Задачи, которые стояли тысячи лет назад перед солунскими братьями, стоят сегодня перед всеми нами. Это те же самые задачи, но, конечно, в иных культурных категориях, с иными предпосылками, потому что они определяются той средой, в которой мы осуществляем свое благовестие. Но, в конце концов, окончательная цель та же – сделать слово Божие живым и действенным, актуализировать евангельское послание, чтобы древние слова и древние письмена жили реальной жизнью в сознании и сердце современного человека. Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя в Москве 24 мая 2018 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских Воспитательная роль литературы начинается именно с языка Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя. Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи. Говорить на понятном языке – значит проникнуть в суть жизненных проблем и духовных исканий современников. И настоящая литература, прозревая эти глубины, как раз и призвана ответить на волнующие людей вопросы на основании слова Божиего, с позиций Евангелия и христианского отношения к действительности.

http://pravoslavie.ru/113316.html

Патриарх Кирилл встретился с детьми погибших сотрудников спецподразделений 14 декабря, 2015. Новостная служба Он пожелал им вырасти такими же замечательными, «какими были те, кого мы оплакиваем». 14 декабря. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил цветы к мемориалу памяти жертв терроризма на Дубровке и встретился с детьми погибших сотрудников спецподразделений.   Патриарх совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских в Москве, построенном в память погибших при теракте на Дубровке. После этого он пообщался с детьми, чьи отцы погибли при исполнении служебного долга, сообщает Патриархия.ru. «Мы сегодня совершили освящение храма, который был построен в память о тех людях, которые здесь погибли в 2002 году. В 2011 году мы закладывали здесь камень в основание храма. И то, что это был первый храм, заложенный в Москве, неслучайно. В этом выражается наше отношение к людям, которые погибли, к тем, кто были невинными жертвами террористов, а также к тем, кто погиб, защищая нас от терроризма. В первую очередь, конечно, это сотрудники специальных подразделений, специальных служб, которые и сегодня каждый день рискуют жизнью, чтобы наша жизнь была мирной. Я очень рад видеть вас, дорогие дети. Вы кровно связаны с теми, кто погиб, защищая наш народ, наше Отечество. Очень рад, что сегодня вы вместе со мной здесь. А вот то, что первым из всех новых московских храмов, еще раз хочу это подчеркнуть, был заложен храм на месте, где произошел террористический акт, свидетельствует о том, как глубоко наш народ переживает трагедию терроризма. «Никто не забыт и ничто не забыто» — эти слова были замечательной поэтессой Ольгой Берггольц сказаны в отношении жертв ленинградской блокады. Но мы их постоянно повторяем, когда хотим еще и еще раз подчеркнуть, что мы никого не забываем из тех, кто погиб невинно, а также тех, кто погиб, защищая нашу Родину. Мы верим, что Господь принимает их в Свои обители, что они там, вместе с Ним. Мы верим, что смерти не существует. Именно поэтому очень многие люди идут и отдают свои жизни, защищая жизнь других — потому что они, может быть, не столько даже разумом, сколько сердцем понимают, что смерть не разрушает вечной жизни человека.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vstret...

Понимая простоту и прямоту Лосева, начинаешь понимать и мудрость непрерывной, но устойчивой переменчивости у Гераклита, живой пиетет к преданиям у Гесиода, Сократовскую диалектику в изложении Платона, монотеизм и мнимый дуализм Филона Александрийского, почти неуловимую текучесть и ползучесть смыслов одних и тех же понятий в различных контекстах у Плотина… Поэтому размашистые и, по сути, в научном отношении безответственные суждения марксистов о древнейшем прошлом человечества в сравнении с такими кропотливыми, системными трудами выглядят голой политической публицистикой, самоуверенным демагогическим краснобайством. И последователи тех пустозвонов научного мipa СССР ставили рогатки и вешки великому русскому философу: что ему дозволено исследовать и писать, а что — нет. Подлинного гения они, по своему обыкновению и привычкам, как говорится, «учили ковыряться в носу». Но Лосев с истинно святоотеческим смирением принимал такие условия собственного интеллектуального, творческого выживания и терпеливо, остроумно преодолевал такие препоны. 24 мая 2014 года , в день памяти Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, на Платовском проспекте Новочеркасска, в сквере около Михаило-Архангельского храма состоялось торжественное открытие памятника великому русскому православному философу Алексею Федоровичу Лосеву (монаху Андронику). Автор — заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Олешня Марксисты-регрессисты Обратил внимание на то, что, разбирая античные философско-идеологические системы греко-римского мipa от V века до Р.Х. и по V век по Р.Х., А.Ф.Лосев неоднократно отмечал, что даже самые выдающиеся мыслители древности в социально-политическом отношении были «ретроградами» и даже «реакционерами», выбирая в качестве социально политического идеала свои представления об архаических по отношению к ним периодах жизни человечества. Мудрецы эпохи расцвета полисной демократии Пелопоннеса в качестве общественного идеала видели социальные отношения архаичной поры патриархального родоплеменного социума с его мифологической идеологией земных богов и героев. Платоники и неопифагорейцы периода становления римского республиканства и мipoboй Империи в качестве идеала и золотого века рассматривали афинскую рабовладельческую демократию и опять-таки отдавали дань глубокого почтения патриархальности мифологического периода. Неоплатоники конца Римского принципата и поры становления домината серебряный век видели в Республиканском Риме, уже как недостижимый идеал чтили «золото» Афин и совсем сказочную благодать патриархальной архаики.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/25/...

