Несмотря на заключенный с Карлом Лысым договор, норманны почти ежегодно терроризировали Францию. Этому способствовало то негативное обстоятельство, что даже норманнская угроза не смогла примирить верхушку франкского общества, вечно раздираемую спорами и ссорами по поводу земельных наделов. В отчаянии, от крайней необходимости, в 911 г. король Западно-Франкского королевства (будущей Франции) Карл III Простой (898–922) выделил норманнскому вождю Рольфу территории Руана, где тем было создано Норманнское герцогство. Оно начало играть важную роль в жизни Франции, и от норманнов, периодически переходивших от Каролингов к Робертингам, стала уже зависеть судьба королевской и императорской короны 205 . Не все было благополучно и в самом Риме. Очередной папа Стефан V (885–891), чей понтификат приходился на описываемые события, ранее бывший кардиналом Quattro Coronati, происходил из знатного римского рода. Как и его предшественник, он был озабочен действиями сарацин, продолжавших совершать набеги в глубь Лациума и Этрурии. Папа молил о помощи Константинополь и императора Западной империи, но нашел ее лишь у герцога Гвидо Сполетского (889–894), который втайне мечтал о короне, пока еще принадлежавшей угасающему роду Каролингов. В 887 г. Гвидо одержал долгожданную победу над арабами, а в ноябре того же года был низложен на имперском съезде надоевший всем Карл Толстый. Его обвинили в неспособности управлять королевством вследствие физической немощи – король страдал эпилепсией и атеросклерозом. В январе 888 г. латиняне оказались и без императора (поскольку Карл Толстый умер), и Итальянского короля. Италия, где все еще довлели провизантийские, имперские настроения, теперь имела реальный шанс освободиться от чужеземного влияния, но папа Стефан V был настолько немощен, что ему не по силам оказалось взять на себя всю полноту власти и ответственность. Поэтому основная борьба, молчаливым свидетелем которой папе пришлось оставаться, развернулась между Гвидо, объявившим себя, как франк, королем Франции, и Беренгаром, маркграфом Фриульским, сыном дочери короля Людовика Благочестивого. После двух кровопролитных битв победа досталась Гвидо, ставшему королем Италии в 889 г. А 21 февраля 891 г. он был увенчан диадемой императора Западной империи, которую носил до самой своей смерти, наступившей в 894 г. Высокий титул, созданный Карлом Великим, теперь украшал незначительную особу герцога, который владел всего лишь несколькими землями в Италии 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти две черты определяют всё развитие западной Европы: в ней не были никогда признаны ни права личности в её высшем значении, ни права народа, которого самое существование сделалось невозможным. Земля Англо-Саксов составляет в этом отношении исключение; но народная стихия была скоро подавлена норманнским завоеванием и усилением римского права, и оттого-то Англия до нашего времени не узнала и не могла узнать своей истинной силы и её сокровенных источников. Первая эпоха Карловингов управлялась ещё простыми законами дружины. Стихия римская казалась подавленной, может быть, более, чем в эпоху Меровейцев и Лонгобардов, особенно в Италии и даже в самом Риме; но её начала были живучи, потому что были разумны. Распадение западной Империи, основанной Карлом на полжизни человека, было, как сказано, по-видимому, следствием раздора между его войсками, а действительно следствием прежней исторической жизни и трёх различных почв, на которые налёг общий наплыв франкской дружины. Долгие распри волновали три державы, уже действительно вполне