4) Девять Кизических мучеников (Феогний, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон – 29 апреля) в некоторых местностях нашего отечества чтутся целителями от трясавичной болезни. Этим святым больные служат молебны и молятся им об освобождении от лихорадки. Некоторые знахари излечивают больных лихорадкою так. образом: имена святых вписывают в небольшую записочку, которую зашивают в ладанках и приказывают носить больному несколько дней ( от 3 до 9-ти, вероятно в соответствие числу св. мучеников); по истечении назначенного числа дней – записочку сжигают и пепел от ней дают больному выпить с св. водой; другие же лечат больных лихорадкою так: написав имена святых на лоскутке бумаги – закатывают в кусочек хлеба, который приказывают больному на утренней заре проглотить, иногда же таких катушек делают девять, (потому что в каждой записочке написано имя одного из девяти мучеников); эти катушки хлеба больные обязаны проглотить в девять, дней на утренней заре. Основанием к призыванию святых Кизических мучеников об исцелении от лихорадочной болезни служит отчасти сказание Четьи Минеи, а отчасти службы святым (см. Минея месячная под 29 апр.). В каноне св. мученики представляются целителями болезней, врачами сердечных страстей, душевных недугов и т. п. Так, например, песнь 1 – я: божественными добротами наслаждающеюся вкупе и потока пищного напитающеся богатно, и причастием обжаемя мученицы венценосцы, вас блажащии от многих бед избавите. Якоже солнечныя луны возсияшия зарями твердых подвиг страдальцы, и чудес сиянии вем просвещаете, страстей нощ решите, и демонов мрак разоряете. Умерщвлени на земле язвами болезней к неболезненной жизни приидосте вкупе юнии многострадальнии, тем же точите исцеления, всяку болезнь исцеляюще благодарственными молитвами преподобнии. Песнь 6-я. Честная смерть явием божественных страдальцев, пред тобою, Боже всяческих их же ныне почитая, врачество безмездное явлей. Песнь 7-я. Искапают ваши труды мученицы, божественныя струя исцеления всегда, болезней реки изсушающе и скверну всяку отмывающе страстей, досточуднии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

    Евдоксия (благославная, греч.), дева, муч. александрийская, 31 янв.     Евелпист (благонадежный, греч.), муч. римский, 1 июня.     Евиласий (благоуветливый, греч.), муч. кизический, 6 февр.     Евкарпий (благоплодный, греч.), муч. никомидиский, 18 мар.     Евкарпий воин, муч. амисийский, 23 янв.     Евклей (благославный, греч.), из 10 мучч. в Пергии, 1 авг.     Евкул (вернее Еввул), 30 дек.     Евладия (благоречивая, греч.), девица, мученица варкинонская, 22 августа.     Евлампий (благосветлый, греч.), муч. никомидийский, 10 окт.     Евлампий муч., с Диомидом и др., 3 июля.     Евлампий муч., 5 мар.     Евлампия, мученица никомидийская, 10 окт.     Евлогий (благословный, греч.), муч. палестинский, 5 марта.     Евлогий, еписк. едесский, исповедник, 25 авг.     Евлогий, архиеп. александрийский, 13 февр.     Евмений (благосклонный, гр.), еписк. гортинский, 18 сент.     Евника (благопобедная, греч.), мученица, 28 окт.     Евникиан (благопобедный, греч.), из 10 мучч. критских, 23 дек.     Евноик (благосклонный, гр.), из 40 мучч. севастийских, 9 мар.     Евод (благопутный, греч.), ап. из 70, 7 сент.     Евод с Анастасиею, 22 дек.     Евод. муч. вифинский, 29 июля.     Евод (благопутный, благоуспешный, греч.), муч. никомидийский, 1 сент.     Евпл (благоплавающий, греч.), диакон, муч. катанский, 11 авг.     Евпор (удобный для пути, богатый, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек.     Евпраксия (благоделание, греч.), преп. фиваидская, 25 июля.     Евпсихий (благодушный, гр.), муч. кесарийский в Каппад., 7 сент.     Евпсихий, муч. кесарийский другой, 9 апр.     Евсевий (благочестивый, гр.), муч. керкирский, 28 апр.     Евсевий, муч. александрийский, 4 окт.     Евсевий, муч. никонидийский, 24 апр.     Евоевий, муч. никомидийский, 20 янв.     Евсевий, муч. финикийский, 31 сент.     Евсевий, еписк. самосатский, муч., 22 июня.     Евсевий, пустынник сирийский, 15 февр.     Евсевий преп., из числа убиенных в Синае и Раифе, 14 января.     