I. Наставления Архимандрита Феофана Новоезерского 1 . «Жизнь духовная, – говорил он, – должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива, а паче смиренна. Смирение есть без труда спасение. Смирение сердечное есть первое и главнейшее основание дома душевного и монашеской жизни. Ибо и Христос Сын Божий говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. ( Мф.11:29 )». 2 . Если кем будем обижены, должны сказать: «Согрешил, прости ради Бога», а в себе, представляя грехи свои, помыслить: «Я достоин наказания и больше сего». 3 . Христос Сын Божий, укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше ( 1Пет.2:23 ). Если же когда от нанесенной обиды сердце и смутится, то никак не должно выражать смущения словами, но всеми силами себя воздержать от оных, по рекшему: смятохся, и не глаголах ( Пс.76:5 ); должно помнить Апостольское слово: солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите в себе места диаволу ( Еф.4:26–27 ). Иначе же не угодны будут Господу Богу ни молитвы наши, ни прочие добродетели, как бы они велики не были. 4 . Не только должно воздерживаться от худых дел и слов, но и от скверных помыслов, приходящих нам от бесов. Сперва бывает прилог, то есть, вражеское предложение нашей мысли, потом следует сочетание, т.е. соизволение нашего ума вражью представлению, наконец, и самое исполнение делом. А посему каждую мысль, могущую душе вредить, должно тотчас отражать памятью всегдашнего с нами присутствия Божья по написанному: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся от пути добродетельнаго ( Пс.15:8 ). А Св. Иоанн Лествичник так поучает: Иисусовым именем бей супостаты, ибо не обрящеши на них крепчайшего оружия на небеси и на земли, паче имени Иисусова. И потому должно всегда во уме иметь молитву сию: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго; Господи, отыми от Мене весь помысл лукавый; Господи, даждь ми мысль благу. 5 . Притом нисколько не должно внимать чужим недостаткам, но всегда взирать на свои грехи, и не осуждать других, а себя обвинять и укорять. Чрез сие можем получить в своей жизни исправление.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

К одному Богу должны прилепляться любовью и в мыслях не разлучаться с Ним; не заниматься суетою, но стараться, как можно, пробираться сквозь пристрастия и суетные воображения к чистоте мысли о едином Боге. Можно разбирать мысли, отвергать недостойные, а принимать одни добрые, так и дела-то согласны будут; а ежели принимать всякую мысль, то их такая куча найдет, как саранча. Одни только мысли иметь надобно: что я и что Бог . А кто я? Комар, прах, земля. О духовном сокровище Весь мир не стоит единой христианской души, понеже он проходит, а душа наша есть и пребудет нетленна вовеки. Покуда время есть, мы можем души наши очистить: стояще во храме славы Твоея, на небеси стояти мним. Ведь это не ложно сказано, что, если коснётся благодать, то, такое нетленное сокровище получив, ничего уже внешнего не пожелаем. Стяжи чистоту душевную и телесную, тогда и будешь храм чист Богу, жилище Святого Духа! Настоящая жизнь наша есть жизнь вечная. Там наше и богатство, честь и слава. Хотя бы кто приобрел все сокровища мира, будет нищ, если душевного сокровища не будет иметь. С тем жить надобно, чтобы угодить Господу Богу, думать о себе, что мы земля и в землю возвратимся; недолго жить здесь в гостях. «Прославляющия Мя прославлю» (1Цар. 2, 30). Прославляется Бог нашею жизнию, любовию, смирением, послушанием, кротостию, терпением, – вот наше сокровище душевное. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1162 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источники: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр Алексеевич 16 декабря 2018, 22:13 В " Духовных Зёрнах " архимандрита Феофана Новоезерского есть всё что нужно для нашего спасения... Как просто и понятно разъяснено. Нужно только помнить и это исполнять. Удивительно как святым угодникам открываются такие истины! satira 16 декабря 2018, 09:16 Храни всех Господь! Людмила ис 15 декабря 2018, 21:35 Спасибо автору за назидательную подборку. Дополню: " Причащаться Святых Тайн дело полезное, но чтоб ежемесячное обещание положить, не советую... Я советую хотя не так часто приобщаться, хотя только в посты, но чтоб ум соблюдать в тишине и спокойствии, и о всяком приключившемся прискорбии благодарить Господа... А ещё при том даю вам совет и кроме постов приобщаться Святых Тайн, когда случаются изнеможения и припадки болезненные... " (Наставления Архимандрита Феофана Новозерского.-Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Ч.1, М., 1994. С. 183. Репринт:1913).

