После оккупации Украины нем. и румын. войсками в ходе Великой Отечественной войны здесь началось возрождение церковной жизни. Волынский и Кременецкий архиеп. Алексий (Громадский) 18 авг. 1941 г. созвал Собор епископов в Почаевской лавре. Собор присвоил Алексию титул митрополита и решил организовать Украинскую Церковь на основании постановления Всероссийского Поместного Собора от 1918 г., даровавшего Украинской Церкви автономию в рамках РПЦ. Главой автономной Украинской Церкви был избран митр. Алексий, его резиденция находилась в Кременце. На 2-м Почаевском Соборе автономной УПЦ 25 нояб. 1941 г. еп. Дамаскин (Малюта) получил назначение в Подольскую и Брацлавскую епархию с центром в Виннице. Ситуация в Подольской епархии была очень сложной. Еще на 1-м Почаевском Соборе говорилось о наличии в Подолье и на Житомирщине «липковцев-самосвятов», которых в отличие от обновленцев Собор рекомендовал присоединять к православной Церкви через повторное рукоположение. Винницкая обл. была охвачена националистическими настроениями (особенно сильны они были в сев. части, находившейся в нем. зоне оккупации (юж. районы области были заняты румынами)), здесь имела большое влияние воссозданная в 1941 г. УАПЦ во главе с временным администратором еп. Поликарпом (Сикорским) . Несмотря на гегемонию в регионе автокефалистов, митр. Алексий утверждал, что часть населения Подолья просила прислать священников автономной УПЦ. Еп. Дамаскин был встречен в Виннице враждебно. Городские священники, придерживавшиеся в основном националистических взглядов, выдвинули епископу требования: не создавать в Виннице епископскую кафедру автономной УПЦ, присоединиться к УАПЦ. Еп. Дамаскин не мог с этим согласиться и попытался найти поддержку у оккупационных властей и в органах местного самоуправления. Вместе с прот. Кишковским, направленным в Винницу из Ровно, он посетил военного коменданта, гебитскомиссара и председателя облуправы. В местных органах самоуправления он столкнулся с враждебным отношением к автономной УПЦ, нем. чиновники отказались вмешиваться в церковные дела. Все эти обстоятельства заставили еп. Дамаскина уехать в Каменец-Подольский, представителем автономной УПЦ в Винницкой обл. осталась консистория во главе с прот. Слемировым.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры и братии Свято-Духовского скита Лавры в связи с грядущим Всеправославным Собором 8 июня, 2016. Новостная служба Братия Почаевской Лавры солидарны и согласны с мнением Священного Синода Болгарской Православной Церкви, Архиерейского Синода РПЦЗ 8 июня. ПРАВМИР. Братия Свято-Успенской Почаевской Лавры и братия Свято-Духовского скита Лавры опубликовали обращение в связи с грядущим Всеправославным Собором. Возлюбленные во Христе отцы, братия и сестры! С 16 по 27 июня 2016 года на острове Крит (Греция) состоится Всеправославный Собор, которого к сожалению не отменить. На нем будут рассматриваться следующие документы: — Автономия и способ ее провозглашения; — Важность поста и его соблюдение сегодня; — Отношения Православной Церкви с остальным христиан-ским миром; — Миссия Православной Церкви в современном мире; — Православная диаспора; — Таинство брака и препятствия к нему. Более всего вопросов и замечаний вызывает документ под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Очень аргументировано, богословски — грамотно высказали свои замечания и предложения о внесении изменений в данный документ Священный Синод Болгарской Православной Церкви, Архиерейский Синод РПЦЗ, Священный Кинот Святой Горы Афон, КаменецПодольская епархия УПЦ, митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь). Насельники Свято-Успенской Почаевской Лавры разделяют обеспокоенность своих собратьев монахов, архиереев, священников, боголюбивых мирян, которые заботятся о своем спасении и о судьбах Церкви Христовой. Мы благодарны тем, кто потрудились и высказали свои замечания и предложения для исправления предоставленных документов. Братия Почаевской Лавры солидарны и согласны с мнением Священного Синода Болгарской Православной Церкви, Архиерейского Синода РПЦЗ, Священного Кинота Святой Горы Афон, КаменецПодольской епархии УПЦ, митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь). Очень важно для нас и суждение владыки Вениамина, митрополита Владивостокского и Приморского, выраженное им в письме участникам конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания», которая проходила 19 апреля 2016 года в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете.

http://pravmir.ru/obrashhenie-bratii-svy...