Странно преставление святаго Кирилла всем явися, не о жизни бо временней помышляше, но Господа о новопросвещенных им церквах моляше, да утвердит я в Православии и от триязычныя ереси и прочих напастей и бед оградит я, святаго же Мефодия увещаваше, глаголя: «Се, брате, супруга волов бяхове, едину бразду тяжуща, и аз на лесе падаю, течение скончав; ты же любиши святую гору вельми, не мози убо горы ради оставити учения языков словенских». Темже, толицей ревности святых братий дивящеся, воспоим Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь предан быв душею же и телом заветам брата своего, святый Мефодий не убояся прещений княжеских, ни клевет от иереев латинских, ни заточения темнична, но вся сия, яко доблий воин Христов, претерпевая, не преста языки словенския и паству свою добре правити и просвещати, дондеже в старости опочи и к святому Кириллу во блаженную обитель райскую преставися. К ним же мы воспоим тепле: Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии; Радуйтеся, светом вечным на небеси осияннии. Радуйтеся, подвижницы, нищии духом, яко ваше есть Царствие Небесное; Радуйтеся, плакавшии много, яко обильно утешистеся. Радуйтеся, кротцыи, яко наследисте во Христе земли словенския; Радуйтеся, алкавшии и жаждавшии правды, яко насытистеся в селениих небесных. Радуйтеся, милостивии, яко не сами токмо помиловани есте, но и иным милости от Бога ходатаи бысте; Радуйтеся, чистии сердцем, яко днесь Бога лицем к лицу зристе. Радуйтеся, миротворцы человеком бывшии, яко сынове Божии нарекостеся; Радуйтеся, изгнаннии правды ради, яко ваше есть Царствие Божие. Радуйтеся, яко возненавидени бысте от человек и гонение и клеветы прияли бысте Христа ради; Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие. Кондак 9 Всякия козни, на страны словенския находящия, бодро разоряли есте, преподобнии, темже и ныне не оставите нас, смиренных и грешных, но вся словены в Православии и единомыслии утвердите, да вси едиными усты и единым сердцем вопиют прославившему вас Богу: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В Калмыкии проходят торжества в честь 1150-летия святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского 27 февраля 2019 г. 19:08 27 февраля 2019 года, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты. Богослужение положило начало празднованию в Калмыкии 1150 -летия со дня преставления святого равноапостольного Кирилла, почитаемого небесным покровителем православных верующих степного региона. За Литургией правящему архиерею сослужили настоятели и клирики храмов Элистинской епархии . Сугубые молитвы были вознесены о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, небесным покровителем которого является равноапостольный Кирилл. За богослужением молились атаманы и представители входящих в состав Всевеликого войска Донского казачьих округов Калмыкии, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областей, активисты волонтерских организаций и общественные деятели региона. По завершении Литургии состоялся крестный ход. Священнослужители несли ковчегом с частицей мощей святого равноапостольного Кирилла, а также икону небесных покровителей Калмыкии. Архиепископ Юстиниан освятил коливо. Архипастырь поздравил православных верующих Калмыкии с 1150 -летием по дня блаженной кончины равноапостольного Кирилла, напомнил об истории Хазарской миссии и рассказал о последних днях жизни святого Кирилла и обстоятельствах его праведного преставления. Отметив, что Предстоятель Русской Церкви носит имя святого Кирилла, иерарх призвал особо помолиться в этот день о Святейшем Владыке. Архиепископ Юстиниан, в частности, сказал: «Последние годы мы имеем традицию совершать церковно-государственный праздник в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Этот день отмечается молитвою в храмах, научными чтениями, конференциями, праздничными мероприятиями. Сегодняшний день упокоения равноапостольного Кирилла знаком людям менее. Дорого, что несмотря на заботы трудовой седмицы, мы с вами нашли возможность собраться с разных уголков Калмыкии, чтобы почтить память равноапостольного Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/5380877.ht...

Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади 24 мая 2012 г. 20:30 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, Предстоятели Русской и  Элладской Православных Церквей возглавили  служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  и сослужившие Его Святейшеству и Его Блаженству иерархи и духовенство совершили крестный ход с чудотворной  Иверской иконой Божией Матери  из Успенского собора к храму Василия Блаженного на Красной площади, где был совершен праздничный молебен. Фото: С. Власов, В. Корнюшин, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади»

http://patriarchia.ru/db/text/2242823.ht...

