На христианском западе статуя приобретает большую популярность и выполняет в храмовом убранстве католических и некоторых протестантских церквей ту же функцию, что и живописные изображения (иконы). Возникновение храмовой скульптуры связано с каролингским возрождением в искусстве, а также с именами таких скульпторов и зодчих как Гислебертус, Бенедетто Антелами и пр. Следующим витком развития храмовой скульптуры на западе становится готическая скульптура (от 1150 до 1300 годов), которая постепенно обретает национальные черты. Наибольшего расцвета скульптура как жанр искусства в ее религиозном и светском проявлениях достигает в эпоху Возрождения в Италии с 1400 по 1600 годы, а затем и в эпоху барочной скульптуры с 1600 по 1700 годы, в частности, в трудах Бернини. Многие протестантские деноминации пошли по пути отвержения каких-либо, в том числе и скульптурных, изображений в собственном храмовом пространстве. Современная скульптура в Римо-Католической церкви изобилует количеством стилей, подходов и вложенных в нее смыслов (например, существуют примеры изготовления скульптур Христа и святых).  Статуя/скульптура в восточной православной традиции Как уже было отмечено, византийская традиция практически не оставила статуй религиозного характера. При этом, мы не находим каких-либо канонов, запрещающих изготовление статуй святых, ангелов и т. д. Древнерусское искусство восприняло византийские нормы творчества и, как следствие, религиозная скульптура не получила на Руси повсеместного распространения; однако, к примеру, в ряде северных территорий такая скульптура создавалась. Таким образом, можно сказать, что в целом долгое время Русь не знала массового изготовления статуй религиозного содержания, за исключением языческих идолов, которые по формальным признакам являются скульптурами религиозного характера. Лишь в XVIII веке через западные заимствования в России постепенно возникает собственная школа скульптуры и отечественные выдающиеся скульпторы. Данные изваяния были тесным образом связаны с архитектурой. Яркими примерами такого зодчества являются скульптуры ангелов на фронтоне Исаакиевского собора и пр.

http://azbyka.ru/statuya-skulptura

Чтобы УПРОСТИТЬ нашу задачу, мы можем как точку отсчета для этого исследования взять долгий и хорошо известный спор, который от начала до конца определяет на Западе развитие богословия таинств, и особенно евхаристического богословия. Это спор о реальности присутствия. Нигде так ясно не прослеживается эта разграничительная линия между двумя подходами к таинству, равно как и причины, которые привели к переходу от одного к другому. В контексте этого спора понятие реальный очевидно содержит в себе возможность присутствия иного рода, которое поэтому является не реальным. Это иное присутствие в Западном богословии и научной мысли, как мы знаем, принято обозначать словом символический. Мы не можем здесь углубляться в очень сложную и во многих отношениях запутанную историю этого понятия в западной мысли. Очевидно, что в существующем языке богословия, поскольку он формируется между Каролингским возрождением и Реформацией и несмотря на все разногласия между соперничающими богословскими школами, несовместимость между символом и реальностью, между figura et veritas всегда утверждалась и признавалась. Утверждению mystice, non vere соответствует не менее категоричное vere, non mystice. Св. отцы же и вся ранняя традиция и здесь мы подходим к самой сути проблемы не только не знают этого различения и противопоставления, но для них символизм неотъемлем (is the essential dimension) от таинства и служит единственным ключом к его пониманию. Преп.  Максим Исповедник , выдающийся представитель святоотеческого богословия таинств, называет Тело и Кровь Христа на Евхаристии символами (symbola), образами (apeikonismata) и тайнами (mysteria). Символическое здесь не только не противопоставляется реальному, но предполагает его (embodies it) как свое непосредственное выражение и способ проявления. Историки богословия, больше всего радея о поддержании мифа о преемственности богословия и его методичной эволюции, и здесь умудряются относить это за счет неточности святоотеческого богословия. Такое впечатление, что они не понимают, что святоотеческое употребление понятия symbolon и связанных с ним не расплывчатое или неточное, а просто отличное от того, что мы видим у более поздних богословов, и что последующая трансформация этих понятий становится источником одной из величайших трагедий богословия. § 