Архив Пн Противники Украинской Православной Церкви препятствуют прохождению крестного хода в Почаев 25 августа 2023 г. 18:44 Противники Украинской Православной Церкви препятствуют прохождению крестного хода из Каменец-Подольского в Успенскую Почаевскую лавру . Как  сообщает  пресс-служба Черновицко-Буковинской епархии , пикетами встретили участников крестного хода жители сел Збаражского и Лановецкого районов Тернопольской области. «Крестный ход обходит села по полевым дорогам. В два-три раза увеличивая маршрут без еды, без воды. На все проклятия паломники отвечают " Христос Воскресе " », — сказано в сообщении от 24 августа 2023 года. По данным епархии, в крестном ходе участвуют 7 тысяч паломников. Ранее, 23 августа, участникам молитвенного шествия  не разрешили  пройти через г. Волочиск Хмельницкой области. По решению исполкома Волочисской терриориальной общины, активисты, депутаты и терроборона заблокировали вход в город и «рекомендовали» координаторам крестного хода пройти другим путем. В связи с действующим в стране военным положением Каменец-Подольская епархия   не участвует  в этом году в организации традиционного Успенского крестного хода в Почаевскую лавру. Паломники  начали  шествие 19 августа. С иконами и молитвенными песнопениями они преодолевают сотни километров пешего пути, чтобы 27-28 августа принять участие в престольных торжествах обители. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6055803.ht...

К концу правления Николая I отношения с Римом были нормализованы, итогом чего явилось заключение в 1847 г. конкордата между Российской империй и Папским престолом, который упорядочил государственно-церковные отношения. Помимо уже существовавших на территории России 6 римско-католических диоцезов: Могилевского, Виленского, Минского, Самогитского, Луцко-Житомирского и Каменец-Подольского, - был учрежден еще один - Херсонский, в 1848 г. переименованный в Тираспольский (с центром в г. Саратове). Новая епархия была призвана окормлять, главным образом, католическое население немецких колоний в России. Новые сложности в отношениях между Католической Церковью и Российским государством закономерно возникли после Польского восстания 1863 г. В ходе подавления мятежа вновь имели место репрессивные меры против польских повстанцев, в числе которых и на сей раз были представители римско-католического духовенства. В результате возникшего по причине восстания 1863 г. конфликта между правительством Александра II и папской курией российские власти упразднили Каменец-Подольскую (1865 г.) и Минскую (1869 г.) римско-католические епархии и Варшавскую духовную академию Католической Церкви (1867 г.). В 1866 г. последовал разрыв конкордата и полное прекращение дипломатических отношений между Российской империей и Папским престолом. Рим запретил католическим епископам участвовать в работе Духовной коллегии. В 1875 году была упразднена последняя существовавшая на территории России греко-католическая епархия - Холмская, с 1830 г. напрямую подчинявшая Риму. Население Холмщины, в отличие от жителей Белоруссии и Украины, было более полонизированным, поэтому далеко не все униаты этого региона выражали желание перейти в Православие. К сожалению, упразднение унии в Холмской области не обошлось без нескольких инцидентов, в ходе которых российские войска употребили насилие для усмирения недовольных. К середине 1870-х гг. правительство Александра II переходит к политике либерализации отношений с Католической Церковью, итогом чего стало восстановление дипломатических сношений с Папским престолом в 1894 г.

http://pravoslavie.ru/archiv/katolicinru...

