выдающееся событие общественной жизни! Такое внимание СМИ, особенно государственных, к этому недоюбилею как будто удивило и самого недоюбиляра (по крайней мере, он так изображает). Его фанаты на форуме странички отца Андрея уже третий день гадают о причинах внезапной славы их гуру. Звучат разные предположения и суждения, кураевские форумчане, по обыкновению, не стесняются в выражениях: «Как говорится, как тебе такое, патриарх Кирилл? (Я сам в шоке, если честно — хотя и понимал всю неоднозначность сложившейся вокруг МП реальности). Жизнь всегда сложнее картинки в голове. Маятник двинулся в другую сторону — хотя, казалось что это невозможно»; «В патриархии сейчас точно на изведутся, гадая, чтобы это значило и как дальше жить со своими филькиными грамотами и указивками»; «Симоньян точно знает, что такой фильм существует? Если да, то этот фильм — охранная грамота, в том числе и от произвола Гундяева» и т.д. и т.п. Основная мысль кураевских фанатов — СМИ таким образом направили Патриарху Кириллу сигнал не трогать Кураева.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/17/za...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отмечает прогресс в отношениях с Римо-католической Цековью 26.10.2007 В Московском Патриархате заявили об оживлении контактов с католиками при папе Римском Бенедикте XVI . " В последнее время, после избрания папы Римского Бенедикта XVI, провозгласившего одной из первоочередных задач своего понтификата развитие диалога с Православной Церковью, двусторонние отношения между нашими Церквами заметно оживились " , - заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) , выступая на днях на межрелигиозной встрече в Неаполе. Так, продолжил владыка, идет процесс совместного осмысления современных общественных реалий и тех вызовов, которые они ставят перед христианами, " развивается успешное взаимодействие обеих Церквей по целому ряду практических направлений " . По словам митрополита Кирилла, обе Церкви, и Православная, и Католическая, сегодня, " как никогда, осознают важность совместного свидетельства секулярному миру о тех христианских ценностях, которые этот мир пытается маргинализировать " . " Что касается так называемого альянса, то не думаю, что сегодня должна идти речь о какой-то новой межхристианской организации, хотя принципиально исключать создание таковой организации не следует " , - отметил он в докладе, опубликованном на официальном сайте Московского Патриархата. Под альянсом, по его словам, можно понимать " возможность более координированного и структурированного взаимодействия Церквей, в первую очередь, в их отношениях с секулярным миром и нехристианскими религиями " . В то же время иерарх подчеркнул, что речь не идет об альянсе " против кого-то " , напомнив, что совпадение позиций по многим проблемам, которые встают сегодня перед христианами, интенсивные православно-католические консультации, высказывания о возможности учреждения православно-католического альянса " вызвали неоднозначную реакцию в протестантском мире " . Владыка выразил убеждение в том, что границы гипотетического альянса между православными и католиками " не могут быть принципиальным образом закрыты для наших протестантских братьев " . Он указал на то, что протестантский мир многообразен, и в качестве примера привел межхристианский диалог в России и СНГ, " где практически все христианские конфессии не испытывают разногласий в вопросах этики, а также в оценке ценностей, предлагаемых сегодня светским миром " . ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 26.10.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3882.html

