Чудо 1. Установление празднования дня рождения Е. и чудо о змее (Ibid. P. 206-229) - см. в разд. «История почитания Е.». Чудо 2. О книжнике Дионисии (Ibid. P. 228-231), образованном жителе К-поля, к-рый пришел в мон-рь Е. Монахи попросили его разобрать и переписать текст о чудесах Е. Но тот отказался, сославшись на занятость. В ту же ночь у него свело судорогой шею и пригнуло голову назад. 4 дня он провел в таком положении, пока не дал обет Е. переписать текст, если будет здоров, и попросил помазать ему шею маслом из лампады. Дионисию явился Е., исцелил его и отпустил домой, сказав, что не нужно переписывать текст о чудесах. Чудо 3. О приезде в Трапезунд еретиков (Ibid. P. 230-235). Во времена имп. Анастасия I Дикора (491-518) в Трапезунд приехали яковиты и ариане. Но их проповеди не были приняты жителями Трапезунда, тогда еретики пришли в Келцину (ныне Эрзинджан, Турция), где пожаловались на гонения местному правителю, евнуху. По распоряжению Анастасия, к-рый был расположен к монофизитам, к Трапезунду двинулись войска. За это время неск. еретиков умерли, и евнух добился, чтобы их похоронили в мон-ре Е., после чего вокруг появился неприятный запах. Поздно ночью Е., К., В. и А. явились к евнуху и стали его бить по голове и плечам так, что на пол обильно потекла кровь. На рассвете израненный евнух рассказал прибежавшим на его крики людям, что произошло. Когда раны зажили, евнух пришел с покаянием к мощам Е., принес дары мон-рю и оставил еретическое учение. В этом рассказе имеет место анахронизм: в эпоху Анастасия I арианство было почти полностью изжито (после эдикта имп. Феодосия I в 381). Чудо 4. О трапезундском правителе Дионисии и конюхах (Ibid. P. 234-239). Ближайший друг дукса Халдии Василия (родственника имп. Василия II (976-1025)) Дионисий был правителем Трапезунда. Как-то весной конюхи привели лошадей на поле рядом с мон-рем, и те причинили серьезный ущерб монастырским посевам. Конюхи побили игумена камнями и обругали монахов за то, что они прогнали коней. Ночью Е. явился Дионисию и упрекал за содеянное его людьми. Наутро Дионисий потерял голос и слух. Придя в монастырь Е., он пал в ноги игумену, затем взял главу Е. и приложил ее к лицу, рту, языку и ушам. Но в течение 3 дней улучшений не наступало. Затем Дионисию явился Е. и исцелил его, накапав в уши елей и прикоснувшись к языку. Чудо 5. О сборщике налогов Мефодии

http://pravenc.ru/text/187017.html

К-поль в этот период занимался поиском союзников среди вост. Церквей, что отчасти объяснялось надвигавшейся угрозой нападений со стороны тюрок-сельджуков. При этом по отношению к яковитам, не обладавшим особым военно-политическим влиянием, византийцы не стеснялись применять полицейские меры, с армянами были дипломатами. Так, незадолго до восшествия И. К. на престол патриарх Сирийской яковитской Церкви Афанасий и группа епископов и клириков были вызваны в К-поль и после опроса о вере отправлены в ссылку во Фракию. В 1064 г., уже при И. К., по обвинению в проповеди монофизитства был арестован племянник патриарха Афанасия яковитский митр. Игнатий Мелитинский и сослан на гору Ганос . Все они получили право вернуться на родину в 1067 г., после смерти имп. Константина Дуки. (RegPatr, N 893; Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 166-168; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. Vol. 1. P. 441-442). Ок. 1066 г. имп. Константин и И. К. провели диспут о вере с представителями Армянской Апостольской Церкви и даже подготовили договор о единстве веры, который хранился в ведомстве Великой ц., но так и не был подписан арм. католикосом (RegPatr, N 895; Matthieu d " Edesse. Chronographie. 98/Ed. E. Dulaurier. P., 1858. P. 134-135). И. К. издал ряд постановлений по вопросам брака, уточнив ранее существовавшие нормы (RegPatr, N 896, 897, 903). При И. К. епархия Назианза в Каппадокии была возведена в ранг митрополии (Ibid. N 899). И. К. принадлежат Житие и описание чудес мч. Евгения Трапезундского (BHG, N 609z, 610; см. Евгений, Кандид, Валериан и Акила , мученики Трапезундские), Похвальное слово св. Павлу Исповеднику (BHG, N 1473с), гомилии на Крестовоздвижение, Торжество Православия, Крещение, об отцах Вселенских Соборов и др. (BHG, N 428, 449y, 451z, 843x, 1394с, 1617f, 1892n, 1982n, 1945h, 2106, 2335, 2338, 2475d). Неск. юридических сочинений, созданных в Византии в XI в., предположительно также могли принадлежать И. К. Это «Рассуждение о голых договорах» (Meditatio de nudis pactis// Zepos. JGR. T. 7. P. 365-375; Études de droit byzantin/Ed. H. Monnier. L., 1974. Pt. 3. P. 5-246; Липшиц. 1981. С. 185-228), трактаты «О кредитах» (Tractatus de creditis// Zepos. JGR. T. 7. P. 346-354) и «О пекулии» (De peculiis//Ibid. Vol. 3. P. 345-357), а также схолии к законодательному своду IX в. «Василики».

