Епископ Евгений (Йованович; 1839–1854) особое внимание уделял административным реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858–1859), Петр (Йованович; 1859–1864), Лукиан (Николаевич; 1865–1872), Феофан (Живкович; 1874–1890) построил новое здание епископского дома, Михаил (Груич; 1891–1914), Иларион (Зеремский; 1920–1931), при Максимилиан (Хайдин; 1932–1936) был упорядочен епархиальный архив и принято несколько новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на которых служили около 150 священников. Во время II Мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали епископа Савву (Трлаича; 1938–1941) перехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпич. В основном от рук усташей погибли 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадали, разрушены 2 капеллы и 84 приходских дома. Были полностью уничтожены 154 церковных архива, 13 разграблены. Из 171 церковной библиотеки 154 уничтожены и 17 разграблены. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. После окончания II Мировой войны епископ Никанор (Иличич; 1947–1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до середины 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру епископа Симеона (Злоковича; 1951–1990) Горно-Карловацкая епархия находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и около 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991–1999 гг. на кафедре был епископ Никанор (Богунович). Горно-Карловацкая епархия сильно пострадала во время военных действий 1991–1995 гг. Были разрушены около 30 и сильно пострадали около 45 правосланых церквей. Взорваны 8 и пострадали 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор святителя Николая (1785–1787) в Карловаце в православное Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католическое Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из церкви святых архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи святого Феодора Комоговинского. Большинство сербского населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен были заброшены.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Еп. Евгений (Йованович; 1839-1854) особое внимание уделял адм. реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858-1859), Петр (Йованович; 1859-1864), Лукиан (Николаевич ; 1865-1872), Феофан (Живкович ; 1874-1890, построил новое здание епископского дома), Михаил (Груич ; 1891-1914), Иларион (Зеремский; 1920-1931), при Максимилиане (Хайдине; 1932-1936) был упорядочен епархиальный архив и принято неск. новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на к-рых служили ок. 150 священников. Во время второй мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали еп. Савву (Трлаича ; 1938-1941) переехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпиче. От рук усташей погибло 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадало, разрушено 2 капеллы и 84 приходских дома. Было полностью уничтожено 154 церковных архива, 13 - разграблено. Из 171 церковной б-ки 154 уничтожено и 17 разграблено. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. По окончании второй мировой войны еп. Никанор (Иличич; 1947-1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до сер. 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру еп. Симеона (Злоковича ; 1951-1990) Г.-К. е. находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и ок. 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991-1999 гг. на кафедре был еп. Никанор (Богунович). Г.-К. е. сильно пострадала во время военных действий 1991-1995 гг. Было разрушено ок. 30 и сильно пострадало ок. 45 правосл. церквей. Взорвано 8 и пострадало 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор свт. Николая (1785-1787) в Карловаце в правосл. Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католич. Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи св. Феодора Комоговинского . Большинство серб. населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен было заброшено.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Патриарх Иосиф готовил Н. в свои преемники, но путь того к епископству оказался сложным. В 1853 г. он стал настоятелем мон-ря Крушедол . После внезапной смерти еп. Горно-Карловацкого Сергия (Качанского), Н. 1 янв. 1859 г. получил мандат на управление овдовевшей епархией, но епископом стал Петр (Йованович) , а Н. вернулся в Крушедол. 11 июня 1861 г. в г. Сремски-Карловци патриарх Иосиф хиротонисал его в викарного епископа. После смерти еп. Пакрацкого Стефана (Крагуевича; 25 янв. 1864) Н. назначили администратором, а в авг. того же года избрали епископом Пакрацким (см. в ст. Славонская епархия ). По мнению Г. Васина, Н. будучи одним из самых образованных представителей Церкви и прекрасным оратором, часто задавал тон дискуссиям на серб. церковно-народных соборах, начиная с Благовещенского собора 1861 г. и кончая собором 1871 г. ( Васин. 2015). Он считался ярким последователем консерватизма, всегда подчеркивал роль Церкви в сохранении серб. национальной идентичности в Австро-Венгрии, полагал недопустимым вмешательство светских властей в дела Церкви и критиковал предложения либералов о необходимости реформирования сербских школ в духе времени. После смерти патриарха Самуила (Маширевича ; 20 янв. 1870) администратором был поставлен еп. Будимский Арсений (Стойкович). Но в 1872 г. по указанию императора еп. Арсений вернулся в свою епархию, а Н. стал новым администратором. Члены Народной партии расценили его назначение как намерение властей сделать Н. патриархом и отказались поддержать его кандидатуру на выборах патриарха. В результате патриархом стал Прокопий (Ивачкович) , к-рый не смог управлять митрополией и через неск. лет был почислен на пенсию. Н. вернулся в Пакрац и до конца жизни не посещал Сремски-Карловци. Н. посвятил себя делам епархии и творчеству. Он построил резиденцию в Пакраце (разрушена во время гражданской войны в 1991), заботился о епархиальных мон-рях и поддерживал деятельность 36 вероисповедных школ, в 1871 г. открыл семинарию (богословию) в Пакраце, но власти вскоре ее закрыли. Основал несколько фондов для оказания помощи сербским вдовам и сиротам.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

