Продолжающееся доныне полноценное бытие созданной при Ярославе Мудром русской культуры – самое яркое, пожалуй, проявление сущности той эпохи… культура, сотворённая во времена Ярослава, вне всякого сомнения, обладает и сегодня своей непревзойдённой и не могущей быть превзойдённой ценностью. И поскольку неоспорима громадная роль самого Ярослава Мудрого в сотворении этой культуры, он по праву может быть назван одним из величайших созидателей России. И государственное строительство, и творчество культуры в эпоху Ярослава Мудрого имеет непреходящее значение ещё и в том смысле, что после позднейших тяжких испытаний и резкого подчас упадка страны так или иначе сохранялся – пусть хотя бы на самой глубине исторической памяти – некий первообраз Великой Руси, взывающий к своему восстановлению, воскрешению. И он, этот первообраз, действительно воскресал и в эпоху Ивана III Великого и – после Смуты начала XVII века, и т.д. Взывает он к нам и сегодня…» В.В. Кожинов. Приложение Развитие древнерусского военного дела в эпоху Ярослава Мудрого и его преемников. С феодализацией общества, шедшей параллельно с усилением власти киевских князей, падает значение племенных институтов. При Владимире было ликвидировано большинство местных династий, введено заменившее их наместничество сыновей киевского князя, более жёстко привязавшее племенные союзы к единому центру, что отразилось и на принципах комплектования войска. Уже с первой трети XI в. славянские племенные этнонимы при определении состава войска выходят из употребления. Вместо них появляются новые названия городских ополчений, несмотря на то, что в них, несомненно, входят и жители сельской округи – «кияне», «смоляне», «переяславцы» и другие, что говорит о возрастающей роли городских общин и изменении прежней социально-политической, а значит и военной организации общества. Вследствие феодализации общества, а главным образом ввиду необходимости иметь сильную конницу для защиты от нападений печенегов, участившихся после 980 гг., численность русской кавалерии быстро росла, чему, по-видимому, способствовали целенаправленные меры руководства страны, по увеличению поголовья княжеских табунов. Как показали события 1067 г., когда ополченцы в Киеве потребовали от князя коней и оружия для борьбы с половцами, можно предположить, что такая практика здесь уже существовала. Как бы то ни было, уже в 1036 г., в гигантском, длившемся целый день сражении под Киевом, Ярослав не просто разгромил печенежский народ, но и разогнал его в разные стороны на огромное расстояние. Провести такое преследование тьмочисленного врага, можно было, лишь обладая конницей в количестве, позволяющем решать стратегические задачи. Спустя 24 года объединенное войско старших сыновей Ярослава и Всеслава Полоцкого нанесло столь же сокрушительный удар другому народу – торкам, после чего часть из них бежала от русской границы к Дунаю или вглубь степей, а другая сдалась в плен и была расселена в Поросье и под Переяславлем для выполнения пограничных функций.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

Куда девались эти городские половцы? Куда девались вообще разные торки, берендеи, печенеги росъские, жившие в XII веке в Поросье и по степным границам Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств, – все эти свои поганые, как звала их Русь в отличие от степных независимых поганых? Некоторые из них, по прямому указанию летописи, принимали христианство, жили дружно с русскими и вместе с ними бивали свою степную братию; в 1155 году берендеи из Поросья, побив с русским князем половцев, важно заявляют отцу последнего: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и кладем головы за твою честь». Степные варвары сослужили злую службу древней Южной Руси: они не давали покоя южнорусскому крестьянину, на что прямо указывают известные автору слова Мономаха на съезде 1111 года; гнали этого крестьянина в суровые, но более безопасные леса Севера Но это не прошло им даром: значительные массы их были оторваны русским влиянием от родной степи и так же влились в русскую народность, как это было с финнами на Северо-Востоке. Перейдем к другой половине аргументации автора Первое время, когда финны «налагали печать своего влияния» на северо-восточные русские колонии, надобно отнести к XI веку, может быть даже раньше. Очень естественно, что финское влияние всего сильнее должно было действовать на русских в пору их язычества или в первое время христианской жизни; в дальнейшем своем развитии последняя, как бы слабо ни усвоялась она, давала Руси огромное превосходство пред финским язычеством и служила некоторым оплотом против его влияния. Но каким же образом порча христианства между русскими, внесенная этим влиянием, обнаружилась в письменных памятниках только в XVI веке, лет чрез 500 от начала сближения обоих племен, и была незаметна в то время, когда это портящее влияние действовало с наибольшей силой? Вопрос разрешается указанными причинами, создавшими этот исторический вымысел. Итак, напрасно затронут автором факт ποрчи христианства в России с XVI века; затронув этот факт, напрасно отстранил автор объяснения, представленные другими исследователями: они дают хотя кажущуюся опору мнимому факту.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

