Тезисы к сочинению Н. Розанова: «Евсевий Памфил. Епископ Кесарии Палестинской. Москва 1881 года.» 1) Евсевий, по обширности своих богословских познаний, был одним из самых замечательных писателей IV-ro века, но не отличался высотою и силою характера. 2) В принесении им жертвы идолам его упрекают несправедливо потому, что существуют серьезные основания думать, что Евсевий не совершал этого преступления. 3) В арианских спорах он несомненно сочувствовал идеям Ария и явно стоял на стороне полуариев. 4) Хроника, приписываемая Евсевию, не во всех своих частях есть подлинное произведение Евсевия. 5) Во введении к своей истории Евсевий помещает без критическаго разбора некоторые рассказы сомнительной достоверности. 6) В изложении истории христианства у Евсевия часто ощущается недостаток критического отношения к материалам, имевшимся у него под руками. В отношении же к врагам христианской церкви – еретикам и императорам – гонителям христиан у Евсевия редко можно встретить безпристрастное суждение. 7) В «жизни блаженного царя Константина» Евсевий является не столько историком, сколько панегиристом, человеком очень пристрастным в отношении к своему другу – царю, хотя все-таки порицать его за это было бы несправедливо потому, что биографии императоров, написанные в панегирическом топе, были в обычаи во время Евсевия и последний следовал только общему духу своего времени. 8) В письме к царице Констанции Евсевий выражает иконоборческие мысли, хотя и это обстоятельство не может быть поставлено ему в упрек, но причина в неопределенности воззрений на значение священных изображений, существовавшей в церкви во время Евсевия. 9) В области истолкования Священого Писания Евсевий не создал ничего замечательного, являясь в большинстве случаев простым парафразистом Библии , или же заимствуя объяснения у Оригена , которого он очень уважал. 10) В полемических сочинениях против Маркела Евсевий не представляет вполне убедительных доказательств еретичества Маркелла и иногда дозволяет себе искажать смысл слов своего противника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Её посещали как язычники, так и христиане (Климент, Ориген). Сочинения Климента и Оригена , по содержанию отвечающие программе Александрийской школы, навсегда могут считаться частью их лекций и могут быть даже употребляемы в качестве учебных пособий. По образу Александрийской школы основаны и другие, например, в Кесарии Палестинской, где под конец своей жизни действовал Ориген . Рядом со школами стали возникать и библиотеки. Александр епископ (сперва в Каппадокии, Euseb. Hist. eccl. VI, 11, 1–2//PG. T. 20. Col. 541CD; р. п.: C. 260–261, a c 212 г. Иерусалима) основал большую библиотеку в Иерусалиме (Euseb. Hist. eccl. VI, 20//PG. T. 20. Col. 572B; р. п.: C. 273). Ещё большее собрание книг составил Евсевий Памфил в Кесарии Палестинской, хотя основание Кесарийской библиотеки, вероятно положил Ориген (Евсевий – Euseb. Hist. eccl. VI, 32//PG. T. 20. Col. 502C; р. п.: C. 282; ср.: блж. Иероним – Hieron. De vir. illustr.). Книгами обеих библиотек пользовался Евсевий при написании «Церковной истории». Обветшалые папирусы были заменены при его преемнике Акакии (340–366) и Евзое (376–399) папирусами новыми (Hieron. De vir. illustr., 113//PL. T. 23. Col. 707A; р. п.: C. 309; см. подробнее Bardenhewer II, 10–11). Всё это – появление школ и библиотек, – говорит о развитии научных интересов и об умножении средств, необходимых для процветания христианской науки. VI. 1. Пантен Пантен, по свидетельству Памфила (Phot. Bibi. Cod. 118//PG. T. 103. Col. 397), был учителем Климента и учеником «пресвитеров», которые видели Апостолов. Климент (Clem. Alex. Strom. 1, 1, 11–12//PG. T. 8. Col. 700A; р. п.: T. 1. C. 83) называет его сицилийской пчелой, собирающей сладость с апостольского и пророческого луга, чем указывает на его происхождение из Сицилии. От стоицизма он обратился к христианству и ревность свою проявил в миссионерском путешествии в Индию, вероятно, в Южную Аравию, где нашёл Евангелие от Матфея на еврейском языке, принесённое туда апостолом Варфоломеем (Euseb. Hist. eccl. V, 10//PG. T. 20. Col. 456B; р. п.: C. 218). C 180 г. до конца жизни он стоял во главе Александрийской школы. Преемник его Климент уже в 201 г. в связи с гонением Септимия Севера должен был покинуть Александрию. Хотя Климент и цитирует в своих сочинениях изречения «пресвитеров» и в том числе Пантена (Clem. Alex. Eclog. 