8 Блаженный Феофилакт. Благовестник. Толкование на Святые Евангелия. СПб., б. г. С. 166–168; 477, 731–734. 9 По закону Моисееву, в случае неизвестно кем совершённого убийства, старейшины города, около которого был найден убитый, должны были совершить омовение рук с произнесением слов: « Руки наши не проливали крови сей и глаза наши не видели» (Второз.21:1–7). По свидетельству Мишны, когда старейшины омывали руки и заявляли о своей непричастности к крови убитого, священники отвечали на это краткой молитвой: «Прости, о Господи Боже, дело сие твоему народу, который Ты искупил, и не возложи невинной крови на народ Твой Израиля» ( Лопухин А. П. Указ. соч. С. 510–511). 10 Одна из версий этого приговора звучит так: «Иисуса Назарянина, возмутителя народа, оскорбителя Кесаря и ложного Мессию, как доказано свидетельством большинства его собственного народа, отвести на обычное место казни и в посмеяние его мнимого царского величества среди двух разбойников пригвоздить к кресту. Иди, воин, готовь кресты!» ( Лопухин А. П. Указ. соч. С. 512). Архиепископ Иннокентий приводит древние свидетельства о донесении Пилата Тиверию, в котором описал жизнь, чудеса и святость Иисуса Христа, свой суд над Ним и причины, побудившие осудить Его на распятие. Об этом донесении упоминают Иустин Мученик (+ок. 166 ) и Тертуллиан (+ок. 225). Они же говорят, что Тиверий так был поражен описанием чудес и святости Христа, что предложил сенату включить Его в число римских богов. И когда сенат на это не согласился, Тиверий из опасения казни запретил преследовать христиан. (Иннокентий, архиепископ. Указ. соч. С. 405). 11 Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 349. Архиепископ Иннокентий указывает и место ссылки – город Вену (Иннокентий, архиепископ. Указ. соч. С. 406). «О смерти Пилата существуют различные легенды. По Евсевию (Histor. Eccl., 2, 7), он был сослан в Галлию в город Вьенн, где неудачи привели его к самоубийству. Менее вероятно утверждение Хроники Малалы, что он был казнен при Нероне. Позднейшая легенда говорит, что своим самоубийством он предупредил смертную казнь, к которой будто был приговорен Калигулой; тело его, по преданию, было брошено в Тибр, что и было причиной наводнения, причинившего страшные бедствия. Его именем названа одна гора в швейцарских Альпах, где он будто бы утонул в глубоком озере» (Еврейская Энциклопедия. Т. 12. М., 1991. С. 508).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

10. Двинятина, Т. М. Поэзия И. А. Бунина: Проблемы текстологии. I//«На меже меж Голосом и Эхом»: Сб. ст. в честь Т. В. Цивьян. – М.: Новое издательство, 2007. – С. 359-381, 11. Православная энциклопедия «Азбука веры» ( http://azbyka.ru )  - Основы православия. Ветхозаветные прообразы новозаветных событий   ,  - Лопухин, А. П. Толковая Библия/профессор А.П. Лопухин   , 12. Слоним, Е. Библейские мотивы в лирике И.А. Бунина/Литература, 04 (532), - 2003-01-28 -, М.: ИД «Первое сентября» - 2003, Электронный ресурс: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300406 , 13. Степун, Ф. А. Встречи: Достоевский – Л. Толстой – Бунин – Зайцев – В. Иванов – Белый – Леонов [Электронный ресурс]/Ф. А. Степун. – Мюнхен: Товарищество зарубежных писателей, 1962. – 202 с., 14. Смоленцев, А. И. «Ты приглядись, там не совсем темно…» (о некоторых аспектах религиозного символизма в творчестве И. А. Бунина)/А.И. Смоленцев//Метафизика И. А. Бунина: Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж: 2008. – С. 51-61., 15. Энциклопедический словарь (2009), http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/82559/МИДРАШ : «МИДРАШ (евр. «изучение», «толкование»), гомилетический (т.е. имеющий характер проповеди) литературный жанр в еврейской религиозной традиции (…) собрание отдельных текстов, образующих последовательный аггадический (не имеющий силы религиозно-юридической регламентации) комментарий к библейским книгам». Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/5031162

