Сама я, к стыду своему, о многом так и не расспросила отца Кирилла, а должна бы была. Вот вы спрашиваете, почему беллетристическая литература о батюшке так востребована. А я не знаю, чего на самом деле сегодня хотят получить люди, какую книгу. Люди ведь все разные. Одни уже начинают подпольно распространять самодельные тропари на могиле батюшки, им нужны сенсации, знамения, домыслы и потрясения, а другие – в тишине и скромности размышляют над страницами Евангелия и просто живут так, как заповедал Господь – по совести и без потрясений. На мое ощущение – это разная читательская аудитория. – Многие вспоминают, что в последние годы рядом с ним ощущалась тихая радость и полнота бытия. Житейские беды, волнения, сомнения замирали, обнажалась самая суть жизни. Вы согласны? Как и отчего это происходило? Как вы это чувствовали? – Все подлинное, настоящее – всегда сопровождается чувством умиротворения и покоя. Отец Кирилл излучал этот мир и покой, и когда был здоров, и когда 13 лет лежал, прикованный к кровати. С ним никогда не было тяжело в том смысле, в каком бывает непросто с немощными, больными, старыми людьми. Однако посетители приходили и уходили, сочувственно постояв у белоснежной постели больного несколько минут, а время текло дальше, и страдания батюшки не прекращались. Минуты перетекали в дни, дни складывались в недели, в месяцы, в годы… Мы уже знали, когда у старца возникали, например, острые почечные боли. Он никогда не стонал, но лишь немного хмурил брови и пытался едва движущейся рукой дотянуться до спины… Он признавался, что у него есть боли, только если мы догадывались и спрашивали сами… А так – терпел молча, не желая нас утруждать. И это при том, что он и пошевелиться толком не мог без посторонней помощи, не мог, например, повернуться с боку на бок. Поэтому наша жизнь была расписана по минутам… Все тринадцать лет болезни батюшку мучал душераздирающий кашель – день и ночь, день и ночь. То и дело поднималась температура, он задыхался… Каково ему было – трудно даже вообразить. Но, когда он мог еще говорить – всегда интересовался, достаточно ли мы отдыхаем, не унываем ли?

http://pravmir.ru/on-myl-s-nami-posudu-a...

Отец Кирилл нес в Лавре послушание духовника более 40 лет. Многие считают его самым выдающимся духовником из числа братии обители преподобного Сергия последнего времени. Он был очень внимателен ко всем приходящим к нему, вникал в их нужды и проблемы, искренне стремился помочь. Запомнились его слова: «Жалей людей, и Бог тебя пожалеет». Как ему это удавалось? Если сравнивать нашу душу со струнным инструментом, то можно сказать, что Господь открывал отцу Кириллу, какую струну души подтянуть или ослабить, чтобы она обрела гармонию и умиротворение. Душа человека раскрывалась перед его жертвенной любовью. Батюшка обладал глубокой проницательностью. Никогда не оказывал давления на собеседника, чутко воспринимая и переживая чужую боль. Если приходилось вразумлять кого-то, он делал это тактично, стараясь не обидеть. Приведем случай, характерный для отца Кирилла как духовника. Однажды батюшка попросил одного лаврского иеромонаха: «Поисповедуй меня». Тот согласился, и старец каялся с большим смирением, кротко, упоминая и такие «мелочи», о которых этот священник сам на исповеди отцу Кириллу никогда не вспоминал. Позже, анализируя эту исповедь, иеромонах понял, что старец каялся как бы за него, показывая своим примером, что нужно исповедоваться во всех, в том числе и мелких грехах. Епитимия у старца всегда была по силам. «В основном он благословлял читать Святое Евангелие (по одной главе), назначал поклоны (семь, двенадцать) с молитвой Иисусовой или с «Отче наш». Вроде бы весьма скромные епитимии, необременительные для людей, живущих в семьях, в сложных условиях, но они производили сильное действие на человека, мягко напоминая о его грехе перед Богом, пробуждая чувство покаяния, что и является в православном понимании целью епитимии», − отмечает Блаженнейший митрополит Онуфрий 6 . Чтение Евангелия батюшка ставил во главу угла и в своей практике окормления духовных чад. Один из монахов как-то раз посетовал старцу, что у него не остается сил на чтение вечернего правила, на что отец Кирилл сказал: «Постарайся найти в себе силы прочитать хотя бы немножечко из Евангелия, хотя бы одну главу». Монах последовал совету старца и скоро заметил, что усталость проходит, а чтение Евангелия настраивает на молитву. Появлялись силы не только прочитать вечерние молитвы, но и восполнить упущенное за день правило.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