отделившиеся одна от другой, но составлявшие ещё как будто общую государственную систему. В продолжение этих распрей возросла и окрепла сила римского престола и положила основание своего последующего владычества, как уже сказано. Между тем императорское звание и бессмысленный венец переходили с одной головы на другую, не доставляя своим временным владельцам ни власти истинной, ни даже почёта (за исключением не долгого царства Карла Толстого), но сохраняя в народах и во властителях понятие о верховной власти, выражающей полное развитие римской стихии в её государственном значении и в её тесном соединении с единством духовного мира на Западе. Оттого-то всегда величие императора является как бы неотъемлемым правом общего духовного пастыря всех западных народов. Италия, не вполне завоёванная Карлом Великим, делилась на две половины, на южную, греческую и лонгобардскую, и на северную, франкскую. На юге беспрестанные и бессмысленные войны мелких владельцев или ссоры Греков и Лонгобардов и набеги африканских магометан уничтожили всякую жизненную деятельность, хотя в то же время заготовляли много семян будущего развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В последние годы своего правления Оффа поддерживал дипломатические отношения с монархами континента, и более всего – с самым могущественным из них, Карлом Великим. В 796-м г., незадолго до кончины Оффы, состоялась его переписка с Карлом. Сохранилось послание короля франков, адресованное правителю Мерсии и содержащее ссылку на его предыдущее послание. Это письмо представляет особую ценность, являясь первым из дошедших до нашего времени документов британской дипломатии. В своем послании Карл Великий именует Оффу братом – в недалеко ушедшей от варварства Европе той эпохи родственные имена были сопряжены с дипломатическим протоколом, и за обращением «брат» стояло признание равенства, хотя впоследствии, усвоив себе императорский титул, Карл, похоже, не считал уже Британские острова находящимися за пределами собственной юрисдикции. В идеале, как он его себе представлял, христианские короли Запада обязаны были признавать верховенство императора Рима, а языческие народы и их вожди подлежали, очевидно, обращению к вере во Христа. Как бы там ни было с реконструкцией имперских идей Карла, в послании к королю Мерсии он затрагивает темы статуса паломников из Британии на континенте и британских изгнанников, обосновавшихся в королевстве франков. Существует еще один любопытный документ, а именно послание папы Адриана королю франков Карлу Великому, дата которого остается неизвестной. В нем Адриан сообщает адресату о дошедшем до него слухе, будто король Мерсии Оффа посоветовал Карлу организовать устранение Адриана и замену его на папу франкского происхождения. Адриан заверял Карла, что он не верит в достоверность этого слуха. Из этого послания видно, однако, что Адриана беспокоила опасность враждебных намерений Оффы по отношению к нему. Хотя в большинстве грамот Оффа титулуется «королем Мерсии», «королем мерсийцев», либо также «королем Мерсии и окружающих народов», но в некоторых его хартиях впервые употребляется титул «король англов» (Rex Anglorum), причем поскольку этноним «англы» стал тогда употребляться также и по отношению к британским саксам, подобно тому, как ныне одинаково англичанами называют потомков и англов, и саксов, и ютов. Этот титул Оффы отчасти отражал его реальную власть, а отчасти – претензию на верховенство над другими королями и англов и саксов. Оффа действительно приблизился к статусу единодержавного монарха англосаксонской Британии.

