По завершении Литургии епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону святых подвижников Череповецкой земли — преподобных Зосимы Ворбозомского и Кирилла Новоезерского. Память этих святых празднуется 7/20 ноября, в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар кафедральному собору Святейший Патриарх Кирилл передал образ Спаса Нерукотворного. Епископу Флавиану Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар епархии Предстоятель передал 20 напрестольных Евангелий. Всем участникам богослужения по благословению Его Святейшества были вручены иконки преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких с Патриаршим благословением. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил кафедральный собор Череповца. Первый собор, посвященный преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким, был построен в 2012 году по проекту череповецкого архитектора Игоря Орлова при поддержке компании «ФосАгро». 5 февраля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии. На месте собора некогда находилась Макаринская роща, где располагалось имение Верещагиных. В 1920-30 годы Макаринская роща стала местом массовых расстрелов жертв политических репрессий. Во время посещения храма Предстоятель Русской Церкви выразил особую благодарность заместителю председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьеву и генеральному директору ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьеву, при деятельном участии которых был возведен кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел строящийся духовно-просветительский центр Череповецкой епархии «Преображение» на улице Парковой около храма Рождества Христова Череповецкая епархия Епархия объединяет приходы в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области. Входит в состав Вологодской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

3. С. М. Шумило (Украина, Чернигов). О музыкальном подтексте древнерусских агиографических памятников: К постановке проблемы. 4. Ф. В. Панченко (Россия, Санкт-Петербург). Московский аспект почитания новгородской иконы «Знамение» (по памятникам гимнографии). 5. Н. И. Милютенко (Россия, Санкт-Петербург). Служба святому князю Владимиру: Начальный этап формирования. 6. Н. В. Рамазанова (Россия, Санкт-Петербург). Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков. 7. Т. Б. Карбасова (Россия, Санкт-Петербург). О соотношении гимнографических и агиографических текстов (на примере Службы и Жития Кирилла Новоезерского). 8. С. А. Семячко (Россия, Санкт-Петербург). «Историческое» и каноническое в службе святому: Служба Паисию Галицкому как литургический памятник и исторический источник. 9. М. П. Рахманова (Россия, Москва). Сохранение церковно-певческого наследия в годы советской власти (по материалам московских регентских библиотек). 10. М. А. Шибаев (Россия, Санкт-Петербург). Кодикологические наблюдения над минеями Кирилло-Белозерского монастыря второй половины XV в. 11. Е. М. Юхименко (Россия, Москва). Традиции четьих миней в старообрядческой среде. 12. В. В. Калугин (Россия, Москва). Житие св. Августина в выговских четьих минеях. 13. Е. И. Дергачева-Скоп (Россия, Новосибирск). Житийная литература в древнерусских сборниках XV-XVI вв. из сибирских хранилищ (частные собрания). 2 декабря 1. Е. Л. Конявская (Россия, Москва). История сложения проложной статьи на 1 августа. 2. Л. В. Прокопенко (Россия, Москва). Источник одной статьи Пролога («Слово о кузнеце» 6 октября). 3. А. Г. Бобров (Россия, Санкт-Петербург). Русская агиография Стишного пролога Папского Восточного института в Риме. 4. Е. А. Рыжова (Россия, Сыктывкар). Сказания о явленных святых и чудотворных иконах Русского Севера: к проблеме жанровой интеракции. 5. В. И. Охотникова (Россия, Псков). Типология развития сказаний о псковских чудотворных иконах. 6. Э. А. Гордиенко (Россия, Санкт-Петербург). Избранные святые в изобразительном искусстве Новгорода XI - начала XIII в.

http://e-vestnik.ru/db/28_noyabrya-2_dek...

