Не удалось извлечь искомое из базы (((

IX. Патриаршая ризница Напротив Успенского собора находится древняя Патриархия, ныне Синодальное здание, с церковью двенадцати Апостолов и приделом Нерукотворенного образа. – Здесь встретил Его Высочество Архиепископ горы Фавора, Иерофей, присланный за милостынею от Патриарха Иерусалимского. В обширной Крестовой палате, где совершается варение св. мира, рассказывал Митрополит, как в древние годы соединялись в ней Соборы церковные и Патриархи наши принимали Первосвятителей Греческих; здесь же, после произвольного удаления Никонова, Вселенские Патриархи призывали его на суд. Далее взошел Цесаревич в присутственную залу Московской Синодальной конторы, где на время коронаций заседает и Святейший Синод. По выходе из Крестовой палаты, мы поднялись, узкою витою лестницею, в Патриаршую ризницу и библиотеку, которые заключались в двух тесных покоях, – бывшей трапезе Патриарха Никона и его домовой церкви, во имя Апостола Филиппа, где еще видно против алтаря каменное Патриаршее место; прочие же смежные его кельи занимает теперь ризничий, блюститель сей сокровищницы. Исчислить все, что в ней находится, не возможно в кратких словах: одна библиотека, кроме книг и хартий, собранных из монастырей Никоном, заключает в себе и то богатство рукописей Греческих, которое привезла из Византии и Италии Царевна Греческая София. Несчастный страдалец, инок Максим Грек , вызванный нарочно для их разбора, с горы Афонской, сыном Софии, Великим Князем Василием, воскликнул при виде сего хранилища: «что нигде в Европе он не видал подобного!» и хотя теперь уже многого нет, но еще остались некоторые драгоценные письмена первых веков Христианства, коим недавно удивлялся ученый профессор Маттей, составлявший каталог. При входе в ризницу представились самые дорогие предметы: саккос св. Петра Митрополита, омофор, так называемый шестого Вселенского собора, а по преданиям принадлежавший, еще во времена первого, Николаю Чудотворцу; клобук первого Патриарха Всероссийского Иова, другой белый клобук Никона, древней формы в виде скуфии, с жемчужным деисусом на челе и таким же изображением трех Святителей Московских и трех Вселенских на воскрылиях, и с яхонтовым крестом, воздвигнутым на вершине. От сего первого шкафа, кругом всей палаты, развешаны саккосы и омофоры всех Митрополитов, начиная с Феогноста, и всех Патриархов, кончая Адрианом; но нет меж ними великолепнее Никоновых, какие дарил ему Царь Алексей Михайлович; от тяжести драгих каменьев и жемчуга один весит более иуда; такая же пышность заметна в его митрах, посохах, панагиях; напротив того большая простота в его домашней одежде, которая необыкновенна только своею длиною и показывает большой рост Святителя: оригинальна его белая пуховая шляпа, одна только забытая в ризнице во время нашествия неприятеля; Французы сняли с нее обветшалый галун, вероятно однако же не на память Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Александро-Невская лавра открыла общедоступный читальный зал в своей библиотеке 30 сентября, 2013. Новостная служба Александро-Невская лавра открыла общедоступный читальный зал в своей библиотеке — старейшей среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. 30 сентября. ПРАВМИР.  Александро-Невская лавра открыла общедоступный читальный зал в своей библиотеке —  старейшей среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. Зал находится в музейно-библиотечном корпусе и включает в себя два отдела. Первый из них — это электронный каталог, созданный благодаря участию библиотеки в конкурсе «Православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского. На выигранный грант была установлена новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Ирбис-64». Второй отдел предназначен для изучения информации на бумажных носителях. При нем с 3 октября начнут работать курсы по церковнославянскому языку и церковному чтению. Их будет вести кандидат филологических наук Сергей Наумов — ученик крупнейшего слависта Нины Саблиной. Начало библиотеке положил император Петр I. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии и Славянской школы. Долгое время книжное собрание, ризница и архив перемещались из одних помещений в другие. В 1910 году, в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника — архимандрита Феофана (Тулякова) — библиотека вместе с архивом и древлехранилищем была размещена в Новой ризнице, построенной по проекту Льва Шишко за Духовским братским корпусом. В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую Национальную (тогда — Публичную) библиотеку и другие хранилища. Собирание православных изданий возобновилось 90-е годы XX века. В 2006 году началась работа над проектом наместника лавры епископа Кронштадтского Назария по созданию крупной общедоступной библиотеки, соответствующей статусу монастыря. Сегодня библиотечный фонд регулярно пополняется, возвращаются некогда утерянные книги. Их приносят владельцы личных архивов.

http://pravmir.ru/aleksandro-nevskaya-la...

