Стены внутри храма расписаны древними христианскими орнаментами в византийском вкусе. Иконостасы трех приделов украшены иконами работы профессоров академии художеств. Строительство храма вёл подрядчик - академик Чагин, а наблюдение за постройкою осуществлял архитектор, академик Роберт Юлиевич Флуг, исполнивший и чертежи иконостаса для нового храма. На постройку собора, через выделенные государством Министерству Внутренних Дел, отвечающему за строительство православных храмов в Прибалтийских губерниях, с утварью, ризницею, богослужебными книгами и прочими принадлежностями израсходовано 561 504 рубля 16 копеек. Не считая стоимости 25719 рублей – 12 колоколов,пожертвованных лично Государем Императором Александром 3-м. Собор зданием каменный - трёхпридельный. Первый - главный придел - во имя Рождества Христа Спасителя. Второй - во имя Александра Невского. Третий - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Источники: ЛГИА, фонд 4754, оп. 2, дело 226. Лист 1. Ведомость о Рижском кафедральном во имя Рождества Христа Спасителя соборе за 1910 год. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1258 Переписка РДК по иконостасу Кафедрального собора, по иконам и др. Прибавления к церковным ведомостям 46 за 1900 год, стр. 1878-1879. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1271 «О покупке каменного дома для помещения причта Рижского Кафедрального собора». Начато 25.04.1894г. Окончено 19.12.1905г. Рижский кафедральный собор Рождества Христова построен по проекту петербургского академика-архитектора Роберта Августа Пфлуга (1832-1885). В конкурсе подрядчиков на строительство собора победил губернский архитектор Виленского края Николай Михайлович Чагин (1823-1909), осуществивший этот проект. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Первоначальный иконостас с иконами В.В. Верещагина, К. Шамшина, Васильева не сохранился. В настоящее время установлен новый иконостас с иконами современного письма в каноническом стиле. В 2006 году покрашены фасады. Собор ориентирован алтарем на северо-запад, подчиняясь градостроительной ситуации с размещением главного входа в сторону главной улицы города. В Латвии уже не один десяток лет действует крупнейший проект «Свет» по восстановлению памятников культуры. В его рамках было завершено золочение купола кафедрального Христорождественского собора Риги. ( видеосюжет на телеканале СОЮЗ ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06263

Празднование Собору Липецких святых было установлено 8 июня 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти еп. Липецкого сщмч. Уара (Шмарина) , 10 сент. Написана икона святых Собора (находится в липецком кафедральном Христорождественском соборе), составлена служба, издано 1-е собрание житий святых, включенных в Собор (Собор святых Липецкой земли: Сб. житий Липецких и Елецких святых/Сост.: прот. Н. Стаднюк, А. А. Найдёнов, А. И. Чеснокова. Липецк, 2013). К наиболее почитаемым святыням Л. м. относятся: Липецкая Страстная икона Божией Матери в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова, Корсунская икона Божией Матери в усманском Богоявленском соборе, Владимирская икона Божией Матери в Троекуровском Иларионовском во имя вмч. Димитрия Солунского женском монастыре , икона Св. Троицы в лебедянском во имя Св. Троицы женском монастыре, Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском соборе г. Данкова, Тихвинская икона Божией Матери в Раненбургской Петропавловской пустыни , список Елецкой иконы Божией Матери в елецком Вознесенском соборе. Во Владимирском соборе задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря находится рака с мощами свт. Тихона Задонского; в Троекуровском монастыре почивают мощи затворника прп. Илариона (Фомина); в Сезёновском в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновском женском монастыре - мощи затворника прп. Иоанна (Быкова; 1791-1839). С памятью свт. Тихона Задонского связаны св. источники близ задонского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря, задонского Тюнина (Тюнинского) Богородице-Тихоновского в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» женского монастыря и задонского Тихоновского в честь Преображения Господня женского монастыря . Почитаются верующими св. источники близ Троекуровского Иларионовского мон-ря и Раненбургской Петропавловской пуст., а также у сел: Каменное Грязинского р-на, Дубовое Чаплыгинского р-на, Головинщино Лев-Толстовского р-на, Борисовка Добровского р-на, Перехваль и Головинщино Данковского р-на, Преображенье Измалковского р-на.

