Вторая задача нравственной организации задача христианского государства — кроме своего собственного мотива собирательной жалости обусловлена еще высшим, религиозным началом, освобождающим эту м ирскую жалость от тех ограничений, которые она имела в государстве языческом. Мы и видим, что политическая задача исторического христианства, более сложная и обусловленная, чем задача церковная, выступает после нее, так что была эпоха в средние века, ког да церковь уже приняла твердые органические формы, государство же христианское представляло такое же состояние видимого небытия, в каком ныне находится христианское хозяйство. Разве кулачное право средних веков более соответствует нравственной норме госу дарства, нежели современные банки и биржи нравственной норме экономических отношений? Практическое осуществление этой последней, естественно, выступает после всех, так как эта область есть крайний предел для нравственного начала, и ее должная организац ия, т. е. устроение нравственной связи между человеком и материальною природой, не просто, а сугубо обусловлено по существу: во-первых, нормальным религиозным положением человечества, устрояемым в церкви, а во-вторых, нормальными междучеловеческими, или а льтруистическими, отношениями, организуемыми в государстве. Неудивительно поэтому, что истинная экономическая задача, к которой некоторые социалисты первой половины XIX-ro века лишь подходили ощупью и от которой современные социалисты так же далеки, как и их противники, доселе не получила даже в теоретическом сознании твердого и определенного выражения. Но при этой неопределенности последней практической задачи смена господствующих нравственных настроений в истории христианского мира представляет уже и теперь с достаточною ясностью три главные эпохи. Эпоха благочестия с преобладающим стремлением к " боже ственному " , с равнодушием и недоверием к началу человеческому, с враждою и страхом к началу природному. Эта первая эпоха при всей своей крепости и продолжительности носила в себе, однако, внутреннее семя разрушения: одностороннее исключительное благочест ие средних веков по духу противоречило той полноте христианской истины, которая по букве признавалась абсолютною нормой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3. Re: Михаил Лермонтов: «Общая атмосфера встречи была конструктивной» Блажен муж иже не идет на совет нечестивых,и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе.Но в законе Господне воля его и закону его поучается день и нощь.....После седьмого мая скажет,старался но не успел.... 2. Медведев считает, что никоим образом не следует ограничивать желание граждан объединяться в партии, пусть это будет хоть партия любителей пива, партия автовладельцев и т.д. Президент считает, что если у людей есть возможность содержать партийную организац Не только не ограничивать, но и поддержать. Помочь с содержанием возможно большего количества партий! Чтобы приблизить развязку. 1. Реальная политика Приветствуем и поздравляем нашего руководителя - Председателя Народного Собрания России Михаила Юрьевича Лермонтова! Его курс - оказался правильным. Это, действительно, - реальная политика. Русский Народ, через своих лучших представителей, избранных в Народные Собрания и Советы, должен активно участвовать в общественной жизни, а не замыкаться в виртуальном гетто. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Мужчина из Кирово-Чепецкого района избил до смерти девушку Ульяновский суд осудил лицей за буллинг над учеником В какой регион России вернутся холода, и лето будет совсем не жарким Из-за чего погиб россиянин в Таиланде: ужасающая смерть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/21/mi...

