В некоторых средневековых источниках можно встретить указание на обычай посыпать людей солью (См. напр.: Киракос Гандзакеци. История Армении/пер. Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 48), однако в современной практике Армянской Церкви такого обычая нет. Слово святого Феодосия игумена Печерского монастыря//ТОДРЛ. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 34–35; Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского//ТОДРЛ. Л., 1947. Т. 5. С. 171. О святем и блаженнем Агапите, безмездном враче//Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 93–95. Там же. С. 95. Там же. О данной истории см. также: Троицкий И. Е. Изложение веры Церкви Армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по просьбе боголюбивого царя греков Мануила. СПб., 1875. С. 245–246; Лебедев А. С. Вероисповедное положение армян в России до времен Екатерины II (включительно). М., 1909; С. 5–6; Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 34–35; Назаренко А. В., Андроник (Трубачев), игум . Агапит, врач безмездный//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 229–230; Блохин В. С. Отношение к вероучению Армянской Апостольской Церкви в русской церковной литературе до середины XIX в.//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. 1 (29). С. 114. Цит. по: Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 40. Мелик-Бахшян С. Т. Павликианское учение в Армении. Ереван, 1955. С. 251; Бартикян Р. М. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван, 1961. Согласно Л. Хачикяну, расшифровка одной из обнаруженных в древнем Галиче надписей на армянском (в церкви Св. Пантелеимона) указывает на тондракийцев. См.: Хачикян Л. Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван, 2014. С. 67 (прим.). Марр Н. Я. Аркаун – монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. СПб., 1905. С. 47. ПСРЛ. СПб, 1862. Т. 9. С. 68. ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 152. Руднев Н. Рассуждения о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви со времен Владимира Великого до Иоанна Грозного. М., 1838. С. 31–33; Игнатий, архиеп. Воронежский и Задонский. История о расколах в Церкви Российской. СПб., 1849. С. 23–24; Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 42–49.

http://bogoslov.ru/article/6192720

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАКАРИЯ ДЗАГЕЦИ [Дизакеци; арм. (?)] (ок. 800, с. Дзаг, обл. Котайк, Армения - 876, Двин), католикос Армении (с 854). Сведения о жизни З. Д. до его возведения на престол отсутствуют. В течение дня он был рукоположен во диакона, во иерея, во епископа и стал католикосом. В 862 г. Армения добилась автономии в составе Арабского халифата: крупнейший из нахараров Армении Ашот Багратуни (862-890) получил от арабов титул «князь князей». В этот же период начали укрепляться связи между Арменией и Византийской империей: К-поль пожаловал Ашоту придворный титул куропалата. Одной из важных задач католикосата З. Д. стал вопрос о восстановлении церковного общения с К-польским и др. Патриархатами христианского Востока. С кон. 50-х гг. IX в. между патриархом Фотием К-польским, З. Д. и кн. Ашотом велась оживленная переписка. Сохранились нек-рые из этих посланий, как на греческом, так и на арм. языке. О переписке между З. Д. и Фотием имеются сведения и в трудах позднейших арм. авторов (Самуэл Анеци, Асолик, Киракос Гандзакеци). Письма патриарха Фотия, склонявшие армян принять халкидонское вероисповедание, были написаны в дружественном тоне. В письмах патриарх неоднократно указывал на свое арм. происхождение и даже на родство с правящей в Армении царской фамилией Багратидов. В 2 посланиях (N 284 - на греч. языке и N 298 - на арм. языке) к арм. царю Ашоту патриарх Фотий называет его родственником (συγγενς; E. 284, 81-84; 371; 411; 422; 2462; 2857; 3262), а один раз более определенно - «родственником по крови» (συγγενς το αμτου; E. 284, 84). Известно, что братом матери патриарха Фотия был Аршавир Камсаракан, арм. происхождение к-рого не вызывает сомнений. В 862-863 гг. по инициативе З. Д. был созван Ширакаванский Собор , к-рый должен был рассмотреть предложения патриарха Фотия о церковном общении. На Собор прибыл посланник патриарха Фотия митр. Иоанн Никейский, однако доводы к-польских иерархов были отвергнуты. Ответное послание в К-поль было написано арм. вардапетом Сааком Мрутом и утверждено Собором. Несмотря на отказ армян от немедленного восстановления церковного общения, активная переписка З. Д. и патриарха Фотия продолжалась еще много лет. В окружном послании 867 г. патриарх Фотий, вероятно, в пропагандистских целях, заявлял, что армяне уже перешли в истинную веру (т. е. признали Халкидонский Собор). Тем не менее в письмах сер. 70-х гг. IX в. вновь обсуждался тот же вопрос о возможности принятия догматов Халкидонского Собора в Армении.

