1075 ПФА РАН. Ф. 800. ОП. 3. 250. Л. 10 об. Письмо Глубоковского Н. Я. Марру от 1 мая/18 апр. 1918 г. 1079 С. Т. [Троицкий С. В.] Проект издания богословского энциклопедического словаря в 1864 году в московской академии (истор[ическая] справка)//Странник. 1904. 4. С. 698. 1081 Александр Павлович Лопухин родился 1 октября 1852 г. в семье священника села Митякино Саратовской губ. По окончании СПбДА (1878) около трех лет служил псаломщиком при посольской церкви в Нью-Йорке. Затем занимал кафедру сравнительного богословия в СПбДА (1883–1884), а после введения нового академического Устава – кафедру древней общей гражданской истории (1884–1904). Современники называли Лопухина богословом-публицистом. Еще студентом академии он поместил на страницах «Церковного вестника» свыше ста статей, а впоследствии приобрел громкую известность издательской и редакторской деятельностью, был инициатором русского издания полного собрания творений св. Иоанна Златоуста , в 1893–1902 гг. – редактором журнала «Христианское чтение» и еженедельника «Церковный вестник». Русскую богословскую науку Лопухин обогатил целым рядом весьма ценных оригинальных сочинений и переводов, был составителем обширной «Библейской истории при свете новейших исследований и открытий», переводчиком трудов К. Фаррара, регулярно знакомил русскую публику с современными явлениями религиозной жизни Запада. О нем: Потехин П. Памяти проф. А. П. Лопухина (22 августа 1904 года). СПб., 1904; Биобиблиографический указатель. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. 2-е изд. М., 2001. С. 327–336; Юревич Д., свящ. Александр Павлович Лопухин : Жизненный подвиг «аскета ученого труда»//ЦВ. 2002. 10. 1083 Лопухин А. П. Православная Богословская Энциклопедия перед судом казанского критика//ЦВ. 1901. 12, 22 марта. Стб. 385. 1089 Лопухин А. П. Что такое «Православная Богословская Энциклопедия» (По поводу одной рецензии)//Странник. 1900. Декабрь. С. 733. 1095 Перечень докторских и магистерских диссертаций, защищенных с 1869 г., см.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М, 2006. С. 530–570.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Обладая редким и тонким знанием языков, он среди массы богословских сочинений западных авторов безоши­бочно определял те, которые отвечали потребностям рус­ской духовной и общественной жизни. Он – переводчик сочинений Фаррара, составитель «Библейской истории...», редактор ряда академических журналов: с 1892 по 1902 г. Лопухин редактировал «Христианское Чтение» и «Цер­ковный Вестник», а в 1899 г. он взял на себя издательство журнала «Странник», в виде приложения к которому дана «Православная богословская энциклопедия, или богослов­ский энциклопедический словарь» (тома I –V). Много ста­тей помещено Лопухиным в первом издании Словаря Брок­гауза и Ефрона. При этом он стремился популяризировать богословскую науку, в чем, несомненно, его заслуга перед русским обще­ством и православной церковью. Особая его страсть – вопрос о соединении христиан­ских церквей; всякое к тому движение рождало в нем на­дежду, что настанет то время, когда соединятся разветвлен­ные ветви единой Церкви Христовой. Скончался Александр Павлович Лопухин 22 августа 1904 г. 1 Цитаты в этой статье делаются по Суренгузиеву изданию мишны (Амстердам, 1672), и в особенности – из главы или трактата «De Synedriis», латинский перевод издателя только в некоторых случаях был сверяем с оригиналом. 2 Мишна (De Synedrns, X, 3) излагает общее правило: «gravitus peccatur circa verba scribarum, quam verba Iegis» (грех против слов толкователей тяжелее греха против слов закона). Или, в перифразе новейшего переводчика-энтузиаста: «кто учит против Пятикнижия, не осуждается на смерть, потому что все люди знают Библию , но кто учит против учителей, тот осуждается». Раббинович. Législation criminelle du Talmud. Paris. 3 Мишна, Capita Patrum, Ι,1. То же преимущество отдавалось закону и в главном изречении их великого представителя, Симона Праведного: «на трех вещах стоит мир – на законе, богопочитании и милости». Cap. Patrum, I, 2. 7 Salvador, Histoire des institutions de Moise. 1822. Здесь цитируется 3-е издание, в 2-х томах (Michel Lévy Frères, Paris).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sud-na...