– О времени и месте его рождения сведений нет; при первом в о княжении отца в Киеве, получил Суздаль, в 1149 г.; во время войны отца с Изяславом II Мстиславичем, великим князем киевским 106), оставлен, с дружиной в 50 чел., для вспомоществования Святославу Олеговичу, князю черниговскому ), отстаивал, но не отстоял, Новгород-Северский и ушел в Суздаль, к отцу, в 1150 г.; получил от отца Поросье и, с Берендеями, отразил набежавших сюда Половцев, в 1152 г.: киевский двор его ограблен в день смерти Юрия, 15 мая 1157 г.; вместе с Рюриком Ростиславичем ), ходил, из Торческа, помогать Ростиславичу Мстиславичу, великому князю Киевскому 167), при чём соединился, у Котельницы, с Мстиславом Изяславичем 144), племянником первого, в 1160 г.; выгнан из суздальской области единокровным братом своим, св. Андреем Боголюбским 20), в 1162 г.: с матерью и двумя единоутробными братьями: старшим Мстиславом ) и младшим Всеволодом 58), удалился в Константинополь, где император дал ему «в Дунай 4 города», в 1163. – Из Греции он не возвращался и дальнейшая судьба его неизвестна. 517. Василько (Василий) Ярополкович 517. Василько (Василий) Ярополкович, князь брестско-дрогичинский, единственный сын Ярополка Изяславича, князя бужско-волынского ), от брака с дочерью Святослава Олеговича князя черниговского ), неизвестной по имени. – Род., по-видимому, в Луцке, в 1166 г.; потерял отца в 1167 г.; по свидетельству сказаний, приводимых Татищевым, подучил Брест и Дрогичин, в 1171 г.: сражался с Владимиром Володаревичем (Владимировичем), князем минским,. 533), в 1182 г. – Время смерти и место погребения тела его не указываются. – Был женат, по Татищеву, на княжне мазовецкой, известной только под этим названием, и от брака с ней (или с другой), по тексту родословной летописной – впрочем в этом именно месте, очевидно спутанному, имел сына Всеслава 591). – Примечание. Князь этот постоянно смешивается нашими историками с двумя соименными ему князьями: Васильком Ярополковичем изгоем 518) и Васильком Ярополковичем михайловским 519).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Галицко-Волынская летопись в течение многих лет оказывалась в центре внимания исследователей . Прежде всего – в связи с дискуссией об общерусском сознании , одним из памятников которого и является Галицко-Волынская летопись (далее ГВЛ), наряду с такими шедеврами прошлого, как « Слово о полку Игореве » , «Слово о погибели земли Русской» и др.    Прежде всего, следует рассмотреть, какие смыслы вкладывались составителями летописи в слова «Русь», «русский». Это понятия многозначные. Во-первых, это хороним , обозначающий Киевщину, Киевскую землю. Приведем лишь несколько примеров. Первый из них – запись за 6732 (1224) год, рассказывающая о Калке: «Мьстиславъ бо б со всими князьями рускыми и Черниговьскыми… Прибгшимъ же половцемь в Рускую землю, глаголющимъ же имъ рускимъ княземь: “Аще не поможета намъ, мы нын исчени быхомъ, а вы наутре исчени будете”» . Здесь явно имеется в виду только Киевщина, поскольку в данном случае понятие «русский» отделяется даже от Черниговского княжества. Другой пример – запись за 6739 (1231) год: «Данилъ жь из Руской земля взя соб часть Торцький, и паки да и дтемь Мьстиславлимъ, шюрятомъ своимъ. Рекъ имъ: “За отца вашего доброданье приимете ни держите Торцький городъ”» . Как известно, Торческ находился в Поросье, на Киевщине, поэтому в данном случае термин «Русская земля», несомненно, означает «Киевское княжество». За 6742 (1234) год – следующий пример: «Половцем же пришедшимъ Кыеву и плнящимъ землю Рускую. Данилъ бо б изнемоглъся» . Как известно, этот набег затронул лишь Киевские пределы. И, наконец, трагический рассказ о взятии Киева монголами в 1240 году: «Въ лто 6748. Приде Батый Кыеву в сил тяжьц, многомь множьствомь силы своей, и окружи град, и остолпи сила татарьская, и бысть град в обьдержаньи велиц. И б Батый у города и отроци его обьсдяху град. И не б слышати от гласа скрипания телгъ его, множества ревения вельблудъ его, и рьжания от гласа стадъ конь его, и б исполнена земля Руская ратных» . Однако это далеко не единственное значение термина «русский». Он может относиться не только к Киевской земле, но также и к Черниговской и Переяславской. Приведем пример из записи за 6745 (1237) год: «Батыеви же вземшю Козлескъ, и поиде в землю Половецькую . Оттуда же поча посылати на грады русьскые и взять град Переяславль копьемь, изби всь…» .

