Крестный путь, по которому вели Иисуса Христа на распятие.  Раскол в Болгарской Православной Церкви начался в 1992 году, после падения коммунистического режима, при активном участии новой политической власти. Часть иерархов выступила против Святейшего Патриарха Максима (Минкова) (1914–2012). Его обвинили в связях с бывшей коммунистической властью, выборы Патриарха Максима были объявлены нелигитимными, интронизация (она состоялась 4 июля 1971 года) — неканонической. Раскольники образовали так называемый «альтернативный синод». Большинство священнослужителей Болгарской Церкви не присоединилось к расколу, однако канонические иерархи официально не признавались государством, почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников, часть храмов — захвачена ими. Для преодоления кризиса в 1998 году в Софии состоялся Всеправославный Собор с участием представителей 13 автокефальных церквей, семи Патриархов. В результате его деятельности большая часть представителей альтернативной «Болгарской Патриархии» заявила о своем раскаянии и выразила желание вернуться в лоно канонической Православной Церкви. После Всеправославного Собора количество и влияние раскольников значительно уменьшились. В 2003 году иерархия Болгарской Церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году захваченные раскольниками храмы были возвращены Болгарской Церкви. В 2012 году раскольнический «митрополит Софийский» Иннокентий (Петров) принес покаяние, что считается завершением раскола в Болгарской Православной Церкви.  По старому стилю.  Чешма — забранный в камень источник.  Очевидно, речь идет о сороковинах — сорока службах после рукоположения.  Речь здесь идет о митрополите Нафанаиле (Калайджиеве; 1952–2013). В 1968 году он поступил послушником в Троянский монастырь. В 1974 году принял монашеский постриг. Окончил Софийскую духовную семинарию, Духовную академию святого Климента Охридского, богословский факультет Афинского университета. В 1989 году был хиротонисан во епископа и назначен викарием Софийского митрополита, с 1994 года и до кончины — митрополит Неврокопский.

http://pravoslavie.ru/110589.html

Митрополит Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня Крест архиерея тяжел, но Бог помогает. Административная деятельность — это внешняя сторона церковного служения. Она может восприниматься как что-то чуждое, но она необходима. Когда есть хорошие сотрудники — у архиерея остается минимум проблем, которыми он должен заниматься как администратор, и он может уделить гораздо большее внимание истинно пастырскому труду. 18 ноября, 2013 Крест архиерея тяжел, но Бог помогает. Административная деятельность — это внешняя сторона церковного служения. Она может восприниматься как что-то чуждое, но она необходима. Когда есть хорошие сотрудники — у архиерея остается минимум проблем, которыми он должен заниматься как администратор, и он может уделить гораздо большее внимание истинно пастырскому труду. 16 ноября 2013 года, в день своего 61-летия, отошел ко Господу Митрополит Неврокопский Нафанаил – замечательный архипастырь, иерарх Болгарской Православной Церкви. Владыка Нафанаил (в миру – Натанаил Калайджиев) родился в 1952 году в деревне Копривлен в Болгарии. В 1968 году поступил послушником в Троянский монастырь. Одновременно приступил к учебе в Софийской духовной семинарии, которую окончил в 1975 году. В 1974 году принял монашеский постриг с именем Нафанаил. В том же году рукоположен во иеродиакона, в 1975 году – в иеромонаха. Учился в Духовной Академии святого Климента Охридского, а затем продолжил образование в Афинах. По завершении образования решением Святого Синода возведен в архимандритское достоинство. Был священником Болгарской православной церковной общины святого Иоанна Рыльского в Лондоне. По возвращении на родину назначен главным секретарем Святого Синода и хиротонисан во епископский сан. В 1989 году назначен викарием Софийского митрополита. В 1994 году избран и канонически утвержден митрополитом Неврокопским. В последние годы жизни Владыка Нафанаил принял испытание тяжелой неизлечимой болезнью. В 2009 году Митрополит Неврокопский Нафанаил был гостем Всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры в Саратове. Владыка участвовал в соборных богослужениях, посетил многие храмы Саратовской епархии и нашел время для общения с журналистами епархиальных СМИ.

http://pravmir.ru/mitropolit-nevrokopski...