   В 70-х гг. произошла замена ректоров во всех трех духовных школах; московским ректором вместо переведенного на должность экзарха Центральной Европы архиепископа Филарета (Вахромеева) 18 апреля 1973 г. был назначен епископ Дмитровский Владимир (Сабодан). В этой должности он оставался до перевода на Ростовскую кафедру в 1982 г. В свою очередь его заменил возведенный в сан епископа Дмитровского Александр (Тимофеев), ранее в течение многих лет исполнявший обязанности инспектора академии. Ректором Ленинградской Духовной Академии вместо уволенного по старости епископа Тихвинского Мелитона (Соловьева) 26 декабря 1974 г. назначили архимандрита Кирилла (Гундяева), через полтора года хиротонисанного во епископа Выборгского. Владыка Кирилл возглавлял Ленинградские духовные школы в течение 10 лет, до тех пор пока в связи с его переводом на Смоленскую кафедру временно исполняющим обязанности ректора не был назначен архимандрит Мануил (Павлов). Ректором Одесской семинарии в 1975 г. стал протоиерей Александр Кравченко, сменив на этом посту архимандрита Агафангела (Саввина), хиротонисанного во епископа Винницкого.    С середины 70-х гг. условия существования духовных школ становятся чуть более сносными, чем ранее. Все три учебных заведения получили разрешение от Совета и местных властей на расширение помещений или строительство новых зданий, поэтому можно было увеличить и прием в семинарии. В 1978 г. при Ленинградской Духовной Академии были открыты регентские курсы; вначале на них учились 16 человек, в основном девушки, а в 1981 г.— уже более 70. В 70-х гг. и при Московской Академии появился регентский класс, преобразованный в 1985 г. в регентскую школу, в которой занималось около 100 воспитанниц. Это была единственно возможная форма женского религиозного образования в то время. Количество учащихся в Московской семинарии к концу 80-х гг. составляло уже около 400, а в Ленинградской и Одесской — более 200 воспитанников в каждой. В семинарии с середины 70-х гг. начали принимать абитуриентов с высшим образованием, в Московской к середине 90-х гг. они составили до четверти всех поступающих. В конце 70-х и в 80-х гг. в Московские духовные школы приняли преподавателей с университетским гуманитарным образованием и основательными знаниями в области церковных наук, полученными путем самообразования. Большинство из них впоследствии в течение нескольких лет сдали экзамены за полный курс семинарии и академии. Благодаря этому качество преподавания в академии удалось несколько поднять. Значительным событием в истории академии стала проведенная в декабре 1985 г. конференция, посвященная 300-летию ее образования, материалы которой вышли в юбилейном выпуске «Богословских трудов».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Саратовская духовная семинария — высшее духовное учебное заведение Саратовской епархии Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей. Открыта в 1830 году при епископе Моисее (Богданове-Платонове), хотя попытки открыть духовную школу предпринимались ранее: необходимость в образованных священниках в большой по территории и немалой по населению Саратовской губернии, в которой к тому же был сильно распространено старообрядчество, была огромной. Основной специализацией семинарии стала миссионерская деятельность, противодействие расколу и сектантству. Адрес : 410028, Россия, Саратов, ул.Мичурина, д. 92. Телефон : приемная ректора: (8452) 73-70-72 ; канцелярия: (8452) 49-18-44 . Смоленская духовная семинария [ править править код ] Смоленская духовная семинария Смоленская православная духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православный церкви, готовящее православных священнослужителей. Начало семинарии было положено в 1728 году стараниями епископа Смоленского и Дорогобужского Гедеона Вишневского на основе открывшейся ещё при митрополите Дорофее архиерейской школы. Закрыта 1 октября 1918 года. 30 ноября 1988 года решением Священного синода Русской православной церкви по инициативе архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище. 5 мая 1995 года решением Священного Синода Смоленской духовной школе присвоен статус семинарии. Адрес : 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, д. 5. Телефон : канцелярия: +7 (4812) 39-42-76 . Ставропольская духовная семинария [ править править код ] Ставропольская духовная семинария Ставропольская духовная семинария – старейшее духовное учебное заведение Северного Кавказа. Начало ее деятельности относится к середине XIX века, когда очаги православной веры вновь затеплились в этом регионе после длительного перерыва. Кавказская семинария была открыта, главным образом, для удовлетворения местных церковных нужд, здесь получали образование выходцы из Закавказья и Северного Кавказа: грузины, осетины, абхазы, калмыки, адыги и другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_д...

