Переломным моментом в истории копт. общины считается гонение в авг. 1354 г., спровоцированное роскошью и высокомерием христ. чиновников. Под давлением общественного мнения власти возобновили шариатские ограничения для инаковерующих и начали кампанию увольнения коптов из канцелярий. Новым и крайне важным элементом репрессий стала конфискация 25 тыс. федданов (ок. 10 тыс. га) церковных земель. Как и раньше, мусульм. чернь восприняла султанские указы как позволение нападать на христиан и церкви. В Каире и окрестностях были разграблены и разрушены 5 церквей. Мн. копты в городах и сельской местности перешлив ислам. По свидетельству аль-Макризи, бóльшая часть церквей В. Египта была снесена и перестроена в мечети. Даже принятие ислама не избавляло новообращенных чиновников от подозрений - от них требовали регулярно посещать мечеть и прекратить контакты с родственниками-христианами. Вопреки распространенному мнению, преследования 1354 г. были не последними в череде масштабных гонений на христиан. Кратковременный захват Александрии кипрским королем Петром I Лузиньяном в окт. 1365 г. и поддержка крестоносцев со стороны местных христиан вызвали новую волну репрессий. Хотя основной удар пришелся на европ. монахов и купцов, находившихся во владениях мамлюков, а также на сиро-палестинских православных, копт. община также подверглась поборам и конфискациям. Христианам было предписано отдать четверть имущества на выкуп пленных мусульман и строительство военного флота. Разграбления не избежали и егип. мон-ри. В копт. житийной лит-ре встречаются упоминания об арестах и избиениях монахов во время мамлюкских рейдов по пустынным обителям. Позиции христианских чиновников в мамлюкской администрации были серьезно ослаблены. Тем не менее в источниках кон. XIV - нач. XV в. периодически фигурируют писцы-христиане, работавшие в аппарате султанов и эмиров, а также новообращенные мусульмане из копт. среды, достигшие высоких гос. постов. Так, упоминается торговец мрамором Абу-ль-Фарадж аль-Макси (ум.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Герман (Григорас). 27 нояб. 1901 г. они призвали обе «партии» преодолеть разногласия и приступить к выборам, признав предварительные стадии предыдущих выборов. Свящ. Синод истолковал письмо патриархов так, что должно быть завершено и расследование апелляций. Ввиду полного нежелания «партий» сотрудничать друг с другом 26 янв. 1902 г. патриархи Иоаким III и Дамиан призвали снять с выборов кандидатуры обоих Кириллов и предложили 3 своих кандидатов: митр. Меленикского Иоакима, архиеп. Кириакупольского Мелетия (Кронидиса) и архим. Григория (Константинидиса). Представитель Александрийского патриарха не согласился с этим решением, а впосл. и сам патриарх Фотий назвал его антиканоническим. «Киринийская партия» приняла это предложение, а у «китийской» оно вызвало яростный протест как представляющее угрозу автокефалии КПЦ. Представители «китийской партии» отправили телеграммы послу России в К-поле и Правительству Греции с заявлением, что КПЦ якобы угрожает обращение в протестантизм в случае, если митр. Кирилл Китийский не будет избран архиепископом. Одновременно в телеграмме тур. правительству говорилось, что в случае неизбрания Китийского митрополита будут ущемлены тур. интересы на Кипре. Когда митр. Иоаким и архиеп. Мелетий сняли свои кандидатуры, патриархи предложили митр. Дидимотихского Филарета и игумена Киккского мон-ря Герасима. Но и те сняли свои кандидатуры. К-польский патриарх, заручившись согласием «киринийской партии», собирался объявить об избрании Кипрским архиепископом архим. Григория (Константинидиса), но брит. посольство в Стамбуле предупредило его, что Верховный комиссар не признает решения, к-рое не поддерживает одна из сторон церковного конфликта. 22 февр. 1902 г. Свящ. Синод отправил доклад брит. министру по делам колоний, в котором призывал осуществить выборы на условиях, предложенных патриархами, но митр. Кирилл Китийский обратился с письмом к Верховному комиссару, объясняя, что условия выборов нарушают автокефалию КПЦ. Верховный комиссар устроил встречу с участием 3 сторонников от каждой партии, уполномоченных своими митрополитами.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

