Одним из первых рус. библеистов можно назвать А. M. Бухарева (архим. Феодора). Его многочисленные толкования книг ВЗ и НЗ, однако, настолько субъективны, что их трудно считать научными исследованиями. В отношении исагогических вопросов он придерживался вполне традиц. взглядов. Распространение знаний о Свящ. Писании обусловило написание и издание мн. учебных пособий для духовных школ. Так, признание получил учебник А. Н. Хергозерского «Исагогика, или Введение в книги Священного Писания Нового Завета» (СПб., 1860). Большую помощь в изучении Свящ. Писания оказали «Толковая Библия», к-рая начала выходить под ред. А. П. Лопухина в 1904 г., «Толкование Евангелия» (СПб., 1905) Б. И. Гладкова , написанное простым языком для широкой публики, содержит исагогические данные традиционно-церковного характера. Много исагогических статей появилось в энциклопедических словарях (Новый энциклопедический словарь/Сост.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.; Пг., 1911-1916. Т. 1-29; Православная богословская энциклопедия/Ред.: А. П. Лопухин, Н. Н. Глубоковский. СПб., 1900-1911. Т. 1-12; Энциклопедический словарь/Ред.: И. Е. Андреевский. СПб., 1890-1907. Т. 1-82). В нач. XX в., после ослабления цензурных ограничений, в России были написаны работы, отличающиеся подлинно научным подходом к изучаемому предмету. Так, патролог Н. И. Сагарда написал экзегетическое исследование «Первое соборное послание св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова» (Полтава, 1903), в к-ром затрагивал в т. ч. и исагогические вопросы, касающиеся этого послания. Писания св. Иоанна Богослова исследовал прот. В. В. Платонов. В магист. дис. «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы» (Серг. П., 1916) он высказал гипотезу, что перикопа Ин 8. 1-11 была внесена в текст Евангелия самим евангелистом при окончательной редакции текста. Кн. Откровение Иоанна Богослова исследовал В. В. Четыркин. Его главная работа - «Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова: Исагогическое исследование» (Пг., 1916). В этом сочинении он анализирует все гипотезы с древнейших времен до XX в. о происхождении Апокалипсиса. Четыркин считал, что нет веских оснований отрицать древнее церковное Предание об авторстве ап. Иоанна, к-рого он отождествляет с пресв. Иоанном.

http://pravenc.ru/text/674796.html

Мкртчян. Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, 2, апрель-июнь 2013. С. 38.). Но поскольку для наших целей терминологические тонкости несущественны, мы не будем вводить новые термины. [vii] Собственно говоря, так понимаемая личность – это и есть ипостась человека в смысле Василия Великого: тот уникальный способ бытия, который отличает отдельно взятого человека от всех остальных людей. [x] Богочеловек//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Том 3. С. 354-355. Здесь и далее мы ссылаемся на трехтомный энциклопедический словарь «Христианство» (М., 1995) как на доступное издание. Но статья «Богочеловек» – это перепечатка из Православной богословской энциклопедии, издававшейся с 1900 г. в Санкт-Петербурге. Издание оборвалось в 1911 г. на 12-м томе (последняя статья – «Константинополь»). Редактором первых шести томов был А.П. Лопухин, последующих – Н.Н. Глубоковский. [xv] H.C. Powell . The Principle of the Incarnation. London, New York, and Bombey, 1896. P. 424-432. [xvii] В перечне Поуэлла отсутствует еще одно объяснение – самого Поуэлла. Дело в том, что он был сторонником так называемой «кенотической христологии», основателем которой считается лютеранский богослов Томазий (Богочеловек. С. 358.). Согласно этой христологии, Христос с самого начала добровольно отказался от ряда божественных свойств, в том числе и от всеведения. Собственно, Поуэлл и проделал огромную работу по составлению своего перечня только для того, чтобы показать несостоятельность всех других объяснений, кроме кенотического. Однако как православные, так и католические богословы решительно отвергли кенотическую христологию: если Христос жил в мире только как обычный человек, спасение как преображение человеческой природы божественной природой становится необъяснимым. Комментарии ( 12): Алексей 30 июля 2014г. 17:42 Вот интересное мнение о неведении Христа: " Во внутренней жизни Троицы, Сын получает всё от Отца (сознание и знание): Он не обладает своим собственным самосознанием, но получает его от Отца (то же для знания). После Воплощения, ничего не изменяется, и Он всегда получает всё от Отца, но ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОБРАЗОМ, СОГЛАСНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ , то есть согласно историческим, временным и ограниченным структурам, структурам, которые характеризуют нашу человеческую природу. Таким образом, Его сознание и знание формируются полностью человеческим образом. Он становится постепенно сознающим Свое отношение к Отцу " .