Hussey, Joan Mervyn. Church and Learning in the Byzantine Empire 867–1185. Oxford, 1937. Jones, Arnold Hugh Martin. Were Ancient Heresies Disguised Social Movement? Philadelphia, 1966. Критика социального детерминизма. Jugie, Martin. Theologia dogmatica Christianorum Orientalium ab ecclesia Catholica dissidentium. 5 vols. Paris, 1926–35. Несмотря на то что эта работа чрезмерно систематична и часто весьма полемична, она свидетельствует об усердии и эрудиции автора. Krumbacher, Karl. Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des Osmromischen Reiches. 2nd ed. Munich, 1897. Крумбахер по-прежнему актуален в связи с теми работами (некоторые из них весьма богословские по содержанию), которых Бек не касается. Kurz, Josef. et al., eds. Slovnik jazyka smaroslovenskeho. Prague, 1958-. Данная работа особенно полезна прежде всего потому, что соотносит старославянские слова не только с их соответствиями в современных славянских языках, но и с греческими терминами. Lampe, Geoffrey William Hugo. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961–69. К сожалению, период, рассматриваемый автором, не охватывает периода, освещаемого в данном томе, однако нельзя забывать, что византийский традиционализм предполагал, что многие святоотеческие термины должны использоваться на протяжении многих веков. Lemerle, Paul Pmile. Le premier humanisme. Notes et remarques sur enseignement et culture а Bizance des origines au Xe suecle. Paris, 1971. Плодотворный новый подход к проблемам византийской культуры, включая связь между христианством и классической культурой. Лопухин, А.П.; Глубоковский, Н.Н. Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь. Тт.1–9, Пг., 1900–1911. Энциклопедия не идет ни в какое сравнение со справочниками Хаука и Вакана, однако остается самой полной богословской энциклопедией на русском языке. Lossky, Vladimir. The Mystical Theology of the Eastern Church. London, 1957. Перевод осуществлен членами Братства св. Албана и св. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам Лопухин подал неожиданный тому пример. На титульном листе первых пяти томов вместо привычного «Петербург» местом издания указан «Петроград». «К слову сказать, – пояснял он, – издавна употребляемое нашими братьями славянами название нашей северной столицы именно «Петроградом» хотя на рубеже XX века да напомнит нам, что пора великому русскому народу смыть со своей столицы это клеймо рабского подражания иноземцам, когда-то бывшее историческою необходимостью, а теперь ставшее печальным анахронизмом» 1089 . В предисловии к первому тому редактор-издатель писал: «Трудно указать еще издание, которое составляло бы более насущную у нас потребность времени, как именно издание такого «Богословского словаря», который мог бы служить настольной справочной книгой по всем предметам богословского и философского знания. Наш век до небывалой степени расширил область этого знания, открыл новые сферы и выработал своеобразные термины, которые придают новую постановку многим богословским и философским вопросам и знакомство с которыми безусловно необходимо для всякого образованного человека, желающего стоять на высоте современности. Между тем наше духовенство (да и все образованное общество) поставлено в этом отношении в самые печальные условия. В то время как у духовенства всех цивилизованных народов давно уже имеется под руками масса всевозможных пособий и руководств, дающих ему возможность быстро осваиваться со всяким богословским и философским вопросом, у нас доселе еще не появлялось ни одного «Богословского словаря» – не только такого, который заслуживал бы это название, но даже и вообще никакого (...) и потому потребность собственно в Энциклопедическом Богословском словаре не только доселе не удовлетворена, но не делалось даже и попыток к ее удовлетворению» 1090 . В списке авторов I тома названы 31 человек (а с Лопухиным будет 32). Из них 29 имели высшее богословское образование: два доктора богословия ( Ф. Г. Елеонский и А. Д. Беляев ), два доктора церковной истории ( Н. В. Покровский и В. А. Соколов ), 19 магистров и 6 кандидатов богословия. Трое сотрудников имели светское образование: кандидат канонического права – Η. Ф. Марков (помощник юрисконсульта при Св. Синоде), магистр истории – Б. А. Тураев (тогда приват-доцент С.-Петербургского университета) и кандидат прав С.-Петербургского университета А. А. Папков , занимавшийся историей православных братств. Большинство (18) заявленных в списке авторов принадлежало к академической корпорации (из СПбДА – 11, из МДА – 3, по 2 из КазДА и КДА), трое состояли преподавателями духовных семинарий – Московской и С.-Петербургской, четверо были чиновниками Канцелярии обер-прокурора и Св. Синода. В числе сотрудников первого тома были названы также профессор Киевского университета св. Владимира П. Я. Светлов и архимандрит Владимир (Благоразумов). Таковы были научные силы, положившие начало изданию Православной энциклопедии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– СПб.: Алетейя, 1998. (См. указатель).  