IV, 1904. 343. Путилин А. Св. Тихон Задонский как пастырь (кандидатское сочинение). Л., 1966. 344. Пчелинцев, свящ. Беседа в день памяти угодника Божия святителя Тихона Задонского//“Воронежские епархиальные ведомости”, 38, 1910. 345. Рассказ из жизни св. Тихона//“Новгородские губернские ведомости”, 2—3, 1861. 346. Рассказы из жизни св. Тихона Задонского Чудотворца. М., 1879. 347. Сагарда Н.И., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента свящ. А. Куреннова “Учение нравственности по творениям св. Тихона Задонского”//“Христианское чтение”, приложение “Журналы Совета за 1912—1913 год”, 1914, апрель, стр. 360. 348. Святитель Тихон на покое. Воронеж, 1911. 349. Сергеенко А., прот. О братолюбии в сочинениях русских святителей. Св. Тихон Задонский//ЖМП, 11, 1965. 350. Скорбин М. Места “делания” святителя Тихона Задонского//“Русский паломник”, 33, 1911. 351. Служба с акафистом Святителю и Чудотворцу Тихону, еп. Воронежскому. Киев, 1882. 352. Сорокин И. Пастырство св. Тихона Задонского (кандидатское сочинение), Загорск, 1949—1950. 353. Угодник Божий святитель Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным. СПб., 1876. 354. Фадеев А.Д. Основные черты веропонимания святителя Тихона//“Воронежская старина”, вып. XI, 1912. 355. Феодор, еп. Отзыв о курсовом сочинении студента свящ. М. Ильинского “Нравственно-христианское учение святителя Тихона   Задонского”//“Богословский вестник”, приложение “Журналы Совета за 1912 год”, 1913, январь, стр. 260. 356. Феофан (Диновски), иером. Жизнь и пастырская деятельность святителя Тихона Задонского (стипендиатский отчет). Загорск, 1968. 357. Фивейский П. Поучение в день памяти св. Тихона (Задонского)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 17, 1908. 358. Филяев В., свящ. Проповедничество святителя Тихона, епископа Воронежского (кандидатское сочинение). Загорск, 1963—1964. 359. Хвалебные песнопения святителю Тихону Задонскому и рассказы из его жизни, переданные самим Святителем. Одесса, 1911. 360. Чеботарев В.И. Записки келейника, материалы для жизнеописания святителя Тихона, епископа Воронежского//“Православное обозрение”, кн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из последних записей 1902 года две касаются будущего старца Варсонофия. 13 декабря: «В монастырском Казанском соборе совершено отцом игуменом пострижение в мантию нескольких монастырских братий и из скитян облечен в мантию отец Павел (Плиханков) с наименованием Варсонофием» (два года тому назад отец Павел был пострижен в монашество по болезни келейно). 29 декабря: «Сего числа рукоположен в сан иеродиакона отбывший для сего 26 декабря в Калугу скитской монах отец Варсонофий». Это была последняя запись в Летописи за 1902 год. Первая же за 1903-й также касается отца Варсонофия. 1 января: «Новолетие. Сего числа в Калуге скитской иеродиакон отец Варсонофий рукоположен в сан иеромонаха» 405 . Записи этого года немногочисленны. Не отмечено даже такое событие, как прославление преподобного Серафима 19 июля. Но отец Варсонофий написал стихотворение: На богомолье (Ко дню открытия мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 19 июля 1903 г.) Как в древности жезлом пророка Моисея Господь творил в Египте чудеса, И чрез святые кости Елисея Воздвигнул к жизни мертвеца, И воду источил из камени в пустыне – Так благодатию Всевышнего Творца Его избранников святые телеса И кости их чудотворят доныне Во всем величии их силы и святыни. Да смолкнут же безумных голоса, Глаголющих на истину гордыню, Отвергшихся от Господа Христа, – Да заградятся их уста. 1 сентября в Летописи записано: «Скитский иеромонах отец Варсонофий, получив назначение помогать отцу скитоначальнику в духовном руководстве скитскими братиями и обращающимися за таким руководительством шамординскими сестрами, перешел в келии, что у скитских врат, которые в свое время занимал блаженной памяти Оптинский старец иеросхимонах Макарий» 406 . Отец Варсонофий, поселившись в этом корпусе, еще не думал, что по Божьему Промыслу будет здесь старчествовать как преемник великих старцев Оптиной. Мнение его о себе и своих дарованиях было самым смиренным. Но смиренным-то Господь и дает благодать. 20 октября 1903 года в Летописи было отмечено: «Скончался проживавший в скиту на покое игумен Феодосий, бывший настоятелем Перемышльского Лютикова монастыря» 407 . Отпевал отца Феодосия архимандрит Агапит с братией. Погребение совершено было на скитском кладбище. Отец Феодосий прожил в Оптинском скиту девять лет. После него остались весьма интересные записки, пользуясь которыми С.А. Нилус здесь же, в Оптиной, написал об этом иноке целую книгу: «Сила Божия и немощь человеческая» (издана Троице-Сергиевой Лаврой в 1908 году). Мы же здесь приведем лишь главные черты жизни отца Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

