Закрыть itemscope itemtype="" > Автономия Эстонской Православной Церкви: страницы истории 28.11.2020 801 Время на чтение 33 минут Источник: ОВЦС РПЦ Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова на проходящей в онлайн-формате международной историко-богословской конференции «Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии» . Эстонское Православие как религиозное и культурное явление сформировалось к началу XX столетия в лоне Русской Православной Церкви. С 1817 г. в составе Санкт-Петербургской митрополии было учреждено Ревельское викариатство, переведённое в 1865 г. в состав Рижской епархии. Уже с середины XIX в. в Прибалтике происходило массовое приобщение к Православию местного населения, в том числе эстонцев. Святитель Филарет (Гумилевский) в период своего пребывания на Рижской кафедре (1841–1848) разработал программу, предполагавшую подготовку духовенства из латышей и эстонцев, а также совершение богослужения на родных для них языках . Например, только в 1845–1848 гг. в эстонской части Лифляндской губернии к Православию присоединилось 63 858 крестьян. С 1846 г. осуществлялся набор эстонских юношей в духовное училище. Тогда же появились и первые священники-эстонцы : Иоанн (Яан) Колон и Киприан Сарнет из выпуска Псковской духовной семинарии 1845 г. Стала появляться духовная литература на эстонском языке, например, пособие по Закону Божию в переводе на эстонский язык священника И. Линдберга . В 1851–1870 гг. Рижская епархия издавала календарь на эстонском и латышском языках. Позднее, в 1917 г., собрание эстонского духовенства засвидетельствовало: «Православие стало поддержкой в образовании для большого числа детей из эстонской бедноты и этим содействовало духовному развитию Эстонии» . Большое значение для миссии среди эстонцев имел Пюхтицкий монастырь, насельницам которого их духовный наставник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, заповедал подвиг благотворительного служения эстонскому населению. Уже в 1887–1889 гг. в Йыхви открылись школа, лечебница и приют для сирот.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

Закрыть itemscope itemtype="" > Заступничество Пресвятой Богородицы 10.09.2007 735 Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы. В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) - непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг - от Аральского моря до Аравийского. В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные. В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " . Москва , во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле. Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова " сретение " - " встреча " ), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отставить мандраж Кто в вере, тому можно тревожиться, но быть бздуном грешно 26.09.2022 2227 Фото: Царьград «300 000 мобилизованных, это ровно столько же матерей + суммарно в два раза больше сестер, жен, невест и дочерей. То есть, наконец-то многие, до которых пушкой не догремишься, в смысле призыва на молитву, теперь именно пушкой будут разбужены к активной религиозной жизни», - пишет в своём телеграм-канале митрофорный протоиерей Андрей Ткачев, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области. «Мы закисли и развратились в то самое время, когда коллективный Запад очень активно готовился нас со свету сжить, - отметил пастырь. - Те же безумные хохло-нацисты без шуток (хотя наши телеведущие хохотали) много лет подряд готовились ездить по Красной Площади на БТР. Теперь, я думаю, даже самым хохотливым не смешно». «Россия велика и в глубине сильна и непредсказуема, - подчеркнул он. - Так, как, кстати, непредсказуемы и хохлы, именно потому, что они тоже русские. Паника у нас только среди малолеток, привыкших к фильмам ужасов, но жидко какающих от реальной опасности или даже тени опасности. Плюс паника в Москва-Сити. Но это, пардон, не то что не вся Россия. Это даже совсем и не Россия». «Мы мешаем. Всем сатанистам, которых довольно много. Просто с нами Бог, хоть многие из наших этого в упор не понимают и не замечают. А Он все равно с нами. Потому что больше не с кем. Всех остальных либо купили, либо запугали, либо (как хохлов) задебилили до невозврата и до превращения в пушечное мясо. А Россия не то, не другое и не третье. У нас есть запуганные и купленные. Но это прыщи на теле, а не само тело», - констатировал отец Андрей. «Когда-то во время чумы Киприан Карфагенский, будущий мученик, говорил пастве, что бояться не надо. Не потому что мы на 100% спасемся от чумы, а потому что Христос воскрес. В этой жизни нам отдельный билетик не подарен. Все болеют - и мы. Все умирают - и мы. Всем тревожно - и мы не из железа. Но все сие побеждаем верой в Возлюбившего нас и Воскресшего ради нас. Кто в вере, тому можно тревожиться, но быть бздуном грешно», - пишет пастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/26/ot...