http://pravoslavie.ru/64352.html

Усобица Юрия с племянником Изяславом давала половцам средства жить на счет Руси. Мы видели, что по утверждении Юрия в Киеве, в 1155 году, Поросье получило особого князя, сына его, Василька; половцы не замедлили навестить последнего в новой волости; но Василько с берендеями разбил их и приехал к отцу со славою и честью, по выражению летописца. Скоро после этого Юрий отправился к Каневу на съезд с ханами половецкими; они начали просить освобождения пленников своих, взятых берендеями в последней битве, но берендеи не отдали и сказали Юрию: " Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь " . Юрий не захотел насильно взять у них пленников, потому что опасно было раздражить эту пограничную стражу; он обдарил половцев и отпустил их; это любопытное известие показывает нам отношения пограничных варваров к князьям, за честь которых они складывали свои головы. В том же году половцы опять пришли на границу за миром; Юрий пошел толковать с ними о мире так, как обыкновенно ходили на добрую войну, взял с собою обоих Мстиславичей - Ростислава и Владимира, Ярослава Изяславича, отряд галицкого войска и послал сказать половцам: " Ступайте ко мне на мир " . Половцы приехали сначала в небольшом числе поглядеть только, много ли у русских войска, и сказали Юрию: " Завтра придем к тебе все " ; но в ночь все убежали. На севере в 1149 году финны (ямь) пришли ратью на Новгородскую волость, на Водскую пятину; новгородцы с водью вышли к ним навстречу в числе 500 человек и не упустили ни одного человека из неприятелей: всех перебили или побрали в плен. Что касается бояр, действовавших в рассмотренный период времени, то из тех, которых мы видели у Мономаха, Иван Войтишич продолжал служить и сыну Мономахову Мстиславу, ходил с торками на полоцких князей, оставался в Киеве и при Всеволоде Ольговиче, который посылал его устанавливать наряд в Новгороде, но вместе с другими главными боярами действовал против брата его Игоря в пользу внука Мономахова. Мы видели при Мономахе переяславским тысяцким Станислава; в рассказе о супойской битве при Ярополке летописец говорит, что в числе убитых бояр находился Станислав Добрый Тукиевич: имеем право принять этого Станислава за прежнего переяславского тысяцкого и считать его сыном Тукия, Чудинова брата, известного нам прежде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

518 Выражение, употребленное ал-Идриси – фи-л-барр, – указывает на местонахождение города не просто на берегу реки, но на более или менее значительном расстоянии от нее. 519 В другой части сочинения ал-Идриси приведена иная форма передачи топонима – Наби. Этот пункт отождествляется с городом кочевой орды коуев, входившей в зависимый от киевских князей союз Черных клобуков в Поросье (Lewicki 1958. Р. 13–18; Бейлис 1984. С. 224). 520 Т. Левицкий читает гидроним как Сакив, К. Миллер и В. М. Бейлис как Сакир. Прочтение конечной буквы слова то как вав, то как ра связано с тем, что они имеют почти идентичное написание. Река Сакир – принадлежащее ал-Идриси наименование рукава, посредством которого река Атил соединялась с Черным морем. Несмотря на напрашивающееся отождествление реки Сакир с Нижним Доном, следует иметь в виду, что в описании реки Сакир имеются детали, сближающие его с р. Кубанью (Коновалова 2006а. С. 221–224; Коновалова 2007а). 521 Исил – один из арабских вариантов передачи наименования р. Волги, тюрк. Ätil/Itil (см.: Moravcsik 1958. S. 78 f.; Мурзаев 1984. С. 229, статья «Идел»). Наряду с формой наименования, употребляемой ал-Идриси, в арабо-персидской литературе использовалось еще несколько вариантов написания названия Волги: Итил, Атил, Афил. В историографии, как правило, равноправно фигурируют две формы – Итил(ъ) и Атил(ъ) (сводку данных см.: Новосельцев 1990. С. 164. Примеч. 391). Наименование Атил/Итил было широко распространено не только у мусульманских писателей, но и в Византии и Западной Европе (см.: Moravcsik 1958. S. 78 f.; Барбаро, Контарини 1971. С. 163–164. Коммент. 16). Гидроним «Атил», обычно безоговорочно отождествляемый с р. Волгой, на самом деле является сложным географическим понятием, в котором данные о реальной Нижней и Средней Волге тесно переплелись с информацией о Нижнем Доне, рассматриваемом как рукав, соединяющий Атил с Черноморским бассейном (Коновалова 1999а. С. 83–96; Джаксон, Калинина, Коновалова, Подосинов 2007. С. 181–206). 525

