Сии два прибавления, хотя и не скоро приведутся в действие, ныне, однако же, хорошее могут иметь на умы влияние. о распоряжениях к исполнению Высочайшего указа, касательно учреждения двух Униатских епархий Во исполнение Высочайшего указа касательно учреждения двух Униатских епархий и на основании оного же указа сделать следующие распоряжения: 1) К Белорусской Греко-Униатской епархии, сверх церквей, Полоцкую епархию до сего составлявших, причислить ещё Униатские церкви, находящиеся в а) Курляндской губернии в Зельбургском округе, б) Минской губернии в уездах Дисненском, Борисовском, Игуменском, Бобруйском, Речицком и Мозырском, в) Волынской губернии в Овручском, а Киевской в Радомысльском уездах, кроме того г) народ Греко-Униатского исповедания, в небольшом количестве как при Римских церквах числящийся, как и без всякого приписания находящийся по Житомирскому уезду Волынской и остальным уездам Киевской губернии, д) все по прописанным местам находящиеся базилианские монастыри с имеющимися при оных Униатскими приходами. 2) Литовскую Греко-Униатскую епархию составить из остальных Униатских церквей и Униатского народа, в России имеющегося, а именно: а) из Униатских церквей, в Гродненской и Виленской губерниях и Белостокской области состоящих, б) из таковых же церквей Минской губернии Вилейского, Минского, Слуцкого и Пинского уездов, в) из Униатских церквей Волынской губернии, в Ковельском, Луцком, Дубенском, Кременецком и Ровенском уездах находящихся, г) из небольшого числа Униатского народа, при Римских церквах числящегося, по Подольской и остальным уздам Волынской губернии; д) из базилианских монастырей, по назначенному для сей епархии округу находящихся, и Униатских приходов, при них имеющихся. 3) Униатских священников, как безместных, так и при Римских церквах находящихся, подчинить тем епархиальным начальствам, в кругу которых по выше изъяснённому расчислению окажутся ныне обитающими. 4) Сделать, на основании присланных в прошлом году епархиальными начальствами ведомостей, особые подробные росписания вновь к Белорусской, что прежде Полоцкая, и Литовской, что прежде Брестская, епархиям причисляющимся церквам, монастырям и Униатскому народу, и таковые послать епископу Мартусевичу, Униатским консисториям Белорусской и Литовской, а его высокопреосвященству епископу Брестскому, в сей коллегии председательствующему митрополиту Булгаку сообщить, дабы сии епархиальные начальства с точностью знали круг своего ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Долгом считаю предъявить, что, восставая против показанных статей, я не касаюсь лица автора, которого глубоко уважаю, и буду вести речь с одним его учением» 162 . После такого предисловия, преосвященный Феофан излагает свое мнение по данному вопросу в статье, которая сначала была напечатана в «Тамбовских епархиальных ведомостях», а потом в исправленном и дополненном виде перепечатана в «Домашней беседе» за 1869 год под заглавием: «Душа и ангел не есть нечто телесное, а чистый дух» 163 . С. А. Первухин, как близко стоявший к иноческому миру и зорко следивший за духовною литературою, обратил внимание на мнение епископа Игнатия, в его «Слове о смерти», и ознакомился со статьею преосвященного Феофана, написанною в опровержение означенного мнения. Узнавши от киевского протоиерея Н. И. Флоринского о местопребывании епископа Феофана, С. А. Первухин вступил с ним в переписку. Первое письмо С. А. Первухина к преосвященному Феофану было написано 27 декабря 1869 года. В нем Первухин высказывает побуждение, по коему он решился беспокоить святителя. «Прочитавши, пишет он, Ваши статьи в «Домашней беседе» о бестелесности души и ангелов и о порядке богоугодной жизни, я пришел к такому убеждению, что личность Вашего Преосвященства есть явление редкое 164 , что Вы обладаете не одним научным знанием, усвоенным из книг, как это обыкновенно встречается нами почти во всех ученых, а что ум Ваш, осеняемый благодатию , дознал о многих христианских истинах через собственное внимание и размышление , что Вы знакомы и с делом аскетизма не через одно только чтение, а и через опыт. При этом Вы представляетесь мне озаренным светом делателем евангельских заповедей, которого увидеть когда-либо и с которым лично побеседовать о многом я счел бы для себя великим приобретением и отрадою». Так метко и верно Первухин охарактеризовал епископа Феофана, познакомившись только с его сочинениями и узнавши об этом святителе от киевского протоиерея Н. Флоринского 165 . Не желая по разным причинам принимать монашество, Первухин