Представитель Константинопольского Патриархата настаивает на пересмотре статуса Украинской Церкви Киев, 4 октября 2005 г. В интервью еженедельнику «Зеркало недели» епископ Илларион (Рудник), который носит титул епископа Тельмиса и управляет православной епархией Константинопольского Патриархата в Португалии, сделал следующее заявление: «Московский Патриархат триста лет руководил Киевской митрополией в условиях политической зависимости Украины от России. Украина не имела статуса государства. Возможно, тогда зависимость Киевской митрополии от Московского патриаршего престола и имела свою логику. Но в данное время политические условия изменились — Украина провозгласила независимость, а «оранжевая революция» убедила весь мир, что это не выдумка кучки политиков, а политическая реальность. На мой взгляд, будущее украинского Православия без смены его канонической ипостаси таит роковые последствия для Православия как тысячелетнего религиозно-культурного фактора самоидентификации украинской нации. Сохранение нынешнего неурегулированного статуса Православной Церкви в Украине может породить серьезные проблемы для Вселенского Православия, которые будут в целом ослаблять его миссию и место в современном христианском мире», сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. Слова епископа вызывают несколько вопросов. Во-первых, являются ли его речи выражением официальной позиции Константинопольского Патриархата? Если это так, то мы имеем дело с прямым вмешательством в дела канонической Украинской Православной Церкви. Во-вторых, хочется спросить уважаемого епископа, при чем так называемая «оранжевая революция» к делам церковным? Неужели в Стамбуле при каждой смене президента Турции ставится вопрос об изменении канонического статуса Константинопольского Патриархата? Он также добавил, что, по его мнению, Константинопольский Патриархат имеет право вмешаться в ситуацию на Украине, как это было ранее в Эстонии. Епископ Телмиса Илларион Рудник является помощником митрополита Италии и Португалии. Уроженец Львова, гражданин Украины, сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. Напомним, что ранее архиепископ Всеволод Майданский заявил, что Константинопольский Патриархат признает юрисдикцию Московского Патриархата только в границах 1686 года, то есть без Киевской митрополии. После этого Патриарх Московский и всея Руси Алексий осудил попытки отдельных архиереев Константинопольского Патриархата пересмотреть границы канонической территории Русской Церкви. По мнению Патриарха Алексия, подобные заявления могут в конечном итоге привести к серьезным конфликтам во всем православном мире. 4 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14748.html

Фильм, повествующий о событиях русской истории 2-й половины XIV в. и подвиге св. Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, стал единственным российским фильмом, удостоенным призов кинофестиваля в этом году. 2 июля. ПРАВМИР. Фильм «Орда» (режиссер — Андрей Прошкин, генеральный продюсер — Сергей Кравец), созданный кино-телекампанией «Православная Энциклопедия», получил две премии на 34-м Московском международном кинофестивале. Жюри кинофестиваля присудило фильму награды «за лучшую режиссерскую работу» (Андрей Прошкин) и «за лучшую женскую роль» (Роза Хайруллина — за исполнение роли ханши Тайдуллы), сообщает Седмица.ru. Фильм, повествующий о событиях русской истории 2-й половины XIV в. и подвиге св. Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, стал единственным российским фильмом, удостоенным призов кинофестиваля в этом году. В основе сюжета — эпизод из жития святителя Алексия, митрополита Московского: в 1357 году митрополит Алексий исцелил ханшу Тайдулу — мать хана Золотой Орды Джанибека. Выход фильма в прокат запланирован на 20 сентября 2012 года. Читайте также: Орда: фильм об отношениях человека и Бога Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zhyuri-moskovskogo-kin...

