Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАФИЗМА [греч. κθισμα], обозначение разделов богослужебной Псалтири в совр. правосл. традиции: в рукописях и изданиях Псалтири, предназначенных для богослужения или келейного молитвенного чтения, 150 библейских псалмов разделены на 20 К., за которыми, как правило, следует серия библейских песней . Термин В визант. текстах слово κθισμα, образованное от глагола «καθζω» (сидеть), употребляется в различных значениях: к.-л. сиденья вообще, имп. ложи на К-польском ипподроме и проч. (см.: Lampe. Lexicon. P. 690; ODB. Vol. 2. P. 1116). В визант. гимнографии термином κθισμα обозначается один из видов монострофных песнопений - седален (см.: Arranz. Typicon. P. 407; ODB. Vol. 2. P. 1116). В отношении частей Псалтири слово κθισμα стало систематически употребляться с VIII-IX вв. В более древних памятниках разделы Псалтири, соответствующие скорее совр. «Славам», а не К., называются «антифонами» либо «статиями» (στσεις), т. е. «стояниями», поскольку псалмопение осуществлялось стоя (ПБЭ. Т. 9. С. 302). Периоды псалмопения чередовались с периодами отдыха, когда разрешалось присесть (в это время молящиеся могли, напр., слушать уставные чтения), и для указания на это в Псалтирях могла ставиться особая пометка: κθισμα. Но со временем подобные пометки, вероятно, стали восприниматься уже в качестве обозначения самих разделов Псалтири. При этом до XIV в. в греч. рукописной традиции слово «кафизма» все еще ставилось в конце, а не в начале разделов Псалтири (см.: Parpulov. 2010. P. 89. Not. 52). Впервые в этом значении термин κθισμα зафиксирован в хранящейся в центральной б-ке Цюриха «пурпурной» Псалтири (ркп. выполнена на пергамене соответствующего цвета - см.: Crisci Е., Eggenberger Chr., Fuchs R., Oltrogge D. Il Salterio purpureo Zentralbibliothek Zürich, RP 1//Segno e testo. Cassino, 2007. Vol. 5. P. 31-98). Термин встречается здесь 20 раз, причем он был добавлен в оригинальный текст не позже 80-х гг. VIII в. (также см.: Parpulov. 2010. Р. 89. Not. 51). В том же значении слово κθισμα употребляется в некоторых синайских Псалтирях IX в. (напр., Sinait. gr. 30 - см.: Weitzmann, Galavaris. 1990. Pl. XXIX, 3).

http://pravenc.ru/text/кафизмы.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ратоборец духа: Схииеродиакон Агапий Ратоборец духа: Схииеродиакон Агапий Схииеродиакон Агапий родом был из южных пределов Российской империи и еще в конце XVIII века поступил в Свято-Ильинский скит, где он был пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Почти 30 лет он безропотно и с любовью к братьям во Христе нес в скиту различные послушания. За его безграничную любовь к Богу и людям старцы нарекли его именем Агапий (греч. любовь). Около 1818 года его постригли в схиму с тем же именем, и после этого он восхотел поработать Господу Богу один в пустыне, в безмолвии и, получив благословение от старцев скита, вселился в глухой пустыне между гор, в долине, в непроходимом лесу. Отец Агапий учил, что одиночество — это зеркало души, человек, только оставшись один на один со своим внутренним миром, может реально оценить состояние своей души и, соответственно, принять меры для его оздоровления. Но на келлии в одиночестве можно выстоять только при соблюдении трех условий: во-первых, подвижник должен всеми своими наблюдениями и заключениями немедленно делиться со своим духовным отцом; во-вторых, у него должен быть четкий распорядок дня — келейный устав, расписанный поминутно, который в точности он должен соблюдать; в-третьих, он должен неуклонно исполнять правило непрестанного богомыслия, то есть беспрерывного памятования о Боге: если молится, то он должен молиться умно-сердечной молитвой, если не молится, то должен читать Священное Писание и другие богодухновенные книги. Если же подвижник в пустыне не молится и не читает, то хотя бы размышляет о Боге. А если ничего вышеназванного не хочется делать, то надо петь о Боге. Пение вслух — очень хорошее средство против уныния. А когда вернется молитвенный настрой, то вновь необходимо приступать к молитве. Ни минуты без Христа — вот главное делание отшельника. И если он сможет четко держаться вышеуказанных правил, то ему не страшны никакие бесовские ухищрения. Если же хоть одно из этих условий будет нарушено, то враг однозначно обхитрит его, и он или впадет в прелесть, или сойдет с ума.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

