Однако Лидочку это не спасло. «Нужные» показания дали Расплюев и повар Муромских. И вот теперь наступают те «жестокие последствия», о которых предупреждал Кречинский. Лидочку уже с головой втянули в дело — ей уж «очные ставки хотят дать». И с кем! С поваром Петрушкой, с мошенником Расплюевым, да еще на предмет ее прелюбодейной связи с Кречинским! Со всех сторон Муромского убеждают поклониться «Ваалову идолу» — Чиновнику, — принести ему жертву, дать взятку! Особенно настаивает на этом управляющий имениями Муромского Иван Сидоров Разуваев, человек, сердечно преданный семейству. По своему опыту он знает, что иначе не вырваться из когтистых лап дьявольского чиновничьего племени. О взятке можно намекнуть через доверенного человека. А человек такой есть. Это коллежский советник (из разряда «Сил») Кандид Касторович Тарелкин. Он, кажется, старается помочь Муромским, навещает их квартиру, дает советы. А самое главное, он служит под началом действительного статского советника Максима Кузьмича Варравина, в руках у которого находится дело. Скрепя сердце, Муромский соглашается действовать через Тарел-кина. Разуваев с мужицкой ловкостью дает понять Тарелкину, что его барин желает встретиться с Варравиным. И с той же ловкостью дает Тарелкину взятку — «подмазывает колеса». Тарелкин обещает устроить Муромскому прием у Варравина. Вот теперь дело уладится. Тем более, что Тарелкин, как уверяет Муромского Разуваев, не случайно свел знакомство с семейством: «это подсыл», — утверждает смекалистый мужик. И он прав. Тарелкин не просто подчиненный — он «приближенное лицо к Варравину». Он тут же докладывает шефу об успехе предприятия, а заодно и о материальных обстоятельствах семейства — какие имения проданы, какие заложены, то есть сколько теперь денег можно сорвать с просителя. «Особенной массы нельзя!» — предупреждает Тарелкин, хотя сам он кровно заинтересован в «особенной массе»: во-первых, дело наполовину устроил он, и, значит, начальник должен с ним поделиться, а во-вторых, положение Тарелкина бедственное — есть приличная должность и чин, а за душою ни гроша Когда представится «Сила и Случай», Тарелкин и сам обдерет кого угодно «до истощения, догола!». Но сейчас случай не тот. Обстоятельства Муромских затруднительны. Варравин же горит желанием хапнуть целое состояние — аж 30 тысяч! Ну, нет — «хватили». Проситель едва наскребет 25. Что ж, пойдет и столько! Да нет же, просителю нужно еще раздать долги… С большим трудом Тарелкину удается умерить пыл начальника до 20 тысяч.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Согласно данным Прокопия, такой режим существовал в некой стране Хорзане, лежавшей на переплетении границ византийских и иранских владений, на протяжении трех дней пути (около 100 км) из Кифаридзона по направлению к Феодосиуполю и II Армении: «...живущие там, были ли они подданными римлян или персов, не имели никакого страха друг к другу и не вызывали взаимных подозрений в злокозненных намерениях, но роднились между собою, заключая взаимные браки, сходились, торгуя предметами первой необходимости» (Прокопий Кесарийский. О постройках. III. 3. 9–10//ВДИ. – 1939. – – С. 244–245). Кондоминатное владение можно подозревать на о. Иоатава, который в ранневизантийское время эксплуатировался арабами, евреями, ромеями и химьяритами (Малх Филадельфиец. Византийская история в семи книгах, отр. 1//Византийские историки Дексипп, Малх, Петр Патрикий, Менандр, Кандид, Ноннос, Феофан Византиец. – СПб., 1860. – С. 228; Theophanis Chronographia ex гее. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 141; Пигулевская Н.В. Политика Византии на Эритрейском морс//История и филология стран Ближнего Востока (ПС. – Вып. 11 (74). – А., 1964. – С. 87–89). В Неаполитанском дукате, владевшем землями в плодородной Либурии, тоже было достигнуто любопытное соглашение, по которому некоторое число земель и землевладельцев оставались в общем владении лангобардов и византийцев, которые делили доходы пополам (Гийу А. Византийская цивилизация. – Екатеринбург, 2005. – С. 39–40). В Ивирии и Армении кондоминиум вытекал из непростых отношений византийцев с арабами, а в Албании – с хазарами и арабами (см.: Ahrweiler H. La frontiere et les frontieres de Byzance en Orient II Actes du XI Ve Congres internasional des etudes byzantines. – Bucarest, 1974. – P. 216; Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа. Л., 1979. – С. 154; Шагинян А.