В 1896 г. в Подольской епархии почиталось значительное число чудотворных икон: 7 икон - в Каменец-Подольском у., 13 - в Балтском, 10 - в Брацлавском, 14 - в Винницком, 7 - в Гайсинском, 10 - в Летичевском, 16 - в Литинском, 13 - в Могилёвском, 8 - в Ольгопольском, 14 - в Проскуровском, 16 - в Ушицком, 6 икон - в Ямпольском у. Наиболее почитаемыми были Барская икона Божией Матери (почитание подтверждено в 1756 униат. еп. Леоном Шептицким), Коржовецкая, Браиловская Почаевская , Браиловская Ченстоховская , Рожецкая, Бершадская иконы Божией Матери и др. В границах совр. К.-П. и Г. е. известны чтимые образы св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца в Каменце, чудотворная икона Распятия Спасителя в с. Голосков (была признана чудотворной униат. епископами в 1768 и 1789), икона Божией Матери в с. Криничаны (происходит из упраздненной церкви в Смотриче), икона Спасителя, трижды посеченная турками в 1676 г., в Георгиевской ц. в Сатанове, чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери в Преображенской ц. мест. Черноостров (Чёрный Остров) (из упраздненного Черноостровского монастыря), образ свт. Николая в Польном Олексинце (ныне Польный Алексинец) (известен с XVIII в.), икона Божией Матери 1634 г. из с. Глядки. В приходской церкви в Бакоте особым почитанием пользовалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», найденная в 1889-1891 гг. В Крестовоздвиженской ц. в с. Малиевцы хранились иконы св. Иоанна Крестителя и прп. Онуфрия из упраздненного Малиевецкого мон-ря. В с. Студеница почиталась икона Божией Матери из бывш. Студеницкого Успенского монастыря. Известны также образы Успения Богоматери из Грановского мон-ря, свт. Николая в Никольской ц. в с. Голодьки Литинского у. (почитался с 1705 как чудотворный в бывш. Голодьковском монастыре), иконы Богоматери из Никольской ц. в г. Тыврове (признана чудотворной в 1742), Успения Богоматери из Успенской ц. в г. Бар, иконы Богоматери из с. Дьяковцы Литинского у. (известна с 1738), свт. Николая из с. Копиевка Брацлавского у. (признана чудотворной в 1789), образ свт. Николая из с. Стена Ямпольского у. В Георгиевской ц. в Могилёве-Подольском, к-рая до 1793 г. была греческой и подчинялась К-польскому Патриархату, до 1917 г. хранился большой мощевик с частицами мощей мн. святых.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После неканонических «хиротоний» в киевском соборе Св. Софии самосвятских иерархов-автокефалистов «митрополита» Василия Липковского и «епископа» Нестора Шараевского съезд УАПЦ 24 окт. 1921 г. принял решение «хиротонисать» волынского свящ. Иоанна Теодоровича во «епископа Винницкого и Подольского». «Поставление» состоялось 26 окт. того же года. В период служения Теодоровича в Виннице к УАПЦ присоединились 5 из 6 городских храмов (в ведении канонической Церкви остался кафедральный собор). Кафедрой Теодоровича стал винницкий Казанский собор (ранее губ. укр. церковный совет постановил украинизировать Казанский собор и кладбищенскую церковь и изгнал из храмов духовенство РПЦ). Теодорович совершал «миссионерские поездки» по сельским районам, проводил диспуты с правосл. клириками, в ходе к-рых убеждал слушателей в том, что советская власть поддерживает УАПЦ. После диспутов нередко происходили захваты храмов автокефалистами при поддержке местных властей. В нач. 1922 г., после визита Теодоровича в Каменец-Подольский и его встреч с представителями Подольского губисполкома, к УАПЦ примкнули профессора Каменецкого ун-та И. Оксиюк, С. Гаевский, Васильковский, а также прот. Евфимий Сецинский и др. В украинизации приходов в селах Винницкого у. Пятничаны, Павловка, Мизяковские Хутора и др. участвовали сельские исполкомы, комитеты бедноты и др. советские структуры. При Теодоровиче УАПЦ имела на территории бывш. Подольской губ. наибольшее количество общин. В 1921-1922 гг. в юрисдикцию УАПЦ перешли 25 приходов в Винницком у. (22% от общего количества приходов), 23 прихода в Брацлавском у. (20% от общего количества приходов). В 1921-1923 гг. количество приходов Подольской епархии УАПЦ возросло почти до 170 (было 18). По рекомендации Теодоровича как «главного губернского епископа Подолии» были совершены «хиротонии» клириков Винницко-Подольской епархии УАПЦ в «окружных епископов»: «Гайсинского и Балтского епископа» Николая Борецкого (февр. 1922), «Каменецкого и Ушицкого епископа» Иосифа Оксиюка (июнь 1922), «Могилёв-Подольского епископа» Николая Карабиневича (апр. 1923), «Проскуровского епископа» Максима Задворняка (июнь 1923). Эти кафедры УАПЦ вскоре стали самостоятельными.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

