Метрики Воскресенской и Николаевской церквей начинаются с 1722 г. Бедствия прихожан от татар: в 1686 г. Новая Водолага тревожена была татарами, проходившими по Мурафской дороге. По отписке из Славянска в Чугуев «197 (1689) г. июля 1 ч. пришел в Соленой полоненник Черкашенин, Водолаги города житель Матвей с Жадан и сказал: ходил он Матвей с товарищи, 12 возов, для покупки соли и не доходя до Соленаго и не доезжая леса Дроворуба, в верстах 5 от Соленого, напали воинские люди и таборец их разобрали, а взяли в том таборце 12 человек, а убежал он Матвей от них от р. Тора, от урочища Россошей, мая 28 под 29 число; а было воинских людей коней со сто». Полковник Константин Донец писал Чугуевскому воеводе: «Сент. 1 1691 г. писал ко мне с Новой Водолаги полку нашего наказной полковник Иван Сербин: изволением Божием вышел из полону водолажский житель Роман Семенов, который Роман был у полону в гор. Кафе два года». Далее писал, что этот пленник видел на дороге следы двух татарских партий. По другому известию, в сентябре 1689 г. целая орда нападала на Новую Водолагу, и, конечно, в это-то нападение взят был в плен Роман Семенов. Сильное разорение потерпела Водолага в сентябре 1693 г., когда Нураддин Султан входил в Харьковский полк с 15 000 татар и янычар. В это время «взяша Агаряне», сына жителя Новой Водолаги Сергия, но которого слезные молитвы матери пред Каплуновской иконой Божией Матери возвратили в Водолагу живым и здоровым. Белогородский воевода кн. Я. Ф. Долгорукой давал знать в Чугуев 8 мая 1697 г., что «неприятельские люди Татарове, человек с 200, перешед новопостроенную черту, приходили под Новую Водолагу и на работе напав поймали малое число». Бригадир Осипов в своем листу от 24 марта 1711 г. говорит «о неприятельском приходе хана с ордами и с изменниками Запорожцы на Украйну под Водолаги». Без сомнения, это то самое нападение, о котором говорит в просьбе своей о храме Старой Водолаги Иван Захаржевский; тогда Водолаги сильно пострадали от татар – и запорожцев. Летопись Хмельницкого замечает: «Того ж (1711) року, перед Прутовской войной, Хан Д евлет Керей з Ордою и з Запорожцами под Немеровым и в слободах были».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что сей образ испускал тогда жалостный стон, а Мазепа, стоя на нем, отрекался от своей веры и присягал на веру шведскую. Эхо об этом раздалось тотчас по всей Малороссии, с переменой только места и названием иконы Богородичной. Одни говорили, что сие последовало с образом Балыкинским, а другие с Каплуновским, и так далее. А между тем истребление шведов от народа продолжалось во всех местах и случаях, где их только удобно найти могли, и злость на них умножалась от ревности народной за веру свою и ее поругание, от чего в одну осень и зиму убавилось шведов почти до половины. Государь в ноябре месяце того же 1708 года, собрав в город Глухов чинов и казаков малороссийских, которые в рассуждении военных замешательств собраться только могли, велел им произвести выбор на гетмана вольными голосами и по их правам и заведениям. Чины и казаки объявили на то государю, что они не иначе должны приступить к выбору гетмана, как подписав первее приговор от лица всей нации, что выбор тот производится с утверждением гетману всех прав его, преимуществ и прерогатив, вольность народа и права его обеспечивающих. И просили притом государя заверить их о