В категории людей второго сорта духовенство находилось фактически до сталинской редакции Конституции 1936 года. Однако после получения полных прав бывшие лишенцы были первыми кандидатами на репрессии при новой массовой волне репрессий 1937–1938 годов (см. Приказ наркома внутренних дел СССР 00447) 66 . При этом следует заметить, что сталинская Конституция содержала один, но очень существенный момент ущемления прав верующих по сравнению с Конституцией 1918 года 67 . По Конституции РСФСР (1918 год) разрешалась наряду с атеистической пропагандой и религиозная (ст. 13), а Конституция СССР (1936 год) провозглашала лишь свободу «отправления религиозных культов» и свободу антирелигиозной пропаганды (ст. 124), то есть религиозная проповедь запрещалась 68 . Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» действовал в советском государстве «почти до самого конца его существования и только постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года был объявлен утратившим силу» 69 . Что интересно: советская « свобода совести » распространялась не только на внешние стороны отношений верующих и государства, даже при лояльности первых, но и на внутреннюю каноническую и богослужебную жизнь Церкви 70 . Практически как при османском иге в Греции и на Балканах, по всей России шла война с колокольным звоном. 30 июля 1918 года «вышло постановление СНК «О набатном звоне», согласно которому за созыв населения набатом виновные предавались суду трибунала» 71 . «Колокола сбрасывали под тем предлогом, что они мешают слушать радио и оскорбляют религиозные чувства нехристиан. Колокольный звон запрещался постановлением местных властей в Ярославле, Пскове, Тамбове, Чернигове. В начале 30-х годов был снят и перелит самый большой в России 67-тонный колокол Троице-Сергиевой лавры. Запрещён был колокольный звон и в Москве. По словам А.Ч. Козаржевского, только за официальной чертой тогдашней Москвы, на Воробьёвых горах, можно было услышать звон единственной церкви» 72 . Это при том, что колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При совершении молебнов, на многолетии производится троекратный звон или однократный, в зависимости от того, сколько раз поется «Многая лета». Некоторые указания звонарю Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому: всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника; всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола. Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением). Об освещении храма во время богослужения Во время богослужения светильники употребляются не только для освещения храма, но, во–первых, и в знак того, что Господь просвещает мир духовным светом ( Ин. 1, 5:35 ; Деян. 2:3 ), что мы, православные христиане – чада света ( Еф. 5:8 ), и, во–вторых, в знак того, что сердца верующих согреты пламенем любви к Богу и святым, и в знак уважения к святым иконам, и наконец, в–третьих, для изображения духовной радости и торжества Церкви, воспоминающей то или иное событие. Общие замечания об освещении храма В силу разнообразной радости и церковного торжества, и освещение бывает в храме различным: чем больше торжество, тем больше и освещение. Потому: На повечерии, полунощнице и часах горит меньше светильников, чем на вечерни, утрени и литургии. А на этих трех торжественных службах в дни праздничные требуется больше зажженных свечей, чем в простые дни седмицы. Но на более торжественных службах не все светильники возжигаются в начале служб, но многие зажигаются только в то время, когда наступает более торжественное пение или радостное чтение. Частные замечания об освещении храма