Известно, какое участие в деле патриарха московскаго Никона принимал газский митрополит Паисий Лигарид. Но недовольно ясна история этого выходца греческаго, до его прибытия в Москву. Между тем обстоятельства предшествующей его жизни имеют не маловажное значение для историка патриарха Никона , по неблагоприятным отзывам его о митрополите газском, которые легко могли раздражать пришельца, расчитывавшаго на устроение своего благополучия в России – Посему не излишне будет предложить некоторыя сведения о жизни Паисия до приезда его в Москву. Паисий, до пострижения в монашество Панталеон 1 , Лигарид родом был с острова Хиоса. Соотечественник его и современник, известный Лев Аллаций говорит, что греки, жившие на этом острове, который около двух сот сорока лет состоял в зависимости от генуэзцев, часто посылали детей своих для образования в Рим и в другие латинские города; возвращавшиеся оттуда юноши пользовались в своем отечестве особенным уважением и получали от епископов греческих дозволение преподавать в нем изученныя ими науки 2 . И Паисий, в молодые годы, пошел тем же путем: он поступил для обучения в новооткрытую папою Григорием XIII для греков в Риме коллегию (1578г.), где учили иезуиты. Здесь, под видом чистаго древняго учения греческаго, преподавалось греческому юношеству учение римской церкви. Отсюда в теже времена вышли многие из первых деятелей унии в югозападной России, как то: митрополиты киевские Иосиф Велямин-Рутский, Рафаил Корсак, Антоний Селява и Киприан Жоховский; архиепископы смоленские Лаврентий Кревша и Андрей Злотый; – полоцкие Николай Лосоцкий и Никифор Гожонский, епископы – волынский Иероним Гроховский, луцкий Иеремия Почаповский, пинский Пахомий Оранский, туровский Алексей Дубович, и коадъютор виленскаго епископа Маркиан Тризна. В числе последних выходцев из того же училища упоминается Аллацием и Панталеон Лигарид хиосский 3 . Время обучения Панталеона в Риме в точности неизвестно: но мы знаем время, когда оставил он Рим. Лев Аллаций в 1645 г. писал к другу своему Бартольду Нигузию: «Панталеон Лигарид, три года назад, удалился из Рима в Константинополь, для посещения своего отечества Хиоса, и для распространения в той стране римской веры». Но надежды на благосклонность тогдашняго патриарха константинопольскаго Кирилла Веррийскаго, не оправдались. Этот патриарх возведен был на место Кирилла Лукаря, низложеннаго при содействии латинской партии в Константинополе, и считался благосклонным к латинянам, которые даже называли его своим учеником. Но он скоро должен был уступить свое место Парфению. Поэтому Аллаций и присовокупил: «но, по достоверным известиям, дела Панталеона колеблются при новом патриархе, возведенном еретиками. О, если бы это путешествие удалось ему» 4 !

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Имя Преподобного Игумена Сергия «яко священие некое обношашеся» в устах всякого чина людей, от Великого Князя и бояр до последнего простолюдина, жившего в пределах Московского Княжения. Великий Князь Димитрий Иванович и его брат, Князь Серпуховской, Владимир Андреевич, в отчине которого (Радонеж) находилась обитель Преподобного Сергия, оказывали ему свое отменное расположение и любовь; сам Преподобный был крестным отцом детей Великого Князя, а племянник его, Святой Феодор Симоновский -духовником Великого Князя. Современные Великому старцу Святители Московские, сперва Митрополит Алексий, а потом Киприан были его духовными друзьями. Его духовные советы имели вес и силу в делах Церкви и Государства, ибо мудрость, соединяясь в нем со смирением, образовала тот духовный разум, который, по словам св. отцов, есть порождение искушений, то есть плод духовного опыта. После сего понятно будет, почему Великий Князь Димитрий Иванович, готовясь выступить в поход против полчищ Ордынского Царя Мамая, счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, поклониться там Единому Богу, в Троице Славивому, и принять напутственное благословение от Преподобного Игумена Сергия. Он пригласил с собою брата Владимира Андреевича, всех, бывших тогда в Москве, Православных Князей и Воевод Русских, с отборной дружиной воинской, и 17 1 ) Августа выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Воздав здесь свое смиренное поклонение Господу Сил, Великий Князь принял благословение от Святого Старца Сергия и всей обители, и спешил в обратный путь. Но Угодник Божий просил Великого Князя, чтобы он отслушал Божественную Литургию, а по окончании оной пригласил его вкусить хлеба – соли Святой обители. Долго отрицался Великий Князь, ибо гонцы один за другим приносили ему известия о приближении Мамая к пределам Русским. Но любвеобильный старец умолял Димитрия Ивановича вкусить хлеба у него в трапезе: «обед сей,» говорил он, «тебе, Великий Княже, будет на пользу,» и получив наконец его согласие, примолвил в духе предведения: «Господь Бог тебе Помощник; еще не преспело время тебе самому носить венец сея победы с вечным сном; прочим же, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью». Между тем Преподобный повелел приготовить освященную воду, и, по окончании трапезы, окропил оною Великого Князя и всех бывших с ним Князей, Воевод и христолюбивых воинов. Беседуя с Великим Князем, великий старец советовал ему почтить дарами и честию злочестивого Мамая, «того ради», говорил он, «да вознесет тебя Господь, видя твое смирение и да низложить его непреклонную гордыню.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Интервью Святейшего Патриарха Алексия болгарскому порталу «Религия БГ» 9 апреля 2007 г. 21:13 В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой. — Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — коренятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в XV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне? — В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви , а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

