Платон Малиновский, который в июле и августе 1753 г. мог сопровождать государыню в ее «походах» по монастырям. 4 августа 1753 г. дело это было заслушано в синодальном присутствии и три члена св. синода подали голоса за удовлетворение просьбы киевского владыки и подписали синодальный протокол о том. Но 25 августа 1753 г. в собрание св. синода прибыл московский архиепископ Платон и, как говорится в подлинном протоколе, «объявил, что де его преосвященству учиненного в святейшем правительствующем синоде, по доношению преосвященного Тимофея, митрополита Киевского, и по собранным, в силу того доношения, из прежде данных преосвященным киевским митропопитом о имении типографии грамот, и протчим обстоятелствам о заведении в Киевской митрополии для печатания книг типографии и подписанного сего августа 4 дня протчими тремя святейшего синода членами протокола подписать невозможно для того, что пред сим де временем между разговорами уведомился его преосвященство ее императорского величества от духовника благовещенского протоиерея Феодора Дубянского, яко ее императорское величество на прошение означенного преосвященного митрополита Киевского о заведении той в Киевской митрополии для печатания книг типографии соизволила отказать» 232 . Таким образом, С. Т. остался один в то время, когда в порученном ему лаврском деле наступил самый критический период. Унынием и скорбью веет от письма его, отправленного в Киев 6 октября 1753 года. Письмо это очень любопытно, так как сообщаемые в нем подробности вскрывают многие тайные пружины, которыми двигалось в Москве дело по поводу спора между киевским митрополитом и лаврой из-за типографии. «Минувшего сентября 27 числа», – писал С. Т. печерскому архимандриту Луке, – «в святейшем правительствующем синоде велено уже грамоту, в силу патриарших грамот, начисто писать, а ее императорскому величеству за извещение толко, давши грамоту преосвященному митрополиту, хотят представить. Преосвященный московский ныне объявил: и то все делают злоумышленно, злобствуя на собственную персону вашего ясне в Богу высокопреподобия, паче же з наущения преосвященного митрополита, во удоволствие ему за то, что будто от вашего ясне в Богу высокопреподобия в переезде через Новгород и в святой лавре пофалки происходили: хотя до десяти тысяч терать буду, толко не допущу преосвященному митрополиту иметь типографию, яковые речи я слихал от самого преосвященного митрополита многократно, при синодалних членах его преосвященством произносимые: с чего вящшая к злобе ревность святейшего синода понуждает вашего ясне в Богу высокопреподобия крайне опечалить и тем святой Киево-Печерской лавре вред приключить, преосвященному ж митрополиту удобовозможним образом пособствовать и во всем учинить удоволствие, как то уже и делают.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Я понимаю, почему спешат назвать его сектой. Но неужели не понимают, что истина не станет ложью оттого, что сделают о ней «постановление». «Постановлением» не убить то, что оживает в народе; и то, что умерло в официальной церкви, нельзя воскресить в административном порядке. Новое в сектантстве 205 Наступила весна. Всё оживает: оживает и «хождение» русского простого народа по монастырям, по «Божьим людям», в неустанных поисках праведной жизни. А вместе с этим «оживанием» напряжённее становится и сектантская жизнь. Время года играет большую роль. Удобные пути сообщения – больше «идущих» паломников, из которых очень и очень многие начинают Киево-Печерской лаврой, а кончают баптизмом. В деревнях для бесед уже не нужно забиваться в душные избы – можно говорить о вере всем и со всяким, знакомым и незнакомым. За последние годы в своих путешествиях по России я больше всего присматривался к проявлениям религиозной, «сектантской» жизни народа. И мне бросилась в глаза одна совершенно новая черта сектантского движения, ещё не получившая «теоретически» выражения в том или ином сектантском «толке», но уже глубоко проникшая в «психологию», – не случайная и чреватая громадными религиозными последствиями. Попросту говоря, её можно назвать: терпимостью. Основная и общепризнанная черта сектантства до сих пор была: исключительность, вера, что спасёмся только мы – баптисты, мы – субботники, мы – молокане и т. д., а остальные все погибнут, остальные все «проклятые». Эта узость, эта исключительность права на спасение – была главнейшей причиной, обессилившей сектантское движение. Секты, замкнувшись в своё неумолимое отрицание всех остальных, чахли и, мало-помалу, вырождались. И вот, в народе началось стремление к религиозному раскрепощению. Сектанты, сохраняя