http://pravoslavie.ru/117876.html

Отвечаю: нет рода жизни без своих скорбей; но я высмотрел жизнь монастырскую подробно, не только сверху, но и снизу, проводивши многие годы послушником. Точно, пришлось видеть некоторых настоятелей, живущих будто бы на покое, но на самой вещи на безпокойствии в полном смысле. Опять видел других настоятелей, для которых оставление должности и жительство на покое было средством к достижению сугубаго спокойствия и по душе и по телу. В пример последних могу представить почившаго в Бозе, известнаго по благочестию, отца Феофана, Архимандрита Новоезерскаго: я имел счастие его видеть, имел счастие с ним беседовать. По моему мнению, заимствованному из учения преподобных Наставников монашества, утвержденному собственными наблюдениями, настоятель, живущий на покое, если возлюбит поучаться в Законе Божием, если изберет в жребий свой часть Марии, остережется от всякаго участия в части Марфиной, то проведет тихо, безмятежно дни свои, особенно в монастыре пустынном и общежительном. Есть у меня советник, котораго советом я руководствуюсь в моем поведении при настоящих обстоятельствах. Пленяюсь его советом, увлекаюсь им! «Блаженни, — говорит он, — препоясавшиеся по чреслем своим к морю скорбей, простотою и неиспытным образом, любве ради, яже к Богу, и не давши плещи. Сии скоро к пристанищу Царствия спасаются, и почивают в селениих добре потрудившися, и утешаются от злострадания своего, и радуются во веселии надежды своея...; размышляющий же много помышления, и хотящий зело быти премудрии, и предающий себе обращениим помыслов и боязни, и предуготовляющийся, и предзрети хотящий вредительныя вины, множайшии из сих при дверех домов своих выну седяще обретаются. Якоже рекшии: «Сыны исполинов видехом тамо, и бехом пред ними яко прузи» (Чис. 13:34). Сии суть во время скончания своего обретающийся на пути, присно хотящий быти премудри, положити же начала отнюдь не хотяще. Невежда же плавает с первою теплотою и переплывает, попечения о теле отнюдь не творя...    Внемли себе, да не будет многость премудрости твоея поползновение души твоей и сеть пред лицем твоим: но на Бога уповая, с мужеством положи начало пути исполненнаго крове, да не обрящешися присно скуден и наг разума Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мы уже знаем, что всякого рода видения играли большую роль в жизни Саввы Дугина. При дальнейшем ходе следствия он отказывался от некоторых своих показаний о том, что привиделось ему во сне, но все эти случаи отречения от рассказанного ранее, по-видимому, вызывались страхом еще более усугубить свою вину. И в настоящем его «объявлении» трогательный рассказ о Спасителе-младенце в вишневой рубашке, снисшедшем во сне утешить несчастного узника, не только не помог ему, но послужил лишним поводом к его обличению. Синод остался крайне недоволен «объявлением» Дугина, признав, что в нем содержатся «новыя важныя дела», и снова увещевал его, чтоб он в лживых своих делах покаялся; но, как сказано в протоколе допроса, Дугин «остался при прежнем своем упрямстве». Вследствие этого Синод «за его зело важныя и церкви святой и Ея Императорскому Величеству противныя и злобно взмышленныя дела», постановил лишить его сана, что и было исполнено в тот же день, когда Дугин написал свое «объявление» – это было 28 июля 1731 г. С момента лишения сана Дугин снова переходил в ведение Тайной канцелярии как «роспоп», т. е. лицо гражданского звания. Приказ об его отсылке в Тайную канцелярию был уже отдан, когда он, на следующий день, 29 июля, испросил разрешения Синода дать снова показания и принести «истинное