Лопухин отошел от привычной для русской школьной науки XIX в. понимания библейской истории как истории религии по Библии; ведь в таком, привычном подходе «библейская история» сводилась всего лишь к истории религии, и в ней не было места для описания быта и нравов библейских времен. 53 Однако А.П. Лопухин пошел дальше и постарался взглянуть на библейскую историю шире – как на историю библейского народа, религия которого «вошла в ... книгу как часть, хотя и такая, которая по своей важности составляет одушевляющий принцип всей жизни народа». 54 По словам Лопухина, «изобразить исторические судьбы [израильского] народа – не в одном только религиозном отношении, а во всех отношениях его глубокопоразительной и чудесной исторической жизни – и было задачей нашей книги» 55 . Профессор Я.А. Богородский ставил в упрек Лопухину то, что даже западноевропейские ученые не дали такого связного и полного курса библейской истории, как у нашего ученого, поскольку «не чувствовали в себе отваги дать такой курс по научной осторожности». 56 Однако это было неверно: к моменту издания книги Лопухина над курсом библейской истории, построенным в подобном ключе, работал аббат Ф. Ж. Вигуру (1837–1915), с которым А.П. Лопухин вел научную переписку. Труд Ф.Ж. Вигуру, вышедший на несколько лет позже, закрепил концепцию библейской истории, предложенную А. П. Лопухиным 57 . «Библейская история Ветхого и Нового завета» профессора А.П. Лопухина до сих пор является непревзойденным трудом, сочетающим энциклопедическую полноту сведений по библеистике (по состоянию на конец XIX века), глубину православных оценок событий библейской истории и изящество литературного стиля. Известно также, что ученый работал над докторской диссертацией о новооткрытом законодательстве вавилонского царя Хаммурапи (в тогдашнем написании – Аммураби) в сопоставлении его с законодательством Моисея. К сожалению, этому труду не суждено было завершиться, хотя часть его в виде статьи увидела свет еще при жизни ученого. 58 Заслуживают внимание актовая речь Александра Павловича «Идея промысла Божия в истории человечества», 59 а так же еще одна работа по библеистике – «Ироды, их династия, ее представители и их судьба».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Заметим, что до А.П. Лопухина в России никто даже не пытался создать нечто подобное «Православной богословской энциклопедии». Только через два года после выхода 12-го тома энциклопедии на свет появился двухтомный «Полный православный богословский энциклопедический словарь». Он был, конечно, значительно компактнее энциклопедии, дешевле в продаже и вполне устраивал обычных священнослужителей и мирян. Но для исследователей-богословов, ученых, для преподавателей и студентов духовных учебных заведений и читателей крупных библиотек до сих пор предпочтительной остается даже не доведенная до конца двенадцатитомная энциклопедия А. П. Лопухина . 68 Переводческая деятельность А.П. Лопухина А. П. Лопухин глубоко понимал необходимость перевода на русский язык прекрасных и поучительных западных произведений и, будучи редким языковедом, перевел множество разнообразных, назидательных трудов. Так, он перевел на русский язык с английского объемистую книгу британского духовного писателя, доктора богословия, архидиакона Вестиминстерского, ординарного капеллана английской королевы Ф.В. Фаррара «Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви: очерки церковной истории в биографиях» 69 . Надо полагать, что А.П. Лопухин был большим почитателем трудов Фаррара, хорошо известного тогда в Европе духовного писателя, потому что он стал переводить эту его книгу сразу же по ее выходе из печати на родине писателя. Впервые она вышла в свет в Эдинбурге в 1889 г., весной; уже летом Александр Павлович получил этот толстый 800-страничный том, и в следующем, 1890 г., перевод был одобрен духовной цензурой, а в 1891 г. появился в издании И.Л. Тузова. Ф.В. Фаррар написал, а А. П. Лопухин перевел на русский язык действительно замечательную книгу – в этом может убедиться каждый, кто даст себе труд отыскать ее в библиотеке. Историю первых четырех с половиной веков христианства Фаррар сумел рассказать читателю живо и увлекательно, говоря о сложнейших вещах простым и понятным языком. Мало того, Фаррар как бы персонифицировал церковную историю, представляя ее читателю в целой серии очерков о замечательных людях, которые в первые века созидали Христову Церковь . Целая портретная галерея величайших деятелей христианства предстает перед читателем. И это не просто биографии, а вполне художественные портреты исторических лиц, написанные на основе изучения и исторических данных, и самих описываемых деятелей, и всей окружавшей их тогда исторической атмосферы. Один из первых читателей книги заметил, что «в этих жизнеописаниях великие отцы и учители Церкви как бы воскресают перед нами из своих тысячелетних гробниц и как живые действуют, поучая нас из богатейшего опыта своей жизни...» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Мкртчян. Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, 2, апрель-июнь 2013. С. 38.). Но поскольку для наших целей терминологические тонкости несущественны, мы не будем вводить новые термины. [vii] Собственно говоря, так понимаемая личность – это и есть ипостась человека в смысле Василия Великого: тот уникальный способ бытия, который отличает отдельно взятого человека от всех остальных людей. [x] Богочеловек//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Том 3. С. 354-355. Здесь и далее мы ссылаемся на трехтомный энциклопедический словарь «Христианство» (М., 1995) как на доступное издание. Но статья «Богочеловек» – это перепечатка из Православной богословской энциклопедии, издававшейся с 1900 г. в Санкт-Петербурге. Издание оборвалось в 1911 г. на 12-м томе (последняя статья – «Константинополь»). Редактором первых шести томов был А.П. Лопухин, последующих – Н.Н. Глубоковский. [xv] H.C. Powell . The Principle of the Incarnation. London, New York, and Bombey, 1896. P. 424-432. [xvii] В перечне Поуэлла отсутствует еще одно объяснение – самого Поуэлла. Дело в том, что он был сторонником так называемой «кенотической христологии», основателем которой считается лютеранский богослов Томазий (Богочеловек. С. 358.). Согласно этой христологии, Христос с самого начала добровольно отказался от ряда божественных свойств, в том числе и от всеведения. Собственно, Поуэлл и проделал огромную работу по составлению своего перечня только для того, чтобы показать несостоятельность всех других объяснений, кроме кенотического. Однако как православные, так и католические богословы решительно отвергли кенотическую христологию: если Христос жил в мире только как обычный человек, спасение как преображение человеческой природы божественной природой становится необъяснимым. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/4018849

Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Дух. Академии. Творения бл. Августина, Еп. Иппонского. Ч. 1-я. Киев. 1880. Предисловие: Жизнь и творения бл. Августина, Еп. Иппонийского. Стр. 1–29 и 30–46. Архиеп. Филарет Черниговский . Историческое учение об отцах и учителях Церкви. С.-Петербург. 1859. I–III. Т. III, § 196, стр. 18–25 и 25–44. ср. 2-е изд. СПб. 1882. I–III. Т. III, § 196, стр. 17–22 и 22–35. Ф. В. Фаррар. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. (Перев. с англ. А. П. Лопухина ). Изд. 2-е. I–II. Петроград. 1902–1903. Т. II. Гл. XVII, стр. 284–434. Блаженный Августин . Профф. А. П. Лопухин – П. П. Глубоковский. Православная Богословская Энциклопедия. Т. I-й. Петроград. 1900. « Августин, Аврелий, бл.» стр. 102–112. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. Новый энциклопедический Словарь. С.-Петербург. (год не обозначен). Т. I-й, стр. 128–149. Статья Ив. Гревса: " Августин». Энциклопедический Словарь, составленный русскими учеными и литераторами. С.-Петербург. 1861 г. Т. I-й, стр. 160–179. Статья П. Л. « Августин, Аврелий». Прот. А. Ковальницкий. Обращение из неверия в христианство философа Августина (напоминание неверующим нашего времени). Изд. 2-е. С.-Петербург. 1893. X. X. Блаженная Моника. Изд. 4-е. С.-Петербург. 1904. Н. П. Кибардин. Система педагогики по воззрениям бл. Августина. Правосл. Собес. 1910. 5, 7–8 и отд. Его же. Новая школа блаженного Августина . С.-Петербург. 1912 (Извлеч. Из Журнала Минист. Нар. Просв. за 1912 г.). Х. X. Победа, победившая мир. Москва. 1895. (Изд. К. П. Победоносцева . Заимств. из англ. писат. Лилли. «Христианская революция»). Гогоцкий. Философский лексикон. С.-Петербург. 1859. Изд. 2-е. Ст. « Августин, блаженный ». Т. I, стр. 17–25. Целлер. Очерк истории греческой философии. С.-Петербург. 1886. Пер. с нем. М. Некрасова. П. П. Соколов. Учение о Святой Троице в новейшей идеалистической философии. Вера и Раз. 1893 г. Отд. фил., стр. 351–382, 406–428, 490–520. 1894 г. стр. 375–407 и дал. (работа не окончена).