Монахи, конечно, очень дорожат уникальным статусом Афона. Ведь не где-то далеко в недоступных местах, не посреди океана или тайги, а в центре Европы, на историческом, святом, намоленном месте продолжается больше полутора тысячелетий монашеская жизнь. И, конечно же, желание всей Православной Церкви — чтобы ничего здесь не нарушалось и не разрушалось. Хотя посягательства на самостоятельность монашеской республики были на протяжении всей ее истории. Относительно недавние — со стороны греческого правительства времен «черных полковников» , которое вознамерилось сделать Святую Гору туристическим центром. Но Матерь Божия не попустила, и это правительство недолго продержалось у власти. Однако и сегодня предложения открыть Святую Гору для массового доступа туристов обоего пола звучат регулярно, и не только от маргинальных феминистских групп, но и на достаточно высоком уровне, и это не может не тревожить. — Ради чего надо ехать на Афон, на что обратить внимание паломнику — что Вы посоветуете? — На Афон надо ехать для того, чтобы приобщиться к неповторимой монашеской атмосфере Святой Горы. Просто помолиться Богу о себе, о своих близких. На что обращать внимание? На всё, и особенно на святыни. Их очень много в русском монастыре. Это и глава святого великомученика Пантелеимона, и мощи многих святых Древней Церкви. Надо обязательно сходить к Иверской иконе Божией Матери в Ивироне, к иконе Божией Матери «Всецарица» в Ватопеде, к «Скоропослушнице» в монастыре Дохиар. Большая часть чудотворных икон, которые мы знаем, в честь которых построены наши храмы, находится там, на Святой Горе, ведь это действительно удел Пресвятой Богородицы. Митрополит Лонгин в монастыре Зограф, 2014 год В монастыре Зограф. 2014 год Фото из личного архива Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, Романа Солодко, Сергея Власова Журнал «Православие и современность « 30 (46) Беседовала Наталья Горенок  Митрополит Нафанаил (Калайджиев; 1952–2013), архиерей Болгарской Православной Церкви. В 1968 г. поступил послушником в Троянский монастырь. В 1974 г. принял монашеский постриг. Окончил Софийскую духовную семинарию, Духовную академию святого Климента Охридского, богословский факультет Афинского университета. В 1989 г. был хиротонисан во епископа и назначен викарием Софийского митрополита, с 1994 г. и до кончины митрополит Неврокопский.

http://pravoslavie.ru/74197.html

Так вот, если мы в своей «хижине» сохраняем благочестивый образ жизни, мы освещаем путь тем, кто далек от нас, кто нуждается в свете Христовом, и Божья благодать непременно сойдет на них. Мы не можем быть ничьими спасителями. Потому что Спаситель для всех один — Христос. Он всегда рядом с человеком, но необходимо, чтобы человек принял Его. Он дал человеку свободную волю и не станет принуждать того, кто не открыл перед Ним сердца. От нашей свободной воли зависит, сможем ли мы воспользоваться благодатью Божией, будем ли мы православными — в какой бы стране мы ни жили, к какому народу бы ни принадлежали. Долг миссионерства лежит на каждом православном человеке; мы должны миссионерствовать не только словами, но, как заповедал Христос, словом и делом. 1 В 1992 году часть болгарских православных иерархов при поддержке правящей партии заявили о незаконности избрания Патриарха Максима, обвинили последнего в сотрудничестве с органами госбезопасности и создали альтернативный Синод. Правовые и духовные последствия этого раскола были очень тяжелы для Церкви и не преодолены по сей день. Беседовала Марина Бирюкова (В миру – Натанаил Калайджиев) родился в 1952 году в деревне Копривлен в Болгарии. В 1968 году поступил послушником в Троянский монастырь. Одновременно приступил к учебе в Софийской духовной семинарии, которую окончил в 1975 году. В 1974 году принял монашеский постриг с именем Нафанаил. В том же году рукоположен в иеродьяконский чин, а в 1975 году – в иеромонахи. Учился в Духовной Академии Святого Климента Охридского, а затем продолжил образование в Афинах. По завершении образования решением Святого Синода возведен в архимандритское достоинство. Был священником Болгарской православной церковной общины святого Иоанна Рыльского в Лондоне. По возвращении на родину назначен главным секретарем Святого Синода и хиротонисан во епископский сан. В 1989 году назначен викарием Софийского митрополита. А в 1994 году избран и канонически утвержден митрополитом Неврокопским. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/37942.html