На время своего долгого и энергичного правления, полного крупных внешне- и внутриполитич., воен. и организац. успехов, Д. не только создал обширное царство, но и сумел сохранить его. Он был одноврем. полководцем и гос. мужем, умел терпеливо ждать и молниеносно действовать. Как музыкант и стихотворец, он сложил погреб. песнь по Саулу и Ионафану и псалмы, сопровождавшие его всю жизнь (ср. загл. псалмов 31, 33, 36, 40, 50, 53 и др., а также 2Цар. 22 ; 2Цар. 23:1–5 ; евр. ле давид можно также перевести «для Д.»). Было у Д. много жен и детей, но здесь-то он и подвергался самой большой опасности. Женолюбие привело его к прелюбодеянию и убийству, а чадолюбие не позволяло быть твердым там, где это было необходимо. Попустительство членам собств. семьи и особенно племяннику Иоаву вело Д. к нарушению цар. долга, что усугубляло его собств. грехи. Но решающее значение для общей оценки его жизни имеют не эти его недостатки, а успехи, основ. на обетованиях и благословениях милосердного Господа, Которого Д. твердо держался и к Которому постоянно обращался. В глазах Божьих грехи Д. были прощены и смыты. Д. остался царем, «которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои» ( 3Цар 11 и след.), «который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» ( 3Цар. 14:8 ). С образцом «любимца» Божьего – как переводится его имя – вновь и вновь соизмерялись цари иуд. и израил. – от Соломона ( 2Пар. 7:17 ; 3Цар. 3:3 ; 3Цар. 11:4.6 ) и Иеровоама ( 3Цар. 11:38 ; 3Цар. 14:8 ) до Езекии ( 4Цар. 18:3 ) и Иосии ( 4Цар. 22:2 ). Ради Д. Господь пощадил Соломона, как было обещано в 2Цар. 7 ( 3Цар. 11:12.13 ), Авию ( 3Цар 15 и след.), Иуду ( 4Цар. 8:19 ) и Иерусалим ( 4Цар. 19:34 ; 4Цар. 20:6 ); ради Д. молят Бога о царе ( Пс. 131:10–18 ). Не только псалмопевец, как в данном случае, но и Сам Бог вновь и вновь ссылается на данное Им Д. обетование ( Ис. 55:3 ; Иер. 33:14–17 ). НЗ видит в Д. пророка ( Деян. 2:30 ) и героя веры ( Евр. 11:32 ), мужа по сердцу Божьему и праотца ( Деян 13 и след.; Мф. 1:1.6 ) «Сына Давидова» ( Мф. 9:27 ; Мф. 15:22 ; Рим. 1:3 ), Который одноврем. есть Давидов Господь, Христос ( Мф. 22:42–45 ). В этом исполняются данные Д. обетования ( Лк. 1:32.33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Методы педагогической работы по усвоению религиозных знаний. Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в церковно-приходской воскресной школе Особенности духовного воспитания дошкольников, детей младшего школьного возраста, подростков юношества. Формы, методы и методики проведения занятий по вероучительным дисциплинам с различными возрастными категориями детей. Стандарт необходимых вероучительных знаний и церковных навыков для воскресных школ. Анализ программ, пособий по духовно-нравственному воспитанию и православному образованию. Преподавание Основ православной культуры Цели и задачи изучения православной культуры. Специфика преподавания ОПК. Примерное содержание учебных курсов по ОПК. Характеристики основных учебно-методических комплексов по ОПК. Специфика культурологического подхода в преподавании ОПК. Использование мультимедийных пособий в преподавании ОПК. Особенности преподавания христианской этики в воскресной школе для детей Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг. Миссиология Богословское понимание миссии Церкви. История миссии. Организац и я ми с сионерской деятельно с ти в епархиях Ру с ской Церкви. Организация ми с сионерской работы на уровне прихода. Основные ас п екты мис с ионер с кой работы. Приход с кая ш кола и ее просветительно-миссионерская деятельность. Сектоведение Понятие о секте. Секты протестантского происхождения. Восточные, неоиндуистские и неоязыческие секты. Псевдорелигиозные тоталитарные объединения. Сатанинские секты. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Церковь и нация.

http://mitropolia.spb.ru/docs/primernaya...