в том же письме к святителю Феофану выражает желание «поселиться близ какого-либо пустынного монастыря, чтобы только быть подальше от мира и не видеть его суетности» 166 . Особенно же он желал поселиться вблизи Вышенской обители, дабы мог бы по временам пользоваться просвещенной и благодатною беседою владыки. После этих вступительных рассуждений Первухин переходит к главному предмету своего письма о духовности души человека и ангелов. На основании Св. Писания и святых отцев автор различает две субстанции у человека – тело и душу, далее рассуждает о сущности души и ее проявлении, о форме души и ангела 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Шведская война, коснувшаяся пределов Белогородской епархии, несомненно отразилась на судьбе небольших городов и отдельных мест. Так, например, село Грайворон, принадлежавшее Белогородскому архиерейскому дому (ныне уездный город Курской губ.), значительно опустело после 1708 года «за шведским разорением»; некоторые грайворонские вольные люди заходили в другие слободы, «за безлесием»; в 1718 – 1720 г. моровое поветрие погубило много грайворонцев. 68 С 1714 года началось принудительное выселение из пределов Крутицкой и Белогородской епархий в донские степи. Указанные общие причины, отозвавшись несколько на густоте населения и судьбе отдельных пунктов Белогородской епархии в начале XVIII века, слишком мало отразились на общем составе её епархиальных городов. В состав Белогородской епархии, как в конце XVII в., так и в начале XVIII в. входили старые города: – 1) Белгород (кафедральный), – 2) Обоянь (входивший в титул) и епархиальные: – 3) Курск, – 4) Старый Оскол, – 5) Болхов, – 6) Карпов, – 7) Хотмыжск, – 8) Вольный, – 9) Алешня, – 10) Короча, – 11) Яблонов, – 12) Новый Оскол, – 13) Верхососенск, – 14) Усерд, – 15) Ольшанск, –16) Недригайлов,– 17) Валуйки, – 18) Чугуев, – 19) Каменный,– 20) Харьков, – 21) Колонтаев, – 22) Городня – 23) Краснокутск, – 24) Валки, – 25) Нежин, – (?) 26) Двуречный, – 27) Салтанов, – 28) Змиев, – 29) Маяцкий, – 30) Тарбулыслей (Булыклей), – 31) Царево-Борисов, – 32) Боровной, – 33) Изюм, – 34) Бишкин, – 35) Тор. Из перечисленных городов мы почему-то не встречаем в числе городов, вошедших в состав губерний 1708 г., Недригайлов и Городни. С другой стороны, на территории Белогородской епархии среди старых городов возникло значительное число так называемых полковых и сотенных городов, расписанных в 1708 году по двум губерниям: Киевской и Азовской. В Киевской губернии такими городами были Богодухов, Мурахва, Сенное, Сумы, Краснополье, Золочев, Рублевка, Городное, Суджа; в Азовской – Лиман, Купчинка, Савинский и Сенковский. 69 В 1730 году в ведомости о лазаретных деньгах в составе Белогородской епархии значатся только: Белгород, Обоянь, Курск, Харьков, Змиев, Ахтырка, Боромолка (Боромля), Изюм, Чугуев, Салтов, Печенега, Вольный, Лебедин, Красный Кут, Богодухов, Мижириц, Старый Оскол, Новый Оскол, Краснополье, Короча, Сумы, Волунка (Валуйка), Суджа, Мирополье, Хотмыжск и Карпов. 70 Тут не названо очень многих даже старинных городов, таковы: Ольшанск, Усерд, Верхососенск, 71 вероятно, потому, что небольшие города вошли в уезды значительных городов, в качестве сел, а другие не внесены в ведомость. Ведомость о лазаретных деньгах со списком городов Белогородской епархии за 1730 г. нужно назвать неполной. Как увидим, почти все города Белогородской епархии, бывшие в ней в конце XVII в., остаются в ней даже в половине XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

8 Ibid. II, стр. 210: " О наследстве преосвященного Смарагда слышал я вывод из его записок, что в Рязани не нажито ничего, а все приобретено в епархиях, бывших в его управлении прежде. Вероятно, значительные сбережения могли быть в Астрахани. Там есть многодоходные церковные имения. Впрочем, по количеству сбереженного, трудно было всему придти законным путем, если не предположить каких-нибудь нечаянностей. Гласность не будет благосклонна: одно облегчение возможно – доброе завещание. Дал бы Бог , чтобы оно нашлось». (Письмо Обер-Прокурору А. П. Ахматову от 29 ноября 1863 г.). 10 См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., стр. 597–601, а также в «Христианском Чтении» за 1911 г. письма Смарагда к архим. Иерофею, 11 См. письмо митр. Филарета смарагду от 18 апреля 1859 г. в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1871 г., кн. XIII, стр. 48: «Неции от бывшей вашей Епархии [Орловской] рассказывали мне о построенной вами гостинице для квартирования духовенства, не безмездного, и о важности Вашего секретаря. Если справедливо, то не желательно, чтобы Вы допустили нечто подобное на новом месте службы» [в Рязани]. 