Никогда не забуду, как он полез по крутому склону горы, собирая мать-и-мачеху, чтобы заварить ее от моего бронхита Несмотря на свой высокий сан, владыка был очень прост в общении и готов был даже физически послужить любому человеку. Никогда не забуду, как он дал мне подержать свой епископский жезл и полез по крутому склону горы, собирая мать-и-мачеху, чтобы заварить ее от моего бронхита. Потом он сам приготовил сироп и вечером выдал его мне. Хотя мне посчастливилось немало времени провести с Владыкой, мы не так много разговаривали: он не отличался многословием и говорил всегда тихим голосом. Несколько раз я у него исповедовался, несколько раз спрашивал совета по важным вопросам. Он всегда участливо расспрашивал как о делах в России, о наших сектах и борьбе с ними, так и о моих личных семейных делах, о моих близких. И я знал, что этот человек молится всегда, а его расспросы означают усиленную молитву. Поэтому с ним было всегда так хорошо. Митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) Вероятно, благодаря обретенной им мудрости он казался старше своих лет — я с удивлением узнал, что Владыка, которого я воспринимал человеком старшего поколения, родился менее чем за три года до меня. Но энергия его была безграничной. Он редко сидел на месте, его можно было застать в самых разных концах Неврокопской епархии с самыми разными людьми, которым он всегда спешил на помощь. Владыка принял епархию в очень сложное время, когда она была разодрана расколом . Первые годы он служил практически в пустых храмах и нередко сталкивался с открытой агрессией на улицах. Но за годы своего пастырского предстоятельства он примирил всех и уврачевал все разделения. Число сект и оккультистов, поначалу чувствовавших себя весьма вольготно, заметно поубавилось. Но именно на территории его епархии проживала та самая Ванга , которая, конечно, добавляла ему немало забот. И однажды они встретились. Вот, что я писал про это в «Афонских рассказах»: «Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали просьбу слепой старухи приехать к ней. Ванга сообщала Владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и прибыть в ее дом. Владыка, надеясь, что, может быть, она желает покаяться, обещал приехать. Это вполне естественный поступок для доброго пастыря, пекущегося о каждой овце своего стада, тем паче о заблудшей.

http://pravoslavie.ru/87748.html

Титул архонта в Болгарской Православной Церкви В 2007 году Священный Синод Болгарской Православной Церкви принял решение запрещавшее раздавать псевдо-дворянские звания архонтов, однако 14 июня 2012 года, в отсутствие патриарха Максима, Синод отменил собственное решение и 20 июня принял решение ввести в церковную практику награждение титулом архонта светских лиц за " видимые, доказанные и сделавшиеся публичным достоянием заслуги по поддержке деятельности Православной Церкви на территории Болгарской Православной Церкви " . Согласно этому решению, титул архонта может быть дарован только православным христианам и только епархиальным митрополитом по решению епархиального совета. Среди заслуг, за которые возможно награждение этим титулом, указаны: возведение новых храмов для удовлетворения духовных потребностей большого числа мирян; ремонт и другие формы поддержки деятельности монастырей; постоянная поддержка образовательной и социальной деятельности Церкви, в том числе строительство и содержание образовательных центров, социальных кухонь, приютов и иных благотворительных учреждений. Титула архонта могут быть удостоены люди за проявление исключительной гражданской активности в сфере религиозного просвещения и за значительный интеллектуальный или творческий вклад в прославлении Господа и во благо святой Церкви. Относительно пожертвованных финансовых средств в решении Синода отмечается, что способ их получения не должен противоречить христианской морали и доброте нравов. Планировалось составить специальное " богослужебное последование для церемонии награждения архонта, как это происходит в других Поместных Православных Церквах, в которые существует отличие архонт " . Два видных архиерея Болгарской Православной Церкви, митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) (+ 2013) и митр. Варненский Кирилл (Ковачёв) (+ 2013), выступили против института архонтства. 22 июня инициаторы петиции протеста против введения архонтства собрались перед зданием Синода. За три дня были собраны более 700 подписей с просьбой отменить решение об архонтстве. Среди собравшихся было много православных - профессоров Софийского университета, журналистов, писателей. Из множества священнослужителей, подписавших петицию, пришел только один .

