Памяти протоиерея, доктора богословия Иоанна Михайловича Скворцева, как профессора философии и богословия Источник Поминайте наставников ваших (Св. Ап. Пав. Евр.) Иоанна Михайловича Скворцева лекциями по логике пользовались мы еще в семинариях. Законы мышления, формы мышления, теория познания истины в этих лекциях, преподанных нам его по академии слушателями – а нашими в семинариях профессорами, изложены при краткости о них речи обстоятельно, точно, и – что важнее всего – ясно. Особенно благодарны мы были Иоанну Михайловичу за преподанные нам юношам мудрые наставления (в теории познания), как предохранить себя от увлечений различными заблуждениями, и как – избежав сей опасности – достигнуть мыслью к достожелаемой истине. Тогда же (во 1840-х годах) явилась в печати и логика профессора Киевского университета Ореста Марковича Новицкого , бывшего слушателем Иоанна Михайловича в VII-м курсе Киевской духовной академии: книга истинно великолепная. Ее мы читали, перечитывали, назидались ей, не менее сколько наставлялись и услаждались другим творением О.М. Новицкого : его драгоценной, истинно-христианской психологией. Тем не менее краткие уроки Иоанна Михайловича по логике остались столь драгоценны для памяти умов наших, что и теперь в летах преклонной старости находясь – желали бы мы, чтобы краткая логика Скворцева явилась в печати. В 1845-м году привел Господь пишущего сие самолично узреть Скворцева, и стать в числе слушателей его в академии, где он преподавал тогда логику и метафизику. Когда начались лекции по логике, некоторые из слушателей относились к ним равнодушно, безучастно, как уже выслушанным ими в семинариях. Заметив это отец иеромонах Михаил (Монастырев), экстра-ординарный в Киевской академии богословия профессор 1 , когда приходили студенты получать от него, как помощника-библиотекаря учебники, или же книги для чтения, часто говаривал: «слушайте внимательно лекции Иоанна Михайловича. Не теперь, а после сами узнаете их цену». Внимая доброму совету высокоуважаемого и всеми любимого отца Михаила, мы навострили уши, чтобы не проронить слова из лекций Иоанна Михайловича, и многие оные записывали что было и необходимо: ибо Иоанн Михайлович, сказав лекцию, тотчас поручал кому-либо из студентов: обработать оную и подать профессору, в качестве месячного сочинения, – но не пространнее, как только на полулисте, и много, много если на листе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Профессор Сергей Викторович Троицкий является общепризнанным канонистом 1 . Изучению канонического права он отдал более 60 лет своей жизни. Его имя как крупного и авторитетного специалиста по вопросам церковного права хорошо известно в широких кругах церковной и научной общественности. Неутомимый труженик-канонист, глубоко переданный Святой Православной Церкви, С.В. Троицкий всегда являлся идейным защитником Православия и охранителем священных канонов – этой ограды Православия. И вся жизнь С. В. Троицкого , по словам профессора Московской Духовной академии А. И. Георгиевского и покойного доцента (впоследствии профессора) той же академии В. И. Талызина, – это подвиг и пример служения Святой Матери-Церкви и богословской науке. Родился Сергей Викторович 14 (26) марта 1878 года в городе Томске. Религиозное воспитание он получил от своих православных родителей. Отец его, Виктор Ильич, был преподавателем Томской духовной семинарии. В 1891 году С.В. Троицкий окончил духовное училище, а в 1897 году – Тверскую Духовную семинарию. Затем, в 1900 году, он закончил С.-Петербургский археологический институт со званием действительного члена института и, кроме того, в 1901 году – С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и с правом защиты степени магистра без новых устных испытаний. Ученую степень магистра С.В. Троицкий получил 27 мая 1913 года после защиты диссертации «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование». Защита проходила в Киевской Духовной академии, о чем свидетельствует диплом С.В. Троицкого, который 2 апреля 1924 года Советом Белградского университета был принят как докторский. Совет Московской Духовной академии 29 декабря 1961 года, отмечая большие заслуги С. В. Троицкого перед богословской наукой, также удостоил его докторской степени. Такова вкратце ученая биография этого выдающегося канониста. Что касается практической деятельности профессора С. В. Троицкого , то она была очень разнообразной. С 1 сентября 1901 года он работал классным надзирателем при С.