12 См. «Мелочи архиерейской жизни» по изданию «Нивы» (Спб. 1903), стр. 66. Вероятно, к Бруевичу же относится запутанное сообщение г. П. И. Бартенева (в «Русском Архиве» 1907 г., кн. III, стр. 480), что «и строгости Смарагда не были удачны: правитель его консистории (sic!?) до того разбогател, что в его владение перешла прекрасная Орловская деревня знаменитого И. В. Лопухина ». 13 См. «Воспоминания» о Смарагде архим. Иерофея на стр. 79 об. – 81 об.; а специально об Орловском периоде – л. 47 об. – 48 по Киевской редакции и л. 80–83 и ср. 47. 127 Рязанской редакции. 15 См. в «Христианском Чтении» за 1911 г. письма Смарагда к архим. Иерофею, 54. См. также «Воспоминания» о. Иерофея только по киевской редакции, л. 47 об. – 48: «Орел и вся Епархия [Орловская] теперь видят воотчию, знают и пальцем указывают на тех, кто злоупотреблял близостию к Архипастырской Особе и некоторою доверенностию. – нет нужды обращать внимание на недостойное: оно, как бы, посмеивается пред Светом своею дерзостию. Чернота деяний имеет прочность своих красок: её ничем не отмоешь. При этом только светлее отражается непорочная личность Владыки» [Смарагда].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

митрополит Арсений (Стадницкий) (22.01.1862–10.02.1936) Воспоминания История Поместных Православных Церквей Слова и речи митрополит Арсений (Стадницкий) Митрополит Ташкентский и Туркестанский, ранее епископ Новгородский. Богослов, проповедник, преподаватель. На Всероссийском Поместном Соборе был одним из трех кандидатов в патриархи. Биография Родился в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом был молдаванин. В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. В 1885 году дважды посетил Афон. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», изданном в «Трудах Киевской духовной академии» 6-8, 1886 г.). Впоследствии «Дневник» был издан отдельной книгой и удостоен Макарьевской премии. По окончании академии назначен в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем - церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и (бесплатно) гражданской истории. В 1887-1895 годах был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». Проф. И. В. Корсунский впоследствии писал, что А. Стадницкий «был не только редактором епархиальной газеты, но и самым деятельным и плодовитым сотрудником ее». В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. Свои впечатления об этих съездах он изложил в статье «Деятельность первого и второго миссионерского съезда в Москве», которая опубликована им в «Кишиневских епархиальных ведомостях». В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров. В 1895 году за свою диссертацию на тему: " Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский " , утвержден в степени магистра богословия. В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Раскол и сектантство. По Всеподданнейшему отчету г. Обер-Прокурора Св. Синода за 1898 г. 263 //Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 599–607 Деятельность противораскольнической и противосектантской миссии в 1898 г. Деятельность миссии в 1898 году отличалась большим напряжением сил и подъемом энергии её деятелей. Особенно утешительным является усиление забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где их доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих пастырей Церкви и самих миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем 1898 году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском Экзархате, в Кишиневской, Олонецкой, Тамбовской и Забайкальской епархиях. Новые вакансии открыты: в С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противосектантского миссионера), Черниговской (противосектантского), Тамбовской (второго противосектантского), Херсонской (противораскольничьего), Олонецкой (епархиального противораскольничьего), Вятской (противораскольничьего при Сарапульском викариатстве), Рязанской. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, – интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве. Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С.