С 6 сентября 1899 года Голубев — ординарный профессор КДА. В 1891 году безуспешно ходатайствовал об открытии в КДА кафедры по истории Западнорусской Церкви. С 31 января 1900 года за выслугу 25 лет в должности штатного преподавателя КДА утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. 27 июля 1900 года — также назначен ординарным профессором Киевского университета. В 1906 году участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, выступая за восстановление Патриаршества. Совместно с профессорами КДА В. Ф. Певницким, К. Д. Поповым и М. Ф. Ястребовым подал отдельное мнение относительно проекта нового академического устава, представленного от имени КДА, обвинив составителей в шаткости религиозных начал православной веры. Заявление Голубева получило широкую огласку, вызвало возражения со стороны составителей проекта, устную и печатную полемику (см.: ТКДА. 1906. 8/9. С. 259-270; 12. С. 612-627). 29 декабря 1908 года избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению русского языка и его словесности. Состоял действительным членом Исторического общества Нестора-летописца (с 1874, в 1881 вошел в Совет общества), Общества истории и древностей российских, Киевской археографической комиссии для разбора памятников, Киевского церковно-исторического и археологического общества при КДА, почетным членом Пензенского историко-статистического и археологического комитета и других научных обществ. Голубев был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1907), св. Владимира 3-й степени (1912), св. Станислава 1-й степени (1914). 17 августа 1910 года уволен от должности профессора КДА в связи с введением нового академического устава, ограничившего срок духовно-учебной службы 30 годами, но по ходатайству Совета КДА оставлен в звании сверхштатного профессора с правом участвовать в заседаниях Совета с решающим голосом и исполнять поручения Совета. Голубев также продолжал читать лекции по кафедре истории и обличения русского раскола. После распада Российской империи и создания независимого Украинского государства участвовал в дискуссиях о перспективах развития богословского образования в новых исторических условиях. 30 июня 1918 года написал замечания на «Проект плана преподавания на православных факультетах украинских университетов», призывая создать богословские факультеты в широком значении слова, а не копировать православные духовные академии.

http://bogoslov.ru/person/29801

О. был одним из наиболее любимых студентами профессоров КДА. На темы, предложенные О., были написаны ряд магистерских диссертаций и неск. десятков кандидатских выпускных сочинений. К числу наиболее известных его учеников в КДА принадлежат: прот. Феодор Покровский, В. П. Рыбинский, прот. Алексий Глаголев, М. Э. Поснов, В. Д. Попов, М. Н. Скабалланович, Н. К. Маккавейский, Г. Г. Попович, еп. Гедеон (Покровский) и др. За годы преподавания О. в КДА сформировалась школа ветхозаветной библеистики, в к-рой важное место занимали исследования по библейской археологии. Сознавая важность непосредственного знакомства студентов академии с лучшими работами по библейской археологии зап. авторов, О. еще в первые годы преподавания инициировал перевод студентами КДА труда К. Ф. Кейля под своей редакцией (Руководство к Библейской археологии. 1871-1874). Поскольку в духовных семинариях, согласно Уставу 1884 г., евр. язык преподавался только для желающих, О. предложил сделать обязательным изучение евр. языка и библейской археологии в КДА для всех студентов. В окт. 1885 г. по инициативе О. Совет КДА ходатайствовал перед Синодом о том, чтобы «семинарские Правления обязывали предназначенных к поступлению в академию учеников ознакомиться с элементарною еврейскою грамматикою», а в самой академии «изучение еврейского языка и библейской археологии сделать обязательным для всех студентов» (Извлечение из протоколов. 1886. С. 41-42). После аналогичного предложения СПбДА Синод указом от 21 июня 1889 г. разрешил советам СПбДА, МДА и КДА «частными распоряжениями ввести общеобязательное изучение этого языка для студентов 1-го курса, в виде опыта и временной меры» (Извлечение из протоколов. 1890. С. 3-6). О. был членом комиссии, учрежденной Советом КДА для обсуждения вопроса о необходимости знания студентами оригинальных языков библейского текста, и активно участвовал в межакадемической дискуссии по этому вопросу, настаивая на важности историко-лингвистического фундамента для изучения всех направлений библеистики.