Лейн Т. Христианские мыслители/Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  (См. указатель). Лепорский П.И. Троица//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.  – T.III. (Приложение). С.394. Лопухин А.П. Промысел Божий в истории человечества: Опыт философско-исторического обоснования воззрений бл. Августина и Босюэта. – СПб., 1898. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века/Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.146-148, 151-155. Лосев А. Августин//Августин: Pro et contra. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).  Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.81-101. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. С.27, 68-170. Лосский В. Августин учитель//Богословские труды. – М., 1985. – Сб. 26. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд-во Свято-Владимирского братства,  2000. (См. указатель).  Лосский Вл. Элементы отрицательного богословия в мышлении бл. Августина//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь).   Лошаков Р.А. Cogito Августина и его культурно-исторический контекст//Концепты. – Архангельск, 1997. – Вып. 1. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.  (См. указатель). Мажуга В.И. Культурные идеалы античности в средневековой Европе. Город как символ//Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. – Л.: Наука, 1986. С.246-253. Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд-во святого Креста, 1994. С.103-121.

http://bogoslov.ru/person/2529560

За образец для «Православной Богословской Энциклопедии» была взята немецкая «Реальная Энциклопедия» Герцога (в третьем издании). Немецкий прототип насчитывал почти двадцать томов. Издатели «Православной Богословской Энциклопедии» ввиду долговременности подобного рода изданий решили уложиться в десять томов, предполагая давать материал в более сжатом виде. К участию в составлении «Богословской Энциклопедии» А.П. Лопухиным были привлечены более или менее известные представители отечественной богословской науки. Среди них были представители всех духовных академий, а также некоторых университетов. Та живая отзывчивость, с какой отнеслись приглашенные к участию в составлении «Энциклопедии», лишний раз доказывала, какая чувствовалась потребность в подобном издании. Даже сам А.П. Лопухин в начале не рассчитывал на такую деятельную поддержку представителей ученого мира. Именно это обстоятельство повлияло на качественное содержание «Богословской Энциклопедии». Первоначально предполагалось издать лишь краткий справочный словарь (в трех томах), в котором сообщались бы самые лаконичные энциклопедические сведения, необходимые для самых элементарных справок. Однако «заявления от многих подписчиков, чтобы предметы обрабатывались в Энциклопедии не кратко и сухо, а полно и обстоятельно», с одной стороны, а с другой – «характер статей, представлявшихся сотрудниками, которые, как бы идя навстречу заявлениям подписчиков, давали обстоятельные исследования по всем важнейшим предметам богословского знания, заставили редакцию изменить свой первоначальный план и сразу же приступить к изданию большей Энциклопедии в том объеме», в каком она и начала выходить в свет. Хотя при этом увеличивались труды и расходы редакции. Издание «Богословской Энциклопедии» предполагалось завершить в ближайшие пять лет: в 1905 году 225 . В это же время С.Г. Рункевич начал принимать участие в журнале «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» – «С.-Петербургский Духовный Вестник». По приглашению председателя «Общества» и редактора журнала протоиерея Философа Орнатского С.Г. Рункевичем велся в первые годы существования журнала обзор епархиальной жизни. В этом же журнале напечатаны были написанные им исторические очерки «Приходская благотворительность в Петербурге».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Г. Э. Щеглов Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты В 1898 году редакция журнала «Странник» во главе с профессором А.