http://pravenc.ru/text/182495.html

Нашествие эмира Тимура (Тамерлана) в 1395-1396 гг. нанесло большой ущерб католич. миссиям в О. По данным 1400 г., сохранилось всего 14 миссий. Уничтоженная во время нашествия Тимура Сарайская католич. епархия была заменена Сарматской епархией в Астрахани, просуществовавшей до 30-х гг. XV в. В период распада О. ареал деятельности миссий наряду с католическими епархиями в Крыму сузился до пределов Сев. Кавказа и Сев. Причерноморья. Их деятельность обрывается или постепенно угасает к 1495 г. в связи с тур. агрессией в Крыму ( он же. 2000. С. 18-19; 2006. С. 183-189). Ист.: ПСРЛ. Т. 1-43; История монголов инока Магакии, XIII в. СПб., 1871; История монголов по арм. источникам. СПб., 1873. Вып. 1; СбРИО. 1884. Т. 41; 1895. Т. 95; Тизенгаузен В. Г. Сборник мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды. М.; Л., 1941. Т. 2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022; Рашид-ад-Дин. Сб. летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 2; 1960. Т. 2; 1946. Т. 3; ГВНиП. 30. С. 57; ДДГ; ПРП. Вып. 3. С. 467-489; Иоасафовская летопись. М., 1957; АСЭИ. Т. 3. 10-11. С. 26-27; 310-313. С. 340-345; Армянские источники о монголах: Извлеч. из рукописей XIII-XIV вв. М., 1962; Свет Я. После Марко Поло. М., 1968; Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976; Повесть о Петре, царевиче ордынском//ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. Л., 1984. С. 20-37; То же//БЛДР. Т. 9. С. 70-85; Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 г. по 1427 г. Баку, 1984; РФА. 1987. Вып. 3. С. 585-594; Гонсалес Клавихо Р., де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). М., 1990; Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой 1489-1549 гг. Махачкала, 1995; Плано Карпини Дж. История монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в вост. страны. Книга Марко Поло/Вступ. ст., коммент.: М. Б. Горнунг. М., 1997; Христ. мир и «Великая Монгольская империя»: Мат-лы францисканской миссии 1245 г. СПб., 2002; Золотая Орда в источниках/Сост., ввод. ст., коммент.: Р. П. Храпачевский. М., 2003. Т. 1: Арабские и персидские источники; 2009. Т. 3: Китайские и монгольские источники; История Золотой Орды: Сб. мат-лов. СПб., 2003; Салимбене [де Адам]. Хроника. М., 2004; Анонимный груз. «Хронограф» XIV в. М., 2005. Вып. 1; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 7 (1506-1539). Vilnius, 2011.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Киракос Гандзакеци был воспитанником мон-ря Нор-Гетик, получал знания у ученика М. Г. Вардапета Ванакана и большую часть жизни провел в этом мон-ре. Гандзакеци уверяет, что подробные сведения о М. Г. изложены также в «Истории» Вардапета Ванакана. М. Г. родился в Гандзаке, в христ. семье. Сведения о родителях М. Г. не сохранились. В арменоведении встречаются разные версии относительно места рождения М. Г. В детстве он поступил на обучение в монастырь и вскоре, вероятно уже в 14 лет, принял монашество. Монашеский постриг обязывал М. Г. носить бороду, но из-за того, что у него борода выросла поздно, он получил прозвище «Гош» (редкобородый). Уже в молодости М. Г. прославился благодаря своим добродетелям и мудрости. После неск. лет священнического служения М. Г. решил углубить свои знания в толковании Свящ. Писания и народных преданий (басен). Он встретился с известным странствующим вардапетом Ованнесом Тавушеци и долгие годы обучался у него, после чего сам получил степень вардапета. После смерти Тавушеци М. Г. отправился в Киликийскую Армению, где, скрывая свое звание вардапета, приступил к обучению в монастыре Сев-Лер. Спустя некоторое время он повторно получил степень вардапета и вернулся в Гандзак. В ущелье Тандзута М. Г. начал строительство нового мон-ря Нор-Гетик, принимал участие в его возведении вместе с монахами. Средства на строительство М. Г. выделяли князья Иване и Закаре Закаряны, Курдский ишхан и его сыновья, а также Вахтанг Тагаворазн и его братья. Стремясь к пустынной жизни, М. Г. поселился неподалеку от нового мон-ря, построив для себя дом и деревянную ц. Св. Духа. В пожилом возрасте М. Г. рядом с монастырем построил еще одну церковь, Вознесения Христа, к-рая должна была послужить ему храмом-усыпальницей. Центр образования и знаний в монастыре Нор-Гетик, возглавляемый М. Г., был высшим образовательным учреждением; его выпускники получали степень вардапетов. К М. Г. приходили ученики даже из отдаленных областей. Нек-рые вардапеты скрывали свою степень, чтобы иметь возможность учиться у М. Г. Мон-рь был многолюден; в составе братии находились самые знаменитые люди своей эпохи, о чем свидетельствуют настенные записи. Князья и вельможи делали пожертвования, внося т. о. вклад в развитие арм. христ. культуры.