К. Закавказье в составе Арабского халифата. – СПб., 1998. – С. 34; Арутюнова-Фиданян В.А. Византия и Армения в X–XI вв.: зона контакта//Византия между Западом и Востоком. – СПб., 1999. – С. 380–391; Арутюнова-Фиданян В.А. К вопросу об основных характеристиках контактной зоны//Доклады Института Российской истории РАН 1995–1996 гг. – М., 1997. – С. 42–61, Науменко В.Е. Хазарский «тудун» в Херсонесе... – С. 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перевод: Византийские историки (Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец)/Под ред. А. И. Цепкова. Рязань, 2003 (переводчик не указан); фрагм.: Свод 1 (Л. А. Гиндин, А. И. Иванчик). М., 1991 (2-е изд. 1995). С. 168–208. Литература: Baldwin 1977. Р. 89–107; Errington 1983. S. 82–110; Blockley 1984. P. 152–153. Византийские события Отрывок 2 (473 г. по P. X., 17–й г. Льва). Он же, царь Лев 121 , отправил к бывшим во Фракии варварам Телогия, силентиария 122 , в звании посланника. Он был хорошо принят варварами, которые отправили, со своей стороны, к царю посланников с изъявлением желания быть в дружбе с римлянами. Они просили трех вещей: во-первых, чтобы предводителю их Февдериху 123 было выдано наследство, оставленное ему Аспаром 124 ; во-вторых, чтобы было ему позволено поселиться во Фракии; в-третьих, чтобы он был вождем тех войск, над которыми прежде начальствовал Аспар. В двух первых требованиях царь решительно отказал и только изъявил согласие на третье, чтобы Февдерих предводительствовал войском, если он будет ему искренне предан. После того посланники готов 125 были отпущены. Как скоро возвратились они от царя без успеха, то Февдерих послал одну часть своего войска в Филиппы 126 , с другой осадил Аркадиополь 127 , употребляя против этого города всевозможные средства. Он принудил жителей покориться не силой оружия, но голодом, от которого они жестоко страдали. Они употребляли в пищу лошадей, лошаков, мертвые тела, выжидая с твердостью, не придет ли к ним с которой-нибудь стороны помощь. Не видя помощи ниоткуда, они пришли в отчаяние и сдались. Войско, посланное против Филиппов, сожгло только предместье города, но других бед ему не нанесло. Между тем варвары, разорявшие Фракию, и сами терпели голод. Они послали к царю поверенных и предлагали мир. Договор был заключен на следующих условиях: чтобы римляне давали готам ежегодно по две тысячи литр золота; чтобы Февдерих имел достоинство полководца обоих войск, которое есть самое высокое при царе; чтобы он был самодержцем готов и чтобы царь не принимал (в свою землю) никого из готов, кто бы захотел отстать от Февдериха; чтобы Февдерих воевал против всякого, кого укажет ему царь, исключая одних вандилов 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Перевод по изд. 1996 г. С. 41. 176–177, 196–197, 199, 254–255, 307) Приск Панийский Приск Панийский (410/420 – ок. 475) описывает исторические события, исходя из своей дипломатической практики. Опыт посольств к гуннскому вождю Аттиле, переговоров в Риме, Дамаске, Александрии создавал тот широкий политический горизонт, которым отмечено повествование византийского историка, ставшего главным свидетелем и повествователем завоеваний Аттилы, стремительного возвышения гуннской державы и ее падения. Воспитанный в традициях классического аттикизма и литературной софистики, историк-дипломат создает, однако, памятник тому, чему он сам был свидетелем, а не мемуарную фикцию или основанную на трудах предшественников компиляцию: риторичность литературной формы византийской историографической прозы отнюдь не была фактором ущербности ее исторической достоверности. Приск детально описывает свои приключения в составе посольства по дороге к правителю гуннов Аттиле. Знание античной литературы, ее топики помогало византийским историкам создать с помощью излюбленных формул, фразеологических повторов иллюзию непрерывности исторического развития, проявляющуюся в повторимости ситуации. Так, осада гуннами Наисса (Ниша) в 441 г. описывается Приском в словесных образах описания Фукидидом взятия Платей (II.75–76), а история сасанидца Пероза выдержана в геродотовском стиле рассказа о персидском царе Камбизе (III. 1). Эта манера историописания у Приска связывается иногда с его тенденцией к «новеллизации» исторической прозы. «История» Приска – один из важнейших источников по раннеславянской истории, взаимоотношениям Византии с народами