324–337.       Освящение храма Георгия великомуч. в Лидде. 3 ноября. 324–337.       Первое обретение главы Предтечи. 21 февр. Агапит, си. Синадский. 18 февр, Капитон священномуч. и Еферий еп. Херсонские. 7 марта. Синклитикия, преп. Александрийская. 5 янв. Парфений, еп. Лампсак. 7 февр. Пафнутий, преп. Египетский, исповедник. Субб. с. 337.             Константин Великий, равноапостольный. 21 мая. Ок. 338.       Павел простый, преп. Фиваидский. 4 окт. Ок. 340.       Харитон, преп. Палест., исповедник. 28 сент. Александр, патриарх Цареградский. 30 аиг. 341.             Николай, архиеп. Мир Лик. 6 дек. Иаков, еп. Писивийский. 13 янв. Мучч. Персидские: Милий, еп. Сузский, с двумя учениками. 10 ноября. Самсон еп., Авделай и Анания пресвитеры, Усвазан евнух, Фузик, Азат и иные многие. 17 апр. Фервуфа девица и сестра ее с рабыней. 4 апр. Садок еп. и 128 христиан. 20 февр. 342.       Павел, преп. Фиваид. 15 янв. Мучч. Персидские: 120 сожженные. 6 апр. 343.            Нирса, Иоанн, Саверий, Исакий, Ипатий епп., Иосиф и другие. 20 ноября. Мамелхфа. 5 окт. 344.            Аврамий, еп. Арвильский. 4 февр. 345.            Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и др. 2 ноября. Иоанн еп. и Иаков пресв. 1 ноября. Ок. 348.       Спиридон, еп. Тримифунт. 12 дек. 349.            Пахомий Вел., преп. Фиваидский. 15 мая. 350.            Аммон, преп. Нитрийский. 4 окт. Павел, патриарх Цареградский, исповедник. 6 ноября. 351.            Знамение Креста на небе в Иерусалиме. 7 мая. 355.             Маркиан u Мартирий, нотарии св. Павла патриарха, мучч. 25 окт. 35G.             Антоний Великий, преп. Егип. 17 янв. Ок. 358.       Серапион, преп. Нитрийский. Субб. с. 360.             Евстафий, архиеп. Антиох. 21 февр. Фрутентий, архиеп. Индийский. 30 ноября. Осия, еп. Кордубский, исповедник. 27 авг. 362.                    Персидские мученики: Дисан еп., Мариав пресв., Авдиес и др. 270. 9 апр. Иа. 11. 361–363.              Мучч. Анкирские, при Иулиане: Василий пресв. 22 марта. Меласипп, Касиния и АнтонИн.7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Бесплотных Сил – 8 нояб.: Собор архистратига Михаила Богородицы – 8 сент.: Рождество Пресвятой Богородицы; 1 окт.: Покров Пресвятой Богородицы; 22 окт.: Казанской иконы Пресвятой Богородицы; 24 окт.: Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 27 нояб.: Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде; 25 марта (на вечерне) Благовещение Пресвятой Богородицы; 21 мая, 23 июня, 26 авг.: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; явления икон Пресвятой Богородицы: Тихвинской (26 июня), Казанской (8 июля), Смоленской (28 июля); 15 авг.: Успение Пресвятой Богородицы Мученика – 20 сент.: Свв. мчч. кн. Михаила и боярина его Феодора, Черниговских; 22 нояб.: св. блгв. кн. Михаила Тверского; 24 нояб.: св. мч. Меркурия Смоленского; 26 нояб.: Освящение храма св. вмч. Георгия (в Киеве); 23 апр.: св. вмч. Георгия Победоносца; 15 мая: Убиение св. Димитрия царевича; 2 июня: св. вмч. Иоанна Нового; 8 июля: св. вмч. Прокопия; 24 июля: Свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба; 30 июля: св. Иоанна воина Мучеников – 13 дек.: Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; 9 марта: Свв. 40 мчч. в Севастии; 4 фев.: св. блгв. вел. кн. Георгия Мучениц – 28 окт.: св. мц. Параскевы Предтечи – 24 фев.: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая: Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 29 авг.: Усекновение главы Иоанна Предтечи Преподобного – 9 сент.: прп. Иосифа Волоцкого ; 27 сент.: прп. Савватия Соловецкого; 28 сент.: прп. Харитона исповедника; прп. Григория, чудотворца Вологодского; 1 окт.: прп. Саввы Вишерского; 14 окт.: прп. Параскевы; 19 окт.: прп. Иоанна Рыльского; 23 окт.: прп. Иакова Боровицкого; 28 окт.: † прп. Иова Почаевского ; 29 окт.: † прп. Аврамия, Ростовского чудотворца; 6 нояб.: прп. Варлаама Хутынского; 17 нояб.: прп. Никона Радонежского чудотворца; 19 нояб.: прпп. Варлаама и Иоасафа; 23 нояб.: † св. блгв. вел. кн. Александра Невского; 3 дек.: прп. Саввы Звенигородского; 5 дек.: прп. Саввы Освященного; 7 дек.: Прпп. Антония Сийского и Нила Столобенского; 2 янв.: † прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