-Петербурге журнал «Миссионерское Обозрение», посвященный всестороннему исследованию и обличению русского рационалистического и мистического сектантства, а также расколо-старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Житомире. Депутат III Гос. Думы от Волынской губ., секретарь фракции правых, член комиссий бюджетной, согласительной, по народному образованию; докладчик комиссий. По окончании Киевской духовной академии состоял учителем женского епархиального училища, потом учителем женской гимназии г. Житомира. С 1900 г. казначей епархиального училищного совета. Член «Союза русского народа», член «Патриотического общества», участник 3-го съезда монархистов в Москве. По окончании работы в Думе вернулся в г. Житомир. – 343 Благонравов Захарий Михайлович (1855–18.12.1917) – преподаватель Пермской духовной семинарии. Депутат IV Гос. Думы от Пермской губ., нац., председатель вероисповедной комиссии. Окончил Казанскую духовную академию. Представитель канцелярии пермского губернатора. Редактор «Пермских губернских ведомостей». – 349, 350 Блажевич Митрофан Викторович (1869–после 1917) – священник. Депутат III Гос. Думы от Витебской губ., нац., выбран на место умершего о. Никоновича. По окончании в 1891 г. Витебской духовной семинарии 2 года служил псаломщиком. В 1893 г. рукоположен во иерея к церкви с. Кисели Себежского уезда Витебской губ. Начав служить в одном из заброшенных сел губ., через несколько лет о. Митрофан сделал село одним из самых культурных и духовно-нравственных уголков губернии. Построенное им здание церковно-приходской школы стало центром, около которого группировалась культурная и общественная работа прихода, село поднялось и в экономическом отношении, стали быстро богатеть и духовно крепнуть киселевские крестьяне. Авторитет о. Митрофана среди населения стоял очень высоко. Светские начальствующие лица в уезде нарочно приезжали к о. Митрофану, чтобы получить от него совет и указания по разным вопросам сельской жизни. – 320 Блажиевский Григорий Михайлович (1856–24.04.1926) – полковник в отставке. Депутат IV Гос. Думы от Бессарабской губ., центр. Окончил военное училище. Белецкий городской староста. Гласный уездного земства. Скончался в Бессарабии. – 346 Блосфельдт Г. – авт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Ни заботливые меры духовенства, ни энергические действия администрации не в силах были остановить развитие штундизма: его последователи сразу появились не только во многих селах Таращанского уезда, но и в уездах Сквирском и Звенигородском. Кроме Балабана, с 1870 года по 1876 год действовали многие другие энергичные и дерзкие пропагандисты штунды, как, напр., Лясоцкие, которые также фанатически вели пропаганду по всему югу России и управляли всеми делами штунды в качестве «старших братьев» или «пресвитеров», находясь в постоянных сношениях с немецкими колонистами и херсонскими штундистами. В 1878 году, по официальному заявлению, сделанному в «Киевских Епархиальных Ведомостях», в селах Чаплинке и Косяковке, уже не оставалось ни одного человека, не подпавшего сектантской заразе. Здесь распространению штундизма весьма много содействовали, также, Григорий и Ян Синицкие, Яков Коваль и др. В восьмидесятых годах прошлого столетия штундизм охватил уже весь юг и центральные губернии России. Штундистские общины (и даже в значительном числе) существовали уже, как это видно из всеподданнейших отчетов обер-прокурора Св. Синода за 1873–1885 гг., в следующих губерниях: Волынской, Подольской, Екатеринославской, Таврической, Полтавской, Орловской, Бессарабской, Воронежской, Харьковской, Калужской, Пензенской, Рязанской, Нижегородской, Тамбовской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Смоленской, в земле Войска Донского и даже в Москве. Впрочем, в это время штундизм еще не принял определенной сектантской организации. Происходил еще, так сказать, процесс брожения среди его исповедников. В нем царило еще несогласие и относительно вероучения, и относительно культа. Многие из увлекшихся лжеучением штунды, еще не разрывали своих отношений к православной Церкви: посещали ее богослужения, обращались к священникам, для удовлетворения своих религиозных нужд и официально еще называли себя православными, хотя уже и относились весьма критически к учению и установлениям церковным. Штундисты выделились в отдельную секту и разорвали всякую связь с Православной Церковью только тогда, когда слились с баптистами, от которых получили и свою вероисповедную систему, и свой богослужебный строй.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