целей, утвержденных Свящ. Синодом (Прил. 3. Ст. 2). Средства, поступающие в Центральную церковную кассу, состоят из особых отчислений и процентов от валовых поступлений епархий, мон-рей и приходов (размер которых устанавливается Свящ. Синодом), доходов от инвестиций движимой и недвижимой собственности Центральной церковной кассы, пожертвований (Прил. 3. Ст. 3). Для создания единой системы оплаты клириков Свящ. Синод учредил фонд зарплаты приходского духовенства, руководство и распоряжение его средствами осуществляет Центральная церковная комиссия (Прил. 3. Ст. 5). При Свящ. Синоде созданы комиссии по догматическим вопросам, по межправосл., межхрист. и межрелиг. связям, по проблемам ересей, по богослужебным вопросам, по монашеству, по каноническим проблемам, по храмостроительству и правосл. искусству, по образованию, по делам молодежи, по вопросам социального обеспечения и благотворительности, по богословскому образованию клира, по европ. и международным вопросам (Ст. 11). В каждой епархии архиерей может назначить протосинкеллом женатого священника в качестве руководителя различных служб епархии (Ст. 32. 1). Для улучшения организационной деятельности архиерей назначает в округа своей епархии благочинных (ρχιερατικο πτροποι) (Ст. 32. 3). В каждой епархии действует епархиальная комиссия, которая помогает архиерею в управлении церковной собственностью. Она состоит из 4 представителей духовенства, назначаемых архиереем, и 4 мирян, избранных делегатами членов приходских комиссий (Ст. 35. 1, 36. 1). Средства поступают в комиссию от движимой и недвижимой собственности епархии, от отчислений приходов и мон-рей (размер устанавливается Синодом), от пожертвований и различных сборов, от пошлин, взимаемых за выдачу актов гражданского состояния и различных удостоверений (Прил. 3. Ст. 10). В каждой епархии имеется епархиальная касса (Ст. 43), ее средства идут на жалованье архиерею и сотрудникам епархиальной канцелярии, содержание архиерейской резиденции, улучшение и увеличение церковной собственности, а также отчисления в Центральную церковную комиссию, выплату налогов, помощь благотворительным и образовательным учреждениям (Прил.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

расширенного Синода (Ιερ Διηυρυμνη Σνοδος), состоящего не менее чем из 13 архиереев КПЦ, К-польского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, к-рый решит, можно ли объявить кафедру предстоятеля КПЦ вакантной и провести выборы нового архиепископа (Ορθοδοξα. 2006. Τεχος 2. Σ. 228). 17-18 мая 2006 г. в Шамбези (пригород Женевы, Швейцария) было созвано заседание Свящ. расширенного Синода под председательством Варфоломея I с участием предстоятелей нек-рых Поместных Церквей: Феодора II, патриарха Александрийского; Игнатия IV, патриарха Антиохийского; Феофила III, патриарха Иерусалимского, а также 9 митрополитов этих Патриархатов и архиереев КПЦ. После докладов митр. Хризостома Пафосского и еп. Никифора Киккского состоялось тайное голосование. Большинством голосов (15 «за», 7 «против»; из 9 кипрских архиереев 6 высказались «против»: Хризостом Пафосский, Хризостом Китийский, Павел Киринийский, Афанасий Лимасольский, Варнава Саламинский, Георгий Арсинойский) архиепископский престол был объявлен вакантным (Απστολος Βαρνβας. 2006. Τ. 67. Τεχος 5/6. Σ. 202-227; Ορθοδοξα. 2006. Τεχος 2. Σ. 227-239). Архиепископ на покое Хризостом I скончался 22 дек. 2007 г. Выборы проводились в неск. этапов и сопровождались острой предвыборной борьбой. За прошедшие годы в результате активной архипастырской деятельности значительно возросли популярность и шансы на избрание самого молодого из кандидатов - митр. Афанасия Лимасольского. 1-й этап выборов (выдвижение 1400 специальных делегатов) прошел 24 сент. 2006 г. Митр. Хризостом Пафосский обеспечил себе голоса 125 специальных делегатов, митр. Хризостом Китийский - 19, митр. Афанасий Лимасольский - 641, еп. Никифор Киккский - 615. На заседаниях Синода 5, 6 и 9 окт. были рассмотрены поданные жалобы и, несмотря на отдельные нарушения, было решено в целом признать итоги голосования действительными (Απστολος Βαρνβας. 2006. Τ. 67. Τεχος 10. Σ. 436-437). 15 окт. 2006 г. прошел 2-й этап выборов, специальные делегаты выдвинули 100 генеральных делегатов, к-рые распределились между 3 кандидатами следующим образом: 46 - за Никифора Киккского (включая голоса 3 сторонников Хризостома Китийского), 45 - за Афанасия Лимасольского, 9 - за Хризостома Пафосского. 20 окт. Свящ. Синод утвердил генеральных делегатов, к-рым вместе с 31 неизбираемыми высшими представителями духовенства предстояло участвовать в выборах (Ibid. Σ. 438).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