Архиеп. Филарет (Гумилевский) рекомендовал архимандрита Иакова как «человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного»; в 1852 г. архимандрит Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме; накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное отцом Иаковом прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию он посетил Бари, поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Эту поездку архимандрит Иаков описал в отдельной книге. Также в Риме им были составлены «Краткие заметки о Римской церкви». За «отлично-усердную службу» в Риме был награжден орденом св. Анны 2-й степени (20 авг. 1855). С 1855 г. некоторое время жил в Новоспасском московском в честь Преображения Господня монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого во имя Св. Троицы монастыря под Петербургом. Получил благодарность императора за пожертвование в пользу морских чинов, потерявших имущество в Севастополе во время Крымской войны 1853–1856 гг., и памятный бронзовый крест на владимирской ленте. С 19 марта 1857 года становится настоятелем монастыря Кирилла Новоезерского Новгородской епархии, что на Красном острове в Белозерском уезде. Отец Иаков организовал на Красном острове больницу, в которой на излечении находилось около 10 монахов, а все приходившие в монастырь богомольцы получали медицинскую и иную помощь. С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Преподобный Иаков запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове так называемые выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских монастырей кирилловский архим. Феофан вступился за «древний» обычай проводить ярмарки около обителей, он писал отцу Иакову: «Вы отказом своим учиняете урон и казне и вверенному Вам монастырю». Преподобному Иакову удалось только отодвинуть размещение «выставок» на 5 верст от стен монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

В 1855 г. А. Ф. был избран чл.-кор. имп. АН, с 1866 г. экстраординарный академик, с 1869 г. ординарный академик, с 1893 г. председатель ОРЯС. Являлся одним из основателей Русского исторического об-ва (впосл. член Совета и помощник председателя), членом Русского археологического об-ва (с 1885 помощник председателя об-ва), РГО, ОИДР, ОЛДП, Славянского комитета, др. рус. научных об-в, почетным членом всех Духовных академий в России. Состоял в Королевском об-ве сев. антиквариев в Копенгагене, Шведском археологическом об-ве, Королевском историческом об-ве Великобритании, Эллинском филологическом об-ве в К-поле и др. С 1888 г. член Совета министра народного просвещения, с 1890 г. член Гос. совета. Награжден орденами св. Владимира 4, 2 и 1-й степени, Анны 2-й степени, Станислава 1-й степени. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. Арх.: РНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1844. 1. Л. 1а; РНБ ОР. Ф. 120; ПФА РАН. Ф. 764. Соч.: [В соавт. с Р. И. Минцловым]. Путеводитель по имп. Публичной б-ке. СПб., 1852; Заметка о житии прп. Кирилла Новоезерского//ЖМНП. 1859. Ч. 104. Отд. 3. С. 26-30; Житие прп. Иринарха Ростовского//Там же. С. 38-48; Житие прп. Мартиниана Белозерского//ЛЗАК. 1862. Вып. 1. Отд. 2. С. 1-7; Краткий летописец Святотроицкие Сергиевы Лавры. СПб., 1865; Отрывки Евангелия XI в.//Изв. имп. Археол. об-ва. СПб., 1865. Т. 5. Стб. 29-37; О некоторых более замечательных рукописях б-ки Ярославского Спасского мон-ря//ЗИАН. 1867. Т. 12. Кн. 1. С. 80-84; Записка о труде Горского и Невоструева «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки»//Там же. Т. 13. Кн. 2. С. 375-380; О словарях рус. писателей митр. Евгения. СПб., 1868; Отчет А. Ф. Бычкова об осмотренных им монастырских б-ках и архивах в Ярославской губ.//ЛЗАК за 4 года (1867-1870). СПб., 1871. Вып. 5. Отд. 4. С. 21-30; О вновь найденном пергаменном списке Евангелия. [СПб., 1877]. Изд.: Систематический каталог рукописям и автографам. СПб., 1850. 21 т.; Каталог книг имп. Публичной б-ки, касающихся России, на разных слав.