поиск:   разделы   рассылка В день памяти святых Кирилла и Мефодия епископ Исидор возглавил богослужение в кафедральном храме Смоленска Источник:  Сайт Смоленской епархии В День славянской письменности и культуры в Смоленске прошел общегородской Крестный ход к памятному знаку в честь святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских По традиции в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских – государственный праздник День славянской письменности и культуры – в Смоленской епархии проходит общегородской Крестный ход. Шествие берет начало от кафедрального храма и далее следует по улицам города к памятному знаку в честь святых братьев – просветителей славян. Этот год не стал исключением: после Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе Крестный ход прошел по улицам Смоленска. В нем приняли участие: епископ Смоленский и Вяземский Исидор, Главный федеральный инспектор по Смоленской области Ольга Окунева, первый заместитель Губернатора Смоленской области Михаил Питкевич, начальник Департамента Смоленской области по культуре и туризму Владислав Кононов, главный редактор портала Religare Александр Щипков, духовенство Смоленской епархии, сотрудники Аппарата Администрации Смоленской области и города Смоленска, студенты Смоленской Православной Духовной семинарии и Смоленского межъепархиального духовного училища, курсанты Смоленской Военной Академии Войсковой Противовоздушной обороны имени маршала А. М. Василевского (по обыкновению именно курсанты Военной Академии несут хоругви во время общегородского Крестного хода), учащиеся Смоленской Православной гимназии, смоляне и гости города. У памятного знака в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, установленного на одной из центральных улиц Смоленска, которая теперь также носит название в честь святых братьев,был совершен праздничный молебен, а к барельефу святых были возложены цветы. Приветствуя собравшихся, епископ Исидор сказал: " Память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, обращает наш взор в древние времена, когда славянские народы были разрознены, и не было объединяющего начала, способного возглавить народ, жаждущий освобождения и становления. Наследие, которое оставили нам святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, явилось тем связующим началом, которое объединило разрозненные племена и назвало их славянским народом. Благодаря славянской грамоте – той культуре, в начале которой стояли святые учителя Кирилл и Мефодий, мы имеем богатую славянскую – российскую – культуру, богатое внутренне национальное самосознание и невероятную патриотическую и национальную мощь. И наша задача обращаться к нашему историческому прошлому, чтобы почерпнуть это невероятное духовное богатство, чтобы найти ответы на те вопросы, которые кажутся нам неразрешимыми сегодня.

http://religare.ru/2_101550.html

Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры 24 мая 2011 г. 15:51 24 мая 2011 года, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. В этот день празднуется тезоименитство Его Святейшества. По окончании  Божественной литургии  Предстоятель Русской Церкви, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство совершили крестный ход из Успенского собора к  храму Василия Блаженного  на Красной площади, где был совершен праздничный молебен. Затем Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры»

http://patriarchia.ru/db/text/1493688.ht...

В день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, в столице Калмыкии прошли церковные торжества 29 февраля 2020 г. 17:41 27 февраля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, в городе Элисте прошли церковные торжества в честь этого святого, почитаемого небесным покровителем верующих Калмыкии. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан вместе с прибывшим в столицу Калмыкии епископом Бахчисарайским Каллиником , викарием Симферопольской епархии , совершили Божественную литургию в нижнем храме строящегося кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. Иерархам сослужили клирики Элистинской и Симферопольской епархий. Перед богослужением состоялась торжественная встреча ковчега с мощами святого Климента Римского. Святыню доставил епископ Бахчисарайский Каллиник — наместник Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Частица мощей передана общественной организацией города Севастополя «Наследие святого Климента Римского», усилиями которой для верующих были выкуплены частицы мощей почитаемых святых на различных аукционах в странах Западной Европы. В завершение богослужения архипастыри совершили молебное пение святым Кириллу и Клименту. Правящий архиерей поздравил верующим с днем памяти равноапостольного Кирилла и поблагодарил епископа Каллиника за передачу Элистинской епархии частицы мощей святого Климента. Владыка Юстиниан подчеркнул значение этого события, которое указывает на духовные связи Крыма и Калмыкии, восходящие ко временам святых Кирилла и Мефодия: «От Крымских просторов, от древней Тавриды начинался путь равноапостольных Кирилла и Мефодия во время их Хазарской миссии. Там, готовясь к этому ответственному делу служения Церкви, они проводили время, чтобы глубже понять культуру людей, к которым они едут. Они совершили много благодеяний, одним из которых стало обретение мощей святого епископа Римского Климента. Сегодня мы имеем особую радость и торжество, ведь по благословению правящего архиерея Тавриды митрополита Лазаря Преосвященный Каллиник доставил нам частицу мощей священномученика Климента, мощи которого обретал равноапостольный Кирилл».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла 24 мая 2020 г. 16:18 24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Христос Воскресе! Поздравляю вас с двойным праздником — с пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Люди светские, говоря о солунских братьях Кирилле и Мефодии, в первую очередь говорят об их вкладе в развитие славянского языка и славянской культуры. Это правильно, потому что именно с письменности, которую святые братья изобрели и ввели в жизнь, на которую были положены тексты, и начинается, собственно говоря, культурная традиция славянских народов. Особый вклад Кирилла и Мефодия в становление славянской культуры никак нельзя минимизировать и поставлять в некую тень их жизни. Но если мы будем говорить о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии лишь как о культурных деятелях, мы совершим роковую ошибку. Потому что в первую очередь мы прославляем солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем. Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян — людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей — и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.

http://patriarchia.ru/db/text/5641130.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010