В наш век, когда очень много среди нас людей с высшим образованием, а остальные почти все со средним образованием, мы убеждаемся, что одного образования недостаточно, чтобы назвать культурным такого человека, который способен сделать подлость другому, который получил образование ради того, чтобы грамотно писать анонимные и клеветнические письма, который замкнулся в своем узком эгоизме и не знает предела в накоплении богатства, который день и ночь думает о материальном благе, забывая о Боге, о вере, о добродетели, о патриотизме, о своей бессмертной душе. Что можно сказать о культуре такого человека, который, какими-то неправедными путями добравшись до высокого положения в службе, старается унизить, оскорбить своего подчиненного, обманывает людей. Такой человек, конечно, далек не только от веры и от Бога, но он далек от всякой культуры. Факты показывают, что отсутствие веры, любви, смирения, самообладания, сдержанности, доброжелательности, вежливости, чуткости к нуждам других – это важный пробел в воспитании человека. При определенных условиях недостатки могут вылиться в опасные черты характера, которые могут принести непоправимый вред обществу. Человек прежде всего должен обладать внутренней культурой, которая не может не проявляться во внешнем поведении. Часто встречается, когда хорошие манеры, образование, соблюдение норм этикета, внешний лоск и показная сердечность служат лишь для прикрытия бездушности, ненависти, зависти и цинизма. Очень большое значение имеет культура общения, которая, конечно, несет на себе печать национального своеобразия того или иного народа. Высокая культура общения предполагает умение избегать случайных разногласий, находить оптимальное и согласованное решение. Культура не должна быть закрытой в музеях и театрах, она должна свободно шествовать по улицам, она должна заходить в парки и сады, в кафе и рестораны, она должна быть приятной и родной в каждом доме. Культура – это не только спорт или участие в торжественных заседаниях, это не вручение наград и посещение выставок, библиотек и клубов; культура – это готовность всегда приносить радость другим, всегда забота о будущем, это раскрытие и развитие способностей у молодого поколения, это раскрытие творческих сил и разносторонних талантов в самом себе и в других. Таким образом, культура – это не только личное дело отдельного человека, но и общественное богатство всего народа. Я не собираюсь писать каких-то правил, относящихся к культуре, а лишь хочу, чтобы мы более серьезно подумали о культуре и о нашем личном отношении к этой проблеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летописи мы читаем, что при ней чин церковной службы выполнялся без всякого сокращения, по уставу палестинских монастырей. Находящиеся во дворце не могли пропустить ни одной службы, ни литургии, ни вечерни, ни утрени, ни часов. Святая Тамара явилась той прекрасной и светлой звездой, которая всегда будет сиять над Грузией и в сердце каждого верующего христианина. Иногда задают вопрос: истощима ли любовь Божия с усилением зла в человеке? Ответ здесь однозначный: любовь Божия настолько безмерна и беспредельна, настолько сильна и безгранична, что никакие силы не могут стать между человеком и Божественной любовью. Чтобы воссоздать утерянную славу человека, Божественная любовь в лице Иисуса Христа сошла на землю, открыла человеку волю Божию, взошла на Голгофу... Враги думали, что, распяв на Кресте, они уничтожат ее. Произошло обратное – славное Воскресение и Вознесение; перед всем миром видимым и невидимым предстала всепобеждающая сила Божественной любви. Каким же должно быть наше отношение к этому процессу, в который вовлечен и человек? Человек должен стать достойным того, чтобы его коснулась эта Божественная любовь, т.е. необходимо внутреннее очищение. Но прежде чем очистить себя, необходимо увидеть свою немощь, свою скверну, свои грехи. Если человек не способен видеть все это, он и не сможет стать чистым сосудом. В наших несчастьях мы часто обвиняем других, наших врагов. Причина же наших страданий не в них, а в нас самих. Когда нарушается внутренний духовный мир в человеке, не может быть мира и вокруг него. Выход лишь один: очищение через покаяние и соединение с Господом Иисусом Христом через Святое Причащение. Мы должны вернуть себе те благодатные качества, которыми сияли наши предки: веру, любовь, надежду, смирение и, как следствие всего этого, святость. Очень часто, когда мы касаемся свободы человека, нам приходится рассматривать и сущность зла и отношение к нему человека. Среди