http://pravoslavie.ru/135225.html

В ноябре месяце бунтовщик Никита Голый разбил караван с провиантом, посланным с Коротояка в Азов, и отбил казну и артиллерию. Булавин ждал к себе 1000 запорожцев. Убитый Долгорукий в восьми станицах нашел до 3000 беглецов. Войско Булавина состояло большею частию из них же. Рен донес Петру о разбитии в местечке Смольянах генерала Канифера и о его взятии в полон. Пленник сей подтвердил Петру о намерении Карла идти на Москву (для чего и приняты меры). Петр велел судить Репнина, который и был осужден (на что?). Петр простил его, говорят, по просьбе Голицына. Боуру Петр предписал препятствовать Левенгаупту соединиться с Карлом. 4 августа получил он известие о переходе Карла, под Могилевом, через Днепр и о походе его к Пропойску. Войско наше пошло к Могилеву, а Петр с половиною пехоты прибыл в Мстиславль. Карл на место Синявского великим коронным гетманом сделал Потоцкого (воеводу киевского), на место Шенбека примасом королевства — львовского архиепископа, а воеводу русского Яблоновского — великим канцлером. Недруги его принуждены были удалиться из Польши. Примас Шенбек — в Шлезию, брат его виц-канцлер — в Дрезден; кн. Вишневецкий, бискуп Куявский и другие сенаторы, воеводы и старосты — в Королевец, во Гданск etc. Августа не было в то время в Саксонии; из любопытства он был под крепостию Риссель, осажденной принцем Евгением. Карл, дабы отвлечь Петра от переправ и трудных мест, вступил в воеводство Мстиславское (в начале августа), двигаясь беспрестанно взад и вперед. Петр следовал за ним, стараясь его тревожить и лишить способов к продовольствию. Петр в Мстиславле узнал, что Карл с частию войска, другую отправя к Гомлю, пошел к Чирикову. Петр последовал за ним и, под местечком Писаравчизною, осмотрев тамошние болота, сам избрал переправу и войско свое перевел. Петр, получа известие, что князь Долгорукий жестоко поступает в усмиренной стороне, пенял ему за то, предписывая казнить одних зачинщиков, и то не всех, других отсылать на каторгу, старых городков не жечь etc. В другом письме повелевает он ему же полков с Дону не отпускать, кроме одного Ингерманландского.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

« Некоторые из них пребывали на престоле продолжительнейшее время, иные тихо исчезали с оного… » Видение шведского короля Карла XI Уверяют, что подлинное описание сего видения, самим королем Карлом XI сделанное, хранится в Государственном архиве. В первый раз появилась копия с оного в 4-й тетради немецкого сочинения под названием: «Отечественный музей». Вот перевод оного: «Я, Карл XI, нынешний король шведский, почувствовал сильнейший обыкновенного припадок меланхолии в ночи с 16-го на 17-е декабря 1676 года. Проснувшись в половине 12-го часа, нечаянно взглянул я на окна и поражен был великим светом, который, казалось, происходил из залы сейма. Я дал его заметить г-ну Биелке, бывшему тогда в моей комнате, сказав ему, что я опасаюсь, не загорелось ли в сей части дворца. Он отвечал мне, что это не что иное, как отражение лунного сияния в окнах. Удовольствовавшись сим изъяснением, я оборотился к стене, чтобы несколько успокоиться; но, чувствуя в себе чрезмерное волнение, я опять взглянул на окна, и как свет снова меня беспокоил, то я изъявил новые опасения. Добрый Биелке опять уверял меня, что одна луна производит сие действие. В ту же минуту вошел брат его, тайный советник, чтобы осведомиться о моем здоровье. Я тотчас спросил у него, не заметил ли он необыкновенного света в зале сейма. Помолчав несколько минут, он отвечал мне, что пожара нигде нет, и приписывал свет, поражавший мои взоры, также лунному сиянию. Успокоившись несколько, я внимательно рассматривал окна залы, и мне показалось вдруг, что я вижу там сквозь стекла людей. Я тотчас встал, отворил окно и, пораженный великим сиянием, сказал: «Господа! конечно, происходит что-нибудь чрезвычайное. Вы, без сомнения, уверены, что тот, кто боится Бога, не должен ничего другого бояться. Итак, я хочу сам пойти узнать причину всего этого». Я приказал тотчас позвать смотрителя замка с ключами. Как скоро он явился, я взошел в тайный переход, находящийся над моею комнатою, по правую сторону спальни Густава Вазы. Когда я приказал смотрителю отворить дверь, то он просил меня его от этого уволить.