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Сакраментарий имп. Карла Лысого 869–870 гг. (Paris. lat. 1141. Fol. 6v — 7) Сакраментарий имп. Карла Лысого 869–870 гг. (Paris. lat. 1141. Fol. 6v — 7) Скрипторий Лотаря I, по мнению исследователей, находился между Ахеном и Льежем. Созданные там рукописи относятся к 40-50-м гг. IX в.: Псалтирь Лотаря (Lond. Brit. Lib. Add. 37768); Сакраментарий (Padova. Biblioteca Capitolare. D. 47); Евангелие из аббатства Прюм (Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 260), подаренное Лотарем этой обители в 852 г.; и еще 2 Евангелия (Vat. Urb. lat. 3; Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 3). При дворе Карла Лысого в 853-877 гг. также существовала мастерская по изготовлению рукописей. Она могла находиться в Реймсе, Сен-Дени, Корби, Суасоне или Компьене ( Koehler. 1930-2009. Bd. 5. S. 70-71). Сохранилось 12 изготовленных там рукописей - Евангелия и литургические книги, похожие друг на друга по стилю исполнения. Главный писец - Лиутард - был также и миниатюристом. Об этом свидетельствует надпись в Дармштадтском Евангелии (Hessische Landesbibliothek. 746) - «Liutardus ornavit» (Лиутард украсил). Самые известные рукописи, вышедшие из этой мастерской: «Золотой кодекс» (Codex Aureus) из мон-ря Санкт-Эммерам в Регенсбурге (Monac. Clm. 14000; 870 г.), незаконченный коронационный Сакраментарий (Paris. lat. 1141; 869-870 гг.), молитвенник (München. Schatzkammer der Residenz), Псалтирь (Paris. lat. 1152) и Евангелия (Paris. lat. 323, 324; Paris. Bibliothèque de l " Arsenal. 1171). Рукописи этого скриптория были необычайно роскошными: во многих есть страницы, написанные золотом, многочисленны золотые инициалы и полностраничные иллюстрации. Переплеты представляли собой великолепные произведения ювелирного искусства; для их украшения использовали золотые и серебряные пластины, драгоценные камни и геммы, рельефы из слоновой кости. «Золотой кодекс» из аббатства Санкт-Эммерам в кон. IX в. был подарен в Регенсбург и через полвека послужил образцом для оттоновских мастеров. Особенностью рукописей, изготовленных в этом скриптории, является разработанная иконография тронных изображений императора, к-рые восходят к позднеантичным моделям, в частности известным по рукописи «Notitia dignitatum», сохранившейся в более поздних копиях. Такие изображения Карла Лысого на троне, благословляемого или коронуемого десницей Божией, встречаются в 3 рукописях, созданных в этом скриптории. Этот сюжет будет особенно важен для правителей династии Оттонов и получит распространение в оттоновских рукописях.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

P., 2007. С. В. Ковалевская Развитие музыки в эпоху К. в. вписывается в общую картину историко-культурных и религиозно-политических тенденций в империи Каролингов. Стремление франкских правителей унифицировать богослужение сказалось и на распеве, к-рый воспринимался как органичная часть общественной молитвы. Благодаря этому установлению неск. поколений франк. и рим. музыкантов и литургистов (взаимосвязь галльской и рим. устных традиций остается нерешенной проблемой музыкознания), по большей части безвестных, сумели разработать универсальный и одновременно чрезвычайно гибкий стиль, связывающий тексты лат. молитв с мелодией прежде всего в базовом (для богослужения) наборе псалмовых тонов , а затем и в др. жанрах (формах) распева. В результате предпринятой унификации в период К. в. сложилась ладовая система, определяемая совр. музыковедами как монодико-модальная, в полном объеме присущих ей категорий, из которых ранее всего были зафиксированы типовые мелодические формулы (NOEANE, NOEAGIS, NONENOANE и подобные). Распев, сформировавшийся между 750 и 850 гг. в еп-ствах Руан и Мец, в монастырских школах Сен-Дени и Прюма и в др. центрах каролингской духовной культуры, распространился по всему христ. Западу под названием григорианское пение (cantus Gregorianus), позднее «плавный распев» (cantus planus; по К. Пейджу, «франко-римский распев»). От эпохи К. в. сохранились тонарии (самый древний VIII в.- из мон-ря Сен-Рикье; IX в.