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

— Раньше смущался. А сейчас для меня звон — это радость творчества. Конечно, степень профессионализма определяет степень смелости: если ты всё знаешь и всё чувствуешь, то звонишь уже не с боязнью, а с желанием творить. Вот и сегодня я поднимался с желанием, чтобы люди порадовались, открыли для себя новое, интересное и доброе. Крестный ход на Соловках. 1992 год. — Есть звоны других звонарей, которые Вы слушаете с интересом? — Очень редко! Мало взять рисунок и исполнять его в течение 5-10 минут. Для меня важно духовно-музыкальное мышление, которое образно передает смысл действа, настраивает прихожан на службу. Православие насыщено символами. Когда я преподаю, то всегда говорю – звон должен быть содержательным. А из чего берется содержание? Из твоего внутреннего мира, из образов, которые живут в твоей памяти и в твоих чувствах. Сегодня прозвучал встречный звон. Всегда, когда я его звоню, то перед глазами встает картина встречи Святейшего Патриарха на Соловках. Это был 1991-1992 годы, перенос мощей преподобных Зосимы, Германа и Савватия в претерпевшую в годы лихолетья обитель. Море, поздняя осень, Преображенский храм, очень много людей, звонит колокол, входит Святейший Патриарх. Бам-бам-бам… – этот благовест я звонил два часа. Колокольный постриг — Если у начинающего звонаря звон не получается, что ему делать? — Работать. Знаете, как бывает иногда? Да в принципе всегда. Мешает леность человеческая. И я ей порой подвержен. Приходят ко мне на лекцию: «Владимир Марьянович, понимаете, не было времени…» Я говорю: «Ну не может быть! А ночь?» Да, ты где-то не поспи, не поешь, а сделай, потому что нужно. Так в любом деле. Если ты чтец, надо всё время читать, следить за интонацией, за правильным выговором. Я знаю людей, которые два года читали Псалтирь, а потом полгода отмаливали, что неправильно читали ее. Колокольный звон – то же самое. Мне говорят: «Владимир Марьянович, ты так высоко планку поднимаешь!» Ну а как иначе-то? Пусть ты к этой планке не сегодня придёшь, но главное: иди.

http://pravmir.ru/kogda-zvonit-zvonar/

— Ваш звон — творческий и свободный. При этом в нем царит церковный дух. Наверное, именно это сочетание делает звон живым. — Совершенно верно. И не просто живым, а православным. СКАЗАНИЕ О РОЖДЕНИИ КОЛОКОЛА Звонарь-передвижник — Если Вы идете звонить, а на душе уныло, в жизни – неприятности? — Какое бы ни было настроение, я знаю: люди пришли слышать звон. Первый-второй такт звучания – и всё, я нахожусь в совершенно ином мире. — Я смотрела вниз с колокольни, когда Вы звонили, и видела, как гулявшие в «Коломенском» останавливались и зачарованно слушали. — Это моя задача – остановить человека. Они останавливались не от того, что их задержала ритмическая структура. Но потому, что их что-то заставило погрузиться в себя, в размышления. Человек не может не мыслить, и я ему помогаю: остановись и подумай. Перед установкой колоколов храма Успения в Архангельске — Сколько на сегодняшний день Вы установили колоколен? — 123 колокольни от Мурманска до Краснодара, от Белоруссии до Владивостока. — Да, вся Россия… А за ее пределами приходилось работать? — В Марбурге в Германии и в Швеции. Вот были художники-передвижники. А я звонарь – передвижник. — Вы упомянули о «петровском» развесе колоколов. Что это такое? — Это особое расположение и настройка колоколов, подвеска языков, натяжка струн, расположение звонаря, педалей. У нас никогда не было централизованной школы звонарей. Почему существующие сегодня центры обучения колокольному звону я считаю не очень правильными? Почему я езжу по России и сам всё делаю? Потому что заниматься нужно на месте: и развес колоколов осуществлять, и учеников обучать. На всех моих 123-х колокольнях развесы немного разные, соответственно и звоны на них разные и обучать звонарей нужно по-разному. — Есть такие звоны, которые Вы звонили и помните по сей день? — Каждый звон. Но особенно звон на освящении Софии Новгородской в 1991-м году. Это первый большой храм, который Святейший Патриарх Алексий освящал. — Сравним ли выход звонаря на колокольню с выходом музыканта-исполнителя на сцену? Вы волнуетесь, когда идете звонить?