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремена арочной формы с прямой подножкой и прямоугольным выступом для ушка (капище 3, рис. 32, 3) могут быть датированы второй половиной XII – первой половиной XIII в. и особенно характерны для областей от Поросья до Волыни (Кирпичников А. Н., 1973, с. 51). Такие стремена были предназначены для тяжеловооруженных всадников. Удила с кольцами (капище 3, сооружение 9, длинные дома 7 и 8, рис. 34, 5; 48, 12; 53, 4; 58, 11) употреблялись длительное время, с IX до XIII в. (Кирпичников А. Н., 1973, с. 19). Аналогии удилам с фигурной ковкой и нарезным орнаментом (длинный дом 8, рис. 36, 16) есть в Новогрудке, Воищине, Изяславле, Поросье в памятниках конца XII–XIII вв. Удила с большими кольцами (диаметром до 7 см), предназначенные для слабоуздых, то есть очень чувствительных лошадей, снабженные железными скрепителями ремней в виде прямоугольных фигурных пластин (сооружение 13, рис. 60, 4), относятся к XII–XIII вв. (Кирпичников А. Н., 1973, с. 17, 31). По форме прямоугольные накладки на уздечку со слегка вогнутыми сторонами и четырьмя заклепками для крепления (сооружение 13, рис. 60, 13) близки ременным наконечникам территориально очень удаленных курганов аскизской культуры в Хакассии, датируемым серединой XIII–XIV вв. (Кызласов И. Л., 1980, с. 158, 19, 17; 1983, с. 66–67). С конским снаряжением связаны скребницы для чистки коней, относящиеся к двум типам: пластинчатая гребенка с отверстием для рукоятки и двумя колечками по краям (сооружение 13, рис. 51, 6) и двухрядная полутрубчатая гребенка с длинной рукояткой (длинный дом 7, рис. 58, 7). Такие скребницы были распространены в XI–XIII вв. (Кирпичников А. Н., 1973, с. 84). Часто встречаются в древнерусских памятниках и замки от конских пут (капище 1, сооружение 14, рис. 51, 1). Орудия труда принадлежат к типам, имевшим повсеместное распространение с X до XIII–XIV вв. К ним относятся ножи (их особенно много на капище 3, встречены они и в других сооружениях), ножницы пружинные (капище 2, сооружение 9) и шарнирные (капище 2, рис.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Таким образом, когда Южная Русь наполнялась инородным населением, Южноруссы поселялись в других странах Руси и, следовательно, ослабляли свой элемент в отечестве. С конца XI века Торки, Берендеи и Печенеги начали входить в жизнь русскую и составили часть Южнорусского народа. В 1054 и 1060 г. г., они являются во враждебном отношении к Русским. Под последним из годов говорится о их изгнании, но через 20 лет видно, что они жили около Переяславля; позже являются они на правой стороне в городе, называемом их именем, Торческ, стоявший на устье Роси. Новый прилив этого поселения в Русь совершился при Владимире Мономахе в 1116 году, когда жившие на Дону соплеменники прежде пришедших в Русь были разбиты и изгнаны Половцами. Торки вместе с Печенегами явились тогда в Русь. С тех пор эти народы, разделенные на три отрасли – Торки, Берендеи и Печенеги, составляли народонаселение берегов Роси (Поросье) и участвовали в междоусобиях князей. Имя Черные Клобуки было для всех общее и давалось им Русскими по внешнему признаку (Иссл. Пог. V, 194). Кроме этих трех отраслей, встречаются другие названия, как например Коуи, Каеничи, Турнеи и другие; иные назывались по родоначальникам, например Бастеева чадь; о других, как о Каеничах и о Коуях, можно заключать отчасти то же. Часть их обитала на левой стороне около Переяславля, в Черниговской области, под разными племенными и местными именами. Нельзя думать, чтоб они были совершенно кочевой народ: когда они установились в Южной Руси, то кроме городов, служивших им приютами, они жили и деревнями, следовательно должны были заниматься обработкою земли. Так в 1128 году, когда разнесся слух, что Половцы, заклятые враги Торков, бросились на них, велено загонять их в Баручь и другие города на левой стороне Днепра. Народ полукочевой и воинственный, они составляли войско князей, и не имея прочной симпатии в краю, переходили то к той, то к другой стороне. В половине XII-ro века, когда наступал разгар междоусобий, они и тогда решили судьбу края. Их важное значение видимо особенно во время распрь Изяслава Мстиславича с Юрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Следует учесть наличие у Древней Руси кроме славянского ядра кольца периферийных областей, населённых неславянскими племенами либо