Поход на монастыри быстро набирал темпы. Уже 24 октября в ЦК КПСС поступила докладная записка секретаря компартии Украины Н. Подгорного, предлагавшего в ближайшее время закрыть 13 из 40 украинских монастырей и скитов, а также передать территорию нижней части Киево-Печерской Лавры с ближними пещерами музею-заповеднику. Записка встретила полное одобрение заведующего отделом пропаганды ЦК Л. Ильичева. Постановлением Совета Министров УССР от 1 ноября из 357 га их земли украинским монастырям было оставлено лишь 60, причем Мукачевской обители отказали даже в 2 гектарах огорода и сада. В январе 1959 г. без согласия и уведомления Совета по делам РПЦ были выселены 32 монаха из Киево-Печерской Лавры. Молдавские власти пошли еще дальше, предлагая за несколько месяцев закрыть 12 из 14 монастырей республики. В РСФСР Псково-Печерскому монастырю из 26,5 га земли оставили только 4,4 внутри двора, да и за ту установили такой высокий налог – 40 руб. с сотки, что впору было от нее отказаться. Областной партийный актив решил добиваться ликвидации обители. С большим трудом Совет несколько упорядочил этот процесс, утвердив план закрытия в 1959–1960 гг. 28 из 63 монастырей и скитов Русской Церкви, в том числе 7 в Молдавии и 17 на Украине. Кроме того, он добился от Патриарха согласия не давать никаких дотаций обителям без санкции Совета, а также запрещения приема в монастыри лиц моложе 30 лет 998 . Тяжелый удар был нанесен по материальной базе Патриархии. Повышение налога на доход свечных мастерских коснулось каждого прихода. По принятому постановлению мастерские были вынуждены отпускать свечи по 200 руб. за килограмм, и в то же время запрещалось повышать значительно более низкие цены на них в храмах. Чтобы найти выход, во многих приходах начали распускать платные хоры, уменьшились доходы священников. Духовенство буквально разорялось. По московской мастерской увеличение налога на свечи составило 1033%. В целом для Патриархии он начал обходиться в 12 млн. рублей в месяц, тогда как на содержание духовных учреждений и выплату пенсий вместе тратилось 2,75 млн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Южнорусские издания Служебника поначалу также следовали традиции чтения восьми вечерних молитв. Например, все эти молитвы (кроме обычной входной молитвы, которую заменяет другая) присутствуют в Стрятинском Служебнике 1604 года (РГАДА.Ф. 1251. 852/2), отпечатанном в организованной экзархом Константинопольского трона епископом Львовским и Каменец-Подольским Гедеоном Балабаном († 1607) типографии. Служебники архимандрита Киево-Печерской Лавры Елисея Плетенецкого (1620) и обители Сошествия Пресвятаго и Животворящаго Духа в Еве (1638) во всём следуют тексту Стрятинского Служебника. Однако уже в 1629 году будущим митрополитом Киевским и Галицким, а тогда архимандритом Киево-Печерской Лавры Петром Могилой († 1647) предпринимается издание Служебника, исправленного «от еллинскаго зводу истиннаго», потому что «вся книги славенския от колико сот лет преписуются невежами, токмо чернилом мажущими, ума же не имущими, языка не умеющими, и силы словес не ведущими». Здесь состав пресвитерских молитв остаётся тем же, но присутствует интересное замечание относительно [ С V] в её надписании: «Сия молитвы в греческом [евхологии] несть, от негоже сей звод исправляшеся, ты же чти, аще хощеши». Пётр Могила, хотя и не находит [ С V] в греческом евхологии и говорит о её необязательности для прочтения, всё же не решается её убрать, видимо по причине присутствия этой молитвы во всех древнерусских Служебниках. Приводится также и особенная молитва входа из Стрятинского Служебника («Благий человеколюбче, благословивый всяческая молитися прилежно сердцем сокрушенным...»), но в примечании однозначно говорится в пользу чтения современной [ М В], так как «сия молитва в греческом положена есть, и в московских зводех обретается». Корпус пресвитерских молитв и примечания, напечатанные в Служебнике Петра Могилы , повторяются и в других южнорусских изданиях: киевских 1639, 1653, 1692, 1708, 1736, 1737, 1747, 1762 годов; черниговском 1797 года; львовских 1636, 1752, 1759 годов; уневском 1747 года и проч. 510 . Впрочем, некоторые издания приводят уже тождественный современной практике корпус молитв: Киев, 1746 год (РГБ. НИО ОРК (МК) 49), Чернигов, 1747 год (РГБ. НИО ОРК (МК) 50).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