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Одним из первых рус. библеистов можно назвать А. M. Бухарева (архим. Феодора). Его многочисленные толкования книг ВЗ и НЗ, однако, настолько субъективны, что их трудно считать научными исследованиями. В отношении исагогических вопросов он придерживался вполне традиц. взглядов. Распространение знаний о Свящ. Писании обусловило написание и издание мн. учебных пособий для духовных школ. Так, признание получил учебник А. Н. Хергозерского «Исагогика, или Введение в книги Священного Писания Нового Завета» (СПб., 1860). Большую помощь в изучении Свящ. Писания оказали «Толковая Библия», к-рая начала выходить под ред. А. П. Лопухина в 1904 г., «Толкование Евангелия» (СПб., 1905) Б. И. Гладкова , написанное простым языком для широкой публики, содержит исагогические данные традиционно-церковного характера. Много исагогических статей появилось в энциклопедических словарях (Новый энциклопедический словарь/Сост.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.; Пг., 1911-1916. Т. 1-29; Православная богословская энциклопедия/Ред.: А. П. Лопухин, Н. Н. Глубоковский. СПб., 1900-1911. Т. 1-12; Энциклопедический словарь/Ред.: И. Е. Андреевский. СПб., 1890-1907. Т. 1-82). В нач. XX в., после ослабления цензурных ограничений, в России были написаны работы, отличающиеся подлинно научным подходом к изучаемому предмету. Так, патролог Н. И. Сагарда написал экзегетическое исследование «Первое соборное послание св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова» (Полтава, 1903), в к-ром затрагивал в т. ч. и исагогические вопросы, касающиеся этого послания. Писания св. Иоанна Богослова исследовал прот. В. В. Платонов. В магист. дис. «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы» (Серг. П., 1916) он высказал гипотезу, что перикопа Ин 8. 1-11 была внесена в текст Евангелия самим евангелистом при окончательной редакции текста. Кн. Откровение Иоанна Богослова исследовал В. В. Четыркин. Его главная работа - «Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова: Исагогическое исследование» (Пг., 1916). В этом сочинении он анализирует все гипотезы с древнейших времен до XX в. о происхождении Апокалипсиса. Четыркин считал, что нет веских оснований отрицать древнее церковное Предание об авторстве ап. Иоанна, к-рого он отождествляет с пресв. Иоанном.

http://pravenc.ru/text/674796.html

Мкртчян. Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, 2, апрель-июнь 2013. С. 38.). Но поскольку для наших целей терминологические тонкости несущественны, мы не будем вводить новые термины. [vii] Собственно говоря, так понимаемая личность – это и есть ипостась человека в смысле Василия Великого: тот уникальный способ бытия, который отличает отдельно взятого человека от всех остальных людей. [x] Богочеловек//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Том 3. С. 354-355. Здесь и далее мы ссылаемся на трехтомный энциклопедический словарь «Христианство» (М., 1995) как на доступное издание. Но статья «Богочеловек» – это перепечатка из Православной богословской энциклопедии, издававшейся с 1900 г. в Санкт-Петербурге. Издание оборвалось в 1911 г. на 12-м томе (последняя статья – «Константинополь»). Редактором первых шести томов был А.П. Лопухин, последующих – Н.Н. Глубоковский. [xv] H.C. Powell . The Principle of the Incarnation. London, New York, and Bombey, 1896. P. 424-432. [xvii] В перечне Поуэлла отсутствует еще одно объяснение – самого Поуэлла. Дело в том, что он был сторонником так называемой «кенотической христологии», основателем которой считается лютеранский богослов Томазий (Богочеловек. С. 358.). Согласно этой христологии, Христос с самого начала добровольно отказался от ряда божественных свойств, в том числе и от всеведения. Собственно, Поуэлл и проделал огромную работу по составлению своего перечня только для того, чтобы показать несостоятельность всех других объяснений, кроме кенотического. Однако как православные, так и католические богословы решительно отвергли кенотическую христологию: если Христос жил в мире только как обычный человек, спасение как преображение человеческой природы божественной природой становится необъяснимым. Комментарии ( 12): Алексей 30 июля 2014г. 17:42 Вот интересное мнение о неведении Христа: " Во внутренней жизни Троицы, Сын получает всё от Отца (сознание и знание): Он не обладает своим собственным самосознанием, но получает его от Отца (то же для знания). После Воплощения, ничего не изменяется, и Он всегда получает всё от Отца, но ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОБРАЗОМ, СОГЛАСНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ , то есть согласно историческим, временным и ограниченным структурам, структурам, которые характеризуют нашу человеческую природу. Таким образом, Его сознание и знание формируются полностью человеческим образом. Он становится постепенно сознающим Свое отношение к Отцу " .