Евсевия (благочестивая, греч.), иначе Ксения, преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Бей сильней! И били меня по плечам и по груди без всякой пощады и милости. Пока меня били, я громко восклицал: — Мы ни в чем не согрешили против тебя, царь! А также: — Господи помилуй! Пресвятая Богородица, приди к нам на помощь! Затем стали бить моего брата, который взывал подобным же образом: — Пресвятая Богородица, бежавшая с Сыном Своим в Египет, призри на мои мучения! Господи, Господи, избавляющий слабого от рук сильнейших, не отыми помощи Твоей от нас! В волю надругавшись над нами, царь снова велел отвести нас под стражу». Все это написали о себе к епископу Кизическому сами доблестные страдальцы. Спустя четыре дня, их снова привели к епарху, который ласково сказал им: — Только раз причаститесь св. Тайн вместе с нами, и я отпущу вас идти, куда захотите. Но блаженный Феодор ответил ему: — Твое предложение, епарх, похоже на то, как если бы кто-нибудь сказал мне: об одном молю тебя, позволь только отсечь тебе голову, а затем можешь идти, куда хочешь. Знай, что отвратить нас от правоверия так же трудно, как переставить небо и землю так, чтобы земля стала наверху, а небо внизу. Тогда епарх приказал заклеймить им лица начертанием на них вышеуказанных стихов. Недавно полученные страдальцами раны еще не зажили и причиняли им страшную боль. Несмотря на это, их растянули на досках лицами кверху и начали колоть им лица нарочно приготовленными орудиями, выбивая на них вышеприведенные стихи. Весь день мучили их этим начертанием, и, только когда зашло солнце и наступили сумерки, мучители прекратили истязания. Уходя от епарха, начертанные страдальцы сказали: — Знайте все находящееся здесь, что стоящий на страже рая херувим отступит при нашем приходе, увидев на наших лицах эти начертания, и опустит свое пламенное оружие, открывая нам свободный доступ в рай. Ибо еще от века не было этого нового мучения, причиненного нам ныне. И во всяком случае эти начертания будут и на лике Христовом, и на вас падет вина в сем, ибо Он говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Armstrong, R. Pope and С. H. van Schooneveld. The Hague; Paris, 1975. P. 193. Здесь и далее воспроизводится текст в соответствии с правилами БЛДР). 38 Елико бо тело изнемогает, толико душа силна бывает и освящается. – Ср. в Скитском патерике: «...елико тело сильно есть, толико душа либава есть, и елико тело либевает, только душа силнеет» (The Old Church Slavonic Translation... P. 225). 47 «яко цвет травный; трава изсыхает, и цвет ея отпадет», «и не будет, и не познает к тому места своего» ... – Пс.102:1314 ; ср.: Ис.40:67 . Темже аще хощеши победити страсти, отсецы свои сласти. Аще ли пищу требуеши, страсти будити имаши. – Параллельная синтаксическая структура двух предложений и наличие рифмы привели к формированию неравносложных виршей. 52 Елико бо тело изнемогает, толико душа силна бывает и освящается. – Ср. в Скитском патерике: «...елико тело сильно есть, толико душа либава есть, и елико тело либевает, только душа силнеет» (The Old Church Slavonic Translation... Р. 225). 93 ...«преходит бо прилежати же о души, вещи безсмертней»... – Топос, нашедший отражение как в общих тропарях 8-го гласа преподобному, преподобномученику и преподобной жене, так и в тропарях конкретным святым, например Михаилу Малеину, Лаврентию Туровскому, Леониду Устьнедумскому, Марии Египетской, преподобной Таисии, преподобной Пелагии, преподобной Марфе, матери Симеона Дивногорца, Ангелине Сербской и др. (все 8-го гласа). 94 ... «слезами твоих источник пустыни безплодное напоил еси» ... – Ср. тропари преп. Иосифу Многоболезненному, Варлааму Индийскому, Сергию Нуромскому, Иоанну Рыльскому и др. 95 ... «во страданиих своих венца прияша нетленныя от тебе, Бога нашего»... – Топос, характерный для тропарей мучеников, см., например: Тропарь святому мученику Виктору, глас 4; Тропарь святым мученикам Адриану и Наталии, глас 4; Тропарь девяти мученикам кизическим, глас 4. 