ПРАВИЛА Богоносные отцы наши… установили и еще правила келейные, противу силы и возможности и произволения каждого, и проходили: иные много… иные меньше, другие еще меньше, смотря по мере сил своих и по усмотрению наставников их… (III, 1, 11). Молитвенные правила каждый совершает по мере своих сил и с благословения наставника …Касательно правила, что ты чувствуешь себя не в состоянии исполнять оное по немощи телесной, то на сие скажу, что святые отцы не налагают нам силки и не принуждают проходить правила или подвига выше сил, но по силе нашей, а наипаче при болезни телесной. Св. Исаак Сирин (в Слове 41) пишет: «и сие же уразумей, о рассудительне, яко не за дела изобильные правил, яко да сия соделаем – вселение уединеннически со душами нашими и безмолвие творим», и ниже: «но и тяжкие недуги, иже посизаху их, со сладостию терпяху во всем животе своем, от нихже ниже поне стати на ногах своих, или молитву обычную приносити, или славословити усты своими можаху; но ниже псалом, ниже ино что от совершаемых телом творяху. И удовле тем телесная немощь и безмолвие вместо всех правил; и сей образ во всех днех живота их бе». Тот же святой (в 71 Слове) говорит: «не о псалмех в день он осудит нас Бог, ниже о праздности, яже о молитве, но зане оставлением сих вход бывает бесовом». Слова сии, очевидно, относятся к здравым телом, вразумляя их, как опасно оставлять положенные правила, и когда для здравых полагает такое рассуждение о правиле, что не истяжет Бог, то кольми паче о больных, которые, не имея сил исполнять правила, по одной болезни могут быть свободны от оного вреда (II, 117,176). Правило не для всех одно может быть полезно, потому что схимники не одинаковы, по различной крепости телесной и неодинаковому разуму и ведению духовному. Каждый из них должен смотреть на свои силы телесные и душевные и по своей мере простираться и к деланию духовному, внешнему и внутреннему, всегда памятуя то, что внешнее и видимое подобно только листвиям, а внутреннее – плодам, и что телесные добродетели – только орудия душевных. «Истинный же прямых христиан чин есть внутренний, – по слову св. Макария Египетского , – и не должен кто-либо в единых точию внешних твердое полагати упование» (III, 44,115–116). Внутренний труд всем необходим

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Пределы задачи: изучение преимущественно мелких черт нравственного облика Филарета, выражавшихся в частной и обыденной жизни; интерес этого изучения. – Взгляд на психологическое состояние его, тогда еще учителя Лаврской семинарии, при решении вопроса о выборе жизненного пути; о чем свидетельствует это психологическое состояние? Почему он избрал путь иночества? Правило его жизни: думать и помнить о себе как можно меньше, а о других возможно больше. – Неприхотливая домашняя жизнь митрополита Филарета (непритязательность в столе, боязнь его допустить какую-либо роскошь в этом отношении исключительно для себя, любопытные случаи в этом роде. – его московское садоводство). – Смирение и скромность покойного святителя: мысли его о смирении и стремление его к научению и вразумлению со стороны других; – примеры смирения и скромности в отношении к подчиненным; – его отношение к порицаниям и порицателям (дело просвирни Авдотьи Смирновой; звонарский дьякон), а равно и к клеветникам. – Письма Филарета к лаврскому наместнику архимандриту Антонию, как замечательный памятник смирения и скромности московского святителя, характеристика его на основании этих писем. – Простота в отношениях его к другим: отвращение от лести и похвал, самоотверженное пренебрежение личным спокойствием, замечательная его доступность (воспоминания по этому поводу епископа Никодима). – Старания святителя осуществлять христианскую любовь к ближним: его страх причинить обиду другому (мысли его по этому поводу); поучительные примеры его снисходительности к ближним: мирским людям, священнослужителям (ризоположенский священник в роли публичного изобличителя ересей Филарета) и к монахам; – чисто родственное внимание и заботливость о так называемой низшей братии (например, о послушниках и послушницах, о своих келейниках и слугах, – о некоторых из них даже и после смерти); любопытный случай послушания Филарета письменной просьбе якутского мещанина. – Остроумие и острословие митрополита Филарета, – образцы его остроумия, значение этой стороны его духовной личности для характеристики нравственного его образа. – Несколько замечаний по поводу некоторых обвинений на московского иерарха, встречающихся в печати и слышащихся изустно, и в особенности по поводу обвинения его в недостатке «дерзновения». – Высота нравственной личности митрополита Филарета. – Два кратких отзыва о покойном святителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны с акафистом Иисусу Сладчайшему Глас 2. Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися. Иисусу Сладчайшему: Припев: Иисусе Сладчайший, спаси мя. Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе долготерпеливе, души моей язвы исцели, Иисусе, и услади сердце моё, Многомилостиве, молюся, Иисусе Спасе мой, да величаю Тя, спасаемый. Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе, отверзи покаяния ми дверь, человеколюбче Иисусе, и приими мя, Тебе припадающа и тепле просяща, Иисусе Спасе мой, согрешений прощения. Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе, исхити мя из руки льстиваго велиара, Иисусе, и сотвори деснаго предстоятеля славы Твоей, Иисусе Спасе мой, части шуия мя избавляяй. Богородичен: Иисуса рождшая Бога, Владычице, моли о непотребных рабех, Пречистая, яко да муки молитвами Твоими избавимся, Нескверная, оскверненнии, славы присносущныя наслаждающеся. Пресвятей Богородице: Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси. Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная. Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавится ми лютых; к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление. Недугующа телом и душею посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати, яко благая, Благаго же родительница. Ангелу Хранителю: Иисусу: Господи Иисусе Христе, Боже мой, помилуй мя. Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби безплотному Ангелу, наставнику и хранителю моему. Припев: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне. Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене погибающа. Слава: Ум мой твоею молитвою направи творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

http://azbyka.ru/molitvoslov/inocheskoe-...

Светильник под спудом. Часть 3. Жития учеников схимонаха Досифея /л. 19/Житие монаха Савватия, ученика схимонаха Досифея Саровская пустынь Еще поведаю вам поученице схимонаха Досифея о монахе Савватии, в его лета был [...] такожде честно жив смиренное и послушливое и богоугодное житие имел до кончины жизни своея, подражив бо житию отца своего и учителя. Ибо сей монах Савватий как еще не пострижен быв, пленен был в Турецкую землю и был в полону пятнадесять лет, и просил тамо Господа Бога и его Богоматерь, чтобы ему из полону свободитца, а за оное обещание свое положил в доме Ея Богоматери в Саровской пустыни пострищися. И вскоре молитвами Богоматере Бог его из полону освободил. И он, любве ради Божия, остави жену и чад по обещанию своему в Саровской пустыне сей и пострижеся, и жив в монашестве на обещании своем лет с двадесять, и никуды из сея пустыни не выходил, ниже в дому своему когда бывал, и жил честно как монаху подобает жить по обещанию своему в молитвах и слезах; правило свое исправлял/л. 19 об./и наипаче подкрепляем был душеполезною беседою учителем своим оным схимонахом Досифеем, по писанию: брат братом подкрепляем аки град тверд и подпора. Ибо сей Савватий такожде лет с шесть ни скоромнаго ни рыбы не вкушал, как и учитель его кроме праздников, а года за два до кончины своея и по праздникам уже скоромного и рыбы не вкушал. Писано есть каков бо учитель таковы бывают и ученицы; и как оба в совете и в духовной любви пребывали и во единой перегороженной келлии