и Г. е., т. к. Глуховское викариатство Черниговской епархии не было упразднено, еп. Дамаскин управлял им до кон. нояб. 1925 г. Еп. Матфей занимал Новгород-Северскую кафедру до кон. 1925 г. В 1925-1926 гг. существовала Новгород-Северская обновленческая кафедра, к-рую занимал «епископ» Сергий Белопольский. Успенский собор в Новгороде-Северском был закрыт в 30-х гг. XX в., богослужение в нем возобновилось в 1941 г. Первым настоятелем после открытия стал свящ. Михаил Бунак. По его инициативе прихожане обращались в Черниговскую епархию с просьбами о восстановлении в Новгороде-Северском муж. мон-ря и епископской кафедры, однако из-за боевых действий это было невозможно. 28 июня 1998 г. во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, был хиротонисан архим. Амвросий (Поликопа). В 2003 г. он стал архиепископом Черниговским и Нежинским, с 31 мая 2007 г., после разделения Черниговской епархии, имел титул «епископ Черниговский и Новгород-Северский». Архиереи Новгород-Северские и Глуховские епископы: Иларион (Кондратковский; 27 марта 1785 - 1 сент. 1797), Матфей (Храмцов; 23 апр.- нач. мая 1923; 20 февр. 1924 - 1925 - епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии). Новгород-Северские и Глуховские викарные епископы: Феофилакт (Праведников; 13 окт. 1868 - 12 янв. 1869), Серапион (Маевский; 29 мая 1869 - 15 мая 1876), Афанасий (Пархомович; 9 июня 1885 - 4 марта 1889), Антоний (Соколов; 24 сент. 1889 - 19 янв. 1891), Сергий (Соколов; 2 февр. 1891 - 26 марта 1893), Мефодий (Никольский; 15 июля 1893 - 28 июня 1894), Питирим (Окнов ; 17 июля 1894 - 2 нояб. 1896), Евфимий (Счастнев; 17 нояб. 1896 - 28 окт. 1898), Михаил (Ермаков ; 31 янв.- 20 окт. 1899), Филипп (Бекаревич; 6 нояб. 1899 - 17 февр. 1902), Исидор (Колоколов; 12 мая 1902 - 4 нояб. 1903), Нестор (Фомин; 4 нояб. 1903 - 19 авг. 1910), Иоасаф (Романов; 22 сент. 1910 - 16 февр. 1911), Василий (Богоявленский; 4 марта - 12 мая 1911), исп. Пахомий (Кедров; 30 авг. 1911 - 17 сент. 1916), Иоанн (Доброславин; 16 окт. 1916 - нач. 1923), Матфей (Храмцов; 20 февр. 1924 - 1926), Амвросий (Поликопа; 28 июня 1998 - 16 окт. 2003). Ист.: Церковное торжество в Новгород-Северске//Вера и жизнь. Чернигов, 1916. 21/22. С. 162-163.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

К 2009 г. на территории Ивано-Франковской обл. насчитывалось 646 униат. приходов, 282 прихода УПЦ КП и 131 община УАПЦ. Архиереи архиеп. Антоний (Пельвецкий; 24 февр. 1946 - 3 февр. 1957, в сане архиепископа с 24 окт. 1954), архиеп. Иосиф (Савраш; 4 авг. 1957 - 12 окт. 1982, в сане архиепископа с 5 февр. 1965), архиеп. Макарий (Свистун; 12 окт. 1982 - 26 июня 1985, 4 окт. 1985 - 20 марта 1990), архиеп. Лазарь (Швец ; 26 июня - 4 окт. 1985), архиеп. Феодосий (Дикун; 20 марта 1990 - 7 авг. 1991), еп. Онуфрий (Березовский; 7 сент. 1991 - 7 апр. 1992), еп. Иларион (Шукало ; 7 апр.