том своей грамотой. Государь уверил собрание клятвенно, что он все права Гетманские, войсковые и народные и бывшие на то договорные статьи, подтвердит непременно, при прошествии нынешних военных замешательств и неудобств. Почему, в присутствии государя и его министров, 7 ноября, выбрали в гетманы полковника стародубского, бывшего после Маклашевского, Ивана Ильича Скоропадского. Который тогда же от государя и утвержден и ему вручены клейноды войсковые и национальные, гетманское достоинство значащие, т.е. булава, бунчук и печать. А от государя особенно пожаловано знамя Государственное, изображающее двуглавого орла с регалиями Царственными. По окончании кратких торжеств выбора и утверждения гетманского, открылось там же, в Глухове, новое явление, до того еще в Малороссии не бывалое, явление страшное, названное спутницей Мазепе в ад. Многочисленное духовенство Малороссийское и ближайшее к границам здешним Великороссийское, нарочито собранное в Глухове.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Одна камера была свободной. По моей просьбе меня водворили в нее. Утром всех штрафников выстраивали парами и выводили на работы, предупреждая: — Шаг вправо, шаг влево — стрелять будем. Рыли мы глубокий котлован. Однажды, вернувшись с работы, я увидел свою камеру опустошенной. Оказалось, заключенные соседней камеры, уголовники, в тот день отказались идти на работу. И когда изолятор опустел, они устроили с помощью кружек, кастрюль, кулаков и истошных криков невероятный “джаз”, под шум которого разобрали деревянную стенку, отделявшую их от моей камеры, и, взяв все, что у меня было, стенку вновь заделали. Такое соседство не очень было приятно, и меня перевели в так называемую “крестьянскую” камеру. В ней, среди других, были два ксендза, фамилию одного из них я помню — Каплуновский. Позже мне пришлось видеть его умирающим. Умирая, он проклинал Россию. Жизнь в изоляторе была обычная для заключенных, хотя режим в ней был строже. В нерабочее время мы сидели под замком в тесных, душных и слабоосвещенных камерах. Охранники изолятора от безделья изнывали. И иногда ночью, чтобы развлечься, занимались стрельбой, прошивая пулями деревянную крышу барака. Заключенные в так называемых “крестьянских” камерах были мирными людьми, и у охранников не было повода ссориться с ними. А вот уголовники вели себя более независимо и даже иногда вступали с охранниками в грубую перебранку. Однажды отношения между уголовниками, сидевшими в так называемой камере “смертников”, и охранниками до такой степени обострились, что между ними возникла драка. Драка была неравная и окончилась тем, что заключенные были избиты до крайности. Сидя в своей камере, мы слышали удары винтовочными прикладами и отчаянно-озлобленные крики заключенных. На другой день, выходя на работу, сквозь решетку двери камеры “смертников” можно было видеть их окровавленные и избитые лица. На работу их не вывели. Об этом эпизоде мне еще придется упомянуть. Подвергнутый наказанию, я о себе мало думал, но меня очень беспокоила мысль о моих близких, оставшихся в Москве. Я опасался, как бы и на них не обрушился удар. Время тогда было очень тревожное, и всего можно было ждать. Надо было действовать. И я, не видя другого выхода, послал с помощью заключенного, имевшего право свободного выхода из лагеря, письмо в Москву своим с просьбой срочно выехать в Архангельск.