http://bogoslov.ru/article/4062587

Однако преимущества Римского гражданства далеко превосходили неудобства, с которыми оно было связано, и потому его так высоко ценили современники апостола Павла, да и сам он (Faszinierende Welt der Bibel. Herausgegeben von M. Metzger, George L. Collord, David Goldstein, John Ferguson. Verlag Herder Freiburg im Breisgau, 1988. S. 171). 9 Гамалиил . Ученый раввин, внук знаменито Гиллеля, выходца из Вавилонии, который вел свою родословную от самого Давида. Выдающейся чертой в характере Гиллеля было то голубиное добродушие, которое ни на минуту не дает вспыльчивому гневу господствовать над душой. Свой мирный характер Гиллель доказывал всякий раз, как только встречал противодействие своим взглядам. Теоретически последовательный, он в практическом отношении постоянно был уступчив, даже по отношению к младшим. О нем рассказывают, что одному разорившемуся наследнику богатого рода он не только оказал необходимую помощь, но еще дал ему в услужение раба и даже купил лошадь для езды. После Ездры Гиллель считается величайшим восстановителем учения, которое он вывел из состояния упадка. Он обогатил содержание устного учения древними преданиями, которые в Вавилонии долго сохранялись между пленниками и кодифицировал определения устного предания. Его влияние в иудействе чувствуется до сих пор ( Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований… Ветхий Завет . Т. 2. От пророка Самуила до Рождества Христа. С П б., 1890. С. 988– 991). Гамалиил вполне усвоил черты характера своего выдающегося деда и тоже отличался «не только глубиною и обширностью своей учености, но и замечательным духом терпимости к мнениям, несогласным с установившимися воззрениями людей» ( Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований. Новый Завет . С П б. 1895. С. 618) . «Когда в синедрионе возник вопрос о том, что делать с заключенными в темницу апостолами за проповедь о Распятом Иисусе, Гамалиил, «законоучитель, уважаемый всем народом», настаивал на веротерпимости. «Если, – говорил он, – это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» ( Деян.5:34–39 ). Апостолы были отпущены. Полагают, что Гамалиил умер за восемнадцать лет до разрушения Иерусалима. С его личностью связывают различные христианские предания. По одному из них, он был крещен апостолами Петром и Павлом» ( Христианство . Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 399).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

с перерывами), раньше александрийского (1602 –1621) и Кирилла Контара (1630–1639 тоже с перерывами), и антипатриарха антиохийского Кирилла (1619–1630), бывшего прежде епископом хауранским, причем по иерусалимскому патриархату имени сего не встречаем вовсе («Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия, т. II, стр. 680–690; Исторический список епископов святой и великой церкви, находящейся в Константинополе, от 362 по 1834 г. Спб. 1862 г., стр. 116–126; Труды Киевской духовной академии, 1874 г., ч. II, стр. 432–436; А. Лопухин . Православная богословская энциклопедия, т. VI, стлб. 389–391). Имея же в виду, что архимандрит Никифор испрошен царем Теймуразом у патриарха Кирилла с собором иереев в 1623–1624 г (1639 – 14 или 15 лет. «Переписка грузинских царей с русскими государями», стр. 10), мы должны согласиться, что этим самым Кириллом не мог быть Контар, ибо в патриаршество он был возведен гораздо позже. Не мог им быть и антиохийский антипатриарх, так как, хотя он и получил сан патриарха, но никакого правильного собора иереев при себе не имел с одной стороны, с другой же стороны, антипатриарх этот был обезглавлен в 1630 (самое позднее в 1632) году и через 10 лет после смерти своей не мог повергнуть в особое уныние архимандрита Никифора, да и при жизни своей едва ли мог служить большим утешением для него же. Остается таким образом полагать, что Никифор