Так и медный змей, пока служил у евреев прообразом Христа Мессии, до тех пор он сохранялся при храме, как великая святыня, когда же евреи стали кланяться ему, как богу, змей, для спасения же душ заблудших, был уничтожен. Что касается каждения, то не перед всяким предметом оно не угодно Богу: запретив кадить идолам, Господь делает, напр., такое повеление: «поставь золотой жертвенник для курения, перед ковчегом откровения» ( Исх. 40:5 ). Каждением перед крестом ему воздается не Божеское поклонение, а воздается такая же честь, как св. иконам, св. евангелию и прочим христианским святыням, ибо, почитая крест, мы почитаем распятого на нем Христа и Его за нас страдания; мы почитаем крест, как жертвенник Христа, Который, «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей» ( Евр. 9:26 ), ибо Сына Своего, «не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех» ( 2Кор. 5:21 ). Жертва без жертвенника не бывает, следовательно, если Христос – жертва, то Его жертвенник – Крест святой. И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая и все прикасавшееся к жертвеннику освящалось» ( Исх. 29:37 ), то тем более великая святыня новозаветный жертвенник – Крест Христов, освященный пролитой на нем Кровью Спасителя мира. 6) Под крестом, которым хвалился Апостол и который он считал святыней, нужно разуметь не вещественный, а духовный крест, т. е. терпение и страдания: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» ( Мр. 8:34 ), «ибо кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38; 16:24; Лк. 14:28 ). 6) В приведенных местах св. Писания говорится не о Христовом кресте, а о нашем: «возьми крест свой», «кто не берет креста своего», под этим крестом, действительно, нужно разуметь крест духовный, который каждый из нас должен нести безропотно, кому какой Бог послал. Но у Христа, кроме духовного, был еще и вещественный крест, который Он нес, на котором был распят и умер: «и взяли Иисуса и повели....

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Такой «путь к успеху», выражаясь современным языком, предлагает Евангелие. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? — продолжает Христос слово о несении креста (Мк. 8, 35–36). Этот евангельский фрагмент будет читаться на Литургии в третье воскресенье Великого поста — Неделю Крестопоклонную. Повторяя из раза в раз слова Христа в Евангелии от Марка, Церковь проповедует «соблазн… и безумие…». Крест, распятие, смерть — с точки зрения мира страшный и бесславный конец. Но христианство по каким-то странным причинам воспевает орудие одной из самых страшных казней, которую только мог придумать человек. Для христианства Крест стал знаком победы. Победы над самим собой. Ведь сначала христиане — первые ученики Христа — не поверили в то, что Христос «победил»: апостолы не поверили мироносицам, видевшим отваленный от гроба камень и слышавшим слова Ангелов «Что ищите живого среди мертвых?», два ученика на дороге из Иерусалима в город Эммаус размышляли о трагизме разочарования в том, что их Учитель оказался не Тем, Кем считали Его многие. И Сам Христос объясняет им, что именно так и «надлежало пострадать» Мессии… Принимая Крест, христианин принимает веру в Распятого, принимает веру в то, что через распятие, через страшную смерть Бог освобождает мир от греха. Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли». Мир вытеснил Бога на крест. Казалось, что мир победил Бога, изгнал Его из своей жизни: «Спаси себя»,— кричала толпа на Голгофе… Но Христос принимает страдания до самого конца, до самой смерти, чтобы из смерти «возсияла» жизнь миру. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Крест — это символ любви Бога к человеку. Любви, простирающейся до самых глубин смерти. И из смертных глубин, до которых сошел Христос, начинается новая жизнь. Прославление Креста Христова есть прославление любви, новой жизни, прославление надежды, дарованной нам Богом. Надежды «не погибнуть», потому что Сам Бог вкусил смерть, чтобы мы имели жизнь. В середине Великого поста, в третье постовое воскресенье, Крест выносится для прославления в центр каждого православного храма. Осталось еще немного до конца постного пути. Половина уже пройдена. Страдания Христовы озарятся светом Воскресения. Крест — орудие казни — станет знаменем победы. Имя Христово неотделимо от Креста и Воскресения. Преклоняясь перед Крестом, перед страданием Христа, мы преклоняемся и перед тайной Воскресения. Распятие и Крест — не конец всего. Это начало новой жизни, начало Царства Бога, начало Церкви.

http://pravmir.ru/krest-kak-simvol-lyubv...