http://pravenc.ru/text/2110528.html

Arhiva Icoana fctoare de minuni a Maicii Domului Kurskaya-Korennaya „A Semnului” a fost adus la locul su de provenien, pustia Kurskaya-Korennaya 24 septembrie 2015 15:23 23 сентября 2015 года чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная была принесена в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. Святыню сопровождает делегация  Русской Православной Церкви Заграницей  во главе с викарием  Восточно-Американской епархии   епископом Манхэттенским Николаем . У врат древней обители святыню встречали  митрополит Курский и Рыльский Герман ,  епископ Железногорский и Льговский Вениамин , наместник Курской Коренной пустыни игумен Серафим (Котельников) с братией, духовенство  Курской митрополии , многочисленные паломники. Перед иконой, установленной на аналое в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, был совершен торжественный молебен. По окончании богослужения митрополит Герман обратился к верующим с архипастырским словом. Глава Курской митрополии сердечно поблагодарил делегацию РПЦЗ, доставившую чудотворный образ Пресвятой Богородицы — покровительницы и заступницы Курского края. Затем митрополит Герман показал членам делегации РПЦЗ скульптурное изображение блаженно почивших  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви  митрополита Лавра , держащих в руках Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». Памятник «Воссоединение» был изготовлен и установлен на территории монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и будет освящен в дни пребывания чудотворного образа в Курской митрополии. Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная будет находиться в обители до 25 сентября. В этот день после Божественной литургии состоится крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в Курск. До 2 октября святыня будет пребывать в Знаменском кафедральном соборе г. Курска. Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, ставшая в ХХ веке главной святыней Русского Зарубежья, была явлена около г. Курска в 1295 году. В 1615 году на месте обретения иконы был основан монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года большую часть времени икона пребывала в Курске в соборе Знаменского монастыря. После революции, в конце октября 1919 года, когда войска генерала А.И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший ее путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. В 1920 году икона была вывезена за границу — в Сербию. С 1957 года чудотворный образ пребывает в посвященном ей Знаменском соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4230613...

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в своем нынешнем облике датируется 1747 годом. Предыдущую постройку в октябре 1670 года постигла та же участь, что и весь город - отряд атамана Осипова, присланный Степаном Разиным, сжег город. В начале июля 1774 года Емельян Пугачев вошёл в Алатырь, горожане встречали его хлебом-солью. Именно в соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в его честь. Здесь же, у стен храма, казнили дворян, отказавшихся присягнуть на верность. Алатырские церкви были ограблены, вывезена городская казна. Следующая черная страница собора пришлась на годы советской власти. В 1930-е годы сняли все колокола, в 1936 году вообще закрыли и использовали храм под склады. Во время Великой Отечественной войны здесь сушили картошку для фронта, после делали бочки. И даже додумались устроить между двумя соседними храмами бензозаправку. Разрушения храма составляли уже 60%, когда в 1974 году ему присвоили статус памятника архитектуры 18 века и обеспечили государственную охрану. Службы начались в 1994 году после освящения. Внутри собора не сохранилось ничего от былых времен, узнать, как было, можно из архивного документа 1875 года с описанием фресок: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырех Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела, на стенах алтаря - восемь священных изображений». Закладной камень был найден в 1997 году во время восстановительных работ: «Сей божественный храм начал созидаться собранным от боголюбивых подателей иждивением в лето от Рождества Христова 1770 6 июня». История храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается с 1552 года, когда по указу царя Иоанна Васильевича Грозного на выбранном им месте была основана крепость. Возвращаясь после неудачного похода на Казань в 1619-1620 годах, он посетил храм в Алатыре. Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Он стал преемником тех русских храмов, которым суждено было стать духовными твердынями для укрепления Русского православного государства.

