К лицевой стороне оклада на серебряной цепочке прикреплен серебряный крест, принадлежавший, согласно надписи, выполненной грузинским поздним письмом мхедрули, некой Анне. Кондаков сравнивает это Четвероевангелие с другим пергаменным Четвероевангелием (1030) из ц. Саване (близ Сачхере, Имерети), переписанным Мелхиседеком, сыном Самсона, по распоряжению Мераба Калмахели «в моление» за него, его супругу Елену и за детей Ростома и Елисавету ( Бакрадзе. 1880. С. 49; Кондаков. 1890. С. 150-151; Марр. Дневник. 1911. С. 189-201; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 444). Ист.: Inscriptions géorgiennes et autres, recueillies par le Pére Ners è s Sargisian et expliqueés par M. Brosset. St.-Pb., 1864. (Mémoires de l " Académie Impèriale des sciences de St.-Pèterbourg. Sér. 7; Vol. 8. N 10); Бакрадзе Д. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878; он же. Об археол. поездке, совершенной в 1879 г. по поручению Академии наук, в Чорохский бассейн, в Батум, Артвин и Артанудж//ЗИАН. 1880. Т. 37. Отд. 1. С. 47-50; он же. Записки о Батумской обл.//Изв. Кавказского отдела ИРГО. 1879-1881. Т. 6. Отд. 1. С. 153-167; он же. Ист.-этногр. очерк Карсской обл.//Там же. 1882-1883. Т. 7. С. 193-202; Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Павлинов А. М. Экспедиция на Кавказ 1888 г.//МАК. 1893. Вып. 3. С. 1-105. Табл. 23-47; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2: 1213-1700 гг. С. 452, 465, 506; Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели (кименная ред.)/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); он же. То же (изм. загл.: Труд и деятельность жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных)//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; он же. То же//Древнегруз. лит-ра, V-XVIII вв./Сост.: Л. Менабде; пер. на рус. яз.: Н. Я. Марр. Тбилиси, 1982. С. 107-204; он же. То же (Труд и подвижничество достойного жития святого и блаженного отца нашего Григола, архимандрита Хандзтийского и Шатбердского строителя, и с ним поминовение многих отцов блаженных)/Пер.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

По сведениям из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Шоанинский храм, о котором говорится в обращении ККН к Патриарху Кириллу, мог быть построен около X – XI веков. Он расположен в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики, в одном километре на северо-запад от северо-западной границы Поселка имени Коста Хетагурова, и является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения. Богослужения в древних храмах, по словам представителя епархиальной пресс-службы, совершаются с 1989 года в соответствии с действующим законодательством и с разрешения ответственных представителей Карачаево-Черкесской республики, претензий от которых епархия не получала. «Храмы, несомненно, являются достоянием мирового христианства и святыней для всех верующих. Храмы привлекают множество туристов, большая часть которых является паломниками. Приезд гостей важен для экономики окрестных сел и республики в целом. Верующих не меньше, чем представителей ККН, волнуют состояние храмов и их реставрация. Также православных христиан беспокоит возможность паломничества и молитвенного поклонения. Святыни мирового уровня не могут быть приватизированы», - заключили в Пятигорской епархии. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/09/sv...