В двух статьях 21 К. И. Логачев рассматривает историю создания русских переводов Ветхого и Нового Заветов. Повествование иллюстрируется множеством примеров различных текстов переводов: – Ветхого Завета: «Вадим» (Лондон, 1860), Л. Мандельштам (Берлин, 1862), О. Штейнберг (Вильна, 1899) и др. – Нового Завета: В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, А. С. Хомяков, К. П. Победоносцев , еп. Кассиан (Безобразов) . Хочется отметить характерную особенность статей – множество подробных примечаний с пояснениями и списком дополнительной литературы. В статье 22 настоятеля Антиохийского подворья в Москве архимандрита Макария (Тайяр) речь идет не только о переводах в XIX в., но и обо всей истории арабских переводов. Автор отмечает, что древние переводы с греческого, сирийского, еврейского языков или были неполны, или не имели широкого распространения по причине того, что отображали более ранние ступени развития арабского языка. В XIX в. было сделано два новых перевода Библии на арабский язык: протестантский и католический, при этом автор подробно описывает методику перевода. Статья протоиерея Яковлевич Радивой 23 посвящена изданию нового перевода Библии на современный чешский язык 24 . Автор, как член ветхозаветной комиссии, подробно рассматривает процесс работы именно этой группы ученых, отмечая при этом участие в переводе специалистов разных христианских исповеданий. Именно это, по мнению автора, придает новому переводу «подлинно экуменический характер» 25 . Также в статье особо выделяется один из принципов нового перевода – «экономичность изложения», т. е. стремление «мысли еврейского текста передать самым коротким образом, из возможных чешских эквивалентов» 26 . Статья архиепископа Кирилла (Гундяева) 27 (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) представляет собой доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвященном 1300-летию Болгарского государства 28 . Автор задается целью обобщить «понимание истории и современной ситуации в изучении славянской Библии , а также попытаться оценить возможные перспективы развития этой отрасли библейской науки и участия Церкви в этом процессе» 29 . Отмечаются две первостепенные задачи: консолидация как церковных, так и светских научных сил; подготовка квалифицированных специалистов в области славянской библейской текстологии 30 . Особо стоит отметить высокий научный уровень статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Митр. Кирилл считает, что отношения государства с традиционными религиями необходимо закрепить в законодательстве РФ 20.03.2007 Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) считает, что отношения государства с традиционными религиями следует закрепить в законодательстве РФ. " Было бы нелепо разрушать систему взаимоотношений государственной власти с традиционными религиями на том основании, что она еще не получила законодательного оформления " , - заявил владыка Кирилл в письме послу США в России Уильяму Бернсу, комментируя доклад Комиссии США по международной религиозной свободе за 2006 год. Авторы упомянутого доклада призывали, в частности, убрать из российского закона " О свободе совести " упоминание о традиционных религиях страны. По мнению митрополита Кирилла, " именно законодательное обобщение отношений в этой области видится наиболее логичным разрешением сложившейся ситуации " . Напротив, требование авторов доклада убрать из преамбулы закона " О свободе совести " упоминание о традиционных религиях выглядит " попыткой воспрепятствовать формированию правовой системы России на осязаемом общественном и историческом фундаменте, а не на основе абстрактных идей " . Кроме того, напомнил митрополит Кирилл, термин " традиционные религии " не используется в преамбуле закона, особый правовой статус какой-либо религии в нем " никак не закрепляется вообще " , и закон вовсе не предполагает " права " религиозных групп на получение от государства помещений для богослужений. Представитель Московского Патриархата также назвал консультации региональных властей с лидерами религиозного большинства " непременным условием принятия обоснованных решений " , призвав " всячески приветствовать " такую практику " как вполне демократическую " . Во многих государствах, в том числе в США, напомнил владыка Кирилл, консультация с общественностью иногда считается непременным условием принятия административного акта, и непрописанность такой процедуры в сегодняшней России " не должна становиться препятствием на пути консультаций " .

