Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРДЕЙН [нидерланд. Cardijn] Жозеф Леон Мари (13.11.1882, Схарбек, близ Брюсселя - 24.07.1967, Лёвен), бельг. кард., основатель союза Христианской рабочей молодежи (Jeunesse ouvrière chrétienne; JOC). Род. в бедной рабочей семье. Сильное влияние на К. оказала его мать, глубоко верующая католичка. Начальное образование К. получил в школе, затем в коллеже Нотр-Дам в Халле, где в местном католическом приходе участвовал в богослужениях в качестве министранта. В 1897 г. закончил учебу и по желанию родителей должен был пойти рабочим на местный завод, но в сент. того же года поступил в начальную ДС в Мехелене. Во время учебы в семинарии К. принял решение посвятить себя пастырскому и миссионерскому служению среди рабочих, т. к. хорошо знал быт бельг. рабочих семей и отмечал распространение в рабочей среде враждебных по отношению к Церкви позиций, в т. ч. из-за популярных социалистических движений. В сент. 1903 г. продолжил учебу в ДС архиеп-ства Мехелен, по окончании которой 22 сент. 1906 г. Мехеленским архиеп. Дезире Жозефом Мерсье рукоположен в сан пресвитера. В 1906-1907 гг. обучался в Лёвенском католич. ун-те, где под рук. проф. В. Брантса специализировался на изучении социального учения католич. Церкви. В 1907-1912 гг. преподавал лит-ру и математику в начальной ДС в Бас-Вавр (близ Брюсселя; ныне коллеж Нотр-Дам-де-Бас-Вавр). Во время летних каникул К. совершал поездки по европ. странам, знакомился с формами социальной деятельности, к-рая велась среди рабочих, в Англии встречался с основателем скаутского движения Р. Баден-Пауэллом, обсуждал с ним вопросы, связанные с организацией движений рабочей молодежи. Ж. Кардейн. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. Ж. Кардейн. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. С 1912 г. викарий в ц. Нотр-Дам-де-Лакен, к-рая служила усыпальницей бельг. королевской семьи. Храм посещали рабочие семьи, жившие в пригороде Брюсселя Лакене. Ради укрепления контактов с паствой К.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

Ж. Л. М. Кардейн организовал католич. движение «Профсоюзная молодежь» (La Jeunesse Syndicaliste), в рамках к-рого создавались христ. рабочие общины, велась миссионерская деятельность среди рабочих. В 1922 г. в энциклике «Ubi arcano Dei» папа Римский Пий XI сформулировал новую концепцию развития светских католич. объединений, определив их целями организованное и контролируемое католич. иерархией участие мирян в апостольском служении, а также деятельность в обществе, направленную на христианизацию всех сфер жизни. Следуя изложенным в энциклике принципам, в 1923 г. папа Пий XI объединил итал. светские католич. орг-ции в подчиненную итал. епископату единую систему «К. д.» с центральным руководством. Статут итал. «К. д.» определил структуру орг-ции, к-рая включала 4 секции: Итальянскую федерацию католиков-мужчин (Federazione Italiana Uomini Cattolici), Итальянский католический союз женщин (Unione Femminile Cattolica Italiana), Итальянскую католическую университетскую федерацию (Federazione Universitaria Cattolica Italiana), Итальянское об-во католической молодежи (Società della Gioventù Cattolica Italiana). По образцу итал. «К. д.» на базе существовавших ранее католических орг-ций создавались структуры в Испании, Австрии, Польше, Латвии, Литве, нек-рых странах Лат. Америки. Их основным организационным принципом стало деление по половозрастному признаку на «ветви» (мужчины, женщины, юноши, девушки). В то же время в Бельгии, во Франции и в Канаде основным принципом было деление по социально-профессиональному признаку. В 1925 г. на базе движения «Профсоюзная молодежь» с одобрения папы Пия XI был образован союз Христианской рабочей молодежи, по образцу к-рого в Бельгии и во Франции созданы нек-рые орг-ции «К. д.», в т. ч. Христианская земледельческая молодежь (1929), Христианская студенческая молодежь (1930) и др. В некоторых странах, в т. ч. в США, где к 1933 г. оформилось Католическое рабочее движение, структуры «К. д.» имели смешанную систему организации. Несмотря на автономию, «К.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