http://pravenc.ru/text/2578299.html

Однако подлинную славу литургической науке в КДА принес Дмитриевский, к-рый был выпускником Астраханской семинарии и КазДА и продолжателем научной традиции, заложенной Н. Ф. Красносельцевым . В 1884/85 уч. г. он читал студентам 3-го и 4-го курса историю христ. архитектуры, иконографии и церковных облачений. Студенты 4-го курса кроме вводного курса по литургике прослушали курсы лекций по истории гимнографии и развитию богослужебных чинопоследований. В 1885/86 уч. г. в курс литургики Дмитриевский включил чтения «О Типиконе, его составе и значении в ряду других богослужебных книг, с обзором и характеристикой известных уставов церковных». В 1886/87 уч. г. в этот курс был добавлен разд. «О Служебнике и Требнике, Триоди Постной и Цветной». Помимо чтения лекций Дмитриевский занимался описанием церковных предметов, книг и рукописей, поступивших по его инициативе из Нежина в ЦАМ при КДА, где было собрано множество ценных экспонатов (в первую очередь рукописи на греч. и слав. языках и другие, напр.: Тураев Б. А. Ночное богослужение Эфиопской Церкви по ркп. 143 археол. музея при КДА//ТКДА. 1901. 3. С. 389-424). В 1896-1903 гг. Дмитриевский вместе с неск. преподавателями КДА предпринял 7 научных путешествий по греч. Востоку и Зап. Европе с целью изучения литургических рукописей. По материалам рукописных исследований Дмитриевского в Киеве были изданы первые 2 т. его монументального труда «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». За эту работу он был удостоен степени д-ра церковной истории и избран ординарным профессором КДА. В 1907 г. в Киеве Дмитриевский издал монографию «Древнейшие патриаршие Типиконы - Святогробский иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви: Критико-библиогр. исслед.». Помимо этих объемных томов в 2 киевских журналах - Трудах КДА и «Руководстве для сельских пастырей» - Дмитриевским были опубликованы десятки статей литургического содержания. В их числе: 1-я публикация Серапиона Евхология , ценнейшего литургического памятника IV в., обнаруженного Дмитриевским в одной из афонских рукописей (отд. отт. из Трудов КДА: К., 1894); серия статей о чинах рукоположений, впосл. объединенных в монографию «Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях...» (К., 1904); публикации новонайденных памятников древнего савваитского богослужения и др.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Решение о возможности выдачи на руки заказанных студентами книг принималось библиотекарем. Студент мог «единовременно получить… не более десяти книг сроком на три недели». Студентам 4-го курса, работавшим над кандидатскими диссертациями, разрешалось брать одновременно до 20 книг. Выдача книг осуществлялась в учебные дни по окончании лекций (с 15.00 до 17.00). Запрещалось выносить из б-ки редкие книги, рукописи, гравюры, чертежи и «археологические редкости». Также студентам не выдавались курсовые сочинения, написанные в КДА в прежние годы. Студент, потерявший или испортивший взятую им книгу, должен был либо представить в б-ку др. экземпляр той же книги, либо «заплатить показанную в каталогах стоимость книги и ее переплета». Все книги, находившиеся на руках у студентов, необходимо было возвращать в библиотеку при каждой поездке в отпуск или на каникулы. Учет выдачи книг велся в особой тетради. ЦАМ в первые годы своего существования располагался в помещении б-ки и потому первым блюстителем ЦАМ был библиотекарь КДА К. Д. Думитрашко. Лишь в 1877 г. коллекция ЦАМ была выделена из фондов б-ки, а должность блюстителя ЦАМ отделена от должности библиотекаря. Значительную часть фондов б-ки составляли пожертвования бывших воспитанников КДА, известных церковных и общественных деятелей. В разное время в КДА передавались книги и рукописи из личных собраний Н. Н. Бантыш-Каменского , гр. И. О. Потоцкого, митрополитов Евгения (Болховитинова), Макария (Булгакова) и Платона (Городецкого) , архим. Августина (Капустина), некоторых профессоров. В 1865 г. в КДА поступила б-ка Олонецкой ДС. Митр. Макарий (Булгаков), осуществивший ревизию КДА в 1874 г., предложил передать в б-ку КДА рукописи и старопечатные книги из храмов и мон-рей Киевской и Волынской епархий. Синод одобрил эту инициативу, издав в 1875 г. соответствующий указ. В результате фонды б-ки пополнились мн. ценными рукописями и изданиями из собраний киевского Софийского собора, Киево-Печерской и Почаевской лавр, Михайловского Златоверхого, Выдубицкого, Николаевского Слупского, Тригорского Преображенского, Загоровского, Дерманского и Мелецкого мон-рей.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