- 29 июля 1992), архиеп. Николай (Грох ; 29 июля 1992 - 19 окт. 2007), еп. Пантелеимон (Луговой; с 19 окт. 2007). Монастыри Действующие: Тустанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (женский, в Галичском р-не, основан в 1995) и Святой Троицы Дуконский (мужской, близ с. Пробойновка Верховинского р-на, основан в дек. 2003). Упраздненные: Гошевский Спасо-Преображенский (мужской, близ с. Гошев Долинского р-на, известен с кон. XVI в., с XVIII в. принадлежал униатам, закрыт в 1946, возрожден в 1988 как православный, в 1990 захвачен униатами), Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит (мужской, близ Ивано-Франковска, основан в 1607, упразднен в 1785, в 1998 воссоздан как муж. мон-рь в юрисдикции УПЦ КП). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 2093. Л. 4, 6-7; Оп. 6. Д. 307. Л. 79-80, 84; Д. 1963. Л. 84, 87-88; Д. 3135. Л. 120, 130-131; Д. 4550. Л. 36-37, 54, 81; Оп. 7. Д. 14. Л. 2-6, 20; Д. 158. Л. 7, 11. Ист.: Гавриленко З. Крестный ход в Прикарпатье//ЖМП. 1990. 3. С. 27-28; Комаров Е. «Да не обольстит вас никто...»: Размышления о приходской жизни в Галиции//ЖМП. 1991. 8. С. 24-31. Лит.: Мельничук П. Владика Гpuropiй Хомишин: Nampiom, мiciohep, мученик. Льbib, 1997. С. 10, 15; Стоцький Я. Peлiriйha cumyaцiя в Ykpaïhi: Проблеми i mehдehцiï розвитку (1988-1998). Tephoniль, 1999. С. 61; Васильева О. Ю. Проблемы прозелитизма в России кон. ХХ в.//Ист. вестн. 2000. 5/6(9/10). С. 254-261; Пашаева Н. М. Немного об унии в Галичине: Глазами светского историка. М., 2003; Бoцюpkib Б. Украïнська греко-католицька Церква i Радянська держава (1939-1950). Льbib, 2005; Петрушко В. И. О попытках создания Киевского Патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в ХХ в. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Решением Синода УПЦ от 23 дек. 2010 г. в состав П.-Х. в. были введены Переяслав-Хмельницкий, Бориспольский, Обуховский и Васильковский районы Киевской обл.; викариатством управлял не архиеп. Александр (Драбинко), а викарий Киевской епархии Васильковский еп. Пантелеимон (Поворознюк) , 25 сент. 2013 г. из Киевской епархии была выделена Бориспольская и Броварская епархия, в состав к-рой вошли г. Переяслав-Хмельницкий и район, однако г. Переяслав-Хмельницкий был сохранен в титуле викария Киевской митрополии. 23 нояб. 2013 г. митр. Владимир возвел Переяслав-Хмельницкого и Вишнёвского архиеп. Александра в сан митрополита. 15 дек. 2018 г. митр. Александр принял участие в «Объединительном соборе», объявившем о создании Православной церкви Украины (ПЦУ), присоединился к новосозданной церковной структуре. Решением Синода УПЦ от 17 дек. 2018 г. митр. Александр был освобожден от должности викария Киевской митрополии и запрещен в священнослужении. Тем же постановлением Синода епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, был избран архим. Дионисий (Пилипчук), его епископскую хиротонию 19 дек. того же года возглавил Блаженнейший митр. Киевский Онуфрий (Березовский). Епископы. Переяславский, викарий Полтавской епархии Петр (Киреев; осень 1922 - 12 февр. 1923). Переяслав-Хмельницкие, викарии Киевской епархии: Нестор (Тугай; 11 нояб. 1954 - 16 марта 1961), Боголеп ( Анцух; 5 февр.- 25 мая 1965), Феодосий (Дикун; 4 июня - 7 окт. 1967), Владимир (Сабодан; 28 нояб. 1968 - 20 марта 1969), Савва (Бабинец; 30 марта 1969 - 2 февр. 1972), Варлаам (Ильющенко; 22 окт. 1972 - 18 марта 1977), Антоний (Москаленко ; 13 окт. 1985 - 30 дек. 1986), Палладий (Шиман; 8 февр. 1987 - 30 нояб. 1988), Ионафан (Елецких; 23 апр. 1989 - 23 апр. 1991), Сергий (Генсицкий; 23 янв.- июнь 1992), Антоний (Фиалко; 27 июля 1992 - 22 июня 1993), Иоанн (Сиопко; 13 дек. 1996 - 26 июля 2000), Митрофан (Юрчук; 30 июля 2000 - 31 мая 2007; с 9 июля 2003 в сане архиепископа), Александр (Драбинко; 19 дек. 2007 - 17 дек. 2018; с 19 дек. 2010 в сане архиепископа, с 14 июня 2011 с титулом «архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишнёвский», с 23 нояб. 2013 в сане митрополита), Дионисий (Пилипчук; с 19 дек. 2018).