Мерсье совершил паломничество в Рим. При поддержке апостольского нунция в Бельгии архиеп. Клементе Микары он получил аудиенцию у папы Римского Пия XI , который одобрил программу союза Христианской рабочей молодежи и деятельность К. среди рабочей молодежи в целом. Получив папское благословение, 18 апр. того же года К. провел I конгресс союза Христианской рабочей молодежи, а в июле кард. Мерсье и бельгийский епископат одобрили учреждение союза. К кон. 1925 г. союз объединял ок. 20 тыс. юношей и девушек в возрасте до 21 года, к-рые регулярно собирались в ячейки для совместных духовных упражнений, катехизации, занимались миссионерством в рабочей среде. В 1927 г. К. был назначен генеральным капелланом союза и в том же году был вновь принят папой Пием XI. Для популяризации методов К. папа распорядился подготовить визит в Рим большой делегации союза. В 1929 г. К. организовал паломничество 1500 молодых бельг. рабочих в Рим, где для них были совершены особые богослужения, а также проведена масштабная процессия, во время к-рой члены союза были одеты в униформу и держали в руках орудия труда. В этом же году папа Пий XI провозгласил католич. св. Терезу из Лизьё небесной покровительницей союза Христианской рабочей молодежи. В 1931 г. был устроен визит в Рим для бельг. девушек-рабочих. Мероприятия союза Христианской рабочей молодежи в Риме вызвали интерес к деятельности союза, его отделения стали открываться во Франции и в др. европ. странах. 26-29 авг. 1935 г. в Брюсселе состоялся I Международный конгресс союза Христианской рабочей молодежи, посвященный 10-летию его создания. В послании конгрессу «Cogitantibus Nobiscum Conventum Iuventutis operariae christianae» папа Римский Пий XI выразил одобрение деятельности союза, назвав его превосходной формой «Католического действия» . В 1940 г., после захвата Бельгии нем. войсками, К. и др. руководители союза Христианской рабочей молодежи были арестованы оккупационными властями за помощь молодым бельгийцам, скрывавшимся от призыва в трудовые батальоны и от депортации на нем.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

отказался от предоставленной ему приходской квартиры и поселился в рабочем квартале, начал проводить регулярные уличные беседы с местными жителями по проблемам условий их труда и жизни, реорганизовал деятельность приходского клуба для девушек. В клубе были созданы малые группы-ячейки, объединявшие девушек в зависимости от специализации и места работы. Принципом работы ячеек стал сформулированный К. девиз «Смотреть, решать, действовать». На встречах члены ячеек обсуждали проблемы, волновавшие рабочую молодежь, опираясь на социальное учение католической Церкви, предлагали решения по различным жизненным моментам. Ограничивая свое участие духовными советами, К. стремился, чтобы члены ячеек в каждом конкретном случае самостоятельно находили нужное решение, тем самым получали навыки для миссионерской работы. Уже через год число членов клуба увеличилось с 30 до 160 чел., при помощи К. из ячейки девушек-швей была создана молодежная секция профсоюза. При приходе было создано и отд-ние Лиги христ. женщин-рабочих. По просьбе банковского служащего Ф. Тонне в 1912 г. К. также организовал ячейки для молодых людей, к-рые объединились в Лигу папы Пия Х. Лига была ориентирована на активное миссионерство в рабочей среде и насчитывала до 900 чел. С началом первой мировой войны созданные К. молодежные структуры приступили к социальному служению, регулярному сбору продуктов питания, медикаментов и одежды для пострадавших от войны. Успехи К. в социальной сфере получили одобрение кард. Д. Ж. Мерсье, который 15 авг. 1915 г. назначил его руководителем службы «Социального действия» Мехеленского архиепископства, что позволило К. распространять свою методику работы с рабочей молодежью по всему архиепископству. Принципы К. встретили неоднозначную реакцию среди представителей духовенства и членов католич. профсоюзов: К. критиковали за предоставление рабочим широкой автономии в миссионерской деятельности. В практической работе К. опирался на поддержку 3 ближайших помощников - Тонне, служащего П. Гарсе и рабочего-металлиста Ж.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