церковных писателей и богословов преобладает мнение, что зло – не-сущее; оно есть отрицание или ущерб блага. Таким образом, зло – это не второе начало бытия, существующее рядом с добром, как думают некоторые. Зло не могло быть создано благим и любящим Творцом, поэтому оно и не может иметь в себе бытия или самостоятельного источника жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, несмотря на все это, человек остается непостижимой тайной. Святой Григорий Богослов поэтически спрашивает себя: «К тебе обращаюсь, плоть, к тебе, столько неисцельной, к тебе – льстивому моему врагу и противнику, никогда не прекращающему нападений. Ты – злобно ласкающийся зверь, ты, что очень странно, охлаждающий огонь. И великое было бы чудо, если бы напоследок и ты сделалась когда-нибудь ко мне благорасположенной. И ты, душа моя, кто, откуда и что такое? Кто сделал тебя трупоносицей, кто твердыми узами привязал к жизни, кто заставил непрестанно тяготеть к земле?.. А если ты, душа моя, что-нибудь небесное, то желательно знать, откуда ведешь начало? И если ты Божие дыхание и Божий жребий, как сама думаешь, то отложи неправду, и тогда поверю тебе, потому что в чистом не свойственно быть и малой скверне». Писатели, социологи, философы сегодня ставят вопрос: есть ли будущее у любви? Если есть, то каким оно будет? Мы живем в век материально-технического прогресса, в век бессмысленного материального накопительства, часто забывая при этом и о бессмертной душе, и о любви, и о духовных ценностях. Подходит к концу XX век, оставивший глубокий след в истории человечества. Это – гордый век, век разрушения и созидания; век, преисполненный болью, страданиями, но и величайшими достижениями. Это век научно-технического прогресса и духовного обнищания. Это век борьбы и разделения. Несмотря на все трудности и противоречия, мы живем надеждой, что вместе с прогрессом человеческой мысли человек будет и духовно развиваться, с благословением Божиим он найдет в себе силы, чтобы освободиться от рабства плоти, от рабства материи, от рабства научно-технического прогресса, человек сможет преодолеть гордыню ума, он сможет увидеть Бога, себя и ближнего. Человек призван к свободе, свобода достижима только через Истину. Великая Истина безусловна, независима, вечна. Истина освободит и спасет человека. Все мы понимаем, что самая большая ценность на земле – каждый отдельно взятый человек, с его духовной и физической природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся тайна в том, что человек есть личность. А личность – не природа или не часть природы: человек – личность не по естеству, но по духу. Эмпирический, чувственный человек является лишь частью целого. Человека нельзя рассматривать только с точки зрения соматической антропологии, биологии и социологии. Человек – это прежде всего образ Божий. Святой Григорий Нисский , говоря об образе Божием, заложенном в человеке, следующим образом усматривает тайну или отображение триипостасного Божества в нашей природе: «Адам, не имеющий тварной причины и не рожденный, есть пример и образ не имеющего причины Бога Отца, Вседержителя и Причины всего; рожденный сын Адама отображает образ рожденного Сына и Слова Божия; а происшедшая от Адама (но не рожденная от него) Ева знаменует исходящую Ипостась Святого Духа». В другом месте Григорий Нисский пишет: «Погрузись в самого себя, пристально посмотри в своей душе, как в некоем зеркале, разберись в ее устройстве, и ты увидишь себя самого, созданного по образу и подобию Божию. Духовная и бессмертная сущность твоей души, неименуемая и неведомая, является примером неименуемого, непознаваемого и бессмертного Бога». Тот же Григорий Нисский говорит, что человек занял среднее место между Богом и низшим творением, а поэтому он носит в себе до противоположности двоякий вид: в богоподобии ума уподобляется Божественной красоте, а в страстных желаниях приближается к животным. Этим и объясняются все те противоречия и конфликты, которым подвержен человек. Образ Божий дан человеку, он вложен в него, говоря современным языком, как запрограммированный код, как неустранимая основа его бытия. Подобие же есть то, что осуществляется человеком на основе существующего в нем образа как задача его жизни. Иногда задают вопрос: почему Господь создал человека лишь по образу Своему? Человек не мог быть сразу создан как завершенное существо, в котором образ и подобие соответствовали бы друг другу, потому что тогда человек был бы Богом в процессе самоусовершенствования – в богоуподоблении – должны участвовать два начала: Божественное