П. Лопухиным приступила к новому крупному литературному проекту – изданию «Общедоступной Богословской Библиотеки». Целью ее было сделать для читателей более доступными лучшие произведения русской и иностранной богословской литературы. В «Богословскую Библиотеку» предполагалось включить сочинения по Священному Писанию , основному, догматическому и нравственному богословию, по библейской и церковной истории, проповедничеству и пр. Первую серию издания составляло «Православное Собеседовательное Богословие» покойного придворного протоиерея И.В. Толмачева 223 , издаваемое в течение первых двух лет. Ежегодно издавалось по два тома, до 1000 страниц в каждом. С 1900 года редакция планировала приступить к новой серии «Богословской Библиотеки». В нее должны были войти два издания. Первое – «История христианской церкви в XIX веке» в двух частях (православный Восток и инославный Запад). Второе – «Православная Богословская Энциклопедия», или «Богословский энциклопедический словарь», содержащий в себе сведения по всем предметам современного богословского и философского знания. Первоначально предполагалось, что « Энциклопедия» будет выпущена в трех больших томах с иллюстрациями 224 . А.П. Лопухин пригласил С.Г. Рункевича принять участие в этом новом проекте. Рассмотрев в нем огромный творческий потенциал, он как издатель был рад иметь рядом такого сотрудника. С.Г. Рункевич в свою очередь с охотой откликнулся на предложение профессора и взялся написать для первого издания исторические наброски, посвященные жизни Русской Православной Церкви в XIX веке. А в начинаемом издании «Православной Богословской Энциклопедии» принял самое живое участие в выработке программы издания и подготовке для него материалов. Надо сказать, что предпринимаемое издание «Православной Богословской Энциклопедии» было насущной потребностью времени. В России до этого еще не имелось ни одного специально богословского словаря, который мог бы служить справочным пособием по предметам богословско-философского характера. До этого были лишь попытки издания «Библейского словаря», но этого рода словари освещали только одну специальную область знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Л. активно участвовал в межконфессиональном диалоге со старокатоликами, с англиканами и сиро-халдеями (персид. христианами). Основываясь на знании зарубежной церковной, интеллектуальной и общественной жизни, он был экспертом в возникавших вопросах взаимопонимания между представителями различных конфессий. По его инициативе выходила популярная серия книг «Христианство, наука и неверие на заре ХХ в.», первая из них была посвящена А. фон Гарнаку (1902). В 1896 г. Л. был избран почетным членом североамер. об-в: «Православного общества взаимопомощи» и «Нью-Йоркского братства Пресвятой Богородицы» (Отчет о состоянии СПбДА. 1897. С. 469). Обширное письменное наследие Л. можно разделить на 5 основных направлений: исследования и популярные издания по библеистике; работы по истории древней Церкви; очерки по истории и совр. состоянию иных христ. конфессий; многочисленные рецензии на сочинения западноевроп. богословов и переводы их трудов, способствовавшие популяризации этих произведений в рус. интеллектуальном сообществе. Кроме того, Л.- автор ряда статей в энциклопедических изданиях, а также мемуарных и церковно-публицистических сочинений. Характерной чертой трудов Л. по библеистике являлось стремление поставить русскую науку на совр. уровень, критически осмыслить достижения зап. богословской мысли. Наиболее значимой его работой в этой области является «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (1-е издание 1889-1890 гг. в 2 т.; частичное переиздание в 1913-1915 гг. в качестве приложения к ж. «Странник» в 5 т). Л. ставил перед собой задачу подтвердить «историческое значение изложенных в Библии фактов», т. е. доказать, что библейская история не является собранием неких благочестивых мифов, а имеет под собой реальную историческую основу. По мнению автора, совр. наука благодаря открытиям в области истории Др. Востока предоставила библейской истории широкие возможности (Библейская история. 1913. Т. 1. С. 2). Если зап. богословие имело и общие курсы, систематизирующие открытия последних лет, и монографии по отдельным проблемам, то рус. наука отстала от западноевропейской и некритически использовала представленный библейско-исторической наукой материал (Там же). Составленный им труд должен был заполнить эту лакуну, при этом автор, опираясь на новейшие исследования и научные открытия, ставил задачу опровергнуть выводы отрицательной библейской критики (Там же. С. 50).