Только злых людей апостол называет врагами Креста Христова ( Филип. 3:18 ); всех же истинных последователей Его призывает: «Выйдем к Нему (И. Христу) за стан, нося Его поругание», т. е. крест ( Евр. 13:13 ). Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия ( Откр. 7: 2–3, 9, 4 ). СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Мы почитаем Крест Христов, но только не крест деревянный или вещественный, но духовный – страдания Господа нашего Иисуса. «Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» ( Мф. 16:24 ), (см. 10:38; Мк. 8:34 ). Этот крест мы и почитаем. 1) Страдания крестные и самый крест разделить нельзя. Когда мы говорим о крестных страданиях Спасителя, то сейчас же вспоминаем и самый крест; и когда мы говорим о Кресте Господнем, то тотчас же вспоминаем и его крестные страдания. Посему напрасно сектанты ссылаются на тексты Св. Писания и стараются вывести из них учение о каком-то духовном кресте. В Евангелии страдание и терпение разных грешных людей фигурально названы крестом, «крест свой» ( Мф. 10:38 ). Но замечательно, что страдания Самого Господа Иисуса Христа ни разу не названы крестом, а прямо называются «чашей» ( Мф. 26:39 ). Когда же говорится о кресте Христовом, то разумеется, именно, крест вещественный. Возьмем например Иоан. 19:16–18 и прочитаем там: «И взяли Иисуса, «повели. И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа, там распяли Его» (см. Мф. 27:32 ; Мк. 15:21 ; Лук. 23:26 ). В Ветхом Завете прообразы Креста Господня были вещественные. Так псалмопевец Давид, обращаясь к Господу Богу, говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» ( Пс. 59:6 ). Также пророк Исаия предрекал, что Господь «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Исаии 1:12). О кресте Господнем говорит и премудрый Соломон и именно так: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Христос страдал как Человек, но Его Божественное достоинство придало человеческим страданиям степень всеискупающей жертвы. Сектанты упрекают православных в почитании Креста. Им кажется, что нельзя почитать орудие смерти и страданий. В этом звучит инерция ветхозаветного ужаса перед Крестом. Для них смерть ассоциируется с поражением, но для нас Крест – это символ величайшей из побед, победы жизни над смертью и царством ада. Не смерть на Кресте победила Спасителя, а Христос через Крест победил смерть. Для нас Крест – это та единственная сила, которая соединяет землю с небом, перекинутый через бездну таинственный мост, по которому человек приближается к Божеству. Для нас Крест и Воскресение неразделимы. Перед крестными страданиями Господь сказал: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин. 13:31 ). Крест – Его слава, Крест – вечное сияние Его любви. По словам святого Иоанна Златоуста , «Крест не только спас людей, но и Ангелов приблизил к Богу». В прощальной беседе с учениками Господь произнес: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин. 13:34 ). Без Голгофского Креста эта заповедь о жертвенной любви была бы нераскрытой и непонятной. Господь сказал: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ). Крест – это духовный меч, который разрушает постыдный мир с грехом, который отделит в вечности истинных христиан от мнимых. Тайну Распятого Бога не могли понять ни иудейский формализм, ни языческие аполлонизм и дионисийство, ни эллинская философия, ни римская культура, поэтому христианская Церковь сразу же стала гонимой. Крест – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие ( 1Кор. 1:23 ). И теперь, в наше время, тайна «Распятой Любви» (выражение священномученика Игнатия Богоносца ) остается камнем преткновения для многих из тех, кто носит имя христиан. Праздник Воздвижения Креста соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретении Креста при императоре Константине (IV век) и возвращении его в Иерусалим при Ираклии (VII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Что значит «нести свой крест» и обязательно ли страдать? Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН 22 марта, 2014 Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН Любой православный человек назовет свои или чужие испытания крестом, без запинки скажет, что Господь никому не дает крест выше его сил. Но многие не выдерживают испытаний, и даже у верующих это часто вызывает чувство протеста. Почему это происходит? Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН. До радости надо дорасти — Отец Игорь, если у каждого, как учит Церковь, свой крест, значит ли это, что христианин обязательно должен страдать? — Об этом Сам Господь говорит: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал: ибо кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34-35). А вспомните, чем был крест в то время. Символом позора — на кресте распинали бунтовщиков, беглых рабов и разбойников. Римских граждан не распинали (поэтому и апостола Павла не распяли, а Петра распяли), смерть на кресте считалась самой унизительной. То, что Господь пошел на это унижение, говорит о величии Божией любви к нам. Тогда даже апостолы не могли понять этот высший смысл креста, он открылся людям только после Воскресения. Но гонения на Христа начались до Голгофы, когда Его изгоняли из городов. И говоря о кресте, Он призывает быть верными Ему, идти за Ним даже в страданиях.

http://pravmir.ru/chto-znachit-nesti-kre...