той же деревни Липовой помещика Григорья Степанова сына Кондырева дворовые люди и крестьяне; той же деревни Липовой помещика Никиты Иванова сына Кондырева дворовые люди и крестьяне; той же деревни помещика Ивана Степановича Игнатьева дворовые дюди и крестьяне; деревни Катыревой княгини Натальи Федотовны Шеховской дворовые люди и крестьяне; деревни Катыревой однадворцы; той же деревни помещика Степана Антипова сына Грецова крестьяне; той же деревни помещика Семена Иванова сына Игнатьева крестьяне; той же деревни помещика Николая Федорова сына Ладыженского дворовые люди; той же деревни помещика Евграфа Яковлева сына Баскакова дворовые люди и крестьяне; деревни Гниловой помещицы княгини Натальи Федотовны Шеховской дворовые люди и крестьяне. 50) 44, лл. 262–277. Села Петровскаго, Нарышкино тож, церковь Святых апостолов Петра и Павла. 1 . Тоя церкви иерей Максим Иродионов (41), жена ево Феодора Петрова (41), дети их – Андрей (20), Козма (18), Гаврила (14), Евдокея (10), Георгий (5), Михайла (3), у Андрея жена Екатерина Алексеева (20). 2 . Диякон Фотий Александров вдов (40), мать ево вдова Матрона Сидорова (64). 3 . Дьячек Елиозар Иродионов (30), жена ево Ксения Иванова (30), дети их – Александр (10), Афонасей (6), Иродион (4); бывшаго пономаря Василья дети – Василей (12), Акилина (4). Прихожане: генерала Семена Кириловича Нарышкина крестьяне того села; того ж села Петровскаго полковника Сергея Ивановича Леонтьева дворовые люди и крестьяне; вышепомянутого генерала и кавалера Семена Кириловича Нарышкина селца Качанскаго во дворе всякие деловыя люди (л. 269 об.) – прикащик, конюхи, крестьяне; в деревне Катаревой жительствующия Крапивенския купцы – вдова Стефанида Васильева (49), дети её – Алексей (17), Анна (14), Александра (30), жена ево Пелагея Васильева (30), дети их – Наталия (6), Анна (4), Наталия (1); в деревни Катаревой полковника Александр Иванова сына ..? (фамилия непонятна – М.Р.) дворовые люди (л. 276); аднадворцы – той же деревни подпорутчик Анисим Кутепов (62), Фотей Минаев сын Кутепов (59), жена ево Ульяна Лаврентьева (58), дети их – Трифон (30), Евсегней (9), Анна (7), Сафрон (1), у Трифона жена Евдокея Иванова (30), дети их – Спиридон (9).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗДИН ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в. [Реметак, Мунар, серб. Бездин манастир] Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в румын. части Баната, неподалеку от с. Мунар. Основан в 1520 г. как муж. мон-рь на месте древней церкви тщанием архим. Иоасафа (Милутиновича) и эконома иером. Леонтия (Богоевича) на земле, принадлежавшей известному серб. роду Якшичей. Самое раннее письменное упоминание о мон-ре - запись 1539 г. в Псалтири Божидара Вуковича. Церковь представляла собой скромную постройку, имевшую триконховый план, четырехгранные апсиды, образующие изнутри полукружие. Б. м. много раз обновлялся: в 1781 г. был достроен притвор и изменена колокольня, высокая звонница над зап. входом построена в 1789 г., кровля храма была покрыта листовым железом, колокольня и глава - медью в 1888 г. Основная часть монастырских корпусов возведена в 1746 г. Церковь была расписана в 1592 г., большая часть фресок обновлена в сер. XVIII в. и в 1781 г. В алтарной части помещена большая композиция «Введения во храм Пресв. Богородицы», в клиросных апсидах (певничках), на пилястрах и куполах расположены сцены из земной жизни Христа. На сводах - фрагменты акафиста Пресв. Богородице. Первый иконостас был написан в 1753 г. арадским живописцем С. Тенецким, в 1802 г. он был заменен иконостасом работы И. Орфелина; резьбу исполнил А. Маркович. Ф. Гостинчар расписал в 1887 г. монастырскую часовню, настенная роспись в трапезной выполнена в 1914 г. С. Алексичем . В 1737 г. в Б. м. вместе с игум. Феодосием (Веселиновичем) перешло братство мон-ря Винча, находившееся под Белградом и покинувшее свою обитель из-за тур. поселенцев. Они принесли с собой чудотворную икону Винчанской Богородицы и царские врата. С 1740 г. в мон-ре вели архивные записи о происходивших событиях. В XVIII в. при мон-ре существовала школа с богатой б-кой. Из числа братии мон-ря были избраны мн. епископы СПЦ: Павел (Авакумович), Герасим (Адамович), Моисей (Микович), Сергий (Качанский), Феофан (Живкович), Нестор (Йованович). Возобновлен на рубеже XX-XXI вв. как жен. мон-рь, единственная насельница - игумения мон-ря. Лит: Зеремски И. Српски манастири в Банату. Ср. Карловци, 1907. С. 99-132; Бугарски С. Српско у Pyмyhuju. Темишвар; Београд; Нови Сад, 1995. С. 63-69; В. Српски споменици у Pyмyhuju. Суботица, 1996. С. 49-65; M. Српски манастири у Банату. Београд, 2000. С. 111-144. Сл. Милеуснич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77806.html