Казанский собор (Ставрополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери — кафедральный собор Ставропольской и Невинномысской епархии Русской православной церкви. Первоначально был построен в 1843—1847 годах, но в 1930-х годах был разрушен. Восстановлен в 2004—2012 годы на старом фундаменте. Построен на самой высокой точке Ставрополя. Является самым высоким зданием на территории Ставропольского края. Содержание История [ править править код ] 22 июня 1843 года между Гостиным рядом и комиссариатскими строениями на восточной оконечности Крепостной горы было отведено место под закладку нового храма; 8 июля 1843 года при большом стечении народа состоялась торжественная церемония закладки храма, который освятил епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв). Казанский собор до разрушения В 1847 году постройка храма была завершена, указом Святейшего Синода ему был присвоен статус кафедрального, а 22 октября состоялось его освящение. В 1858—1873 годах по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Павла Воскресенского к западу от собора была построена четырёхъярусная колокольня высотой 98 метров. В цокольном этаже Казанского собора нашли упокоение уважаемые люди города. Несмотря на то, что Казанский собор и колокольня подлежали охране как архитектурная ценность старины, в 30-х годах XX века собор был разрушен. Из колокольни сначала сделали радиомачту, затем парашютную вышку. Одно время её хотели перестроить, сделав памятник героям гражданской войны, но в мае 1943 года она была взорвана под предлогом защиты от налётов немецкой авиации. Храмовый комплекс решили восстанавливать в конце XX века. Постановлением президиума Ставропольского городского Совета народных депутатов от 31 января 1991 года территория теперь Крепостной горы объявлена заповедной. На месте разрушенного собора проведены археологические раскопки, в результате которых зафиксировано его точное расположение. В 1992 году было принято решение о необходимости воссоздания Казанского кафедрального собора и соборной колокольни.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_собо...

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны. Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев. В 1894 завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора. В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие. В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет. После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений. Тогда же храм получил статус республиканского значения. Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма. В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Первый деревянный кафедральный храм Екатеринослава переехал к нам из Полтавщины, Успенский собор первоначально был деревянным. Хотя в 1787 г. был заложен кафедральный Спасо-Преображенский собор в нагорной части, его удалось возвести только в 1835 г. Соборная гора, где планировалось расположить основную городскую застройку, больше полувека стояла незастроенной. Екатеринослав интенсивно развивался в низменной приднепровской части, на месте бывшей слободы Половицы. Вот здесь и возник первый кафедральный храм города Успенский. Деревянный и позднее каменный Успенский храмы были расположены непосредственно на месте культовых сооружений бывшей слободы Половицы. Еще в 1783 г. на средства жителей слободы была построена небольшая деревянная церковь в честь Святых Первопрестольных апостолов Петра и Павла, которая располагалась среди небольшой дубравы, напротив современного лицея 100. По неизвестным причинам, накануне освящения церковь сгорела, и спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь. Вместо сгоревшей церкви 15 января 1791 г. на этом же месте была освящена деревянная церковь Казанской Божьей Матери, это был перенесенный бывший католический костел города Екатеринослава Кильченского, построенный в 1780-1781 г.г. В дальнейшем он разобран и перевезен в Екатеринослав на Днепре. В 1796 г. в Екатеринослав была перевезена деревянная церковь из упраздненного Сокольского монастыря Полтавской губернии. Сокольский Преображенский мужской монастырь на Полтавщине был основан в 1714 г. игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Он находился на берегу реки Ворсклы, возле горы Духовой (сейчас в Кобеляцком районе Полтавской обл.). Монастырь был ликвидирован в 1786 г. в рамках политики секуляризации. Вот эту привезенную из Сокольского монастыря деревянную церковь и предполагалось разместить на месте Казанской и превратить в Успенский собор. А Казанскую церковь, перенесли на новое место, переименовали в Святодуховскую и перестроили. Она находилась неподалеку от места, где позднее был сооружен каменный Троицкий собор. Итак, в 1796 г. началось сооружение на новом месте, вернее, собирание заново деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=35654

Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: " Воскресение Христа " (восточный фронтон), " Явление св. Троицы Аврааму " (южный), " Собор всех святых " (западный), " Покров Пр.Богородицы " (северный). По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери. Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

http://sobory.ru/article/?object=00903

После событий июльского белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919-1922 г.г. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 метров было сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Главы и кресты со всех храмов были сброшены, колокольню разрушили. В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт. В 1999 г. архивохранилище переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии - председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. На его средства было разобрано железобетонное перекрытие, вычинены стены, сделан мраморный пол, устроен иконостас. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Александр Николаевич Сериков, Михаил Анатольевич Кирильчев и Алексей Васильевич Смирнов. Эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина. В 2000-е г.г. в течение нескольких лет, пока шло строительство Успенского собора, Казанский собор выполнял роль кафедрального. Именно здесь проводил все основные архиерейские службы архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). В Казанском соборе хранятся список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, саркофаг с мощами святителя Агафангела. В соборе создан небольшой музей, посвящённый жизни и служению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь: его святыни и история. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2003. (2-е издание – 2006.); Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2010.; Летопись Казанского женского монастыря г.Ярославля. – Ярославль, 2013.

http://sobory.ru/article/?object=05739

Киев, город. Киев. Сретения Господня, церковь Киев, город. Киев. Вознесения Господня, церковь Киев, город. Киев. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Киев, город. Киев. Михаила митрополита Киевского, церковь Киев, город. Киев. Александра Невского, церковь Украина, Кировоградская область Бобринецкий район. Бобринец. Вознесения Господня, собор Александрийский район. Берёзовка. Иосифа Обручника, церковь Украина, Луганская область Луганск, город. Луганск. Петра и Павла, кафедральный собор Новоайдарский район. Счастье. Екатерины, церковь Украина, Николаевская область Николаевский район. Очаков. Троицы Живоначальной, церковь (координаты не указаны) Николаевский район. Николаев. Петра и Павла в Матвеевке, церковь Николаевский район. Николаев. Рождества Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Украина, Одесская область Одесса, город. Одесса. Ильинский Одесский монастырь. Церковь Илии Пророка Измаильский район. Измаил. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Украина, Полтавская область Полтава, город. Полтава. Рождества Пресвятой Богородицы на Подоле, церковь (координаты не указаны) Украина, Ровненская область Острожский район. Острог. Воскресения Христова, церковь Ровно, город. Ровно. Воскресения Христова, кафедральный собор Украина, Сумская область Шосткинский район. Глухов. Трёх Анастасий, кафедральный собор Конотопский район. Путивль. Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи Ахтырский район. Ахтырка. Спаса Преображения (новая), церковь Тростянецкий район. Тростянец. Вознесения Господня, церковь Сумской район. Лебедин. Николая Чудотворца (новая), церковь Сумской район. Низы. Иоанна Богослова, церковь Ахтырский район. Ахтырка. Георгия Победоносца, церковь Сумской район. Басовка. Казанской иконы Божией Матери, церковь Украина, Харьковская область Харьков, город. Харьков. Кирилла и Мефодия, церковь Харьков, город. Харьков. Озерянской иконы Божией Матери, церковь Харьков, город. Харьков. Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?style=36