   И самому Господу нашему Иисусу Христу Крест есть похвала, и слава, ибо не только прославился Он, творя многие чудеса, просвещая слепых, исцеляя хромых, очищая прокаженных, поднимая с одров расслабленных и воскрешая мертвых, сколько прославился, претерпевая Крест. Не напрасно Златоуст называет святой Крест славою Сына Божия: «Крест — слава Сыну, как и Отцу слава — Сын; славится Отец в Сыне Своем, славится Сын через Крест Свой». Мы же рассмотрим отчасти, какая похвала апостолу и каждому христианину в Кресте Христовом. И это сделаем на пользу нашу, с Божией помощью.    Поистине, подобает нам «хвалиться разве только Крестом Господа» (Гал. 6:14), так как в Кресте Господнем мы находим воздаяние за наши кресты, по словам Писания: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Ибо как мы являемся общниками с Главой нашим Христом, будучи Его членами, по слову апостола: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27), так и кресты наши имеют общее с Крестом Господним, и то, что уготовал нам Крест Христов, то и получат в нем кресты наши.    Не подумай, что Крест Господень, которым хвалится апостол, есть только крест вещественный, сделанный из дерева, но разумей в нем более всего страдание Господа, приняв которое, Он оставил и нам образ, чтобы следовать по стопам Его. И когда я, грешный, говорю о наших крестах, не думай, что они деревянные или серебряные, или человеческим художеством сделаны из какого-либо иного вещества: это — случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, которыми Господь искушает нас в этой жизни, как золото в горниле. Ибо «плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь», — говорит Писание (Притч. 17:3). И в другом месте: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3:6). Вот наши кресты! И мы должны нести их, благодаря Бога и приобщаясь к страданиям Христовым.     Святитель Дмитрий Ростовский Пятница четвертой седмицы Великого поста...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ап. Петр говорит, что Иисус Христос вознес грехи наши на древо «Телом Своим», но ведь Тело Его не осквернилось и не потеряло в святости от соприкосновения с грехами нашими; почему же осквернилось бы древо креста от них? Затем вознесенные на крест грехи были смыты Кровью Иисуса Христа, пролитою на кресте ( Кол.1:20 ); так что рукописание греховное не осталось на кресте после пролития крови. Иначе нужно было бы признать, что человеческий грех сильнее Крови Христовой, что противоречит словам ап. Иоанна: ( 1Ин.1:7 ), – нужно было бы признать, что наши грехи не уничтожены Спасителем; но это противоречить словам ап. Павла: ( Евр.9:26 ). 10. Как примирить с святостью креста слова ап. Павла: «Проклят всяк висящий на древе»? ( Гал.3:13 ). – Проклятие, по Моисееву закону ( Втор.21:23 ), было положено на повешенного преступника, а не на самое древо. Но, по слову ап. Павла, Христос и эту клятву снял: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). О самом же древе креста в Слове Божием сказано: «благословенно древо, чрез которое бывает правда». ( Прем.14:7 ; сравни: 1Пет.2:24 ). VI. 11. На чем основывается священный обычай ношения на себе креста Господня? «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. (Евр. 13: 13). «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает; пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». ( Мк.10:21 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». ( Мк.8:24 ). Примеч. Здесь не сказано, какой именно крест нужно взять и носить – внутренний ли (т.е. страдания) или наружный. Но так как внутренний крест Спасителя неотделим от наружного Его креста и так как Он Сам нес на Себе наружный крест на Голгофу; то очевидно, что Спаситель, повелевая своим последователям взять крест, имел в виду тот и другой крест. – Так и ап. Петр говорит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). По сему, кто называет себя христианином, но отвергает и не носит наружного креста, тот не вполне следует Его примеру: «кто не берет креста своего, и следует за Мною; тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вы знаете, вот это низведение Креста Господня до уровня простой реликвии, наверное, самое страшное, что может произойти с церковным сознанием. Для многих сегодня, как это неудивительно,  Крест даже не связывается со Смертью Христовой: порой его  воспринимают скорее, как оберег, сохраняющий от сглазов, порчи, и помогающий в болезнях.   Но помилуйте, Крест Господень спасает нас не от насморка, а от греха и смерти! Крест, повторюсь, это не просто реликвия. Это символ любви Бога к человеку. Любви даже до смерти. В первую очередь, почитая Крест мы держим в памяти именно это. Но, кроме того, Крест является еще и образом жизни. Т.е. это не то, что случилось со Христом 2000 лет назад – это то, что случается со мной если я назвался христианином. Если хотите, второе имя христианства – «КРЕСТианство». Наша религия — это дорога на казнь ради Христа, Который нам в этом показал пример и таким образом первым возлюбил нас. И не стоит об этом забывать. Христиане – это сор для мира (1Кор. 4:13). Христос ничего радужного по земным меркам нам не обещал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Поэтому наша жизнь — это крестоношение. И, поклоняясь Кресту, сгибать спину нужно не для того, чтобы коснуться лбом пола, а для того, чтобы, поправив свой крест, идти с ним дальше за нашим Спасителем. Так поступали все ученики Господни. Все апостолы, за исключением одного, умерли мученической смертью. Умереть, чтобы жить – вот еще один парадокс христианства. Умертвить же нужно в первую очередь самого себя, своего «ветхого человека», сораспять его Христу. А это порой сложнее сделать, чем претерпеть физические страдания. Оттого многие из нас пытаются как бы адаптировать православие, сделать его покомфортнее, поудобнее – т.е. без Креста. Крест мешает, раздражает и пугает – это слишком неудобно, это слишком «радикально». Человек же всегда стремится к какой-то усредненности. И поэтому изгоняет Крест из своей жизни. Про таких, как мы, сказано в Апокалипсисе «О, если бы ты был холоден, или горяч!  Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).

http://pravmir.ru/arxiepiskop-artemij-bl...