http://pravenc.ru/text/153749.html

В 1890 г., 27 августа, прихожанка, помещица сельца Грязей Александра Андреевна Орловская, пожертвовала в храм издавна хранившийся в семействе дворян Ямщиковых деревянный ларец (вышиною в 4 вершка, шириною 3 вершка), в котором под серебряной ризою находились часть ризы Господней, часть древа Креста Господня, риза Богоматери, вервь с кровию Иисуса Христа, камень Гроба Господня, камень - стопа Господня и части святых мощей: Иоанна Предтечи, евангелиста Матвея, евангелиста Марка, евангелиста Луки, апостола Андрея, апостола Иакова, святых Симеона, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Петра митрополита, Алексия митрополита, Ионы митрополита, Филиппа митрополита, Николая Чудотворца, Сергия Чудотворца, Кирилла Новоезерского; преподобных Зосимы и Савватия, святого Александра, Варлаама Хутынского, великомученика Георгия, великомученика Димитрия, мученика Артемия, мученика Никиты, святых мучеников Иоанна, Феодора Стратилата, Андрея Стратилата; Анны пророчицы, Анны матери Богоматери, великомученицы Варвары, мученицы Ирины, Марии Египетской, первомученицы Феклы и мученицы Пелагеи. Время и место приобретения этой святыни Ямщиковыми остались, за смертью их, неизвестными. Земли при храме было 36 десятин 456 кв. сажен. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика, казённого жалованья с 1902 г. они получали 550 рублей, процентов от церковного капитала - 119 р. 25 к. Приход составляли с. Горячкино (40 дворов), деревни Преображенское (22 двора) в 3 верстах, Сычи (15 дворов) в 5, Прасолово (17 дворов) в 5, Ершово (34 двора) в 3, Вельяшево (15 дворов) в 7, Рагозники (11 дворов) в 6, Тиунцево (17 дворов) в 6, Каменки (селом владела княгиня Евдокия Михайловна Одоевская, в 1773 г. с. Каменки переведено по просьбе крестьян из прихода храма Рождества Христова в с. Вешки Гжатского уезда Смоленской губернии), Рогачёво, Лыкшево, сельцо Грязи (33 двора) в 3-х, сельцо Псарьки (2 двора) в 4-х верстах, переведённое в Горячкинский приход по просьбе помещиц девиц Евдокии, Феодосии и Мавры Васильевых Коноплёвых.

http://sobory.ru/article/?object=46029

В то время Горицкий монастырь находился под руководством архимандрита Феофана. Зимой 1809 года игуменья Маргарита скончалась. Предав земле тело старицы, о. Феофан собрал всех сестер обители и стал спрашивать, кого желают избрать в настоятельницы? Все единодушно объявили, что желают монахиню Маврикию Ходневу. Как бы громом поразило это избрание смиренную инокиню: она не верила ушам своим, залилась слезами, пала в ноги о. Феофану и говорила: «умоляю вас, батюшка, избавьте меня! Они сами не знают, кого избирают! Я неученая и притом же молода в монашестве. Моего ли разума такое послушание»? Также и перед сестрами стояла она на коленях, умоляя со слезами – не возлагать на нее настоятельства. «Вы ошибаетесь во мне, недостойной, повторяла она, – мое дело – повиноваться, а начальствовать не умею. Куда мне повелевать другими: я сама всех хуже и недостойнее»! Но единодушный выбор настоятельницы был очевидным проявлением воли Божией, и епархиальное начальство утвердило его. Маврикия посвящена в сан игуменьи в Новгороде преосв. Иоасафом, епископом Старорусским, 11 июля 1810 года, на 33-м году от рождения. Приняв в управление обитель, Маврикия поспешила в Новоезерский монастырь, поклониться нетленным мощам преп. Кирилла и принять благословение своего богомудрого наставника. С полной искренностью призналась она отцу Феофану, что не умеет даже подписывать своего имени. Старец взял лист бумаги и написал «игуменья Маврикия». Вот так и подписывайте, сказал он ей. И что же. С того дня Маврикия, никогда не державшая пера в руках, стала писать имя свое четко и правильно, по образцу, данному старцем. Поразительный опыт силы послушания! При том же свидании Маврикия открыла старцу свое заветное желание – учредить общежитие на Горицах. Сердечно сочувствовал он доброму намерению, тем более, что и сам ввел строгий устав и полную нестяжательность в Новоезерском монастыре. Впрочем, счел за нужное предложить вопрос: «в обители вовсе нет доходов: чем же будете поддерживать общежитие, на что надеетесь?» – Вся моя надежда на Господа Бога, отвечала игуменья, за ваши молитвы Господь нам пошлет» – «Если имеете надежду на Господа, то Он благословит и поможет; у Него неисчерпаемый источник милостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот как описывает архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи в Дюдикове Г.К. Лукомский в своей монографии «Вологда в ее старине»: «Архитектурный остов церкви в типе храмов XVI столетия: величавый, пятиглавый куб с тремя полукружиями закомар, барабаны глав убраны полукруглыми колонками, переходящими в арочный пояс. В полукружиях закомар поздняя живопись. Три апсиды покрыты общею крышею. С западной стороны к храму примыкает уютный, позднейшей кладки (конца XVII в.) пирамидальный шатер колокольни, переходящей в восьмерик, поставленный на четырехгранное основание. Рядом с колокольнею крылечко – из двух круглых дорических столбов, перекрытых четырехскатной крышей, на которую поставлен шлемообразный купол. Вход в церковь позднейший: он убран арочками с подвешенной тонкой гирькой, но обработка самого портала старинная: она состоит из гуртов и колонок. Общий силуэт храма живописен». «В храме хороший старинный пол из каменных плит: это редкий остаток старины – почти повсюду в свое время (особенно в Николаевскую эпоху) каменные плиты заменены были чугунными (а в нынешнее безвкусное время чугунные плиты заменяют Метлахскими плитками)». «В общем церковь Иоанна Предтечи, расположенная на окраине города, неподалеку от берега реки Вологды занимает довольно живописное положение и является одним из привлекательных памятников архитектуры Вологды. Интерес к ея художественному значению увеличивается особенно благодаря тому, что в храме находится много древнейших и прекрасных по письму и краскам икон, более древних даже, чем самый храм». Архитектура храма была типична для церковного зодчества XVI-XVII веков: двустолпный пятиглавый трехапсидный четверик. Храм имел большое сходство с вологодским Софийским собором, однако значительно уступал ему в размерах. Архитектурные истоки церкви Иоанна Предтечи, судя по происхождению его заказчика, «москвитина, гостя гостиной сотни» С. Казакова, ведут в столицу, где эта своеобразная архитектурно-конструктивная форма в культовых зданиях получила в XVII веке довольно широкое распространение. В церкви были устроены два придела – Нила Столобенского (1790 г.) и Кирилла Новоезерского (1843 г.). Пятиярусный иконостас датировался концом XVII столетия. Среди икон храма наиболее замечательными были: местный образ Вседержителя (на образе серебряный чеканный венец, жемчужное ожерелье с разноцветными камнями, серебряная кованая риза. Поля иконы покрыты золоченою басмою); храмовой образ св. Иоанна Предтечи, писанный, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким; образ «Сошествие Спасителя во ад»; образ Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=35508

