Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника ( Прит. 8:23–30; 3:19 ) и Иова (28:12–28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В 38:4 5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана бала сила Его? Для того Он и дал людям знание»... Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, 326 будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44 49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр. 46:5–7,21,23; 48:2–11,24). Встречаются и моральные воззрения отличные от канонических писаний. Так, в 12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В 25:9–10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это человек при жизни видящий падение врагов». Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Пр.25:22–23). В 30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». 30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь». 31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника Соломона. В 31:32 «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)... по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (42:6–7)... Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4:35 =Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Некоторые послания св. Апостолов совсем пропали и не дошли до нас, как, напр., послание ап. Павла к Лаодикийцам, которое он велел Колоссянам прочесть, а написанное им передать Лаодикийской церкви ( Кол. 4: 16 ). Церковь очень осторожно принимала в канон новозаветных св. книг писания св. Апостолов в виду того, что уже во время их стали появляться подложные писания еретиков, выдававших свои еретические книги за книги писанные будто самими Апостолами, о чем .говорит и ап. Павел во втором послании к Фессалоникийцам (гл. 2: 1–2). Так, было несколько подложных деяний Апостольских, были евангелия – Евреев, Фомы, Апокалипсис Петра и другие подложные писания, числом более 50. Не удивительно, что некоторые из писаний св. Апостолов, по мудрой осторожности, долго не были признаваемы за канонические всею Церковию, и только, можно сказать, к 4 веку окончательно закончился канон новозаветных книг. Новозаветных книг св. Писания, признаваемых св. Церковию .за канонические, или богодухновенные, – 27, о них, как о таковых свидетельствуют: Ориген , св. Кирилл Иерусалимский , св. Амфилохий, св. Афанасий Великий , св. Иоанн Дамаскин и др., а также 85-е Правило св. Апостолов и Карфагенский собор, бывший в 318 г. Св. Писание – не человеческое писание, а божественное, ибо написано людьми не от самих себя, а по внушению Св. Духа: «Никакое пророчество, учит ап. Петр, не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым“ ( 2Петр. 1: 21 ). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности“ ( 2Тим. 3: 16 ). Как содержащее в себе откровение воли Божией, св. Писание, и Ветхого и Нового Заветов, обязательно для всех, желающих наследовать жизнь вечную. О необходимости для верующих принятия ветхозаветного Писания Сам Христос учил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить“ ( Мф. 5: 17–19 ). «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?“ ( Иоан. 5: 46–47 ). Об обязательности же для верующих всего новозаветного Писания Христос так учил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его“ ( Лук. 11: 28 ); «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» ( Иоан. 5: 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

По 2Езд.4Зоровавель просит Дария послать «все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир,» а по 1Езд.1:7—11 Кир не только не «отобрал» эти сосуды, но напротив отдал их, и они тогда же принесены были Шешбацаром в Иерусалим. По каноническим писаниям их отобрал Навуходоносор (ср. Дан.5:2; 4Цар.25:13—16; 1Езд.1:7). По 2Езд.4все иудеи освобождаются Дарием от податей, а по книге Неемии (5:4; 9:36—37) такой свободы не было дано.    Все указанные «недоумения» дают основания признавать вставки против канонических повествований, в 2Езд.3—5:6, не имеющими канонического авторитета, не согласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги. Но все вставки имеют благочестивый назидательный характер, способный поучительно подействовать и на правителей разъяснением полномочий, прав и обязанностей их и ответственности пред народом (2Езд.4:1—12), и на всякого читателя разъяснением пагубы, производимой вином (2Езд.3:18—24) и распутством (4:24—31). Но для всех великих и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, чрезвычайно поучительно рассуждение об истине и ее величии и господстве в мире по воле Бога истины: «вся земля взывает к истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепегцут пред нею и нет в ней неправды, все неправедные погибнут, а истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает одно справедливое… И нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство и власть, и величие всех веков: благословен Бог истины!» (2Езд.4:35—40). Кто и из современных читателей неспособен тронуться этим возвышенным гимном истине, раздавшимся в эпоху междоусобиц, кровопролитий, насилий сильных над слабыми?.. Кто, при чтении этих возвышенных слов, не в состоянии забыть и отнестись безразлично к точному определению, при ком они произнесены: при Кире или Дарие, или после них, лишь бы были произнесены. Таково и вообще значение всей рассматриваемой книги — не хронологически-историческое, а моральное, коим она и занимает место в Библии. На этот отдел преимущественно обращали внимание отцы Церкви и его прославляли: Киприан (Ер. 74, 9), Августин (De civit. Dei. 18, 36), Ориген (Нот. IX in Iosuam. Сот. in Iohan. t. VI, 1). Августин видел здесь даже пророчество о Христе, названном «истиною» (De civit. Dei 18, 36).    