http://drevo-info.ru/articles/2477.html

Один из видных иерархов Болгарской Православной Церкви митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) был гостем Всероссийских Дней славянской письменности и культуры, которые отмечались в Саратове в мае сего года. Владыка участвовал в соборных богослужениях в Духосошественском храме Саратова и в возрожденном Свято-Троицком соборе Вольска. Он посетил многие храмы Саратовской епархии и нашел время для общения с нами — журналистами епархиальных СМИ. — Наши читатели практически ничего о Вас не знают; расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. В какой семье Вы родились, как проходило ваше детство, что привело Вас в Церковь? — Я родился в селе Копривлен близ греческой границы, в ста километрах от Святой Горы Афон. Из поколения в поколение мужчины нашей деревни в зимнее время уходили работать в афонские монастыри. И приносили оттуда книги, которые там издавались, особенно в Зографском монастыре. Поэтому в селе было много духовной литературы. Во время постов из монастырей Святой Горы к нам приходили монахи исповедовать мирян. Конечно, все это было до сорок шестого года, то есть до того момента, когда Болгария вошла в социалистический лагерь; но и в трудные времена вера в нашем селе не была уничтожена. Моя бабушка, царство ей небесное, была глубоко верующей женщиной. Пока она была жива, ничто в нашем доме не совершалось без молитвы. В праздники все мои близкие посещали храм. Конечно, многие тогда боялись, потому что государство стремилось отделить Церковь от государства и народ от Церкви. Но Господь помогал, благодать Его в нашей жизни действовала. В нашем селе был очень хороший священник. Он заботился о людях, о спасении их душ, невзирая на все препятствия, которые ему создавали. Даже то, что он ходил всегда в рясе, могло восприниматься как вызов. Это был пример, поучительный для многих. Когда умирала моя бабушка, этот священник пришел к нам в дом, чтобы исповедать и причастить ее. Благоговение, с которым он относился к своему служению, запомнилось мне на всю жизнь. Епитрахиль, крест, Евангелие были у него завернуты в ткань. Прежде, чем эту ткань развернуть, он вымыл руки, перекрестился, поцеловал эту ткань и лишь затем развернул. И отношение людей было настолько благоговейным, что воду, которой священник мыл руки, они не выплескивали наземь, а выливали в огонь, на угли, чтоб ее никто не топтал. Вот в такой обстановке я вырос, несмотря на коммунистические времена.

http://pravoslavie.ru/41593.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Скончался митрополит Неврокопский Нафанаил 18.11.2013 16 ноября, в день своего 61-летия, после долгой и тяжелой болезни в Софии скончался митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) , сообщает официальный сайт Болгарской Патриархии. В синодальном извещении о смерти митрополита Нафанаила говориться, что он " останется в церковной памяти как усердный в монашеском пути, богомудрый духовник и архипастырь вверенного ему клира и народа " . Владыка Нафанаил жил в монастыре в Хаджидимово, отличался редкой скромностью и нестяжанием и до последнего дня неукоснительно соблюдал афонский устав. В Гоце-Делчеве, кафедральном городе Неврокопской епархии, считают, что владыка должен быть погребен в кафедральном соборе св. Кирилла и Мефодия, хотя в своем завещании он просил похоронить его слева от входа во дворе митрополичьего комплекса. Также он просил, чтобы прощание с ним прошло не в кафедральном соборе Гоце-Делчева, а в скромном храме Пресвятой Богородицы. На территории епархии объявлен 3-дневный траур. Время и место похорон пока не сообщаются. 17 ноября патриарх Болгарский Неофит отслужил парастас в синодальной часовне св. блгв. царя Бориса, где в тот день было положено тело усопшего для прощания. Уже решено, что владыка Нафанаил будет похоронен 19 ноября в кафедральном соборе во имя святых Кирилла и Мефодия в Гоце-Делчеве, кафедральном городе Неврокопской епархии. Наместником овдовевшей епархии 17 ноября Синод Болгарской Церкви избрал митрополита Видинского Дометиана . Накануне клир Неврокопской епархии обратился к Синоду с просьбой избрать наместником епархии митрополита Ловечского Гавриила или митрополита Стара-Загорского Галактиона, так как избрание наместником другого митрополита может быть неблагоприятно воспринято священнослужителями и паствой и вызвать нарушения условий деятельности епархии и проведения честных выборов нового Неврокопского митрополита.