игумен Нектарий (Морозов), инокиня Наталья (Аксаментова) Скачать epub pdf К 90-летию архимандрита Кирилла (Павлова) Вопрос о том, есть ли сегодня старцы и если да, то как их найти, слышит время от времени каждый священник. Архимандрит Кирилл (Павлов) , многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры, как правило, на это вопрошание отвечал так: «Про старцев не знаю, но старики есть». Хотя именно он и был, и остается одним из тех немногих, кого старцем можно именовать не только по возрасту, но и в полном согласии с тем, какое значение усвоилось этому слову в традиции Православной Церкви. Богатейший духовный опыт, неложные смирение и любовь, подлинное беспристрастие, переходящее в то бесстрастие, которое и является целью христианского подвига, преуспеяние в добродетелях – вот те качества, которые видели на протяжении долгих лет в отце Кирилле как его духовные чада, так и люди, которых Господь лишь однажды, может быть, привел в его келью за разрешением сложного недоуменного вопроса, за молитвенной помощью или просто – за тем утешением, которого так недостает современному человеку, живущему в мире холодном и жестоком. Наверное, еще несколько лет тому назад не было бы никакой нужды рассказывать об отце Кирилле, пояснять, какое место он занимает в новейшей истории русского Православия. В его келию в Патриаршей резиденции в Переделкино стекались исповедники со всей Руси, из тех стран, которые именуют ближним зарубежьем, и из тех, которые как были, так и остаются дальним. Монашествующие и духовенство, лаврская братия нынешняя и уже бывшая, миряне и архиереи, наконец, почивший Святейший Патриарх Алексий приходили к всероссийскому духовнику, чтобы покаяться, примириться с Богом, услышать слово спасения. Думаю, каждый, кто знал в это время отца Кирилла, согласился бы с тем, что на нем с удивительной полнотой и силой сбывалось слово преподобного Нифонта Цареградского, ответившего однажды ученику на вопрос о том, каковы будут подлинные подвижники последних времен – не совершающие явных чудес, но благоразумно скрывающие себя среди людей и идущие путем делания, растворенного смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Святейший Патриарх сказал на отпевании очень хорошее слово (его прочитал владыка Арсений), а отпевал батюшку тоже владыка Арсений, духовенства на отпевании было 86 человек! Свидетелями этого были и отец Александр Шаргунов, и отец Владислав Свешников, и отец Борис Даниленко, и многие другие. – Какие-то письменные свидетельства или документы остались у батюшки по его кончине? – Я одному из священников передала все документы и даже записки, потому что некто Малков все время просил батюшку: «Пиши, пиши, все записывай!» Вот, он что-то и написал. Но прошло уже 3 года, а этот священник, наверное, ничего не может сделать. Почему? Как-то раз я его встретила, он говорит: «Ну, подождите еще немножко!» Но что в теперешнее время будет, я не знаю. Но знаю и то, что Святейший Патриарх хорошо относился к батюшке. В то время он был как раз управляющим делами Патриархии и хорошо знает, какие жалобы поступали на батюшку. Один раз поступила даже такая жалоба, что батюшка, дескать, увлекается... посторонними девицами Один раз поступила даже такая жалоба, что батюшка, дескать, увлекается... посторонними девицами. Отец Димитрий Делекторский в ответ на это даже плюнул и сказал: «Какая чушь!» Потому что он прекрасно знал, что этого у батюшки нет. – Как отец Николай относился к вам, к своим знакомым? – Ко мне он всегда относился очень хорошо: был рад, что я ему никогда не мешаю, что я никогда его ни о чем не спрашиваю. Что он мне скажет, о том я вместе с ним переживаю, и на этом все кончается. В это время у меня дети уже все работали. Общались мы часто с владыкой Питиримом (Нечаевым). Он батюшку иногда приглашал, тот у него бывал. А в последнее время батюшка духовно окормлялся у отца Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры. Как раз после операции он пришел к отцу Кириллу, и такая у них была встреча, что просто это надо было видеть! Они тепло обняли друг друга... Они обнялись, отец Кирилл был очень рад, что и я явилась – Вы тоже встречались с отцом Кириллом? – Когда я видела отца Кирилла в последнее время, он уже лежал парализованный... Итак, они обнялись, отец Кирилл был очень рад, что и я явилась. Оказывается, однажды он сделал батюшке замечание, когда тот навещал его в Барвихе: «А почему ты приходишь ко мне, а матушки с тобой нет?» – «Батюшка, да чтобы вас не беспокоить, я ее не беру с собой!» – «Нет, в следующий раз приходи вместе с матушкой!» И эти слова его оказались пророческими: в следующий раз я пришла вместе с батюшкой. Отец Кирилл нас благословил (он в то время еще разговаривал), очень жалел умершего диакона Михалюка. Очень жалел: вспоминал его и жалел...