http://pravmir.ru/kogda-zvonit-zvonar/

Разделы портала «Азбука веры» О целительных свойствах колокольного звона было известно еще в древности, когда в старину в Европе и на Руси во время массовых эпидемий чумы, холеры и пр. непрерывно звонили в колокола. Это было не суеверием, а проверенным средством дезинфекции. Почему сейчас не используют этот уникальный опыт в борьбе с коронавирусом? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 5 Ответов Я думаю, что в древности ни в Европе, ни на Руси понятия не имели что такое средство дезинфекции. Поэтому говорить о звоне как о проверенном средстве — это сильное преувеличение. Колокольный звон призывает к молитве, порой он использовался как средство оповещения, звонили во время бед и напастей. Но дезинфектором в полном и точном смысле звон никогда не был. Хотя было, конечно, такое явление, как “отзванивание” больных и бесноватых, когда их помещали под большой колокол и звонили что есть мочи. Но это скорее была психосоматика, чем конкретная врачебная помощь при болезни. Воздействие на психику человека может творить чудеса. Можно говорить об исцеляющем действии колокольного звона, но не как автоматическом “дезинфицирующем” действии. Колокольный звон призывает к молитве и Господь может исцелить молящегося или защитить его от инфекции. Очевидно, что это не безусловное действие: Бог знает что кому потребно. Кому-то спасительнее исцелиться, кому-то заболеть, а кому-то и оставить этот мир и предстать перед Творцом. Отвечает звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, выпускник биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Константин Мишуровский. Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма – нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно…

http://azbyka.ru/vopros/kolokolnyj-zvon-...

