Вместо Галилеи в еврейском написано Galiloth, что Акила перевел Θνας, а Симмах пределы: Θνας же, то есть песчаные холмы, мы можем отнести к берегам Палестины, а не к Галилее Филистимлян 86 , которой вовсе не существует. Иоил. 3:7, 8 . Вот Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу возмездие ваше на голову вашу, и продам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному, потому что Господь сказал. LXX: Вот Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу возмездие ваше на головы ваши. И продам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их в плен народу, далеко отстоящему, потому что Господь сказал. Еврейское слово Sabaim, которое Акила и Симиах перевели так, как оно написано, LXX перевели плен, но оно, скорее, означает пленных. Савеями же называется народ по ту сторону Индии, из которого была и царица Савская, приходившая слушать мудрость Соломона ( 3Цар. 10 ). О них и Исаия говорит: «Саваимстии мужи высоцыи к тебе прейдут» Ис. 45:14 ). Страна эта считается доставляющею благовонные курения, как говорит Виргилий: ...и его алтарей Дымятся Савойским куреньем 87 , хотя некоторые предполагают, что савеи – это арабы. Иудеи питают надежды или, скорее, грезят, что в последнее время они будут собраны Господом и возвращены в Иерусалим. Не довольствуясь этим счастием, они утверждают, что сам Бог предаст в их руки сыновей и дочерей римлян, чтобы иудеи продали их не персам, ефиоплянам и другим соседним народам, но савеям, народу весьма отдаленному; потому что Господь сказал, и Он отмстит за обиды, нанесенные Его народу Так вместе с ними говорят и наши иудействующие, ожидающие для себя тысячелетнего царства в пределах Иудеи, и золотого Иерусалима, и кровавых жертв, и сыновей и внуков, и неимоверных наслаждений и ворот, украшенных различными драгоценными камнями. Но мы скажем, что Господь и поднял после Своего пришествия, и ежедневно поднимает и будет поднимать тех, коих различные заблуждения удалили из пределов их. И прекрасно сказал «подниму», как бы лежащих и упавших, чтобы те, кои погружены были в ереси, восстали в церкви, воздавая еретикам то, что они сделали, предавая сыновей и дочерей их, наставленных ими в таинственном и плотском учении, в руки сынов Иуды, в руки тех, кои стояли во главе церкви, и облечены в доспехи апостольские и имеют щит и копье Ветхого и Нового Завета (Iustrumenti). Взяв сыновей и дочерей их, они продадут их савеям и сделают их пленниками, чтобы удалить их от пределов их, и чтобы они, сделавшись лучшими, начали подчиняться догматам церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Высокомерное самопревозношение тотчас наказывается Господом, и не отсрочивается определение [Божие], чтобы не казалось, что милосердие к бедным не принесло никакой пользы. Но тотчас после своих высокомерных слов он утратил царство, которое было оставлено для него вследствие его дел милосердия (eleemosynas). Дан. 4:29 . Доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим. Великое утешение для несчастного, когда он, находясь среди страданий, знает, что за ними последует благоденствие; но Навуходоносор находился в таком исступлении и был столь безумен, что во время зол не вспоминал о тех благах, которые Бог обещал ему. Дан. 4:31 . Я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне. Если бы он не возвел глаз к небу, то не получил бы прежнего разума. Но когда говорит, что к нему возвратился разум, то показывает, что он потерял не образ [только человеческий], но способность мышления (mentem). И царство Его в род и род. Если эти слова Писания «в род и род» понимать просто в смысле: во все будущие времена, то не возникает никакого вопроса. Если же род и род означает два поколения: Закона и Евангелия, то должен возникнут вопрос: каким образом Навуходоносор мог знать тайны Божии. Но мы разве то только можем сказать, что когда он возвел глаза к небу и опять возвратился в прежнее состояние, и превознес и благословил Бога, живущего во веки, то он познал также и это. Дан. 4:32 . Ибо по воле Своей Он действует как с силами небесными, так с живущими на земле и проч. И это он говорит, как человек от мира. Ибо он не делает того, чего хочет; но что добро, этого хочет Бог . Навуходоносор же так говорит, что может казаться, что, прославляя могущество Божие, он осуждает правосудие Его, как понесший наказание незаслуженно. Дан. 4:33 . И вельможи мои, и сановники мои взыскали меня, и я восстановлен был на царстве моем, и величие мое еще более возвысилось. Поэтому, как полагают не признающие исторического