был испрошен царем Теймуразом именно у Кирилла Лукариса, мученическая кончина которого в 1638 г. могла «сокрушить сердце» не одного лишь Никифора, а многих православных христиан и в самой России, с государем и патриархом которой он (Кирилл) находился в деятельной переписке (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб. 1895 г., вып. 29, стр. 122). Хорошо зная, как искренно любили и высоко ценили Кирилла в России, не потому-ли архимандрит Никифор – грек «льстивый до сего дня» и докладывает государю Михаилу Феодоровичу о смерти сего выдающегося первосвятителя?! На основании всего сказанного полагаем, что грек Никифор не только не состоял наместником антиохийского патриарха (об этом не говорит ни один документ), но не числился он и святогробским архимандритом, а был просто из клира константинопольской церкви (а может быть и александрийской, где раньше предстоятельствовал Кирилл Лукарис), и как способный и образованный человек, вроде младшего современника своего, митрополита газского Паисия Лигарида, истребовался царем Теймуразом «на царские ответы и на секретную службу» царскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Де-Местр говорил о «великой химере универсального христианства». Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» пишет: «Император Александр исповедал некое смешанное христианство, и во имя этой „всеобщей“ религии и притязал властвовать и управлять... Режим „сугубого министерства“ был жесток и насильственен. „Мистицизм“ облекался при этом всей силой закона, со всей решительностью санкций против несогласных или только уклончивых. В преступление вменялось и простое несочувствие идеям „внутреннего христианства“, и притом – как противление видам правительства. Вот одна из статей тогдашнего цензурного устава: „Всякое творение, в котором, под предлогом защиты или оправдания одной из Церквей христианских, порицается другая, яко нарушающее союз любви, всех христиан единым духом во Христе связующей, подвергается запрещению“». Создание нового министерства совпало с расцветом деятельности Библейского общества, образовавшегося в России. 6 декабря 1812 г. утвержден был Императором Александром доклад князя Голицына о создании общества. 11 января 1813 г. состоялось первое собрание, на котором президентом был избран князь Голицын, управлявший тогда ведомством иностранных исповеданий. Общество, имевшее к 1824 г. 89 отделений, очень скоро попало в руки масонов. В статье, посвященной в «Энциклопедическом словаре» (СПб., 1891) «Библейским обществам в России», говорится: «Успех мистицизма в нашем обществе был тем возможнее, что в нем тлели еще подавленные было влияния старого масонства XVIII в. Еще живы были Новиков, Лопухин, Гамалея, кн. Репнин, Кошелев и другие. Почти все они вынесли тяжелое давление враждебных обстоятельств и приобрели мрачное упорство – обыкновенное следствие преследований. Некоторые из них или их ученики приняли прямое участие в библейском деле, в котором они встретились с мистиками нового направления, например с бароном Б. И. Фитингофом, братом г-жи Крюденер; те из старых масонов, которые не принимали этого участия, все-таки действовали в интересах своих идей личным влиянием...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Статья «Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина» вскоре после публикации была отпечатана отдельной книжкой 219 в типографии А.П. Лопухина 220 . Профессор С.-Петербургской духовной академии А.