http://pravenc.ru/text/469592.html

(Ibid. P. 308-335). В правление имп. Андроника I Великого Комнина Гида (1222-1235) трапезундский корабль был захвачен сельджуками в Синопе. В результате этого инцидента султан Иконии Ала ад-Дин Кей-Кубад I (1220-1237) послал против Трапезунда войско во главе со своим сыном Меликом. Осадив Трапезунд, турки неск. раз шли на штурм, но их атаки были отбиты. Тогда Мелик решил осквернить храм Е. и расположился на ночь возле раки с мощами. Во сне ему явились 4 чел. и повелели подняться на холм. Там Мелику явился Е. как простой юноша и, предложив ключи от города, убедил сына султана войти с армией в Трапезунд. Заручившись поддержкой астрологов, Мелик собрал войско и двинулся к городу, но тут началась страшная гроза с градом. Турки, ничего не видя, бежали вперед и падали со скал в пропасть, а часть их рассеялась по горам. Наутро Мелик, отошедший с остатками войска в местность Капалис, возле гор Тавр был взят в плен. В Трапезунде Андроник подписал с Меликом мирный договор. Увидев икону Е., султан признал, что именно этот человек явился ему ночью и предопределил поражение турок. Император в благодарность за избавление Трапезунда пожертвовал мн. дары в собор Богородицы Златоглавой и в мон-рь Е. Чудо 24. Исцеление Иоанна Лазаропула (Ibid. P. 334-339). Когда Иоанн Лазаропул был юношей, он оказался в мон-ре Св. Софии на празднике Преображения Господня, после к-рого была роскошная трапеза. На ней присутствовал также Константин Лукит. Из-за зимних штормов не было свежеприготовленной морской рыбы, зато было много копченой рыбы из Газарии (Сев. Причерноморье), к-рой Иоанн сильно отравился. Когда он находился в метохе мон-ря, ему явился Е., сказав, что по молитвам родителей и родственников Иоанна он его исцеляет. Чудо 25. Явление Е. Иоанну Лазаропулу (Ibid. P. 338-341). Когда Иоанн находился в изгнании в К-поле, имп. Иоанн VI Кантакузин (1341-1354) поручил ему вернуться в Трапезунд и способствовать буд. восхождению на престол имп. Алексея III Великого Комнина (1349-1390). Лазаропул боялся плыть по морю в зимнюю пору и волновался за данное ему поручение. Но после молитвы Е. Иоанн увидел во сне икону святого, к-рый его ободрил перед предстоящим путешествием. Чудо 26. Исцеление переписчика