Однако принявшие титул «всея Руси» московские князья, конечно, в действительности не владели всей Русью. Поэтому в отношении территории, на которую реально распространялась их власть, обычно использовались такие неофициальные именования как «Московская земля», «Московские земли», позднее также «Новгородская земля», «Тверская земля» , «Новгородское государство», «Владимирское государство», «Казанское государство», «Казанское царство», «Астраханское царство», «все государства Российского царствия», «Московское государство и все города Российского царствия», «наши великие Российские государства» и т.д. Иван Грозный в своих посланиях пользовался понятиями «Московское государство», «Российское царство», «Российское царство и иные многие царства и государства» . Таким образом, монарший титул и обычное название государства были связаны друг с другом, но не совпадали. С началом русско-польской войны 1654-1667 годов в титуле русского царя появляется формула «всея Великия, Малыя и Белыя России». С этого времени именование «Московское государство» уже не употреблялось. Позднее, при Петре I, наряду с обычным именованием «Российское царствие» применялись также названия «великое Российское государство» или просто «Россия» . «Государство» и «империя» В 1721 году Петр принял новый титул «Отца Отечествия, Императора Всероссийского, Великого». Именование «Всероссийский» было образовано от прежнего титула «всея … России». Однако никакого «переименования» самого государства (в Российскую империю) после этого не последовало. По-прежнему обычным его именованием было «Российское государство». В петровском законодательстве именование «Российская империя» впервые появляется в лишь через полтора года – в инструкции киевскому таможенному поручику Залесскому от 10 марта 1723 года. При Петре понятие «Российская империя» было использовано в законах лишь несколько раз в марте 1723 – январе 1724 годов, причем во всех тех значениях, в каких употреблялось ранее понятие «государство»: как монаршая власть, как государственная территория и как вся страна . Отметим еще один факт: империя именовалась не Всероссийской, как следовало бы из титула императора, а Российской, как именовалась страна, Российское государство. Таким образом, употребление нового слова «империя» и старого слова «государство» было тождественным. Позднее, уже в «Наказе» Екатерины II (1767 г.), русским словом «государство» переводились все три понятия: la Monarchie (монархия, державная власть), (империя, владычество), (страна, государственный строй) . Это вполне соответствовало старой русской традиции.

http://pravoslavie.ru/62300.html

В славянских странах вообще и в России в частности Византийская империя все-таки сохранила престиж и влияние, хотя от славного прошлого осталась только тень, а территория постепенно сокращалась до границ Константинополя и его окрестностей. В XIV веке бывшее Киевское государство разделилось между Рюриковичами, которые вынуждены были платить дань всесильным иноземным суверенам: ханам Золотой Орды, великому князю Литовскому, а в Галиче (после 1340 года) - польскому королю. Главными объектами нашего исследования будут: постепенное возвышение Московского княжества, которые из незначительного татарского данника постепенно превратилось в потенциальную ведущую силу «византийского содружества»; роль Византии в этом возвышении, проявившаяся, в частности, в деятельности назначаемого в Византии митрополита Киевского и всея Руси, возглавлявшего единственную административную структуру, охватывавшую всю Русь; проблема разнородности политического и культурного развития северо-восточной Руси и южных и западных областей бывшего Киевского государства, что со временем привело к разделению Руси на Великороссию, Украину и Белорусскию; распространение византийского культурного и религиозного влияния, связанное с монашеским (или «исихастским») возрождением в Византии, которое стремилось преодолеть местные национальные и политические разделения; сущность религиозного «ревнительства», зародившегося в Византии и южнославянских странах и оказавшего решающее влияние на культуру, литературу и искусство стран «византийского содружества», и его отношение к другим культурным влияниям; вопрос о том, отвечала ли позднейшая Московская империя чаяниям религиозных и интеллектуальных вождей XIV века или ее идеология существенно отдалилась от византийского идеала. Мы надеемся, что комплексное рассмотрение всех этих аспектов даст более отчетливую картину истории Восточной Европы конца средних веков и поможет лучше понять ту область мира, влияние которой на историю человечества есть факт не только прошлого, но и настоящего.