Алексей Кириллович (ок. 1673, Ярославль или Москва - 23.05.1736, С.-Петербург), филолог, переводчик, справщик, директор Московской Синодальной типографии. Сын священника одной из московских церквей во имя Св. Троицы. Обучался сначала в школе при Печатном дворе, после прибытия в Москву братьев Лихудов - в школе при Богоявленском мон-ре и в созданной на ее основе Славяно-греко-латинской академии , закончил курс наук по программе 5 классов. Вместе со своими соучениками Н. Головиным и Ф. П. Поликарповым-Орловым перевел с греч. полемическое соч. Лихудов «Акос», обличающее богословские взгляды Сильвестра (Медведева) , а также ряд др. произведений своих учителей. После окончания академического курса Б. благодаря хорошему знанию греч. языка был назначен типографским справщиком. Царским указом 1712 г. вместе с Софронием Лихудом и архим. Феофилактом (Лопатинским) ему было поручено исправление слав. перевода Библии (исправлением Библии Б. занимался до 1721). Этот текст после дополнительного редактирования, предпринятого по Высочайшим указам 1744 и 1750 гг., был издан в 1751 г. (Елизаветинская Библия) и лег в основу всех позднейших синодальных изданий. Б. переводил также на рус. язык грамоты Вост. Патриархов, присланные Петру I и Святейшему Синоду, а на греч.- синодальные предписания и постановления. В 1723 г. Б. завершил перевод на «простой русский язык» соч. Аполлодора Афинского «Библиотека, или О богах» (СПб., 1725), предпринятый по непосредственному указанию Петра I и выполненный с греч. и с латыни. Издание было снабжено предисловием Феофана (Прокоповича), в к-ром объяснялась польза знания для христиан языческой религии: постигнув, «как мерзское есть многобожия зловерие», христиане могут использовать «языческие писания себе к созиданию». Книга содержит также предисловие самого Б. о принципах перевода, «каталог» греч. имен с приведением их лат. форм, более распространенных тогда в России, и «Екстракт... сумненных речей», содержащий истолкование малоизвестных имен и географических наименований. В 1724 г. Б. производил сличение киевских изданий богослужебных книг с московскими и обнаружил разночтения в Триоди. В 1725 г. по инициативе Гавриила (Бужинского) Б. был назначен учителем греч. языка в Славяно-греко-латинскую академию, оставаясь при этом в должности справщика. В 1725 г. он перевел аллегорический диалог «Картина» Кебета Фивейского, ученика Сократа (Кевита Фивейского, философа платонического, Дска о правом состоянии жизни человеческия»//РГБ. Тихонр. 204). По поручению Синода Б. занимался также переводами с греч. антипротестант. полемики, в частности в 1728 г. перевел «Щит Православия» (РНБ. Q. I. 238).

http://pravenc.ru/text/77602.html

Белый. Домовая церковь Александра Невского при бывшем Духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Комплекс Духовного училища, состоящий из двух кирпичных оштукатуренных двухэтажных корпусов, принадлежит к наиболее значительным памятникам общественной архитектуры периода эклектики в городе. Оба существующих корпуса сооружены после 1865 г., а в 1890 г. между ними встроен объем с домовой церковью Александра Невского, который объединен под общей крышей со зданием на площади. Комплекс имеет необычную композицию: два корпуса поставлены относительно друг друга под углом так, что между ними образуется клиновидный участок, широкой стороной выходящий на угол площади и переулка. Прямоугольное здание, обращенное к площади, завершено вальмовой кровлей. Главный фасад имеет несимметричную композицию из-за пристроенного объема церкви (ему соответствуют три оси с входом в центре). Весь фасад расчленен рустованными лопатками на четыре неравные части в 3, 2, 5 и 2 оси. Стена разделена междуэтажным карнизом. На первом этаже окна отмечены сандриками-полочками, на втором они оформлены рамочными наличниками с ушами и трехчастными клинчатыми замками. В советское время в церкви сломано крыльцо перед входом, разобран щипцовый фронтон и главка над ним, три арочных окна второго этажа переделаны в прямоугольные.  По материалам книг: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. - М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. - 2006. Домовая церковь Александра Невского находится на площади Карла Маркса, 1 в городе Белый Бельского района Тверской области Российской Федерации. Здание не принадлежит Православной Церкви. Домовая церковь Александра Невского возведена в 1890 году между двумя оштукатуренными кирпичными двухэтажными корпусами Духовного училища, сооруженными после 1865 года. Два корпуса размещены относительно друг друга под углом, образуя при этом клиновидный участок между ними, широкая сторона которого выходит на угол площади и переулка. Основному объему храма принадлежит три оси с центральным входом, поэтому главный фасад здания имеет несимметричную композицию. Рустованные лопатки расчленяют весь фасад на четыре части - в 3, 2, 5 и 2 оси. Этажность здания отмечен выразительным карнизом. Окна сандриками-полочками первого этажа и рамочными наличниками с ушками - второго, придают архитектурному комплексу особую выразительность.