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Никон произведён 22 окт. 1796 из ректоров Севской семинарии; 16 окт. 1797 перев. в Тольгский мнтрь. Елиазар 20 мар. 1798 перев. из Трубчевского Чолнского, а 10 сент. перев. в Брянский Петропавловский. Феодосий 10 сент. 1798 перев. из брянского Петропавловского; 9 окт. 1799 отставлен. Мануил Корчак- Котевич произведён 4 мар. 1800, а в начале 1801 перев. в Орловский Успенский. Израиль произведён 25 мар. 1801, а 1802 выбыл в наместники Александро-Невской Лавры. Филарет Амфитеатров произведён 2 февр. 1802, а 10 окт. 1804 перев. в Уфимский Успенский. Дионисий Цветаев 25 дек. 1804 перев. из Одрина, а 22 окт. 1805 перев. в Брянский Петропавловский. Амвросий произведён 20 мая 1806 из учителей Севской семинарии; в 1809 уволен. Амвросий 31 окт. 1809 перев. из Площанской пустыни; † 9 июля 1833. Сергий произведён 6 авг. 1833, а 22 перев. в Мценский Петропавловский. Дометий произведён 12 нояб. 1833 из смотрителей Севских училищ; † 2 янв. 1835. Венедикт произведён 24 июня 1837 из инспекторов Орловской семинарии; 1839 перев. в Волховский Троицкий, с управлением и сего монастыря. Смарагд произведён 11 янв. 1842 из казначеев; с 11 янв. 1848 архим.; † 14 окт. 1859. Иерофей , архим., 29 февр. 1860 перев. из Мценского Петропавловского; до ныне (1869). 2 Петропавловский, в городе Брянске, ныне третьеклассный, [III, 460.] Архимандриты ? Варлаам перев. из Свенского; упом. в том же мнтре на покое 1597 и 1615. ? Варсонофий перев. из Свенского после 1614. ( Сергий Похвиснев , строит., упом. в мае 1625). Варлаам , 29 дек. 1634. Антоний , в нояб. 1648, в апр. 1652. Александр , в авг. 1659. Митрофан , строит., перев. из Тихоновой Карачевой пустыни, 4 авг. 1660, до 25 июля 1662. Иона , в июле 1662, в мар. 1665, 1667. Варнава , 1664, 69 (sic). Против этих двух архим-тов в подлиннике помечено: «исследовать». Ипполит , в мар. 1670. Варнава , 1673, 74, 76; † 1683. Пафнутий , 1684 и 85. Иларион , 1691–95, 99. Спиридон , в янв., сент. 1700. Леонид , 1705–13. Питирим в 1713 перев. из Брянского Спасского; уволен 7 окт. 1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др. 31 окт. Амфилохий (труднородный, иии в засаде сидящий, греч.) дукс, муч. иллирийский, 23 марта. Амфииохий , еп. иконийский, 23 ноября. Амфиан (окружный, греч.), ученик муч. Памфила , 2 апр. Анания , (благодать Божия, или кого Бог дароваи, евр.) из числа трех отроков, 17 дек. Анания , пресвитер, муч. Финикийский, 26 янв. Анания , ап. из 70, 1 окт. Анания пресвитер, муч. персидский, 17 апр. Анания персянин, из Арвила, 1 дек. Анастасий (воскрешенный, греч.), муч. египетский, 8 янв. Анастасий , муч. 5 дек. Анастасий муч., 25 окт. Анастасий персянин, преподобномуч., 22 янв. Анастасий , игумен синайския горы, 20 апр. Анастасий , патриарх антиох., 20 апр. Анастасий преп., исповедник, 21 янв. Анастасий , преподобномуч. печерский, 22 янв. Анастасия (воскресшая, греч.), мученица римская, 15 апр. Анастасия римляныня, муч., 29 окт. Анастасия узорешительница, великомученица иллирийская, 22 дек. Анастасия , муч. селунская, 30 окт. Анастасия патрикия, преподобная египетская, 10 марта. Анатолий (восточный, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр. Анатолий , муч. никейский, 20 ноября. Анатолий , патриарх цареградский, 3 июля. Анатолия , мученица римская, с сестрой Фотиною самарянынею, 20 марта. Ангий (к сосуду относящийся, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Андрей (мужественнный. греч.), ап. из 12, 30 ноября. Андрей , муч. лампсакийский, 18 мая. Андрей стратилат, муч. киликийский, 19 авг. Андрей , пустынник египетский, 2 дек. и 12 июня. Андрей пресвитер, муч. 21 сент. Андрей , пресвитер критский, муч. цареградский, 17 окт. Андрей , архиеп. критский, 4 июля. Андрей , пострад. в