Высшее страдание, драгоценнее всех человеческих страданий, и самых острых, как страдание оскорбляемой любви (например, любви матери, оскорбляемой детьми), – это страдание Спасителя, несоизмеримое ни с каким нашим, человеческим страданием, даже самым сильным. Страдания ребенка за родителей. Страдание невиновного за виноватого. Страдание чистого за грехи грешника. Страдание родителей, видящих, как их дети делают глупости, от которых потом будут страдать… Таковы наши отношения с Богом постоянно, только неизмеримо сильнее. Как же нам нужно благоговейно лобызать Крест Господень – Крест Его страдания за нас, страдания чистейшего, непостижимого, не смешанного ни с чем греховным, ни с какой нашей человеческой слабостью души. Крест выносится нам на поклонение посреди поста – напоминая и о том, что пост – это подвиг, и о том, что впереди – Воскресение. Иерей Глеб Грозовский , клирик Софийского собора в Царском селе, координатор социально-молодежных проектов и духовно-просветительских программ Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской и Ладожской епархии: – Крестом каждого из нас является несение в мир добра вопреки злу. Стать христианином в современном мире тяжело, но быть им – легко, если с радостью и любовью нести в себе образ Христа, Который учит нас быть добрыми, миролюбивыми, кроткими, трудолюбивыми и т.д. Мы имеем слова апостола Павла к Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Это и есть наш крест! В семье, на работе, на улице, в церкви будем гонимы, но не надо бояться этого, ведь с нами – Бог! Есть одна притча. По дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный тем, что ему стало гораздо легче нести свой крест, он догнал толпу и пошел дальше. Вдруг на пути оказалась пропасть. Все положили свои кресты на края пропасти и перешли по ним на другую сторону. А «умный» человек остался на той стороне, так как его крест оказался коротким…

http://pravoslavie.ru/45590.html

Доказательство третье Если называется святой земля, на которой стоял Ангел ( Нав. 5 ), если называется святым место, на котором стоял Моисей ( Исх. 3 ), то насколько более должно называть Святым Крест, на котором был распят Христос. Поэтому Псалмопевец говорит: Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно ( Пс. 98, 5 ). И снова: поклонимся месту, где стояли стопы Его! ( Пс. 131, 7 ). Снова, если платки и опоясания Павла почитались за прикосновение плоти Павла, если ризой Христовой исцелились жена кровоточивая и прочие благодаря прикосновению к Пречистой Плоти Христовой, то почему не может иметь равной и тем более большей силы и чести Крест Христов, орошенный Его честною Кровью. Снова, если вы, противники, почитаете Божественые Таинства как орудия Божией благодати, то почему не почитаете Крест Господень, который есть орудие искупления и спасения? Снова, если скиния называлась Святое Святых, как некое Божественное явление, и потому была в большом почете, если Библия называется Святым Писанием, поскольку возвещает Небесное и поэтому почитается, то и всякий Крест Свят и чести достоин, потому что является образом Христа распятого, то есть совершающего наше спасение. И разве можно подумать о чем-либо еще более Святом? Доказательство четвертое Ненавидеть Крест – обычное дело диавола. Пораженные Крестом, демоны ненавидят его и убегают от него, как собака убегает, увидев палку, которой ее побили. А тому, что демоны потерпели поражение от Креста, свидетель Апостол Павел: истребив (Христос) учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко Кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол. 2, 14–15 ). Об этом же свидетельствует и чудесная сила святого Креста, прогоняющая демонов, что мы видели выше в главе пятой. Об этом же свидетельствует святой Григорий Назианзин в Слове на Иулиана отступника, который хотел совещаться с демонами, и когда они ему вскоре явились, тотчас затрепетал, знаменовался знамением Креста, как он привык, будучи христианином, и он исчезли. Вы же, крестоборцы, ненавидящие Крест, или демоны, или их такие же други, подлинно, враги Креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево ( Флп. 3, 19 ), по слову святого Павла. Отсюда следует такой вывод. Все, ненавидящие Крест Господень, являются врагами Креста Господня, или демонами, или порабощенными демонами. Но вы, ненавидящие Крест Господень, вы враги Креста Христова. Так что вы или демоны, или порабощены ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010