В.Ильин Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона Тьмолюбивый дух действует в русской революции с самого зачатия ее. Ныне с особенной ненавистью обрушился он на колокола и колокольный звон Трудно найти явление более символическое, чем этот вызов, брошенный небесам. На философском языке можно было бы окрестить одержимость революционеров как предельный психологизм: воспаленная, безумная, бредовая голова и холодное, жестокое, глухое сердце. Это состояние — полная противоположность духовности, которая характеризуется холодной, ясной головой и любящим, горячим сердцем. В этом смысле колокольный звон есть символ церковной духовности . Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами — духовно согревает его. Вибрации колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил. Однако основной чистый замысел колокольного звона подвергался в истории церковного искусства недолжным перетолкованиям и даже искажениям. Существует два стиля колокольного звона. Первый заключается в том, что настроенные точно в современную темперированную гамму, колокола дают мелодический рисунок какой-либо готовой темы, причем ритм звона естественно соответствует этой теме, играя либо составную, либо подчиненную роль. Это же придется сказать и про специфический тембр колокола. Иногда мелодический рисунок состоит в повторении какой-либо несложной фигуры или интервала (большей частью — малой терции либо мажорного трезвучия). Но и фигура эта, и интервал находятся в пределах темперированной гаммы, а ритм здесь так же, как и в первом случае, играет либо составную, либо подчиненную роль. Это — тип западноевропейский: его внес в Россию талантливый, но совершенно лишенный чувства русского стиля о. Аристарх Израилев (род. в 1817 г.). Основной порок западного стиля тот, что он поручает колоколам несоответствующую им задачу, которую несравненно лучше и целесообразнее поручить человеческим голосам и оркестровым инструментам. Мелодическая фигура или даже целая мелодия на колоколе может иметь значение лишь гротеска-барокко, каковой мы и наблюдаем, например, в исполнении курантами или карильонами их мелодии. Всерьез же исполняемая на колоколах мелодия (да еще с литургическими целями) производит впечатление чего-то крайне неуместного, мертвого, фальшивого, искусственного и надуманного. Впечатление здесь аналогично производимому картинно-перспективными приемами в иконописи или, что еще хуже, — движущейся куклой или автоматом (приблизительно то же самое, как если бы задумали, например, скульптурным произведениям католических храмов сообщить движение или ввести кинематограф в богослужение).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Способны колокола давать и другие, противоположные настроения, но не разыгрыванием “печальных мелодий”, а редким, одиноким звоном малых или, лучше, средних колоколов, периодическим их совмещением на слабых временах такта. Богословский логизм литургических текстов и стройное пение по церковным ладам, сопровождаемое колокольным шумом ритмо-тембров, дает картину подлинной иерархии ценностей. Священство — дух, народ, хор —душа, колокола — тело. И если “мелодии”, разыгрываемые “настроенными” колоколами, напоминают попугаев, плохо произносящих непонятные им же самим человеческие слова, то ритмо-тембровый колокольный звон может быть уподоблен гомону и щебетанию птиц на птичьем, но и птицам, и людям понятном, им свойственном языке. Символически можно сказать, что ритмо-обертонный колокольный гармонический шум понятен даже самим колоколам, хотя последнюю сущность “разума колоколов” так же, как и шум, и движение вообще неорганической материи, постигает один Господь и в Нем пребывающие святые Его. Во всяком случае, человек здесь не похищает души материи, а сотрудничает с ней на соравных началах. Ритмо-тембровый и ритмо-обертонный колокольный звон во всем его богатстве, великолепии и царской пышности известен одной только православной России. Следует упомянуть здесь и замечательного мастера-виртуоза этого звона Александра Васильевича Смагина (род. 1843 г.). Необычайной высоты достигла в России и техника отливки колоколов, величина которых без сравнения оставляет за собою не только Европу, но и весь мир. Первое упоминание о колоколах в русских летописях относится к 1066 г. В 1533 г. в Москве отлит был колокол-благовестник в 1000 пудов. В это же время появился и виртуозный трезвон. В 1688 г. в Ростове отлит колокол “Сысой” весом в 2000 пудов. Немного ранее, при царе Алексее Михаиловиче, в 1654 г. был отлит колокол весом в 8000 пудов, но поднят он был на колокольню лишь в 1668 г. Бернгардт Таннер отмечает его художественные достоинства и грандиозность. Вследствие пожара и трещины колокол с 1701 г, “пребыл безгласен”. В 1734 г. к материалу этого колокола было прибавлено новое количество металла и искусством мастера Ивана Феодоровича Моторина был отлит колокол в 12 3 27 пудов 19 фунтов весом. Это и есть знаменитый Царь-колокол - самый большой в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Помню, один из узников попросил меня принести журнал с фотографиями храмов. Я принес. Так он срисовал оттуда купола, вырезал миниатюрные детали из медной фольги и сложил из них верхушки хоругвей. На каждый купол у него уходил месяц. Колокольный звон в тюрьме — важная часть церковной жизни узников. Те, кто не смог попасть в храм, услышав звон, могут помолиться в камере Конечно, одними силами сидельцев мы не обходились и нанимали профессиональных строителей, которые руководили процессом. Один из осужденных был у меня алтарником. Можно сказать, старшим по храму. При нем как раз ломали потолки, штукатурили стены. Все ждали момента, когда будем вешать паникадило — целое событие для нас. А у него как раз подошло время писать прошение на УДО (условно-досрочное освобождение. — Ред.), и он отказывается: «Как я могу сейчас выйти, мы же еще паникадило не повесили?!» Так и отсидел «до звонка». Бутырский храм небольшой, физически не может вместить много людей, поэтому остальные вынуждены ждать своей очереди. В этой ситуации особенно важен колокольный звон. Узники, которые не смогли попасть на службу, слышат колокольный звон и могут помолиться сами. К нам приезжал звонарь из Храма Христа Спасителя Игорь Тулисов, который обучил одного из узников звону. А тот — уже следующего, и так по очереди. Теперь, когда человек собирается выйти на свободу, он ищет себе замену и обучает нового звонаря. Такая вот у нас преемственность. Виновен? Многие заключенные говорят, что сидят ни за что. Бывают очень необычные случаи: человек совершил одно преступление, а отбывает наказание за другое — то, которое не совершал. Такие люди меня несколько раз спрашивали, как им с этим быть. Причем заставить донести на себя я не могу, да и по закону человек свидетельствовать против себя не обязан. Такому узнику я говорю: «Пусть тебя сейчас и осудили несправедливо, но воспринимай это как расплату за свои прошлые грехи». Узники, у которых большие сроки, могут просто озвереть — не в том смысле, что они могут кого-то убить. Просто они перестают следить за собой, мыться, выходить на прогулки — опускаются и живут как в берлоге. Фактически сходят с ума. Частая история, когда люди не проживают и семи лет в заключении с таким образом жизни. А вот с верующими людьми совершенно противоположная ситуация: даже в заключении жизнь для них не заканчивается и имеет смысл. Сотрудники сами видят, что узники после воцерковления меняются, у них нет такого количества нарушений, рецидивов, которые обычны для тюрьмы. Они видят результат. Видят, что вера действительно помогает. Особенности службы в тюрьме Отец Константин общается с узником во время обхода по камерам тюрьмы

