2 . ИОВ Потёмкин в 1796 году, Мая 13, переведён из Епископов Феодосийских, Викариев Екатеринославских, Архиепископом, Коадъютором и Слуцким Архимандритом и находится доныне. Примечание. В 1795 году Викарной сей Минской Епархии положено было считаться Епархии Житомирской; однако же, в 1799 году по состоявшемуся распределению Епархий учинена она самоместной (смотри ниже). Глава XII. Епархия Подольская и Бряцлавская Епархия сия учреждена в 1795 году, Февраля 12, по присоединению провинции Подольской опять под Российскую державу, [она о]ставлена во втором классе под на[званием] Бряцлавской и Подольской. В 1799 году переименована Подольской и Бряцлавской. 1 . ИОАННИКИЙ Никифорович, Епископ, хиротонисан в Москве в 1795 году, Мая 13, из Архимандритов Ставропигиального Донского монастыря и находится доныне. Отделение IV. О Епархиях третьего класса Глава I. Епархия Калужская и Боровская Епархия сия учреждена в 1799 году и первой в сем классе поставлена потому, что Губернской город Калуга был в Епархии Московской первого класса, а прочие уездные города состояли в бывшей Епархии Крутицкой, которая по штатам 1764 года была во 2 классе. Об Архиереях оной смотри в Отделении V о Епархиях упразднённых. Епископы Калужские и Боровские СЕРАПИОН Александровский, назначен был из Викариев Московских в 1799 году, Октября 16, но Октября 21 не быв на сей Епархии, переведён в Казань Архиепископом. 1 . ФЕОФИЛАКТ Русанов хиротонисан в 1799 году, Октября 30, из Архимандритов Новгородского Иверского монастыря и находится доныне. Глава II. Епархия Смоленская и Дорогобужская Основание Епархии сей некоторые приписывают Великому Князю Мстиславу Владимировичу Киевскому, а Степенная Книга приписывает Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Епископы А) Смоленские и Брянские 1 . ИГНАТИЙ хиротонисан около 1128 году. 2 . ЛАЗАРЬ. О нём упоминается только то, что он хиротонисан в Епископа Смоленского Митрополитом Михаилом и, по причине беспокойств, бывших тогда в Смоленске, оставил Епархию. 3 . МАНУИЛ хиротонисан в 1137 году, Апреля 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Киевской Митрополии Викарная Епархия началась в Переяславле с половины XI века и рушилась в половине XIII; восстановлена Государем Императором Петром Великим, и с 1701 по 1733, а потом с 1785 по 1799 год именовалась по-прежнему Викарной Киевской Митрополии; с сего же времени оная учинена местной Епархией, а Викарию Киевскому повелено именоваться Епископом Чигиринским и иметь пребывание в Киево-золото-верхоМихайловском монастыре. Новгородской Митрополии Викарная Епархия первоначально основана в 1593 году под именем Епископства Корельского, но вскоре была упразднена. В 1708 году возобновлена под именем Корельской и Ладожской, а с 1787 года Викарии Новгородской Митрополии именуются Епископами Старорускими и имеют пребывание в Новгородском Хутыне монастыре. Московской Митрополии Викарная Епархия учреждена в 1764 году под именем Севской, а с 1788 году повелено Викариям Московским именоваться Дмитровскими. Пребывание свое имеют в Москве. С. Петербургской Епархии Викария учреждена в 1818 году, и Епископу оной повелено именоваться Ревельским. В Грузии Ексарха Грузинского и Имеретинского Викарная Епархия учреждена в 1812 году, и Епископ оной именуется Горийским. ВЕДОМОСТЬ о числе находящихся ныне Епархий и количестве церквей, составленная в 1823 году Епархия Количество церквей Первого класса Киевская Новгородская Московская С. Петербургская Второго класса Казанская Астраханская Тобольская Ярославская Псковская Рязанская Тверская Екатеринославская Могилевская Черниговская Минская Подольская Кишиневская Третьего класса Калужская Смоленская Нижегородская Курская Владимирская Вологодская Тульская Вятская Воронежская Костромская Иркутская Архангельская Тамбовская Орловская Полтавская Пермская Пензенская Слободско-Украинская Волынско-Житомирская Оренбургская  Описание Российских монастырей. Абалацкий мужеский, 3-го класса, Тобольской Епархии при селе Абалане. В нем главная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в которой находится Явленный Образ Божией Матери, именуемый Абалацкий-Знаменский, явившийся в 1636 году. С сею Иконой бывает из монастыря сего в Тобольск ежегодно крестный ход июля 8 дня, установленным Тобольским Митрополитом Корнилием в 1665 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Выставка-ярмарка «Земля Серафима