http://azbyka.ru/fiction/dalekij-put/

Перенесемся мыслью к тому времени, почти двести лет тому назад, когда на опустошенных шведами полях полтавских этот самый образ был найден благочестивым поселянином Горбанем. Тогда пришельцами шведами немало совершено было поругания над православными храмами и над святыми иконами. В среде верноподданных нашего царя открылась измена: гетман Мазепа последовал за кощунными врагами. Всё это опять много скорбей доставило сердцу Той, Которая усыновила Себе род христианский, и в частности народ российский. Однако зло недолго торжествовало. Благословением Божией Матери, явленным посредством всечестного Ее образа Каплуновского, кощунные враги были разбиты и изгнаны из нашей страны. Поглядим на святой Горбаневский образ со стороны обстоятельств нынешнего времени. Вместе со всем обширным отечеством нашим много пережито нами скорбных событий и тяжелых дней во время последней войны и последовавшей затем внутренней смуты. Много обнаружено было при этом всякой безурядицы, но не является ли самым ужасным и наиболее зловещим среди всего этого замечаемая ныне распущенность в молодом поколении? На наших глазах прошли среди учащейся молодежи беспорядки во имя якобы высшего порядка, насилия во имя свободы, безнравственные поступки во имя личного блага, отклонение от святой веры во имя научного знания. Плодом всего этого явилось опустошение души и потеря интереса к жизни – и участились самоубийства. В нашем городе в самые последние дни до десятка едва познавших жизнь юношей и дев насильственно прекратили свою жизнь. Не о них ли, о наших заблудших детях, проливает горючие слезы Матерь рода христианского?! К Своему любвеобильному лицу Она готова приблизить их, но они сами безумно уклоняются от этого. Вот отчего ныне воспалены веки на нашем лике Пречистой. О, если бы несчастные дети познали значение скорби Пречистой Матери и возвратились к Ее материнскому лону! В предстоящем молебном пении перед всечестным Горбаневским образом вознесем мы горячую молитву к Пречистой Деве Матери по преимуществу о детях наших, да управит Она их на путь истины данной Ей от Ее Сына и Бога благодатью, имиже Сама весть путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Епископом Епифанием Тихорским, воспитанником Киевской академии, «было положено основание Харьковского коллегиума – высшего учебного заведения, бывшего просветительным центром Слободской Украйны до учреждения в Харькове университета. – Сначала, в 1722 г., преосв. Епифаний открыл школу при архиерейском доме в Белгороде для детей духовенства с целью приготовления их к священно церковно- служительским должностям; школа быстро росла и к 1726 году имела уже 6 классов до риторики включительно. Тогда князь М. М. Голицын, управлявший в то время Слободской Украйной и резидировавпий в Харькове, желая между прочим возвысить значение этого города, убедил преосв. Епифания перевести эту Белогородскую школу в Харьков, как центральный город Украйны, с тем, чтобы, оставаясь и здесь под управлением архиерейским, она в то же время была уже всесословным училищем, где наравне с детьми духовенства учились бы дети и всех других сословий. Вся Украйна с живейшим сочувствием отнеслась к мысли учредить в Харькове такое училище, которое по его всесословному характеру и получило здесь название Коллегиума; красноречивым выражением этого сочувствия служили обильные, с разных сторон Украйны шедшие, жертвования в пользу новозаводимого училища. Вслед за князем, подарившим коллегиуму вотчину, многие другие –разных сословий лица – охотно жертвовали для той же цели земли, дома, разные хозяйственные угодья, деньги. Таким образом, в самом же начале составились у коллегиума значительные владения, которые были еще увеличены преосв. Епифанием, приписавшим к коллегиуму три пустыни: Озерянскую, Аркадиевскую и Чугуевскую. Кроме того, по его же ходатайству, коллегиуму предоставлены были доходы от Каплуновской иконы Богоматери (в селе Каплуновке, Богодуховского уезда), – наиболее чтимой тогда, а вследствие того наиболее доходной святыни в епархии Белгородской. Доходы эти впрочем исходатайствованы были еще до основания коллегиума – на Белгородскую