Восточной Европы. Издание: Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri Historiarum, quae supersunt/Hrsg. v. I. Bekker, B. G. Niebur. Bonnae, 1829; PG 113. Col. 677–756. Перевод: Византийские историки (Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец)/Под ред. А. И. Цепкова. Рязань, 2003 (переводчик не указан); фрагм.: Свод I (Л. А. Гиндин, А. И. Иванчик). М., 1991 (2-е изд. 1995). С. 81–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он выставляет на вид то, что нельзя одними и теми же устами возносить похвалы Христу и похвалы Юпитеру, и просит Дезидерия рассудить, какой тяжкой ответственности подвергает себя и какой соблазн подает епископ, когда принимает на себя то, что не прилично и благочестивому мирянину. Св. Григорий не успокаивался, когда люди, близко знавшие Дезидерия (например Кандид пресвитер, управлявший имениями римской кафедры в Галлии), сообщая о занятиях галльского епископа, показывали, что в этих занятиях нет ничего, оскорбительного для христианского благочестия, и что у Дезидерия нет пристрастия к светской литературе, которое хоть сколько-нибудь заставляло бы его забывать священные книги христианские. Ему слишком ясно представлялись богохульные хвалы ложным богам, которыми наполнена светская языческая письменность, и которые, по его представлению, не могут быть произносимы христианскими устами, не оскверняя чистого христианского сердца, и он благодарил Бога, когда узнал, что Бог не допустил Дезидерию запятнать свое сердце нечистотою и богохульством языческим. Мы не имеем нужды скрывать эту замечательную черту, ясно выдающуюся в характере св. Григория. Мы чтим в нем строгого ревнителя благочестия, всецело погруженного в священную премудрость христианскую, и признаем, что, кроме этой премудрости он не хотел искать никакой другой ни для себя, ни для других, и потому не мог советовать другим заниматься так называемой светской наукой, a напротив считал нужным отклонять всякого от подобных занятий. Между тем мы готовы сдержать от слова осуждения всякого, кто бы вздумал вменять ему в личную безответную вину некоторые увлечения в отрицании значения светской мудрости. Было в истории христианской церкви первых веков примирительное ученое направление. Просвещенные представители христианской веры и христианской науки старались иногда указать связь и гармонию между философией и христианской догматикой, между знанием и верой, и выискивали пункты соприкосновения между языческой (естественной) мудростью, и мудростью Божиею (откровенною).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

С. 75–76. «Самовар мой кипит на дубовом столе — За цветной занавеской, кровать…» — Здесь и далее Наташа цитирует стихотворение Я. П. Полонского «Колокольчик» (1854). 42 С. 82. …ты ведь ходишь иногда на вечера к князю — Успех «Бедных людей» открыл Достоевскому путь в великосветские и литературные салоны. Князь — возможно, князь В. Ф. Одоевский (1803–1869), известный русский писатель и музыкальный критик, в литературно-музыкальном салоне которого бывал Достоевский. 43 С. 85. …стоит только показать пальчик, как гоголевскому мичману… — В комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» Жевакин рассказывает Кочкареву о мичмане Петухове, который «тоже эдак был веселого нрава»: «Бывало, ему, ничего больше, покажешь эдак один палец — вдруг засмеется, ей-богу, и до самого вечера смеется» (д. II, явл. 8). 44 С. 87. …скорее Лиссабон провалится… — Лиссабонское землетрясение произошло в ноябре 1755 г. В результате землетрясения погибло 60 000 человек и была уничтожена большая часть города. Вольтер описал эту катастрофу в поэме «Лиссабонское землетрясение» и в философской повести «Кандид». 45 С. 88. …tiers état c " est l " essentiel… — Третье сословие — это главное (франц.). Перефразировка ставшей крылатой фразы из брошюры аббата Э. Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» («Qu " est-ce que le tiers état?», 1789). Во Франции до революции 1789 г. третьим сословием называли непривилегированную, преимущественно городскую часть населения (двумя привилегированными сословиями были дворянство и духовенство). 46 С. 88. Ротшильды — династия финансовых магнатов, основателем которой был франкфуртский банкир Майер Ансельм Ротшильд (1743–1812). В XIX b. банкирские дома Ротшильдов распространились по всей Европе. Имя Ротшильда стало символом власти денег и могущества богатства (см. также романы «Идиот» и «Подросток»). 47 С. 90. Цезарь (100-44 до н. э.) — римский государственный деятель, полководец и писатель. 48 С. 91. …что-то вроде «обмокни», как у Гоголя… — В незавершенной комедии Н. В. Гоголя «Тяжба» (1842) помещица Жеребцова в своем завещании вместо «Евдокия» подписалась «Обмокни». 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