Сделанного же духовенством Астраханской епархии во главе с своими иерархами для низовьев Поволжья за указанное время немало, и им оно может прямо гордиться. Край астраханский или нынешняя Астраханская епархия, обнимавшая пределы более трех нынешних епархий 19 – собственно астраханской, саратовской и кавказской, созданная сейчас, по завоевании Астрахани царем Иваном Васильевичем в 1557 году, представляла из себя страну, населенную мусульманами татарами, киргизами, позднее калмыками и другими инородцами, куда русские люди попадали лишь по неволе, как пленники. По завоевании края, началась и свободная колонизация из русских людей, но, к сожалению, пришлый элемент в низовья Поволжья являлся не с мирными культурными задачами, а с целью в привольных, обширных водах и землях, обиловавших рыбою, дичью разного рода и всевозможными плодами, вдали от надзора властей, вести разгульную жизнь, руководствуясь исключительно инстинктами широкой русской натуры. В надежде на привольное житье бежали сюда крестьяне с помещичьих земель, раскольники и сектанты, преследуемые правительством, разбойники и преступники, укрывавшиеся от рук правосудия, и подобные подонки русского общества. Низовья Поволжья сделались приютом для этих отбросов коренной мирной части русского народонаселения и создали Астраханскому краю нелестную репутацию, характерно выразившуюся в местной народной поговорке: «Если хочешь в Разгуляй (так в старину назывался город Астрахань) и билет не выправляй, а захочешь в камыши (т. е. в устья реки Волги, покрытые густыми зарослями камыша), так паспорта не пиши». Не лучшими были колонизаторами Астраханского края и военные поселения, состоявшие из стрельцов и казаков, искавших свободы, разгульной привольной жизни и денег, каким бы способом все это ни добывалось. Ничего нет удивительного в том, что среди этих свободолюбивых элементов из русского народа, жадных до богатства и разгула, не знавшего пределов, находили себе приют и стойкую поддержку все политические авантюристы и искатели приключений в смутное на Руси время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Конференция, посвященная 200-летию Хомякова, прошла в Кисловодске Ставрополь, 11 мая 2004 г. Современность невозможно понять без знания прошлого. Так можно сформулировать главную тему выступлений участников конференции, прошедшей в Кисловодском историко-краеведческом музее " Крепость " . Организаторами конференции, посвященной 200-летию Алексея Степановича Хомякова, выступили Ставропольская епархия Русской Православной Церкви и Ставропольский краевой краеведческий музей имени Прозрителева и Праве, сообщает пресс-служба Ставропольской епархии. В музейном зале собралось более семидесяти заинтересованных ученых, священнослужителей, работников учреждений культуры, образования, органов местного и государственного управления из городов Кавказских Минеральных Вод и Ставрополя. Серия докладов была посвящена различным аспектам истории Православия в регионе. Так, политическая и конфессиональная обстановка в Предкавказье начала XIX века и особенности деятельности Кавказского отделения Русского библейского общества в 1818-1826 гг. рассматривались директором Пятигорского краеведческого музея, кандидатом исторических наук Л. И. Краснокутской. С обстоятельным, насыщенным богатым фактическим материалом сообщением о Ставропольском епархиальном церковно-археологическом музее начала XX века выступила научный сотрудник Ставропольского государственного краеведческого музея Е. Н. Елагина. Живую заинтересованность присутствующих вызвал доклад заведующей мемориальным отделом Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова А. Н. Коваленко. В нем известный кавминводский краевед представила обобщенные сведения о длительной и напряженной работе последних десятилетий по выявлению данных о разрушенных и сохранившихся православных церквях и храмах Пятигорска, действиях по их защите и восстановлению. После небольшого перерыва заседание было отдано мемориальным докладам, посвященным яркой и масштабной фигуре русского общества середины XIX века – Алексею Степановичу Хомякову. Сотрудник Кисловодского фонда имени Ф.И. Шаляпина С.И. Дараев наметил многочисленные грани истинно великой и, к большому сожалению, почти забытой сегодня личности. Сергей Иванович говорил о высокой духовности, религиозной убежденности и стойкости, нравственной воспитанности, разносторонней образованности и одаренности, глубоком патриотизме и других качествах А. С. Хомякова. Участники конференции во время дискуссии много говорили о " новом открытии Хомякова " . Этому содействовал также доклад заместителя директора Ставропольского государственного музея по научной работе, кандидата исторических наук С.Н. Савенко о кавминводских связях Алексея Степановича и членов его семьи. Подводя итоги форума, его участники высказали предложения о необходимости продолжить обсуждение темы в дальнейшем. 11 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9719.html

Наша молодежь спаивается, наша молодежь уходит в мир наркомании и от этого погибает. Противодействие наркомании - это, безусловно, ведущее направление по спасению людей, которым должна заниматься наша епархия. Поэтому ликвидация такого отдела - это, думаю, поспешное решение, учитывая особенности нашего мегаполиса, где существует огромное количество алко- и наркозависимых. Наоборот, надо бы усилить эту работу, собрать и сконцентрировать специалистов, которые бы занимались только этим вопросом, а не просто, чтобы это был один из подотделов направления социальной работы. На мой взгляд, такое существование прежнего отдела было бы более правильным. Возвращаясь к отцу Сергию, хочется сказать, что, несмотря на все испытания, он сохраняет бодрость духа, духовные бойцовские качества и решимость следовать поставленной цели, делать свое большое, хорошее и полезное дело. Хочется его поздравить, пожелать ему многих лет жизни, трудовых лет, чтобы он мог поработать и принести пользу тысячам и тысячам людей. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/15/ne...