Саровского» открывается в Нижнем Новгороде Нижний Новгород, 7 декабря 2004 г. Третья международная православная выставка-ярмарка «Земля Серафима Саровского» состоится 7-13 декабря 2004 года в Нижнем Новгороде. Организаторами выставки выступили ВЗАО " Нижегородская ярмарка " , Нижегородская епархия, ВК " Узорочье " , справочно-информационная газета " Возглас " , сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Третья православная выставка-ярмарка приурочена к православному Рождественскому посту. В работе выставки примут участие 19 монастырей, 5 из которых представлены впервые: Успенский (Закарпатье), Свято-Троицкий (Джорданвиль, США), Рождество-Богородичный (Санаксары, Мордовия), Свято-Амвросиевская пустынь (пос.Шамордино, Калужская епархия), Благовещенский монастырь (Нижегородская епархия); 13 приходов, из них 6 новых: в честь Боголюбской иконы Божией Матери (пос.Болдино, Владимирская епархия), во имя святых Косьмы и Дамиана на Маросейке (Москва), в честь иконы Божией Матери " Знамение " (Нижегородская епархия), в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Сергиево-Посадский р-н), в честь Софии Премудрости Божией (Москва). А также издательства, братства, подворья, образовательные учреждения. Вновь на Нижегородской ярмарке будет представлена икона " Неупиваемая Чаша " , привезенная специально на выставку из Введенского Владычнего монастыря города Серпухова. По традиции, икона будет находиться в часовне, которая обустроена в восточной стороне Первого павильона. Согласно преданию, молитва перед иконой исцеляет от пристрастия к вину и приучает к воздержанию от алкоголя. В молельной комнате каждый день работы ярмарки будут служится молебны. В часовне будут находиться также другие иконы: Святой Троицы, Спасителя, двунадесятого праздника " Введение во храм Пресвятой Богородицы " , Божией Матери " Знамение " , апостола Андрея Первозванного, великомученицы Екатерины, Собор новомучеников и исповедников российских, благоверного князя Александра Невского. Многие монастыри привезут с собой чудотворные святыни, которые будут находиться у них на стендах.

http://pravoslavie.ru/12075.html

Амвросий. Калуга, 1908; Калужская старина. Калуга, 1901-1911. 6 т.; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 1992п; Ильичёв Л. Формирование науч. мировоззрения и атеистич. воспитания//Коммунист. 1964. 1. С. 23-46; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорд., 1970. Серг. П., 1995р; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975; Петраш Ю. Калужская епархия//Политическая агитация. 1985. 14. С. 28-30; Седов В. Пастырь добрый//ЖМП. 1990. 5. С. 20-21; Булгакова Е. А. Архим. Борис (Холчев): [Жизнеописание. Восп.]//Глаголы жизни. 1992. 2. С. 18-30; Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан/Сост.: Ю. И. Калиниченко. Калуга, 1993-2003. 4 т.; Борис (Холчев), архим. Поездка в Холмищи//Цветочки Оптиной пустыни: Восп. о последних оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове)/Сост.: С. Фомин. М., 1995. С. 149-153; Костенко Н., Кузовкин Г., Лукашевский С. «Вред, нанесенный вами, надо исправить, стереть, изгладить!»: К публикации «Заявления» группы архиереев Рус. Правосл. Церкви//Корни травы: Сб. ст. молодых историков/Ред.: Л. С. Еремина, Е. Б. Жемкова. М., 1996. С. 126-142; Свиридова Т. А. Калужское земство, 1865-1918: Очерки истории. СПб., 1996; Калуга в шести веках: Мат-лы… гор. краевед. конф. СПб., 1997. [Вып. 1]; Калуга, 1999-2011. [Вып. 2-8]; Осипов В. И. Монастыри Калужской епархии перед первой мировой войной//Песоченский ист.-археол. сборник. Киров, 1997. Вып. 3. Ч. 3. С. 30-33; Богомолова М., Улыбышева М. Истинный проповедник веры Христовой//Калужский благовест. 1998. 14; Прп. Пафнутий, игумен и чудотворец Боровский, и его обитель. М., 1998; Безбородов А., свящ. Архиепископ Ермоген (Голубев): Очерк жизни//Правосл. христианин. 1999. 3; он же. Годы испытаний: История Правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Покровский Добрый мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Покровский Добрый мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) В нач. XX в. сеть духовно-учебных заведений епархии состояла из Калужской ДС, 2 духовных уч-щ (Калужского и Мещовского), Калужского епархиального жен. уч-ща и певч. школы при архиерейском доме. Самым многочисленным и быстрорастущим было жен. уч-ще, в 1910 г. в нем обучались 562 воспитанницы, Калужская ДС тогда же насчитывала 439 студентов. Существовала разветвленная сеть церковноприходских школ. В 1895 г. их насчитывалось 221 (10 763 учащихся), в 1910 г.