http://pravenc.ru/text/2564512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви КЕННЕШРЕ [Кеннешрэ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века «КНИГА ПОСЛАНИЙ» арм. средневек. эпистолярный сборник религ. характера; содержит документы, формулирующие вероисповедание КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) МАЛАНКАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Сиро-Маланкарская Ортодоксальная Церковьдр. названия: Индийская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Сирийская Церковь], одна из Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121942_6.html

В 50-х гг. XIX в. была открыта хранившаяся в Е. в. м. груз. живописная икона вмч. Георгия с греч. надписью: ΠΙΣΤΟ[Σ] ΒΑΣΙΛ[ΕΥΣ] ΠΑΣ[ΗΣ] ΑΝΑΤΟΛ[ΗΣ] Ο ΠΑΓΚΡΑΤΟΝΙΑΝΟΣ (Верный царь всей Анатолии Пангратониан). На правой стороне иконы был изображен юный груз. царь, представленный фронтально в полный рост, в царском одеянии (виссон и лор), в низкой короне с крестом по центру и жемчужными перпендулиями. В руках инсигнии власти - лабарум и свиток. Еп. Порфирий (Успенский) выдвинул предположение, что юноша - это царь св. Давид, а свиток - хрисовул, посланный им на Синай в связи с постройкой церкви ( Порфирий (Успенский), еп. 1856. С. 167; Клдиашвили. 1989. C. 117-135; Kldiashvili. 1989. Р. 107-135). В. Н. Бенешевич изучил в нач. XX в. расположенные между фигурами, сильно поврежденные ктиторские надписи иконы: греческую, в которой упоминается Давид (δανδ), и грузинскую, выполненную на нусхури: † [ ] () [ ()] [- -][- - - -](?) [- - -](?) (?)[-] ()[] [], [][], , [] [()]() ()[()] [()] []. (). (Моли, святый великомучениче Георгие... Господа отпустить грехи Давиду, Владыке абхазов, картвелов, ранов, кахов. Аминь). Результаты исследования также позволили Бенешевичу отождествить портрет неизвестного царя с ктиторским изображением царя св. Давида, сопоставить заказ иконы с постройкой ц. вмч. Георгия и тем самым датировать написание образа приблизительно 1104 г. ( Бенешевич. 1912. C. 62-64; Клдиашвили. 1989. С. 117-135; Kldiashvili. 1989. Р. 107-135; она же. 2008. С. 53-57). На Синае сохранилось сравнительно позднее предание (XIX в.), связывающее имя царя св. Давида также и со строительством церквей на горе Хорив и в долине Леджа ( Порфирий (Успенский). 1885. C. 188-196; Цагарели. 1888. C. 131-132). Лист из синайского кодекса Библии. IV в. (Sinait. gr. МГ 1) Лист из синайского кодекса Библии. IV в. (Sinait. gr. МГ 1) В кон. XII - нач. XIII в. богатые пожертвования Синаю делала царица св. Тамара , в период ее правления груз. паломники на Св. земле и Синае получили нек-рые права и привилегии, к-рыми пользовались до XVII в.: напр., грузины были освобождены от уплаты налогов в мусульм. странах и Иерусалиме, было запрещено грабить или оскорблять груз. монахов и пилигримов и т. д. (КЦ. 1959. Т. 2. С. 352-353; Киракос Гандзакеци. 1976. C. 119-120).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