Кроме морального значения вторая книга Ездры (в отделах, соответствующих каноническим повествованиям) имеет историческое значение, как памятник древнего иудейского понимания канонических исторических писаний, параллельный переводу LXX. Климент Александрийский цитирует, как историческое, повествование 3 главы (Strom. 1, 21), а Иосиф Флавий всю книгу в этом смысле повторяет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Глава 1 Родословие Ездры (1–3). Обличение евреев за идолопоклонство и забвение Божественных благодеяний (4–23). Отвержение иудеев и призвание язычников (24–40). Текст первых двух глав существует в двух редакциях, во многих местах значительно расходящихся между собою: французской и испанской. Французская лежит в основе современного печатного текста. По мнению Джемса (XLIV-LXIII) испанская версия дает текст в более древнем неприкосновенном виде, французская же вместе с заботою об изяществе слога стремится сгладить те места, которые могли возбуждать недоумения. 3Езд.1:1 Вторая книга Ездры пророка, сына Сераии, сына Азарии, сына Хелкии, сына Шаллума, сына Садока, сына Ахитува, 1 . В начале помещен заголовок книги: «Liber Ezrae prophetae secundus». Название Ездры пророком объясняется тем, что автор имел пред собою пророческую книгу Ездры (III-XIV) и в своем труде стремился расширить ее рамки, распространив ее пророчество на языческий мир, призванный в Христианскую Церковь на место отвергнутого Израиля. Цифровое обозначение книги едва ли можно считать вышедшим из-под пера автора. В одном из французских кодексов оно опущено, в одном из испанских начальные слова даны в такой форме: «Книга Ездры сына Хусия, пророка, священника (sacerdos)». Близость последнего слова по начертанию к слову secundus побуждает признать в современном цифровом надписании книги плод неправильного чтения. Священником или жрецом Ездра назван с целью пояснить предшествующее наименование его пророком, которое нигде больше в апокрифах не встречается. 3Езд.1:2 сына Ахии, сына Финееса, сына Илия, сына Амарии, сына Асиела, сына Мерайофа, сына Арна, сына Уззия, сына Ворифа, сына Авишуя, сына Финееса, сына Елеазара, 2 . Родословная Ездры в испанской версии опущена он назван лишь сыном Хусия. Во французской перечисляется 19 членов родословной Ездры, начиная от Аарона. В основе этой генеалогии лежат данные канонической книги Ездры (VII:1–5) и неканонической второй книги его имени (VIII:1–2). Сверх того внесены три новых члена, Ахия, Финеес и Илий. По мнению Гутшмида (s. 234), Гильгенфельда (205) и Джемса (XLIV) они взяты из 1 кн. Царств (XIVcp. XIV:18; I:3), но без достаточных оснований. Джемс высказывается в пользу более краткой генеалогии, так как заменять общеизвестную родословную совершенно новым именем Хусия едва ли могло прийти кому-нибудь в голову. Имя Хусия упоминается в Библии 3 раза, во 2 кн. Царств (XVIII: 21–23, 31–32), в кн. пророка Иеремии (XXXVI:14) и пророка Софонии (I:1. «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия»). Так как выдержки из последнего пророка встречаются и в других местах книги, то можно предположить, что странная на первый взгляд родословная Ездры и взята у Софонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Много исторических дополнений находится в повествовании о казнях и чудесах 40-летнего странствования. Напр. «самое чудное (в 7-й казни) было то, что огонь оказывал сильнее действие в воде... иногда пламя укрощалось, чтобы не сжечь животных, посланных на нечестивых... а иногда среди воды жгло сильнее огня, дабы истребить произведения земли неправедной» (16:17–19). Во время 9-й казни Египтяне были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием... слышали незримое беганье скачущих животных, голос ревущих свирепейших зверей (17:14–20). При переходе чрез Чермное море: земные животные переменялись в водные, а плавающие в водах выходили на землю (19:18). Очень трудно подыскать библейские основания для этого повествования, имеющего себе параллель лишь у Филона (De Mose. 1 § 18). 309 К перечисленным разнообразным «недоумениям» нельзя, наконец, не присоединить общепризнанного неправильного отождествления автором себя с Соломоном (7 9 гл. особ. 9:7–8), ведение речи от лица этого мудрого царя. Такое явное введение в заблуждение читателей несообразно с авторитетом канонически богодухновенного писателя и писания и не имеет себе параллели в последних. Из приведенных вероучительных и исторических «недоумений», вызываемых книгою, ясно, что для православного богослова существует много положительных оснований не признавать рассматриваемую книгу каноническою. Но на одних отрицательных результатах он не может остановиться. Эта книга входила и входит в состав Православной Библии. Почему ей такое место дается? Бл. Августин в свое время защищал священно-библейский характер книги Премудрости Соломона тем соображением, что «знаменитые учители христианской Церкви, ближайшие ко временам апостолов, в подтверждение истины проповедуемого ими учения, приводили свидетельства сей книги, как книги священной» (De praed. sanet. 