50, 56//PG. T. 9. Col. 720D, 724C), однако же изречения эти, очевидно, заимствует не из книг, а из устного предания, ибо по его словам (Clem. Alex. Eclog., 27; cp.: Strom. 1, 1, 11–12//PG.T. 8. Col. 697B; р. п.: T. l. C. 83) пресвитеры ничего не писали, а наставляли устно. Отсюда ясно, что Пантен не выступал в качестве писателя, и лишь по недоразумению, вероятно, на основании указанных ссылок на изречения Пантена, последующие писатели, начиная от Евсевия, приписали ему многие сочинения, особенно истолковательного характера. VI. 2. Климент Александрийский

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

162 Под приверженцами Евсевий, видимо, понимает, прежде всего, цезаря Мартиниана, которого произвел в цезари из префектов претория Лициний. По сообщениям большинства историков, Лициния не судили, а казнили без суда ввиду опасности его восстания. Хотя возможно, что был произведен заочный суд, но это крайне маловероятно, так как противоречит всем правилам римского судопроизводства. Возможно также, что Евсевий именно военным судом называет казнь, нормы военного права были таковы, что его действия подпадали под закон о предателях и дезертирах, и тогда суда не требовалось — приговор приводился в исполнение по факту преступления. Один из традиционных упреков императору Константину в том, что он нарушил свое обещание сохранить Лицинию жизнь в случае его капитуляции. Но даже языческие писатели со всей очевидностью сообщают о том, что Лициний был убит при попытке поднять мятеж. Очевидно, что при таких его действиях обещание Константина не теряло смысла. 163 Победитель ( νικτης ) — обычный эпитет римских императоров, иногда даже тех, в правление которых не было никаких войн или эти войны велись без их участия. 164 Разделенной со времен Диоклетиана. 165 Евсевий, как епископ Кесарии Палестинской, принадлежал к префектуре Восток и к части света — Азии. 166 Еще со времен Диоклетиана империя была разделена на 116 провинций. Три из них управлялись проконсулами, 37 консулярами, 5 корректорами и 71 президами. Здесь у Евсевия используется общее выражение ηγουμενων . 167 Находившиеся на общественном служении — обычная форма наказания для римского права, оно представляло собой работу в государственных мастерских или каменоломнях. 168 То есть отправленные в ссылку, «на островах» в данном случае просто фигуральное выражение. Традиция отправки в ссылку в римском законодательстве очень древняя. Она ведет свое начало от изгнания из города, как одного из самых страшных наказаний полисного права. В императорском Риме, когда изгонять было некуда, изгнание заменилось ссылкой в отдаленные и дикие провинции империи, вообще место ссылки зависело от величины проступка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМОРАИ [арам.   - толкователи, букв.- говорящие], в иудаизме - мудрецы, после завершения Мишны (разъяснения уставов Пятикнижия ; ок. 200 по Р. Х.) работавшие над составлением Гемары (толкования Мишны), входящей в Иерусалимский (завершен в IV в.) и Вавилонский (завершен в V в.) Талмуды , а также Тосефту (дополнения к Мишне). Язык Гемары в Иерусалимском Талмуде - иврит и западноарам. диалект арам.; в Вавилонском Талмуде - иврит и восточноарам. диалект арам. В основу работы А. положили толкования таннаев - законоучителей периода Мишны (II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), при этом не считая возможным пересматривать их утверждения. А. видели свою задачу в том, чтобы осмыслить имеющееся наследие, выработать как можно более верную галаху (религиозно-юридические нормы, правила поведения) в изменившемся позднеантичном мире. У верующих возникали вопросы: как соблюсти возможно большее число заповедей Пятикнижия в новых условиях (напр., ремесленнику - заповедь о необходимости оставлять часть урожая для бедных)? Можно ли вообще исполнять заповеди, если храма нет? А. выводили новые заповеди из библейских и постбиблейских установлений: считалось, что большое количество заповедей не бремя, а радость, ибо позволяет лучше исполнять волю Божию в различных жизненных обстоятельствах. Иногда у мудрецов возникали разногласия по к.