93 Михаил Федченков – родной брат Ивана Федченкова, будущего митрополита Вениамина. Иван был младше Михаила на два года. Впоследствии Михаил стал фельдшером. Умер от тифа в русско-японскую войну на Дальнем Востоке. (См.: Вениамин (Федченков) , митр. Письма о монашестве. М., 2003. С. 14; Вениамин (Федченков), митр. Записки архиерея. М., 2002. С. 652.) 96 Надежда Афанасьевна Федченкова (ум. после 1955 г.) – родная сестра митрополита Вениамина. Вышла замуж за священника Федора Михайловича Шебалина, настоятеля московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Другая сестра – Елизавета – закончила Тамбовскую женскую гимназию, затем петроградские Высшие бестужевские курсы и преподавала в Кирсановской женской гимназии (с 1918 г. – школа 2, затем 1) русский язык и литературу. Была замужем за Аркадием Онисимовичем Белоусовым, председателем педагогического совета в Кирсановской гимназии, преподавателем физики. Умерла в 1953 г. 101 Великорусское слово; значит: бросается (ввергается) в глаза, представляется; обычно – ложно, мечтательно. – Авт. 104 См. далее о том же случае рассказ «Непонятное» (часть 2 «Из другого мира», глава «Из моей жизни – чудеса»). 109 Иеромонах Исидор Грузинский (в миру – Иоанн Андреевич Козин; ок. 1833–1908) родился в семье крепостных крестьян князей Грузинских в Нижегородской губернии. Духовный сын будущего старца Павел Флоренский писал о нем: «Иоанн родился в тот самый год, когда преставился преподобный Серафим, Саровский Чудотворец... Так или иначе, но в жизнь Иоанна вошел луч от сияния преподобного Серафима. Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его ходила в Саров к старцу Серафиму; святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор...» (Флоренский П.А. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Сочинения: В 4 т. М, 1994. Т. 1. С. 620). Насельником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Иоанн стал в 1852 г. Был келейником у наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева; † 1877; память – 6/19 июля (в Соборе Радонежских святых). В 1860 г. принял монашеский постриг. Перешел на жительство в пустынь Параклит. В 1863 г. рукоположен во иеродиакона, в 1865 г. – во иеромонаха. Побывал на Афоне. Вновь переселился в Гефсиманский скит, где прожил до своей смерти. С 1906 г. был духовником братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

По другим сведениям, при схиархимандрите Иоасафе келейником состоял иеромонах Феофан. — Ред . При почти ежедневных богослужениях, С. А. Нилус по усердию к храму нередко прислуживал священнослужителям во время службы, что и дало повод называть его в домашнем кругу «псаломщиком». Между тем неосведомленные люди распространяли ложные слухи о том, что Нилус занимал должность псаломщика при церкви по назначению епархиальной власти. Это неверно. Село Крутец, в четырех верстах от Александровой слободы (Владимирская губ.). — Ред . Брак между Сергеем Александровичем Нилусом и Еленой Александровной Озеровой был заключен в старости обоих, когда каждому из них было лет по 60 или около того. Он не имел под собою никакой плотской основы, а явился закреплением их долголетней дружбы, установившейся на почве общей им глубокой религиозности. Отец Иоанн Кронштадтский приветствовал при встрече не обычный брачный союз, а теснейшее соединение двух душ, близких его душе по своей религиозной настроенности. Светские родственники и знакомые Нилусов, далекие от религии и не разбиравшиеся в душевных переживаниях двух старых друзей, видели в женитьбе Сергея Александровича карьерные цели, которых на самом деле и в помине не было, и позволяли себе злословить, не имея для этого ни малейшего основания. Ещё один бытописатель Оптиной, прот. Сергий Четвериков , также оставил о преподобном Амвросии книгу. Его труд «Описание жизни Оптинского старца Амвросия» переиздан Братством преп. Германа Аляскинского в 1980 г. Репринт — «Паломник», 1998 г. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Записки православного. Сергиев Посад. 1916. С. 178–179. Там же. С. 179. Сборник «Памяти Константина Николаевича Леонтьева ». СПб. 1911. С. 387–388. Сергей Нилус. Сила Божия и немощь человеческая. В двух частях. Сергиев Посад. 1908. С. 6. Сергей Нилус. Святыня под спудом. Тайны Православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Кн. I. С. 8. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Кн. I. С. 91–92.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Преподобный Сергий посвятил свой монастырь Пресвятой Троице: в Троице видел он то, что его ученик сумел воплотить в знаменитой иконе: вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве . Общину аскетов обозначали словом synodia, что значит караван, идущий по обратному пути к истинной родине, раю (см. П. Евдокимов . Православие. М., 2002, с. 95). А. Гарнак. Монашество, его идеалы и его история. СПб, 1908., с. 30. Архимандрит Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. М., 2002, с. 372. Конечно на Западе, избежавшем прививки принудительного коммунизма. Мужи апостольские, с. 372. Там же, с. 337. Проф. С. И. Смирнов . Духовный отец в древней Восточной Церкви. М., 2005, с. 105. К счастью, не привилось, очевидно потому, что никогда не могло быть исполняемо на уровне заданной св. отцом чистоты. Прот. Георгий Флоровский , указ соч., с. 598-599. Путь на Небо – через Голгофу. Оптинский старец Рафаил (Шейченко). Воспоминания. Письма. М., 2004, с. 33. Преп. Феодор Студит . Наставления монахам. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 594. Архим. Киприан (Керн) . Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). М., 2002. Константин Леонтьев . Записки отшельника. М., 2004, с. 132 – 133. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Письма о подвижнической жизни. М., 1995, с. 59. Заводят келейников (келейниц), иногда по двое – трое, которые даже исподнее стирают начальству! Понятно, ориентируются на раньшее время, XIX век; тогда окончательно устоялся никем уже не оспариваемый обычай принимать в монастыри с солидным денежным взносом, а которые без взноса, т. е. бедные, обрекались работать для пропитания и услуживать богатым; еще Иван Грозный возмущался, что в монастырях бояре не состригают боярства, а холопы не преодолевают холопства; такой вариант христианского равенства и братства совершенно невозможно вообразить в древнем монашестве. Благообразные на поверхностный взгляд времена не случайно завершились чудовищной, в первую очередь для монастырей, катастрофой.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Издаются собрания сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) (трижды репринтом: в 1993 году 307 , в 1996–2001 годах 308 и в 2001 году 309 ), свт. Тихона Задонского , некоторые творения св. Иоанна Кронштадтского . Со временем ситуация меняется к лучшему, и издания начинают выходить перенабором, в хорошем оформлении, а главное – с профессионально выполненными вступительными статьями научного характера, с комментариями и примечаниями, указателями, современными библиографиями и дополнениями, стремящимися учитывать современное положение дел в изучении того или иного русского отца Церкви. Например, собрания сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) публикуются уже с перенабором текста с 2001 года 310 . С 2001 по 2007 год в издательстве «Паломник» вышло восемь томов самого полного откомментированного собрания (отдельные произведения свт. Игнатия публикуются впервые), причем в это собрание вошло и два тома писем, немалое число которых опубликовано также впервые. В целом стоит отметить заслугу следующих православных издательств, занимающихся изданием русских святоотеческих творений: это московские издательства «Паломник», «Отчий дом», «Правило веры», издательство Свято-Троице-Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии, Сретенского монастыря, Псково-Печерского монастыря. Начиная с 1990-х годов не только переиздаются вышедшие ранее сочинения святых отцов Русской Церкви, но и осуществляются новые издания, например с 1991 года публикуется духовное наследие преп. Оптинского старца Варсонофия (Плеханкова) (1845–1913). В 2006 году издательство Троице-Сергиевой Лавры опубликовало все его творения: келейные записки, беседы старца с духовными чадами, духовные стихотворения, посмертное завещание. Также следует упомянуть издание духовного наследия преп. Никона Оптинского в 1998 году: «Преп. Никон Оптинский . Жизнеописание и духовные наставления» (М., 1998. 607 с.). С 1990-х годов начинается издание сочинений и поучений св. прав. Алексия Мечева (I860– 1923): «Из проповедей» (М., 1992), «Советы девушке христианке» (М., 1996); и сщмч. Сергия Мечева , его сына (1892–1941): «Проповеди» (1993), «Письма из ссылки» (М., 1999), «Тайны богослужения» (М., 2001). Стоит отметить и издание дневников св. прав. Иоанна Кронштадтского , и в особенности найденных предсмертных его дневников 1908 года (М.: Отчий дом, 2003). С конца 1990-х издаются письма и дневники просветителя Японии св. равноапостольного Николая, митрополита Японского (Касаткина).