http://sedmitza.ru/lib/text/438195/

Но взгляд на степные народы как на главных врагов Руси и доказываемая с этой точки зрения необходимость союза Руси и Литвы против их общего врага – ордынцев не помешали автору «Сказания...» протестовать против оказываемого тем же литовцам чрезмерного внимания в Москве. Особенному осуждению подвергся в летописи князь Василий Дмитриевич за то, что отдал Свидригайлу, «ляху верою» (т. е. католику), кафедральный город митрополита всея Руси – Владимир. В «Сказание...» вставлена похвальная характеристика города Владимира как стола Русской земли, «мати градом» русским (термин, заимствованный из Повести временных лет, где он применен к Киеву), города пречистой Богоматери, в котором «князи велиции рустии первосдание и столъ земля Русскыя приемлють». Не случайно, что «Сказание о нашествии Едигия», как и вся московская летопись, опирается в обоих общеисторических рассуждениях на Повесть временных лет. Примером «великого Селивестра Выдобыжского» оправдывает составитель «Сказания...» смелость своих обличений князей. Автор заверяет «властодержцев», которые прочтут его труд, что он писал его не ради того, чтобы досадить им, не из зависти к их чести, но по примеру «начального летословца киевского», который «вся временнобогатства земская не обинуяся показуеть». Автор ссылается на пример первых наших «властодержцев», которые повелевали без гнева описывать все случившееся – доброе и недоброе. Он ссылается на пример того почета, которым окружил Владимир Мономах Сильвестра Выдубицкого, описывавшего события русской истории без прикрас («не украшая пишущего»). Он просит «наших» властодержцев (т. е. в первую очередь московского князя Василия Дмитриевича) последовать примеру древних князей и слушать старцев, «ибо красота граду есть старчество». Таким образом, русская литература времен независимости Руси давала не только образцы для подражания и некий политический идеал, но и моральные уроки, уроки нравственной мудрости. Несколько обособленно развивалась литература Новгорода. Традиции государственной независимости от Киева, а впоследствии от северо-восточных русских княжеств были в Новгороде чрезвычайно сильны, а умственная жизнь особенно интенсивна, благодаря чему здесь постоянно возникали ереси, расцветал политический сепаратизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к монументу героям Русско-турецкой войны в Днепропетровске, возложил цветы к мемориалу Вечной славы в Киеве и к мемориалу жертвам массового голода 1930-х годов, установленному в украинской столице. «Визит способствовал укреплению единства Церкви, — подчеркнул митрополит Иларион. — Важной темой публичных выступлений Святейшего Патриарха, а также обращения, которое было принято на заседании Священного Синода, являлась тема возвращения в лоно канонической Церкви людей, уклонившихся в раскол. Патриарший визит освещали все ведущие средства массовой информации страны. Предполагается, что такие поездки Предстоятеля Русской Церкви на Украину будут регулярными, и Святейший Патриарх будет посещать не только Киев, но и епархии Украинской Православной Церкви». Третий раз в этом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Украину несколько дней назад, 22-23 ноября. Его Святейшество прибыл в Киев с кратким визитом в связи с 75-летием Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . «Юбилей Предстоятеля Украинской Православной Церкви стал общенациональным торжеством для украинского народа, а также общеправославным празднованием, потому что на богослужениях по случаю этого события присутствовали представители всех без исключения Православных Церквей. В торжествах в честь юбилея Блаженнейшего митрополита Владимира участвовал Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии », — свидетельствует председатель ОВЦС. Он рассказал журналистам, что в ходе празднования состоялось теплое общение Святейшего Патриарха с Предстоятелем Украинской Православной Церкви, а также с представителями Поместных Православных Церквей, к которым Его Святейшество обратил краткое слово на английском языке. Как подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион, посещения Святейшим Патриархом Украины «способствуют консолидации здоровых сил в украинском обществе, укреплению внутреннего единства Церкви и открывают путь к преодолению печальных последствий раскола, который был политическим проектом 1990-х годов, в свое время поддерживавшимся тогдашними властями Украины, вследствие чего он тогда значительно разросся». «Но сейчас, — подчеркнул владыка, — в украинском обществе существует твердая убежденность в том, что раскол необходимо преодолевать. " Мода " на раскол прошла, люди устали от разделений, устали от политических лозунгов, они стремятся к консолидации. И Святейший Патриарх своими поездками на Украину, своими выступлениями перед украинской общественностью, в том числе и через средства массовой информации, способствует консолидации украинского народа и возвращению тех людей, которые отпали от Церкви, в лоно канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, возглавляемой Блаженнейшим митрополитом Владимиром».

http://patriarchia.ru/db/text/1329984.ht...