-н. вопросам; дискуссии А. занимают значительную часть обоих сводов Талмуда. Основными центрами деятельности А. были Палестина (академии Тивериады, Сепфориса, Кесарии) и Месопотамия (академии Нехардеи, Суры, Пумбедиты). Авторитет палестинских А. был настолько высок, что их собратья из Месопотамии часто обращались к ним за разрешением спорных вопросов, причем считали полученные ответы окончательными. Рассказывали о рабби Зейре, к-рый пришел учиться Закону Божию на Св. землю из Месопотамии и постился сотней постов, чтобы забыть изученную им Гемару (Бава Мециа 85а). Как и мн. др., этот раввин считал толкования палестинских мудрецов, наследников таннаев, более точно выражающими Божию волю. «Блаженство - это мудрецы земли Израильской» - говорится в Вавилонском Талмуде (Санхедрин 24а). Со временем опустошение Иудеи привело к закату палестинских академий; месопотамские же, наоборот, расцветали.

http://pravenc.ru/text/114560.html

441 Памфил (240–309 гг.), священномученик, знаменитый ученый. Родился в Берите (Финикия), получил отличное образование, занимал гражданские должности. Получив сан пресвитера в Кесарии Палестинской, Памфил предался занятиям христианской литературой, составил библиотеку из 30 тыс. томов (которую впоследствии подарил Кесарии). При своей церкви он устроил и школу. К своим работам по Св. Писанию Памфил привлек и Евсевия, который вместе с ним занимался перепиской и рецензией рукописей Библии. Из их совокупного труда образовалось новое издание перевода 70 толковников. Из сочинений Памфила сохранилась в переводе Руфина первая глава его «Апологии Оригена », написанной им уже в тюрьме во время гонения Максимина (307 г.) вместе с Евсевием (которому принадлежит 62-я глава «Апологии»). 442 Ориген родился ок. 185 г. в Александрии. Его отец был казнен как христианин во время гонения на христиан при императоре Септимии Севере. Имущество отца было конфисковано, и Оригену , старшему в семье, пришлось в 17 лет содержать мать и 6 братьев. Ориген учился у неоплатоника Аммония Сакка, а затем Клемента Александрийского, вел аскетическую жизнь. Ок. 217 г. он возглавил христианскую катехитическую школу в Александрии – центр образования, высоко ценившийся и христианами и язычниками. Однако в 231 г. Ориген был смещен с поста наставника этой школы, лишен сана пресвитера и изгнан из Александрии. Он переселился в Палестину, в Кесарию, где основал свою школу. Во время гонений императора Деция (249–251 гг.) Ориген был заключен в тюрьму в Тире и умер там от пыток в 253/254 г. Благодаря латинским переводам Иеронима и Руфина важнейших сочинений Оригена его идеи и теологические методы получили распространение на Западе. Ориген был сторонником не буквального понимания текста Писания и разработал учение о трех смыслах Библии: буквальном («телесном»), моральном («душевном») и философском («духовном»), сам он отдавал предпочтение философскому истолкованию смысла Библии. Теологическая система Оригена сводилась к учению о том, что наш мир – не первый и не последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта неудача должна была глубоко возмутить Евсевия. Как! – вероятно, думалось ему – отцы вносят в символ то слово, которое прежде еще было отвергнуто как еретическое 65 , которого нет ни в Священном Писании , ни большинстве символов, употреблявшихся в различных церквях! 