клирики-униаты, заподозренные в нелояльности. На Волыни 4 униат. священника были казнены по обвинению в подготовке бунта, десятки священнослужителей арестованы. В Подолье были арестованы униатские священники Стопневич (с. Збрыж), Павел Котельский (мест. Лянцкорунь), Онуфрий Горецкий (с. Монастырок), Иоанн Прокопович (с. Карабчиевка), Иосиф Махневич (с. Карповцы), Иоанн Кобрицкий (с. Шумовцы). В пограничной с Россией полосе Брацлавского воеводства власти выявили 3 правосл. иереев: настоятеля церкви в мест. Чечельник прот. Луку Романовского, свящ. Павла Зволинского (с. Юрковка) и свящ. Петра (с. Богачовка). Эти священнослужители согласились принести присягу на верность польск. властям. 26 монахов правосл. бершадского Преображенского мон-ря отказались это сделать, за что были выдворены из Речи Посполитой, а обитель подверглась разорению. В кон. 1789 г. по обвинению в подготовке бунта были арестованы правосл. священники из мест. Литин Петр и Симеон Коропачинские и свящ. Иоанн Делимерко из Рашкова. По-видимому, судебный процесс являлся формой принуждения к унии. Подтверждением этого предположения является судебное дело против православного священнослужителя, возбужденное в мае 1789 г. Дворянин В. Прилуский сообщил в Брацлавскую чрезвычайную комиссию по порядку со ссылкой на донос униат. священника о том, что правосл. свящ. Василий из с. Купчинцы-Дашевские подстрекает крестьян к бунту. Комиссия начала дело против священника, закончившееся тем, что свящ. Василий вынужден был принять унию. Прилуский известил об этом комиссию 18 мая 1789 г., отметив, что теперь никаких подозрений в адрес свящ. Василия нет. Униат. Львовский и Каменецкий еп. Белянский поддержал действия Подольской чрезвычайной комиссии по порядку и с этой целью приезжал в Каменец. 7 июня 1789 г. в Каменце прошло собрание униат. депутатов и «деканов из-за границы» для разработки устава епархии. Устав («конституция Каменецкого собора») запретил униат. духовенству иметь контакты с зарубежными клириками, выдвинул требование полной лояльности к властям.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В нач. 1923 г. группа «Живой церкви» создавалась в Каменец-Подольском окр. Для этого ГПУ привлекло приходского священника, недовольного архиеп. Пименом и епархиальным советом. Группа была образована, но, как указывалось в отчете ГПУ, из-за равнодушия верующих распространение обновленчества шло очень медленно. Изменить ситуацию удалось в 1923 г. Образование Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ), тиражирование типового устава «Живой церкви», активное содействие органов власти привели к увеличению количества обновленческих приходов и образованию руководящих органов раскола в Подолье. 23 мая 1923 г. о признании ВУВЦУ и присоединении к «Живой церкви» заявил архиеп. Пимен, возглавивший Подольско-Брацлавскую обновленческую кафедру. Вскоре в раскол перешли почти все подольские викарии, ставшие во главе епархиальных окружных управлений. 19 июля архиеп. Пимен создал обновленческое Подольское епархиальное церковное управление. В 1923 г. количество приходов «Живой церкви» увеличилось в Могилёв-Подольском окр., окружные епархиальные управления были организованы в Тульчинском и Гайсинском округах. На Проскуровщине благодаря активному противодействию правосл. Проскуровского еп. Валериана (Рудича) обновленчество не было распространено. В Винницком окр. не было ни окружного управления, ни уполномоченного ВУВЦУ. Попытки представителей РПЦ организовать в нач. 20-х гг. XX в. канонические органы управления не имели успеха, власти под разными предлогами отказывали им в регистрации. В нач. 1923 г. Синод РПЦ разработал рекомендации по сохранению епархиального управления в условиях церковного раскола, эти рекомендации применялись в Подолье. В случае перехода правящего архиерея в раскол викарии должны были разорвать с ним отношения и взять на себя управление епархией, при отсутствии в епархии епископа приходам предлагалось обращаться к архиереям др. епархий. После перехода архиеп. Пимена в раскол в управление Подольской епархией вступил Винницкий еп. Амвросий. 25 июня 1923 г. архиеп. Пимен лишил его сана. Община Преображенского собора Винницы обращалась в органы советской власти с прошением вмешаться и отменить распоряжение архиеп. Пимена. Вскоре еп. Амвросий был арестован по обвинению в укрывательстве бывш. офицеров царской армии, к-рых он рукополагал во иереев и был увезен из Винницы. В постановлении секретного отдела Подольского губотдела ГПУ отмечалось, что епископ заявлял, что обновленческое движение поддерживается гражданской властью и все архиереи-обновленцы являются агентами ГПУ. После ареста еп. Амвросия из Винницы выслали его активных сторонников - мон. Елену и иеродиаконов Ананию и Филиппа. В 1925 г. еп. Амвросий был назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в Подолье не успел, поскольку вновь был арестован, в 1932 г. умер в ссылке.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