98 ... «стражду тебе ради: яко да царствую с тобою и умираю, надежу имею на тя, но, яко жертву непорочну, приими мя, с любовию пожершую ти ся»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из шестого послания его же. «Как наилучшие из художников не на благородном только веществе являют свое искусство и заслуживают удивление, но часто берут малоценный воск и рыхлую глину, и на них показывают силу своего искусства, и чрез это удостаиваются еще большей похвалы: так и высочайший всех Художник, живое и действенное Слово Божие, украсившее вселенную стройным порядком, снисходя к нам, не принимает какое-либо превосходное вещество, например небесное тело, но являет величие своего художества на персти, обновляя человека, созданного из персти. Сам каким-то новым, необычайным, образом является от Девы человеком. И хотя образом рождения отличается от нас, однако ж во всем, кроме греха, уподобляется нам. Он и рождается, и повивается пеленами, и питается млеком, в младенчестве полагается в ясли; (вообще) по сказанным причинам, принимает все немощи естества нашего. Впрочем, быв еще младенцем, Он устрашает и врага и его полчище, привлекает к покаянию волхвов, и устрояет так, что они презирают пославшего их царя». Из слова о милостыне Киприана, святейшего епископа и мученика. «Велики и многочисленны, возлюбленные братия, благодеяния Божии, которые Бог Отец и Христос явили и всегда будут являт для нашего спасения по своей богатой и великой милости. Для спасения и оживотворения нашего Отец послал Сына своего, да обновит нас. Посланный Сын (Божий) благоволил соделаться и сыном человеческим, дабы нас сделать сынами Божиими. Он смирил Себя, дабы возвысить людей, поверженных долу, был язвлен, дабы уврачевать наши язвы, зрак раба приял, дабы нас от рабства привести к свободе, претерпел смерть, дабы смертным даровать бессмертие». Изъяснение веры святейшего Амвросия, бывшего епископа медиоланскаго. «Если не верят мне, то пусть поверят апостолу, который говорит: егда прииде кончина лета, посла Бог Сына своего, раждаема от жены, бываема под законом ( Гал. 4, 4 ). Сына говорит, своего, – не единого из многих, не усыновленнаго, но своего. Когда говорит: своего, этим указывает на вечное рождение Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://pravoslavie.ru/155384.html

Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие. Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу. Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...». Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке: 1-й стих: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 2-й стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 3-й стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 4-й стих: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 5-й стих: «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й. 6-й стих: «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.) Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Малая ектения. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Идольскую гордыню низложив...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад...» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше...» (трижды). (Псалом 50-й не глаголется.) «Слава» – «Молитвами апостола...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...». Вместо «Помилуй мя, Боже...» певцы поют припев: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» , и стихиру апостола, глас 6-й: «Излияся благодать...» (см. славник на «Господи, воззвах»). Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Радуйтеся, яко имена ваши преславны; радуйтеся, яко мощи ваши целебны. Радуйтеся, прехвальнии мученицы Христовы девяточисленнии. Кондак 13 О добропобеднии и многострадальнии мученицы Христовы девяточисленнии, милостивно приимите от нас грешных, возносимое вам ныне хвалебное песнословие; и, яко предстоятелие горния славы, имущии дерзновение многое ко Христу Богу нашему, помяните нас недостойных, ублажающих вас любовию и чтущих ваша чудныя подвиги; испросите нам у Господа оставление грехов, в вере утверждение, в добрых делех укрепление, от бед и напастей избавление, да всегда благодарными усты воспеваем Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Яко Ангели премирнии, вознесшеся мыслию от земных к небесным, ко Христу, Владыце всех, непрестанно веры очима взирающе, мученицы святии, Руфе, Антипатре, Феогниде, Феостише, Артемо, Магне, Феодоте, Фавмасие