Африке, 23 сент. Андрей , юродивый цареградский, 2 окт. Андрей , кназь смоленский, 27 окт. Андроник (победитель мужей, греч.), ап. из 70, 17 мая в 30 июля. Андроник , мученик киликийский, 12 окт. Андроник преп. и супруга его, 9 окт. Анект (сносный, греч.), муч. коринфский, 10 марта. Анемподист (безпрепятственный, греч.), муч. персидский, 2 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Домнин Солунский, 4 окт. Диоген, 5 окт. Ираида, 8 окт. Пелагея, 9 окт. Авраам и Лот, 9 окт. Анна, Елизавета и дружина, 17 окт. освящение храма Богородицы «в месте рекомемь раи», 17 окт. Леонт, Домент, Теронт, 26 окт. Артимидор, 30 окт. Астерий, 31 окт. Пантелеонт, Ираклий, Епимах, 4 нояб. Порфирий, 5 нояб. освящение храма св. Феодора в квартале Сфораникия, 27 нояб. Козма и Дамиян, 28 нояб. цари Константин и Маврикиан с чадами, 19 дек. Евтихий, 26 и 27 апр. Василий Амасийский, 27 апр. Поплион, 2 мая Еспер и Зоя, 6 мая Димитрий и Данат, 23 июля Аполлинарий Равеннский, 31 июля царь Феодосий младший, 5 авг. Ия. Кроме названных есть немало памятей, восходящих к календарю Св. Софии, которые разделяют с Остромировым Евангелием один или два более поздних славянских источника, однако и без того приведенный список достаточно велик, чтобы рассеять сомнение в наличии особой связи между уставом богослужения Св. Софии и Остромировым Евангелием[ 10 ] . Крайне важно, что среди чтений на разные потребы, которые обычно перечисляются в конце литургических рукописей, в Остромировом Евангелии находится « » (л. 289 об.). Само чтение не приведено, дана лишь отсылка к 7 августа, когда читается Мк. 11, 22-26 в память « » (л. 285). Обозначение варваров-аваров, от которых в 626 г. был спасен Константинополь, было по недоразумению воспринято как женское имя. Ср. греческий текст: λιτηαπρχεται ενΒλαχρναιςκατα τωνβαρβρων «лития отправляется во Влахерне на варваров». Чтения на победу царя изредка встречаются в рукописях XIV-XV в., но в списках предшествующей поры в этом случае упоминается князь (как это в Типографском Евангелии XII в.), что соответствует историческим условиям Руси, или же дается сокращенный вариант: (так в Архангельском Евангелии XI в.). Упоминание царя в Остромировом Евангелии может относиться к личности византийского императора и восходить к греческому оригиналу, отразившему практику Св. Софии. При точности в передаче малозначительных деталей царьградского богослужебного ритуала обращает на себя внимание отсутствие в Остромировом Евангелии такого важного церковного события X в.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

 — 451. 17 мая — Сакра о созвании вселенского собора на 1 сентября 451 года.   Халкидонский собор 451 года: 8 окт. — I заседание: 6 πρεδροι Ефесского собора взяты под стражу. 10 окт. — II: нормальные образцы вероизложения: символы никейский и константинопольский; послания св. Кирилла „Καταφλυαροσι“ и ,,Εφραινσθωσαν“; „Τμος“ Льва В.; вопрос о православии этого последнего памятника. 13 окт. — III: низложение Диоскора. 17 окт. — IV: Τμος Льва В. признан православным; пять πρεδροι без суда возвращены собору. 22 окт. — V: проект вероопределения. 25 окт. — VI: торжественное заседание в присутствии императора; вероопределение прочитано и подписано. 26 окт. — VII: собор утверждает добровольное соглашение между Максимом антиохийским и Ювеналием иерусалимским: каноническое начало иерусалимского патриархата (в трех Палестинах). 26 (sic) окт. — VIII: Феодорит оправдан; Амфилохий сидский анафематствует Евтихия. 