повиновение». Очевидно, лишение сана показало ему, что бороться дольше с сильными мира сего ему не придется, а попасть снова в безжалостные руки верховного палача Ушакова, не принеся с собой из Синода положительного раскаяния, которое одно могло смягчить его участь, было слишком страшно. Дугин был допущен пред Синод и устно, а затем и письменно, представил ряд объяснений на все пункты обвинения. Свое видение «жены, облеченной в солнце», он признал лживым, а происхождение записки с толкованием Апокалипсиса объяснил так: уже будучи под стражей в Тайной канцелярии, он заскорбел жестокою болезнью, заболели ноги нестерпимо, и он просил его расковать; но подьячие не исполнили его просьбу; тогда он пожелал видеть императрицу и сказал за собою тайное дело; когда секретарь стал его допрашивать, какое это дело, он вспомнил давно слышанное им от покойного деда его, Якова, игумена Красногорской пустыни в Романове, и от монаха Матвея толкование XII-й главы Апокалипсиса и пророчества Кирилла Новоезерскаго; об этом он и написал в своей записке, применив все то к императрице Анне Иоанновне и к России «и чрез то надеялся, что признают за истину и от слабости будут воздерживаться, а более того ничего себе не надеялся».

http://sedmitza.ru/lib/text/10133691/

Древнерус. К. по форме и конструкции повторяли визант. образцы. Меднолитые К. XI-XIII вв. изготавливались в виде небольших гладких полусферических чашечек на невысоком поддоне с 3 ажурными цепями (иногда с крестиками), к-рые крепились вверху к кольцу. Такие К. по форме похожи на кадила без кровли (см. ст. Кадило ). Древнерус. К. отливались из бронзы, олова, выковывались из меди, медных сплавов, серебра и золота. Цепи К. в верхней части крепились к чашечке, сделанной в форме полусферы или колокольчика с кольцом для подвешивания. Чашечки назывались «коптильник» или «иорданка» («иердань») из-за их сходства с иорданской сенью ( Забелин. 1853. С. 65). К. подвешивали на цепях к железному кованому кронштейну, укрепленному на стене, или к верхней части киота . В XVII-XVIII вв. кронштейны часто изготавливались фигурной формы, в виде ветвей с цветами, отростками, крестами, коронами, с изображениями ангелов, птиц, драконов (см.: Жизневский. 1888. С. 134-135). У иконостаса над царскими дверями К. обычно подвешивалось на шнуре, что позволяло при необходимости его опускать и поднимать (см.: Забелин. Там же). Помимо подвесных также известны поставные, или напольные, К. Они изготавливались в виде полусферических серебряных или медных чаш, которые часто крепились на высоких медных или оловянных стоянах в виде балясин или на железных кованых т. н. шандалах. Подобные напольные светильники использовались в новгородских храмах в XVI-XVII вв.(см.: Игошев. 2008. С. 182). В К. в виде полусферических чаш возжигали масло или воск (Там же. С. 172). Чашу К. наполняли оливковым («древянным») маслом, и зажигали фитиль. Из такого К., поставленного на блюдо с зернами пшеницы, брали елей при совершении таинства Елеосвящения ( Никольский. Устав. С. 734). В чашу К. нередко насыпали речной песок, в к-рый ставились и возжигались свечи. Изображения подвесных К. с горящими свечами имеются на древнерус. иконах и миниатюрах рукописных книг XIII-XV вв. (см.: Лазарев. 1983. Ил. 62; Стерлигова. 2000. Ил. 13). В чашах К. с воском одновременно могло гореть несколько фитилей ( Речменский. 1913. С. 21; Олсуфьев. 1926. С. 120; Троицкий. 1928. С. 36; Овсянников. 1968. С. 130; Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 г./Публ.: Т. В. Сазонова//Белозерье: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 2. С. 146).