О. О.- составитель «Книги канонов» , первого систематизированного правового кодекса ААЦ. Ему также приписывается редактирование сб. «Книга посланий» . О. О. уделял большое внимание толкованию религ. символов. Ему принадлежат труды «О канонах Церкви», «О великом дне Воскресения», «По поводу ночного богослужения», «О Церкви» и др. Ряд посланий и трактатов-размышлений О. О. опубликовал мхитарист М. Авгерян в 1833 г. (год спустя переизданы с лат. переводом). Католикос не только писал научные и богословские труды и занимался переводами с греческого, но и содействовал развитию арм. летописания и полемической лит-ры, переводческой деятельности (с греческого и сирийского), переписыванию древних рукописей. О. О. также известен как гимнограф. Ему приписывается авторство канона прор. Давиду и ап. Иакову Алфееву с 5 шараканами, канона апостолам Петру и Павлу с 6 шараканами, канона первомч. Стефану с 7 шараканами и канона апостолам Иакову и Иоанну Зеведеевым с 5 шараканами. Тексты песнопений написаны красивым слогом, их содержание отличается философской глубиной и богатой символикой. Соч.: Ованнес Одзнеци. Труды. Ер., 1999 (на арм. яз.); Труды Иоанна Имастасера Одзнеци/Изд.: М. Авгерян. Венеция, 1833 (на арм. яз.; лат. пер.: Domini Johannis Philosophi Ozniensis Armeniorum catholici Opera/Ed. J. B. Aucher. Venetiis, 1834); Акинян Н. Новонайденный труд католикоса Ованнеса Одзнеци о материальности Слова//Юшардзан (Памятник): Лит. сб. Вена, 1911. С. 341-399 (на арм. яз.); Армянская книга канонов/Ред.: В. Акопян. Ер., 1964. Т. 1; Акопян А. Новонайденный календарный труд Ованнеса Одзнеци «Введение в историю этих слов Иоанна толкователя»//HAms. 2006. Bd. 120. N 1. S. 91-130 (на арм. яз.). Ист.: Житие св. католикоса Ованнеса Имастасера Одзнеци//Гандзасар. Ер., 1992. 1. С. 282-286 (на арм. яз.); Le Synaxaire arménien de Ter Israel/Publ., trad. G. Bayan. P., 1930. T. 9: Mois de Ahékan. P. 311-313. (PO; T. 21. Fasc. 3); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 71-73; Степанос Таронский (Асохик). Всеобщая история/Пер.: Н. Эмин. М., 1864. С. 74-75; Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 97-99; Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 492-500.

http://pravenc.ru/text/2578125.html

При раскопках центрального квартала обнаружены фрагменты напольных мозаик и резных элементов, напр. 2 фрагмента от дверной перемычки с рельефным изображением процветшего креста и исходящей от него виноградной лозы с образами сборщиков винограда (на одном фрагменте) и колосьев пшеницы (на другом). Они могут относиться к собору, а возможно, к не обнаруженной раскопками, но известной по источникам ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 86-87) ц. Сурб-Саргис (св. Сергия) или же к отдельно стоявшим мемориальным колоннам-монументам, увенчанным крестами (остатки подобных колонн обнаружены в Талине, Ошакане и др.). К северо-востоку от собора раскопаны остатки однонефной церкви (внешние размеры 24,5 ´ 10,7 м), имевшей пилястры вдоль продольных стен, придел с севера от апсиды и открытую галерею вдоль северной стены. В нек-рых исследованиях ( D " Onofrio. 1973. P. 107-108) эта постройка отождествляется с ц. св. Иезидбозида. В цитадели находятся остатки др. раннехрист. церкви типа 3-нефной базилики, считавшейся дворцовым залом Аршакидов. В центральном квартале Д. раскопаны 2 дворцовых комплекса: один, почти примыкавший к собору с сев. стороны, сер. VII в., др., расположенный к юго-западу от собора, кон. V в. Оба имели большие центральные залы с деревянным перекрытием на 2 рядах колонн, близко поставленных у стен; в зап. части более древнего дворца при Сасанидах был сооружен 4-колонный зороастрийский храм с прямоугольным алтарем (1,5 ´ 1,5 м), разрушенный во время восстания 572 г. Патриарший дворец VII в. был построен из крупных блоков гладко отесанного туфа; впосл. был превращен в главную мечеть города. Ист.: Гевонд. История. СПб., 1887. С. 36 ; Караулов Н. А. Сведения араб. писателей о Кавказе//СМОМПК. 1903. Вып. 32. С. 5, 29, 43, 61; 1908. Вып. 38. С. 1-130; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., вступ. ст. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982. Гл. А. С. 56 (на арм. яз.); Товма Арцруни и Аноним. История рода Арцруни/Пер. и примеч.: В. М. Варданян. Ереван, 1985. С. 148-149 (на арм. яз.); Иоаннес [Ованнес] Драсханакертци. католикос. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/171488.html