http://pravoslavie.ru/133129.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Плач воевавшего старца 3 мин., 20.02.2017 Александр Недоступ , профессор, кардиолог, председатель Исполкома Общества православных врачей России, долгие годы лечивший архимандрита Кирилла (Павлова), ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, участника Сталинградской битвы, дошедшего в составе Советской армии до Австрии. Однажды я был у отца Кирилла — а он сейчас очень мало говорит, поскольку тяжело болен. Одна из женщин-подвижниц, которые за ним ухаживают, рассказывала, как недавно он очень скорбно шептал: «Война, война…» — и делал какие-то движения рукой, как будто кадилом махал, совершая заупокойную молитву. Похоже, он внутренне плакал, похоже, он очень скорбел. Трудное впечатление… От ветеранов никогда не услышишь пафосных, геройских рассказов — нет! Они научились просто ценить жизнь, быть снисходительнее, жалостливее, отзывчивее,  и этой терпимости, «чувству плеча» стоит у них сегодня учиться. И вместе с тем в них всегда присутствует затаенная скорбь и осознание ужаса событий, участниками которых они оказались… Однажды, в 1960-е годы, мы с туристами ходили по Закарпатью, и в нашей группе был ветеран, человек средних лет. Когда приехали во Львов, он отказался ходить по этим местам: слишком тяжело было для него вновь оказаться там, где пролилось столько крови. Сердце было обожженное. Он потом пошел туда вдвоем с женой, отдельно от группы… Страшное испытание прошел народ и действительно спас человечество, вместе с союзниками, конечно, но понеся самую тяжелую ношу. Вся наша жизнь прошла под сенью этого события. Я помню свои ощущения, когда война окончилась, а я, совсем маленький, не мог понять: война кончилась, нет войны…. — как это?! Стало как-то светлее — почти физическое такое ощущение было… Конечно, оно со временем притупляется. Этот трагизм войны, который ветераны переживают всю жизнь, это ликование победы молодые поколения, конечно, уже так остро не ощущают, и это, наверное, естественно. Но надо неустанно говорить об этом — не только накануне 9 мая. Надо приходить к могилам погибших,  не только ради возложения венков, но служить там панихиды: в день начала войны, в особые дни поминовения усопших, в дни больших сражений, которые были на этой земле — весь год.

http://foma.ru/plach-voevavshego-starcza...