- 557, в 1917 г.- 626 школ. В начале века епархия тратила на содержание учебных заведений ок. 350 тыс. р. ежегодно. Кроме организации учебного процесса и материального обеспечения средства шли на благотворительные нужды. Малоимущие воспитанники духовных школ принимались на полное обеспечение (пансионерское содержание), другим выдавались пособия в размере 45-90 р., поддержка за успехи в учебе оказывалась в виде освобождения от платы за обучение и выдачи стипендий. В 1905 г. в епархиальном жен. училище насчитывалось 149 учениц, получавших стипендии и пособия. В Калужской ДС для воспитанников, отличавшихся благонравием и успехами в учебе, в 1902 г. была учреждена Янышевская стипендия (по имени ректора СПбДА протопр. Иоанна Янышева , выпускника Калужской ДС). С 1906 г. существовало об-во вспомоществования бедным воспитанникам Калужской ДС во имя прп. Тихона Калужского. Подобные об-ва имелись при всех духовных учебных заведениях К. и Б. е., их фонды формировались за счет добровольных пожертвований. В XX в. в К. и Б. е. появились новые формы духовно-просветительской работы: церковно-пастырские собрания с чтением лекций и проповедей на духовно-нравственные темы, рождественские елки с чтением проповедей, беседы с калужанами, к-рые уходили в столицы на заработки и там могли попасть в секты. В священный сан стали рукополагать независимо от образования и происхождения при условии успешного прохождения аттестации. В 1901 г. было учреждено Калужское церковное историко-археологическое об-во, организовавшее историческую б-ку в Калужской ДС, а также древлехранилище. По инициативе общества была проведена перепись достопримечательностей во всех приходах К. и Б. е. В 1901-1911 гг. об-во выпускало альманах «Калужская старина». В 1917 г. действовали епархиальная б-ка, 30 окружных и 345 церковных б-к.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

VI.      709. Чолминский. VI.      711. Чудинцовские два, свв. Апостол, игум. София при архиеп. Александре (1582–89). VI.      731. Шужгорский. VI.      944. Городецкий. VI.      988. Двинский. VI.      1037. Пежемский. III. Епархия Московская Московская епархия учреждена в 1742 г. Третья из первоклассных. 1.       Иосиф Волчанский , архиеп. Московский и Владимирский, 1 сент. 1742 перев. из Могилёва; † 10 июня 1745. Погребён в Чудове мнтре. [С 10 июня 1745 по 14 апр. 1748 управлял Крутицкий Платон ]. 2.       Платон Малиновский , архиеп. Московский и Севский, 14 апр. 1748 перев с епархии Крутицкой; † 14 июня 1754. Погребён в Чудове мнтре. [С 14 июня 1754 до 25 янв. 1758 управлял Крутицкий арх. Иларион ]. 3.       Тимофей Щербацкий , митр., 22 окт. 1757 перев. из Киева; в 1764 переименован «Московский и Калужский»; † 18 апр. 1707. Погребён в Чудове мнтре. [Тоже ?]. 4.       Амвросий Зертыс-Каменский , архиеп. Московский и Калужский, 18 янв. 1768 перев. с епархии Крутицкой; 16 сент. 1771 убит мятежною чернью. Погребён в Донском мнтре. [С 16 сент. 1771 по 1775 управлял Крутицкий Самуил ]. 5.       Платон Левшин 20 янв. 1775 перев. из Твери архиеп-м; 29 июня 1787 пожалован в митр-та; в 1799 велено именоваться «Московский и Коломенский»; 13 июня 1811 уволен от управления епархией; † 11 нояб. 1812. Погребён в Вифании. 6.       Августин Виноградский , викарий, управлял епарх. с 13 июня 1811; 30 авг. 1814 пожалован в архиеп. Дмитровского; с 19 февр. 1818 архиеп. Московский и Коломенский; † 3 мар. 1819. Погребён в Троицкой Сергиевой Лавре. 7.       Серафим Глаголевский , митр. Московский и Коломенский, перев. из Твери 15 мар. 1819, а 19 июня 1821 – в С.-Петербург. 8.       Филарет Дроздов , архиеп. Московский и Коломенский, перев. 3 июля 1821 из Ярославля; с 22 авг. 1826 митр.; † 19 нояб. 1867. Погребён в Троицкой Сергиевой Лавре. 9.       Иннокентий Вениаминов , митр., 5 янв. 1868 перев. с епархии Камчатской. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископская кафедра устраивалась в губернском г. Калуге. На нее, при самом учреждении епархии 16 октября 1799 г., был переведен дмитровский викарий с титулом Калужского и Боровского, епископ Серапион, но 21 октября он получил Казанскую архиепископию, после чего Калужскую кафедру 30 октября занял Феофилакт (Русанов) , из архимандритов Иверского монастыря; он, собственно, считается устроителем новой епархии. Во избежание «знатных» казенных расходов на постройку архиерейского дома в Калуге, для места жительства архиерея отведен тамошний третьеклассный Лаврентьевский монастырь, обращенный в архиерейский дом. Калужская и Боровская епархия заняли всю территорию бывшего Дмитровского викариатства с городами: губ. – Калуга, уез. – Козельск, Мещовск, Перемышль, пригор. Воротынск, Жиздра, Масальск, Боровск, Медынь, Таруса, упразд. гор. Лихвин, Малоярославец и Серпейск. В них с уездами насчитывалось – 689 церквей. Так на развалинах некогда славной Крутицкой митрополии снова образовалась самостоятельная епархия. XXXIII Открытием самостоятельной Пермской епархии, по докладу Св. Синода 1799 г., осуществлено, более чем на сто лет забытое, постановление собора 1667 г. «в Перми Великой быть особой епархии». Пермская и Екатеринбургская епархия, открыта в границах одной Пермской губернии. Кафедральным городом её сделан губернский г. Пермь. Место жительства для Пермского архиерея отводилось в ставропигиальном пермском Преображенском (Пыскорском) монастыре, обращенном в архиерейский дом по тем же побуждениям, по каким Лаврентиев монастырь назначен местом жительства калужского архиерея. На Пермскую кафедру определен был, только что переведенный (1 октября 1799 г.) в Воронеж, епископ Арсений (Москвин)) . 1173 Но 26 ноября того же года он оставлен на Воронежской кафедре, в Пермскую же епархию назначен Иоанн (Островский) 5 февраля 1800 года, из архимандритов Калязинского монастыря, ск. 24 декабря 1801 г. По своей территории Пермская и Екатеринбургская епархия, в пределах одной губернии, составилась из двух неравных частей: одна по эту сторону Урала, другая – по ту сторону его. Первая отошла к ней от Вятской епархии с городами: Пермь, Кунгур, Оханск, Оса, Красноуфимск, Соликамск, Чердынь и Обвинск; в них насчитывалось 185 церквей; вторая часть отделена к новой епархии от Тобольской епархии. Здесь находились города: Екатеринбург, Шадринск, Верхотурье, Ирбит, Камышлов, Далматов и Алапаевск; в них насчитывалось более 200 церквей; во всей новой епархии оказалось до 400 церквей. С образованием Пермской и Екатеринбургской епархии, Вятская епархия введена в границы своей губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Статьи «Курская и Рыльская епархия» и «Курская митрополия» дополняют обширные публикации о Курской Коренной Рождества Богородицы пустыни, Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение», Курском в четь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Курском Троицком женском монастыре, а также о Курской области. Из новых статей «Православной энциклопедии» можно также узнать о таких православных епархиях, как Ксанфийская и Перифеорийская митрополия Элладской Православной Церкви, Лампийская, Сивритская и Сфакийская епархия Критской Православной Церкви, Кутаисско-Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви. Отдельные материалы посвящены древним кафедрам Грузинской Церкви — Кумурдойской, Курмухской и Кутаисской. Среди материалов, посвященных известным православным монастырям, заслуживают особого упоминания статьи о таких обителях, как Крупицкий Батуринский Николаевский монастырь (Прилукская епархия Украинской Православной Церкви, Черниговская обл.), Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (основан в XV в. преп. Саввой Крыпецким), Лаврентиев Калужский Рождества Христова монастырь (основан в XVI в.). С ними соседствуют материалы о молдавских православных монастырях: Курковском Рождества Богородицы мужском монастыре и монастыре Кэприана. В 39-м томе также присутствуют статьи о четырех монастырях Святой Горы Афон: Ксенофонта, Ксиропотаме, Кутлумуше и ските Ксилургу, который с XII в. был известен как русский монастырь на Святой Горе. Отдельная статья рассказывает о монастыре Крка во имя св. Архангела Михаила (Далматинская епархия Сербской Православной Церкви, Хорватия), известном своей духовной семинарией. В 39-м томе также наличествует статья «Лавра», из которой можно узнать как о древних лаврах Египта и Святой Земли, так и позднейшей традиции, связанной со статусом «лавры», присваиваемым крупнейшим обителям Русской Православной Церкви. Среди материалов нового тома заслуживают особого упоминания статьи о чудотворных иконах Божией Матери — Крупецкой и Купятицкой, а также иконе Богородицы «Кукузелисса» из Лавры св. Афанасия на Афоне, названной по имени знаменитого византийского певчего преп. Иоанна Кукузеля.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