школу, и уже потом были переведены на Коллегиум. В ходатайстве по сему предмету (от 20 февраля 1725 г.) преосвященный Епифаний излагал Св. Синоду: «В село Каплуновку приезжают многие люди для богомоления, поют молебны и за пение дают деньги, а на икону кладут привесы, и теми доходами владеют обретающиеся при той церкви два священника с дьяконом и богатятся напрасно – могли бы довольствоваться одним приходом, понеже дворового числа всем священникам будет довольно, а у меня в школах помощию Божиею поповских детей собралось и собирается не малое число, которые начали уже и учиться, откуда, повидимому, можно ожидать добрые надежды, – токмо таковых детей кормить и поить нечем, понеже более тех, которые суть отцов зело скудных. И чтобы Его Императорского Величества указом повелено было теми доходами и привесами владеть архиерейскому дому для совершения постройки и окончания школ и для честного содержания учащихся и имеющих учиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Вместе с подъемом языков иностранных возвышен был в своем значении и язык русский. Русский язык вообще был, так сказать, в загоне в тогдашних школах– язык латинский, как учебный язык школы, во всем шел впереди, служа образцом для самого русского. Преосв. Самуил был чужд такого, общего в то время пристрастия к латыни, обидного для языка родного. Но его учебной инструкции класс российской грамматики назначается прежде грамматики латинской; сверх классов латинской поэзии и риторики, изначала существовавших в коллегиуме, учреждается (по той же инструкции) класс «российской элоквенции и поэзии» и для лучшего устройства преподавания в этом классе тогда же, по распоряжению преосвященного (мотивированному тем, что «в Харьковском училищном коллегиуме не достает российского класса, а в заведении оного, також и к преподаванию в учителях состоит необходимая нужда») двое студентов коллегиума командированы были в Московский университет «для обучения там российской поэзии и элоквенции» – с тем, чтобы, по возвращении, быть им преподавателями сих предметов в коллегиуме. Диспуты богословские, – по той же инструкция Самуила, – должны отправляться не на латинском только языке, как было прежде в коллегиуме и как делалось это даже и после того во многих семинариях, а на латинском и русском языках попеременно; диспуты же философские – исключительно на российском языке. Учащимся в богословии предписывалось «проповеди, но крайней мере, три в год, сочинить самим чистым штилем российским». Стоит заметить, что, в интересах русского языка, самому французу Аттону поставлено было в обязанность – переводить с учениками французские книги на российский язык «с точным наблюдением оного красот, в чем, если оный учитель, как человек иностранный, недостаточен, может вспомоществовать ему г. директор». Устрояя учебную часть коллегиума, преосв. Самуил вместе с тем много заботился и об хозяйственном его благоустройстве. Зная, что монахи, приставленные к собиранию Каплуновских доходов, мало думают об интересах коллегиума, а корыствуются этими доходами сами, в указе на имя ректора коллегиума от 11 февраля 1771 года предписывал: «объявить ректору Лаврентию, что впредь должен быть Каплуновский начальник не на таком основании, как до сего начальники были, а на отменном, а именно: все денежные доходы, за отправление молебствий и акафистов и прочего собираемые, класть в один ящик нарочно для коллегиума сделанный, и ежемесячно свидетельствовать и в коллегию привозить те деньги, а в карманы ничего из тех денег не класть. Особенно заботился он, чтобы содержание учеников в сиропитательном доме, при коллегиуме, было безбедное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Взбранной Воеводе, Госпоже Царице Богородице, похвальная дерзаем приносити пения. Ты же, яко имущая бездну милосердия и пучину щедрот, от всяких нас бед свободи теплым Твоим к Богу предстательством, да зовем Ти: Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Икос 1 Ангельстии лицы дивятся, зря в Тебе тайну от века сокровенную и в последняя лета всем явленную; мы же, аще и должни в молчании пребывати, дерзаем звати сице: Радуйся, во чреве приемшая прежде век от Отца Рожденнаго; Радуйся, родившая Сына Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог. Радуйся, Царице, одесную Царя славы предстоящая; Радуйся, рясны златыми одеяна и преукрашена. Радуйся, Обителище Бога Живаго; Радуйся, Доме, егоже Премудрость Себе созда. Радуйся, Кладезю воды Живы; Радуйся, Врата, имиже Господь пройде и не отверзошася. Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 2 Видящи Елисавет Деву Пресвятую исполнь Духа Святаго, и сама темже Духом рече: Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Мы же, раби смиреннии, такожде не вемы, откуду явися нам сей образ цельбоносный, пред нимже главы приклоньше, умильно речем Господеви: Аллилуиа. Икос 2 Разум всяк недоумеет разумети, киими дарми послужити Ти, Всесвятая Дево? Мы убо потщимся, подражая волхвом богопросвещенным, принести пред пречистый образ Твой, вместо злата, смирны и ливана, упование, любы и веру нашу, ихже возлагающе, поем: Радуйся, Ковчеже, имже тварь от потопления греховнаго свободися; Радуйся, Земле невозделанная, Плод Животный принесшая. Радуйся, Облаче, от греховнаго зноя покрывающий; Радуйся, каплями благодати Божией души наша орошающая. Радуйся, Купино, огнем Божества неопальна пребывшая; Радуйся, от огня страстнаго нас свобождающая. Радуйся, Кадильнице златая, Духа Божия пребывалище; Радуйся, Трапезо, носящая Хлеб жизни. Радуйся, Упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 3 Силою свыше облеки нас, Всесильная, во бранех противу козней вражиих, да возможем неколеблемо стояти в правоверии и неумолчно Сыну Твоему взывати: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Вся тварь, всяк род и возраст, всяко звание и достоинство не возмогут изрещи всех щедрот, яже излияла еси, о, Пресвятая Дево, чрез чудотворныя иконы Твоя на вся люди. Темже всяк чин святых на небеси, и всяк грешник на земли, единеми усты и единем сердцем воспевают Тя, Богомати, песненно: Радуйся, пророков уста и праотец чаяние; Радуйся, святителей радование и апостолов мудросте. Радуйся, евангелистов благовестие и проповедников учительнице; Радуйся, мучеников крепосте и исповедников терпение. Радуйся, постников Питательнице и преподобных Сладосте; Радуйся, столпников поддержание и девственников оградо. Радуйся, молчальников собеседнице и богословов умудрение; Радуйся, пресвитеров наставнице и учителей церковных поучение. Радуйся, Упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 9 Вся в мире сем скоротечно: кийждо человек из праха произыде и абие ко гробу тщится; несть надеяния на друзи или власти; нимало пользует слава или богатство. Где и взыщем надежду, или кто в скорбех защитит? Воистинну, Владычица Богородица в скорбех Заступница! Воистинну, Господь Иисус Христос, Егоже Дева роди Неискусобрачная, упование подает нераскаянно всем, Истинному Богу покланяющимся, и вопиющих Тому: Аллилуиа. Икос 9 Ветиями сладкогласными, о, друзи, воспоем хотя и малую часть от дивных благодеяний Богородичных, имиже вера утвердися и вся концы научишася пети Преблагословенней: Радуйся, яко Тобою прелесть низложися; Радуйся, яко Тобою сатана посрамися. Радуйся, неверия токи уставившая; Радуйся, соблазнов огнь угасившая. Радуйся, острейшая стрело, язвящая враги; Радуйся, Молние, попаляющая зловерие. Радуйся, яко Тобою соборища нечестивых исчезоша; Радуйся, яко Тобою вся мудрость лжеименная посрамися. Радуйся, Упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 10 Спасение Тя имамы верное, Дево, ибо ко Христу Богу молишися о спасении мира, и чрез иконы чудотворнии мнозем подаеши утешение, Сыну Твоему поющим: Аллилуиа. Икос 10 Стена и заступление нам грешным Ты еси, Богородице, яко безпрестани подаеши нам милости Твоя богатныя, и препобеждаеши всякое зло, коегождо научая пети Тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Харьков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Новая Каплуновская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1896 и 1912. Год утраты:1920 (снесена) Архитектор:А.