3. Ст. 11). Независимо от епархиальных комиссии и кассы архиерей может создать Совещательный экономический орган для изучения экономических проблем епархии (Ст. 44). Размер жалованья приходского духовенства зависит от его образования, в связи с чем все священники разделены на 4 разряда (Ст. 48. 3). Если в епархии или в приходе нет достаточных средств для выплаты нужной суммы, недостающие деньги выплачивает Единый фонд зарплаты (Ст. 48. 2). Приходские комиссии состоят из председателя (клирика или мирянина, назначаемого архиереем) и 4 выборных мирян (Ст. 52). Решение приходской комиссии не вступает в силу без утверждения архиереем, или епархиальной комиссией, или Свящ. Синодом (Ст. 64). В каждом приходе действует приходская касса (Ст. 63), средства в к-рую поступают от недвижимой и движимой собственности прихода, от продажи свечей, от совершения треб и выдачи удостоверений, от сборов и пожертвований (Прил. 3. Ст. 12). Эти средства расходуются на отчисления в епархию и в Центральную церковную комиссию, зарплату певчим и алтарникам, ремонт и содержание храма, выплату налогов, помощь благотворительным и образовательным учреждениям, ремонт и содержание приходской собственности (Прил. 3. Ст. 13). КПЦ имеет следующие судебные органы: епархиальный архиерей, епископские 3-членные суды в каждой епархии под председательством архиерея, Синодальный суд из 5 архиереев, имеющих епархию, и Свящ. Синод (Ст. 78). Уставная хартия 2010 г. детально регламентирует церковное судопроизводство (Прил. 2, разд. 1-2), в т. ч. признано право обвиняемого иметь адвоката (Прил. 2, разд. 2, ст. 26 Δ). Осужденный архиерей может апеллировать к К-польскому патриарху (Ст. 81). Новая Уставная хартия признает гос. институт брака, но не дает права гос-ву аннулировать брак-таинство, заключенный в Церкви. При заключении браков вводятся возрастные ограничения. Не разрешается совершение бракосочетания над лицами младше 18 лет (в особых случаях допускается после 16-летия) (Ст. 83. 3). В случае если разница в возрасте буд. супругов составляет больше 25 лет, требуется особое разрешение архиерея (Ст. 83. 4). Уставная хартия 2010 г. закрепила временную передачу 4 приходов, расположенных в пригородах Никосии, в состав Киринийской митрополии (территория к-рой оккупирована тур. войсками), чтобы Киринийский митрополит мог осуществлять их пастырское окормление и тем самым реализовать свое архиерейское служение на практике (Введение. 4).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

29 апр. 1885 г. были опубликованы основные положения буд. устава - 24 статьи, разделенные на 4 части: о церковном управлении, об отношениях Церкви и гос-ва, о взаимоотношениях Церкви с мирянами, об управлении церковной собственностью и мон-рями. Проект базировался на кипрских обычаях, султанском берате, полученном Софронием III, и церковных уставах К-польского Патриархата и Элладской Церкви. Управление собственностью приходов возлагалось на приходские комиссии, члены к-рых были выборными. Половина прибыли от доходов должна была идти на содержание сельских школ. Управление собственностью действующих монастырей осуществлял игумен с избираемыми из монастырской братии эпистатами при условии ежегодного отчета перед контрольной комиссией, состоявшей как из духовенства, так и из мирян. Прибыль от монастырских доходов направлялась на содержание семинарии и на образование кипрских клириков в богословских школах Иерусалима и К-поля. Собственность недействующих монастырей находилась под надзором архиереев, но предусматривалась ее аренда по решению смешанной комиссии под председательством архиерея. Доходы шли на содержание митрополий и их служащих, а также на материальную поддержку гимназий. По неизвестным причинам этот проект так и не был доработан. Софроний III, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Софроний III, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) В апр. 1886 г. Свящ. Синод отправил на имя Верховного комиссара меморандум, в к-ром указывал, что связанные с церковной собственностью вопросы должны быть изъяты из общего законодательства и рассматриваться особо, как было в османский период. Кроме того, Софроний III дважды представлял брит. правительству записки о присоединении Кипра к Греции и о внесении изменений в Конституцию, но все они были оставлены без внимания. Однако архиеп. Софроний не хотел вступать в конфликт с англичанами и старался наладить с ними сотрудничество.