Стали все искать крест. И он быстро нашелся. “Ты отнеси деньги обратно отцу Кириллу. Они уже не понадобятся”, — сказал смущенно маме настоятель. Для мамы это было очень болезненно. Отец Кирилл сразу всё понял и увидел, где правда. Он — прозорливый. Он нас поддерживал. Мы ведь и пожар пережили. Батюшка тогда тоже материально помог. И духовно очень укреплял. Мы Батюшке благодарны — безмерно!» Игумен Филарет свидетельстует о тайной помощи, которую отец Кирилл оказывал открываемым монастырям и храмам. Так, при открытии Киево-Печерской Лавры Батюшка переправил туда через посыльных десять тысяч рублей. Неустанный проповедник Еще одним духовным дарованием отца Кирилла был дар слова. Внутреняя ясность и огромный аскетический опыт, глубокое, всестороннее понимание духовности, подлинная нелицемерная любовь к ближним — всё это делало слово Батюшки проникновенным, действенным, созидающим души, спасающим жизни. «Очень он любил проповедовать, — рассказывает архимандрит Илия (Рейзмир). — По смирению своему, по трудолюбию, он уже с 1974 года проповедовал за некоторых из братий. За тех, которые по какой-то причине — кто по болезни, кто по занятости — отказывались от этого, не могли проповедовать. Или, например, спросят его: “Батюшка, ты завтра служишь?” — “Служу!” — “Скажешь проповедь?” — “Скажу”. И всё, он выходил проповедовать, и всегда скажет хорошую проповедь о любви… Всё он покрывал своим терпением и любовью, всем нам подавал в этом пример». Духовные чада помнят необыкновенную простоту и глубину батюшкиных наставлений. «У нас есть много умных людей, которые всё понимают, всё читали, могут всё объяснить, на всё указать и т. д. А отец Кирилл никогда заумно не богословствует. Не произносит долгих речей, кроме служебных проповедей. Проповеди его по форме немудреные, но и в них привлекает, притягивает эта сердечность, простота и постоянное обращение через них к живому человеку, к сердцу каждого. Подкупает в нем удивительная теплота, которая от него исходит», — вспоминает московский художник-реставратор Алексей Артемьев.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Соприкосновение с ним вызывало ощущение таинственного духовного величия, которое невозможно объяснить словами. Исходившую от него Божественную благодать можно было только чувствовать душой, видя его и находясь рядом с ним. Многих удивляло, как мог отец Кирилл стяжать столь великую благодать и духовные дарования, о которых говорится лишь в житиях великих подвижников и пустынников. Духовные дарования приобретаются великими трудами и терпением скорбей. Поскольку его подвиги были сокрыты от человеческих глаз, можно лишь предположить, насколько тяжелые труды и болезни безропотно претерпевал старец. Немногие из находившихся рядом с ним знали о бессонных ночах, о мучительных болезнях и болях, которые ему приходилось переносить. Здоровье его было сильно подорвано еще на фронте. Несмотря на это, он не жалел себя и доходил до полного изнеможения, все силы отдавая людям. Несколько раз отец Кирилл был на грани смерти, и ему приходилось соглашаться на операции. Стоило старцу выйти из алтаря или из кельи, рядом сразу собиралось множество людей. Все чувствовали его любовь и поддержку, необычайную благодать, мир, духовную силу и радость, которые от него исходили. Многие люди приходили к нему со скорбями, в смущении, в слезах, а уходили с утешенным сердцем и сияющим от радости лицом. Милосердие, любовь, простота и смирение были главными его чертами. Все окружающие видели его безграничную доброту, щедрость и великодушие, самопожертвование, смирение, прозорливость, мудрость, желание помочь всем, чем только возможно: молитвой, милостыней, сочувствием. Для всех у него находилось слово утешения и поддержки – и для монахов, и для священнослужителей, и для мирян. Свое сочувствие он изливал на всех. Обличая грех , никого не укорял, но милостиво, с отеческой любовью помогал исправить ошибки и стать лучше. Необычайная мудрость позволяла ему давать правильные и полезные советы в самых сложных, запутанных и подчас безвыходных житейских ситуациях и духовных искушениях, когда люди терялись в недоумении и бессилии, не зная, как поступить. Слова отца Кирилла имели такую силу, что многие, следуя им, обращались к вере, полностью изменяли свою жизнь и отказывались от плохих привычек и намерений. На самые трудные злободневные вопросы, вызывавшие разногласия и соблазн в Церкви, он не боялся давать обоснованный пастырский ответ. Всё это и принесло ему огромную любовь тех, кто знал его близко, и даже тех, кто не видел его.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ждём наступления новой эпохи в жизни Отечества! Поздравляю авторов и читателей «Русской народной линии» с Новым годом и грядущим Рождеством Христовым 05.01.2018 1553 Время на чтение 9 минут Вот и подошёл к концу 2017 год... В жизни каждого человека он был, наверное, разным, - было и хорошее, и плохое. Но в жизни нашей страны он был, несомненно, весьма благоприятным. И дело тут не в нашей победе в Сирии над террористическим протогосударством. И не в начавшемся росте экономики даже в условиях сохранившихся санкций. Главное - год 100-летия революции прошёл без социальных потрясений. Вспоминаю, конец 2016 года, когда широко были распространены тревожные ожидания. Тогда в ходу была зловещая шутка: уходящий год был тяжелым, но наступающий будет радостным, - рассуждали люди в конце 1916 года. Теперь мы можем вздохнуть с облегчением - в год 100-летия революции новой революции в России не случилось . Хотя год прошёл для нашей страны, для нашего народа не без потерь. Самая большая и тяжелая потеря - кончина великого русского старца, всероссийского духовника архимандрита Кирилла (Павлова) . Мне довелось быть на отпевании Старца в Троице-Сергиевой Лавре, когда, казалось, вся Россия съехалась проводить его в последний путь. Таинственное житие отца Кирилла в последние годы его земного существования остаётся до сих пор загадкой. Но мы веруем, что он теперь молится за русский народ у Престола Божия. Для православной общественности, впрочем, думаю, и для всей нашей общественной мысли тяжелой утратой стала смерть выдающегося русского мыслителя, математика и богослова Виктора Николаевича Тростникова , который преставился 29 сентября. Особенно тяжелой эта утрата была для «Русской народной линии», где Виктор Николаевич регулярно публиковался. Я имел счастье близко общаться с почившим в последние годы. Это был глубочайший человек, обладавший редким в наши дни трезвомыслием. Он ненадолго пережил своего старшего друга великого русского математика и мыслителя Игоря Ростиславовича Шафаревича , скончавшегося 19 февраля. И это тоже невосполнимая потеря для России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/30/zh...