1, c. II). Действительно, таковых свидетельств в отеческой письменности очень много. Первое и древнейшее признается в творении Климента Римского , где подтверждается учение о всемогуществе Божием словами сей книги: кто скажет Ему: для чего Ты это сделал или кто противостанет могуществу силы Его ( 1Кор.2:5 =Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О Новом Завете Новый Завет это новый союз Бога с людьми. Суть его в том, что Бог воплотился для спасения людей. Само название «Новый Завет» впервые встречается у пророка Иеремии 31, 31: « Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» . Это пророчество исполнилось на Тайной Вечери ( Мф.26:28 ). О богодухновенности 27 книг Нового Завета свидетельствует ап. Петр, когда называет по­слания ап. Павла « Писаниями » (2Пт.3:15–16). Так в апо­стольский период называли священные богодухновенные книги . Канон книг Нового Завета Новозавет­ные книги были написаны между 40 и 100 годами Р.Х. Однако долгое время сохранялось сомнение относительно подлинности некоторых книг. Новозаветный канон окончательно был утвержден на поместных соборах в IV веке: Иппонском ( 393 г.) и Карфагенс­ком Соборах ( 397 г. ). Два вида апокрифов Книги, не признанные Церковью в качестве богодухновенных писаний, были отвергнуты как апокрифические, т.е. подложные (греч). Апокрифические книги делятся на два вида. Первый вид апокрифов : это книги, написанные еретиками и отвергаемые Церковью. Второй вид : книги, ошибочно приписываемые апостолам и их ученикам , небогодухновенные, но рекомендуемыми Церковью для назидательного чтения (напр. Первоевангелие Иакова, «Пастырь» Ерма и пр.). Из таких книг мы берем повествования о событиях, не описанных в канонических книгах, но признаваемые Церковью достоверными. Тема 8. Признаки того, что Свщ. Писание – истинное Слово Божие Пять признаков сверхъестественного происхождения Священного Писания: 1. Высота Евангельского учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено человечес­ким разумом; 2. Чистота этого учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия; 3. пророчества; 4. чудеса; 5. могущественное действие этого учения на человеческие сердца. Пророчества Библейские пророки, пророчествуя, полностью сохраняют свое сознание , не впадая в состояние транса, подобно шаманам. Некоторые пророчества исполнились спустя десятилетия после написания Нового Завета. Например, пророк Исайя за не­сколько сот лет предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, что, естест­венно, трудно было предположить. «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:22–23 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Подготовленная современным исследователем Гюнтером Шульцем книга Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: Обзор деяний содержит документы, справочные материалы собора и большой библиографический указатель, а также биографические сведения о членах Собора, многим из которых суждено было принять мученическую смерть за исповедание Христа. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийскаго представляют собой ценный путеводитель по собранию канонических правил. Подготовленные в конце XIX века толкования Преосвященного Никодима ценны тем, что в строго церковном духе избегают крайностей фундаментализма или анархизма, основываясь на наследии, как «классических» византийских толкователей, так и на славянской канонической традиции. Курс церковного права протоиерея Владислава Цыпина важен тем, что во-первых, это единственный в России полный курс лекций по данному предмету, а во-вторых, потому что является попыткой суммировать и передать современнику материалы дореволюционных курсов Церковного Права.         Из Алфавитного указателя действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительст-вующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, отно-сящихся к духовному ведомству православного исповедания , составленного С. В. Калашниковым, я использовал статью «Брак», как дающую представление о церковно-правовом статусе таинства в синодальный период. Так же в работе были использованы публикации периодической печати и интернет-изданий, список которых приводится в Списке использованной литературы. ГЛАВА I   Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга? Свт. Григорий Богослов. «Моральная поэма»   Возникновение семейных отношений, установление института брака Семейные отношение в человеческом обществе ведут своё основание со времени сотворения первых людей - то есть наших прародителей Адама и Евы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт. 1:27-28). Таким образом естественный закон семейных отношений положен Богом в самом устройстве человека. Различие между полами - это особый дар Бога людям. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским Собором 2000 года, говорится: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении (...) ». Во второй главе книги Бытия Господь Иисус Христос благословляет уже созданый им семейный союз, говоря: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Выражение «и будут два одна плоть», указывает на постоянное единство супругов.