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Беседа 12. Средневековая европейская философия Когда античная философия окончательно утратила самостоятельность и была поглощена христианским богословием? Условно датой этого важного поворота в её судьбе можно считать закрытие в VI веке императором Юстинианом Великим школы неоплатонизма в Афинах. Это поглощение продлилось до XVI века, то есть «богословское пленение» философии заняло тысячу лет. На Западе и в Византии она развивалась в условиях несамостоятельности по-разному. Разное направление развития христианской философии в Западной Европе и в Византии обусловилось тем, что в этих двух частях некогда единой Империи сложились принципиально различные социально-политические и экономические условия, и вся жизнь людей потекла в них по-разному. Разумеется, это не могло не сказаться на постановке философских проблем и на методах их решения. 1. Западное христианство После падения Западной Римской империи в 476 году на её территории возникали, распадались, воевали друг с другом, объединялись, а порой и перемещались с одного места на другое многочисленные королевства, в которых правящей верхушкой были германцы, а народную массу составляли главным образом местные этнические группы – латиняне и кельты. Заметим, что то же самое произошло спустя несколько столетий в Восточной Европе, а именно на Руси, где правили варяги (древние скандинавы, принадлежавшие к тому же германскому этносу, что и правители Западной Европы Средневековья), а подавляющее большинство населения составляли славяне и угрофинны. Три столетия, с V по VII включительно, историки иногда называют «тёмными веками» – название, указывающее на малую изученность происходившего в этот период (тёмный – это «не совсем ясный»). Однако суть этой эпохи как раз очень ясна: в это время шли два наложившихся друг на друга процесса – один вещественный, другой духовный. Первый состоял в продолжении Великого переселения народов, которое улеглось в свои окончательные берега лишь к VIII веку. Второй процесс – христианизация овладевших большой частью Западной Римской империи «варваров», то есть германцев. Казалось бы, что ещё было нужно для восстановления империи – налицо и единая вера, и зримые остатки единой материальной цивилизации, вызывающие ностальгию по былой державной мощи. И когда передвижение племён в основном завершилось, попытка восстановления Римской державы действительно была предпринята Карлом Великим, объявившим себя в 800 году императором, но это административное образование оказалось непрочным, и в 843 году внуки Карла Великого разделили по Верденскому договору его империю на три части, которые, в свою очередь, стали дробиться на всё более мелкие владения, называемые феодами, и так в Западной Европе начал устанавливаться новый образ общественного и индивидуального бытия, называемый феодализмом. Вот что писал об этом известный историк начала XX века Н.И. Кареев:

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

Парад 2-го декабря прошел без церемониального марша. Государь Император только объехал войска и поблагодарил почти каждую часть отдельно за все труды и мужество, оказанные в последнем сражении. Проезжая мимо 3-й гренадерской артиллерийской бригады, Его Величество вызвал из фронта рядового Карабанова, вышедшего к Государю с тем самым банником, которым он отбивался от турок. Мнлостиво расспросив его об этом эпизоде и похвалив за удальство, Его Величество взял от свиты генерал-майора Салтыкова знак отличия военного ордена и лично вручил его Карабанову. Затем, подъехав к Астраханскому гренадерскому полку, Государь Император вызвал рядового Егора Жданова, взявшего турецкое знамя, и тоже наградил его знаком отличия. По окончании смотра, Его Величество, вместе с Великим Князем Главнокомандующим, князем Карлом Румынским и со всеми свитами и начальствующими лнцами возвратился в Плевну. На пути, около города, в том месте, где в день сдачи волновалось море красных фесок, теперь кипело такое же море черных бараньих шапок. Это – болгары из Плевны и со всех окрестных мест сошлись сюда приветствовать и благодарить своего Царственного Защитника. Они встретили Его Величество громкими «да жие» и рукоплесканиями, составляющими у них исконный обычай для изъявления общественной радости, приветствия и при провозглашении «здравиц». В городе, в том же самом доме, где и в прошлый раз, был сервирован обед, предложенный Его Величеству и всем присутствовавшим Великим Князем Главнокомандующим. При входе в дом Государь Император был встречен толпою девушек-горожанок, одна из которых произнесла следующее приветствие: «Всемилостивейший Государь! Велико Твое благодеяние к нам; Ты не только предпринял великую войну из любви и сострадания к нам, но и удостоил нашу убогую страну Твоим Царским посещением, подвергнув себя всем трудностям походной жизни. Всемилостивейший Государь! Наша признательность к Тебе не имеет пределов, но извини, Великий Государь, нашей простоте, не умеющей достойно встретить Тебя и показать свою глубокую признательность. Болгары будут до конца мира благословлять Твое великое имя и имя Твоего Августейшего Дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Schnitzer и Naegle точно так же не считают специфически характерной для сочинения Ратрамна ссылку на молитву – Perficiant in nobis... Эту молитву – говорит Naegle (о. с., S. 111) – комментирует и Ланфранк, так что разбор ее не является чем-нибудь исключительным. Но Ланфранк разбирает эту молитву, поскольку она приведена была в осужденном сочинении и поскольку на нее также ссылался Беренгарий (см. Migne, 150, 436). Нужно обратить внимание, что эта молитва не рядовая, но читаемая лишь один раз в год. Было бы вещью удивительною, если бы два писателя (Ратрамн и Скот) обратили на нее внимание одновременно. Еще удивительнее и прямо поразительно было бы, если бы они глоссировали ее совершенно одинаковыми словами до тождества в местоимении ista включительно (эта деталь справедливо подчеркивается Laufs’oм) – specie geruntur ista, non veritate (LXXXVIII, – cp. Mansi, 19, 777, где приведено письмо Асцелина к Беренгарию). Ссылки на Амвросия, Иеронима, Августина не составляют чего-нибудь особенно типического для книги Ратрамна, но все-таки нужно отметить, что во второй части своего трактата Ратрамн разбирает мнения именно этих отцов церкви, и на них прежде всего старается опереться, причем располагает их в том самом порядке, как указывает Беренгарий. Затем мы готовы признать характерным для Ратрамна его желание опереться на Иеронима. То, что написано Иеронимом о таинстве евхаристии, как мы говорили, не отличается особою значительностью содержания, и ссылка на Иеронима получает принципиальное значение именно у Ратрамна. Указание, что Скот писал о евхаристии, по свидетельству Беренгария, в силу просьбы короля Карла, несомненно, еще не служит решающим аргументом при доказательстве того, что Беренгарий в действительности имел в виду сочинение не Скота, но Ратрамна, – не невозможно, конечно, что Карл Лысый предложил двум ученым богословам того времени высказаться по вопросу о таинстве евхаристии, – но в связи с другими аргументами и доводами эта подробность – лишнее подтверждение принадлежности сочинения Ратрамну. Можно придавать некоторое значение и тому, что (как указывал Laufs, – так же Петр-де-Марка) по Беренгарию Скот писал, исполняя просьбу Карла Великого. Если Беренгарий назвал Карла Лысого великим, то, вероятно, он отправлялся от текста книги, которую он имел под руками. А, как было упомянуто раньше, в некоторых манускриптах произошло это странное смешение Карла Лысого с императором Карлом Великим (ср., напр., в cod. Saldemensis – praefatio ad Carolum Magnum Imperatorem); по-видимому, это обстоятельство было причиной и заблуждения Скота (насколько можно судить по письму Беренгария к Рихарду, Беренгарий считал, что осужденное на соборе сочинение было написано Скотом для императора Карла Великого).