- из Сен-Дени, Компьеня, Корби, Меца и др.) и певч. рукописи - ненотированные («Антифонарии мессы», т. е. Градуалы , IX в., из Монцы, Райнау, Компьеня, Корби, Санлиса, Гента и др.) и нотированные (из Санкт-Галлена, Айнзидельна, Лана, Шартра). Хотя наиболее ранние, полностью снабженные невмами певч. книги датируются X в., нотированный Антифонарий (по К. Ливи, «архетип Карла Великого»), возможно, был составлен уже ок. 800 г. Изобретение невменной нотации как системы символической записи музыки (вначале в меньшей степени звуковысотности и ритма, в большей - агогики, динамики, орнаментики и всего другого, необходимого для «правильного» звучания коллективной молитвы) - великое культурное достижение К. в. Общие принципы и конкретные графемы выработанной в эту эпоху системы заложили основу кодификации музыки в Европе на столетия вперед, вплоть до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Gesta Hludovici imperatoris. Astronomus. Vita Hludovici imperatoris/Ed. E. Tremp//MGH. Script. Rer. Germ. T. 64. P. 167-555). В сер. 80-х гг. IX в. Ноткер Заика написал «Деяния Карла Великого» ( Notker Balbulus. Gesta Karoli Magni imperatoris/Ed. H. F. Haefele//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 12. P. 1-93), представив биографию императора в виде небольших рассказов с использованием традиц. сюжетов агиографической лит-ры и герм. эпоса. К жанрам исторической прозы, получившим развитие в эпоху К. в., относятся анналы и деяния (gesta). Анналы возникли в VIII в. в виде кратких записей меморативного характера и предназначались для учета времени, оставшегося до Страшного Суда (малые, или хронологические, анналы). Однако в сер. 80-х гг. VIII в. они превращаются в развернутое и сложно организованное историческое повествование (большие, или нарративные, анналы). К числу выдающихся памятников эпохи относятся Анналы королевства франков (Annales regni Francorum/Ed. F. Kurze//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 1-178), Фульдские анналы (Annales Fuldenses//MGH. SS. T. 1. P. 343-415), Сен-Бертенские анналы (Annales Bertiniani//Ibid. P. 423-515). Их содержание, характер подбора и интерпретации материала указывают на то, что эти тексты создавались в тесной связи с королевским двором и отражали офиц. т. зр. Свидетельством расширения культурного кругозора в эпоху К. в. были всемирные хроники. Компилятивные по структуре, такие хроники опирались на широкую лит. традицию: сочинения античных и христ. историков, анналы, агиографические произведения. В эпоху К. в. появились «Муасакская хроника» (Chronicon Moissiacense//Ibid. P. 280-313), «Хроника» Фрекульфа, еп. Лизьё ( Freculphi episcopi Lexoviensis. Chronicorum tomi duo//PL. 106. Col. 917-1258), «Хроника» Регинона Прюмского ( Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon//MGH. Script. Rer. Germ. T. 50. P. 1-153) и др. Лит.: Lehmann P. J. G. Das Problem der karolingischen Renaissance// Idem. Erforschung des Mittelalters. Stuttg., 1959. Bd. 2. S. 109-138; Panofsky E.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Ок. 806 г. Эту стенопись трудно точно датировать из-за отсутствия сравнительного материала, можно говорить лишь в целом о ее принадлежности к каролингскому периоду. На территории Франции сохранился фрагмент цикла, посвященного первомч. Стефану, в крипте ц. Сен-Жермен в Осере; стиль этих росписей можно сравнить с книжной миниатюрой эпохи кор. Карла Лысого (840-877). Украшались и светские постройки. В жизнеописании имп. Карла Великого, составленном Эйнгардом, содержатся сведения об украшении стен имп. дворца изображениями 7 «свободных искусств» ( Schlosser. 1892. N 1023). Эрмольд Нигелл приводит также описание дворца и церкви в Ингельхайме (Ibid. N 1007) с аналогичной церковной программой и фресками на светские сюжеты - там в приемном зале представлены знаменитые римляне и христ. правители. Видимо, существовали и донаторские изображения, подобные фигурам клирика и воина, фланкирующим апсиды ц. Сан-Бенедетто в Маллес-Веноста (обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия). Единственная сохранившаяся мозаика времени Карла Великого - композиция в апсиде оратория в Жерминьи-де-Пре (806), сделанная по заказу еп. Теодульфа Орлеанского. Ее сюжет - «Поклонение ковчегу завета» - близок к содержанию «Libri Carolini», написанных, видимо, им самим. На мозаике представлены антропоморфные, но не человеческие изображения - 2 золотых херувима, украшающие крышку ковчега, и 2 поклоняющихся ковчегу завета ангела. После эпохи К. в. искусство мозаики к северу от Альп возобновилось лишь в сер. XII в. Декоративно-прикладное искусство Памятники декоративно-прикладного искусства эпохи К. в. можно разделить на 2 большие группы: предметы, связанные с убранством церкви и богослужением, и произведения, восходящие непосредственно к античным образцам и часто не предназначавшиеся для церковного интерьера. К 1-й группе относятся оклады богослужебных книг, переносные алтари, антепендиумы, реликварии, ситулы, литургические гребни и проч., ко 2-й - конная статуэтка Карла Великого, хрустальные шары-геммы, миниатюрная копия рим.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