Мих[аил] Горев. 28/ХI–27 г. Сытинский туп[ик] д. 3, кв. 5. Тел[ефон] 5-44-30.   36   25 августа 1940 г.—Из «Регистрационного бланка» члена ВКП(б) М. В. Горева   ЦК ВКП(б)/Организационно-инструкторский отдел. Регистрационный бланк члена ВКП(б). Партбилет 3636357. Основание выдачи партбилета: [Вз]амен испорченного 2359839… «26» августа 1940 г. Первичная парторганизация; райком, горком, область, край, республика: 95-я средняя школа/Октябрьский РК г. Харьков/Харьковская обл[асть] УССР. Горев-Галкин Михаил Владимирович… Член ВКП(б) с января 1919 г. Принят Центральным РК г. Москвы. Перерыв с 7/II – 1935 г. по 22/VIII – 1938 г… 11. Образование — в каких учебных заведениях учился, где, когда, окончил ли: Окончил Петербургскую Введенскую классическую гимназию в 1903 г. Окончил Военно-медицин[скую] Академию в г. Петербурге в 1909 г. Окончил Петербургский университет в 1913 12. Основная профессия и специальность а) по образованию: преподаватель соц[иально]-эконом[ических] дисцип[лин]/стаж 11 б) по опыту работы: Антирелигиозник/стаж 22 13. Род занятий с начала трудовой деятельности:   С какого времени (месяц, год) По какое время (месяц, год) Название предприятия, учреждения (название местности); род занятий или должность VIII-1903 VIII-1906 Военно-медицин[ская] академ[ия] (г. Петербург)/студент IX-1906 XII-1906 Ссылка (г. Уфа)/под надзором полиции I-1907 VIII-1909 Военно-медицинская академия (г. Петербург)/студент IX-1909 VII-1913 Университет (г. Петербург)/студент VIII-1913 IX-1914 Колтовская церковь (г. Петербург)/священник IX-1914 XII-1914 Череповецкий монастырь (г. Череповец)/ I-1915 XII-1917 Колтовская церковь (г. Петербург)/священник XII-1917 V-1918 Совнарком (гг. Петербург – Москва)/консультант по вопросам, связанны[м] с религиозными организац[иями] VI-1918 I-1921 Наркомюст (г. Москва)/эксп[е]рт; зам[еститель] зав[едующего] 8-го I-1921 XII-1922 Комиссия по изъятию церковных ценностей при ЦК РКП(б) (г. Москва)/член Комиссии XII-1922 VI-1926 С[оюза] в[оинствующих] ССС[Р]; редакция газеты [«]Безбожник[»] (г. Москва)/редактор газеты; зам[еститель] председателя

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

9 дев. При школах имеются общежития почти для всех детей Всего в восьми миссиях 91 и 14 миссионерских приходов 99 в трех миссиях Таблица цифровых данных миссий, устроенных по образцу сибирских Название миссий Число станов Число церквей Число миссионеров Число обращений Число школ Число учащихся Число других учреждений Астраханская для Калмыков-ламаитов 3 и 2 поселка 5 миссионеров. 5 псаломщиков. Трудятся также приходские священники 7 миссионерских и 1 двухклассная для крещеных калмыков 2 приюта Ставропольская: 1) для Калмыков-ламаитов 2 миссионера. 2 псаломщика 1 приют 2) для Трухмян-магометан 1 молитвенный дом 1 приют 3) для горцев-магометан При женском Спасо-Преображенском монастыре При том же монастыре 1 миссионерствующий священник Пермская для Черемисов У каждого миссионера от 6 до 9 поселков с населением от 1½ до 4 тысяч обоего пола Женский монастырь с соборным храмом 1 архимандрит и 3 священника миссионера 12 и 1 при монастыре В монастыре 60 сестер, 1 приют для 15 девочек и 1 богадельня с 12 призреваемыми Оренбургская для Киргиз 3 и 10 русских поселков 8 и священники 10 русских поселков Екатеринбургская: для Вогулов ясачных, для Вогулов кочующих и Башкир-магометан 2 священника для разъездов по кочующим Вогулам Рязанская – противо-мусульманская Всего в шести миссиях 10 станов, 14 поселков и 1 миссия при монастыре 8 церквей, 2 монастыря и 1 молитвенный дом 29 миссионеров. Почти все владеют инородческими языками, а некоторые даже происходят из инородцев 5 приютов и 1 богадельня Количество просвещенных св. крещением за 30 последн. отчетных лет Годы Алтайская миссия Киргийская миссия Иркутская миссия Забайкальская миссия Енисейская миссия Якутская миссия Тобольская миссия Камчатская миссия Японская миссия Астраханская епархия Самарская епархия Казанская епархия Уфимская епархия Вятская епархия Пермская епархия Оренбургская епархия Рязанская епархия Ставропольская епархия 12.859 45.936 17.481 23.953 124.204 По прилагаемым таблицам можно судить, насколько успешно и плодотворно трудятся в настоящее время деятели русского миссионерского поприща.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