-Петербургском Александро-Невском Духовном училище. Здесь же до 12 мая 1915 года он в разное время был преподавателем русского, церковнославянского и латинского языков 29 сентября 1906 года С. В. Троицкий был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода с назначением членом редакции «Церковных ведомостей», а в 1917 году, во время Поместного Собора Русской Церкви, -помощником редактора этого журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Профессор Сергей Викторович Троицкий является «общепризнанным канонистом» 1 . Изучению канонического права он отдал более шестидесяти лет своей жизни. Его имя «как крупного и авторитетного специалиста по вопросам церковного права хорошо известно в широких кругах церковной и научной общественности. Неутомимый труженик-канонист, глубоко преданный Святой Православной Церкви, С. В. Троицкий всегда являлся идейным защитником Православия и охранителем священных канонов – этой ограды Православия». 2 И вся жизнь С. В. Троицкого , по словам профессора Московской духовной академии А. И. Георгиевского и покойного доцента (впоследствии профессора) той же академии В. И. Талызина, – это подвиг и пример служения Святой Матери-Церкви и богословской науке. 3 Родился Сергей Викторович 14 (26) марта 1878 г. в городе Томске. 4 Религиозное воспитание он получил от своих православных родителей. Отец его, Виктор Ильич, был преподавателем Томской духовной семинарии. В 1891 г. С. В. Троицкий окончил духовное училище, а в 1897 г. – Тверскую духовную семинарию. Затем, в 1900 г., он окончил С.-Петербургский археологический институт со званием действительного члена института и, кроме этого, в 1901 г. – С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и с правом защиты степени магистра без новых устных испытаний. Ученую степень магистра С. В. Троицкий получил 27 мая 1913 г. после защиты диссертации «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование» (СПб., 1912, с. VIII + 283). Защита проходила в Киевской духовной академии, о чем свидетельствует диплом С. В. Троицкого за 1851, который 2 апреля1924 г. Советом Белградского университета был принят как докторский. Совет Московской духовной академии 29 декабря 1961 г., отмечая большие заслуги С. В. Троицкого перед богословской наукой, также удостоил его докторской степени. Такова вкратце ученая биография этого выдающегося канониста. Что касается практической деятельности профессора С. В. Троицкого , то она была очень разнообразной. С 1 сентября 1901 г. он работал классным надзирателем при С.-Петербургском Александро-Невском духовном училище. Здесь же до 12 мая 1915 г. он в разное время был преподавателем русского, церковнославянского и латинского языков. 29 сентября 1906 г. С. В. Троицкий был причислен к канцелярии оберпрокурора Св. Синода с назначением членом редакции «Церковных ведомостей», а в 1917 г., во время Поместного Собора Русской Церкви, – помощником редактора этого журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Никандр (Покровский Николай Иванович ), архп . Тульский и Белевский Родился 17 мая 1816 года в семье священника с.Двулучьи Валуйского уезда Воронежской епархии. Первоначальное образование получил в Воронежском духовном училище. Затем начал обучаться в Воронежской духовной семинарии, а окончил в Киевской. В 1839 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 27 сент. того же года назначен учителем гражданской истории и греческого языка в Орловскую духовную семинарию. 26 сент.1841 года пострижен в монашество, 27 сент. рукоположен во иеродиакона, а I окт. – во иеромонаха. 28 сент. 1842 г. – учитель Киевской духовной семинарии. 2 авг.1844 г. – инспектор Екатеринославской духовной семинарии. 20 окт.1848 г. – ректор той же семинарии. 21 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. I мая 1850 г. – ректор Тульской семинарии и настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря. 17 мая 1859 г. – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. 22 окт. 1860г. хиротонисан во епископа Тульского. 8 апр.1873 года возведен в сан архиепископа. В 1886 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. Почетный член Киевской духовной академии. Скончался 27 июня 1893 года в Туле и там же погребен. Вот что рассказывает о кончине архиепископа проф. А.Иванов : “Я был свидетелем блаженной кончины архиепископа Тульского Никандра. Это была кончина в полном смысле слова мирная; ничем, по-видимому, не отличалась она от обычной дремоты спокойного усыпления. Преосвященный сидел в кресле, по временам как бы дремал и опять скоро возвращался к бодрственному состоянию. Мы двое, которых он нередко называл своими друзьями, я и протоиерей А.И.Романов, сидели тоже в креслах, против него. Он старался поддерживать разговор с нами, но мы могли только отвечать на его вопросы. Посвоему обычаю, он старался иной раз говорить шутливо, как бы желая ободрить нас, как ему казалось, приунывших· “Вы, говорил он, сидите около меня, точно друзья Иова. Только, что же мало говорите?“, Повременам дремота видимо одолевала его. Но- очнется, и опять что-нибудь заговорит. В последние минуты эту дрему, часто прерывающуюся, он стал считать прямо приступами смерти, Задремет и опять проснется, за несколько минут до смерти, во время пробуждения после короткой дремоты, он, по обычаю, шутливо говорит: “видно душе не хочется сразу расставаться с телом. Совсем было рассталась, нет, опять воротилась»...