555. (474.) Минея служ. мес. апрель, полууст., нач. XVII века, в четверть, 267 листов. 556. (462.) Минея служ. мес. апрель, полууст., XVII века. в четверть, 235 листов. В конце ркп. приложена служба 17 числа препод. Зосиме соловецкоми. На первом, порожнем листе: Келаревы. 557 . (550.) Минея служ. мес. май, полууст., нач. XV века, в четверть, 187 листов, начальные 4, 15–29, 55 и 186, за ветхостию, переписаны в XVII веке. 558. (445). Минея служ. мес. май и июнь, полууст., исх. XV века, в лист, 425 листов. Из русских Святых службы в мес. мае положены 2 числа муч. Борису и Глебу, 3-го препод. Феодосию игумену киево-печерскому, и 23-го Леонтию епископу ростовскому. 559. (463). Минея служ. мес. май, полууст., напис. 1509 года, в четверть, 263 листа, письмо одинаково с ркп. 483. Кроме трех служб, показанных под предыд. 558, под 20 числом положена еще св. Алексею митр. московскому. Паремии в службе муч. Борису и Глебу те же, какие под 4. На первых листах внизу подпись Евстафия Головкина, что под 536. 560. (551.) Минея служ. мес. май, полууст. небрежный, первой полов. XVI века, в четверть, 150 листов. По счету тетрадей сначала недостает 9 листов, утрачен и конечный лист. Служба из русских Святых положена одному препод. Феодосию игумену киево-печерскому. 561. (475.) Минея служ. мес. май, полууст., XVI века, в четверть, 216 листов. Впереди на белом листе небрежным почерком: Дмитрей книгу продал и руку приложил. 562. (511.) Минея служ. мес. май, полууст., второй полов. XVI века, в четверть, 321 лист. Кроме четырех служб русским Святым, показанных под 559, в конце ркп. приписана еще в XII в. препод. Никите Столпнику переяславскому. 563. (499.) Минея служ. мес. май, полууст., XVII века, в четверть, 335 листов. Службы русским Святым те жс, какие выше под 562. Замечательно, что служба препод. Никите Столпнику в предыд. 562 и след. 564 положена под 22 числом, здесь же под 23, а в послед., как и в печатн., под 24. И в святцах, как видели прежде, память его записана под разными чсслами. В конце рки. помещена еще служба препод. Пафнутию боровскому с двумя канонами, впереди первого сказано: Канон препод. Пафнотию творение ученика его Инокентиа, инока тояже обители; в державу благовернаго и христолюбиваго Царя православнаго В. Князя Василия Ивановича Государя всея Руси господином пресвященным архиепископом Данилом митрополитом всеа Русии с всем священным Собором, при игумене Пафнотии, благословил пети канон и житие чести в лето 7039 (1531) мес. маиа в 1 день. В начале службы помещено Сказание о препод. Пафнутии. См. 692 л. 119.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Филарет Денисенко как был, так и остается раскольником В комментарии греческому информационному агентству «Ромфеа» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал оценку решению синода раскольнического «Киевского патриархата» о присвоении Филарету Денисенко титула «Святейшего и Блаженнейшего Архиепископа и Митрополита Киева – Матери русских земель, священноархимандрита Киево-Печерской и Почаевской Лавр». Владыка Иларион отметил: «Для нас Филарет как был, так и остается раскольником. Весь этот фарс с присвоением титулов лишь еще раз демонстрирует, насколько правильным было решение 1997 года об отлучении его от Церкви, признанное тогда всеми без исключения Поместными Церквами, включая Константинопольский Патриархат. Филарет может присвоить себе сколько угодно титулов, но суть от этого не меняется: он не был Патриархом и не является таковым. А значит, не является ни Святейшим, ни Блаженнейшим. Удивляет не столько то, что Филарет, окрыленный поддержкой Константинополя, присваивает себе новые титулы, сколько сама эта поддержка. Хорошо ли подумали советники Патриарха Варфоломея, порекомендовавшие ему встать на защиту столь одиозной фигуры? Не подставили или они тем самым своего руководителя? Усвоение Филаретом титула архимандрита Киево-Печерской и Почаевской лавр вполне соответствует тем претензиям на эти священные для миллионов православных украинцев обители, которые он уже неоднократно озвучивал. В Константинополе, когда принимали решение о его восстановлении в сане (правда, непонятно каком – Патриарха? митрополита?), призывали «все вовлеченные стороны избегать присвоения церквей, монастырей и другого