свою собственность, почувствовали потребность освободиться от своего «сектантства» в смысле упорного отрицания всех остальных. Началось чрезвычайно глубокое народное движение к «объединению». Оно выразилось, прежде всего, в признании права на спасение в других – в низко верующих. Даже руководитель их, например, известный баптист Фетлер, идя навстречу этой нарождающейся потребности, публично заявил, что спасение не только в баптизме, что и во всех других могут быть настоящие проповедники, но что баптизм, как истинная вера, даёт спасение легче, скорее и для широких масс, а не только для натур исключительных 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Во время первого визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину перед Святой Киево-Печерской Лаврой были за большие деньги поставлены рекламные щиты с анонсами киевского прозападного либерального журнала «Комментарии:», на которых красовалась обложка издания. Там было написано: «666 самых влиятельных людей Украины». Излишне спрашивать, почему к визиту Патриарха некоторым силам захотелось поставить на пути его следования самым крупным шрифтом именно это цифру, а не, допустим, 100, или 555... Первое нападение объединенной Гитлером Европы на Югославию состоялось на православную Пасху, 6 апреля в 1941 г. Спустя 3 года, на православную Пасху 16 апреля 1944 года уже американцы предприняли воздушное нападение на Белград, тогда оккупированный немцами, но оказывавший им активное партизанское сопротивление. В этот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием «Либерейтор» («Освободитель») обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1160 человек, в основном - мирных жителей. Всего таких налетов было девять. Через 45 лет история, как известно, повторилась. Теперь уже объединенные силы США, Германии, других стран Западной Европы принялись снова бомбить Белград, причем датой нападения было избрано Вербное Воскресенье, которое в том году совпало с католической пасхой. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты агрессии, падающие на Белград бомбы украсила надпись: «Счастливой Пасхи!». Впрочем, сегодня, чаще всего, агрессия по отношению к странам православного мира носит характер «мирной» информационной войны с применением «организационного оружия». Все чаще мишенью становится основа основ любого общества - семья. Навязывание нам совершенно дегенеративного западного мировоззрения в этой области совершенно возмутительно. Рассмотрим пример внедрения европейскими наднациональными структурами в Юго-Западной части исторической Руси т.н. гендерного законодательства, которое на практике означает постепенное внедрение содомии, а вовсе не «защиту прав женщин». Это яркий пример изощренной и продуманной организационной формы агрессии европейской верхушки против нормального мировоззрения людей русского

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/26/...

Скриж.); вместе с этим (по объяснению Злат. марг., – см. Дух. Бес. 1855, 43) свет служит «прознаменованием будущего, не вечереющаго света» (Ц.В. 1892, 26). – Во время панихиды и литии (а также и при погребении) бывает каждение. Если иерей служит без диакона, то он имеет в руках кадило; если же и диакон участвует, то он кадит и на панихиде пред началом каждой ектении просит у иерея благословения для каждения; иерей лишь отпуст говорит с кадилом (Пособие, 719 стр.). – Малая ектения, произносимая во время панихиды, литии и погребения, состоит из приглашения к молитве («Паки и паки " …) и трёх прошений. Приглашение этой ектении сопровождается однократным пением «Господи помилуй», а следующие два прошения – троекратным пением: «Господи помилуй»; последнее же прошение сопровождается пением: «Подай Господи». Это вполне ясно видно из указаний относительно этой заупокойной ектении, находящихся во всех чинопоследованиях погребения умерших, а также и из того, что первое и второе прошения этой ектении взяты из сугубой заупокойной ектении, в каковой ектении указанные прошения сопровождаются троекратным пением: «Господи помилуй» (Рук. д.с.п. 1893, 20). – См. выше, 555, 592 и 645 стр. – В пасхальную седмицу панихида, обыкновенно, отправляется так: после возгласа священника и пения «Христос воскресе» (Трижды), поётся пасхальный канон; по 3-й и 6-й песни бывает малая ектения и по 6-й песни поётся «Со святыми упокой»; по 9-й поются пасхальные стихиры: «Да воскреснет Бог»; потом бывает ектения за упокой: «Помилуй нас, Боже», и т.д., как обычно в панихиде (Пособие, 720 стр.; сн. ниже, «Послед. отпев. в Пасх. Седм.»). – См. ниже, о поминовении усопших. 