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Тем временем Палмер подготовил законопроект, к-рый запрещал выдвижение на архиепископских выборах кандидатур некиприотов и «нежелательных лиц» (в т. ч. сосланных митрополитов) и ввел обязательное утверждение избранного архиепископа губернатором. Брит. власти хотели, чтобы на Кипрскую кафедру был избран лояльный архиерей, первоначально предпочтение было отдано кандидатуре Германа (Стринопулоса), архиеп. Фиатирского, а затем киприота архим. Андроника (Врионидиса) из Синайского мон-ря. В нояб. 1937 г. местоблюститель Леонтий снова отправился в Афины для переговоров с Макарием Киринийским и другими церковными деятелями. Было решено, что на Кипр для организации выборов приедут митр. Хрисанф Трапезундский и архиеп. Порфирий III Синайский, которые вместе с митр. Леонтием составят временный Синод. Но после утверждения законопроекта Палмера от участия в выборах была отклонена кандидатура Хрисанфа Трапезундского, к-рый не был киприотом. Из-за этих законов проведение архиепископских выборов было в очередной раз отложено. Местоблюститель Леонтий отправил брит. властям протест, требуя отмены законов, к-рые препятствовали проведению канонических выборов. За деятельность, направленную на свержение колониального режима, Леонтий трижды привлекался к суду (в 1932, 1938 и 1939) и дважды (в апр. 1938 - апр. 1939 и в мае 1939 - мае 1940) был ограничен брит. властями в передвижении, не имея права покидать пределы Пафоса и находясь под полицейским надзором. Для управления церковными делами митр. Леонтий назначил своих представителей: в Никосии - экзарха Иеронима, в Ларнаке - архим. Макария, в Киринии - архим. Иакова (Арнопулоса), в Пафосе - архим. Геннадия (митрополит Пафосский в 1959-1973). В 1938 г. КПЦ была одной из немногих правосл. Церквей, участвовавших в учредительном заседании Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Утрехте. Однако столь ответственное решение, как вступление в ВСЦ, Леонтий считал себя не вправе принимать единолично, и КПЦ стала членом ВСЦ только 23 нояб. 1946 г., после возвращения из ссылки Макария Киринийского.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Осмотрев кипрские православные монастыри, Барский по прошествии чумы вновь вернулся в Левкосию, где и прожил до августа 1736 года. Но возникшая между Турцией и Россией война побудила его поспешить с отъездом на остров Патмос, где в то время жили одни греки и не было турок. Во времена В. Г. Барского на Кипре было более шестидесяти действующих монастырей, кроме того, многие обители были безлюдны, о чём свидетельствовал сам неутомимый паломник: «Обретаются и ныне под игом турецким в Кипре монастирей, малих и великих, больше шестидесят, в них обретаются еще иноки», – писал Барский, отмечая при этом, что «кроме же тих, многи суть пусты и разорены, от тяжестных даней и нестерпимых пакостей турецких» 85 . Обладая даром художника, Барский старался запечатлеть посещаемые им обители, о чём он сообщал в своих записях: «От предреченных убо монастырей обидох и аз и посетих множае пятидесят; двадесят же изряднейших рукою власною изобразих» 86 . Научно-историческое значение «кипрского цикла» 87 странствования Барского огромно. На сегодня, когда большинство кипрских монастырей прекратило своё существование, описания и рисунки Барского – это единственное историческое свидетельство очевидца об этих обителях. Записки Барского ныне привлекают внимание не только отечественных, но и кипрских церковных историков, посвятивших его рукописным заметкам ряд исследований. Следует кратко упомянуть о дальнейшей судьбе В. Г. Барского и его рукописного наследия. 5 сентября 1747 года Барский вернулся в Киев и через месяц после своего возвращения на родину умер, не успев полностью привести в порядок свои записки. Об огромном интересе, который в своё время вызывали у православных читателей записки Барского, свидетельствует тот факт, что они были изданы до 1819 года шесть раз; первое издание вышло в 1779 году. Больше того, записки Барского задолго до их издания широко распространялись в рукописном виде. В 1885–1887 гг. Православное Палестинское общество выпустило 4-томное издание «Странствований» Барского. Это издание было выполнено по подлинной рукописи Барского под редакцией Н. П. Барсукова, известного русского археографа, библиографа и историка. Кипр и Россия в конце XVIII – начале XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

