Крещение Господне связано с именем замечательного святого Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Мне о нем особенно радостно и страшно говорить, потому что моя церковь приходская посвящена именно святому Иоанну Предтече. Чесменская церковь – это храм Рождества Иоанна Крестителя, и Иоанн Предтеча является нашим покровителем небесным. Это один из самых удивительных людей в Священном Писании. О нем Господь сказал, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель, то есть среди людей он первый, он равен ангелам, и в то же самое время он прожил жизнь удивительно смиренную. При том, что слово его звучало, при том, что властители земные боялись его и считались с ним, все равно в Иоанне Предтече было величайшее смирение. Когда он видит перед собой Христа, он говорит ученикам своим: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). Одно из величайших искушений человеческих – это искушение властью, причем властью не грубой физической, а духовной. Иоанн Предтеча действительно настолько ангелоподобен, он так свободно пропускает божественный свет, он так свят, что он с радостью отказывается от этой духовной власти. Он говорит своим ученикам «Вот Он, идите к Нему». Согласно Евангелию от Иоанна, среди апостолов, среди первых учеников Христа были люди, которые следовали за Иоанном Предтечей, и именно он отправил их ко Христу. Он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Идите к Нему и научитесь». Так вот, Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель проповедует на берегах реки Иордан, проповедует покаяние во оставление грехов. В знак покаяния, в знак очищения его ученики входят в воды реки Иордан и совершают крещение, «баптизму» по-гречески, омовение. И вот среди толп народа, которые приходят на берега Иордана в пустыню, чтобы услышать проповедь Иоанна Крестителя, оказывается и Сам Господь, причем Господь просит крещения у Иоанна. Иоанн говорит Ему: «Я не достоин развязать ремешки сандалий Твоих, как же Ты хочешь, чтобы я Тебя крестил?» Но Господь ему на это говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), и Он на общих основаниях, что называется, вместе с народом входит в воды Иорданские, хотя Он единственный, Кому это было не нужно. Проповедь Иоанна Предтечи была обращена ко всем, кроме Иисуса, потому что Он единственный, Кто не имел никакого греха, а значит, не имел никакой необходимости очищения от этого греха. И однако, Господь входит в эту воду Иорданскую, которая стала уже темной и тяжелой от грехов наших. Он входит туда, и в этот момент совершается такое удивительное чудо: Иоанн Предтеча видит раскрывшиеся небеса, видит Духа Свята в виде голубя, Который спускается на Христа, и слышит глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ).

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Господу было угодно послать этого Пророка, чтобы он уготовал Ему путь, сделал прямыми стези Ему и подготовил сердца людей к принятию Христа как Бога и Спасителя. Среди народа израильского были и те, кто не принял Господа Спасителя, и те немногие, которые последовали за Ним. По крайней мере, часть из них – это люди, которые приходили на Иордан к Иоанну Крестителю и поверили его проповеди. Мы помним слова из евангельского рассказа, когда Господа спросили: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11.28), – и Он ответил: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне» (Мк. 11. 29-30). Услышав такие слова, книжники и первосвященники рассуждали между собою: «Если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк» (Мк. 11. 31-32). Люди, которые не поверили проповеди Иоанна Крестителя, которые не знали, что ответить на вопрос: от Бога было это крещение или от человеков, – не поверили и Господу Иисуса Христу, и добились того, что Он был распят по приказу римского прокуратора. А те, которые поверили Иоанну Крестителю, последовали и за Господом Иисусом Христом, в том числе и некоторые ученики Иоанна Предтечи. О чем мы тоже слышим из Евангелия от Иоанна. Когда Иоанн Креститель указал на Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1.36), тотчас двое учеников Крестителя отделились и пошли за Иисусом, а когда Он обернулся и увидел их, они спросили Его: «Равви,– что значит: учитель,– где живешь?» (Ин. 1. 38). Не потому, что им было интересно, где Он живет, а потому, что они хотели узнать, кто Он такой и зачем пришел, и почему Иоанн Креститель, которого они почитали как пророка, именно на Него указал как на Агнца Божия. Иоанн Креститель и сегодня стоит перед нашим духовным взором, указывает нам на Господа Иисуса Христа и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1. 29). И сегодня Иоанн Предтеча обращает к нам свою проповедь и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1).