1075 Это «Последование парастаса» есть не что иное, как извлечение из Требника П.Могилы. Оно издаётся Киево-Печерской Лаврой и С.-Петербургской Синодальной типографией. Книжку эту следовало бы иметь при каждом храме (цена 20 коп., в коленк. – 45 коп.). – В ней вместе с последованием «Парастаса» помещается: «Всенощное бдение, бываемое о усопшем, егда во утрие погребение имать быти христианскаго тела, или усопшему память единому, или многим творити кто и о них потрудитеся хощет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Спустя много лет я поняла смысл этого благословения: Липа уже должна была приблизиться к порогу чудодейственного старца. Все было еще впереди: оживление умершего от угара ребенка, исцеление от смертельных болезней, изгнание бесов, необычайная прозорливость, действие благодати Святого Духа такое, что силы природы повиновались ей, безграничная, всеобъемлющая любовь к людям и добрым, и злым, бескорыстная щедрость… Что еще я заметила, – отец Дамиан очень тепло и заботливо относился к Липе, разговаривал с ней как равный с равной, как со своей сотрудницей, видимо, провидел в ней угодницу Божию и свою последовательницу. Шло время, умножались грехи людские, над Лаврой сгущались черные тучи: поползли слухи о ее закрытии. Странным стало поведение Липы, – она воздевала к небу руки, громко кричала на своем мордовском языке, падала на колени и плакала… (Скорбела матушка, предвидя скорое закрытие святыни) Гроза разразилась в марте 1961 года: ярко засиявшая звезда великой святыни закатилась сразу. Умолкли колокола. Замолчал дивный хор монахов, не слышалось больше молитв в церквах, закрылись двери келий, опустели коридоры, погасли лампады. Старцы расходились – одни в вечность, другие гонимые властями… После закрытия Киево-Печерской Лавры блаженная Алипия поселяется в маленьком домике около Голосеевской пустыни. Местные жители, знавшие о чудесах исцеления по молитвам праведницы, нескончаемым потоком шли к ней за молитвенной помощью, советом, исцелением. Из воспоминаний Марфы: – Очень строго матушка Алипия соблюдала посты – Первую и Страстную неделю Великого поста, среду и пятницу каждой недели она ничего не ела. Спать не ложилась, всю ночь молилась. На шее на шнурке носила большую связку ключей – своеобразные вериги. Интересна их история: рассказывала, что во время войны, находясь в немецком лагере, работала на каком-то заводе, говорила: «Подойду ночью к сетке, разрежу ее и всех выпушу, все уйдут и живы, останутся и никто не знал, где они девались». И за каждого спасенного ею человека на шее прибавлялся ключик маленький и большой, беленький и желтый. Эту тяжелую связку матушка носила на шее до самой своей смерти. Тонкий, крепкий шнурок впивался в тело, оставляя глубокий синий рубец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последнее требование было для Софрония Тернавиота очень неприятным, и он, подобно тому, как прежде болезнью мотивировал свою просьбу о возращении его в Киев, так теперь на ту же свою болезненность стал ссылаться в доказательство невоможности ему тотчас же вовратиться в лавру и начал просить себе отсрочки в данном отношении. Так, 2 сентября 1754 года он писал архим. Луке, между прочим, следующее: «по всепокорнейшему прошению моему о уволнении мене, нижайшого, за крайнею болезнью от должности послушания моего, а по архипастырскому вашего ясне в Богу високопреподобия ордеру вседушне рад би без всякого моего замедления ехать в святую лавру, токмо как прежним мои писмом всенижайше докладывал вашему ясне в Богу високопреподобию, яко необходимость моей болезни принудила мене ползоватся, так и нине всепокорнейше доношу, что уже мало облегчения в себе слишу и мокрота силная тронулась и непрестанно сходить, токмо крайне опасно мне выездить на ветер, даби от водуха оная остановится не могла и болшой вреди мне не приключила. Того ради всепокорнейше вашего ясне в Богу високопреподобия прошу архипастирского благословения повелеть мне пожить в Москве до совершенного облегчения, не далее как до ноября месяця, понеже уже мало стал ощущать я в себе силу и как скоро облегчится могу, без и малейшего моего укоснения в святую лавру прибыть имею» 280 . Мы не можем с уверенностью сказать, когда в действительности состоялось возвращение Софрония Тернавиота из московской поездки его по спорному делу из-за типографии между Киево-Печерской лаврой и киевским митрополитом Тимофеем Щербацким. Во всяком случае, сентябрь месяц 1754 года он, вероятно, прожил в Москве, где исполнял разные поручения своего начальства, или просто оказывали мелкие услуги своему архимандриту. Сохранились, между прочим, письма