Новости На улицах Киева плакаты с Алексием II меняют на изображения Патриарха Варфоломея 25.07.2008 16:52 Киев/Москва, 25 июля. На улицах Киева плакаты с фотографиями Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, анонсирующие его приезд на торжества в честь 1020-летия Крещения Руси, меняют на изображение Константинопольского Патриарха Варфоломея, сообщает " Интерфакс-Религия " . Член международной общественной организации " День Крещения Руси " Юрий Молчанов в пятницу в ходе телемоста " Киев-Москва " рассказал, что накануне собственными глазами наблюдал, как сотрудники муниципальных служб Киева на улицах города меняют рекламные щиты с портретами Московского Патриарха на фотографии Варфоломея, стоящего рядом с президентом Украины Виктором Ющенко. Он также сообщил, что на днях украинский Национальный совет по телерадиовещанию запретил всем теле- и радиокомпаниям страны размещать в эфире рекламные ролики финального концерта православного рок-тура в честь 1020-летия Крещения Руси, который состоится в субботу на киевской площади Независимости. По словам Ю.Молчанова, формально поводом для этого запрета стало то, что в рекламных роликах указано другое место проведения концерта. Накануне киевская мэрия приняла решение проводить концерт не на площади Независимости, а на 150 метров дальше по Крещатику, вследствие чего организаторы просто не успели внести изменения в анонсы. Подобные " приколы " со стороны киевских властей " продолжаются до сих пор " , подчеркнул Ю.Молчанов. " Это анекдотичная, но еще и грустная ситуация - соблюдать закон даже власть в этой стране не очень любит " , - отметил он. При этом Ю.Молчанов подчеркнул, что для организаторов было принципиально провести этот концерт именно на Крещатике, поскольку тысячу лет тому назад именно этим путем " люди под предводительством князя Владимира шли к Днепру креститься " . " Некоторые наши коллеги пляшут на корпоративах, развлекая оплывшую жиром новую элиту, а мы работали вот за эту идею. Киевская Русь крестила все наши славянские народы, и искать необходимо то, что нас сближает, а не ссорит " , - заявил в ходе телемоста лидер группы " ДДТ " Юрий Шевчук, один из участников православного рок-тура. Он также признался, что в ходе поездки по городам Украины в мае-июне не обнаружил среди молодежи страны " никакой ненависти или нелюбви к России " , однако везде, по его словам, " царила атмосфера любви и братства " . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Религиозно-культурная деятельность монашества К внутреннему раздвоению монашества вело и то обстоятельство, что на его плечи легла великая задача национально-культурного просвещения. Древнерусская письменность, которая вся в той или иной степени имеет религиозно-нравственную направленность, вышла из монастырской среды. Не все сочинения были вполне оригинальны, но древнерусский писатель-монах вообще мало стремился к тому, чтобы непременно создать нечто новое. Причиной этого отчасти была недостаточная образованность церковных кругов, отчасти же — великое почитание книги вообще и религиозных творений в особенности, ибо они содержат в себе Божественную истину и человеческая рука ничего не смеет добавлять к ним от себя. И все-таки древнерусскими монахами создано немало произведений, несущих на себе печать творчества. Здесь мы не можем обозреть всю древнерусскую письменность. Достаточно будет лишь подчеркнуть особую роль древнерусского инока в создании этой письменности и подробнее остановиться на двух ее жанрах: древнерусской проповеди и летописи. Первая свидетельствует о религиозно-нравственном, а вторая — о национально-культурном служении монашества. Возможно, проповедь XI–XIII вв., если ее рассматривать с историко-литературной стороны, не была вполне оригинальной. Важнее для того времени было ее содержание и то воздействие на людей, которое оказывало выраженное в ней христианское мировоззрение. В проповеди с христианской точки зрения говорится о слабости человеческой природы, осуждаются суеверия и грехи, указуется путь ко спасению. Эсхатологизм красной нитью проходит через религиозное мировоззрение русского человека с первых дней христианства на Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/436444/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ, разработанная на западноукр. и западнобелорус. землях не позднее нач. 90-х гг. XVI в. Для записи мелоса используется 5-линейный нотный стан. В сер. XVII в. К. н. была принесена украинцами и белорусами в Москву, где в конце столетия в одной из певч. азбук получила название «киевское знамя» (см.: Наука всея мусикии. Аще хощеши разумети киеуское знамя//РНБ. Q.XII.1. Л. 125-129, 80-е гг. XVII в.; изд. Шабалин. 2003. С. 364). В Московской Руси К. н. применялась для записи одноголосных песнопений и многоголосного партесного пения . Наименования К. н. и ее элементов (ключей, нот, длительностей и др.) известны из двознаменных азбук певческих и музыкально-теоретических трактатов о партесном пении 2-й пол. XVII в., составленных, вероятно, с участием укр. певчих (см.: «Сказание - како подмечати над российским знаменем столповым в странных и простых согласиях, где прилучится, русскою согласною пометою против киевския шкали (т. е. звукоряда.- Е. Ш.) и против существа»//РНБ. Q.XII.1. Л. 80 об.; изд.: Шабалин. 2003. С. 190). Линейная нотация называлась также «органопартесной» (см., напр.: «Извещение о согласнейших пометах, снесенных (т. е. соотнесенных.- Е. Ш.) с нотами органопартесными»//РНБ. Кир.-Бел. 677/934. Л. 26, 90-е гг. XVII в.; изд.: Шабалин. 2003. С. 192). В работах укр. исследователей К. н. нередко именуется «ирмолойной» по причине ее применения в укр. и белорус. Ирмологионах - певч. сборниках смешанного типа кон. XVI-XIX в. Проблемы происхождения и типологии Поскольку с рубежа XVII и XVIII вв. К. н. стала преобладать в певч. книгах РПЦ ( знаменная нотация продолжала применяться в старообрядчестве ), вопросы ее генезиса и особенности графики рассматривались во мн. научных и научно-популярных трудах, посвященных истории рус. церковнопевческой культуры. Несмотря на это, история К. н. изучена недостаточно, ее позднейшие графические формы часто принимаются за ранние. Причина ошибок - в недоступности для большинства исследователей таких источников по К. н., как украинско-белорус. Ирмологионы кон. XVI - 1-й пол. XVII в., и, как следствие - невозможность сличить графику ранней К. н. и зап. нотного письма.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