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир отошел ко Господу Блаженнейший Митрополит Владимир был известен как проповедник, богослов, духовный писатель. 5 июля, 2014 Блаженнейший Митрополит Владимир был известен как проповедник, богослов, духовный писатель. Утром 5 июля в Киеве на 79-м году жизни после длительной тяжелой болезни скончался глава Украинской православной церкви Московского патриархата Митрополит Владимир (Сабодан). 5 июля отошел ко Господу Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, — сообщает Пресс-служба Украинской Православной Церкви . Накануне, 4 июля, был обнародован итог консилиума врачей Его Блаженства, в котором отмечалось о тяжелом состоянии здоровья Архипастыря. На утро следующего дня, в 5:50, жизнь Блаженнейшего Митрополита Владимира оборвалась. Дата и место прощания с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром будут объявлены позже. По предварительной информации, те ло митрополита доставят 6 июля в один из соборов Киево-Печерской Лавры. Обязанности предстоятеля УПЦ МП исполняет местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Вечная память Блаженнейшему митрополиту Владимиру. Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан Виктор Маркиянович) родился 23.11.1935 в с. Марковцы Летичевского района Хмельницкой области (Украина) в крестьянской семье. С 9 лет нес послушание при Свято-Архангело-Михайловском храме родного села. По окончании Меджибожской средней школы учился в Одесской духовной семинарии (1954 -1958).В 1958 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1962 году со степенью кандидата богословия за научную работу «Христос Спаситель — Начальник мира». Преподавал в Одесской духовной семинарии, выполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимая должность секретаря Одесского епархиального управления.14 июня 1962 г. митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукоположил в сан диакона, 15 июня — в сан иерея, 26 августа отец Виктор был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира.

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskiy-i-...

«Повелеваем, да святейшая епархия Киевская будет подлежащая святейшему Патриаршескому престолу… града Москвы…» (О некоторых канонических аспектах Патриарших и Синодальных документов Константинопольского Патриархата 1686 года) 17 ноября 2021 г. 16:14 Статья кандидата богословия, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии , члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакона Константина Марковича. Во время своего визита в Киев 20-24 августа 2021 года Патриарх Константинопольский Варфоломей вновь подтвердил неизменность своего убеждения в том, что Московский Патриархат самовольно узурпировал юрисдикцию над Киевской митрополией без согласия и санкции Константинопольского Патриаршего Престола. На доксологии в соборе Михайловского Златоверхого монастыря 21 августа Патриарх Варфоломей заявил: «Киевская митрополия была неотъемлемой канонической территорией и митрополией нашего Всесвященного, Апостольского и Патриаршего Престола, хотя в силу исторических обстоятельств и мирских устремлений некоторых насильственно и на время отсеченной от своей природной духовной В проповеди, произнесенной 22 августа на Литургии, совершенной на площади перед Софийским собором, Патриарх также сказал: «Это произошло, поскольку все без исключения действия предшествующих веков с целью церковной узурпации Киева происходили без ведома Матери Церкви Константинопольской, без ее добровольного благословения и с тяжким для нее страданием от того, что пользуются ее в мирском отношении бессилием. Итак, эти действия, повторим, были, одним словом, совершенно чужды православной экклесиологии и ни в коем случае не привлекали благодать и благоволение Божие». «Отмена соответствующей канонической грамоты нашего приснопамятного предшественника Дионисия IV была с нашей стороны не превышением прав, как беспрестанно повторяют противящиеся миру и примирению о Христе, но отеческим долгом, поскольку им пренебрегали не на пользу здешней христианской В продолжение обвинения Московского Патриархата в агрессивных «вторжениях» в границы канонических территорий Константинопольского Патриархата и иных Поместных Православных Церквей 28 сентября интернет-сайт ΦΩΣ ΦΑΝΑΡΙΟΥ опубликовал английский перевод статьи, написанной по-гречески еще в 2019 году протопресвитером доктором Георгием Цецисом, в которой он утверждает, что Русская Церковь «использовала каждую возможность вторгнуться в территории других Православных Церквей вне ее границ, установленных ее Томосом об автокефалии, следуя царским войскам или Советской В качестве примеров такого «вторжения» о.