http://drevo-info.ru/news/16240.html

Куда и зачем едут эти люди? Не отталкиваются ли в паломничестве только от практических нужд и практического интереса к святой? Но так или иначе каждый день десятки автобусов выстраиваются у монастыря. Усталые в пути  путники с заспанными детьми, зябко закутанные в пледы, сетуют на холод, но как защитники Сталинграда – насмерть стоят у входа Покровского монастыря. С акафистами в руках замирают в ожидании, когда, наконец, откроются ворота, и людской поток хлынет к мощам, соединится в общей молитве, и, напрочь позабыв все инструкции, из глубины души возопит о своих скорбях и по-детски простодушно обратится к матери Матронушке за помощью и предстательством. И она не откажет. Помощь и предстательство её, независимо от места молитвы – и  в Москве, и в Себинском храме у Куликова поля, на ее родине, и всем православным христианам во всем мире. Изнанка молвы Но вернемся к бабушкам, сравнившим святую Матронушку с популярной колдуньей и предсказательницей. Само по себе сопоставление дикое, противоестественное, но поскольку оно случалось не раз, и если православные люди не только думают, но и говорят такое вслух – значит, пора внести ясность. У главного сектоведа страны Александра Дворкина есть замечательный рассказ «Ванга», который адресован людям, всерьез считающим провидицу православной и уверяющим, что она действовала с благословения и согласия священноначалия. Герой рассказа – митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) – человек строгой монашеской жизни, аскет, подвижник и настоящий пастырь. Ванга проживала на территории Неврокопской епархии, предстоятелем которой он был. Процитируем рассказ: «Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что, может быть, она желает покаяться, обещал приехать. Когда владыка через несколько дней вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь. Уж, во всяком случае, она не могла знать, кто это.

http://sueverie.net/za-svjatuju-obidno-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОГРАФ [греч. Ιερ Μον Ζωγρφου; болг. Зограф], болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго-зап. части п-ова Афон (Айон-Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 9-е место. Территория мон-ря составляет ок. 10-11 га. З. имеет 2 представительства в столице Афона Карее (старое с ц. в честь Вознесения Господня и новое (1901) с ц. в честь Преображения Господня), владеет 2 домами - в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ г. Лом. Имуществом мон-ря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 г. по указу болг. царя Бориса III; она неподвластна Св. Синоду Болгарской Православной Церкви (БПЦ), управляется советом, в состав к-рого входит только один архиерей (в наст. время митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)). Подворьем З. является Германский муж. мон-рь близ Софии. В братию монастыря входят 21 монах и 12 послушников. Игумен - архим. Амвросий (с 1997). Главные праздники - дни памятей вмч. Георгия Победоносца (23 апр.), Зографских преподобномучеников (22 сент., 10 окт.), прп. Космы Зографского (22 сент.), суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); во вторник Светлой седмицы - крестный ход с чудотворной иконой вмч. Георгия Победоносца. История Основание монастыря Мон-рь Зограф Мон-рь Зограф Из-за недостатка надежных древних свидетельств вопрос о времени возникновения З. и превращения его в болг. обитель относится к числу дискуссионных (обзор мнений см.: Thomson. 1996. P. 314-324), при этом он не связан с вопросом о появлении на Афоне болг. монахов. Они могли поселиться на Св. Горе в сер. 60-х гг. IX в., сразу после Крещения Болгарии, и особенно при царе Симеоне (893-927), когда болг. граница вплотную подходила к Афону (позже отошла на север). Существование в Х в. близ Афона слав. поселений подтверждается рядом документов (см.: Иванов. 1931. С. 21-23; Дуйчев. 1963. С. 123; Idem. 1965. P. 491-492). По традиции 1-м слав. мон-рем на Афоне считался рус. Ксилургу , 2-м - З. (на основании подписи в документе 1169 г.), 3-м - серб. Хиландар (с 1192). Но из недавно опубликованных документов афонских мон-рей Русского вмч. Пантелеимона и Ксенофонта прп. следует, что еще в 1-й пол. XI в. (1033-1034) на Св. Горе находился мон-рь Зелянос (или Желянос), основателем его был некий человек, слав. происхождение к-рого не вызывает сомнений, поэтому среди историков существует т. зр., что этот мон-рь был 1-й слав. обителью на Афоне.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

  001     002    003