27–28 окт. — IX, X: дело Ивы. 31 окт. — XV: правило 28 о правах константинопольского епископа, 1 нояб. — XVI: принято, не смотря на протест римских легатов: каноническое начало константинопольского патриархата (в трех диэцезахъ: Понте, Асии и Фракии). История спора до четвертого вселенского собора. На развалинах несторианства возникало, таким образом, движение еще более опасное — монофиситство. Причины этой большей опасности были: а) внешние и б) внутренние. а) Если несторианское направление и нашло себе известную опору на востоке, то нельзя сказать, что противники этого учения представляли силу меньшей значимости. Напротив, монофиситство выступило в истории под эгидою господствующей церковной и политической партии, тогда как его естественные и последовательные противники, «восточные», уже подорвали свою силу в течение несторианской смуты. Они оказались в положении лиц «оставленных в подозрении», и этот недостаток вселенского доверия к ним давал себя тяжело чувствовать и в ходе местной церковной жизни. Из сказанного выше можно понять, что положение восточных было весьма нелегкое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В Синаксаре К-польской церкви (архетип кон. X в.) Н. поминается под 30 июня в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786). В некоторых визант. стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена вместе с памятью апостолов от 70 Стахия, Амплия, Урвана под 31 окт. (Paris. gr. 1582. Fol. 108v - 109 - SynCP. Col.179-180; Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 183-184). Впосл. поминовение этих апостолов было внесено под 31 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и под 30 окт. вместе с ап. Аристовулом в Минею, изданную в Риме (1888-1902 гг.- SynCP. Col. 183-184). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 31 окт. Н. вместе с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом посвящено двустишие, в краткой заметке говорится, что Н. «был поставлен епископом Афин, научал истине Евангелия, претерпел различные страдания и таким образом через мученичество завершил путь своего служения» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 460-461). При переводе визант. синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи под 31 окт. вошла только память апостолов Стахия, Амплия, Урвана, но без Н. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 282), т. о. воспроизводятся сведения из Василия II Минология 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 134-135). В стишные Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с теми же апостолами, но в сказании о его мученичестве, вероятно, пропущено сообщение о его проповеди ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Месец Октомври. С. 97). В синаксарных заметках все апостолы, кроме Н., представлены как ученики и спутники ап. Андрея, это привело к тому, что рус. исследователи кон. XIX - нач. XX в. ошибочно причислили и Н. к спутникам апостола ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 91). Под этими датами установилась память Н. и в рус. богослужебной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 4, 339; Т. 3. С. 9). В ВМЧ под 31 окт. представлено сказание о Н. вместе с апостолами Стахием, Урваном и Амплием, но ничего не сказано о его епископстве, при этом приведены сведения из слав. стишных прологов о его мучении (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 2060). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с памятью апостолов от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом отмечена под 31 окт. и сказано, что он «в Афинах... Христово проповедовал Евангелие» и что Н. и др. апостолы «после многих трудов и подвигов блаженныя своя души в руки Господа предали» (Жития святых. М., 1764. Кн. 1. Л. 285). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, о Н. сказано, что его упоминает ап. Павел в своем Послании (Там же. Кн. 2. Л. 265). Эта информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 57; Окт. С. 637).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010