его к этому последнему от 12 281 и 19 сентября 1754 года. В последнем из этих своих писем Софроний Тернавиот, между прочим, так выражается о состоянии своего здоровья во время (19 сентября 1754 года): «я же по сие число совершенного еще в здравии моем не слишу облегчения, хотя зело и есть мне полегче, токмо грудь очинь часто болит необично» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Что касается самой челобитной лаврской, которая была подана наместником Иерофеем лично Императрице 6 июня 1753 года, то она почти дословно воспроизводит челобитные, подававшиеся лаврой Императрице и в коллегию иностранных дел в предыдущем году. Как прежде, так и теперь, лавра, после краткого изложения просьб митрополита Тимофея Щербацкого и показания неосновательности его ходатайства, просила Государыню защитить святую обитель от обиды и не разрешать митрополиту заведения новой типографии в Киеве. Лаврская челобитная от 30 апреля 1753 года заканчивалась такими словами: «Всемилостивейшая Государыня! Всеподданнейше вашего императорского величества просим выше показанную Киево-Печерской лавры старинную, высокомонаршими грамотами утвержденную, типографию от прописанного следуючого разорения всемилостивейше защитить, а Лавру святую от такова крайнего и невозвратного убитка и нечаянной обиды высокоматерним своим благоутробием охранить, и преосвященному Тимофею, митрополиту Киевскому, затейной ним напрасно типографии иметь не дозволять: ибо в том его преосвященству и всей Киевской епархии и малейшей не состоит нужды» 211 . Императрица Елизавета Петровна, отпуская лаврских уполномоченных после литургии 6 июня 1753 года, обещала, по словам наместника Иерофея, исполнить желание и просьбу лавры. Таким образом, оставалось теперь только устроить так, чтобы Государыня не забыла своего обещания, чтобы кто-либо из близких к ней людей мог напоминать ей от времени до времени и просьбу лавры и ее обещание. Лаврские уполномоченные об этом и позаботились. Из придворных, в это время на их стороне был гр. А. Г. Разумовский . Кроме него, лаврские поверенные успели расположить в свою пользу еще одно из лиц двора, пользовавшееся тогда особенным фавором Императрицы Елизаветы Петровны. Разумеем графиню Μ. Е. Шувалову 212 . Вот что писал 15 июня 1753 г. С. Т. лаврскому архимандриту Луке: «к ее императорскому величеству о нас ходатая послал Бог сиятельнейшую графиню Мавру Егоровну, которая тогда ж, по прочете доношения, в разговорах нашу обитель представлять ее величеству изволила и впред такожде спомоществовать нас обещалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Главной причиной переезда архимандрита Макария в Глинскую пустынь было желание подвизаться под руководством «благочестивого наставника и опытного в духовной аскетической жизни старца Филарета» С. 149], о котором он был наслышан как о человеке строгой жизни, неутомимом подвижнике и мудром духовном руководителе. «Я хотел среди глинских братий знакомиться с искушениями, свойственными монашескому общежитию», – писал архимандрит Макарий С. 30]. Возможно, они уже были лично знакомы; это могло произойти но время приезда иеромонаха Филарета в Киев в 1825 году. Строитель пустыни иеромонах Филарет был своего рода живым звеном, связавшим Глинскую пустынь с Софрониевой пустынью и Киево-Печерской лаврой, а через них – с Афонским старчеством и школой преподобного Паисия Величковского . Иеромонах Филарет умело поддерживал в своей обители строгий устав по чиноположению Святой Афонской Горы с продолжительными, почти непрерывно длящимися богослужениями и постоянными трудами, с почти ежедневным исповеданием помыслов. Дело духовного воспитания иноков богомудрый настоятель упрочил тем, что устроил иноческую жизнь в обители по образу древних общежительных монастырей и восстановил принятый во времена расцвета монашества порядок духовного руководства. Ему удалось привести обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества 21 . В деле старческого руководства отец Филарет большое внимание придавал ежедневному откровению помыслов учеников своему наставнику и исполнению иноками установленного им келейного правила. В Глинскую пустынь архимандрит Макарий прибыл 29 декабря 1825 года, и первое доброе впечатление от встречи с обителью его не обмануло, хотя ему и пришлось сразу же по приезде по требованию настоятеля испытать тяжелое огорчение от разлуки со своим келейником Иваном Савельевым, к которому он крепко привязался. Строитель пустыни иеромонах Филарет «сразу взял в руки архимандрита, который чувствовал себя слабым не только пасти словесное стадо, но и управиться с