66 как консерватор в худшем смысле слова, – Евсевий с негодованием относился ко внесению в символ слова μοοστος и отказывался подписать символ, составленный православными отцами. Кроме того, он чувствовал, что этим новым символом подрывалось его славное имя не только как предстоятеля одной из важнейших церквей, но и как ученого знатока христианской древности, в качестве какового он и выступил в роли посредника между строгими арианами и православными. Какими глазами он будет смотреть теперь в лицо своим пасомым, которые надеялись, что он сохранить свой символ неизмененным! Не явится ли он пред ними изменником, предателем, если подпишет Никейский символ, и не потеряет ли то уважение. каким до сего времени пользовался в Кесарии. Такие мысли должны были проходить в голове Евсевия, когда он с горечью смотрел как постепенно увеличивалась толпа подписавших символ и все реже и реже становились ряды ариан и полуариан. Он все еще спорит, быть может, в той надежде, что его друг, император, станет на его сторону и велит выпустить из символа страшное для Евсевия слово... Но вдруг этот император, обращается к Евсевию увещеванием о прекращении спора. Что было делать Евсевию? Стоять ли за свой символ до конца, пренебрегая царским гневом, и претерпеть все неприятности, сопряженные с этим противоречием царской воле, или же уважить желание императора и, хотя для видимости, согласиться с православными отцами? «Я с самого начала до настоящей минуты – пишет Евсевий: к своей пастве – отстаивал свое мнение, когда в формулах представлялось нам что-нибудь не так 67 », и Сократ сообщает, что Евсевий «немного сомневался и недоумевал, следует ли принять изложенную формулу веры 68 . Однако как человек, далеко несклонный страдать за свои убеждения, Евсевий после всех этих колебаний, наконец подписал и свое имя под Никейским символом...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

10-го числа Св. священномуч. Харалампия и других с ним Харалампий был священником в городе Магнезии, и уже ста тринадцати лет от роду предан мукам за распространение св. веры и порицание императора Септимия Севера, начавшего гонение в 202 году. Сперва строгали его тело, причем двое слуг, Порфирий и Ваптос, и три женщины уверовали во Христа и были казнены; после того был он отослан в Антиохию к самому императору, который велел отрубить ему голову. Святых мучениц Еннафы и Валентины Евсевий, церковный историк († 340 г.), очевидец описываемых им событий гонения на христиан в Палестине, повествует о сих мученицах следующее (см. его книгу «О Палестинских мучениках», гл. 8). Когда непрерывная буря гонения на нас вступила и в шестой год (308 по Р. Хр.), то великое множество исповедников благочестия из каменоломен Фенских (Фена – в пятнадцати верстах от Самарии) прислано в Кесарию Палестинскую, где жил префект Палестины, за твердость в вере подвергнуты изуродованию глаз и ног и снова отправлены в рудники. А из тех, которые взяты в городе Газе во время собрания, имевшего целию чтение Божественных писаний, одни потерпели мучения, одинаковые с мучениями вышеупомянутых, а другие и больше того, именно – подвергались ужаснейшим пыткам строгания боков. В числе последних одна, по телу жена, а по уму муж, не могши перенести угроз блуда, начала укорять тирана Максимина, императора, бывшего тогда в Кесарии, что власть судить он поручает людям столь жестоким, и за то сперва была высечена, потом повешена на дерево и испытала муки от строгания боков. Но между тем как приставники, по повелению судии, с усильною ревностию производили свои пытки над Еннафою, как называлась исповедница, – другая, подобно первой избравшая себе целию девство, по телу казавшаяся очень слабою и на взгляд невидною, за то одаренная крепостию души и вмещавшая в себе ум больше тела, не могши перенести такой безжалостности, таких жестоких и бесчеловечных поступков, из толпы народа закричала судии: «долго ли будешь ты столь жестоко мучить сестру мою?» Сильно раздраженный этим, судья тотчас приказал схватить кричавшую. Привлеченная на средину, она ознаменовала себя Божественным именем Спасителя. Начали располагать ее к жертвоприношению сперва словами; а как она не слушалась, силою повлекли к жертвеннику. Но сестра, продолжая свое дело и сохраняя прежнюю готовность, бестрепетно и смело толкнула ногою жертвенник и опрокинула его вместе с находившимся