«Печать веры» , в к-рый вошли также отрывки из несохранившихся богословских сочинений О. М. Название соч. «Нойемак», по одной из версий, является искажением названия соч. «Хаватой намак» (Послание веры), к-рое тоже не сохранилось. Перу О. М. принадлежат стихотворное произведение «Скорбь о нераскаявшихся грешниках» и соч. «Анализ кафедрального собора и установленных в нем порядков», в к-ром автор разъясняет символику архитектурных элементов храма, деталей его внутреннего убранства и священных сосудов. В «Истории страны Алуанк» Мовсес Каланкатуаци приводит письмо О. М. Давиду, епископу Мец-Колманка, с осуждением иконоборчества ( Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер.: Ш. В. Смбатян. Ер., 1984. С. 135-136; авторство О. М. некоторыми исследователями оспаривается). Существует мнение, что О. М. является автором одной из ранних редакций «Книги канонов» и находящейся в ее составе группы канонов, авторство к-рых приписывается католикосу Сааку I Партеву . О. М. также атрибутируется сочинение, посвященное 3 первым Вселенским Соборам. Соч. (на арм. яз.): Печать веры/Предисл., изд.: еп. К. Тер-Мкртчян. Эчмиадзин, 1914. С. 52-55, 142-146, 253-256, 281, 288, 327-330, 363-364; Анализ кафедрального собора и установленных в нем порядков//Сион. Иерус., 1967. 1/2. С. 70-75; Армянские писатели. Антилиас, 2005. Т. 4. С. 349-359. Ист.: История Иоанна Майрагомеци: Из источников Степаноса Орбеляна//Арарат. Эчмиадзин, 1917. Т. 50. 9/12. С. 746-749 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 84-86; Степанос Таронский (Асохик). Всеобщая история/Пер.: Н. Эмин. М., 1864. С. 61-62; Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. Эмин. М., 1861. С. 79, 107; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 65-66; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910. С. 114-118 (на арм. яз.); Арсений Сапарский. О разделении Грузии и Армении/Изд., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1980. С. 90-93 (на груз. яз.); La narratio de rebus Armeniae/Éd.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

З. мало копировался. В 50-х гг. VII в. аналогичный храм был создан в Банаке (груз. Бана) в арм. пров. Тайк (груз. Тао), вероятно, тем же Нерсесом Строителем, к-рый находился там в изгнании. В 70-80-х гг. VII в. по образцу З. была возведена церковь в Леките в Кавказской Албании (совр. Гахский р-н Азербайджана), а в 1001 г. царем Гагиком Багратуни заложен храм св. Григория (Гагикашен) в Ани. Тем не менее З. оказал колоссальное влияние на архитектуру стран Закавказья, особенно Армении, зодчество к-рой в VII в. специалистами часто делится на до- и послезвартноцевское на основе отсутствия или наличия стилистических черт и форм декора, связанных с З. Ист.: Себеос, еп. История/Пер., сличение рукописей, предисл. и примеч.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 120 (на арм. яз.); Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос. История Армении. Ереван, 1996. С. 86-87, 90-93 (на арм. яз.; рус. пер.: Ереван, 1986); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., вступл. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982 (на арм. яз.; рус. пер.: М., 1976). Лит.: Тер-Мовсесян М. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви VII в.//Этногр. журнал. 1907. Кн. 15/16. С. 179-198 (на арм. яз.); Месроп, вардапет. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви. СПб., 1905; Дадьян Х. 20 июля 1907//Арарат. Эчмиадзин, 1907. 7/8. С. 658-659 (на арм. яз.); он же. Арташат (Вагаршапат)//Там же. 1909. 2. С. 170-173 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 108-118, 421-427; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 236-270; 1948. Т. 2. С. 42-48, 267-272, 280-281 (на арм. яз.); Grabar A. Martirium: Rech. sur le culte des reliques et l " art chretien antiques. P., 1946. T. 1: Architecture. P. 190-194; Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 29-37; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 134-138; Арутюнян В. М., Сафарян С. А.

http://pravenc.ru/text/182733.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010