и человеческое; это участие мы называем синергией, или соработничеством двух начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известный философ и крупный богослов отец Павел Флоренский , который воспитывался в Тбилиси, при защите магистерской диссертации сказал: «Истина сама себя делает истиной. Это самоистинность Истины выражается словом – Единосущие. Таким образом, догмат троичности делается общим корнем религии и философии». Для философии единосущности не может быть разрыва слова и дела, молитвы и Бога, веры и жизни, веры и любви. Жизнь должна быть единосущна вере, а человек должен быть единосущен любви. Там, где нет единосущности внешнего и внутреннего, где нет внутреннего духовного единства человека с Божественным миром, там нет любви, там все внешнее, грубоматериальное, временное, там полное равнодушие. Немаловажной ценностью, дарованной нам от Бога, является время, которое дано не для того, чтобы только прожить его, а с возможным напряжением всех сил физических и духовных, прожить его на пользу другим и себе. Тратя максимум сил, мы не истощаем себя, а умножаем источники сил. Вечность ежедневно стучится к нам в окошко и предупреждает, что наша встреча с ней вскоре состоится. Каждый пройденный день и час – это стук вечности. Блаженный Августин об этом прекрасно говорит: «Где ныне те поколения, которые населяли землю в минувшем столетии? Куда девались те, которые существовали давно, в минувших веках? Подобно речной воде, они протекали и исчезали в устье вечности. С каждым захождением солнца погибает часть рода человеческого; каждая ночь в мрачной своей пелене уносит навсегда многих обитателей земли; а человек в беззаботности своей все еще прилепляется всем сердцем к земле, как будто бы ему не следовало с ней навсегда расставаться... О Вавилон! О Троя! Города, некогда столь славные и могущественные, – вас нет более! В судьбе вашей читаю будущую участь тех государств, которые ныне обращают внимание вселенной». Сегодня мир находится в поисках путей общения между людьми разных вер, культур и идеологий. Все люди вовлечены в социальную, политическую и экономическую зависимость и во взаимозависимость с окружающей средой. В поисках общности мы должны отбросить страх и недоверие друг к другу, с уважением выслушать друг друга и найти пути наших взаимоотношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рождение света из тьмы – это явление, покрытое тайной, происходящее при непосредственном участии Господа в нас. Поэтому для ускорения процесса освобождения нашего общества необходима усиленная молитва. Светоносная личность сама становится светящей, о чем говорит Евангелие от Матфея: Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела ( Мф.5:16 ). Да, светлые люди излучают добро. И их окружение тоже светлое и упорядоченное. Но главнее всего – быть с Господом. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная ( Ис. 26:4 ). Когда мы задумываемся о будущем Грузии, в первую очередь должны обратить внимание на образование и повышение знаний: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ), – призывает Спаситель. Это одно из великих благословлений Господа. Это призыв к постоянному движению вперед и усовершенствованию, к приближению к безграничности. Очень часто противопоставляют друг другу знание и веру, что весьма отрицательно влияет как на веру, так и на знание. Знание и вера – пути истины, ведущие к Господу. Мы всегда должны помнить слова великого мистика и философа Максима Исповедника : «Знание, не обузданное страхом Божиим, рождает высокомерие». Думаю, программы начального, среднего и высшего образования требуют кардинальных изменений. В школах и в институтах совсем не уделяется внимание нравственному воспитанию молодежи. Нашим девушкам и юношам недостает элементарного религиозного и морального воспитания, они не знают этических норм, правил поведения в семье и обществе. В старые времена этими вопросами занимались родители, ныне и мать, и отец работают, им не хватает или времени на детей, или уровня для соответствующего воспитания. И сегодня нашу молодежь в основном формирует двор, плачевные результаты чего и пожинает уже почти каждая семья. Правительство, я считаю, должно создать компетентную группу ученых, которая в свою очередь сформирует отдельные подгруппы для подготовки новых учебных программ. Такие комиссии, скорее всего, уже существуют, но они должны перенацелить свою работу: первоочередной задачей считаю составление курса для развития глубокого самостоятельного мышления как для средней, так и для высшей