Гавриил для восстановления подвижнического жития в Александро-Невской лавре перевел туда пять монахов из Софрониевой пустыни, известной строгостью своего устава и жизни . Валаамский монастырь, почти полностью разрушенный пожарами в 1-й половине XVIII в., так что монашеская жизнь в нем пришла в совершенный упадок, был приведен в порядок стараниями нового настоятеля (1782–1801), строгого подвижника Назария († 1809) из Саровской пустыни. Назарий был достаточно строгим иноком, смиренным и простым. На отца Назария владыке Гавриилу указал епископ Тамбовский Феофил (1788–1811), сам много сделавший для улучшения жизни монастырей своей епархии. Но настоятель и братия не хотели лишаться старца, и настоятель в письме владыке Гавриилу охарактеризовал Назария как простого, неученого, почти глупого человека. «У меня много своих умников,— написал в ответ настоятелю владыка Гавриил,— пришлите мне вашего глупца». В Валаамском монастыре владыка Гавриил тоже ввел общежительный устав . Ученику Паисия старцу Адриану поручено было возобновить Коневецкий монастырь . В Кирилло-Новоезерском монастыре, которым управлял старец Феофан Соколов (1793–1832), уже упомянутый здесь келейник Гавриила, благодаря введению общежительного устава и старчеству Феофана возникли совершенно новые условия, и почти разрушенный монастырь стал местом аскетических подвигов . Советы и рекомендации Гавриила по улучшению монастырского быта не прошли бесследно и для многих монастырей, расположенных вне его епархии. Например, московский Симонов монастырь своим возрождением обязан в основном митрополиту Гавриилу, ибо Гавриил послал туда настоятелем архимандрита Игнатия из Тихвинского монастыря, одного из последних учеников Паисия . Велики заслуги владыки Гавриила и в том, что он стремился сделать доступными для монахов сочинения аскетического содержания. Благодаря его стараниям в Петербурге вышло первое издание «Добротолюбия» — сборника, который прочно вошел в круг аскетического чтения монахов, а позже и верующих мирян. Вся деятельность Гавриила, повлиявшая на жизнь монастырей более поздней эпохи —1-й половины XIX в., была первым шагом в создании основ подлинно аскетического монашеского жития и весьма способствовала развитию старчества. Благодаря ей даже там, где старчество не смогло укорениться, в жизни монахов все же произошли значительные перемены к лучшему. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436684/