К. был учредителем и председателем (1910-1912) Киевского религиозно-философского общества (1908-1919), объединившего философов, богословов, церковных и культурных деятелей для обсуждения актуальных вопросов современности. С 1914 г. член (затем товарищ председателя) Киевского научно-философского об-ва, основанного при ун-те св. Владимира. Член Киевского религиозно-просветительского об-ва, с 1897 г. действительный член Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА, член Киевского педагогического об-ва взаимопомощи (в 1902-1905 был товарищем председателя об-ва). К. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (6 мая 1901) и св. Анны 3-й степени (6 мая 1907). К., убежденный в необходимости реформирования духовной школы, возглавил левое крыло профессуры КДА, к-рое боролось за предоставление духовным академиям права на самоуправление, за реализацию принципов выборности академического руководства и свободу научного исследования. Входил в комиссию по составлению проекта временных изменений устава правосл. духовных академий (окт. 1905), на основе к-рых Синод утвердил временные правила, регламентировавшие духовно-академическую жизнь с 1905 по 1909 г., участвовал в разработке проекта нового устава правосл. духовных академий (февр. 1906). Вошел в избранную 4 апр. 1917 г. Советом КДА комиссию для составления отзыва на определение Синода от 24-27 марта 1917 г. о временных правилах для духовных академий. Был членом Комиссии делегатов от всех академий, созванной Синодом с целью пересмотра действующего устава (8 мая - 5 июля 1917); комиссия разработала проект временного устава православных духовных академий (утвержден Синодом в июле 1917). В мае 1918 г. по поручению В. В. Зеньковского , министра исповеданий правительства гетмана П. П. Скоропадского, организовал из профессоров КДА комиссию, которая выработала на основе проекта временного устава правосл. духовных академий проект временного устава КДА. Был членом созданной Советом КДА 10 сент. 1918 г. комиссии по вопросу о введении нового устава и способах применения его в академической жизни. 11 апр. 1918 г. Советом КДА делегирован на I съезд представителей высших школ Украины (14-17 апр. 1918), созванный по инициативе Совета ун-та св. Владимира для решения вопросов, связанных с правовыми и финансовыми затруднениями, которые переживали в то время высшие школы.

http://pravenc.ru/text/2462181.html

В дальнейшем Лашкарёв пытался защитить эту работу как докторскую в КазДА, однако и 2-я попытка оказалась безуспешной. После смерти Лашкарёва (28 авг. 1899) временное чтение лекций по каноническому праву было поручено доценту КДА свящ. Ф. Титову. Для приготовления к занятию вакантной кафедры в качестве профессорского стипендиата был оставлен в КДА выпускник 1899/1900 уч. г. Ф. И. Мищенко, к-рый в 1901 г. стал последним профессором церковного права на этой кафедре в дореволюционной КДА. С янв. 1908 по май 1910 г. лекции по церковному праву читал также ректор КДА еп. Феодосий (Олтаржевский), хотя кафедру по-прежнему возглавлял Мищенко. С 1911/12 уч. г. в связи с введением в действие нового академического устава церковное право преподавалось в течение года на 3-м курсе. Программа лекций Мищенко кроме введения в науку включала разделы: «Об источниках церковного права (до разделения Церкви и по разделении - в Церкви восточной и, в частности, в Русской Церкви)»; «Внутреннее право Церкви (церковное устройство и управление)», «Внешнее право Церкви (отношение между Церковью и государством и отношение Церкви к неправославным христианам и иноверцам)». В 1906 г. Мищенко принял участие в дискуссии о возможном созыве Всероссийского Церковного Собора. В 1908 г. он опубликовал исследование, посвященное церковному устройству доникейского периода (Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III в.//ТКДА. 1908. 12. С. 525-574). В 1917 г. Мищенко участвовал в работе Предсоборного Совета в С.-Петербурге, а с июля 1918 г.- в работе Ученого Комитета и Законодательной комиссии при Мин-ве исповеданий Украины. В течение дореволюционного периода в КДА были присуждены лишь 1 докторская и 2 магистерские степени за исследования в области церковного права - авторы этих исследований не были профессорами КДА. Так, в 1881 г. проф. С.-Петербургского ун-та прот. Михаил Горчаков защитил докт. дис. «О тайне супружества: Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей» (СПб., 1880). Магистерская степень без публичной защиты была присуждена известному серб. канонисту еп. Никодиму (Милашу) за соч. «Историко-канонический взгляд на учреждение новой сербско-румынской митрополии» (Белград, 1873). В 1913 г. С. В. Троицкий защитил в КДА магист. дис. «Второбрачие клириков: Историко-каноническое исследование» (СПб., 1912).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович (2.04.1853, с. Литвяны Минского у. и губ. (ныне Узденского р-на Минской обл.) - март 1927, Киев), проф. Из семьи потомственного священника. Окончил Узденское волостное приходское уч-ще, Минское ДУ, Минскую ДС (1875), СПбДА (1879) со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без дополнительных устных испытаний. В академии учился у проф. М. О. Кояловича , создателя западнорус. научной школы. Там же началась его дружба с сокурсником П. Н. Жуковичем . В 1879 г. уехал в Варшаву, где продолжил начатое в академии исследование «Палинодии» Захарии (Копыстенского) . Одновременно с сент. того же года преподавал арифметику и географию в Варшавском ДУ, а также русскую лит-ру в реальном уч-ще Панкевича в Варшаве. В 1883 г. защитил магист. дис. ««Палинодия» Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI-XVII вв.». В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В. З. Завитневич. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1884 г. участвовал в конкурсе КДА на должность доцента кафедры рус. гражданской истории. Советом академии был единогласно рекомендован на эту вакансию по прочтении 2 пробных лекций, 14 окт. 1884 г. утвержден в должности. Его лекции привлекали много слушателей. З. входил в состав комиссии КДА для разработки программ публичных лекций по истории и словесности. Выступления З. на лекциях по сути являлись научными докладами по различным аспектам общественной и политической деятельности. С 1890 г. З. получил разрешение Совета КДА на дополнительное штатное преподавание истории в Киевском ин-те благородных девиц, где он вел этот предмет до 1914 г. С 1885 г. З. был членом Церковно-археологического об-ва при КДА, в 1888-1908 гг.- помощником секретаря об-ва. С 1892 г. член библиотечной комиссии КДА. З. освидетельствовал архивные выписки, выдаваемые Киевским центральным архивом, сотрудничал с Историческим об-вом при Имп. ун-те св. Владимира и Об-вом Нестора летописца, в котором с 1884 г. состоял членом совета, а с 1895 г.- секретарем. Вместе с проф. Н. И. Петровым был командирован от КДА на Археологические съезды: 9-й - в Вильне (1893), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908). Входил в состав Имп. об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Имп. Московского археологического об-ва, Военно-исторического об-ва, Об-ва охраны памятников старины в Киеве, был членом Комитета по разбору древних актов при киевском генерал-губернаторе. Участвовал в деятельности Богоявленского братства при КДА для помощи служащим и студентам.