—557— Из Парижа в Питер приехало 450 актрис!!! Вся дрянь теперь схлынет к нам. Не без причины незнакомец в Петербургских Ведомостях напечатал письмо француженки в Вот наследие умирающей Франции и умершей империи. 1870 г. октября 2-го. Лавров пишет, что его предположение сделать архиерея председателем духовного суда не принято, а принято мнение одного светского, по которому архиерей сравнен с полковым командиром в военных судах, – именно по его предложению отдают под суд, он утверждает решение, если согласен, а если не согласен, то представляет в Синод. Киевские же депутаты настаивали, чтобы архиерей не имел никакого участия в суде. Ходил было Лавров к преосвященному Алексию ходатайствовать о том, чтобы Д. Ф. Голубинскому даны были права профессора, но получил в ответ: хорошо, что и утверждения кафедры добились; прочего можно достигнуть со временем. Очень некстати вчера за обедом Амфитеатров кричал на ректора, зачем он без совета делает некая распоряжения – так что вышел порядочный скандал. Митрополит Иннокентий начал лечить свое зрение у какого-то врача обещавшего ему разбить катаракт на глазе без операции, и теперь несколько видит глазом, который был весь покрыт катарактом. Зато другой почти ничего не видит. Операция снятия катаракта сделалась по словам окулиста Брауна уже невозможна. С трудом и не все теперь Иннокентий разбирает и в большом печатном Евангелии. Петр Иванович одной аскетики перевел вам план: есть еще другая – из той попрошу перевести. Нравственные богословия у нас более скопились лютеранские, у которых аскетики не существует. Нет у меня устава академий духовных своего экземпляра. Нет ли у Вас лишнего? Чувствуется часто нужда справляться с ним. Отыщите 270-й Современных Известий и прочтите, что писано о Макарьевском духовенстве, и нерадении епархиального начальства. 1870 г. октября 5-го. С праздника нашего прихворнулось мне, а потому в подробности нелегко мне объяснить Вам —558— беседы с братом о книге об исповеди. Он взял ее обратно, чтобы сделать исправления, на которые Вы согласились. Но без письма его к Вам ему не легко делать поправки. Признали мы лишним и могущим ввести только в сомнение священников замечание о равной якобы действительности разрушительной грамоты и молитв над больным. Бог ведает силу их, но теперь дана форма, и ослаблять ее значение не к чему. Над мертвыми таинства не совершаются, а потому и разрушительная молитва не может.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О подъёме миссионерского духа и интереса в приходском Духовенстве свидетельствует, между прочим, открытие в текущем году, по заявлению представителей духовенства, «особых миссионерских отделов» при епархиальных ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и общее оживление миссионерской литературы о местном расколо-сектантстве. О том же благом настроении в духовенстве красноречиво говорят и другие отрадные наблюдения как напр., привлечение миссионерскими съездами на свои заседания многих приходских пастырей, являвшихся нарочито – sua sponte, часто из далёких пределов епархий, чтобы послушать о сектах и поучиться миссионерству, вследствие чего все съезды истекшего года имели захватывающий интерес для местных деятелей миссии и духовенства, представляя ходом своих совещаний своего рода «Миссионерские курсы». Умножение в епархиях этих, многополезных для успеха миссии и ничем другим не заменимых учреждений, также должно быть отнесено к числу знаменательных в жизни миссии событий истекшего года… В течении 1898 года состоялись епархиальные миссионерские съезды в епархиях: Тамбовской (10–18 января), Рязанской (8–16 июня), Томской (в августе), Олонецкой, в Киевской (по всем 12 уездам епархий), Херсонской и Харьковской. (В последних двух епархиях в истекшем году уездные миссионерские съезды состоялись впервые, под руководством епархиальных миссионеров, причём от всех депутатов-священников требовалось наперёд представлять руководителям письменные доклады на целый ряд вопросных пунктов о состоянии в приходах расколо-сектантства и о действиях приходской миссии. В истекшем же году сделана была в Одессе, по инициативе высокопреосвященного Иустина, первая попытка «Областного миссионерского съезда», участие в котором приняли миссионеры с южных губерний. Съезд этот, между другими предметами, посвящён был обсуждению важного церковно-государственного вопроса об отношении русской штунды к немецкому, баптизму (по поводу одного кассационного решения Сената). На решения этого съезда обращено было внимание печати, г. Обер-Прокурора Св. Синода и Министра Юстиции. Мы слышали, что по поводу протеста духовного ведомства, относительно этого и других кассационных решений Сената по делам сектантства и раскола, предполагается особое совещание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010