http://pravenc.ru/text/187017.html

(Ibid. P. 352-355). Когда имп. Василий Великий Комнин (1332-1340) стоял с военным лагерем под Трапезундом, один из его воинов по дружбе продал коня за полцены диак. Евгению. Однако потом он раздумал, забрал коня, но отказался отдавать полученные деньги. Придя в храм Е., в присутствии друзей и диакона воин поклялся, что никогда не брал денег за коня. После этого в воина вселился демон, побуждавший его громко кричать, откусывать по частям собственный язык и тело. Через неделю воин умер. Чудо 32. Об Иосифе Лазаропуле (?) (Ibid. P. 354-357). Когда митр. Иосиф составлял Описание чудес Е., у него начались сильнейшие боли в области шеи и затылка, так что было невозможно повернуть голову. Иосиф попросил помазать маслом из лампады Е. шею и приложить к ней крест Е., после чего заснул. По пробуждении он оказался полностью исцеленным. Повествование ведется от 1-го лица, и непонятно, случилась ли данная история с самим Лазаропулом или с переписчиком его сочинения. В рукописи Чудеса 28-32 названы абстрактно: Восхитительное чудо (28), Странное чудо (29), Приятное чудо (30), Удивительное чудо (31) и Невероятное чудо (32). Чудо 33. О судье Пофосе (Ibid. P. 356-359). Почитавший Е. судья из Халдии Пофос отправился по делам в епископию Керасунта, где разместился на 2-м этаже 2-этажного дома. Ночью в доме случился пожар, и Пофос проснулся, когда огонь уже достиг его комнаты. Он взмолился Е., и тот вывел его из горящего дома. История почитания Е. Начало традиции почитания Е. связано с анонимным текстом Мученичества (BHG, N 608y), к-рый, по всей вероятности, является переработкой (ок. 800) более краткого, но более древнего Мученичества VI-VII вв., дошедшего до нас в арм. переводе. Первоначально имя Е. не было связано по преимуществу с Трапезундом, мученик почитался как один из Понтийских святых. Самое раннее известие о почитании Е. отражено в трактате Прокопия Кесарийского (ок. 500 - ок. 565) «О постройках», где упомянут акведук, освященный во имя мч. Е. ( Procop. De aedificiis. III 7, 1). Корпус текстов из рукописи Ath. Dionys. 154 - основной источник сведений о почитании Е. с IX по XIV в., а также о посвященных ему мон-ре и церкви в Трапезунде. Лучше всего освещен период с кон. IX до нач. XI в. Самое раннее известие о почитании Е. именно в Трапезунде отражено в описании Чуда 3 из Слова на рождество мч. Е.

http://pravenc.ru/text/187017.html

Факт празднования рождества святого в визант. литургической практике весьма необычен: как правило, празднуется день кончины святого или обретения его мощей, и лишь в исключительных случаях (св. Иоанн Предтеча, свт. Николай Мирликийский) отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нем в изложении митр. Иосифа Лазаропула ( Rosenqvist. 1996. P. 76-81). В Типиконе мон-ря Е. подробно описывается праздник 21 янв., и нет ни слова о праздновании дня рождения Е. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом ( Λαμψδης. 1984. Σ. 113-126, 129-135, 143-160), также обходят эту дату молчанием. 24 июня упоминается только Рождество Иоанна Предтечи. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь экономически, т. к. в янв. на понтийское побережье трудно добираться и по земле и по воде. Вполне вероятно, что рассказ Иосифа Лазаропула о змее (60-е гг. XIV в.) составлен на основании знаменитого чуда вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 687-687m, в рукописной традиции - с XII-XIII вв., в иконографической - с 1-й пол. XI в.). Город Ласия, в к-ром произошло чудо вмч. Георгия, иногда ошибочно отождествлялся с Трапезундом. Змей, побежденный вмч. Георгием, жил в озере; после постройки церкви на этом месте появился источник. На горе Митрион также находилось оз. Скилолимни, а поблизости от мон-ря Е.- источник вмч. Георгия. В Трапезундском синаксаре XIV-XV вв. рассказывается о победе над змеем с помощью мощей свт. Афанасия Демонокаталита, бывшего в Трапезунде архиепископом. Иконографический образ всадника, поражающего змея, пользовался большой популярностью в Трапезунде и на всем черноморском побережье в эпоху правления Великих Комнинов и особенно с нач. XIV в. Такое изображение регулярно встречается на монетах - т. н. комниновских аспрах (aspra komnenata). Было ли это прямым заимствованием иконографии вмч. Георгия на коне, трудно сказать, поскольку образ всадника, поражающего дракона, широко использовался в имп. пропаганде и в иконографии др. святых, в частности, вмч. Димитрия Солунского (а текст Иосифа Лазаропула имеет ярко выраженную панегирическую направленность, включая в себя краткий энкомий почившему имп. Алексею II). Т. о., история с установлением праздника Е. 24 июня и особенно чудо о змее из Слова на рождество мч. Е. могут быть позднейшей интерполяцией ( Rosenqvist. 1996. P. 80).

http://pravenc.ru/text/187017.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Акила Трапезундский, мч. Описания иконы Акила Трапезундский, мч. - житие Святые мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила пострадали за веру во Христа в царствование Диоклитиана и Максимиана (284–305) от полководца Лисия. Валериан, Кандид и Акила во время гонений скрылись в Гранезондских горах, предпочтя жизнь со зверями пребыванию среди язычников. Но и здесь они были скоро найдены и приведены в Гранезонд. За смелое и твердое исповедание веры Христовой святых мучеников били воловьими жилами, строгали железом, посыпали раны солью и палили огнем. Через несколько дней был взят и Евгений, его подвергли тем же мучениям. После истязаний четырех мучеников бросили в раскаленную печь; когда же они вышли из нее невредимыми, им отсекли головы. Приняли святые мученическую кончину в конце III в. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. 1577.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (фрагмент). Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 3537.jpg:   Размер: 269x1173, 0.32 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (164) , (1) . Описание: [Византия. 1375.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (оборотная сторона иконы " Алексей III Комнин и св. Иоанн Предтеча " ). Икона. Византия. 1375 г. 72,5 х 50,5. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 3538.jpg:   Размер: 844x1200, 1.01 MPix, 214 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (169) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1081