http://mospat.ru/ru/news/59753/

Под влиянием таких мыслей Христос с грустью сказал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (евреи) извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Затем, обращаясь к сотнику, Христос произнес: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе». Сотник пошел в дом свой и на пути узнал от друзей радостную весть, что слуга его здоров. Воскрешение сына наинской вдовы. Лк. 7:11–17 Господь долго не задерживался в Капернауме, так как Ему надо было проповедовать и в других городах и селениях Галилеи. Однажды, путешествуя по Галилее, Господь, сопровождаемый народом, подходил к городу Наину. Как раз в это время из ворот города выходила похоронная процессия. Это вдова наинская хоронила своего сына. Горе ее было безгранично. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, стараясь пропустить друг друга. Мать, шедшая за носилками, оказалась возле Христа. Она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. Господь, увидев ее, сжалился над бедной вдовой и сказал ей: «Не плачь». Затем Он, обращаясь к мертвецу, повелительным голосом сказал: «Юноша! тебе говорю, встань?» – И совершилось чудо. Объятая страхом, теснившаяся возле носилок толпа увидела, как по слову Христа мертвец ожил, поднялся и стал говорить. Придя в себя, все свидетели чуда начали прославлять Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Мф. 11:1–19; Лк. 7:18–35 Слух о чудесах великого галилейского Проповедника распространился по всей Палестине и дошел до учеников Иоанна Крестителя, которые ревностно охраняли славу своего учителя и потому не всегда дружелюбно относились к возрастающей славе Иисуса. До них дошел и последний слух о том, что народ почитает Иисуса за Великого Пророка. Обо всем этом они рассказали Иоанну, который в то время был заключен Иродом в темницу в крепости Махеронт. Ученики Иоанна Крестителя, как и все почти евреи того времени, ждали Мессию в блеске земной славы, ждали, что Он провозгласит Себя Царем Израиля, свергнет римское иго и покорит евреям все народы земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Лк.1:5–25 Гал.4:22–31 Ветхий и Новый Заветы Апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама. Измаил, рожденный от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью. А Исаак, рожденный от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу. «Это два завета, – продолжает Апостол, – один от горы Синайской, рождающей в рабство», «и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам». И сколь велика разница между рабством и свободой, настолько же отстоит от новозаветной праведности – праведность ветхозаветная, даже в лучших ее представителях. О родителях Иоанна Крестителя говорится, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Но вот однажды, когда Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения». Он вошел, конечно, не только с каждением, но и с молитвой, и молитва его была, конечно, не о чадородии (что видно из последующего), но о спасении Израиля, о чем и «все множество народа молилось вне во время каждения». Вдруг Захарии является «Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного». Он объявляет, что молитва услышана. А что же Захария? А он мгновенно, «смутился, и страх напал на него». Почему же так? Ведь знал он, куда входит: туда, где Бог обещал Моисею «открываться» для беседы с ним. Он вошел в то место, которое в былые времена наполняла видимым образом слава Божия. Он вошел просить, и прошение услышано; а в душе вместо благодарности – смущение и страх. Значит, и служение его, и молитва его, хотя и были исполнены, как и все у него, «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», но не было в них живой веры, должного страха и благоговения. Ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В другой раз, входя в город Наин, Спаситель встретил людей, несших хоронить умершего, единственного сына вдовы. Господь сжалился над ней и сказал: – Не плачь! Подойдя к умершему, Спаситель сказал: – Юноша, тебе говорю, встань! Умерший поднялся, стал говорить и пошел со своей матерью. Все бывшие при этом прославляли и благодарили Господа. Воскрешение дочери Иаира У Иаира, начальника синагоги, опасно заболела и была при смерти двенадцатилетняя единственная дочь. Иаир пришел к Спасителю, упал к ногам Его и просил прийти к нему в дом. Народ по пути задерживал Господа. В это время пришли к Иаиру и сказали: – Не беспокой Учителя. Твоя дочь умерла. Господь услышал это и сказал: – Не бойся, только веруй, и спасена будет. Около дома было уже много людей, которые плакали и рыдали о смерти девочки. Но Господь сказал: – Не плачьте: она не умерла, но спит. И все смеялись над Ним, зная, что она умерла. Спаситель вошел в комнату, где была умершая, и остался там только с тремя учениками, Петром, Иоанном и Иаковом, и родителями девочки. Подойдя к девочке, Он взял ее за руку и сказал: – Девица, встань! И дыхание возвратилось к умершей, она встала, и Господь сказал, чтобы дали ей есть. Такие чудеса совершал Господь по своей любви к детям и их родителям. Когда Он Сам был ребенком, Он знал любовь Своей Матери и сам любил Ее, как мы все любим наших родителей. Вопросы: Откуда мы знаем, что Христос особенно любил детей? Про какие случаи исцеления детей мы читаем в Евангелии? Как дети могут показать свою любовь к Богу? Самостоятельная работа: Найти самому и прочитать в Евангелии одно из следующих мест: Мф. 19:13–15 . Ин. 4:46–54 . Лк. 7:11–16 . Мк. 5:22–24,35–43 . Иоанн Креститель у царя Ирода Слух о нем дошел до царя Ирода. Царь пожелал видеть Иоанна и стал приглашать его к себе. Слова Иоанна о покаянии очень нравились Ироду, он с удовольствием слушал их и даже многое исполнял. Иоанн Креститель часто говорил царю о тех нехороших делах, которые делал сам царь; но особенно строго Иоанн обличал царя за то, что Ирод отнял жену у своего брата Филиппа. Ее звали Иродиадой. Иродиада боялась, что Ирод послушается Иоанна Крестителя и удалит ее от себя. Она хотела даже убить Иоанна, но не могла, потому что Ирод защищал его. Но все-таки Иродиада добилась того, что Ирод посадил Иоанна в темницу (тюрьму). После этого она стала ждать удобного времени, чтобы погубить его. Пир у Ирода и убиение Иоанна Крестителя