25 И.А., проф. С.Петербургской Духовной Академии, впоследствии управляющий контролем при Св. Синоде, сконч. в 1893 г. 26 Н.М., проф. римской словесности в С.Петербургском Университете, впоследствии ректор Варшавского Университета, сконч. в 1892 г. 27 К.В., ныне директор С.-Петербургского Филологического Института. Членом Учебного Комитета при Св. Синоде К.В. состоит и доселе. 29 Обер-секретарь Св. Синода, магистр 20 курса (1856 г.) Московской Духовной Академии, впоследствии директор канцелярии обер-прокурора Св. Синода; сконч. в 1889 г. 30 Е.Н., кандид. 11-ого курса (1838 г. М.Д.А.), впоследствии инспектор Московского Коммерческого училища. 31 Об этом – у Чистовича: «С.-Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет (1858 – 1888 г.г.)», СПб., 1889, стр.110–111. 32 Где они действительно и напечатаны – в 143 – 146 за 1867 г. Кроме того, соображения всех четырех конференций напечатаны сполна в «Христианском Чтении» за 1867 г. ч. II. 33 Главного священника армии и флотов, впоследствии протопресвитера Московского Успенского собора, сконч. в 1884 г. 34 Комиссия по приведению в порядок Синодального Архива, кроме «Описания» Архива, тогда же занялась выбором из описываемых дел материалов для другого издания – «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству Православного Исповедания в России», куда вошли акты и документы и из некоторых других архивов. Издание это стало выходить в свет одновременно с «Описанием». До настоящего времени его вышло семь томов – с 1721 по 1732 г. (С-Пб., 1868 – 1890). 35 В С.-Петербурге при Св. Синоде в 1866 г. был учрежден, под председательством преосвящ. Филофея (Успенского), архиепископа Тверского (впоследствии митрополита Киевского, сконч. в 1882 г.), временный комитет для применения судебных уставов 20 ноября 1864 г. к церковному управлению и суду. Подробнее об этом – ниже. 36 14 мая 1867 г., по представлению обер-прокурора Св. Синода (гр. Д.А. Толстого), Высочайше предоставлено Духовным Академиям право выписывать из-за границы книги и периодические издания ученого содержания без предварительного цензурного решения – на тех же основаниях, на которых это право даровано Академиям Наук и университетам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вступительная статья, публикация и примечания Н. Ю. Суховой 1 числа января 1908 г.]. Л. 4–5 – без начала (л. 4) В Киеве застал полное затишье. Устали что ли профессора, или же запасаются силами для будущей деятельности во главе с новым ректором, но только сейчас пока ничего особенного никто не предпринимает. Правда, обсуждают такие незначительные вопросы, как соотношение и некоторое равновесие между проф[ессорскими] премиями и гонораром за статьи, или вопрос о двух рецензентах кандидатских работ, и только 35 . Не знаю, факт это или утка – будто под влиянием того, что ректором избран епископ – лицо, зависимое от Синода, – среди профессоров образуется центр (Маккавейский 36 , Завитневич 37 , о. Глаголев 38 и кто-то еще). В Скабаллановиче 39 и В. Д. Попове 40 , слышно, левые начинают уже разочаровываться: эти (л. 4 об.) новоприобщенные к корпорации мужи оказываются людьми оч[ень] умеренными. Болтают, что и Влад[имир] Петрович 41 начинает поговаривать о тяжести инспекторского бремени и всех прелестях чистой профессуры… Но обо всем этом только говорят. Преосвящ[енного] Феодосия ждут на днях. Каково будет пришествие его, и какое целование воздаст ему Академия, – об этом не премину в свое время в подробности отрапортовать. Новый состав Синода вызвал здесь полное удивление 42 . Все только и твердят: «Ну, что-то теперь будет!» В Рел[игиозно-]просв[етительском] общ[естве] еще не был, пойду в следующую субботу 43 . (л. 5) Пока простите. Горячо любящий Вас и всем Вам обязанный ученик В. Прилуцкий . PS. Василий Петрович говорит мне, что он возвратил Вам должное, благодаря тому, что получил студенческую премию за кандид[идатское] соч[инение], но я никак не могу этого сделать, все никак не могу скопить 44 . Желаю успешного исправления Триоди. А нельзя ли как-нибудь из текста да забраться в красный шрифт и там что-нибудь сделать, – хотя бы по-людски написать о Плащанице 45 ? По Москве в свободное время таскался к единоверцам 46 . Бодрствовал с ними под Крещение, но уже один, без о. Гавриила 47 , тот убоялся усталости. 2 [конец января 1908 г.] Л. 6–9 (л. 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