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Идея “перенесения империи” (translatio imperii), овладевшая болгарским царем Симеоном или Карлом Великим применительно к Франкской империи, была чужда домонгольской Руси. Византийское верховенство в иерархии государств закреплялось и в обычае императоров выступать в роли посаженного отца при крещении новообращенных королей или князей. Впрочем, такой взгляд поначалу был свойствен только византийской стороне и в древнерусских источниках нигде не отразился 225 . Известно, однако, что титул αρχν, признанный византийской администрацией за русскими князьями, был принят также и этими последними в качестве официального 226 . К этому титулу как греческой, так и русской стороной прибавлялись разного рода почетные или харизматические эпитеты, призванные подчеркнуть выдающееся, сугубо христианское положение князя 227 . При всем том интронизация русских князей 228 , как и инвеститура самих византийских императоров до начала XIII в., не сопровождалась официальным (т.е. богослужебным) помазанием со стороны митрополитов 229 . В связь с литургией фигура князя вступала только благодаря внесению его имени в богослужебные диптихи и просительные ектении. Древнейшее свидетельство такого рода находим в Житии св. Феодосия Печерского в связи с усобицей 1073 г. 230 , хотя характер повествования позволяет думать, что речь шла об уже закрепившемся обычае. Прославлению и религиозному возвышению династии служила также канонизация князей Бориса и Глеба (не позднее 20 мая 1072 г.) 231 , равно как и портреты князей-ктиторов в основанных ими храмах. Именно таким отношением к княжеской власти объясняется тот запрет на браки с западными (т.е. латинского вероисповедания) принцессами, который высказан, пусть в несколько смягченном русским переводчиком виде, в Канонических ответах митрополита Uoahha II . Подобные браки, в самом деле, были чуть ли не признаком хорошего тона при древнерусском дворе 232 . Монашество во второй половине XI в. использовало все свое влияние, чтобы защитить единую древнерусскую государственность, сохранить возрожденный завещанием Ярослава Мудрого славянский принцип старшинства (сеньорат), согласно которому киевским (и новгородским) столом мог владеть только старейший в княжеском роде, прошедший через однозначно определенные промежуточные этапы – владимиро-волынский, смоленский, переяславский и черниговский 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 Генерал Витеке (Вюртц) – Павел Вюртц, генерал, был с 5 февраля 1656 г. по 16 мая 1657 г. комендантом шведского гарнизона в Кракове. 15 Кеникс Марк – Кеникс Марк Христофор (Старший), граф, генерал, командующий шведской армией (1600–1663); вскоре, осенью 1656 г., был захвачен поляками в плен и посажен в крепость-тюрьму Мюндз близ Гданьска. 16 ...граф Магнус? Пусть из Инфлянт войска свои двинет… – речь идет о шведском государственном деятеле, военачальнике, коменданте Рижской крепости (с июня 1655 г.) и наместнике Ливонии, графе Магнусе Габриэле Делагарди. В его ответе королю подразумевается осада русской армией г. Риги (см. выше: комментарий к стихотворению «Wierszy na szczliwy powrot cara jego mioci z pod Rygi»). 17 ...граф Пунтус, Леон Хаупт? – шведские офицеры, погибшие осенью 1656 г. 18 ...граф Фертум – вероятно, здесь имеется в виду шведский генерал Ферсен, погибший в 1657 г. 19 Сын Гнарт – шведский полковник, плененный поляками под Биржами (в Литве) в 1657 г. 20 Палл – начальник шведского гарнизона в Биржах. 21 Херланд граф – гессенский ландграф (?) 22 О князе Веймарском… – союзник шведского короля, князь Бернард Веймарский был взят в плен под Богуславцем 9 октября 1656 г. войсками гетмана Гонсевского. 23 ...граф фон Сенхазен – вероятно, здесь имеется в виду прусской военачальник, союзник Карла X Густава. 24 ...князь Сен-Кройн – князь Де ля Круа, состоявший на шведской службе до 1657 г. 25 Курфюрст Бранденбургский – Фридрих-Вильгельм (1640–1688), бывший в союзе с Карлом X Густавом до конца 1657 г. 26 Ян Радзивилл – Януш Радзивилл (1612–1655), гетман великий литовский, формально признавший власть шведского короля над Великим княжеством Литовским в августе 1655 г., подписав вместе с Богуславом Радзивиллом Кейданский договор. 27 Радзейовский – Иероним Радзейовский, польский вице-канцлер, выдворенный из страны за растраты казны еще в 1652 г., обосновавшийся в Швеции и пытавшийся всеми способами вернуть утраченное положение. 28 Ракоци – Дьердь (Георг) Ракоци II, в 1648–1660 гг. правитель Трансильванского княжества, в период Первой Северной войны в основном держался нейтралитета, проводя политику с расчетом стать преемником польского короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010