Священник Евгений Максименко , Днепропетровская епархия ierey-evgeniy-maks@ukr.net Путин: " Украина никогда не будет частью России " Президент России Владимир Путин не считает целесообразным бороться за то, чтобы Украина частью России, " потому что это принесет только дополнительную экономическую нагрузку " . Об этом он заявил в интервью журналу Time. В частности, отвечая на вопрос, станет ли когда-нибудь Украина частью России, Путин заявил: " Нет, конечно. Да мы этого и не хотим. Мы не хотим больше никого включать в состав России, потому что для нас это только дополнительная экономическая нагрузка. Но мы хотим, чтобы так называемые наши естественные конкурентные преимущества в мировой экономике были использованы. Я их уже называл. Речь может идти только об экономической интеграции. А навязывание каких-то новых государственных образований является совершенно бессмысленным, если на то нет воли собственно народа той или другой страны " . 19:50 19.12.2007 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/20/...

- Верующий человек знает: то, что он родился здесь и сейчас - неслучайно... - Когда люди приходят в храм, ища ответы на свои вопросы, они иногда говорят как раз о потребности переехать. И мы видим, сколько всего за этим прячется. И мы спрашиваем: зачем тебе это нужно, есть ли на это воля Божия? Приобретешь ли ты от этого пользу? Далеко не все из уехавших в результате остаются довольны. Они обрывают все связи, теряют даже церковный приход. Круг общения, круг знакомств... Да, иногда приходится переезжать, из-за детей, из-за работы, но это всегда большое напряжение. Хорошо, когда у человека есть возможность куда-то поехать, попутешествовать, но смена места жительства - это очень сложный духовный вопрос. Это нужно делать осмысленно, подготовившись, чтобы не сломаться. А иногда и приходится переезжать, а душа не хочет. - А как привить людям любовь к Северу, к их малой родине? - Это все начинается в детстве, с примера взрослых. Что ребенок слышит, как старшие сами относятся к родной земле. Есть удивительный пример, когда директор школы предложил участвовать в восстановлении храма. Храм, какой-то памятник - очень важно отношение взрослых людей ко всему этому. Отношение к своему двору, к своему поселку. Для этого даже какой-то особый бюджет не нужен. Молодежь ждет личного примера. Если взрослые сами говорят, что здесь все плохо и нужно скорее уезжать, дети это услышат. Но есть люди, которые очень любят родные места, они как-то прирастают к ним, благоустраивают... Северная природа - ее надо только поддержать, и получаются удивительные вещи. Беседовал Михаил Насонов Источник: журнал " Федеральный Арктический вестник " 2018 Архангельская епархия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/12/razv...

В Ессентуках пройдет региональный форум по церковной помощи людям с инвалидностью Ессентуки, 4 октября 2021 г. Руководитель социального отдела Астраханской епархии иерей Валентин Вовчок (слева на фото) с подопечными Свято-Елизаветинского детского дома для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития во время стажировки      По благословению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта 20-23 октября в Ессентуках в рамках проекта «Профессионалы рядом: развитие региональных НКО, поддерживающих людей с инвалидностью и их семьи» при поддержке Фонда президентских грантов пройдет II Северо-Кавказский форум по помощи людям с инвалидностью, сообщает Патриархия.ru . Организаторами мероприятия выступили Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Пятигорская епархия. На форум приглашаются представители епархий, расположенных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (не более двух человек, реализующих или планирующих начать работу с людьми с инвалидностью). «Очень важно встречаться с единомышленниками и обсуждать общие вопросы помощи и поддержки, выстраивать горизонтальные связи между региональными НКО для дальнейшей совместной работы по улучшению качества жизни людей с инвалидностью, — отметила руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева. — В Пятигорской епархии действуют значимые церковные проекты помощи людям с инвалидностью и их семьям: епархиальный центр поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья " Солнечный городок " , епархиальный центр иппотерапии " Целебные Ессентуки " , налажена работа с глухими людьми. Очень хотелось бы, чтобы благодаря стажировке и конференции подобные проекты появились и в других епархиях Северо-Кавказского и Южного федеральных округов». Программа форума включает региональную научно-практическую конференцию по улучшению качества жизни детей и молодежи с нарушениями развития «Современные формы и методы работы с людьми с инвалидностью», а также практико-ориентированную стажировку для руководителей и представителей храмов и некоммерческих организаций Южного и Северо-Кавказского федеральных округов в социальных проектах Пятигорской епархии. Для участия в форуме необходимо до 10 октября заполнить анкету по ссылке . Участие в мероприятиях форума бесплатное. Проживание и питание участников — за счет Синодального отдела по благотворительности и Пятигорской епархии, проезд — за счет отправляющей стороны. Справки по тел.: +7 (965) 342-85-30, veronika.leonteva@gmail.com (Вероника Леонтьева, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности). 4 октября 2021 г. Рейтинг: 10 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/142127.html