http://pravenc.ru/text/1470205.html

Присылаю фасад нижнего этажа на цензуру и исправление; намерен сделать еще фасад с другой стороны и планы верхнего этажа и фундамента, которые, когда поспеют, намерен к Вам переслать. Мы, слава Богу, довольно здоровы; раза два на неделе ездим гулять. маменьке всеусердный мой поклон, также братьям и сестрам. Ваш покорнейший сын Дмитрий. М В усерднейше кланяется.   1830 г. Любезнейшая маминька! Письмо Ваше, посланное Вами с соловецким иеромонахом Моисеем, получил я от него перед самою Алексеевскою ярмонкою, которая кончилась два дни тому назад. Не грустите, что я от Вас уехал, и без того бы пришлось куда-нибудь выезжать в то время, когда вы из города стали бы перебираться в Πокровское: 200 верст не так далекое расстояние, и отчего бы мне бояться Вашего приезда. — Притом если б жил я где близко Вологды, то не было б мне покоя, пока не побывал бы в Новоезерском монастыре у отца Феофана, — теперь же это дело уже в шляпе. Придется ли здесь мне жить, не знаю: место низкое, сырое, окруженное водою, — сказывают, что летом, когда подует ветер с Белого озера, то все ходят в шубах, иногда и в Петровки; весною, пока лед не растает, — воздух очень острый, а осенью холодный от воды. Также и вода здешняя не по моему желудку. Приехав сюда, стал я чувствовать очень сильное биение сердца и боль в левом боку, почему и решился припустить три пьявки, от которых мне сделалось большое облегчение, — биение сердца совершенно прекратилось, боль в боку пропала так, как и во всей груди. Между тем, мало-помалу, начало портиться пищеварение, и приключилась сильная лихорадка, в которой нахожусь и поныне, хотя и чувствую некоторое облегчение. Многие здешние рассказывают про Семигороднюю пустыню, что жить в оной ничем не хуже здешнего, а местоположение гораздо лучше, ибо лежит на лощине, окруженной лесом; в самом монастыре находится ключ; от Вологды только в 70 верстах; заутрени начинаются с четырех часов, а здесь с двух; вообще вся служба несколько здешнего покороче. Все сие при моих обстоятельствах и здоровье весьма не худо; думаю, и Вы с этим согласитесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Простое вино для меня почти невыносимо, Ярославский херес и другие вина — гадость еще более невыносимая, самое отвратительное сочинение. Нашел я здесь в соседнем селе какое-то хлебное вино, именуемое бальзам, которое продается по 28 р за ведро. Это предпочел я всем прочим винам, и потому просил тебя прислать варенье, чтоб перемешивать с этим бальзамом, предпочитая мое сочинение сочинению Ярославского купца винами. Твой Тенериф отличный — сохранился прекрасно и завелась в нем чудеснейшая горечь; такой тенериф редко случалось мне пить в Петербурге. Если Вы выписываете большим количеством и держите так долго у себя, то необходимо эти вина держать в погребке, в песку, бутыли и бутылки горлышками вниз. Тончайший эфир, составляющий собою главное достоинство вина, сохранится и сформируется. Планы Печоры, знаменитости вод северных: черную щеку и треску, варенье и, наконец, перчатки и рукавички получил; все прекрасно, за все премного благодарен. Теперь я вполне скопирован и могу в свое время (которое однако ж, как видно, не скоро настанет!) понемногу приучаться к воздуху. В настоящее время мне ничего не нужно, вообще когда я поздоровее, нужды мои чрезвычайно умаляются. Когда ж будет нужно, я попрошу. Вино, так полезное именно в этом роде болезни, вообще мне вредно, и гораздо лучше если б мне вовсе не пить его. Этого можно б было достичь, если б я остался навсегда Бабаевским жителем. Последние два-три года я постоянно пил вино: требовало этого тело мое. Вижу, что это требование происходило от множества накопившихся во всем теле холодных мокрот, останавливавших кровообращение. От рюмки вина, особливо от двух, согревалось тело, разжижались холодные мокроты, кровообращение делалось свободнее: от всего этого я чувствовал облегчение во всем теле. Причина очень ясная! О лечении моем. Справедлива пословица: болезнь входит пудами, выходит