Кафедральный собор в Сан-Франциско ЖМП 11 ноябрь 2015 /  11 ноября 2015 г. 14:39 Протоиерей Петр Перекрестов: В нашем соборе 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия Кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (США) 6 ноября исполнилось 50 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» ключарь собора протоиерей Петр Перекрестов рассказал о истории собора, о тех, кто служил здесь полвека назад, о его прихожанах, его реликвиях и богослужебных традициях. — Ваше Высокопреподобие, как возник приход и как создавался собор? — Ровно 50 лет назад, в неделю Православия, великий чудотворец ХХ века архиепископ Иоанн (Максимович) совершил первую Божественную литургию в нововозведенном величественном кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих» Радость в Сан-Франциско. Первый православный приход в Сан-Франциско, да и в США, был основан в 1868 году в честь святого благоверного Александра Невского (почти 100 лет спустя указом архиепископа Иоанна 201 от 22 октября 1965 года святой Александр был определен небесным покровителем Сан-Франциско и его имя должно поминаться на отпу´стах всех служб в городских церквах). Впоследствии этот храм на улице Пирс сгорел, а новый был построен на улице Пауэлл в честь святого Василия Великого — именно там служил будущий патриарх Тихон, когда управлял Северо-Американской епархией. Во время мощного землетрясения и последовавших за ним пожаров в 1906 году этот храм тоже сгорел, и приход построил нынешний Свято-Троицкий собор на улице Грин. В 1927 году, когда митрополит Платон (Рождественский) порвал с Русской Православной Церковью Заграницей, часть прихожан Троицкого храма, оставшаяся верной своей юрисдикции, основала новую общину в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Община ютилась в разных помещениях, пока в 1930 году не купила епископальный храм в честь архидиакона Стефана на улице Фултон. Помещение епископального храма, выдержанное в стиле деревянной готики, было переоборудовано в стиле древних русских церквей воспитанником Санкт-Петербургской художественной академии Г.А. Ильиным. Этот храм сохранился, мы его называем старым собором. После Второй мировой, когда из Китая и Европы в Сан-Франциско прибыло несколько тысяч православных эмигрантов, храм на Фултон-стрит оказался маловат, поэтому и было принято решение о постройке нового большого собора в русском стиле. Закладка нового собора состоялась в 1961 году, а в 1965-м, полвека назад, после немалых трудностей и искушений строительство было завершено. Собор в течение девяти лет (исключительно в летнее время) расписывал главный изограф Русской Зарубежной Церкви, ныне покойный насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Киприан (Пыжов). Иконостас был выполнен под его наблюдением в столярной мастерской этой же обители.

http://e-vestnik.ru/interviews/sobor_v_s...