Вселенский Патриарх сообщил Патриарху Кириллу о намерении дать автокефалию УПЦ – СМИ 31 августа, 2018. Новостная служба Ожидается официальный текст, «поэтому изложение может быть не буквальным» 31 августа. ПРАВМИР. Константинопольский Патриарх Варфоломей сообщил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о намерении дать автокефалию УПЦ. Об этом на своей странице в Facebook сообщает глава Информационного управления «киевского патриархата» Евстратий (Зоря). По его словам, после отъезда делегации Русской Православной Церкви эту информацию журналистам огласил Митрополит Галльский Эммануил. «Он сделал короткое заявление, суть которой была в фразе: мы сообщили Патриарху Кириллу о решении по преодолению разделения в Украине и предоставления автокефалии, которое имплементируется», – сообщил архиепископ Евстратий. Об аналогичном заявлении Митрополита Эммануила пишет и греческое издание «Ormhodoxia.info» . По данным СМИ, Вселенский Патриарх разъяснил российской делегации, что решение по Украине было принято, а сейчас ведутся соответствующие процессы. «Мы не хотим создавать еще один раскол. Мы хотим объединить Церкви», — цитирует СМИ священнослужителя. Представитель «киевского патриархата» отметил, что позже ожидается официальный текст, «поэтому изложение может быть не буквальным». «Главный вопрос, который обсуждался, — вопрос ситуации в Украине. Вы знаете, что там раскол, продолжается более 25 лет. Вселенский Патриархат решил использовать все пути, чтобы решить вопрос предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви. Решение было принято в апреле. И мы имплементируем это решение. Об этом было сообщено Патриарху Кириллу во время его визита», – цитирует митрополита Галльского Эммануила анонимный Telegram-kahaл. Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретились в Стамбуле 31 августа. Перед началом переговоров они заявили о поддержке идеи диалога в разрешении межцерковных вопросов. Стороны официально не оглашали повестку встречи, заявляя лишь, что обсуждаться будут «двусторонние вопросы, представляющие интерес».

http://pravmir.ru/vselenskiy-patriarh-so...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010