смешанным населением, а также наличие зависимых территорий, не входивших официально в состав государства. Эти племена и территории могли иметь своё самоуправление, но иногда там мог обосноваться какой-нибудь князь-изгой из рода рюриковичей. Так, в низовьях Дуная вокруг городка Берладь образовалась Берладская земля, в которой селились беглецы из южнорусских земель. Там после поражения получил на некоторое время прибежище Звенигородский и Галицкий князь Иван Ростиславович, прозванный Берладником. Берладскую землю можно считать одним из предшественников Молдавского княжества. Сегодня уже подзабылось, что первые летописи Молдавского княжества были написаны кириллицей на славянском языке, что до XVIII века в Молдове богослужение совершалось на церковнославянском языке. Таким образом, налицо сильнейшее культурное, религиозное, языковое и политическое влияние Древней Руси на Молдову, что нельзя объяснить единичным и крайне непродолжительным пребыванием в Берладе князя Ивана Ростиславовича. На юге и юго-востоке с Древней Русью контактировали кочевые тюркские племена, из которых более известны печенеги, а позднее – половцы. Отношения были разными, на часть кочевников, именуемая историческими источниками «чёрными клобуками», стала вассалами киевских князей и была поселена в Поросье. Они стали нести пограничную службу на обширной территории по течению Днепра, Стугны и Росси. В состав чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи (коуи). Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей, согласно Ипатьевской летописи, состояли из трёх частей: киевлян, чёрных клобуков и княжеской дружины. С середины XII века до монгольского нашествия чёрные клобуки играли важную роль в политической жизни Киевского княжества, были включены в его политическую систему.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви (УПЦ). Территория включает юж. часть Киевской обл. Епархия разделена на 12 благочиннических округов: Белоцерковский, Богуславский, Володарский, Кагарлыкский, Мироновский, Ракитнянский, Ржищевский, Сквирский, Ставищенский, Таращанский, Тетиевский, Узинский. Кафедральный г.- Белая Церковь, кафедральные соборы - Преображения Господня (г. Белая Церковь) и во имя Святой Троицы (г. Богуслав). Правящий архиерей - митр. Августин (Маркевич) . В апр. 2002 г. в епархии было 173 прихода и 3 мон-ря, численность духовенства - 144 священнослужителя. Церковная жизнь на территории совр. Б. и Б. е. была связана c сер. XI в. с историей Юрьевской епархии (епископ Юрьевский впервые упоминается в 1072-1073), затем пришла в упадок после монголо-татар. нашествия 1240 г. В 1552 г. для защиты Киева с юга построен Белоцерковский замок, после чего началось возрождение церковной жизни (правосл. храмы в Белой Церкви впервые упоминаются в 40-50-х гг. XVI в.), а территория совр. Б. и Б. е. входит в Киевскую митрополию . В кон. XVII - нач. XVIII в. в регионе при поддержке польск. правительства активно насаждалось униатство , к-рое в 1737-1739 гг. распространилось на все приходы в Белой Церкви и Поросье. С 1768 г. началось движение за возрождение Православия, формируются правосл. правления (в т. ч. Белоцерковское и Богуславское), к-рые подчиняются Переяславской епархии (с 1785 Переяславское вик-ство Киевской митрополии). В 1796 г. почти все приходы на территории совр. Б. и Б. е. окончательно перешли в Православие и в XIX-XX вв. входили в Киевскую митрополию, в советское время большинство из них прекратило существование, были закрыты мон-ри, разрушены мн. храмы. Для возрождения церковной жизни в 1994 г. была учреждена самостоятельная епархия с кафедрой в Белой Церкви. 1 авг. 1994 г. во епископа Белоцерковского хиротонисан Серафим (Зализницкий), к-рый начал активную деятельность по восстановлению церковной жизни в регионе. Одной из главных забот Белоцерковского епископа стало сохранение приходов в юрисдикции УПЦ, т. к. одновременно продолжало существовать Белоцерковское вик-ство Киевской епархии, входящее в раскольническую УПЦ Киевского Патриархата. При епархиальном управлении были созданы отделы: издательский, духовного образования и катехизации, информационный, юридический, архитектурно-строительный, социального служения. Началось строительство приходских храмов, в 1997 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (Белая Церковь) сооружен новый иконостас.

http://pravenc.ru/text/77956.html

   001   002     003