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Валериан Трапезундский, мч. Описания иконы Валериан Трапезундский, мч. - житие Святые мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила пострадали за веру во Христа в царствование Диоклитиана и Максимиана (284–305) от полководца Лисия. Валериан, Кандид и Акила во время гонений скрылись в Гранезондских горах, предпочтя жизнь со зверями пребыванию среди язычников. Но и здесь они были скоро найдены и приведены в Гранезонд. За смелое и твердое исповедание веры Христовой святых мучеников били воловьими жилами, строгали железом, посыпали раны солью и палили огнем. Через несколько дней был взят и Евгений, его подвергли тем же мучениям. После истязаний четырех мучеников бросили в раскаленную печь; когда же они вышли из нее невредимыми, им отсекли головы. Приняли святые мученическую кончину в конце III в. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Греция. До 1577.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (фрагмент). Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 4491.jpg:   Размер: 285x1164, 0.33 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (202) , (6) . Описание: [Византия. 1375.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (оборотная сторона иконы " Алексей III Комнин и св. Иоанн Предтеча " ). Икона. Византия. 1375 г. 72,5 х 50,5. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 4492.jpg:   Размер: 844x1200, 1.01 MPix, 214 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (158) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1346

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кандид Трапезундский, мч. Описания иконы Кандид Трапезундский, мч. - житие Память святых мучеников Валериана, Кандида, Евгения и Акилы Сии святые прославленные мученики пострадали в царствование Диоклетиана и Максимиана от правителя Лисия. Прежде всего, Валериан, Кандид и Акила были схвачены в горах Трапезунтских, так как, с наступлением тяжкого гонения, они оставили дома свои, и все имущество, и весь суетный мир, и скитались в горах, предпочитая лучше жить со зверями, Чем с богопротивными идолопоклонниками. Схваченных троих мучеников нечестивые, прежде всего, послали в страну Лассийскую, в один городок, по имени Пина, в тяжкое заточение в тамошней темнице, а затем, спустя некоторое время, привели их в Трапезунте1 и представили правителю Лисию. Когда святые, допрашиваемые о Христовой вере и побуждаемые к принесению идольских жертв, оказали неповиновение, тогда их прежде били нагих жилами, а затем повесили и строгали железными когтями, опаляя при этом горящими свечами. Святых страдальцев укрепляла Божественная сила, невидимо пребывавшая в них среди мучений.[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Греция. До 1577.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (фрагмент). Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 7244.jpg:   Размер: 279x1177, 0.33 MPix, 92 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (124) , (0) . Описание: [Византия. 1375.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (оборотная сторона иконы " Алексей III Комнин и св. Иоанн Предтеча " ). Икона. Византия. 1375 г. 72,5 х 50,5. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 7245.jpg:   Размер: 844x1200, 1.01 MPix, 214 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2117

Акила Трапезундский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Акила Трапезундский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Акила Трапезундский, мч. Святые мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила пострадали за веру во Христа в царствование Диоклитиана и Максимиана (284–305) от полководца Лисия. Валериан, Кандид и Акила во время гонений скрылись в Гранезондских горах, предпочтя жизнь со зверями пребыванию среди язычников. Но и здесь они были скоро найдены и приведены в Гранезонд. За смелое и твердое исповедание веры Христовой святых мучеников били воловьими жилами, строгали железом, посыпали раны солью и палили огнем. Через несколько дней был взят и Евгений, его подвергли тем же мучениям. После истязаний четырех мучеников бросили в раскаленную печь; когда же они вышли из нее невредимыми, им отсекли головы. Приняли святые мученическую кончину в конце III в. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Акила Трапезундский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1675

Изображение иконы Кандид Трапезундский, мч. #7244 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Кандид Трапезундский, мч. #7244 Эта страничка относится к разделу   Кандид Трапезундский, мч. Скачать или распечатать изображение 7244.jpg 279x1177, 0.33 MPix, 92 Kb. 2.4x10cm @ 300DPI (3.5x14.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (124) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Греция. До 1577.] Мчч. Кандид, Евгений, Валериан, Акила Трапезундские (фрагмент). Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Кандид Трапезундский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-7244

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010