http://pravenc.ru/text/182435.html

С 7 августа 1867 — редактор «Волынских епархиальных ведомостей». В сентябре 1867 освобожден от преподавания латыни и назначен преподавателем логики. 11 апреля 1868 получил Евгение-Румянцевскую премию за исследование «О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 году». С 12 августа 1868 — секретарь правления Волынской семинарии с освобождением с должности редактора «Волынских епархиальных ведомостей». 7 ноября 1868 утвержден в звании магистра богословия. 24 апреля 1870 избран доцентом КДА по кафедре теории словесности и истории российской литературы с обзором важнейших иностранных литератур. С 1870 по 1873 также преподавал русский язык и его словесность в Киевском пехотном юнкерском училище. 17 сентября 1871 избран экстраординарным профессором КДА. В 1872-1919 — секретарь Церковно-исторического и археологического общества при КДА. Был одним из основателей и впоследствии почетным членом Исторического общества Нестора Летописца (создано в 1873 и действовало до 1917). В 1873 избран членом Совета КДА от церковно-практического отделения. 18 ноября 1875 защитил в КДА диссертацию на тему: «О происхождении славяно-русского “Пролога”» и получил ученую степень доктора богословия. 24 сентября 1876 избран на должность ординарного профессора КДА и утвержден в чине статского советника. В 1878-1919 — блюститель Церковно-археологического музея при КДА. В 1881-1913 — редактор «Чтений в Церковно-археологическом обществе» (всего вышло в свет 11 выпусков этого издания). В 1884 в связи с введением в действие нового академического Устава освобожден от преподавания истории русской литературы и назначен профессором теории словесности и истории иностранных литератур. В 1884-1887 — редактор «Киевских епархиальных ведомостей». 3 июня 1886 удостоен полной Макариевской премии за научные труды, опубликованные в академических изданиях в 1884-1885 годах. 25 сентября 1886 получил от Императорской Академии наук в Петербурге малую Уваровскую премию за сочинение «Очерки истории украинской литературы XIX века».