Про своё боевое прошлое старец предпочитает не говорить. — Это осталось в той жизни, — отвечает он докучливым собеседникам. Рассказывают, что однажды архимандрита Кирилла вызвали в военкомат Сергиева Посада и спросили, что сказать московскому начальству о защитнике Сталинграда Павлове. — Скажите, что я умер… — ответил старец. 3 Я бы не стал объяснять путаницу, которая произошла с сержантами Павловыми в некоторых православных изданиях, одной только восторженностью православных авторов. Безусловно, сыграла свою роль тут распространённость фамилии Павловых. Мало кто знает, что только Героями Советского Союза в Сталинграде стали трое Павловых. Этого высокого звания были удостоены капитан Сергей Михайлович Павлов и гвардии старший сержант Дмитрий Иванович Павлов. А сам сержант Яков Федотович Павлов, как мы уже отмечали, получил звание Героя за свой беспримерный подвиг в Сталинграде только после войны, когда он, наконец, вступил в Коммунистическую партию. Можно отыскать и более глубинные корни этого соединения разных сержантов Павловых в одно целое. Сказалось долгое замалчивание роли Православной Церкви и миллионов православных людей в победе над оккультным рейхом. Ведь практически ничего не известно о том, что когда фашистская Германия напала на СССР, православное духовенство, позабыв о прежних гонениях, встало на защиту Отечества. Только в одном Сталинграде можно найти немало примеров этого. Священник Днепровский из Казанского собора ходил по осаждённому городу и благословлял жителей и солдат на ратный труд. Священнослужитель Борис Васильев в битве на Волге командовал взводом разведчиков, а митрополит Калининский и Кашинский Алексий, тогда ещё просто рядовой Алексей Коноплёв, был пулемётчиком… На самом же деле есть в этой истории и та непостижимая до конца мистическая сторона, которая не позволяет говорить о соединении в православном народном сознании Героя Советского Союза сержанта Я.Ф. Павлова и духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла просто как об ошибке.

http://pravmir.ru/rossiya-stoit-na-serzh...

Кроме того, зная существующие в митрополии порядки и ту власть, какую присвоил себе Павел в распоряжении церковно-иерархическими делами, он был уверен, что все написанное Павлом от имени Кирилла написано без всякого с этим последним сношения, что и самую подпись митрополита Павел очевидно подделал сам. Все это Софроний нашел достаточным основанием, чтобы выразить митрополии свое недовольство полученным от Павла письмом и несогласие – подчиниться изложенному в нем требованию относительно попа Трофима. Письмо это, снявши с него копию, он отправил подлинником обратно в митрополию, без всяких объяснений, как не заслуживающее внимания, – „без ответа и без надписи“, – отправил с нарочным послом, которому поручил объяснить там, что значит это возвращение письма в подлиннике и даже объявить о сомнении относительно подлинности Кирилловой подписи под ними. Хотя посланный, говоря о подделке подписи, будто бы и сам „горел от стыда за таковое самомненное подозрение“, однако его посольство кончилось победой Софрония: прежнее требование относительно попа Трофима Павлу пришлось взять назад, и было, напротив, „поневоле послано от митрополии в отношении разрешения того священника другое распоряжение, согласное с правилами и волею запретившего“ 540 . С тем ли же посланным, или с другим, но уже по получении Павлова письма от 9-го июля 1851 г., писанного в защиту попа Трофима, Софроний отправил в митрополию-вопросы и прошении о самонужнейших церковных вещах“ 541 . Что побудило Софрония написать их и послать в митрополию? Какую при этом имел он цель? Повидимому, вопросы были написаны искренно; Софроний как будто желал именно получить от сведущих и авторитетных в митрополии лиц разрешение встречавшихся ему на практике затруднительных вопросов и, как свидетельствовал потом сам Павел, „приятельски просил посоветовать ему в его многих недоумениях“. Но с другой стороны, принимая во внимание характер Софрония, его высокое о себе мнение, как о человеке не менее Павла сведущем в церковных канонах, способном поэтому решать всякие недоуменные вопросы, и особенно имея в виду, как отнесся он потом к подученным из митрополии ответам, с большею вероятностию можно утверждать, что, наружно прикрываясь искренним желанием получить разрешение недоуменных якобы вопросов, он написал и послал их в митрополию с лукавым намерением – вызвать Павла на какие-либо неосторожные по поводу их суждения, в которых мог бы найти повод к отделению от митрополии за принятые ею новшества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010