Представляя проект документа, епископ Алексий сказал, что вдохновителем работы, целью которой является улучшение качество монашеской жизни, является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Документ был создан, чтобы помочь избежать ошибок игуменам, имеющим небольшой опыт управления обителями, а также людям, поступающим в монастыри. «Мы желали внести в этот документ мысли святых отцов и подвижников благочестия и в какой-то мере отразить опыт всех, кто над ним трудился, чтобы он был жизненным и мог послужить пособием как для игумена, так и для послушника», — сказал наместник Данилова монастыря. Комментируя тезисы документа, епископ Алексий подчеркнул, что человек всегда остается свободным в своем выборе. Созидая внутренний мир пришедшего в монастырь трудника, подготавливая его к монашеству, руководитель общины должен понимать, что воспитать он сможет только того, кто доверяет своему воспитателю и любит его. И чтобы уберечь будущего инока от оставления монашества, надо в самом начале пути как можно более полно познакомить его с монастырской жизнью. Проект документа о приеме послушников в монастыри неоднократно обсуждался на заседаниях комиссии — последний раз обсуждение проходило в Сарове. Его текст также зачитывался на конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», проходившей в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 24-25 сентября с.г. Затем перед участниками собрания с докладом о деятельности Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих выступил игумен Петр (Еремеев) , первый заместитель председателя комиссии, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Москвы. В уходящем году комиссия под руководством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия взаимодействовала с десятью епархиями и митрополиями, открывшими богословские курсы для монашествующих, среди них —  Ярославская митрополия , Костромская митрополия , Владимирская митрополия , Псковская митрополия , Тверская митрополия , Московская городская епархия ,  Московская областная епархия ,  Самарская епархия , Калужская епархия , Александровская епархия .

http://patriarchia.ru/db/text/5552974.ht...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Двадцатилетие архиерейской хиротонии первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Калужского и Боровского Климента 20.08.2002 8 августа 2002 года исполнилось двадцать лет со дня архиерейской хиротонии архиепископа Калужского и Боровского Климента. Празднование юбилея началось с Божественной литургии и молебна в Свято-Троицком Кафедральном соборе Калуги, которые совершил архиепископ Климент в сослужении епископов Людиновского Георгия и Брянского и Севского Феофилакта и сонма епархиального духовенства. После богослужения состоялось чествование юбиляра. Обращаясь с поздравлением к архиепископу Клименту викарий Калужской епархии епископ Людиновский Георгий отметил, что из двадцати лет архиерейского служения Владыки Климента восемь лет пришлись на пребывание в Америке, и двенадцать - в Калужской епархии. “Именно в эти годы, - отметил епископ Георгий, - началось подлинное духовное возрождение нашего края. К 1990 году - времени начала служения архиепископа Климента на Калужской кафедре - здесь не было ни одного епархиального монастыря (имелось две ставропигиальные обители: Оптина пустынь и Шамординский женский монастырь), действовали всего лишь 32 прихода с 39 священниками. Сегодня же в нашей епархии - 6 монастырей, около 154 прихода, 160 священнослужителей. Действуют Духовная семинария и Духовное училище, имеются православные гимназии и духовно-просветительские центры. Все, чего достигла епархия, подчеркнул епископ Георгий, есть результат неустанных трудов и организаторского таланта Владыки Климента”. От имени клира и мирян он преподнес юбиляру икону Софии, Премудрости Божией. Было оглашено приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором, поздравляя архиепископа Климента со знаменательной датой, Предстоятель Церкви подчеркивает: “Вы много потрудились в деле церковного возрождения и христианского просвещения и снискали любовь Вашей многочисленной паствы и признание общественности”.

http://zavet.ru/news/0208/n20-3.htm

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010