Смоленск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Добавить фотографии С Казанской горы. Фотография С.М.Прокудина-Горского, 1912. Оригинал: Восстановленное изображение: http://ps-spb2008.narod.ru/1812_smolensk1.htm Сергей Прохоров 1 января 1912 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое здание собора было заложено в 1101-м году по приказу Владимира Мономаха, тогда ещё князя Смоленского. В 1611-м году храм был взорван, и поляки воздвигли тут костёл, но упрямые русские, разобрав костёл, в 1676-м году начали восстановление собора, которое затянулось почти на сто лет. В 1771-м году огромный пятиглавый собор с золочёным иконостасом был создан и был настолько величав, что даже Наполеон вступив в Смоленск снял шляпу перед храмом. В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий. В соборе находится икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии и " сандалии " святого Меркурия. Меркурий знаковая фигура в истории Смоленска. Иностранец по происхождению, в год нашествия под стены города Батыя он молился перед иконой и услышал повеление Богородицы ночью напасть на стан врага. Согласно легенде, Меркурий, закованный в броню, проник ночью в стан врага и перебил множество монголов, в том числе их главного батыра. Перепуганные монголы наутро отошли от Смоленска, а погибшего Меркурия Церковь причислила к лику святых. Смоленский Успенский кафедральный собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Начало истории собора связано с именем Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает каменный Успенский собор в Смоленске. В Ипатьевской летописи под 1101 годом сообщается, что " в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью " . Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживающий культурные нужды стольного города. Под 1150 годом отмечено освящение Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Чита. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Собор. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2001 и 2004. Архитектор:В.И. Кулеш Ссылки:   Адрес: Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, д. 6 Координаты: 52.030126, 113.496757 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанский соборкафедральный храм города Читы. Здесь находится кафедра епископа Читинского и Забайкальского. Соответственно, и архиерейские службы происходят в основном здесь. Пятиглавый Казанский собор в Чите является традиционным для русского зодчества крестово-купольным храмом с шатровой колокольней. Пять высоких световых барабанов завершаются крупными луковичными главами, отчего храм имеет богатырский вид. Центральная глава символизирует Христа, четыре других – четырех евангелистов, а также Крест, четыре стороны света, то есть всю Вселенную, центр которой Сам Господь. Массивные стены собора опоясаны по горизонтали декоративными квадратными нишами (ширинками). Этот изящный поясок углубленных рельефов облегчает мощную богатырскую форму собора. Узкие высокие оконные проемы украшены аркатурно-колончатым поясом. Барабаны и апсида также украшены аркатурным пояском. Стены завершаются килевидными закомарами-кокошниками, подчеркивающими динамичное движение ввысь. Через трапезную храм соединяется с шатровой колокольней, которая увенчана небольшой главой. Колокольня в виде мощного четверика со скошенными углами на который установлен восьмерик украшенный кокошниками. Восьмерик завершается шатром имеющим четыре окна с наличниками-кокошниками. На колокольне установлено 13 колоколов, главный из которых весит 10 т. http://chita.eparhia.ru Кафедральный собор Казанской Божьей Матери был выстроен в 2001 г. и освящён в 2004 г. Главная церковь города стоит на Привокзальной площади, там, где раньше находился спортивный стадион. Это основная церковь Забайкальской епархии, её архитектурный облик очень красив. Она была выстроена во владимиро-суздальском архитектурном стиле, небесно-голубого цвета с контрастными белыми элементами и золочёными куполами.