После татарского разгрома, особо тяжелого для Юго-Восточной Руси, митрополиты Киевские и всея Руси всё чаще бывают во Владимире. Однако, с 1274 года Владимирская епархия определенно была действующей и её архиерей пребывал в своёт титульном граде. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим окончательно переселился во Владимир, будучи утвержден в этом выборе явлением Пресвятой Богоматери. Хотя митрополит продолжал носить наименование Киевского, Владимирская епархия составила новую Митрополичью область, а отдельные Владимирские архиереи не назначались. Святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву, но оставил Владимир в своём непосредственном управлении. Большая часть прежней Владимирской кафедры продолжила существование как отдельная Суздальская епархия, но Владимирский край разделил церковную судьбу Московской епархии вплоть до 1740-х годов. В 1352-1354 годах Владимирская епархия кратковременно существовала в виде наместничества - своего рода викариатства, которое занимал нареченный митрополитом святитель Алексий Московский . Указом от 16 июля 1744 года был вновь учреждена местная Владимирская епархия, на деле открывшаяся 10 февраля 1748 года. Указом от 6 мая 1786 года к ней была присоединена Суздальская епархия, кафедральным городом вновь объединенной Владимиро-Суздальской епархии стал Суздаль. В 1788 году к епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром - 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской. С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года - григорианская. После восстановление Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами. 16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

3322. АНТОНИЯ (ФИЛЬКИНА), игумения. (Настоятельница Флоровского Вознесенского монастыря)/Прот. Л. Рохманюк. – 1987, 2, 18. 3323. АНТИПА (МИХАЙЛОВ), архим. (Успенский Псково-Печерский монастырь). Некролог. – 1989, 11, 30. 3324. АФАНАСИЯ, игумения. (Свято-Никольский женский монастырь в г. Мукачево).Некролог/Архим. Василий. – 1985, 4, 23. 3325. БОРИС (БАЛЕН-ДЕ-БАЛЮ), архим. (Одесский Успенский мужской монастырь).Некролог. – 1988, 9, 63. 3326. БОРИС (НИКИТЮК), архим. (Одесский Успенский мужской монастырь).Некролог/Игум. Иннокентий. – 1987, 3, 32. 3327. ВАРВАРА (ТРЕТЬЯК), игумения. (К назначению настоятельницы Толгского Введенского монастыря). – 1988, 12, 25. 3328. ВАРЛААМ (ЯКОВЕНКО), схиигум. (Почаевская Успенская Лавра). Некролог. – 1989, 10, 32 3329. ВИССАРИОН (МАТИЧИН), архим. (Курская епархия). Некролог. – 1987, 11, 44. 3330. ВЛАДИМИР (СТРИНАДКО), архим. (Черновицкая епархия). Некролог. – 1989, 5, 30. 3331. ГАЛАКТИОН (КАПАЦЫН), иером. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1988, 1, 29. 3332. ГЕОРГИЙ (ТЕРТЫШНИКОВ), архим. (Троице-Сергиева Лавра). Некролог/Архим. Макарий (Веретенников) . – 1998, 12, 33. 3333. ГЕОРГИЯ (ЩУКИНА), игумения. (К назначению Настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме). – 1991, 8, 20. 3334. ГЕРАСИМ (ПРОКОФЬЕВ), архим. (г.Москва). Некролог. – 1987, 8, 43. 3335. ГЕРМАН (КРАСИЛЬНИКОВ), архим. (Московская епархия). Некролог/Прот. В. Смирнов. – 1986, 5, 24. 3336. ГЛЕБ (ЛЕГЕЙДА), игум. (Ярославская епархия). Некролог. – 1988, 2, 32. 3337. ДАНИИЛ, игум. (Новгородская епархия). Некролог. – 1991, 3, 45. 3338. ДИМИТРИЙ (КРАСУЛЯ), архим. (Ворошиловградская епархия). Некролог. – 1990, 3, 46. 3339. ДИМИТРИЙ (ПОДЛЕСНЫХ), архим. (Ярославская епархия). Некролог. – 1985, 6, 26. 3340. ДОМЕТИАН (ТИРОН), иером. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1985, 5, 29. 3341. ЕВГЕНИЯ (ОЗЕРОВА), игумения. (Аносинский Борисоглебский монастырь под Звенигородом). Некролог. – 1995, 11, 76. 3342. ЕФРЕМ (КЛЕНИН), иером. Последний ризничий Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря/А. Любавин. – 1998, 8, 34.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010