жили и вкупе Господу служили, сице оба почти вкупе и скончались, такожде по болезни своей в пятый день. Знатно схимонах Досифей возлюбленнаго ученика своего к себе взял, ибо любовь духовная не точию зде, но и тамо пред Богом желают вкупе неразлучно пребывати и вкупе насыщаться и наслаждатися блаженныя вечныя жизни. Блаженно бо еже с братиею вкупе единомысленно в духовной любви добродетельно пожить и Ему Создателю всеусердно вкупе с братиею послужить, якоже Пророк глаголет: как добро и как красно еже жити братии вкупе./л. 20/Но еще и сице о сем повествуется во святом писании: аще хощеши боятися Бога прилепися к боящемуся Бога, то и ты научишися боятися Бога, ибо схимонах Досифей келейнаго брата сего приснаго же ученика своего монаха Савватия во всей жизни своей много пользовал его душеполезными словесы своими; а наипаче пред кончиною своею, знатно оную себе, и помянутому Савватию предуведа, и в полунощь к нему прихождая, вещал ему более о сем, еже бы всегда приуготовляти себя к смертному исходу, и часто подтверждал ему сия словеса, уде мы с тобою на самой близкой кончине жизнь сию доживаем.

http://pravoslavie.ru/3380.html

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ XII. Хранение совести при несении послушания. по беседам преподобного Илариона Оптинского (1805 – 1873) 1. Следование воле своего наставника Желая оставить мир, нам должно оставить и прежние свои навыки и во всем последовать воле своего наставника, которому себя, по благословению настоятеля, мы вручаем. По своей воле никто ничего не должен делать и начинать, хотя бы что и доброе было, как-то: келейное, молитвенное правило, чтение какой-либо книги, пощение, рукоделие и всякие другие подвиги или труды, но прежде объявить отцу своему духовному, положиться на его рассуждение, и со смирением просить его совета. Господи, в приходской жизни, когда мы вливаемся в приходские труды, мы обязаны оставить свои прежние навыки и во всем последовать воле своего наставника и все делать с его благословения. Мы же этого благословения не ищем, прежде совершения даже доброго дела не просим со смирением у него совета на его исполнение. Прости нас, Господи, за следование в приходских делах своей воле, а не воле духовных наставников. Ищущий спасения должен добровольно и чистосердечно открывать отцу все свои помыслы, как добрые, так и порочные. Враг ратует на нас через помыслы, развращая ум и сердце и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровение помыслов получается и прощение, и примерное духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и диавола. Не стыдись обнажать струны твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи твои и посрамление, чтобы через него избежать вечного стыда. Господи, мы не умеем добровольно и чистосердечно открывать духовному отцу своему все свои помыслы, как добрые, так и порочные. Прости нас. Через откровение же помыслов мы сподобимся и прощение получить, и примерное духовное наставление о том, как победить мир, плоть и диавола. Скрывая же свои помыслы, мы лишаем себя ожидаемой победы. Прости нас, Господи. И еще, Господи, мы стыдимся обнажать струны свои духовному наставнику и, тем более, не готовы бываем принять от него посрамление за свои грехи и через него избежать вечного стыда. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Часть четвертая. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников разных русских обителей на Афоне (келютов, отшельников, сиромах) Схииеродиакон Агапий Схииеродиакон Агапий 482 был великороссом и еще в конце века поступил в Свято-Ильинский скит, где он был пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Почти 30 лет он безропотно и с любовью к братиям во Христе нес в скиту различные послушания. За его безграничную любовь к Богу и людям старцы нарекли его именем Агапий (греч. любовь). Около 1818 года его постригли в схиму с тем же именем, и после этого он восхотел поработать Господу Богу один в пустыне, в безмолвии и, получив благословение от старцев скита, вселился в глухой пустыне между гор, в долине, в непроходимом лесу. Отец Агапий учил, что одиночество – это зеркало души, человек, только