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В произведениях Нилуса было опубликовано много личных и монастырских материалов (неизвестных широкому читателю), подробно живописующих подвиги благочестия, аскетизм, мистику, эсхатологизм, присущие русскому Православию XIX — начала XX веков. В основе книги «Сила Божия и немощь человеческая» (Сергиев Посад, 1908) — литературно обработанные автобиографические записки бывшего настоятеля Троицкого Лютикова монастыря игумена Феодосия, а также назидательные истории, изложенные по материалам самовидцев («Самоотверженная игумения», «Несчастный», «Свидетельства живой веры», «Вражья сила»; отдельный очерк посвящен посмертным чудесам святителя Митрофана Воронежского («Из мира Божественной тайны»). Характерное использование диалектной лексики восточных губерний, а также сходство некоторых сюжетных линий свидетельствуют о воздействии на книгу Нилуса «Очарованного странника» Н. С. Лескова. В противоположность Лескову Нилус опирается на систему церковно-духовных авторитетов, послушание которым в основе определяет поведение персонажей. Книга «Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа» («Троицкое Слово», 1910, 1911, отдельное издание — Сергиев Посад, 1911) по мотивам келейных дневников Оптинского летописца иеромонаха Евфимия рассказывает о жизни русского иночества середины XIX века и представляет собой сложный сплав церковного очерка, патериковых повествований, полемической (по отношению к либерально настроенным современникам) публицистики, с вкраплениями монашеских наставлений, апологетическими рассуждениями. Для писательской манеры Нилуса характерно пристальное внимание к пророчествам и откровениям о кончине мира (в основном, XVII–XX bb.). С 1909 года С. А. Нилус начал вести регулярные дневниковые записи, фиксируя чудесные и грозные знамения, очевидцем которых был сам (а также со слов многочисленных рассказчиков). Даже малейший эпизод из жизни верующего в сопоставлении с событиями общезначимыми приобретают для Нилуса определенный отпечаток одного из двух полюсов, между которыми существует современное общество: мир Христа и мир грядущего антихриста.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В своих записях о святом Иоанне после его смерти в 1908-м году Таисия писала: «О, дорогой батюшка! Как много утешал ты меня при жизни, услаждал мне горечь житейского мира! Но и при отшествии твоем немало сладких воспоминаний оставил ты мне». До самой своей кончины игуменья Таисия состояла в обществе памяти отца Иоанна Кронштадтского, печатала статьи о нем в журнале «Кронштадтский пастырь». Игуменья Таисия оставила замечательные воспоминания о праведном Иоанне Кронштадтском. Например, она писала, что батюшка очень любил природу, цветы. Когда их ему дарили, он их целовал, а взяв розу или пион, говорил: «Целую Десницу, создавшую тебя столь дивно, столь прекрасно, благоуханно! О, Творец, Творец! Сколь дивен Ты и в самой самомалейшей травке, в каждом лепестке!» И про ягоды: «Какой Господь-то, Отец наш Небесный, милостивый, добрый, щедрый, всеблагой! Посмотрите, посмотрите: Он не только дает нам насущное, необходимое пропитание, а и услаждает нас, лакомит ягодками, фруктами…». Иконостас в летнем соборе. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский В 1907-м году, за 8 лет до смерти, игуменья Таисия составила духовное завещание, в котором писала, что уже на протяжении нескольких лет чувствует себя крайне немощной, что с трудом исполняет обязанности настоятельницы. Не накопив за свою долгую жизнь ни копейки денег, она завещала монастырю свое достояние – иконы и книги. Блаженная кончина игуменьи наступила 15 января 1915 года. Ровно за 3 года до этого старица видела во сне святого Иоанна Кронштадтского, который известил ее о том, что готовит ей место в Царствии Небесном рядом с собой. Игуменья Таисия была погребена в соборе в честь Похвалы Божией Матери. Из духовного наследия старицы Таисии назовем главные: духовные стихотворения, «Келейные записки игумении Таисии», «Письма к новоначальной инокине», «Беседы с о. Иоанном Кронштадтским». Главную тему «Келейных записок» составляет изложение ее мистического опыта. По поводу «Записок» о. Иоанн Кронштадтский писал: «Дивно, прекрасно, божественно, печатайте в общее назидание». «Письма игумении Таисии к новоначальной инокине» и сегодня поучительны для тех, кто избрал для себя монашеский путь.