  - Многие говорят о том, что решающий вклад в победу Зеленского внес комедийный сериал «Слуга народа». Кино стало былью? - Я смотрел лишь пару серий. Кандид во власти, что уже смешно. Госуправление, представленное в фильме – сплошной олигархический распил, цинизм, договорняки. Вполне, кстати, достоверная картина. Простодушный учитель, ставший президентом, пытается быть слугой народа, а никто даже в мыслях не допускает, что такое возможно. Власть и служение народу! Оксюморон! Отсюда множество комических ситуаций. Голобородько – трагикомичный персонаж, как Чацкий или дон Кихот. Перед ним отечества отцы-олигархи, которые пробились к успеху, богатству, всевозможностям, а также обслуживающие их правительство, силовики, депутаты, самые свободные в мире масс-медиа. Он говорит им простые истины, которые говорил бы и своим ученикам, о правде, любви к родной земле, народу – и выглядит, как инопланетянин. В фильме показана дистанция катастрофических размеров между народом, который представляет чеховский интеллигент-учитель, и правящей элитой, алчной, приглуповатой, бескрылой, но утопающей в роскоши – особняки, яхты. Зеленский назвал себя «простым парнем из Кривого Рога», как и его киношный герой был «простым учителем из Дарницы». Культура, пусть и смеховая, формирует образ, привлекательный общественный идеал. У телесериала был провидческий слоган – «История следующего президента». Посмотрели, прониклись. И дело не только в телесериале, но и в других популярных, кстати, русскоязычных, шоу прошлых лет с участием Зеленского – «95 квартал», « Лига смеха», «Рассмеши комика» и пр., которые чуть ли ни ежедневно крутят на каналах Коломойского. Зеленский в них – центровой, и он всегда с народом.   - У нас обсуждали девушку, нового министра образования, которая в небольшом посте допустила уйму ошибок… - Как известно, грамотность – это оковы творчества: пока все правила выучишь, от вдохновений-озарений следа не останется. Команда 95-го квартала – не профессиональные актеры, режиссеры и сценаристы, без профильного образования, самоучки, однако создали высокорейтинговый продукт.

http://radonezh.ru/2019/09/14/zacementir...

Эпиникий был выдан Иллу, и когда ему были обещаны забвение преступления и награда то он объявил злоумышления Верины против Илла. Зенон выдал Верину Иллу, который послал ее в одну крепость в Киликии и содержал под присмотром.» Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 478). 227 Феофан так рассказывает об этом покушении: «Замыслив убить его, она (Ариадна – А.К.) поручила спальнику Урвикию приискать кого-нибудь на то. И когда он всходил по лестнице ипподрома, то схоларий, по имени Спаникий, подговоренный на совершение убийства, занес было уже меч над головой его, но мечник магистра, подскочив, епринял удар в плечо свое; однако же, конец меча отрубил правое ухо Иллу. Зенон приказал казнить убийцу, уверяя магистра Илла, что он ничего не знал о происшедшем, в самом же деле он только не успел в намерении своем.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.101) Иешу Стилит несколько иначе рассказывает об этом покушении: «Зенон же, зная что он (Илл – А.К.) фальшив и жаждет власти, приказал одному из воинов его убить. Много дней тот, которому это было приказано, искал и не находил случая сделать это тайно. Наконец, он встретил Иллуса внутри двора, извлек меч и поднял его, чтобы поразить его, но сейчас же один из воинов, следовавших за Иллусом, поразил его ножом в руку, и выпал меч из его руки и обрезал ухо Иллусу. Зенон, для того чтобы не открылся обман его против Иллуса, тотчас приказал относительно воина, чтобы ему сняли голову без допроса. Это обстоятельство особенно заставило Иллуса предполагать приказанное Зеноном.» (Иешу Стилит. Сирийская хроника. (13.,/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.132–133) 228 Римской частью войска командовал Иоанн Скиф, Иешу Стилит, например, вообще упоминает только его. (Иешу Стилит. Сирийская хроника. (15–17.,/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010