8–13 мая 1992 г. с визитом на Кипре побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 15 октября 1992 г. состоялся рабочий визит президента Республики Кипр в Россию. Были подписаны Меморандум о принципах экономического сотрудничества, а также межправительственное Соглашение о сотрудничестве в развитии причерноморского региона России (Краснодарский край). В июне 1994 г. Москву посетила делегация парламента Кипра во главе с его председателем. В ходе состоявшегося 9–13 декабря 1994 г. официального визита на Кипр делегации Государственной думы во главе с А. Н. Чилингаровым установлены прямые контакты между парламентской группой по связям с Кипром и группой дружбы с Россией, образованной в Палате представителей Республики Кипр. Устойчиво развиваются российско-кипрские культурные связи. В ходе визита в Москву в июле 1994 г. министра образования и культуры Кипра было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерствами культуры двух стран. 8–11 мая 1995 г. тогдашний президент Республики Кипр Г. Кли­ридис находился в Москве для участия в торжествах по случаю 50-летия Победы, а 11–14 июля 1998 г. — в качестве почётного гостя мэра Москвы Ю. М. Лужкова на открытии Всемирных юношеских игр; он был принят президентом России Б. Н. Ельциным. В сентябре 1996 г. на Кипре с визитом побывал министр культуры России. В Никосии действует российский центр науки и культуры. Реализуются договорённости между телевещательными организациями двух стран, информационными агентствами. 17–20 июня 1997 г. состоялся визит в Москву делегации Палаты представителей Республики Кипр во главе с председателем парламента С. Киприану. В сентябре 1997 г. мэр Никосии Л. Димитриадис принял участие в мероприятиях, посвящённых 850-летию Москвы; тогда же был подписан Протокол о сотрудничестве между двумя столицами. В январе и апреле 1998 г. на Кипре находился управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий. В марте 1998 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между ИТАР–ТАСС и Кипрским информационным агентством (КИПЕ). В мае 1998 г. на Кипре находился генеральный директор ИТАР–ТАСС В. Н. Игнатенко.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Об этом писал даже современный кипрский исследователь, утверждая, что “киприотом был московский патриарх Игнатий, который в начале XVII века играл большую роль в борьбе Бориса Годунова и Лжедмитрия. Вероятно, Игнатий был раньше епископом на Кипре и бежал в Россию, как многие другие киприоты — духовные и светские лица — после завоевания Кипра турками в 1571 году” 35 . Но у подобных утверждений нет каких-либо серьёзных оснований, кроме ссылок на сообщения, исходившие в своё время от самого Игнатия. Вот что пишет по этому поводу русский церковный историк А. В. Карташёв, более осторожно оценивший летописные сообщения 36 о кипрском происхождении Игнатия: “Прежде без оговорок считали Игнатия архиепископом с острова Кипра, учившегося в Риме и принявшего там унию. Но записки Арсения Элассонского (хотя естественно снисходительного к земляку) заставляют быть осторожнее в отрицательной характеристике Игнатия. По Арсению, он был не с Кипра, а с горы Афонской, и был там епископом соседнего города Эриссо. Он приехал в Москву на коронацию царя Феодора как представитель Александрийского патриархата. Здесь он остался и добился в 1605 году Рязанской кафедры. Значит подозрительные к латинству москвичи ничего латинского в нём не заметили. Но естественно, при Смуте он как чужак легко плыл по течению и приспособился к взявшему верх курсу — за Самозванца Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу Самозванцу, признал его, принёс присягу и привёл к присяге других” 37 . И, наконец, предположение о непричастности одиозной фигуры Игнатия к истории русско-кипрских отношений подкрепляется утверждением современной исследовательницы О. А. Белобровой, заявившей о том, что “в источниках по истории Кипра архиепископ Игнатий неизвестен. По всей вероятности, Игнатий не имел отношения к Кипру” 38 . Кипр и Россия в XVII столетии Укрепление турецкого влияния на Кипре продолжалось на протяжении всего XVII столетия; от этого времени не сохранилось ни одного письменного свидетельства о посещении Кипра русскими паломниками. Но развитие русско-кипрских связей продолжалось, и этому способствовало, как это ни парадоксально, усиление турецкого гнёта на острове. В первой половине XVII века представители кипрского духовенства стали часто приезжать в Россию в поисках заступничества и помощи. Сохранившиеся далеко не в полном составе материалы архива “Сношения России с Грецией” (“Греческие дела”) содержат документы о приезде киприотов в Москву “для испрошения милостыни” (1623–1652 гг.). В указанный период времени киприоты не менее 10 раз приезжали в Россию 39 . Первое, что бросается в глаза — это полное удовлетворение просьб всех кипрских просителей, сколько бы их ни было и кем бы они ни являлись.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010