http://patriarchia.ru/db/text/5862575.ht...

Скачать epub pdf Глава 1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Митрополит Владимир является первомучеником в длинном ряду убиенных и замученных Российских православных архиереев. В то время когда убили в Киеве митрополита Владимира, в Москве проходил Священный Собор Всероссийской Православной Церкви. Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора. И именно на день его смерти (25 января) Собор и установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников. Высокопреосвященный Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, до пострижения в монашество назывался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 г. от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губ., где отец его был священником и впоследствии был тоже зверски убит. Владыка митрополит получил образование в духовном училище и в духовной семинарии, и в 1874 г. окончил Киевскую духовную академию. Далее следует семилетняя педагогическая служба в качестве преподавателя в родной Тамбовской духовной семинарии. В 1882 г. будущий митрополит посвящает себя пастырскому служению в Козлове Тамбовской губернии, где молодой батюшка отец Василий явился ревностным проповедником и учителем народа. В 1886 г. Господь ниспослал первый тяжелый крест отцу Василию. Умирает его дорогая спутница жизни молодая жена, умирает вскоре и единственный малютка ребенок. Отец Василий тогда же удалился в обитель и принял монашество с именем Владимира, но не долго оставался отец Владимир в Козловском монастыре. Дальнейшее служение церкви отца Владимира быстро вело его по иерархической лестнице. В 1888 г. он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1891 г. владыка получил назначение в Самарскую епархию. В то время Самарскую губернию постигло величайшее бедствие от неурожая и холерной эпидемии. Владыка Владимир в эти дни народного бедствия проявил себя великим героем духа, всецело отдавшись служению больным и заботам о голодающих и своим личным примером воодушевлял пастырей на самоотверженный подвиг страждущему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

1. Несколько слов уволенного профессора духовной Академии в защиту своего богословского направления Судить ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает. Ин. 7:51 . Определением Св. Синода я лишен академической кафедры и уволен без прошения вообще от службы по духовному ведомству. Причина увольнения – доклад митрополита Киевского Флавиана по поводу моей статьи, предлагаемой ниже вниманию читателей Об увольнении своем узнал первоначально лишь из газеты. Меня не только не признали нужным выслушать, но даже не потребовали от меня никакого объяснения, так, как если бы дело было ясным само по себе и ни в каком пояснении не могло нуждаться. Между тем я позволю себе думать, что это – не так, и что лишение меня права представить свои объяснения могло отразиться крайне неблагоприятно для меня на самом процессе синоидального судопроизводства. Доклад митрополита Киевского мне неизвестен, но сущность его содержания согласно передается в газетах. “Колокол”, особенно хорошо осведомлений в церковных делах, передает, что я уволен за “антиправославную” литературную деятельность. “Новое время”, равно как и другие газеты, отмечает и некоторые пункты в докладе митрополита, указывающие, что именно в моих суждениях было “антиправославного”. Это то именно, что я в своей статье называл Л.Н. Толстого “великим учителем добра”, утверждал будто бы, что “нравоучения писателя во всем сходны с учением Иоанна Златоуста ”, а о современном официальном нравственном богословии говорил, что оно искажает учение христианства, разрешая деяния, противные ему. Эти газетные сведения и являются в действительности для всего русского общества единственным источником ознакомления с моим делом. Синоидальный указ о моем увольнении не вносит по существу ничего нового, могущего освятить вопрос с другой стороны, чем как это сделали газеты. Содержание доклада митрополита Киевского и в указе не передается, а в резолютивной части указа выставляются против меня обвинения в таком же духе, как они были отмечены в печати. Ниже я приведу текст синоидального указа и предложу свои краткие пояснительные замечания по поводу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (+ 1918) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 25 янв. в день мученической гибели и в ближайшее к 25 янв. воскресенье вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 г. в селе Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути. Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию. Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви города Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря. В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода. 3 июня 1888 г. в Александре-Невской лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436850/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010