http://bogoslov.ru/person/401224

Публ.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1891/92 уч. г. К., 1893. С. 186-189; То же, за 1893 уч. г.//ТКДА. 1894. Прил. 2. С. 317-319; То же, за 1896-1897 уч. г. К., 1898. С. 102, 129-130; То же, за 1908-1909 уч. г.//ТКДА. 1909. Прил. 4. Прил. С. 136-144; 5. С. 145-153; Миртов Д. П. Статьи по философии в 1904 г.//ХЧ. 1905. 10. С. 558-561; Рыбинский В. П. Из академической жизни//ТКДА. 1906. 1. С. 170-193; Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г. Почаев, 1909. С. 50-52; Правда о КДА: Вынужденный ответ на изд. архиеп. Волынским Антонием брошюру «Отчет по высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г.»: Сб. К., 1910; Наши разногласия по вопросу о патриаршестве: Речь проф. П. П. Кудрявцева на общем собр. Свящ. Собора//Церк.-обществ. мысль. 1918. 10. С. 7-13; Хроника Всеукр. Церк. Собора: Ученый комитет при Министерстве исповеданий//Там же. 17/18. С. 30-31; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995; П. Кудрявцев: З рукописноï спадщини/Упоряд.: Л. А. Пастушенко//Haykobi зап. НаУКМА. К., 2004. Т. 35: Киïвська akaдeмiя. С. 89-95; Ткачук М. Л., Пастушенко Л. А. До П. Кудрявцева: iз мamepiaлib cлiдчoï справи 1938-1939 pokib//Maricmepiyм. К., 2012. Вип. 47: Icm.-фiлoc. cmyдiï. С. 68-100; Вернадський В. I. Buбpahi наук. npaцi. К., 2012. Т. 2. Кн. 1. Ч. 1. С. 388-423. Лит.: Шурляков С. До icmopiï фiлocoфcьkux товариств у i coцioлoriчha думка. 1993. 7/8. С. 153, 159, 167, 175; Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001; Ткачук М. Л. Кудрявцев П. П.//Фiлocoфcьka думка в Ykpaïhi: Бioбiблiorp. словник. К., 2002. С. 111-112; Мозгова Н. Г. КДА, 1819-1920: Фiлoc. спадок. К., 2004. С. 259-272; Пастушенко Л. А. П. Кудрявцев: bixu життя i mbopчocmi//Мультиверсум: Фiлoc. альм. К., 2005. Вип. 50. С. 83-93; она же. П. Кудрявцев у peлiriйho-фiлocoфcьkoмy жummi початку ХХ ст.//Киïвська Akaдeмiя. К., 2007. Вип. 4. С. 166-179; она же. П. Кудрявцев: ochobhi напрямки mbopчocmi//Haykobi зап. НаУКМА. 2009. Т. 89: Фiлocoфiя та С. 60-66; она же. П. Кудрявцев - вихованець i професор КДА//Киïвська Akaдeмiя. 2010. Вип. 8. С. 50-64; она же. До П. Кудрявцева: hobi apxibhi мат-ли//Там же. 2011. Вип. 9. С. 113-124; Филиппенко Н. Г. Киевское религиозно-филос. общество (1908-1918/19): Очерк истории. К., 2009; Шип Н. А. КДА в kyльmypho-ocbimяhcьkoмy npocmopi Украïни (1819-1919). К., 2010.

http://pravenc.ru/text/2462181.html

Surgant, Johann Ulrich. Manuale curatorum predicandi prebens modu[m]. [Basel], 1503. CXXVI1, B]. 339 Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики: Гомилетика Эразма Роттердамского//Труды КДА. 1894. 3. С. 326. 342 Des. Erasmi Rot. ecclesiastae sive De ratione concionandi libri quatuor: opus re-cens, nec antehac a quo quam excusum. Basiliae, 1535. 444 p. В некоторых изданиях трактат озаглавлен несколько иначе: «Экклезиаст, или Евангельский проповедник» (Ecclesiastes, sive concionator evangelicus). 343 Обзор содержания трактата см. в: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики: Гомилетика Эразма Роттердамского//Труды КДА. 1894. 7. С. 426–448; 8. С. 491–527. 347 Термин Postilla происходит от латинского словосочетания post illa verba Scripturae sacrae (после сих слов Священного Писания) и означает проповедь, произносимую непосредственно после чтения на литургии отрывков из Писания. Постилла (как и гомилия) предполагает объяснение прочитанного на богослужении библейского текста. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 24а (48). СПб., 1898. С. 708. 348 Лютер М. Немецкая месса и чин богослужения (1526)/Пер. с нем. А. Зубцо-ва. Редактор Д. Шкурлятьева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reformed.org.ua/2/260/Luther. Название с экрана. 349 Цит. по: Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520–1526 гг./Пер. с нем., ист. очерк, комментарии Ю. А. Голубкина. Харьков, 1994. С. 237. 350 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 19. 351 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 10. 352 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 11–12. 353 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 14. 354 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010