http://sobory.ru/article/?object=04994

Скажем теперь о восстановленной стенописи внутри собора, объяснив, что восстановлено из открытого древнего письма, что написано вновь, и с каких рисунков написано новое письмо. Под средней главою на своде в главном трибуне изображен, с открытого в соборе на своде под хорами, сидящий на радугах в круге Спаситель. Вокруг круга написаны во весь рост девять Ангелов, поддерживающих круг руками – все Ангелы точная копия с находящихся в куполе Староладожской Георгиевской церкви, письма XII века. Ниже Ангелов, над окнами, в кругах, орнаментованных по образцу открытых таких же кругов над окнами в северо-западном трибуне собора, написаны двенадцать Апостолов – все со своих изображений, открытых на картинах Сошествия Святого Духа на Апостолов и второго пришествия Христова. Между изображениями Ангелов и Апостолов проведена широкая из разноцветных квадратных шашек кайма. Между окнами в трибуне написаны, во весь рост, двенадцать пророков, из которых десять списаны со Староладожских, а два – Наум и Иона – с открытых в соборе на северной стороне храма. На откосах двенадцати окон проведены орнаменты из лент, совершенно точные с открытыми остатками орнаментов на тех же откосах. Господствующею везде – около лицевых изображений, около окон, около широкой каймы из шашек – наложена красная из мумии полоса, с двумя узенькими по краям ее белыми обводками. Как расположение лицевых изображений, так и всех украшений, сделано подобно таким же изображениям и украшениям, сохранившимся в трибуне на северо-западной стороне. Ниже трибуна на люнетах написаны четыре евангелиста с изображений из евангелия XII века. На сводах написано вновь: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Деве, Рождество Христово, Сретение Господне, Лазарево воскресение, Распятие с предстоящими, Воскресение Христово, Вознесение Господне и Успение Пресвятой Богородицы, и восстановлены изображения: жертвоприношения от Иоакима и Анны и Крещения Господня. На стенах под сводами восстановлены открытые изображения: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Преображения Господня и Сошествия Св. Духа на Апостолов, и вновь написаны: Вход Господень в Иерусалим, омовение ног Спасителем ученикам своим и Фомино уверение. Из упомянутых: изображения Рождества Богородицы, омовения ног и Фомина уверения написаны с особых эскизов, с древнейших изображений; к открытому изображению жертвоприношения от Иоакима и Анны сделано дополнение с подобного изображения из Спасонередицкой церкви, а остальные все писаны и дополнены с изображений, находящихся на полях иконы Божией Матери Владимирской, на которой все изображения оказались писанными по одному шаблону с открытыми в соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска 22 сентября 2013 г. 12:26 22 сентября 2013 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны и преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Томский и Асиновский Ростислав ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан ; архимандрит Иоанн (Луговских), наместник Преображенского мужского монастыря в с. Большой Волок ( Колпашевская епархия ); игумен Вениамин (Малеванников), ключарь Петропавловского храма г. Томска; духовенство Томской митрополии . На богослужении присутствовали губернатор Томской области С.А. Жвачкин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , председатель Законодательной Думы Томской области О.В. Козловская, главный федеральный инспектор по Томской области В.Н. Сирчук, и.о. мэра г. Томска Е.В. Паршуто. В храме молились также клирики Томской митрополии, преподаватели и учащиеся Томской духовной семинарии, сестры милосердия Сестричества святых Жен-мироносиц при приходе Знаменского храма г. Томска, учащиеся православных воскресных школ г. Томска. Богоявленский собор не вместил всех жителей Томска, желавших помолиться вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви. Часть верующих молилась на улице, наблюдая за трансляцией Патриаршего богослужения на большом экране, установленном около собора. Пели хор Томской духовной семинарии (регент — В.Ю. Мулявин) и сводный хор храмов г. Томска (регент — Р.Ф. Бида). Проповедь перед Причастием произнес священник Дионисий Степанов, настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Северска. По окончании богослужения митрополит Ростислав от лица духовенства и паствы Томской митрополии приветствовал Святейшего Владыку и преподнес в дар Его Святейшеству потир. Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Церкви вручил митрополиту Ростиславу крест и памятную панагию, а в дар кафедральному собору передал икону Божией Матери «Знамение». Всем верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Архиереи и духовенство Украинской Православной Церкви почтили память погибших в годы Второй мировой войны 10 мая 2022 г. 15:34 8-9 мая 2022 года в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви почтили память погибших и умерших в годы Второй мировой войны и совершили молебны о мире на Украине. По случаю 77-й годовщины Победы над нацизмом Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил заупокойную литию в храме преподобного Агапита Печерского Киево-Печерской лавры . Предстоятель помолился о упокоении воинов, отдавших свои жизни на поле брани, помянул христиан, невинно погибших в годы войны, а также вознес молитву о упокоении воинов, погибших за Украину. Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , ректор и преподаватели Киевских духовных школ возложили цветы к могиле Неизвестного солдата на территории Парка Вечной Славы в Киеве. Священнослужители пропели «Вечную память» и тропарь Воскресения Христова. Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий с духовенством совершил заупокойную панихиду по героям войны у мемориала памяти на холме Славы г. Черкассы. Архиерей возложил к памятнику цветы, отдав честь всем, кто мужественно пожертвовал своей жизнью ради истребления нацизма.  Митрополит Нежинский и Прилукский Климент с духовенством помолился и возложил цветы к мемориальному знаку «Вечный огонь» на площади Гоголя в Нежине. Митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон совершил панихиду в сквере «9 мая» г. Луганска и возложил цветы к мемориалу погибших воинов. Митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий посетил центральное городское кладбище г. Сумы, а также два мемориала в честь погибших в годы Великой Отечественной войны. В знак памяти погибших сумчан архиерей совершил заупокойную молитву и возложил цветы. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней молился за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепра. Архиерей совершил заупокойную литию в память по усопшим во Второй мировой войне, а также молебен об утверждении мира на Украине. Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Белая Церковь в сослужении духовенства совершил панихиду по погибшим воинам и безвинно убиенным в дни войны.  Митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф возглавил заупокойное богослужение в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Кропивницкий. Архиерей помянул воинов, на поле брани живот свой положивших, помолился о мире на Украине и о многострадальном украинском народе. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5924618.ht...