золотниками, особливо болезнь застарелая, запущенная. Вижу, что основание всех моих болей была простуда оконечностей ног моих, к чему присоединилась простуда, опустившаяся в ноги от лихорадки, которою я был болен еще послушником в Новоезерском монастыре. — Я тебе описывал как в начале Декабря растаяли мои ноги, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И в здешней то жизни Господь Бог больших даров удостаивает: иным дает дар исцеления, другим дар прозорливства, иные неизвестными для них прежде языками говорят: так Ефрем Сирин заговорил по Гречески, по молитве Василия Великого , чтоб понимать друг друга без переводчика. Но для сего нужно и смирение Святого Ефрема. А ежели оскорбилась, чувствуешь внутреннее смущение, но не будешь оправдываться, не будешь говорить никаких противных слов, смолчишь, – за это не останешься без воздаяния! Всякое дело, всякое художество, все требует терпения. Господь Бог за смирение дает благодать. Один старец говорил с утра до вечера беспрестанно, а другой молчал, один прозорливец сказал об них: который говорил, тот молчание соблюл, а который молчал – празднословец; молчал, да тщеславился сим. С каким ведь намерением, кто что делает, – это важно. Господь Бог наши намерения судит. Наука эта совсем другая, не философия: в мирскую науку вкрадывается тщеславие, а здесь смирение в основе. Себя возвышать, а всеми пренебрегать, – это дело бесовское, а лучше бы Христово смирение стяжать. Аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждены были ( 1Кор. 11:31 ). Покуда не достигнешь смирения, в спокойствии быть не можешь никак, все из страсти в страсть, так, как из пропасти в пропасть, враг будет поревать тебя; а когда будет смирение, так тут все добродетели; это как цепь священная. Где же гордость, тут тщеславие, вражда, тут смущение, ссоры и зло всякого рода. С тем жить надобно, чтобы угодить Господу Богу, думать о себе, что мы земля и в землю возвратимся; не долго жить здесь в гостях. Благодарите Господа Бога, что создал нас человеками. Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша от всех страстей очистилась; в царство небесное не внидет никакая скверна. Сердце мое страхом Твоим да покрыется смиренномудрствующее, да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедрый! Чтобы ни случилось, да будет воля Твоя святая! Надобно в скорби то претерпевать с благодарением; мы думаем, что скорби так, просто, приходят. Нет! Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения. Он обещался не забывать нас: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ). Апостол Павел говорит: никто же веселяй мя, точию приемляй скорбь от Мене. По попущению Божию, в Греции каких мучений не делали язычники Христианам! а мы живем в спокойствии, в тишине. Ну, как Господь прогневается за нашу неблагодарность! Жизнь наша, может быть, к последнему времени, к концу приближается. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодетействова тя, як изъят душу мою от смерти, очи мои от слез ( Пс. 114:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Жалко, что мы о смерти-то мало думаем. Когда сделается скучно, так о смерти размышляйте, о пришествии Христовом. Помыслите как на воздухе будете удержаны, да что будете отвечать на мытарствах. Как можно, принуждайте себя к чтению. Когда все сие исполните, то, кажется и скучать некогда. Господь Бог знает, что вам надобно; взывайте к Нему: да будет воля Твоя! Не одни вы у Него; Он ко всем вопиет: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя ( Пс. 49:15 ); призови не сомнением, а с верою. Нам должно более любить Его, нежели бояться; демони боятся; если в нас нет любви, то и мы им уподобляемся. Мы говорим, что любим, а ничего не хотим за Него принять и перенести. А что Он за нас терпел? Досаждали Ему, укоряли Его, били, плевали на Него, распяли на кресте, – Он все претерпел нашего ради спасения. Так много возлюбил нас бренных и недостойных: а вам ли не стерпеть чего-нибудь, да еще за наши же грехи? От высокоумия нашего мы не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились совершенно к Господу Богу; от того нам все тяжело, все скучно, от того все в неудовольствии, в прискорбии пребываете; говорите с Давидом: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего ( Пс. 37:5, 6 ); мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати в Господе упование спасения моего ( Пс. 72:28 ). Блажени, яже избрал и приял еси Господи! От скольких миллионов избраны вы? Вы часть Божия! Это преддверие царствия небесного, это звание Божие. Благодарите Его, ведь немножко пожить то. Теперь сколько пред глазами вашими примеров! Аркадия, Августа и другие и это действительно и несомненно, что души их во благих водворились. И сколькож жить там? Семдесят ли, сто ли лет? Миллион ли, сто ли миллионов? Нет! Во веки веков! И чем более будем там жить, тем более будем познавать величие Божие, и умножаться будет любовь наша. Известно, что монастырская жизнь есть преддверие царствия небесного, теперь имена ваши написаны на небесех. «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз.» – А которые ожесточенные, непокорные, непреклонные не хотят испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощаются не от сердца, и без раскаяния приобщаются, – на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение. Приобщаться же исповедающимся от чистого сердца чем чаще, тем лучше. Великое от Господа благодеяние – приобщение Св. Таин. Им освящается душа и тело и чрез него Бог в нас присутствует. Многие думают, что, попостясь неделю, уже и достойны! Нет! достойны быть не можете, а только уповать надобно на Его милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

В сих-то подвижниках Христовых и должно преимущественно усматривать правила истинно-христианской жизни, истинного монашества и истинного подвижничества по Боге; потому что, принимая на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь многих, без сомнения, они вернее и полнее разумели учение Христово. Говоря это, мы, очевидно, имеем в виду тех подвижников, которые или основывали и учреждали монашеские общества, или в учрежденных уже восстановляли вновь древние отеческие уставы, и непреткновенно руководствовали учеников своих к общей цели монашеского жития. Чтобы видеть обязательную силу тех пли других уставов монашеской жизни, стоит только обратить внимание на то, что особенного имеет в виду монашество. Принимающие на себя обет монашества стараются о том, чтобы посредством отлучения себя от попечений житейских, уничтожить в себе те злые качества сердца, которые отлучают нас от Бога, – злые помыслы – чревоугодия, сребролюбия, гордости, и проч., и, очистив сердце от всякой скверны, безопасно и всерадостно идти путем воли Божией и несомнительно ожидать воздаяния в Царствии Христовом. Монах терпит и делает все для очищения сердца. Для этого оставляет он родителей, отечество, достоинство, богатство, все утехи мира и все удовольствия. Он, так сказать, старается предвосхитить Царствие Христово, подражая Апостолу, который говорит: «со усердием гоню к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» ( Флп. 3:14 ), и последуя совету его: «не весте ли, яко текущий в позорищи, ecu убо текут, един же приемлет почесть? Тако тецыте, да постигнете» ( 1Кор. 9:24 ); ибо, по слову Подвигоположника нашего Господа Иисуса Христа, «Царствие небесное силою берется и усильные искатели достают оное» ( Мф. 11:12 ). Итак, благоговейно приемля уставы начальников и руководителей монашеского жития, мы с полною верою должны подражать житию их, как несомненно истинному образцу жизни христианской, да с радостию сие творят, а не воздыхающе, яко слово воздати хотящее ( Евр 13:17 ). И память сих подвижников, поборших в себе похоти мира и приведших многи сыны в славу, с особенною заботливостью и с особенным благоговением должна быть сохраняема, чтима и прославляема. И потому, как говорит блаженный Феодорит , не навлечем ли на себя строгого наказания, если предадим забвению память о достойных удивления подвигах великих и славных мужей?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010