http://foma.ru/hroniki-butyirki.html

Звон его был слышен за 25 километров. Перед войной его сняли. Был устроен большой деревянный настил, по которому хотели колокол спустить, но настил не выдержал. Колокол упал, разбил паперть колокольни и ушел в землю. Его извлекали по частям (резали автогеном). Поменьше колокол — в 1850 пудов — Годунов (по имени жертвователя) — тоже переплавили. Третий — Корноухий — в 1275 пудов был пожертвован Борисом Годуновым (при отливке у него не вышло одно " ухо " , отсюда и такое название). Его тоже сняли на металл. Уцелевший Лебедок пожертвован тем же Борисом Годуновым, весит 625 пудов. Назван так из-за мелодичности звона. В составе сплава много серебра, что и придает исключительную нежность звуку [ 1 ]. Этот колокол считали полиелейным, то есть звонили в него к полиелейным службам. Колокольня оставалась в ведении музея. Кроме Лебедка, было еще тринадцать часовых колоколов (внутри у них были языки, а снаружи молотки отбивали часы). Совет по делам религии разрешил звонить. Когда дали ключи для осмотра колокольни, ночью двое рабочих подтянули язык у Лебедка, провисший от долгого ви-сения без употребления. Он был подвешен на сыромятном ремне. И вот дирекция музея не разрешает звонить на том основании, что " вы разобьете колокол " . Удар колокола должен приходиться в место утолщения, а язык провис. Отец Гурий уговаривал их и уверял, что сделает все, как нужно, а директор уперся. Только перед самой заутреней была получена телеграмма из Патриархии, что вопрос согласован и разрешается звонить. И вот через 26 лет вновь раздался могучий звон с лаврской колокольни. Когда мы вышли с крестным ходом из собора — вся площадь была сплошной массой огоньков, морем огня. И шествие началось под торжественный прекрасный трезвон. Константин Иванович оказался очень искусным звонарем. Ему досталась честь начать звон, законченный им же. Нас всех охватило такое волнение, что многие плакали. Говорят, что и неверующие жители Загорска выходили на улицу слушать звон. Затем встал вопрос о братии. Одни по назначению, другие, прослышав об открытии Лавры, сами просили принять их в число братии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В категории людей второго сорта духовенство находилось фактически до сталинской редакции Конституции 1936 года. Однако после получения полных прав бывшие лишенцы были первыми кандидатами на репрессии при новой массовой волне репрессий 1937–1938 гг. (см. Приказ наркома внутренних дел СССР 00447) 66 . При этом следует заметить, что сталинская Конституция содержала один, но очень существенный момент ущемления прав верующих, по сравнению с Конституцией 1918 г. 67 По Конституции РСФСР (1918 г.) разрешалась наряду с атеистической пропагандой и религиозная (ст. 13), а Конституция СССР (1936 г.) провозглашала лишь свободу «отправления религиозных культов» и свободу антирелигиозной пропаганды (ст.124), т.е. религиозная проповедь запрещалась 68 . Декрет «Об отделении церкви от государства школы от церкви» действовал в советском государстве «почти до самого конца его существования и только постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года был объявлен утратившим силу» 69 . Что интересно: советская «свобода совести» распространялась не только на внешние стороны отношений верующих и государства, даже при лояльности первых, но и на внутреннюю каноническую и богослужебную жизнь Церкви 70 . Практически как при османском иге в Греции и на Балканах по всей России шла война с колокольным звоном. 30 июля 1918 г. «вышло постановление СНК «О набатном звоне», согласно которому за созыв населения набатом виновные предавались суду трибунала» 71 . «Колокола сбрасывали под тем предлогом, что они мешают слушать радио и оскорбляют религиозные чувства нехристиан. Колокольный звон запрещался постановлением местных властей в Ярославле, Пскове, Тамбове, Чернигове. В начале 30-х гг. был снят и перелит самый большой в России 67-тонный колокол Троице-Сергиевой лавры. Запрещен был колокольный звон и в Москве. По словам А.И. Козаржевского, только за официальной чертой тогдашней Москвы, на Воробьевых горах можно было услышать звон единственной церкви» 72 . Это при том, что колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010