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но не отрицает ли евангелие Иоанна рассказа синоптиков об искушении Христа в пустыне тем, что его хронология, по-видимому, не дает места для сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне 4 ? В то время, как по синоптикам ( Мф. 4:1 ; Мк. 1:12 ; Лк. 4:1 ) искушение следовало непосредственно за крещением, по евангелию Иоанна вслед за крещением по-видимому не могло быть сорокадневного пребывания Христа в пустыне. Дело в том, что евангелие Иоанна вслед за прологом, в котором излагается возвышенное учение о Логосе, начинается свидетельством Иоанна Крестителя о Христе и Его ответом послам Иерусалимского синедриона ( Ин. 1:15–28 ). На другой день после этого ответа видит Иоанн идущаго к нему Иисуса, и говорит: вот, Агнец Божий, о котором я сказал… Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (29–31) и т.д. Затем евангелист Иоанн по дням указывает хронологию почти целой седьмицы, последние дни которой Христос проводит уже в Галилее (стт. 35, 43; II, 1). О новом пребывании Христа в Иудее евангелист говорит в III, 22: после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую, и там жил с ними, и крестил. Если в I, 29: видит Иоанн идущаго к нему Иисуса дано указание, как думают некоторые экзегеты, на крещение Иисуса Христа, то вслед за ним Христос не мог удалиться в пустыню. Чтобы примирить евангелистов в вопросе о сорокадневном посте Христа, можно, правда, отнести этот пост ко времени позднейшего пребывания Христа в Иудее ( Ин. 3:22 ); но в таком случае придется стать в противоречие с прямыми указаниями синоптиков, что искушение следовало непосредственно за крещением. – Однако все эти кажущиеся затруднения возникают только в том случае, если у Ин. 1:29 видеть указание на крещение Христа. Но к этому ничто не обязывает. Напротив того, на другой день этого стиха Иоанн Креститель уже говорил: я не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Я видел Духа, сходящаго с неба как голубя и пребывающаго на Нем ( Ин. 1:31–32 ) и д. Следовательно, другой день ст. 29 предполагает крещение уже совершившимся. Мало того: Иоанн Креститель послам Иерусалимского синедриона сказал: стоит среди вас Некто, Котораго вы не знаете (ст. 26) и Которого сам он, очевидно, знал. Но узнать Иисуса Христа он мог при крещении (ср. ст. 33–34). Следовательно, и эти слова Иоанна Крестителя предполагают крещение уже совершившимся. Таким образом, крещение Иисуса Христа нужно поместить в евангелии Иоанна до I, 19, причем, может быть, последнее время пребывания Иисуса Христа в пустыне совпадало с тем днем, когда пред Иоанном явились посланные из Иерусалима: на другой день (ст. 29) Иоанн и видит идущего к нему Господа Иисуса, уже окончившего Свой подвиг в пустыне 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