Магистрант Духовной Академии рукоположен в сан диакона в престольный праздник академического храма   мая 2016 Владыкам сослужили: заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, первый проректор Духовной Академии ; протоиерей Василий Качанкин, настоятель храма прмц. Елисаветы г. Ерейментау, Кокшетауской и Акмолинской епархии (Казахстан); архимандрит Софроний (Смук); протоирей Александр Ткаченко, первый помощник благочинного Невского округа Санкт-Петербургской епархии, руководитель " Детского хосписа " ; протоирей Кирилл Копейкин, проректор по аккредитации и лицензированию Духовной Академии; игумен Киприан (Ященко), доцент Московской духовной академии; священник Марк Кникки, клирик Финляндской Православной Церкви; иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Духовной Академии; священник Остоя Кнежевич, клирик Сербской Православной Церкви, секретарь Никшичской и Будимлянской епархии; протоиереи Алексий Балакай, Максим Квасов и Вячеслав Остроумов; священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров); священники Глеб Санюк и Дионисий Харин; иеромонахи Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин); священник Анатолий Коряковский; иеромонахи Феодосий (Желновачев) и Лука (Пронских); священник Александр Юй; иеромонахи Кирилл (Порубаев) и Филипп (Балиниу); священник Кирилл Никитин. Диаконский чин возглавили протодиаконы Кирилл Журавлев и Константин Маркович. На богослужении пели хоры Академии: мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. Перед началом богослужения владыка ректор возвел магистранта II курса церковно-практического отделения чтеца Иоанна Никитина в иподиакона. По церковному преданию каждый год из могилы святого апостола Иоанна 21-го мая (по нов. ст.) выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Гробница Иоанна Богослова сделалась местом паломничества христиан. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова не только 9 октября в день его преставления, но еще и 21 мая.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Богоявленский Всеволод Семенович; ок. 1854 - 2.11.1928, Омск), архиеп. Омский и Павлодарский. В 1875 г. окончил Псковскую ДС, в 1879 г.- СПбДА, со степенью канд. богословия за дис. «Киприан, митр. Киевский» с правом получения степени магистра. Определен помощником смотрителя Мстиславского ДУ. В 1881 г. назначен инспектором народных уч-щ Виленской губ., в 1887 г.- директором Молодечненской учительской семинарии, в 1891 г.- директором Виленского учительского ин-та и окружного Педагогического музея. В 1913-1918 гг. окружной инспектор Казанского учебного округа (в 1913-1914 заведовал промышленными, техническими, ремесленными и учебными заведениями округа, впосл.- муж. и жен. гимназиями и реальными уч-щами), редактировал научно-педагогический ж. «Вестник образования и воспитания» для средней школы. Имел чин действительного статского советника. В февр. 1918 г. Богоявленский был отстранен от службы захватившими власть в городе на короткое время большевиками. В нач. сент. того же года бежал из Казани во время осады города Красной Армией. Оказался в Уфе, где познакомился с проф. В. В. Сапожниковым, входившим в состав Временного Сибирского правительства в качестве министра народного просвещения. По приглашению Сапожникова Богоявленский переехал в Омск и был принят в Министерство народного просвещения (29 окт. 1918 зачислен временно исполняющим обязанности помощника делопроизводителя отдела высших народных уч-щ, с 7 мая 1919 заведующий отд-нием жен. гимназий Центрального управления). 28 мая 1919 г. переведен в Министерство торговли и промышленности Российского правительства А. В. Колчака окружным инспектором по учебной части. С 21 июля по 13 сент. 1919 г. исполнял обязанности управляющего учебным отделом в Министерстве торговли и промышленности, с 1 окт. того же года заведовал делами учебного отд-ния Канцелярии министра, 4 янв. 1920 г. числился в Министерстве торговли и промышленности в должности окружного инспектора по учебной части.

http://pravenc.ru/text/158540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634, мест. Ст. Четвертня на Волыни - 6.04.1690, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из древнего княжеского рода, отдаленный потомок кн. Святополка (Михаила) Изяславича . Семья Г. была известна покровительством укр. правосл. мон-рям и храмам. Между 1658 и 1663 гг., вероятнее всего в 1661 г., кн. Святополк-Четвертинский был избран епископом Луцким и Острожским, хиротонию возглавил Киевский митр. Дионисий (Балабан) . В 1662-1663 гг. Г. занимался восстановлением Подгорецкого (Плесницкого) в честь Преображения Господня мон-ря. Плодотворным было сотрудничество архиерея с Луцким братством , в 1667 г. Г. поставил новым игуменом братства Якубовича, поддержал братство в конфликте с брестским каштеляном К. Пясочинским (1677). Членом братства состоял двоюродный брат Г. Вацлав. Луцкому епископу приходилось бороться против притязаний униатов (см. ст. Брестская уния 1596 г. ) на правосл. храмы и мон-ри. Г. вел длительную тяжбу с униатским Владимиро-Волынским еп. Львом Заленским, захватившим Загоровский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Владимира-Волынского. В 1679 г. Г. принял участие в Гродненском съезде православных и униатов, к-рый рассматривал возможности новой церковной унии. Вместе с депутатами Луцкого братства архиерей заявил, что приложит все усилия для сохранения правосл. Церкви, к-рая пребывает «в милости четырех восточных Патриархов». В янв. следующего года Г. участвовал в съезде правосл. и униат. духовенства по тому же вопросу, состоявшемся в Люблине. Ранее, в 1678 г., объединение униатов с православными предлагал Г. униат. митр. Киприан Жоховский. В ответ на все эти действия в авг. 1681 г. нареченный Мстиславский еп. архим. виленского Св.-Духова мон-ря Климент (Тризна) в Нов. Дворе созвал съезд правосл. духовенства (на к-ром присутствовали в т. ч. делегаты от Луцкого Крестовоздвиженского братства). На съезде было принято решение о постоянных контактах между Климентом (Тризной) и Г.

http://pravenc.ru/text/161879.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010