http://sobory.ru/article/?object=11054

Митрополит Александр обратился к собравшимся со словом приветствия. «Во все времена, где бы ни жили православные христиане, в каких бы условиях не проходили свой земной путь, источником духовных сил, школой спасения, тихой гаванью в море житейских попечений всегда являлся для них храм Божий. Православные верующие, с древних времен проживавшие на Казахстанской земле, всегда особое внимание уделяли созиданию и благоукрашению храмов. Эта священная традиция, прерванная в годы гонений на Православие, возобновилась на исходе ХХ столетия. В Казахстане, где соседствует множество различных этносов и религий, храм является не только зданием для совершения богослужений, но и местом дружеского общения людей между собой, центром, где сохраняются народные традиции, осуществляются просветительские и благотворительные программы, проводится работа с молодежью», — сказал, в частности, архиерей. После приветственного слова главы Митрополичьего округа проректор по воспитательной работе Алма-Атинской семинарии иерей Иоанн Ливинский рассказал собравшимся о концепции выставки и провел экскурсию. Экспозиция состоит из нескольких тематических блоков. Главный их них — храмы, являющиеся историческими и архитектурными памятниками республики. К этому разделу относятся Вознесенский кафедральный, Никольский и Казанский соборы города Алма-Аты; храм Христа Спасителя — «Золотая церковь» — и Михаило-Архангельский кафедральный собор в Уральске; храм в Успения Пресвятой Богородицы города Атырау. Вторая группа моделей включает в себя крупные храмовые комплексы, строительство которых планируется осуществить в ближайшие годы. Это архитектурный ансамбль в честь Всех святых, в земле Казахстанской просиявших в Астане; Богородице-Рождественский кафедральный собор в Талдыкоргане и Преображенский собор в Петропавловске. В заключительный раздел выставки вошли Никольский кафедральный собор в Актобе и Благовещенская церковь в Актау — храмы, имеющие необычную архитектуру и яркий внешний облик. Модели алма-атинских соборов и храмового комплекса в столице Казахстана изготовлены специалистами ИП «Пономарчук» при поддержке общественного фонда «United Charity Projects Evolution» (президент — Г.Г. Сосновский). Выполненные с использованием ювелирных технологий макеты выразительно передают реальный облик церквей и отличаются подробной проработкой всех деталей. Серьезное внимание уделено органичному расположению соборов в окружающем ландшафте. Модели оснащены светодиодной точечной подсветкой, что позволяет зрителю увидеть нюансы художественно-эстетического решения. Остальные мини-копии казахстанских храмов созданы компанией «Created».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6014048...

Изъято было и высокохудожественное Евангелие XVIII века из Крестовой церкви архиерейского дома. «Особое мнение» музейной комиссии не осталось без внимания, и Центральный музей прислал резолюцию: «оставить», которую вскоре отменили, и большой потир и Евангелие 1759 года из собора были изъяты. Усилиями музейного отдела все же удалось отстоять лампады-подсвечники (6 штук), оклад Елисаветинского Евангелия под условием предоставления верующими соответствующего количества серебра. Помимо упомянутых ценностей смогли вернуть еще 7 панагийных крестов и договориться об освидетельствовании в Наркомфине изъятых вещей, среди которых был «дискос Кир Адриана». Впрочем, многие вещи, опротестованные экспертами музейного отдела, секретарь комиссии по изъятию церковных ценностей все же «усиливался отправить в Москву». С мая 1923 года по сентябрь 1925 года собор был действующим, а решением ТЦИК от 20 сентября 1925 года был вторично закрыт и передан музейному отделу. 1926 года ноября месяца 29 дня НКФин, а именно управление неналоговых доходов сообщает в ТЦИК, что кафедральный собор музейным отделом приводится в порядок и будет открыт для обозрения как музей-памятник XVI века. В мае 1929 года тучи стали сгущаться над величественным храмом: сначала Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей (среди прочих и кафедрального собора) в июне того же года, учитывая острую нужду в строительных материалах. Президиум разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему последний дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года. Хотя Государственная Академия Истории Материальной Культуры, обследуя храм с 23 июня по 14 июля 1929 года, нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, памятник в связи с большим историческим значением требовал подробного исследования. Секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за 1107/с Президиум ТЦИК по вопросу разбора кафедрального собора в паре с НКВД не видит «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации» (тогда была разобрана часть построек, принадлежавших собору). В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали разбирать «коридор» (т.е. высокое крыльцо) и остатки колокольни, само же культовое здание музейный отдел передал Центральному архиву под архивохранилище. Указами Президента РТ и постановлением кабинета министров Благовещенский собор в 1995 году передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». Из издания «Православный собеседник» 2-2017 г, протоиерей Владимир Мухин «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы ХХ столетия» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2005 году к 1000-летию Казани в России выпущена  почтовая марка  с изображением Благовещенского собора

http://sobory.ru/article/?object=02525

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010