[xxxi] Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Платон. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. М., 1968. С. 50. [xxxii] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 8-10, 79-90. [xxxiii] Щепкин В.Н. Русская палеография (1918). М., «Наука»,1967. С.35-36. [xxxiv] Инкунабула (от лат/incunabula - колыбель) - ранняя печатная книга. Ингкунабулами называют в основном книги от первых печатных опытов И. Гуттенберга до конца XV века. Оформление и печатные шрифты инкунабул - подражание рукописным книгам; в церковных книгах второй половины XVbeka используется готический шрифт, а в публикациях античных авторов - новые шрифты, восходящие к каролингскому минускулу и названные по недоразумению антиквой. С 70-х годов XV века появляются древнееврейские и греческие печатные шрифты, а с 80-х - 90-х годов - глаголические и кириллические. [xxxv] Киселева Л.И. Западноевропейская книга XIV-XV веков. Л., «Наука»,1985. С.33-34. [xxxvi] См.: Васильев Л.С.Традиции и проблема социального прогресса в истории Китая. - Роль традиции в истории и культуре Китая. М., «Наука», 1979. С.24-60; Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае. - Китай: традиции и современность. М., «Наука», 1976. С.52-82; Воскресенский Д.Н. Человек в системе государственных экзаменов. - История и культура Китая. М., «Наука», 1974. С. 325-361. [xxxvii] Успенский Ф.И. История Византийской империи. T.I. VI-IX в. М., «Мысль», 1996. С. 173-174. [xxxviii] Архимандрит Борис (Плотников). История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1890. [xxxix] Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996. С. 156. [xl] Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г. Книжный шрифт. М., 1964. [xli] Лихачев Д. С. Текстология. М., 1983. С. 43-49. [xlii] Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1.: Литература техники и прикладных наук от средних веков до Возрождения. М.-Л., 1933; Т. 2: Образование и наука в эпоху Ренессанса в Италии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Благодаря изучению К. п. и знакомству канонистов с наиболее значительными раннесредневековыми сборниками источников церковного права стало возможным появление ложных канонических документов, известных как Лжеисидоровы декреталии . О случаях фальсификации папских посланий упоминал еще папа Иннокентий I ( Jaff é . RPR. N 304). В эпоху Каролингов появление корпуса подложных правовых текстов в первую очередь было обусловлено недостаточностью не только существовавших канонических сборников, но и системы церковного права в целом. Отсутствие универсального правового свода и противоречивые, нередко устаревшие нормы препятствовали деятелям Каролингского возрождения, стремившимся утвердить авторитет К. п. в жизни Церкви и гос-ва. Ощущалась необходимость приведения норм церковного права в соответствие с требованиями современности: в древних канонах ничего не говорилось о защите прав Церкви от посягательств светской власти и аристократии, о христианском браке и проч. ( Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 1-4, 120-126; Fuhrmann H. False Decretals (Pseudo-Isidorian Forgeries)//NCE. Vol. 5. P. 615-619; Erd ö . 2002. S. 74-81). «Ирландское собрание канонов». 1-я пол. IX в. (Cod. Sang. 243. P. 6) «Ирландское собрание канонов». 1-я пол. IX в. (Cod. Sang. 243. P. 6) Вопрос о времени и месте создания Лжеисидоровых декреталий остается нерешенным. Согласно Х. Фурманну, они были составлены группой книжников между 847 и 852 гг., скорее всего в Реймсской пров. ( Fuhrmann. 1972-1974; Jasper, Fuhrmann. 2001), а по мнению К. Цехиль-Эккеса,- в мон-ре Корби под рук. Пасхазия Радберта (аббат Корби в 844-851) ( Zechiel-Eckes. 2011). Исследователи выделяют 4 сборника, отразивших процесс создания подложных канонических документов. По версии Ф. Маассена и Фурманна, самым ранним (ок. 847?) было «Испано-галло-отёнское собрание» (Collectio Hispana Gallica Augustodunensis), основанное на «Испано-галльском собрании». При его составлении использовались также «Собрание Дионисия-Адриана» и «Ирландское собрание канонов». Тексты соборных канонов и папских декреталий содержат интерполяции, аналогичные Лжеисидоровым ( K é ry. 1999. P. 69-70).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