– «Сила Господня»: чудодейственная без сомнения. – «Не найдя, где пронести его»: потому что и у дверей уже не было места: все было занято народом, и входы, и выходы ( Мк.2:2 ) – «Влезли наверх дома» и пр.: см. прим. к Мк.2 и дал. – «Ужас объял всех»: сильнее, чем у ев. Матфея и Марка. – «Чудные дела» и пр.: у ев. Марка несколько иначе, но евангелисты в общих чертах передают впечатление этого чуда на народ, и в изображении этого впечатления они согласны. Что же касается до того, что собственно говорил народ, то говор этот без сомнения был различен: одни выражались так, другие иначе, третьи еще иначе, выражая впрочем одно общее чувство, и – один евангелист передает одни выражения из этого говора, другой другие. – «Зачем вы едите» и пр.: у евв. Матфея и Марка книжники и фарисеи говорили – зачем Он, Учитель ваш, есть и пьет и пр. Разность незначительная и удобопримиримая: то, в чем они обвиняли учеников, относилось еще более и к Господу, и то, за что они роптали на Господа, относилось также и к Ученикам, ибо ученики следовали Его примеру. Может быть одни из соблазнявшихся говорили об учителе, другие – об учениках. – «Они же сказали»: ев. Лука представляет здесь одну непрерывную беседу Господа с книжниками и фарисеями, между тем как евв. Марк и Матфей повествуют об этом раздельнее, указывай что в вопросе о пощении учеников Иоанновых с фарисейскими и непощении учеников Господа участвовали сами ученики Иоанна Крестителя ( Мф.9:14 . Мк.2:18 ). Ученики Крестителя на этот раз были вместе с фарисеями и книжниками, и вместе предлагали вопрос, и вот почему у евангелистов в форме вопроса некоторое различие, хотя в сущности вопрос одинаков (у Мф: мы и фарисеи; у Мк. и Лк: «ученики Иоанновы и фарисейские»). Это действование учеников Иоанна вместе с книжниками и фарисеями в этот раз было, надобно полагать, совершенно случайное, потому что на самом деле не было и не могло быть между ними внутреннего единения. Вспомним, как строго Иоанн обличал фарисеев, и конечно ученики; его относились к ним так же строго, как Иоанн сам. – Случайное же единение их произошло от того, что те и другие держались строго постов, хотя основание, характер и цель этого религиозного действия у тех и других были совершенно различны: у одних лицемерие, у других искренняя религиозная строгость жизни, на этот раз усиливаемая еще тем, что учитель их Иоанн был заключен в темницу. То же должно сказать и о сходстве в молитвах. – И «молитвы творят»: черта, сообщаемая только ев. Лукой, который ею восполняет сказание первых евангелистов. Пост в соединении с молитвой часто представляются как признаки строгой религиозной жизни (ср. Мф.17:21 ). – Что здесь действительно были и ученики Иоанновы, хотя евангелист о них и не упоминает, это видно даже из ответа Господа. Ответ этот прямо и ясно напоминает слова из последнего свидетельства Крестителя о Христе, которые слышали ученики Иоанновы, и которые теперь поэтому могли на них особенно подействовать, будучи обращены к ним ( Ин.3:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иоанн Креститель, икона Иоанн Предтеча, икона, XIV в. Проповедь Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии ( Христа ). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос . Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... » Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , брат Симона Петра. Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Темница Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого ) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы , и за незаконное сожительство с Иродиадой , которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом .

http://drevo-info.ru/articles/3825.html

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (ст. 16). Что значит «отверзлись небеса»? Конечно, не нужно думать, будто разверзлось физическое небо и стало видно пространство, находящееся за атмосферой, окружающей нашу планету. Слова «отверзлись небеса» означают, что духовному взору Иоанна Крестителя открылся сверхъестественный мир, явилась слава Божия в полном, откровенном виде, как она является только святым существам — Ангелам на небесах. Мы говорим в молитве: «Отче наш, Который на небесах» — не потому, что Бог пребывает только на небесах, ибо Он Вездесущ, но потому, что на небесах Он являет Себя Ангелам в полной мере, а нам, грешникам, из-за наших грехов Он является только в малой степени, да и то лишь тем из нас, кто стремится к этому всей душой. Небеса «отверзлись» именно в том смысле, что отверзся духовный взор Иоанна Крестителя, и он увидел Духа Божия, Который сошел в виде голубя. Дух Святой не имеет никакого вида, как и Бог Отец, и Бог Сын по Своему Божеству, но Он принял вид кроткой, мирной птицы, для того чтобы показать, что наступило время примирения Бога и людей. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (ст. 17). Голубь сошел и почил на Господе, явившись, в первую очередь, для Иоанна Крестителя как бы указующим перстом, чтобы было понятно, что слова, раздавшиеся с неба, относятся именно к Иисусу Христу. Мы не знаем, что видели и слышали остальные люди, находившиеся в то время при Иордане. Однако, если мы вспомним другие примеры Божественных откровений, описанных в Священном Писании, то поймем, что человек воспринимает их по мере своего достоинства и своей готовности. Это видно, например, из следующего евангельского повествования — когда Господь наш Иисус Христос, входя в Иерусалим, обратился с молитвой к Богу Отцу: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему» ( Ин.12:28-29 ). Из этого описания ясно, что собравшиеся люди не поняли раздавшихся слов, а слышали только какой-то звук, поразивший их. Этот звук, конечно, не являлся голосом Бога Отца, потому что Он не имеет голоса и вообще органов речи, подобных человеческим. Но всемогущий Бог может облекать Свои откровения в образы, доступные как для зрения, так и для слуха, тогда последние принимают определенную звуковую форму. И одни люди слышали глас Бога как гром, другие — как некие не до конца понятные слова, которые они приписали Ангелу.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Иоанн Креститель — ближний друг Христов Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов. 18 января, 2013 Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов. 19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой. Помним ли мы самое первое Крещение — Крещение Господне? Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). Так все поняли, что перед ними — Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,— примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве. 20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

http://pravmir.ru/ioann-krestitel-blizhn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010