П. Лопухин был широко известен в духовной литературной среде как редактор журналов «Церковный Вестник» и «Христианское чтение». Это был человек выдающихся публицистических способностей, изумительной энергии и инициативы. В свое время он не только спас академические издания («Церковный Вестник» и «Христианское чтение») от казавшегося неминуемого краха, но сумел поднять их на прежнюю высоту и увеличить подписку. Сделано это было благодаря задуманному им изданию перевода на русский язык полного собрания творений святителя Иоанна Златоуста – в виде ежегодных премий (по 1 книге) подписчикам академических изданий. Дело в том, что «Церковный Вестник», будучи академическим журналом, в то же время до 1888 года являлся и официальным органом Святейшего Синода. С учреждением в этом году уже специально синодального печатного органа – «Церковных Ведомостей», с обязательной подпиской для всех российских приходов, от «Церковного Вестника» отошла официальная часть, что привело в результате к заметному падению подписки на оба академических издания. Подписка упала с шести-семи тысяч до двух. И вот благодаря редакторству А.П. Лопухина с 1893 года подписка постепенно стала расти, так что ко дню 25-летия журнала в 1899 году достигла более чем 7200 экземпляров 221 . Сближение С.Г. Рункевича с этим замечательным человеком привело к длительному их литературному сотрудничеству, вплоть до самой кончины профессора. К этому времени Рункевич, будучи еще довольно молодым человеком, уже много добился: ученая степень магистра, членство в авторитетной архивной комиссии, перспективная служба, орден, дававший право личного дворянства, а главное, он приобрел известность как писатель. Об этом свидетельствует уже тот факт, что его имя, хотя еще совсем молодого человека, было включено в самую крупную дореволюционную русскую универсальную энциклопедию«Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Локоть – Английская миля – распространена главным образом в морском деле. 1 морская миля ­­ 1,853 км.. 1 сухопутная миля ­­ 1,609 км. Планирование преподавания. Сетка часов ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: I. Священное Писание. II. Антоний, Митрополит “Опыт христианского православного катехизиса”. III. Вейсман А.Д. “Греческо-русский словарь”, Москва, 1991, репринт 1899 г., Санкт-Петербург. IV. Евсевий Памфил . Церковная история. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1993. V. Лопухин А.П. “Библейская история Ветхого Завета”, Монреаль, 1986 г.. VI. Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства (Исторические свидетельства, факты, документы христианства), Москва, 1992, “Соваминко”. VII. Минея. Издание Московской Патриархии, 1983 г. VIII. Никифор, Архимандрит “Библейская энциклопедия”, издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 г., репринт, Москва 1891. IX. Никон (Смирнов), игумен, “От Галилеи до Фиваиды”. X. Полный православный богословский энциклопедический словарь, издание Московского Патриархата, Москва 1992 г., репринт, издательство П. П. Сойкина. XI. Программы преподавания Московской Духовной Семинарии. XII. Талызин В.И. “Конспект по Основному Богословию для 4-го класса Московской Духовной Семинарии, Загорск, 1957 г.. XIII. Христианские Чтения, 1841, ч. 1. XIV. Аверкий, Архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. “Сатис”, Санкт-Петербург, 1995. XV. Спутник поломника по Святым местам; XVI. Реальный словарь классической древности, Фр. Любкера, С-Пб, изд. Тов-ва М. О. Вольф, 1888; 537 События Воскресения Христа, вопреки устоявшемуся современному мнению, пришедшему к нам из католической церкви, происходили до землятресения, когда воины еще спали. В Евангелии не рассказано о самом Воскресении, т.к. нет свидетелей этого явления. 539 Среди жен-мироносиц, пришедших рано утром ко гробу были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Соломия (о Соломии говорит апостол и Евангелист Марк – 16, 1) и другие. 540 Приложение “Исторические свидетельства о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа” смотри на стр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