характера, все ангельские силы взыщут диавола, и могущество его на столько возвысится, что тот, кто некогда возгордился пред Богом, будет более великим, нежели был до своего грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава I . Дан. 1:1 . В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. Это тот самый Иоаким, сын Иосии, в тринадцатый год которого начал пророчествовать Иеремия, при котором и женщина Олда пророчествовала, который называется другим именем Елиаким и царствовал над коленом Иудиным и Иерусалимом одиннадцать лет. После него вступил на царство сын его Иоахим 5 , именуемый Иехониею, который в третий месяц своего царствования, в десятый день был взят в плен вождями Навуходовосора и отведен в Вавилон, и вместо него был поставлен дядя его, Седекия, сын Иосии, в одиннадцатый год которого Иерусалим был взят и разрушен. Поэтому никто не должен думать, что Иоаким, о котором говорится в начале Даииила, тожествен с тем Иоахимом, о котором пишется в начале Иезекииля. Ибо этот имеет последним слогом chin, а тот – cim. Поэтому и в Евангелии от (secundum) Матфея, по-видимому, недостает одного рода, так как вторые четырнадцать родов ( τεσσαραδκας) оканчиваются Иоакимом, Сыном Иосии, а третьи начинаются Иоахимом 6 , сыном Иоакимовым. Не зная этого, Порфирий клевещет на церковь и, стараясь уличить евангелиста Матфея во лжи, обнаруживает свое невежество. Дан. 1:2 . И предал Господь в руку его Иоакима, царя иудейского. Когда пишется, что Иоаким был предан, то это показывает, что победа была не вследствие силы противников, а по воле Господа. И часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес [эти] сосуды в сокровищницу бога своего. Земля Сеннаар – это местность в Вавилоне, в котором находилось поле Дура и башня, которую двинувшиеся с востока старались построить до неба ( Быт. 11 ). Поэтому место то и получило от смешения языков название Вавилона, который в переводе на нашем языке означает «смешение». Следует также заметить применительно к таинственному смыслу, что царь вавилонский не мог перенести все сосуды дома Божия и поместить их в устроенном им у себя капище, а [перенес только] часть сосудов дома Божия, под которыми должно разуметь учения истины. Ибо если раскроешь все книги философов, то непременно найдешь в них некоторую часть сосудов Божиих. Так, у Платона [найдешь] Творца мира, Бога, у Зенона, главы стоиков, низшие и бессмертные души и единое благо, честность. Но так как они примешивают ложь к истине и портят естественно хорошее чрез многое дурное, то вследствие этого говорится, что он взял часть сосудов дома Божия, а не все сосуды в целом и совершенном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава четвертая. История мессианских пророчеств А теперь совершим исторический экскурс в мир таинственных мессианских пророчеств, поддерживавших упование и надежду в человеке, всегда позволявших человеку смотреть и устремляться вперед. Историю ветхозаветного мессианства можно разделить на три периода. – Древний период мессианских пророчеств: допотопный период; послепотопный период до Авраама. – Мессианство праотцев Авраама, Исаака и Иакова. – Мессианские пророчества и чаяния Израиля: Моисей; Самуил и пророки. Допотопные пророчества касались всего человечества, первой земной цивилизации. В дальнейшем происходит сужение круга людей, просвещенного и ободренного мессианскими пророчествами. Так, послепотопные пророчества хранились уже только у семитов, потомков Сима, одного из Ноевых сынов. Пророчества праотцов Авраама, Исаака и Иакова составили предысторию израильского мессианизма. Через Моисея Израиль становится народом Божиим. Моисей, ходатай и начальник Ветхого Завета, возвещает своему народу о приходе в грядущем такого Пророка, как он сам. Самуил и пророки и явили потом собственно израильское мессианство. 4.1. Древний период мессианских пророчеств Допотопный период мессианских пророчеств Мессианство столь же древне, как человек, и история его началась вместе с историей людей. Начало мессианской надежде и мессианским ожиданиям было положено еще в раю, в Эдемском саду до изгнания из него человека. Пал человек, и сразу же по согрешении человеку дается мессианская надежда. Первым мессианским пророчеством явилось протоевангелие, возвещенное Богом в словах проклятия змию-искусителю: За то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт. 3:14–15 ). Подробное толкование этого текста дано в первом экзегетическом этюде «В начале...» [ Фаст Геннадий , протоиерей. Этюды по ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2007].