Этот оклад был причиной значительных беспорядков, вторгнувшихся в Кавказское Епархиальное управление: он вынудил многих членов управления прибегать к злоупотреблениям для доставления себе куска насущного хлеба, так как за чертой, проведенной законом, лежит беспредельное пространство зла, то некоторые перешли от стремления удовлетворить необходимому к стремлению обогатиться. Этот оклад не допускал и не допускает ни одного достойного чиновника к служению в Консисторской Канцелярии: там служат только те чиновники, которые по насилию обстоятельств не могут служить в другом месте. Таким образом Кавказское Епархиальное Ведомство, предоставленное самому себе и нищете своей во многих случаях послужило не назиданием, а соблазном для Кавказской паствы. Не с целью порицать какое-либо распоряжение или лицо, но чтобы дать точное понятие о настоящем положении Кавказской Епархии, и тем доставить повод к исправлению того, что сделано ошибочно, к пополнению того, что сделано недостаточно, я нахожу нужным сказать нижеследующее. Кавказская Епархия первоначально учреждена была для всего Кавказского Края, который в географическом и статистическом отношениях составляет целое. Этот характер целости, признаваемый сокровищем для всякой страны и ведомства в административном и хозяйственном отношениях, был нарушен из Епархиального Ведомства Церквей Казачьего Линейного Войска. Произведенное этим отчислением разделение совершенно отличается отныне предположенного, разделения. Ныне разделяется страна правильно, со смыслом административным и хозяйственным; произведенное разделение Епархии отчислением Казачьих Церквей лишено смысла, есть вместе разделение и смешение. Пишу это, имея под рукой карту Кавказского Края, на которой изображено разбросанное по Краю Епархиальное Ведомство. Оно подобно разбитому сосуду, которого составные части все на лицо, но находятся в отдельном состоянии, который по этой самой причине негоден для употребления. На правом фланге Церкви Линейного Войска глубоко вдались в Епархиальное Ведомство; напротив того, начиная от центра, Епархиальное Ведомство рассыпано по земле Линейного Войска, подобно островам по морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Следующей зоной контактов славян и византийцев была узкая полоска Южного берега Крыма (между Херсонесом и Боспором [Керчью – Корчевым]), соединявшаяся логически с прибрежной полосой, лежавшей у подножия северо-западного склона Кавказского хребта между устьем Кубани и Сотириуполем 283 . Эта земля была древним имперским (византийским) плацдармом. Крымская его часть создавалась константинопольскими политиками, вообще, целенаправленно: с одной стороны, полуостров был оборонительным рубежом византийской государственности, а с другой – проводником, так называемой, тонкой «степной дипломатии», включавшей в себя христианизацию местных варваров – кочевников степи, к которым, с северной стороны Крыма, примыкали и «россы» – русские 284 . По мнению историков, «византийцы именно с Крымской Церковью связывали основные надежды на христианизацию хазар. Особенно, после трудов Юстиниана I по укреплению крымской провинции и, вследствие событий, вызванных иконоборческой ересью, роль Крыма, как миссионерского аванпоста на границе со степными землями, существенно возросла» 285 . Однако, около второй половины IX в. хазары, стремившиеся сохранить независимость, как от Византии, так и от арабов, приняли иудаизм. Византийские дипломаты не пали духом, но в делах христианской миссии переключились сначала на печенегов, а потом – и на «русских», в надежде, что они не останутся безразличными к влиянию византийской цивилизации и их тоже со временем удастся когда-нибудь обратить в христианство. Терпеливые труды их, как известно, увенчались успехом. Очевидно, что со 2-й половины IX в. в Киеве стала функционировать византийская христианская миссия, рассчитанная на христиан из общины варягов и хазар, а в договоре 944 г. между Константипополем и Киевской Русью явно уже прослеживается рост христианского влияния на правящие круги в Киеве 286 . Во время регентства св. кн. Ольги, процесс этот стал нарастать (несмотря на случаи реакции), что вскоре привело русских язычников, сначала к культурной изоляции, а позже, при св. внуке Ольги, и к самоликвидации. Произошел этот перелом как раз в Крыму, во время херсонской осады св. кн. Владимира 287 . «Вполне можно сказать, что Херсон, долгое время являвшийся центром византийского миссионерства среди язычников северного Причерноморья, захватил в плен своего собственного захватчика: ибо Владимир с невестой были доставлены из Крыма в Киев, в сопровождении представителей местного духовенства, которые (...) на первых порах, играли ведущую роль в создании новой Русской Церкви» 288 . По всей видимости, именно крымскими клириками, укомплектовывалась епархия в Киеве. Отсюда можно сделать вывод, что связи Крыма и Киева не ограничивались только «внешним» или формальным христианством, но шли дальше: и именно из Крыма могли получать «россы» необходимую для них богослужебную, библейскую и патристическую литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010