http://sobory.ru/article/?object=14308

В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. 28 сентября, ПРАВМИР. В год 300-летия Александро-Невской в музейно-библиотечном корпусе монастыря открылся обещедоступный читальный зал. Он включает в себя два отдела. Первый из них — это электронный каталог, созданный благодаря участию библиотеки в конкурсе «Православная инициатива». На выигранный грант была установлена новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Ирбис-64», — сообщает Патриархия.ru Второй отдел предназначен для изучения информации на бумажных носителях. При нем с 3 октября начнут работать курсы по церковнославянскому языку и церковному чтению. Их будет вести кандидат филологических наук Сергей Наумов — ученик известного слависта Нины Саблиной. Библиотека лавры — старейшая среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. Начало ей положил император Петр I. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии и Славянской школы. Долгое время книжное собрание, ризница и архив перемещались из одних помещений в другие. В 1910 году, в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника архимандрита Феофана (Тулякова), библиотека вместе с архивом и древлехранилищем была размещена в Новой ризнице, построенной по проекту Льва Шишко за Духовским братским корпусом. В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую Национальную (тогда — Публичную) библиотеку и другие хранилища. Считалось, что все книги были изъяты, но каким-то образом библиотека продолжала действовать. Ее заведующим назначили иеромонаха Нектария (Трезвинского). Впоследствии он стал епископом Яранским, а после смерти был канонизирован в Русской Зарубежной Церкви как священномученик. «Мы нашли штамп на некоторых книгах духовной академии: «Читальня Александро-Невской лавры». То есть это книги не из монастырской библиотеки, а из читальных залов, доступных для всех. Но пока остается загадкой, что это могли быть за учреждения. Возможно, библиотека маскировалась под читальню, которая советской власти была удобна, ведь монахи при этом превращались в «полезных членов общества»», — рассказала главный книгохранитель монастыря Неонилла Голубятникова.

http://pravmir.ru/otkrylsya-obshhedostup...

В Издательском Совете прошел семинар «Информационные системы в приходской библиотеке» 22 января 2015 г. 17:41 22 января 2015 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений прошел практический семинар «Информационные системы в приходской библиотеке». С докладом «Информационно-библиографическая культура как компонент деятельности информационного общества» выступила Светлана Андрюшина, заведующая православной библиотекой храма Преображения Господня в Богородском (Москва). Она отметила важность компьютерной грамотности для работников приходских библиотек. «Создание православных библиотек, информационных центров, православных сайтов, порталов способствует развитию общей информационной культуры, с одной стороны, а с другой содействует просветительской и миссионерской деятельности Православной Церкви», — подчеркнула С. Андрюшина. Руководитель секретариата информационных технологий Издательского Совета Сергей Буянов выступил с докладом «Опыт автоматизации работы приходского библиотекаря». Он отметил, что сегодня библиотеки становятся духовно-просветительскими центрами. «В автоматизированной системе приходской библиотеки должны быть: электронный каталог, книговыдача, учет, а также анонсы и фотоотчеты о мероприятиях, объявления и рассылки, — подчеркнул С. Буянов. — Сайт должен быть полезным для учеников воскресной школы, его нужно продвигать в соцсетях. Важно развивать такое направление как обмен библиографической информацией». Сергей Буянов также рассказал, как использовать «электронную метку». Эта технология помогает идентифицировать читателей и проводить учет книг, что значительно упрощает труд библиотекаря. В семинаре в режиме «интернет-конференции» приняла участие книгохранитель Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Неонилла Голубятникова. Ее доклад назывался «О перспективах автоматизации церковных библиотек». «В этом году мы подали на конкурс " Православная инициатива " наш проект открытия электронного читального зала при нашей общедоступной монастырской библиотеке, — рассказала Н. Голубятникова. — В ходе реализации проекта предполагается установка в " электронном " читальном зале дополнительных читательских и служебного компьютеров, подсоединение их к библиотечной локальной сети. Также в планах обновление программного обеспечения САБ Ирбис 64, установка дополнительного программного обеспечения для полнотекстового поиска. Будет проведен отбор изданий для оцифровки, восполнение лакун в массивах периодических изданий путем обращения в другие библиотеки, а также будет сделана оцифровка изданий и обработка файлов».