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дан. 11:40, 41 . И в предопределенное время сразится с ним царь южный, и придет, как буря, на него царь северный с колесницами и всадниками и многочисленным флотом, и войдет в земли, и разорит их и пройдет через них. И войдет он в землю славную, и многие падут. Вместо этого Симмах перевел: и многия тысячи падут, Феодотион: и многие будут бессильными. Под многими павшими, по Акиле, нужно понимать города или страны и области. Порфирий также и это относит к Антиоху, который в одиннадцатый год своего царствования опять воевал против сына своей сестры, Птоломея Филометора. Услышав о нашествии Антиоха, он собрал многие тысячи людей. Но Антиох, подобно сильной буре, с колесницами, и всадниками и многочисленным флотом вошел в очень многие земли и, проходя через них, все опустошил, и пришел в землю славную, то есть в Иудею, которую Симмах перевел чрез землю силы, вместо чего Феодотион поставил самое слово еврейское Sabai (или Saba), и укрепил цитадель, воспользовавшись развалинами стен города, и потом продолжал путь в Египет. Наши же, относя и это к антихристу, говорят, что сначала он будет вести борьбу против царя южного, то есть египетского, и потом победит ливийцев и ефиоплян, о которых мы выше читали, как о трех сломанных рогах из десяти рогов, и когда он придет в землю Израилеву, то многие города или области будут преданы в руки его. Спасутся от рук его только Эдом, Моав и владения (principium) сынов Аммоновых. Говорят, что Антиох, спеша против Птоломея, царя южного, не коснулся идумеев, моавитян и аммонитян, бывших обок с Иудеею, чтобы, занявшись другою войною, не дать усилиться Птоломею. Также и антихрист оставит Идумею, Моавитян и сынов Аммоновых, то есть Аравию, нетронутыми, потому что в находящиеся там пустыни будут убегать святые. Дан. 11:42, 43 . Я прострет руку свою на [разные] страны, и земля египетская не спасется; и завладеет он сокровищами золота и серебра и всеми драгоценностями Египта; пройдет чрез Ливию и Эфиопию. Это отчасти, как мы читаем, сделал Антиох. Но дальнейшие слова: «пройдет чрез Ливию и Эфиопию» более применимы, по мнению наших, к антихристу. Ибо Антиох не овладевал Ливиею, под которою большею частью понимают Африку, и Эфиопию, если только это не понимать в том смысле, что подобно тому, как в областях Египта, находившихся в той же самой стороне, так и в соседних областях, далеко тянувшихся но пустыням, было также, по овладении Египтом, смятение. Поэтому не говорит, что он овладел ими, но: «прошел чрез Ливию и Эфиопию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 13:4 . И были поставлены два старца из народа судьями в том году. Еврей говорил, что это были Ахав и Седекия (или Алхия и Седехиам), о которых пишет Иеремия: «да сотворит ти Господь, якоже Ахаву и Седекии, ихже сожже царь Вавилонский во огни, беззакония ради, еже сотвориша в Израиле, и любодеяху с женами граждан своих» ( Иер. 29:22, 23 ). Дан. 13:5, 6 . О которых Господь сказал, что вышло беззаконие из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом. Они часто бывали в доме Иоакима и проч. Прекрасно о старейшинах-грешниках сказал: «которые казались управляющими», а не: которые управляли народом. Ибо управляют народом [только] те, которые бывают хорошими правителями; а которые носят только имя судей и несправедливо правят, те не столько управляют, сколько кажутся управляющими народом. Дан. 13:8, 9 . И возгорели они похотию к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не помнить судов праведных. Что греки называют πθος, это мы вернее можем перевести чрез permurbamionem (смятение, душевное волнение), нежели чрез passionem (страсть). Таким образом это смятение и лообострастное пожелание возбудило или, скорее, потрясло сердца их. Но лишь только в душах их рушилось основание и они замыслили исполнить свои пожелания, то сами они извратили ум свой, по извращении которого уклонились глаза их, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о судах праведных или Божиих, или же [о судах] чести и врожденного всем естественного стремления к добру. И вот Сусанна гуляла по обычаю. Уже прежде было сказано, что Сусанна гуляла с наступлением утра. Не неуместно было бы для успокоения тех, которые для всего, что мы делаем, требуют примеров из Священных Писаний, привести это место о гулянии в доказательство того, что хорошо делают некоторые, гуляя для укрепления тела. Это место, говорит [ Ориген ], я привел теперь по изданию Семидесяти: этими словами