имущества, а также любых других актов насилия и возмездия». И президент Украины Порошенко заверял, что никакого передела собственности не будет. Однако можно ли верить этим призывам и заверениям, когда главный лидер раскола, ныне оправданный Константинополем, не скрывает своих планов по захвату главных святынь канонической Украинской Церкви, а националистические группировки готовы по его «благословению» этот захват осуществить? Кажется, только отсутствие томоса об автокефалии пока еще останавливает от силовых действий тех, кто желает как можно скорее расправиться с канонической Церковью». Служба коммуникации ОВЦС Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/ru/news/47032/

Община Бозе выступила с заявлением в связи с готовящимся изгнанием монахов из Киево-Печерской лавры 23.03.2023 12:49:39 МОСКВА Община Бозе (Италия) выступила с заявлением в связи с тяжелой ситуацией, в которой оказались православные верующие Украины, указав на действия, «все более откровенно направленные на унижение» Украинской Православной Церкви. «Несколько дней назад появилась еще одна драматическая новость: до 29 марта монахи знаменитой Киевской лавры будут изгнаны из этого древней и почитаемой монашеской обители, а также места пребывания авторитетной духовной академии, если они не подчинятся к другой украинской церковной юрисдикции. Мы восприняли это известие с глубокой скорбью», — отмечается в заявлении. Члены общины Бозе призвали «милость Божию к украинскому народу, к христианам этой земли и, в частности, к монахам лавры», а также попросили всех молиться о восстановлении мира. Основанная в 1965 году братом Энцо Бьянки, крупным католическим богословом и библеистом, община Бозе в течение долгого времени деятельно сотрудничает с Русской Православной Церковью в области межхристианского диалога, а также в научной и издательской деятельности. В общине Бозе ежегодно организуются международные симпозиумы по православной духовности, в которых принимают участие иерархи, священнослужители, богословы и ученые Римско-Католической Церкви и Поместных Православных Церквей. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/03/23/obshchina-...

«С кем объединяться? С политической партией? Ну, в таком случае можно объединиться с Юлией Тимошенко, с партией зелёных, или как их там ещё называют. А Думенко… Он надел на себя незаслуженно одежду архиерея, будучи не рукоположенным. Я ему советую почитать о Феофиле, Христа ради юродивом. Губернатор полтавский смеялся, когда Феофил умалишённый надел всякие побрякушки, ну и решил посмеяться, как они смеются над нами всеми сегодня. Поэтому объединяться не с кем. А власти... Нам нечего с властью мириться. Что мы сделали им плохое? Они нам делают, но не первое, я думаю, лицо, а другие. Зачем мне с ними мириться, если я с ними не ссорился?» - вопрошает он. «Конституция гарантирует мне свободу, но на Конституцию никто не смотрит. Суд у нас запуган. Я же вижу, как они приходят на суд. Еще заседание не закончилось, а прокурор Евгений уже читает постановление. Я это видел, но и видели люди, которые сидели в зале суда. Поэтому никакой свободы нет, никакого равенства нет, никакого уважения к человеку нет, просто есть насилие. Никто не слышит, судьи не слышат, потому что им так сказано. Я напомнил прокурору, как он когда-то приходил ко мне и тогда говорил по-другому. А сегодня он глаза не поднимает на суде», - добавил владыка. Он отметил, что киевские власти уже фактически захватывают Лавру. «Они сегодня нагнали полицейских, начали срезать замки, вешать свои печати, как ко гробу Христа. Они ничего не смогут, даже если и нас убьют, выгонят. Но все это временно. То, что делается сегодня в Лавре, не вмещается в человеческий ум. Эти ещё страшнее, нежели была советская власть», - добавил митрополит. Также он сообщил, что раскольничий «наместник» Киево-Печерской лавры Авраамий Лотыш «ходил по обители, предлагал монахам посты в Лавре». «Кому-то пост ризничного, кому-то должность казначея предлагал. Но он оказался в одиночестве. Это несчастный человек. Отец у него – святой жизни, а сын – совсем другой. Посмотрите, как Авраамий сейчас обращается: " Мой народ Украины " . К народу Украины могут обращаться президент, Предстоятель Церкви. А ты кто?» - вопрошает иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/20/ty...