самим собою, со своими желаниями» С. 20–21]. Поступив под начало иеромонаха Филарета 22 , архимандрит Макарий написал ему подробную исповедь своей жизни, начиная с десятилетнего возраста. Угодник Божий предал себя богомудрому старцу, чтобы сокрушить прежде всего своеволие, которое он называл «змеей ядовитой», «медной стеной, отлучающей душу от истинного просвещения» С. 444], и чтобы навыкнуть Христову послушанию – «врачебному кровопусканию, в котором душа очищается от черных, нечистых и гнилых кровей своеволия и глупости силою Крови Христовой» С. 446]. С сокрушенным чувством собственного бессилия, с надеждой на милосердие Божие стал он «сходить в слезную юдоль смирения» С. 363].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В Киеве начнут строительство храма с главной крещенской купелью Украины 14 декабря, 2012. Новостная служба Строительство храма в честь святого равноапостольного князя Владимира с крещенскими купелями начнется в 2013 году 14 декабря. ПРАВМИР. В Киеве построят главную крещенскую купель страны. Строительство храма в честь святого равноапостольного князя Владимира с крещенскими купелями начнется в 2013 году, сообщил депутат Киевского городского совета, член Международной общественной организации «День Крещения Руси» Алексей Омельяненко. «Это будет комфортное место. Люди смогут совершить омовение или крещение — если ранее не были крещены — в днепровских водах, именно так, как это было в 988 году. Для этого будут предусмотрены спуски к купелям. Также в комплексе будут раздевалки. Паломники смогут проникнуться христианском духом, ощутить атмосферу традиций», — рассказал А.Омельяненко в комментарии УНИАН . Он уточнил, что желающим совершить омовение в киевских крещенских купелях, будут предлагаться специальные белые рубашки. Депутат Киевского горсовета надеется на то, что будущий храм войдет у туристов в список мест, обязательных для посещения, наряду с Владимирской горкой, Киево-Печерской лаврой и другими. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-kieve-nachnut-stroit...

Последний в этом ряду крест Марка Пещерника (рис. 1:1), связанный преданием с Киево-Печерской Лаврой, представляет собой створку складня необычайно больших размеров (23.3×14.8×2.8 см) с черневой многофигурной композицией (Христос Пантократор с 12 апостолами, свв. Феодор и Георгий) 378 . Не имея себе подобных по величине, этот крест по манере исполнения черневых изображений очень близок херсонесской створке энколпиона тоже из медного сплава 379 и ряду других византийских произведений IX–XI веков, изготовленных из драгоценных металлов и связываемых обычно с константинопольским кругом мастерских. Выделяется крест Марка Пещерника среди них не только размерами, но и прямыми углами средокрестия. Возможность изготовления его в Киеве во второй половине XI века вполне допустима, но только приезжим греческим мастером. Знакомство Древней Руси с византийскими (в широком понимании) крестами-реликвариями в период, предшествующий принятию Крещения, и в самом начале процесса христианизации, безусловно, не ограничивалось рассмотренными выше памятниками X–XI веков. В частности, среди надёжно датированных не оказалось ни одного из энколпионов самого распространённого иконографического типа с Распятием и предстоящими на лицевой створке и Богоматерью Орантой (реже Киρиотиссой) и 4 святыми (чаще всего евангелистами) в медальонах на оборотной (рис. 2). Развёрнутая композиция представлена как на многочисленных рельефных меднолитых крестах средних размеров (рис. 2, энколпионы группы I.1), так и на единичных, инкрустированных чернью, серебром или золотом, выполненных в серебре или золоте, а иногда из медных сплавов (рис. 2, энколпионы группы I.2). Сокращённый вариант композиции (Распятие без предстоящих – Богоматерь Оранта без евангелистов) представлен на рельефных меднолитых энколпионах малых размеров 380 , на гравированных меднолитых энколпионах средних и малых размеров (рис. 2. энколпионы группы 381 , а также изредка на миниатюрных серебряных энколпионах, инкрустированных чернью 382 . Почти все разновидности византийских энколпионов этого типа (рис. 2:3) были известны в Древней Руси, даже если учитывать только адресные экземпляры, в том числе и вариант, развившийся, судя по концентрации находок, в Балкано-Дунайском регионе. В этом варианте очень схематичные рельефные изображения на концах створок не обрамлены в круглые медальоны, а композиция Распятия с предстоящими дополняется ещё двумя погруднымн рельефами святых (рис. 2, гр. – передний ряд, 1-й справа) 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010