Ориген дает знать, что прочее он изложил не по Семидесяти толковникам. Дан. 13:22 . И застонала Сусанна, и сказала: теснота мне отвсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 1:18 . Итак по окончания тех дней, после которых царь приказал привести их, начальник евнухов привел их к Навуходоносору. Под окончившимися днями разумей время трехлетия, потому что царь определил, чтобы они три года воспитывались и после того предстали пред царя ( Дан. 1:5 ). Дан. 1:20 . И во всяком слове мудрости и разумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех прорицателей и магов, какие были во всем царстве его. Вместо прорицателей (hariolis) и магов в общепринятом издании переведено: софистов и философов, – не в отношении к той философии и софистике, которую обещает ученость греков, но относительно той науки варварского народа, на которой доселе основывают свою философию халдеи. Дан. 1:21 . Был там Даниил до первого года царя Кира. Мы впоследствии скажем, каким образом о том, о котором теперь пишется, что он был здесь до первого года царя Кира, впоследствии говорится, что он был в третий год того же царя Кира и в первый Дария. Глава II Дан. 2:1 . Во второй год царствования Навуходоносора видел Навуходоносор сон, и смутился дух его и сон его бежал от него. Если через три года явились к нему отроки, как он сам приказал, то каким образом теперь говорится, что он видел сон во второй год своего царствования? Это так объясняют евреи, что здесь говорится о втором годе царствования его над всеми иноземными (barbararum) народами, не только над Иудеею и халдеями, но также над ассириянами, и египтянами, и моавитянами и прочими народами, которых он покорил по попущению Божию. Посему и Иосиф в десятой книге Древностей пишет: «через два года после опустошения Египта царь Навуходоносор видел чудесный сон, и смутился дух его, и сон его бежал от него». Нечестивый царь видел сон относительно будущего, чтобы чрез объяснение святым [отроком] виденного им прославился Бог и чтобы это было великим утешением для пленников и для служивших Богу во время пленения. Тоже самое мы читаем относительно Фараона, – не потому, чтобы Фараон и Навуходоносор заслужили видеть [такого рода сны], а потому, что Иосиф и Даниил оказались достойными того, чтобы чрез объяснение их быть предпочтенными пред всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 1:8 . Даниил же положил на сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином из напитков его и просил начальника евнухов, чтобы не оскверняться ему. Кто не хочет вкушать от стола царского и от вина напитков его, чтобы не оскверняться, зная, конечно, что самая мудрость и учение вавилонян служит грехом, тот никогда не решится говорить того, чего не должно. Изучают же они ее не для того, чтобы следовать, а чтобы судить и обличать. Как возбуждает смех тот, кто, желая писать против математиков, не знает μαθματος; (их науки): так равно и тот, кто, критикуя философов, не знает философских учений. Таким образом они изучают науку халдеев с тою целью, с какою и Моисей изучил всю мудрость египтян. Дан. 1:9 . Бог даровал Даниилу милость и благоволение у начальника евнухов и проч. Кто за грехи предков был отведен в плен, тот за свои великие добродетели немедленно получил награду. Ибо он решил в сердце своем не оскверняться от стола царского и царским яствам предпочел простые кушанья. Поэтому Господь даровал ему милость и благоволение у начальника евнухов. Отсюда мы необходимо должны придти к заключению, что если святые когда либо бывают любимы неверными, то это бывает по милости Божией, а не вследствие добрых качеств людей развращенных. Дан. 1:12 . Прошу [тебя], сделай опыт над нами, рабами твоими, в течение десяти дней, и пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья. Это служит доказательством неимоверно великой веры, что они не только обещают чрез вкушение худшей пищи достигнуть полноты, но и назначают время. Таким образом они пренебрегли царскими яствами вследствие не легкомыслия, а веры. Дан. 1:17 . И даровал Бог этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу [еще] даровал разуметь и всякие видения и сны. Заметь, что Бог даровал святым отрокам знание и разумение светских наук во всякой книге и мудрости. Вместо этого Симмах перевел: искусство грамматическое, вследствие чего они понимали все то, что читали, и при помощи Духа Божия судили о знании халдеев. Даниил же имел то отличие пред этими тремя отроками, что видел прозорливым умом видения и сны, в которых под некоторыми символами