5. Назначение Преосвященного Арсения на Рижскую кафедру, прощание с Петербургом и отбытие в Ригу 1. Ровно пять лет Преосвященный Арсений находился в должности Викария С.-Петербургской Епархии. Наступило время, когда он должен был получить другое назначение. В Петербурге начала носиться молва о назначении его на самостоятельную епархию. Пред назначением его в Ригу была свободна кафедра Курская. Он думал, что его назначат в Курск. Но Господь судил иначе. В зимнюю сессию 1887 года в Св. Синоде присутствовал экзарх Грузии-Архиепископ Павел; он жил в Академии в ректорской квартире с Преосвященным Арсением. В Четверг 26 марта на шестой недели великого поста возвратился из Синода Высокопреосвященный Павел и поздравил его епископом Рижским. В этот день в Св. Синоде совершилось перемещение архиерея: Каменец-Подольского Преосвященного Иустина – в Курск, Рижского Доната – в Каменец-Подольск, а Преосвященного Арсения – в Ригу. 28 марта это перемещение утвердил Государь, но в виду приближения страстной недели и праздника пасхи сделано было распоряжение о том, чтобы до Фоминой недели не объявлять архиереям этого перемещения. Со скорбью принял Преосвященный Арсений приветствие Архиепископа Павла; потому что Рижская епархия считалась трудною, но прибавил да будет воля Божия!.. На другой день ему уже присланы были дела из Св. Синода для ознакомления с рижской епархией. Но до получения указа он продолжал управлять Академией и заниматься делами Петербургской епархии. Страстную и Святую седмицы, он обычно провел в богослужениях; на Христов день служил литургию в Лаврском соборе вместе с митрополитом. На Фоминой неделе объявлен был указ, и Преосвященный Арсений начал готовиться к отъезду и прощаться с теми учреждениями и лицами, с которыми он имел соприкосновение. 2. Прежде всего преосвященный Арсений пожелал исполнить религиозно-церковные обязанности. Он отслужил литургию в Исаакиевском соборе и Александро-Невской лавре, отслужил молебен пред чудотворным образом Казанской Божией Матери, в Казанском соборе, поклонился чудотворному образу Нерукотворного Спаса в домике Петра Великого, чудотворному образу Скорбящей Божией Матери, что в храме на Шпалерной улице; 3 мая он участвовал в Хиротонии нового ректора Академии – Преосвященного Антония 1-го викария С.-Петербургской Епархии, а 9-го в Хиротонии 2-го викария той же епархии, Преосвященного Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Архиепископ Дмитровский, с 1931 года — митрополит Трифон (Туркестанов) (1861–1934). Похоронен в Москве на Немецком (Введенском) кладбище. Интернет-журнал Свято-Данилова монастыря. Воспоминания об архимандрите Серафиме. http://msdm.ru/2013–05-31–13-31–10/arhiv/332–113 Цитируется по: Сайт православной энциклопедии «Древо». Документы. Декрет от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Церковные ведомости. 1918. 13–14. Акты Святейшего Патриарха Тихона, С. 165. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925. — В 2х кн. — М.: РОССПЭН, 1997. — Кн. 1., 345–346. Владимир Дмитриевич Красницкий (10 декабря 1881 — ноябрь 1936) — видный деятель обновленчества, в обновленческой церкви имел сан протопресвитера, сотрудник ЧК, до 1922 года — протоиерей Русской Православной Церкви. Цыпин В. , протоиерей. История Русской православной Церкви (1917–1990). — М.: Изд. дом «Хроника», С. 58–59. Там же, С. 59. Священномученик Серафим (Чичагов) , автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, с 1928 митрополит Ленинградский, расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. Священномученик Иларион (Троицкий) . богослов, видный церковный деятель, ближайший помощник Патриарха Тихона, противник обновленческого раскола, скончался в заключении в 1929 году. О епископе Амвросии (Полянском) см. на с. 000, примечание 0. Архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров) скончался от перенесенных тягот и гонений в 1937 году, прославлен РПЦЗ в лике новомучеников и исповедников. Священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский и Таврический, входил в состав временного Синода при патриархе Тихоне, многократно находился в ссылках с 1925 по 1937 год, был расстрелян в 1937 году. Священномученик Валериан (Рудич), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, расстрелян в 1938 году, прославлен УПЦ в лике новомучеников и исповедников Российских. Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. По окончании гражданской войны на территории Украины и с возникновением обновленчества, советские власти начали беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленчество, оказывая давление при помощи светских чиновников. В ответ епископ Амвросий и викарный Проскуровский епископ Валериан (Рудич) обвинили Пимена в пособничестве ОГПУ. Владык Амвросия и Валериана арестовали в 1923 году, они оба были высланы за пределы Украины и поселились в Москве. Осиротевшая Каменец-Подольская епархия была совершенно разгромлена обновленцами; в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010