В 1826 году архитектор Стефенгаген переделал собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелые каменные пять глав были заменены более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада соорудили портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийском стиле. Затем расширили западный портик. Автором очередной перестройки был архитектор Звенов. Позднее в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки. Иконостас в соборе воссоздан в конце XIX начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым. В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (XIII) и Муромская (XII); икона Крестителя Господня Иоанна (XVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 году. (по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)В советское время храм был закрыт. В 1929 году Собор Рождества богородицы был передан окружному    архиву и обращен в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нем были прекращены. Одно из последних богослужений в нем совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий, Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И только в конце прошлого века в нём снова вознеслись молитвы, а стены собора огласил церковный хор. Сегодня собор Рождества Богородицы является действующим храмом Рязани. http://www.ryazan-hram.ru/node/196 Христорождественский собор – главный храм Рязанской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00871

Николаев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 46.975033; 31.994586 Украина, Николаев Николаев, Николаевская область Украина Храм святого благоверного князя Михаила Тверского Николаев — город на юге Украины, административный центр Николаевской области . Николаев был основан в 1789 году в Российской Империи князем Григорием Потёмкиным. Вначале он строился как кораблестроительная верфь. В XIX веке город стал центром кораблестроения на Чёрном море, а также центром управления Черноморским флотом. После Великой Отечественной войны Николаев был одним из центров судостроения СССР. Содержание Православие в Николаеве [ править править код ] Николаевское викариатство Херсонской епархии было учреждено 6 ноября 1913 года и просуществовало до конца Второй мировой войны. Решением Священного синода Украинской православной церкви от 20 июня 1992 года была восстановлена Николаевская и Вознесенская епархия, теперь как самостоятельная, будучи выделена из Кировоградской. 25 августа 2012 года из состава Николаевской и Вознесенской епархии была выделена Вознесенская епархия, в связи с этим епархиальному архиерею Синод постановил именоваться Николаевский и Очаковский. Святые [ править править код ] Васильевские новомученики: Святыни [ править править код ] Храмы [ править править код ] Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Богородицы в Николаеве была построена в 1800 году на пожертвование николаевских купцов. Она была построена по инициативе протоиерея Карпа Павловского. Храм располагался в исторической части Николаева, на перекрёстке улиц Рождественской (ныне улица Лягина) и Купеческой (ныне Потёмкинская). В 1828 году к ней были пристроены два боковых алтаря и храм был утверждён городским епархиальним собором. При соборе в 1874 году был основан церковно-парафиальный приют, почётным членом которого в начале XX века был настоятель Андреевского собора в Кронштадте протоиерей Иоанн Сергиев (нине — святой праведный Иоанн Кронштадтский) . В 1876 году на колокольне храма был установлен огромный колокол весом свыше 8 тонн.

http://azbyka.ru/palomnik/Николаев

Курско-Коренная икона Божией Матери прибыла в родную обитель Курск, 24 сентября 2015 г. Во второй половине дня 23 сентября чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прибыла в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, где 720 лет назад была обретена, сообщает сайт Курской епархии.      Икону сопровождает делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с епископом Манхэттенским Николаем (Ольховским). У ворот древней обители святыню встречали митрополит Курский и Рыльский Герман, епископ Железногорский и Льговский Вениамин, наместник Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни игумен Серафим (Котельников) с братией, священство Курской митрополии и многочисленные паломники. Святыня торжественным крестным ходом, под пение тропаря и колокольный звон, была перенесена под своды собора Рождества Пресвятой Богородицы и установлена на аналое, украшенном венком из цветов.      Архипастыри в сослужении духовенства совершили молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, по окончании которого молящиеся соборно пропели молитвенное песнопение «Царице моя Преблагая». Владыка Герман поздравил всех молящихся с радостным событием – прибытием иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной в приделы Курской митрополии в Коренную обитель, где святыня была явлена 720 лет назад.   Множество благодеяний получили от нее люди, которые с надеждой, верой и благоговением молились перед чудотворным образом Царице Небесной. Она является Одигитрией Русского Зарубежья и выполняет великую миссию, посещая многие страны мира, объединяя православных людей, поддерживая их, несет особое великое служение. Глава Курской митрополии сердечно поблагодарил делегацию РПЦЗ за доставленную великую радость всем курским православным верующим и возможность вновь помолиться перед святым образом Пресвятой Богородицы - покровительницы и заступницы Курского края. Курский архипастырь напомнил, что икона будет пребывать в Коренной пустыни до 25 сентября. Перед ней будут совершаться молебны. 25 сентября после Божественной литургии (начало в 7 часов) состоится традиционный крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной в Курск, где она будет находиться в Знаменском кафедральном соборе до 2 октября.

http://pravoslavie.ru/82404.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010