«Дивен Бог во святых Своих...» ( Пс.67:36 ). Их житиями, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек, юный Василий буквально зачитывался. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников, сподобившихся на земле равноангельного жития. Высота подвига дивного созвездия преподобных иноков, просиявших в первые века христианства, была необычайно близка его светлой душе. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие , Мария Египетская... Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость. Как с живыми, вел Василий с ними мысленные беседы, вместе с ними переживал их непостижимые подвиги и победы. Все более и более возгоралось сердце его любовью ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим – благодатный свет Христов коснулся сердца отрока и он услышал сладкогласное пение Небесное. Уже в ту пору открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души рождается мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Однако для ближних это намерение до поры оставалось тайной. Будучи рачительными хозяевами, родители Василия не были привязаны к так называемым материальным ценностям, не имея ни малейшей страсти к накопительству. Удивительная доброта была их отличительным качеством. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», – учит нас Евангелие ( Лк.6:36 ), и верные рабы Божии Николай и Хиония творили дела милосердия, не задумываясь о завтрашнем дне. Они всегда были готовы помочь нуждающимся, приютить у себя странников, обогреть и накормить ближних. Все это не ускользало от внимания пытливого отрока – Василий рос таким же трудолюбивым и сердечным по отношению к ближним. Деревня Вахромеево находилась в 6 верстах от главного приходского села Спасское, входившего в 4-й благочиннический округ Ярославской епархии. Эти места были густо населены и располагались в живописнейшей холмистой местности, щедро украшенной Господом многочисленными рощами и дубравами. Село Спасское выросло на горе при реке Ухре в 75 верстах от Ярославля. В Спасском приходе было два храма: зимний – во имя Преображения Господня с приделом в честь преподобного Кирилла Новоезерского чудотворца, и летний – во имя святителя и чудотворца Николая. Оба храма каменные, прочные. Преображенский был устроен в 1763 году на средства прихожан, а Никольский в 1774 – году стараниями архимандрита Толгского монастыря отца Иринарха. В Спасской церкви находилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение». При приходе действовали земская школа, церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. В разные времена деревня Вахромеево насчитывала от 17 до 25 дворов и от 100 до 130 жителей. В деревне имелась искусно украшенная часовня с. 232; 11, с. 259; 12, с. 537].

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Имена некоторых подвижников, по духу принадлежавших еще иночеству XV в., уже упоминались (глава IV). Они жили в переходный период, когда уже начал выявляться кризис монашества. Они принадлежали обеим эпохам, поскольку несли в себе последний отблеск сияния аскетических подвигов иночества Московской Руси, и этим сиянием исполнена была жизнь подвижников благочестия, стоявших на пороге нового времени. В месяцеслове Русской Церкви немного святых 2-й половины XVI–XVII вв., прославленных всей Церковью,— больше местно чтимых святых. Возможно, это объясняется тем, что Русская Церковь в патриарший и синодальный периоды лишь от случая к случаю обращала внимание на вопрос о канонизации, хотя народное благочестие не переставало почитать многих еще не прославленных подвижников как святых. Инициатива канонизации, идущая сверху, как это было во времена митрополита Макария, была в XVII–XIX вв. очень редким явлением. Поэтому Русская Церковь знает множество истинно угодивших Богу подвижников, которые не были прославлены официально, но в них-то и светится дух христианства, и этот свет смягчает тени эпохи . Аскетический дух, дух строгого отречения от мира по примеру подвижников XIV–XV вв., жил в преподобных Кирилле Новоезерском († 1532), Корнилии Комельском († 1537) и Александре Свирском († 1533) . В начале XVII в. написано было житие прп. Кирилла и повести (до 1648 г.) о 17 посмертных чудесах, явленных на его могиле; в 1648 г. он был прославлен и получил общецерковное почитание . Общерусское церковное прославление прп. Корнилия, который сразу после преставления пользовался местным почитанием, совершено было в 1600 г. патриархом Иовом . Прп. Александр Свирский был прославлен уже на Соборе 1547 г. На Крайнем Севере суровостью своего жития выделялся Антоний, прозванный Сийским; будучи иеромонахом, он основал на берегу речки Сии (Холмогорский уезд) пустынь, которая позже выросла в монастырь с обширными земельными владениями. Антоний известен и как иконописец, и его образ Святой Троицы, оставшийся нетронутым после пожара, принадлежит к величайшим святыням русского Севера. В 1579 г. Антоний был прославлен как общерусский святой .

http://sedmitza.ru/lib/text/436591/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010