http://drevo-info.ru/news/2613.html

Около половины двенадцатого вечера 27 января, через час после избрания шестнадцатым Патриархом Московским и Всея Руси, митрополит Кирилл вышел из Храма Христа Спасителя и направился к поджидавшей его машине. Группа активистов Православного корпуса, созданного рядом проправительственных движений, и пожилых людей с портретами новоизбранного патриарха, поджидала его, время от времени принимаясь скандировать: «Патриарх наш Кирилл, его Бог благословил!» Избранный патриарх внезапно резко отклонился от «курса» на автомобиль и пошел к демонстрантам. «Куда он, куда же он!» - невольно вырвалось у одного из милиционеров, охранявших вход в зал церковных соборов. Митрополит Кирилл (вплоть до интронизации он «нареченный патриарх», но еще не «Ваше Святейшество») раздавал благословения, жал руки, улыбался... Он был в своей стихии. Идеологическая борьба Митрополиту Смоленскому и Калининградскому (в миру Владимиру Михайловичу Гундяеву) в минувшем ноябре исполнилось 62 года. Для церковного иерарха это возраст активного служения. То, что он любит публичность, умеет говорить и говорить убедительно, фокусируется на миссионерской работе, и никогда не скрывал положительного отношения к диалогу с «инославными», особенно католиками, вызывает плохо скрываемое раздражение церковной ультраконсервативной оппозиции. Церковные «либералы» и светское правозащитное сообщество не любят смоленского и калининградского владыку за хорошие отношения с политической верхушкой России и скептицизм в отношении западной концепции прав человека. Ему поминают предполагаемые связи с КГБ в советский период и беспошлинный ввоз спиртного и сигарет - в постсоветский. Динамичный и непоседливый митрополит иногда, кажется, даже получает удовольствие от публичных идеологических схваток. По крайней мере, он от них уклоняется заметно меньше, чем принято в традиционно осторожной среде высшей иерархии. Церковные споры: либералы против консерваторов Предстоящее патриаршество Кирилла Первого обещает быть богатым на события - и непростым.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Статус слушаний был высок. Присутствовали два вице-спикера Думы - Любовь Слиска и Владимир Жириновский. Из религиозных лидеров - митрополит Кирилл (Гундяев) (председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата), муфтий Мухаммедгали Хузин (заместитель главы Центрального духовного управления мусульман России), раввин Зиновий Коган (председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России) и кто-то от пятидесятников и баптистов. Любовь Слиска открыла слушания и обозначила круг вопросов церковно-государственных отношений, которые требуют законодательной корректировки. Это давно стоящие на повестке дня проблемы налогов, землепользования, образования, экстремизма. Слиска говорила четко и по-житейски здраво. Жириновский всех смешил, эксцентрично выступал против поездок российских мусульман на учебу в исламские страны, где они " набираются ваххабизма " , и сообщил, что его бабушка была баптисткой и в детстве водила его на молитвенные собрания. Поначалу это вызвало удовлетворенные улыбки на лицах присутствующих протестантов. Но их пыл слегка поостыл, когда вице-спикер добавил, что, в общем-то, ему " баптизм уже тогда не понравился " , и поэтому теперь он православный, " крещеный, венчанный " . Выступающие озвучили свои позиции и в рекомендациях по итогам слушаний согласились, что Закон о свободе совести от 1997 года отражает реалии середины 1990-х и что " на современном этапе от государства и религиозных организаций требуются совместные шаги по дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего государственно-церковные отношения " . Главной интригой слушаний стала скрытая " дуэль " между заместителем председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андреем Себенцовым и митрополитом Кириллом. Известный своим законническим подходом к проблемам церковно-государственных отношений Андрей Себенцов давно стал для Церкви неудобной фигурой. Но удалить его с " игрового поля " она не может, так как в Белом доме ценят его честность и принципиальность. Союз православных граждан обрушивает на него шквал критики и считает его деятельность последовательно направленной против Церкви, иными словами - антиклерикальной. Официальное руководство РПЦ от прямой конфронтации с Себенцовым воздерживается, но пытается противостоять его инициативам. Не будем перечислять все из этих инициатив, отметим лишь, что в своем выступлении Себенцов, в частности, предложил внести в Закон о свободе совести следующую поправку: отменить в качестве необходимого для регистрации 15-летний срок существования на территории России для всех религиозных организаций, кроме централизованных.

http://religare.ru/2_9498.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010