и Филимоне, посреде кумирослужителей града Кизическаго исповедасте себе безбоязненно христианы быти и, силою Божиею укрепляеми, многия муки мужественне за Христа претерпесте и под меч главы ваша преклонисте, темже, ублажающе страдания ваша и усекновение, глаголем: Радуйтеся, земныя радости презревшии; радуйтеся, благ небесных возжелевшии. Радуйтеся, исповедницы Христовы непобедимии; радуйтеся, веру непорочну соблюдшии. Радуйтеся, страсти Христове последовавшии; радуйтеся, смерть Христову смертию своею подражавшии. Радуйтеся, силою Воскресшаго державу адову поправшии; радуйтеся, победныя венцы приимшии. Радуйтеся, прехвальнии мученицы Христовы девяточисленнии. Кондак 1 Избраннии от Царя Сил, Господа Иисуса, страстотерпцы Христовы девяточисленнии, от различных стран в граде Кизице во едино собраннии и Христа дерзновенне, мук и смерти не убоявшеся, исповедавшии, торжествуем духовне во святем празднице вашем и, воспевающе благодатную терпения вашего доблесть, молим вас, вои Христовы многострадальнии и утвержденнии в воли Христовей, и нам спасения испросите, зовущим: Радуйтеся, прехвальни мученицы Христовы девяточисленнии. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

А в середине XIX века прихожанином Девятинского храма стал русский композитор А.Алябьев, автор романсов «Соловей» и «Нищая». На Новинском бульваре, 7 стоял дом его жены, где Алябьев жил тайно, когда ему было запрещено проживать в столицах, и умер здесь в 1851 году. Позднее поблизости от храма жили и Федор Шаляпин, и А.Н. Толстой, причем великий певец расположился в собственном особняке на Новинском бульваре, 25, а знаменитый писатель – в элегантном доме Щербатова на Новинском, 11. Этот причудливый дом был построен в аналогичное с нашей эпохой время строительной лихорадки дореволюционной капиталистической Москвы, когда возводили во множестве на любой вкус и лад доходные дома для сдачи квартир в наем. Князь Сергей Щербатов решил выстроить нечто новое: собственный особняк и доходный дом, объединенные в один комплекс, который хотел завещать городу для создания музей частных коллекций. У входа стояли непременные каменные львы, а также подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом». Дом Щербатова получил премию на конкурсе городских фасадов, хотя его построил никому тогда не известный, но талантливый архитектор А. Таманян. Квартиры в нем были крайне удобными, – архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья, и неудивительно, что одну из них перед I Мировой войной занял Алексей Толстой.      Только в XIX веке появилось название Новинского бульвара, устроенного на месте древнего Земляного вала. После того, как средневековое укрепление срыли за ненадобностью, на его отрезках стали разбивать бульвары, а часть решили застроить домами с обязательными палисадниками, отчего и произошло имя Садового кольца. После пожара 1812 года из Петербурга был прислан «регулярный» план устроить в Москве кольцевую зеленую улицу для гуляния и назвать ее Садовой. Однако протяженность ее составила 15 км, что создало огромную трудность для образования церковных приходов и полицейских участков.

http://pravoslavie.ru/129.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Смена монархического строя в России была неизбежной? 04.03.2017 1616 Второго марта 1917 царь Николай II отрёкся от престола. Это событие до сих пор вызывает споры экспертов. Почему оно произошло, как отразилось на дальнейшем ходе исторического процесса, в какой степени актуально? На эти вопросы попытались найти ответы участники очередного заседания Исторического клуба «Парламентской газеты» , посвящённого столетию русской революции 1917 года. Модератор дискуссии: генеральный директор Центра политической информации - Алексей Мухин Участники: доктор исторических наук, профессор член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера - Анатолий Широков; иерей храма Девяти Мучеников Кизических в Москве - Владимир Соколов; директор международного института новейших государств - Алексей Мартынов; Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2017/mart/04/sm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010