«Странник». 1898. 5, 8-9); Фома Кемпийский и новооткрытое сочинение его//ХЧ. 1899. 1. С. 37-71; Противопапские движения в недрах римского католицизма в XIX в.//Там же. 5. С. 943-967; 6. С. 1141-1168; Папство накануне XIX в.//Там же. 11. С. 771-798; Памяти А. Ф. Бычкова, директора Имп. публ. б-ки и почетного члена нашей академии (15 дек. 1818 - 2 апр. 1899 гг.)//ЦВ. 1899. 14. Стб. 524-526; Протопресв. И. Л. Янышев, как поборник идеи единения Церквей//Там же. 1900. 41. Стб. 1300-1303; Что такое «Православная Богословская энциклопедия»: (По поводу одной рецензии)//Там же. 46. Стб. 1477-1480; 47. Стб. 1506-1510; Лекции по философии истории, чит. в 1900/01 уч. г. студентам СПбДА. СПб., 1901. Литогр.; Итоги XIX в. для нашей богосл. науки//ХЧ. 1901. 1. С. 3-4; Игнатий Дёллингер в его борьбе за церковную правду (с 1861-1900 гг.)//Там же. 1902. 9. С. 392-424; 10. С. 508-563; 11. С. 665-694; 12. С. 846-882; На берегах Рейна: Из путевых заметок и впечатлений одного из участников 5-го Междунар. старокатолич. конгр. в Бонне (июль 23-26 - авг. 5-8 1902 г.). СПб., 1902; Библия и Вавилон: Апологет. очерк. СПб., 1904 (в соавт. с В. П. Рыбинским); Вавилонский «царь правды» Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым//Странник. 1903. 11. С. 664-676; 12. С. 828-853 (отд. изд.: СПб., 1904. М., 2005); Жизнь и труды св. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. СПб, 1895. [Монреаль], 1966; Духовные светила XIX в.: Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский//Вестн. ЛДА. 1990. 1. С. 32-40. Ред.: Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке. СПб., 1900-1911. Т. 1-12; Толковая Библия, или Комментарий на все книги Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета. СПб., 1904-1913. 12 т.; Стокгольм, 19872. 3 т.; М., 20094. 7 кн.; 2013. Пер.: Фаррар Ф. В. Обращение св. ап. Павла: (Гл. из новой книги)//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/Лопухин.html

202 Текст в скобках добавлен нами. Говорится о страстях, которые еще живут в душе подвижника, но он не дает им волю проявлять себя в делах и осуществлять свои требования. 217 Окончание фразы мы сделали по лат. пер. для того, чтобы избежать громоздкости, которая создалась бы при точном переводе греческого текста. 226 Лат. пер.: «…я наслаждусь Тобою, и никто, вот, не будет презирать меня, хотя теперь…» Возможно, что так было и в первоначальном греческом тексте, который не дошел до нас. 229 Ориг.: «неверия», но здесь имеется в виду не отсутствие веры, а – недостаточность ее, несовершенство. 236 Пс. 83, 6 . Один древний толкователь Песни Песней замечает, что в последних словах этой священной книги находится великое обещание Небесного Жениха, что Он придет «на Гору Ароматов», и говорит, что этим обозначается, что Он придет в среду душ, которые благоухают добрыми делами. Мы все призваны на эту «Гору Ароматов» и поэтому должны принять во внимание, каковыми мы должны быть (John Cotton. A Brief Exposition with Practica. Observations upon the whole Book of Canticles. London, 1655). Другой древний толкователь, подобно Пселлу, окончив свое толкование, просит прошения у Бога: «Теперь я замолчу и приставлю палец к губам, и прошу Бога простить мою дерзость за то, что я взялся толковать пути непостижимой Любви Бога к человеку... Если Св. Иоанн Креститель говорит, что он – недостоин развязать ремень на обуви Спасителя, то я и прикоснуться к нему не смею, а тем более стараться своим умом „развязать” непостижимость тайн Божиих» (John of Ford (XII century). Sermons on the Final Verses of the Song of Songs. Homily 46th. Edit. 1982). И я, грешный, прошу у Бога и у читателя прошения, если мой перевод труден и недостаточно ясен или я допустил погрешности. Я уверен, что другой переводчик сделает этот перевод и лучше и умелее, и надеюсь увидеть его. 240 Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический Словарь. 1898. С. 923. См. также: Олесницкий А., проф. Книга Песнь Песней и ее новейшие критики. 1882; Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010