школы. Зов сердца, который главенствует в нашем народе над разумом, очень часто приводит нас к непредвиденным и тяжелым последствиям. А сегодня, когда так много трудностей, требующих преодоления, в первую очередь нам необходимо научиться глубоко, абстрактно и аналитически мыслить, чтобы просчитать возможные последствия того или иного действия и уберечься от неправильных решений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иногда спрашивают меня: как можно объяснить с религиозной точки зрения нынешнее положение человека и народа? Что это – наказание или исправление? Это – пробуждение. Пробуждение от долгого сна. Это призыв к покаянию. Мы забыли о наших грехах и часто упиваемся самовосхвалением. Очень часто настолько притупляется наша духовность, что даже трудно бывает различить добро и зло. Человек нередко чувствует себя счастливым тогда, когда он глубоко несчастен и погибает. Бывает и наоборот. Грех и беззаконие рождаются там, где оскудевает вера, надежда и любовь, грех рождается от нашего злого произволения. Покаяние – это не только осознание своих дурных поступков, но и решимость больше не делать зла. Чем выше человек поднимается по духовной лестнице, тем более ощущает он свою греховность и тем более растет в нем чувство покаяния и желание исправления: все несчастья, войны, испытания – это призыв к очищению, это наше приближение к Богу. Вот этот процесс и происходит сегодня; он протекает медленно, болезненно, но он движется, мы идем вперед, идем к Богу. «Сила Божия в немощи совершается», не надо бояться трудностей, только надо себя отдать до конца, до самопожертвования. Только это приблизит нас к Богу, к Господу нашему Иисусу Христу, смирение и жертва Которого явились в вифлеемской пещере. Он родился в вифлеемской пещере для того, чтобы родиться в сердце каждого из нас, чтобы нас, людей, соединить друг с другом и всех вместе привести к Богу. Земная жизнь – это наше странствование, странствование по пустыне: здесь мы только в пути. День дню передает, что каждый из нас приближается к вратам вечности. Каждый человек должен быть философом, потому что слово «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Античный философ Платон более глубоко раскрыл смысл этого слова, Он сказал, что философия – это приготовление к смерти, а смерть – начало вечности. Но к вечности надо прийти через плодотворную земную жизнь, а жизнь – это борьба. Мы должны с Божьей помощью вынести наше мучительное нахождение перед безумием всего происходящего. Мы являемся свидетелями не только трагизма современной истории, но явно слышим все более приближающийся голос Спасителя: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец... Который есть и был, и грядет, Вседержитель ( Откр.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ), – призывает Господь. Наш век можно назвать веком великих преобразований, но это и век великих потрясений. Меняются взгляды, идеологии, ценности. Народы делятся и объединяются, мировые войны, кровь, невиданные до сих пор болезни, пресыщение в одной части земли и голод в другой, научно-технический взрыв и духовная опустошенность, экологические и демографические проблемы – это тоже свойства нашего века. В этом мятущемся мире надо не потеряться, а для этого надо быть смелым, твердым, глубоким, целенаправленным. Проблем очень много, и часто мы теряемся от избытка их. Мудрость человека и состоит в том, чтобы отличить главное от второстепенного, вечное от временного. В научном развитии мир никто не остановит – такова воля и благословение Бога. Вся проблема состоит в том, что научно-техническое развитие вырвалось вперед, человек же отстал в своем духовном развитии, и поэтому эти достижения создали опасность для самого человека. Путь христианина – непрерывный подъем к духовному совершенству. На могиле одного альпиниста, погибшего при штурме вершины, высечены слова: «Он умер, взбираясь на гору». Счастлив тот человек, который умрет, взбираясь на гору совершенства. А может быть, подумает кто-то, это только иллюзия? Может быть, и не надо стремиться вперед, может быть, надо жить по законам желудка, по законам вседозволенности, чтобы только лишь есть, пить и веселиться – и этого достаточно человеку? Но ведь мы это уже попробовали, эти «законы» были свойством, характерной чертой XX века. И к какому результату мы пришли? Сами видим. Соблазны мира – как их много и как они опасны! Мы слышим голос Спасителя: Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Мф.18:7 ). Существуют неписаные, необъяснимые умом, но реальные правила: посеешь любовь – пожнешь большую любовь; посеешь благочестие, милость и правду – пожнешь благословение и благополучие; посеешь зло, несчастье и неправду – пожнешь горе, страдание и погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Супруги в семье обязаны служить друг другу с любовью, однако всегда должны соблюдать иерархию. То, что мужчина – глава семьи, не означает его господства, а подчеркивает его жертвенное служение, его ответственность перед женой и детьми. Он является их защитником, кормильцем и к тому же – богослужителем своей семьи. Он должен выпросить у Господа милость и благо для ее членов. Женщина отвечает за дом, за заботу о членах семьи, за воспитание детей. Она должна подчиняться мужу по заветам Бога, даже если на первый взгляд исполнить это невозможно. Но, поступая так, она исполняет волю Господа – конечно, речь сейчас не о грехе и не о бессловесной покорности. В христианской семье, естественно, всегда присутствуют испытания, но они должны быть преодолены взаимной любовью. А если так не происходит, значит, семья – ненастоящая. Христианская семья – обитель Господа, сад Господа, в котором и мужу и жене полагается работать во славу Господа. Как возвышенно все это, как полно нежности и как легко ранимо! А наша молодежь, к сожалению, встречает это таинство неподготовленной! Сегодня семья находится в стрессовом состоянии: семейные ценности подразумевают и открыто меркантильные интересы сторон, так называемые партнерские отношения, допускают и разные формы измены. Научный прогресс внес в повестку дня тяжелые этические вопросы, о которых человечество прежде и не слышало: искусственное оплодотворение, зачатие «в пробирке», суррогатные матери, генная инженерия, клонирование и прочее. «Гуманисты» поддерживают аборты, эвтаназию и самоубийство. «Гуманисты» абсолютизируют возможности науки, считая, что если наука видит задачу достижимой, то ее нужно непременно осуществить и в жизни. Это – софизм, этический тупик, не все, что технологически достижимо, – морально и полезно. Разве можно считать полноценной семью, в которой делают аборты и где неизбежно присутствуют призраки безбожно умерщвленных существ? И разве не ужасно представить, что каждый год в Грузии делается около миллиона абортов и пока некому этот процесс остановить?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если что — национальное неповиновение. 13–15-летние мальчишки и девчонки, шмыгая носами и ежась от холодного ветра, хотели только этого. Не то прольют кровь. Ораторы, чтобы они не передумали на фоне всеобщего гвалта, нервничали, торопя их, в случае чего, немедленно умереть. “Триста арагвинцев”, еще теснее прижавшись друг к другу, не знали, что именно им следует делать в первую очередь. Древняя святая Мцхета неодобрительно посматривала на всех. Каждый стоял в очереди “за свободой”, ревниво следя, чтобы его не обманули и ему не досталось меньше всех. 8 апреля. 16 часов. У того же дома начали орать “Зиг хайль!”. Два боевых брата, Егоров и Кантария, грозно смотрели вниз на происходящее с Рейхстага, стоя у Знамени Победы. Там, внизу, бесстыжая девка-политика “сняла покров, подняла подол… была видна нагота и стыд ее…” 9 апреля. 3.00. Начальник Тбилисского УВД подполковник Гвенцадзе через громкоговорящую связь предупредил, что в случае продолжения митинга последний будет пресечен силами войск. От микрофона он отошел уже “предателем и изменником” народа. Было проигнорировано и молитвенное обращение Святейшего и Блаженнейшего Католикоса, Патриарха Всея Грузии Илии II, призывавшего образумиться. Да, Ваше Святейшество, истинно, самая массовая секта, которую создал дьявол — это КПСС, при которой “без Бога нация — толпа. При любом правителе на троне”. И пошло все Крест на Крест. Опять русский Иван, как дурак, был поруган и заплеван. “В первых рядах митингующих, — писала одна из газет, — стояли специально сформированные отряды физически крепких мужчин и спортсменов, владеющих приемами борьбы. Митингующие применяли при сопротивлении от надвигающихся солдат заранее приготовленные металлические стержни, камни, бутылки, деревянные тараны, пики, ножи, обрезки металлических труб, самодельные взрывные и зажигательные устройства”. Через час на площади осталось лежать восемнадцать человек. Потери армии — штатные пустяки. Эх, православные, что же мы делим, “если нас крестят и отпевают на одном языке”… Если бы мы умели так любить, как убивать, армию давно бы распустили по домам. Сколько мужиков вышло бы на поля. Но хлеб теперь — пустое занятие.

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010