http://patriarchia.ru/db/text/3960214.ht...

[греч. Σπαρταλιτης] (1560/70, о-в Крит - 30.07.1636, Афон), патриарх Александрийский (с 30 нояб. 1620), богослов, экзегет. Хорошо знал древнегреч., лат., евр. и араб. языки. После того как патриарх Александрийский Кирилл Лукарис был избран на К-польскую кафедру, Собор 23 епископов в Стамбуле в храме вмч. Георгия в нояб. 1620 г. возвел Г. С. на Александрийский престол. Г. С. помогал К-польской кафедре в выплате долга тур. властям. Занимался просветительской деятельностью: напр., поддержал просьбу патриарха Кирилла Лукариса перед англ. послом о содействии открытию в Стамбуле греч. типографии. Послал неск. грамот московскому царю Михаилу Феодоровичу. В 1-м послании (1623) в ответ на грамоту патриарха Московского Филарета об исправлении Требника Г. С. указывал, что на молитве освящения воды не следует к призыванию Св. Духа прилагать слово «огнем» как несходное с преданием и отсутствующее в древних рукописях. Отношения между Россией и вост. правосл. патриархами Г. С. сформулировал следующим образом: «Поелику они [вост. патриархи] благодатию Духа Святого суть верные кормчие святой Восточной Церкви, то хотя ныне и вселилась их сила посреди волков, однако же подобает им немного и держать, и, восприяв благочестивую свободу, насаждать тишину во святой Церкви, которая обретается под светлым скипетром благочестивой державы Российской, дабы везде сохранялось православное учение веры» (цит. по: Лопарев. Каталог Алекс. патриархов. С. LXXVI). В 1624 г. рус. послы И. Кондырев и Т. Бормосов вручили Г. С. 140 золотых монет «за здравие государево». В последующих грамотах к царю, царице Евдокии Лукьяновне и патриарху Филарету Г. С. просил денежной помощи на различные церковные нужды: откуп за церкви, средства для монашеской общины на Синае, погашение долга патриаршей кафедры перед мусульм. властями и др. В 1629 г. патриарх Кирилл Лукарис переслал Г. С. из Стамбула письмо миссионера-кальвиниста А. Легера, в к-ром тот просил аудиенции у патриарха, указывал на необходимость церковного единения, просил изложить вероучения греч. Церкви, предложил, чтобы протестант. профессора преподавали в греч. богословских школах, спрашивал о потребностях в печатной христ. лит-ре на араб. языке. Г. С. в ответном послании указал на догматические расхождения обеих Церквей, но с симпатией отнесся к идее диалога с кальвинистами. Предложение о профессорах для духовных школ Г. С. отклонил, а по вопросу об араб. книгах заметил, что необходимы лишь печатные издания точных переводов богослужебных текстов на арабский с греч. языка. В 1633 г. в Москву от Г. С. прибыл его протосинкелл архим. Иосиф для перевода на слав. язык греч. книг и обучения юношей греч. языку. По-видимому, Г. С. добровольно оставил Александрийскую кафедру, удалился в один из афонских мон-рей, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/164593.html