на нем жертвенным костром. Тут судья, раздраженный гневом как дикий зверь, начал терзать ее бока такими когтями, какими не терзал никогда и никого, как будто в неистовстве хотел насытиться ее плотию. Когда же неистовство его насытилось, он связал обеих вместе, то есть и эту и другую, которую она назвала своею сестрою, и назначил им умереть от огня. Первая из них родилась, говорят, в Газской области, а последняя, известная всем, по имени Валентина, происходила из Кесарии. † Преподобного Прохора Печерского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Остальные постройки Ирода и его преемников носят римский характер; об этом свидетельствуют такие памятники, как гробницы патриархов в Хевроне, городские ворота в Кесарии Палестинской, Себастии и Тивериаде, платформа Храма Иерусалимского, дворцы Ирода в Иерусалиме, Иродиуме, Массаде/Масаде, Иерихоне и Махероне, здания в Тивериаде, Сепфорисе, Вифсаиде/Юлии Романе, построенной сыновьями Ирода, и многое другое. При Ироде происходит заметная эллинизация иудейской жизни: достаточно вспомнить построенные им театры в Кесарии и Иерихоне, а также упоминаемые Иосифом Флавием ипподромы в Иерусалиме и Магдале. Сам же Ирод часто посылал щедрые дары Афинам, Спарте и эллинистическим городам Востока. При Ироде Иерусалим достигает вершины своего развития: к этому времени его площадь достигла 180 гектаров, а население – 100000 человек (см. рис. 117). А Город Давида Б Кварталы, построенные при Соломоне В «Вторая часть» Иерусалима Г Эллинистический город 1–4 Ворота города Иевуса 5–14 Ворота времен Царей и Неемии 15–16 Ворота эллинистического города Согласно раскопкам Н. Авигада, в новозаветное время особым великолепием отличался Верхний город, где проживали богатые и где находились резиденции царя и первосвященника. Эти кварталы процветали не только за счет поборов с простого населения, но и благодаря тому, что со всего мира сюда стекалась храмовая подать – ежегодные полсикля со взрослых мужчин-иудеев. Это составляло около 1000000 сестерциев в год – на 10000 жителей Верхнего города: такой концентрации средств не знал даже Рим того времени. Верхний город отличался хорошей планировкой и великолепными строениями с мозаичными полами, со стенами, украшенными фресками и лепниной. При раскопках внутри зданий найдены образцы предметов роскоши – от прекрасной стеклянной посуды до каменных кубков и чаш. Богачи наслаждались вином, привезенным из Италии, о чем свидетельствуют найденные амфоры с латинскими клеймами. Полы в некоторых домах выложены мозаикой. Красные, черные и белые камни составляли красивые геометрические рисунки. Штукатурка на стенах раскрашивалась под мрамор. Во дворах – подземные цистерны; дождевая вода стекала в них с крыш. В домах – ванные комнаты, некоторые приспособлены для омовения по иудейскому обряду. На небольшой каменной гирьке, найденной в одном из домов, сохранилось имя ее владельца – Бар-Катрос (см. рис. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

священник Г.Малеванский Догматическая система Оригена I. Предварительное обозрение Личность Оригена . Интерес в изучении догматической системы его. Решение вопросов, служащих к уяснению общаго характера этой системы и подготовляющих к изучению ее. Взгляд Оригена на св. Писание, – как на источное начало богопознания и способ пользования им. Понятие Оригена о голосе Церкви, как о руководительном начале в деле веры (regula fidei). Взгляд Оригена на значение разума в деле веры; ваяние философии на образование его богословской системы. Замечания касательно пользования сочинениями Оригена. Метод и план исследования. В ряду учителей первенствующей церкви Ориген представляет собою личность безспорно самую замечательную слишком выдающуюся пред другими своей славой, своим огромным авторитетом у современников, широтою и разнообразием своей церковно-учительской и особенно церковно¬литературной деятельности. Не в одном только Египте но и во многих других странах древнего христианского мира в Палестине, Каппадокии, Сирии, Финикии, Аравии, Греции, – не в одной только