http://pravenc.ru/text/Лопухин.html

Мкртчян. Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, 2, апрель-июнь 2013. С. 38.). Но поскольку для наших целей терминологические тонкости несущественны, мы не будем вводить новые термины. [vii] Собственно говоря, так понимаемая личность – это и есть ипостась человека в смысле Василия Великого: тот уникальный способ бытия, который отличает отдельно взятого человека от всех остальных людей. [x] Богочеловек//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Том 3. С. 354-355. Здесь и далее мы ссылаемся на трехтомный энциклопедический словарь «Христианство» (М., 1995) как на доступное издание. Но статья «Богочеловек» – это перепечатка из Православной богословской энциклопедии, издававшейся с 1900 г. в Санкт-Петербурге. Издание оборвалось в 1911 г. на 12-м томе (последняя статья – «Константинополь»). Редактором первых шести томов был А.П. Лопухин, последующих – Н.Н. Глубоковский. [xv] H.C. Powell . The Principle of the Incarnation. London, New York, and Bombey, 1896. P. 424-432. [xvii] В перечне Поуэлла отсутствует еще одно объяснение – самого Поуэлла. Дело в том, что он был сторонником так называемой «кенотической христологии», основателем которой считается лютеранский богослов Томазий (Богочеловек. С. 358.). Согласно этой христологии, Христос с самого начала добровольно отказался от ряда божественных свойств, в том числе и от всеведения. Собственно, Поуэлл и проделал огромную работу по составлению своего перечня только для того, чтобы показать несостоятельность всех других объяснений, кроме кенотического. Однако как православные, так и католические богословы решительно отвергли кенотическую христологию: если Христос жил в мире только как обычный человек, спасение как преображение человеческой природы божественной природой становится необъяснимым. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/4018849

Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Дух. Академии. Творения бл. Августина, Еп. Иппонского. Ч. 1-я. Киев. 1880. Предисловие: Жизнь и творения бл. Августина, Еп. Иппонийского. Стр. 1–29 и 30–46. Архиеп. Филарет Черниговский . Историческое учение об отцах и учителях Церкви. С.-Петербург. 1859. I–III. Т. III, § 196, стр. 18–25 и 25–44. ср. 2-е изд. СПб. 1882. I–III. Т. III, § 196, стр. 17–22 и 22–35. Ф. В. Фаррар. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. (Перев. с англ. А. П. Лопухина ). Изд. 2-е. I–II. Петроград. 1902–1903. Т. II. Гл. XVII, стр. 284–434. Блаженный Августин . Профф. А. П. Лопухин – П. П. Глубоковский. Православная Богословская Энциклопедия. Т. I-й. Петроград. 1900. « Августин, Аврелий, бл.» стр. 102–112. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. Новый энциклопедический Словарь. С.-Петербург. (год не обозначен). Т. I-й, стр. 128–149. Статья Ив. Гревса: " Августин». Энциклопедический Словарь, составленный русскими учеными и литераторами. С.-Петербург. 1861 г. Т. I-й, стр. 160–179. Статья П. Л. « Августин, Аврелий». Прот. А. Ковальницкий. Обращение из неверия в христианство философа Августина (напоминание неверующим нашего времени). Изд. 2-е. С.-Петербург. 1893. X. X. Блаженная Моника. Изд. 4-е. С.-Петербург. 1904. Н. П. Кибардин. Система педагогики по воззрениям бл. Августина. Правосл. Собес. 1910. 5, 7–8 и отд. Его же. Новая школа блаженного Августина . С.-Петербург. 1912 (Извлеч. Из Журнала Минист. Нар. Просв. за 1912 г.). Х. X. Победа, победившая мир. Москва. 1895. (Изд. К. П. Победоносцева . Заимств. из англ. писат. Лилли. «Христианская революция»). Гогоцкий. Философский лексикон. С.-Петербург. 1859. Изд. 2-е. Ст. « Августин, блаженный ». Т. I, стр. 17–25. Целлер. Очерк истории греческой философии. С.-Петербург. 1886. Пер. с нем. М. Некрасова. П. П. Соколов. Учение о Святой Троице в новейшей идеалистической философии. Вера и Раз. 1893 г. Отд. фил., стр. 351–382, 406–428, 490–520. 1894 г. стр. 375–407 и дал. (работа не окончена).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010