Закрыть Скончался известный художник книги Василий Валериус 18.04.2024 4 Фото: teatrtogo.ru Беда и горе непоправимое ворвалось в наши сердца. Не стало Василия Евгеньевича Валериуса, лауреата премии им. В.А. Фаворского, премии Правительства Москвы, многих международных и российских конкурсов, профессора, руководителя творческой мастерской «Дизайн уникальных книг», сценографа. Ушёл из жизни один из виднейших представителей мира книжного искусства, человек природной одарённости, генетически унаследованной культуры и врождённое достоинства, создатель уникальных изданий фонда «Возрождение Тобольска» – «Евангелие Достоевского», «Фёдор Тютчев. Живое сознание Права», «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Белорусы в Сибири», каталог изданий общенационального значения «Образцы книжного искусства»… Василия Евгеньевича можно сравнить с ювелиром высокой духовной одарённости и профессионального мастерства. Но не с кем-то, а только с ним самим, потому что дано ему было, как никому другому, находить новые художественные смыслы в творческом наследии великих русских писателей, созидателей, мыслителей. Художник книги, можно добавить – архитектор, скульптор и инженер книги, и ещё при жизни Василия Валериуса его трудам было отведено законное, по нравственной своей сути, место – в «красном углу» нынешнего и присного бытия. И теперь уже навсегда останутся с нами непревзойдённые образцы книжного искусства, автором которых был этот великий человек, достигший в своём творчестве высочайшего уровня художественного макетирования, сделавшего книги фонда жизнетворным ресурсом будущих поколений. Пройдут десятилетия, и многое в этом мире может поменяться, многое может раствориться во времени, но книги Валериуса не будут подвластны ни старению, ни тлению. Как вечной будет память и о нём самом. Выражаем искренние соболезнования родным и близким, друзьям, ученикам и коллегам Василия Евгеньевича в связи с постигшей неизмеримой утратой. Почти невозможно дышать самим, склоняем головы в глубокой скорби. Прощайте, дорогой Василий Евгеньевич! Лёгкого вознесения Вам на небеса! И светлейшая память!..

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/18/...

Иерей Феодор Конюхов представил выставку своих картин в Санкт-Петербурге 2 июня 2019 г. 18:28 30 мая 2019 года в Михайловском (Инженерном) замке в Санкт-Петербурге в рамках выставки, которая открылась 28 марта, состоялась встреча с путешественником и художником иереем Феодором Конюховым. Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев подарил художнику каталог выставки «Власть воды», а также карточку и диплом почетного члена общества друзей Русского музея. Отец Феодор выразил благодарность Русскому музею за то, что выставку продлили, рассказал, что хотел быть на церемонии открытия, но задержался в морском путешествии. «Знаете, я впервые вижу свои картины, — сказал он. — Они в мастерской пылятся, и я не могу увидеть их так, как здесь, вместе, и они для выставки очень красиво оформлены. Когда я был в море, думал: " Если я погибну, то это будет посмертная выставка, так что надо выкарабкиваться! " Никогда я не предполагал, что мои картины будут выставляться в Русской музее! Прежде всего я художник, а потом путешественник. Просто меня сейчас больше знают как путешественника. И я очень рад, что здесь меня можно увидеть и как художника». На вопрос, что в его жизнь принесло священство и отразилось ли это на творчестве, священник, художник и путешественник ответил, что на выставке в основном представлены картины, которые он написал еще до принятия сана. «Я с детства хотел быть священником, учился в Ленинградской духовной семинарии, когда Святейший Патриарх Кирилл был ректором. В моей семье были священники, сейчас мы гордимся этим, а в те времена это скрывалось. Я думал: исполнится мне 50 лет, приму сан, уеду в деревню и буду тихонечко служить, с бабушками молиться. И вот мне уже 68, а я все странствую по свету. Есть у меня творческие задумки — я задумал триптих " Казнь Иоанна Крестителя " , три холста три на три метра. Лет пять на это потребуется, только бы успеть». Выставка продлится до 13 июня. Федор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалове (Троицком) Приазовского района Запорожской области (Украина). Выпускник Одесского мореходного училища по специальности «судоводитель». Выпускник Бобруйского художественного училища (Белоруссия). Выпускник Ленинградского арктического училища по специальности «судовой механик». В 1983 году принят в Союз художников СССР. Академик РАХ. Автор более 3 000 картин, участник российских и международных выставок. Член Союза писателей РФ, автор более двадцати книг. С 1995 года проживает в Москве. Епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом 23 мая 2010 года рукоположен во диакона, 19 декабря 2010-го — во пресвитера. Награжден орденом Украинской Православной Церкви великомученика Георгия Победоносца I степени за усердные труды на славу Святой Церкви.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010