Александрии, но и во многих других городах – в Иерусалиме, Кесарии палестинской, Кесарии каппадокийской, – в Антиохии, Афинах, Никомидии, Бостре, Тире и других, – являлся Ориген с словом то провозвестия, то защиты истины веры Христовой; в одних из этих стран и городов он учительствует безпрерывно многие годы, – в других же появляется только временно – или мимоходом, или по требованию особенных обстоятельств. Такое, если можно так выразиться, пилигримское учительство Оригена , если в – некоторых случаях было делом его собственной личной воли и личных обстоятельств, то в других случаях оно стояло в тесной связи с широкой славой его как знаменитейшего учителя церкви, – славой, которая не только привлекала к нему многих из разных мест, – но и его самого отвлекала ко многим в различные места. Возникают опасные для церкви ереси, появляются слепо-упорные еретики, – Ориген призывается или посылается к ним, как наиболее сильный словом и убеждением, как наиболее способный защитить истину веры, рассеять ересь, образумить, обратить к вере и послушанию церкви еретиков, пред другими непреклонных 1 ; и, что особенно замечательно, не колеблясь доверяют подобные миссии Оригену даже и тогда, когда александрийский собор объявил его отлученным от церкви и лишенным пресвитерского сана 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

Евнапий (345420) – уроженец города Сарды (в античную эпоху столица Лидии, области на западе Малой Азии), ранневизантийский историк. Он учился в Афинах у неоплатоника Проэресия, увлекался философией, риторикой, медициной. Другом Евнапия был придворный врач Юлиана Отступника Оривасий. Перу Евнапия принадлежат исторические сочинения, сохранившиеся лишь в отрывках, и жизнеописания философов-неоплатоников IV в. В духе античности он видит свою главную задачу в том, чтобы «твердо придерживаться истины» в описании исторических событий, охватывающих период от смерти римского императора Клавдия II (270 г.) до 10-го года правления византийского императора Аркадия (377408, император с 395 г.). Главным героем исторического сочинения Евнапия является Юлиан Отступник (провозглашен императором в 360 г.), пытавшийся возродить язычество в ожесточенной борьбе с христианской идеологией. Он изображен как мудрый и справедливый правитель, храбрый и талантливый полководец, смерть которого его солдаты считают величайшим бедствием для страны. Юлиану противопоставлены императоры-христиане Валент (328378, император с 364 г.), Феодосий II (347395, император с 379 г.) и Аркадий, принесшие империи разврат, разруху и беззаконие. Но автор не выступает против императорской власти и считает ее необходимой для государства в том случае, если во главе его стоит достойный правитель. Евномий (IV в.) – приверженец крайних форм арианского рационализма, основатель течения евномианства. Как и его учитель Аэций, он выступал против учения о «единосущии»: хотя сын и подобен отцу, он – не равное ему существо. Евномий дал также свое толкование имени как символического инструмента познания. Пространные изречения Евномия были опровергнуты Василием Кесарийским. Григорий Нисский назвал основателя евномианства «истинным Аэциевым соревнователем». Внутренний и внешний облик Евномия и его учителя Аэция воссоздан в «Церковной истории» Филосторгия. Евсевий Кесарийский (260/265339) – основоположник церковной историографии, оказавший большое влияние на христианскую литературу последующих столетий и на становление византийской государственности. Он учился в школах Кесарии и Антиохии, где изучал греческий, еврейский и латинский языки, сочинения Платона, Пифагора и неоплатоников Плотина, Оригена и др. При Диоклетиане Евсевий подвергся преследованию и был заключен в тюрьму (307 г.) вместе со своим учителем Памфилом, после казни которого (309 г.) его отправили в изгнание. В 313 г. он стал епископом в Кесарии Палестинской. Войдя в доверие к императору Константину I, он принял участие в первом Вселенском соборе в Никее (325 г.), где выступил с благодарственной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010