http://bogoslov.ru/article/4062587

Статьи его помещались в «Церковном вестнике», «Страннике», «Православном обозрении», «Церковных ведомостях», «Христианском чтении» и т. д. Просматривая ежегодные отчеты о состоянии Духовной академии, поражаешься, что в некоторых только перечень статей А. П. Лопухина занимает две-три страницы убористой печати. Особенно интересные его статьи были переведены на английский, немецкий, греческий, болгарский, сербский, грузинский языки в 1889–1897 гг. Большое количество статей древнеисторического, библейско-исторического и биографического содержания было помещено в «Энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона». На собрании «Братства Пресвятой Богородицы» в 1886 г. он читал о церковно-религиозном состоянии Северной Америки, а в 1888 г. об отношении инославного запада к Православному Востоку. В «Обществе религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» в 1885 г. прочитал лекцию «Современный запад в религиозно-нравственном отношении», позже о присоединении к Православной Церкви сиро-халдеев и др. Просветительская деятельность Александра Павловича имела благодатную почву. В 1892 г. А. П. Лопухин стал главным редактором «Церковного вестника» – официального печатного органа Святейшего Всероссийского Синода (так именовалось тогда высшее коллегиальное духовное управление нашей Православной Церкви). Это был серьезный, многостраничный еженедельный журнал, имевший ежемесячное приложение «Христианское чтение», основанное как отдельное издание в 1821 г. К тому времени, с 1875 г., оба журнала существовали уже вместе, как основное издание и приложение к нему, и к 1892 г. давно уже имели своего постоянного читателя 65 . До Лопухина «Церковный вестник» и, следовательно, «Христианское чтение», редактировали наиболее известные и уважаемые профессора С.-Петербургской духовной академии – А.И. Предтеченский , Н.П. Рождественский, А.И. Садов ; по традиции редакторами этих изданий всегда были академические светила. Александр Павлович Лопухин понимал, что возглавить два таких издания – отнюдь не просто.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

С 1893 года Александр Павлович состоял редактором и издателем журнала «Странник». По отзыву его сотрудника, «приближение к жизни и оживотворение религиозных идей и церковно-исторических фактов – вот чем дышало редакторское руководство Александра Павловича». За годы работы его редактором существенно возросло число публикаций по Священному Писанию, общей церковной истории, литургике, церковной археологии, догматическому и нравственному богословию. А.П. Лопухин начал также издавать бесплатные приложения к журналу, которые рассылались подписчикам в качестве премий и сами по себе представляли научную ценность: «Жизнь и труды святых Отцев и Учителей Церкви», четырехтомный труд придворного протоиерея И.В. Толмачева «Православное Собеседовательное Богословие», «История Христианской Церкви в XIX веке», «Симфония на Ветхий и Новый Завет», «Православная Богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь». В качестве приложения Александр Павлович начал издавать «Толковую Библию ,  или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». В первом издании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Александр Павлович вел библейский и церковно-исторический разделы. С 1902 года он предпринял издание богословско-апологетических трактатов под общим заглавием «Христианство, наука и неверие на заре XX века». При его жизни подписчики получили критическое изложение лекций профессора А. Гарнака «О сущности христианства», апологетический трактат «Воскресение Христово как величайшее и достовернейшее из чудес». В дальнейшем работа над этими изданиями была продолжена его преемниками. Благодаря такой обширной и разнообразной деятельности Александр Павлович Лопухин приобрел известность не только в России, но и за границей. Издания, на которых стояло его имя, пользовались доверием среди читателей. Главным трудом А.П. Лопухина по праву считается «Библейская история при свете новейших исследований и открытий». «По нашему глубокому убеждению, Библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для всякого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека, – писал Александр Павлович в предисловии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010