Меерта, воспитанников ячеек в Лакенском приходе. 17 нояб. 1916 г. от имени 130 тыс. членов бельг. профсоюзов К. выразил протест против практики принудительной отправки рабочих на нем. военные предприятия. 6 дек. 1916 г. К. был арестован оккупационными властями и 7 февр. 1917 г. вместе с 25 др. активистами приговорен к 13 месяцам тюрьмы. Во время заключения активно изучал труды по христ. социальному учению, лит-ру по рабочему вопросу, в т. ч. сочинения К. Маркса. 15 июня того же года был освобожден, совмещал службу на приходе с участием в освободительной борьбе, помогал союзным армиям в сборе информации о немцах в Бельгии. 23 июня 1918 г. вновь был арестован нем. властями и за шпионаж приговорен к 10 годам каторжных работ. После капитуляции Германии в нояб. 1918 г. возвратился на приход в Лакен, но в 1919 г. заболел туберкулезом и был направлен на лечение во франц. военный госпиталь в Каннах. После лечения, К. продолжил социальную деятельность в Мехеленском архиеп-стве. В 1920 г. кард. Мерсье назначил его капелланом Лёвенского католического ун-та. В 1919 г. совместно с Тонне, Гарсе и Меертом создал движение «Профсоюзная молодежь» (La Jeunesse Syndicaliste). Среди целей и задач движения К. указывал борьбу за достижение социальной справедливости путем активной пастырской и миссионерской деятельности среди рабочих, создание христ. рабочих общин, взаимопомощь их членов. Близость взглядов К. к социалистическим учениям вызывала критику как со стороны мн. католич. клириков, называвших К. «коммунистом в сутане», так и со стороны социалистов, выступавших против сотрудничества рабочих активистов с католич. Церковью. Чтобы подчеркнуть отличие созданного им движения от обычных католич. профсоюзов, в 1924 г. К. составил проект преобразования движения «Профсоюзная молодежь» в союз Христианской рабочей молодежи. Автономность предложенной К. организации вызвала недовольство проектом у мн. бельг. епископов. В марте 1925 г. по случаю юбилейного года (см. Annus sanctus ) К. с разрешения кард.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

военные предприятия. В сент. 1942 г. К. освободили, несмотря на его протест и требование отпустить и др. арестованных с ним членов союза. Сотни членов союза Христианской рабочей молодежи стали жертвами войны; в февр. 1945 г. в Дахау погибли Тонне и Гарсе. По окончании войны К. активно продолжил работу по международному распространению деятельности союза Христианской рабочей молодежи. К 1950 г. отделения союза действовали более чем в 60 странах мира. 30 апр. 1950 г. папа Римский Пий XII возвел К. в достоинство тайного папского камергера, а 9 июля 1956 г.- в достоинство прелата папского двора. К. участвовал в разработке концепции и в составлении тезисов к энциклике «Mater et magistra» папы Римского Иоанна XXIII , посвященной проблеме труда в совр. мире. 25 сент. 1962 г. папа Иоанн XXIII возвел К. в достоинство апостольского протонотария. По распоряжению папы с окт. 1962 г. в качестве теолога-консультанта включен в состав комиссии Ватиканского II Собора по апостольству мирян, внес вклад в подготовку текста декрета об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» . Ввиду готовившегося возведения в достоинство кардинала в янв. 1965 г. К. сложил с себя полномочия генерального капеллана союза Христианской рабочей молодежи, 15 февр. папой Римским Павлом VI он был наречен титулярным архиепископом Тузурским. Епископское рукоположение К., состоявшееся 21 февр. того же года в капелле папского Урбанианского ун-та, возглавил Мехеленский и Брюссельский архиеп. кард. Лео Жозеф Сюненс . 22 февр. папа Павел VI возвел К. в достоинство кардинала-диакона, 25 февр. он получил рим. диаконию арх. Михаила. Участвовал в 4-й сессии II Ватиканского Собора. В июне 1967 г. помещен в клинику, где его посетил бельг. кор. Бодуэн I. Погребен в ц. Нотр-Дам-де-Лакен. Соч.: Les Jeunes travailleurs en face du mariage. P., 1945; The Church and the Young Worker: Speeches and Writings. N. Y., 1948; El joven trabajador y la joven trabajadora ante la vida. Bruselas, 1956; Mitten im Leben. Paderborn, 1957; Laïcs en premières lignes.

http://pravenc.ru/text/1681023.html