оставшись один на один со своим внутренним миром, может реально оценить состояние своей души и, соответственно, принять меры для его оздоровления. Но на келлии в одиночестве можно выстоять только при соблюдении трех условий: во-первых, подвижник должен всеми своими наблюдениями и заключениями немедленно делиться со своим духовным отцом; во-вторых, у него должен быть четкий распорядок дня – келейный устав, расписанный поминутно, который в точности он должен соблюдать; в-третьих, он должен неуклонно исполнять правило непрестанного богомыслия, т. е. беспрерывного памятования о Боге: если молится, то он должен молиться умно-сердечной молитвой, если не молится, то должен читать Священное Писание и другие богодухновенные книги. Если же подвижник в пустыне не молится и не читает, то хотя бы размышляет о Боге. А если ничего вышеназванного не хочется делать, то надо петь о Боге. Пение вслух – очень хорошее средство против уныния. А когда вернется молитвенный настрой, то вновь необходимо приступать к молитве. Ни минуты без Христа – вот главное делание отшельника. И если он сможет четко держаться вышеуказанных правил, то ему не страшны никакие бесовские ухищрения. Если же хоть одно из этих условий будет нарушено, то враг однозначно обхитрит его, и он или впадет в прелесть, или сойдет с ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго Скачать epub pdf Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года Предисловие Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц ( Правило святого Тимофея Александрийского, 14 ), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения. В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы. Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца  Льва Оптинского . Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких. Ваш браузер не поддерживает html5 аудио... Благословен Бог наш: Трисвятое по Отче наш : Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене,/ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи,/яко немощен есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XIII. Для биографии царского иконописца Симона Федоровича Ушакова Житие Илариона, митрополита Суздальского († 1707 г.), составленное по устным рассказам и келейным запискам 388 в первой четверти XVIII в., в высокой степени интересно и важно для истории русского быта и нравов конца XVII столетия. Приезжая в Москву, Иларион обыкновенно останавливался в доме у царского живописца Симона Федоровича Ушакова, который был ему в родстве. У него же останавливались и старцы, которых посылал в Москву Иларион из своей Флорищевой пустыни. Однажды трое старцев, гостившие у живописца Ушакова, поздно вечером отправляли заповеданное им монастырское правило, воссылая к Богу свои прилежные молитвы со слезами, и вдруг от богодуховных уст их начало исходить огненное пламя до самых небес, между тем как в храмине не было зажжено ни одной свечи. И увидели тот огонь, до небес восходящий, сторожа, стоящие у Спасских ворот города Кремля, очень смутились и пристально стали смотреть в ту сторону, полагая, что это пожар. Потом пришли в удивление от необычайного пламени, и между собою говорили: если бы что загорелось, то теперь было бы больше полымя и появился бы сильный дым; а этот пламень без дыма, и каков был сначала, таков и теперь. И посоветовавшись, пошли они на тот пламень, чтоб разведать истину, и дошли до дома, где пребывали в молитве ученики Илариона. Симон Ушаков ввел их в храмину, к молящимся старцам, но там не было никакого огня, ни света; а когда стражи от них вышли, огонь опять начал от той храмины восходить до небес. И познали тогда и пришедшие, и хозяин дома, что пламень тот не иное что, как молитвы, которые восходят к Богу от уст тех благочестивых старцев. Известно, что митрополит Иларион прилагал большое старание о церковном благолепии и покровительствовал успехам церковного пения, зодчества и живописи. В последнем деле много способствовал ему его даровитый родственник, умевший соединить с благочестивыми преданиями старины все прекрасное, что только доходило в его мастерскую с Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010