«Господство германских императоров над Северной и Средней Италией было в значительной мере номинальным... Каждый вступавший на престол император был вынужден добывать императорскую корону и власть над Италией при помощи новых завоевательных походов». 628 Культура Западной Римской Империи Вандалы в 455 году, захватив Рим, уничтожили множество культурных ценностей 629 , племена завоевателей жили на уровне первобытно – общинного строя, Рим перестал быть столицей государства. Все это привело к резкому спаду в области культуры и образования. Центры культурной жизни переместились в западную Европу, но и там она значительно отставала от уровня культуры Византийской империи. «В V в., несмотря на утверждение христианства, образование, школьная система оставались по существу римскими, языческими. Они придут в упадок лишь к концу VII в. в связи с затуханием культурной жизни на Западе, вызванным общей разрухой и опустошительными войнами. В этот период, как ученые язычники, так и просвещенные христиане были больше озабочены сохранением остатков образованности, которым грозила опасность исчезновения в условиях нараставшей варваризации, чем развитием интеллектуального опыта предшествующих поколений». 630 В VI–X вв. образование в Западной Европе находилось в ведении Церкви и носило характер духовного просвещения. Лица, чьи знания выходили за его пределы, в этот период являлись редчайшим исключением. Естественные науки не развивались. Подлинные знания о природе подменялись суеверными бреднями. 631 Каролингское возрождение не дало существенных сдвигов в развитии культуры. Следует отметить реформу письменности, когда было создано четкое письмо, послужившее основой для современного начертания латинских букв. Переписчики украшали рукописи миниатюрами на библейские темы. Переписывались и рукописи некоторых античных авторов, но нередко уничтожались уникальные тексты древних рукописей, а очищенный пергамент использовался для записей монастырских хроник. 632 «Строительная техника на Западе в это время являлась крайне несовершенной. По приказанию Карла Великого при возведении построек нередко использовались мраморные колонны, которые в целом виде вывозились из Италии. Античные памятники искусства при этом варварски уничтожались. Однако большая часть возведенных при Карле построек была деревянная и поэтому очень быстро погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В 839 г. по просьбе мон. Вальдона, впосл. аббата мон-ря М., Житие святого было переработано Лупом Ферьерским (BHL, N 5824; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 71-82). Причиной создания текста было несоответствие старого Жития требованиям, к-рые предъявлялись к агиографическим сочинениям в эпоху Каролингского возрождения . Луп стремился исправить язык произведения, далекий от норм классической латыни (meo stilo elucubrarem... accuratiori sermone). Подражая древним авторам, он использовал длинные периоды, но избегал синтаксических сложностей и заменял малопонятные слова более распространенными синонимами. Изменения были внесены и в содержание текста: по словам Лупа, о деятельности М. сохранилось мало сведений, а в старом Житии содержались неправдоподобные утверждения. Луп расширил повествование за счет агиографических топосов (напр., он упом. о знатном происхождении святого), риторических и исторических отступлений. Повествуя об арианстве и о гонениях на правосл. епископов, агиограф подчеркнул, что М. был соратником свт. Афанасия Александрийского (здесь Луп ссылается на Хронику Евсевия-Иеронима). Рассказы о паломничестве в Рим и особенно об осуждении еретика Евфраты подверглись сокращению. Из описания чудес были изъяты упоминания о чудесном свете, о передвижении предметов и др. подробности, к-рые агиограф посчитал неправдоподобными. Житие, составленное Лупом, получило более широкое распространение, чем древнее Житие (известны 39 рукописей; см.: Romano. 1995; Kr ö nert. L " exaltation. 2010. P. 54-59, 386-388). Составление агиографических сочинений о М. возобновилось в X в., в эпоху расцвета мон-ря во имя святого в Трире. В 962 г. по указанию аббата Виккера мон. Сигехард составил сказание о чудесах М. (BHL, N 5826; изд.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 25-33). В прологе упоминается, что сказание было задумано как продолжение Жития М., написанного Лупом Ферьерским. Сигехард подчеркивает, что получил информацию от достойных доверия свидетелей, и заверяет читателей в истинности всего изложенного.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010