http://pravoslavie.ru/154696.html

330 Пушкин А. С. Сочинения. Переписка под редакцией B. Саитова. Т. 1. Письмо к Вяземскому от 9 ноября 1826 т. 331 Бобров С. Записки стихотворца. М.: Мусагет, 1916. C. 13. Книга I. Дерптские письма H. M. Языкова. Примечание 1. 332 Венгеров С. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. 2. СПб., 1891. С. 153. 333 Интересно это понятие целомудрия у интеллигентов. Во всяком случае, оно не ново. Почти 2000 лет тому назад император Адриан, желая почтить надгробными стихами своего друга, поэта Вакония, написал, по словам Апулея ( Apulejus. Apologia/Collection des auteurs Latin. Paris, 1856. P. 209), следующий стих: Lascivus versu, mente pudicus evas... – Распутный стихом, ты был целомудрен душою. Вот язычник, и лучше наших христиан рассуждает, желая любомудрствовать не только о телесном, а и о душевном целомудрии. Но чтобы иметь право произносить свободно и бесстрастно некоторые слова, надо положить на другую чашу весов годы великих подвигов и непрестанной слезной молитвы. См. об этом: «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 6. Дерзость, а также Гл. 5. § 4. Наука... 341 О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита о. иеросхимонаха Александра. Собрано его келейником N. N. [впоследствии, (схи)игумен Герман, настоятель и строитель Зосимовой пустыни]. М., 1908. С. 27. 342 Например, ср. у наших писателей: «Первая любовь: для нее женщина никогда не цель, а только средство: образ женщины избирает она как предлог для своего существования. Лопухина ли, Сушкова ли, та или иная дама, все равно. «Люблю мечты моей созданье... " » (Садовской Б. Ледоход/Статьи и заметки. Петроград, 1916. С. 14). 343 Под «ищут» я разумею первоначальный момент этого чувства, еще ни разу не испытанного. А когда, «ожегшись» раз или два, продолжают поиски, тогда демоны понемногу подсовывают ищущим уже более горючий материал, и «идеализм» их начинает бледнеть. Раньше «ничего» не требовали, а теперь хотя и «кое-что», а все-таки желательствуют... 344 См.: Никон, архиеп. Толкование на Евангелие от Матфея 5, 28 /Троицкие Листки. Вып. XXI. 1896. С. 110. Но раз, скажут, «муж и жена суть единое существо», значит, какая-то любовь все-таки дозволена? Как же не дозволена, конечно, дозволена, даже больше – заповедана, и не только к любящим нас, но и к врагам ( Мф. 5, 46–47 ). Но я ведь не о любви говорю, а о страсти и о том еще, что часто люди принимают за самую чистую любовь то, что есть гнусная страсть, искусно демоном укрытая под красивыми мыслями, словами и поступками.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   — Христос — моя Си-и-ла, Бог и Госпо-одь!    И теперь мне предстояло упражняться в “Законе” через И. Ф.    “Как-нибудь уже старайтесь, хлопочите... во спасение обоих...”    И еще 11 лет пришлось мне “стараться”. Много всякого было... Но не об нас, немощных, речь. Потому ворочусь к дивному старцу Божию...    Должно быть, я после этой встречи его не видел уже. Так он и запечатлелся в моем сознании — смеющимся, ласковым. Он уже был “из того мира”. Он был — христолюбивый сын Любви. Воистину — соль земли.    ...Вероятно, года через два-три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки.    Об этом — особо. Смерть праведника    Один из близких учеников и почитателей батюшки о. Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне:    “Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит:    — Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто-нибудь наблюдал таинство смерти.    Так и сказал: “святые”.    “Батюшка был сам святой”, — не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. “Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный”.    Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки († 4 февраля 1908 г.).    “Святые не любили”... Как он сравнивал себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича:    — Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы!    Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал Апостол Любви Иоанн:     “Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.” (1 Ин. 4:17—18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010