таинственно указывается будущее, так что он умственными очами созерцал то, что другие видели в виде призраков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 2:30 . И мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих; но чтобы было открыто объяснение царю и чтобы ты узнал помышления ума твоего. Царь думал, что знание будущего может быть приобретаемо искусством ума человеческого и потому повелел умертвить мудрецов вавилонских. Поэтому Даниил оправдывает тех, которые не могли рассказать [сон], и сам избегает зависти, чтобы кто-либо не подумал, что он, благодаря собственной мудрости, сказал то, что имел сказать. Причиною же пророческого откровения было желание царя, хотевшего знать будущее. Таким образом он воздает честь царю, когда говорит, что ради его знания были открыты ему Богом тайны. Нужно заметить также, что сны, в которых указывается что либо будущее и как бы в тумане открывается истина, не открываются снотолкователями и по воле человеческой, но принадлежат ведению одного Бога. Дан. 2:31 . Ты, царь, видел, – и вот как бы какой-то большой истукан. Вместо «истукана», то есть νδριαντι, как перевел один Симмах, прочие перевели imaginem (образ), желая таким именем указать на подобие будущего. Мы последуем за пророческим толкованием и, изъясняя слова Даниила, изложим более подробно то, что им сказано кратко. Дан. 2:38 . Итак, ты – эта золотая голова. «Голова золотая» – это, говорит, ты, царь. Этим дается знать, что сперва царство вавилонское сравнено с золотом, как самым дорогим. Дан. 2:39 . После тебя восстанет другое царство, меньше твоего, серебряное, – именно царство мидян и персов, уподобляемое серебру, меньшее предшествующего и большее последующего. И третье царство медное, которое будет владычествовать над всею землею. Указываем на Александра и царство македонян и преемников Александра. Оно справедливо называется медным, потому что медь звонче всех металлов и звучит яснее, и звук ее распространяется далеко и широко, что указывает не только на славу и могущество царя, но и на красноречие греков. Дан. 2:40 . А четвертое царство будет подобно железу: как железо все раздробляет и разбивает (domat), так оно будет все раздроблять и сокрушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан. 3:17 . Ибо вот Бог наш, которому мы служим, может спасти нас от печи, раскаленной огнем, и избавить от рук твоих, царь. Чем он думал устрашить отроков, в этом он видит в них причину их мужества. И не откладывают надолго, но в настоящее время они ожидают себе помощи, говоря: ибо вот Бог наш, которому мы служим, Он может спасти нас и от огня, которым ты угрожаешь, и от твоих рук. Дан. 3:18 . А если Он не восхочет. Прекрасно к сказанному ими: «может спасти нас» присоединил не противуположное: если не может, но: «если не восхочет», так что если они погибнут, то это будет вследствие не бессилия Божия, а воли Его. Да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим не служим и золотому истукану, который ты поставил, не покланяемся. Будем ли мы читать истукан, как Симмах, или образ золотой, как прочие перевели, чтители Бога не должны покланяться ему. Поэтому судьи и мирские правители должны понять, что, покланяюсь истуканам и образам императоров, они делают то, отказавшись от исполнения чего три отрока благоугодили Богу. Нужно заметить также ту особенность, что они говорят о служении богам и поклонении образу, но то и другое не приличествует рабам Божиим. Дан. 3:19 . Тогда Навуходоносор исполнился ярости и вид его изменился. Некоторые псалмы отмечаются надписаниями: «о изменитися хотящих» ( Пс. 59 и друг). Таким образом слово изменение имеет двоякий смысл: и от доброго к худому и от худого к доброму. Ибо и изменение лица Навуходоносора не может быть относимо к хорошей стороне. Впрочем, некоторые и надписание псалмов относят [к изменению] от доброго к худому в том смысле, что те, кои естественным путем должны были уразуметь Бога, вследствие смятения мысли и раздражения изменились в отношении ко Христу и святым Его. Дан. 3:19, 20 . И повелел он разжечь печь в семь раз сильнее, нежели обыкновенно разжигали ее. И самым сильным мужам из войска своего приказал связать ноги Седраха, Мисака и Авденого и бросить их в печь, раскаленную огнем. Как будто бы простой и обыкновенный огонь не может истребить тела трех отроков; но ярость и раздражение, близкое к безумию, не может соблюдать меры. Он хочет также угрозою многообразного наказания устрашить тех, которых видел готовыми к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010