Н. Бекетов Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, улица Пушкинская 54, сейчас на месте храма многоэтажный дом. Координаты: 49.9998, 36.243784 Проезд:От метро Советская, пешком вверх по улице Сумской, до " Зеркальной струи " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1810 году в окраинном районе с живописным названием " Дурноляповка " (сейчас это район пересечения улиц Пушкинской и Манизера) епископ Слободско-Украинский и Харьковский Христофор Сулима освятил церковь Рождества Богородицы. Как известно, на месте, где Каплуновская улица, в XVIII веке было кладбище, которое с заселением этой части города было совершенно уничтожено. Церковь в народе называлась Каплуновской, в честь одноименной иконы Божьей Матери, имела форму креста и выполняла функцию кладбищенской. В 1845 году Каплуновская церковь стала приходской и к её приходу были причислены жители Журавлевки. После строительства на Журавлевке Петропавловской церкви, приход церкви Рождества Богородицы сильно уменьшился и храм постепенно ветшал. В конце века на Дурноляповке активизировалось строительство. По проекту Алексея Бекетова был построен новый, более вместительный (на 1200 человек) храм. Причем Священный Синод провозгласил закрытую старую церковь ценным памятником архитектуры и запретил ее сносить. Так и стояли рядом две Каплуновские церкви вплоть до 1920-х годов, пока не были снесены большевиками. Сейчас на их месте стоят жилые многоэтажки в стиле конструктивизма. А от церквей осталось только название недавно переименованного переулка Краснознаменного в переулок Каплуновский. http://kh.vgorode.ua/news/ На углу Пушкинской и Каплуновской улиц располагалась церковь Рождества Богородицы (Каплуновская). С активизацией застройки района в ноябре 1880 года взамен старого храма вместительностью в 300 человек в 1896 году решили построить новый – по проекту Алексея Бекетова. Освященная в 1912 году трехпрестольная Каплуновская церковь вмещала людей вчетверо больше и являлась одной из архитектурных визиток Харькова. В 1920-х годах церковь снесли.

http://sobory.ru/article/?object=33249

http://konstiay.livejournal.com/16912.html Рождество-Богородичная (Каплуновская) церковь построена в 1810 году. Главными ее строителями считаются генерал Сабуров и купец Добрынин. Освящена она 26 августа 1810 г. преосвященным Христофором Сулимою, что видно из сохранившейся в церковном архива грамоты о ее освященш от 10 октября 1810 г. Из этой же грамоты видно, что церковь была освящена во имя Каплуновской иконы Божией Матери, называлась Каплуновскою. Когда и по какому случаю она переименовала в Рождество-Богородичную, - сведений об этом в церковном архиве не имеется; но несомненно, что это сделано до 1845 г., так как в метрических, книгах, которые ведутся в церкви с этого года, она называется уже Рождоство-Богородичною. Церковь Каплуновская с 1810 до 1815 г. была бесприходскою, кладбищенскою. В 1822 году кладбище было предназначено уже к закрытию, которое последовало в 1828 г. Впрочем, случаи погребения покойников на Каплуновском кладбище были и после его закрытия, как о том свидетельствуют уцелевшие надгробные памятники. На старом Каплуновском кладбище, между прочим, покоится прах Рижского, первого ректора Харьковского университета (умер 14 марта 1811 г., как это значится на его памятнике). На этом же кладбище в 1899 г. погребено тело купца Б.Г. Пономарева, который известен как щедрый благотворитель Каплуновской церкви, служивший при ней церковным старостою с 1880 г. до своей смерти. Каплуновская церковь имела форму креста и по своим размерам очень небольшая: в ней, не считая алтаря, приблизительно 220 квадр. аршин, так что она может вмещать не более 300 человек. Престол в ней один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. С 1 января 1845 г. Каплуновская церковь сделана приходскою. К приходу ее принадлежали и жители Журавлевки до построения там своей церкви. После образоваюя на Журавлевке самостоятельного прихода число прихожан Рождество-Богородичной церкви значительно уменьшилось, так что с 1875 г. ее приход, по его малочисленности, был закрыть. С этого времени в течете без малого шести лет самостоятельного причта в ней не было, и она была приписана к Мироносицкой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=33250

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010