2-й тип (Б: святые обителей): преподобных Глинских старцев (9 сентября), преподобных жен Дивеевских (14 июня), Дионисиатских преподобных (3-я неделя по Пятидесятнице), Киево-Зверинецких преподобных (5-я неделя Великого Поста), Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (28 сентября) и в Дальних пещерах (28 августа), преподобных Оптинских старцев (11 октября), Псково-Печерских преподобных (4-я неделя по Пятидесятнице), Радонежских святых (6 июля), Соловецких святых (9 августа), преподобных обители Хилендарской (13 июля). В особую подгруппу типа 2 А можно выделить памяти, установленные в честь не просто святых какого-либо региона, но конкретно новомучеников этого региона: Бутовских (4-я суббота по Пасхе), Дамасских (10 июля), Запорожских (1 ноября), Егорьевских (23 февраля), Ивановских (10 ноября), Критских (23 июня), Крымских (19 ноября), Орехово-Зуевских (6 ноября), Слободских (19 мая), Соловецких (10 августа), Черкасских (13 мая), Шатурских (1-я суббота сентября). Аналогично для типа 2Б выделяются новомученики той или иной обители: Оптинских (22 ноября), Радонежских (27 ноября). 2-й тип (В: святители одной кафедры): святителей Великопермских (29 января), святителей Московских (5 октября), святых архиепископов и патриархов Константинопольских (5-я неделя по Пасхе), первосвятителей Сербских (30 августа). 3-й тип (А: святые с общим признаком): святых праотец (неделя пред-пред Рождеством Христовым), святых отец (неделя пред Рождеством Христовым), святых Апостолов от 12-ти (30 июня), святых Апостолов от 70-ти (4 января), святых бессребреников (ближайшая неделя после 1 ноября), Трёх Вселенских святителей (30 января), Трёх Новых святителей (ближайшая неделя после 1 ноября). 3-й тип (Б: место + время): новоявленных мучеников, при взятии Цареграда пострадавших (29 мая), новоявленных мучеников, по взятии Цареграда пострадавших (3-я неделя по Пятидесятнице), преподобных отцов колливадов (Светлая Суббота), Сербских просветителей и учителей (4 ноября). Пожалуй, самая яркая общая черта соборных служб – перечисление имён святых в каноне. Порой это приобретает совершенно гипертрофированные черты, когда канон большей частью из имён и состоит. Например, в каноне Тульским святым 4-й тропарь 5-й песни звучит так: «Терпением и молитвою во обителех святыя горы Афона, Киева, Венева, Сарова, Валаама, Анзера, и иных подвизалися есте, преподобнии отцы: Поликарпе, Ефреме, Авеле, Симеоне, Нафанаиле, Афанасие, Парфение, Арсение, Макарие, Иакове и Варнаво, Тульския земли прозябение, монахов радование и похвало». Восприятие подобных текстов (как чтеческих, так и певческих) на слух очевидно затрудняется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фестиваль " Невские звоны " прошел в Александро-Невской лавре сентября 2015 В Александро-Невской лавре 12 и 13 сентября впервые прошел международный фестиваль " Невские звоны " , организованный Александро-Невской лаврой и Международным центром колокольного искусства (Москва). Концерт-закрытие проходил на открытой сцене у северной паперти Свято-Троицкого собора. Несмотря на то, что он длился четыре часа, подавляющее большинство пришедших присутствовали от начала до конца. Зрителей приветствовал наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий . Владыка Назарий сказал, что Россию и русскую культуру невозможно представить без колокольного звона и подчеркнул, что это фестиваль скорее не звонов, а звонарей: " В колокольной музыке нет нот, поэтому каждый выражает себя " . " Идея провести фестиваль исходила от Международного центра колокольного искусства, - рассказал владыка Назарий в беседе с корреспондентом " Воды живой " . - Ну, а я посчитал, что у нас есть такие возможности, тем более что звонница собора - обновленная, и хочется услышать мнение о ней других звонарей, а не только тех, кто регулярно звонит " . На вопрос, планируется ли сделать фестиваль ежегодным, владыка ответил: " Планирование - обычай советский, так далеко загадывать я не привык, но желание есть " .   Концерт открыло выступление праздничного хора лавры: прозвучали духовные песнопения - стихира и кондак из службы святому Александру Невскому, " Хвалите имя Господне " и другие - и известные песни " Гляжу в озера синие " и " Песнь о вещем Олеге " . Колокольные номера перемежались с выступлениями артистов на сцене. Звонари демонстрировали свое искусство и на колокольне Свято-Троицкого собора, и на малой звоннице рядом со сценой. Когда звонари выступали на колокольне собора, на большой экран проецировалось изображение: зрители могли видеть звонаря и следить за его движениями; для многих было открытием, что в колокольном искусстве используются педали, то есть звонарь звонит с помощью не только рук, но и ног.   " Колокольную " часть концерта открыл звон на Панагию Киево-Печерской лавры в исполнении насельника обители архимандрита Иосифа - он на этом послушании уже двадцать шесть лет. Выбор первого исполнителя был не случаен: ведущий концерта иерей Анатолий Першин напомнил зрителям, что первыми насельниками Александро-Невской лавры были монахи именно из лавры Киево-Печерской.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Др. епархией, делами к-рой занимался митрополит, была Туровская. Здесь после смерти кн. Острожского его наследники забирали себе доходы еп-ства, вызывали на суд духовных лиц и налагали на них штрафы, подвергали наказаниям, присваивали себе право вести бракоразводные дела. Не лучше обстояло дело во владениях Слуцких-Олельковичей. Когда М. по поступившим к нему жалобам вызвал в суд слуцкого архим. Никандра, тот к нему не поехал, «места его не вчтил, и служебника его збил и змордовал», о чем митрополит жаловался кор. Сигизмунду (АЗР. Т. 2. 230. С. 397). На территории собственно митрополичьей области М. вел осторожную политику. Одним из важных событий времени его правления стали конфликты в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), связанные, в частности, с борьбой за установление в обители общежития. В янв. 1537 г. во главе обители по ходатайству митрополита был поставлен его брат Яцек (Иакинф). О его деятельности в мон-ре ничего не известно. Ряд серьезных конфликтов произошел в обители в правление его преемника Софрония. 25 янв. 1540 г. Сигизмунд I поручил М. разобрать споры между монахами и архимандритом. Какое-то соглашение, по-видимому, было достигнуто, но затем последовали конфликты еще более острые, к которым М. отношения не имел. Правда, после низложения Софрония по ходатайству митрополита, а также князей и панов «греческого закона» во главе обители был поставлен архимандрит минского Вознесенского мон-ря Вассиан. Однако в последующих важных событиях, связанных с обителью, митрополит не участвовал. В 1546 г. о назначении нового архимандрита ходатайствовали православные миряне, а общежитие было установлено в 1549 г. королевской властью. Сложной проблемой для М. стало урегулирование отношений между митрополичьей кафедрой, виленским мещанством и правосл. приходами Вильно. Эти отношения регулировались грамотой митр. Иосифа II 1511 г., но мещане были недовольны ее условиями и старались пересмотреть их в свою пользу. При неизвестных обстоятельствах М. дал мещанам право избирать священников приходских храмов и перемещать их из одного храма в другой. В связи с этим виленское духовенство обратилось к королю, к-рый в янв. 1542 г. отменил новшества и был недоволен митрополитом, потому что не следовало, «абы ты священников, богомолцов наших, листы своими записывати, абы кому их в моц их подавати мел» (АЗР. Т. 2. 219. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

Т. 1. 4. С. 625–672 (4-я пагин.). —625— 1872 г. нода от 12-го сего декабря за 2543, предписано мне немедленно представить в Св. Синод заключение по вопросу: не благовременно ли и не полезно ли для православной церкви в Северо-Западном крае, чтобы мощи преподобной Евфросинии, покоящиеся в Киево-Печерской Лавре, были ныне перенесены в Полоцк. Вследствие сего долгом поставляю изъяснить следующее: Из дел Полоцкого епархиального Управления усматривается, что с самого первого времени, по воссоединении в 1839 г. с Православной Российской церковью отторженных в бедственное время чад ее, так называвшихся Униатов, и по восстановлении в 1840 г. находящейся близ г. Полоцка Спасской женской обители, первоначально основанной в XII столетии преп. Евфросинией, Княжной Полоцкой, а с конца XVI века бывшей в руках иезуитов, возникла и до настоящего времени присуща здешнему православному населению мысль о перенесении почивающих в Киево-Печерской Лавре мощей преп. Евфросинии в созданную ею Спасскую обитель. Еще в 1840 г. предшественник мой Высокопреосвященный Архиепископ Василий обращался к Высшему Начальству с ходатайством о перенесении честных мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк. Тоже ходатайство повторил он в 1852 г. в конфиденциальном отношении к бывшему Обер-Прокурору Св. Синода, Графу Николаю Александровичу Протасову. В 1858 г. по тому же предмету обращались в Св. Синод с просьбой православные жители г. Полоцка. В 1864 г. бывший Главный Начальник Северо-Западного края Граф Муравьев, отношением от 30 марта уведомляя Высокопреосвященного Архиепископа Василия, бывшего Полоцкого, что крестьяне Полоцкого уезда православного вероисповедания, в составе 13-ти волостей, а также мещанское общество г. Полоцка просят предстательства его пред Государем Императором о дозволении перенести мощи препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, почивающие ныне в пещерах Киевских, в Полоцк, и что он, вполне сочувствуя этому благочестивому заявлению Полочан и признавая таковое перенесение мощей препод. —626— 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010