http://bogoslov.ru/article/434998

препятствовали строению» (2 Езд 5. 63-70). В 6-й гл. говорится о возобновлении строительных работ, о приходе Сисинни, правителя Сирии и Финикии, Сафравузана (в каноническом тексте 1-й Книги Ездры это Фафнай и Шефар-Бознай) и их товарищей, к-рые выясняли, имеется ли у иудейских старейшин разрешение на восстановление храма, и, получив ответ, доложили обо всем в письме царю Дарию. В целом рассказ близко к тексту передает 1 Езд 5. 1 - 6. 12, однако содержит ряд важных отличий. В некоторых рукописях в рассказе старейшин о передаче Киром храмовых сосудов имеется явное отождествление Шешбацара (Саманассара) с Зоровавелем; именно так это и передано в синодальном переводе: «...царь Кир опять вынес из капища Вавилонского и передал их князю Саманассару Зоровавелю» (2 Езд 6. 18); в др. рукописях это 2 разные фигуры: κα παρεδθη Ζοροβαβελ κα Σαναβασσρ τ πρχ (и передал их Зоровавелю и князю Санабассару). В 2 Езд 6. 32, как и в переводе LXX пар. стиха 1 Езд 6. 11, говорится о конфискации имущества того, кто будет противиться царскому указу (τ πρχοντα ατο εναι βασιλικ; в LXX - οκος ατο τ κατ μ ποιηθσεται), в то время как в каноническом тексте предписывается дом такого человека обратить в развалины (   - 1 Езд 6. 11). Получив это письмо Дария, Сисинни, Сафравузан и их товарищи, как сообщается в начале 7-й гл., «усердно принялись за святое дело» строительства храма (2 Езд 7. 1-2). В целом дальнейший рассказ соответствует 1 Езд 6. 13-22, но есть неск. отличий. В 2 Езд 7. 6 сообщается, что после окончания строительства «священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена» сделали все «по написанному в книге Моисея», в параллельном тексте содержится дополнительное указание о том, что они «совершили... освящение сего дома Божия с радостью» (1 Езд 6. 16). В 2 Езд 7. 9 в отличие от 1 Езд 6. 16 говорится, что во время торжественного жертвоприношения помимо священников и левитов стояли также «привратники при каждых воротах». Упоминается о необходимости ритуального очищения не только священников и левитов, как в 1 Езд 6. 20, но также и «всех сынов пленения» (πντες ο υο τς αχμαλωσας - 2 Езд 7. 10-11). Не очень понятное наименование Дария «царем Ассирийским» есть в обоих текстах (2 Езд 7. 15; 1 Езд 6. 22).

http://pravenc.ru/text/189577.html

а) Так, первая глава исследуемой книги есть повторение 35 и 31 глав из 2-й книги Паралипоменон, с весьма незначительными разницами 980 . б) Гораздо более заимствований сделано, как выше замечено, из первой книги Ездры 981 ; и к этим-то заимствованиям присоединены те дополнения, которые полагают тень недостоверности и сомнения на 2-ю книгу Ездры, и лишают ее канонического достоинства. Места эти суть следующие: 1 . Так – самая характерная история, содержащаяся в сей книге – о трех телохранителях царя Дария, решающих вопрос: « что всего сильнее » 982 , – представляется довольнно мифической, сама по себе, и в своих подробностях содержит несколько явных странностей. Например, телохранители, положивши под изголовье царя свои решения вышеозначенного вопроса, сами собою уже определяют и назначают вперед, не справляясь с волей царя, что, « чье слово окажется разумнее другого, даст тому царь Дарий великие дары и великую награду » 983 , – как будто это было обязательно для царя Дария! Притом, награда, которую придумали для себя телохранители, изумительна по своей чрезмерности; а царь не только не стесняется дать ее, но даже предлагает большую, если можно, награду одному из трех добровольных состязателей, оказавшемуся победителем, как рассказывает книга 984 . А награда такова: «…и будет тот (один из тяжущихся в мудрости) одеваться багряницею, и пить из золотых сосудов, и спать на золоте, и ездить на колеснице с конями в золотых уздах, носить на голове повязку из виссона (тонкое полотно) и ожерелье на шее. И сядет он вторым по Дарии за мудрость свою, и будет называться родственником Дария… » 985 . Что мог бы пожелать себе более какой-нибудь знаменитейший полководец персидский, приобретший государству многие провинции и одержавший славные победы?! 2 . Примечается сбивчивость и неверность известий о личности Зоровавеля. Например, говорится, будто предводителем Иудеев, в первый раз возвратившихся из плена при царе Кире, был не Зоровавель, а некий Саманассар 986 , что противоречит ясному указанию 1-й книги Ездры 987 . Передается, также, что Зоровавель состоял в числе телохранителей при царе Дарии Гистаспе, между тем, как в это время, по известию 1-й книги Ездры, Зоровавель находился в Иерусалиме 988 . Если предположить (хотя не без натяжки), что телохранителем Дария был не сам Зоровавель, а сын его – Иоаким 989 , может быть, носивший тоже имя Зоровавеля; то выйдет новое затруднение от того, что о сем юноше, Иоакиме Зоровавеле, во 2-й книге Ездры повествуется совершенно так же и то же, как о Зоровавеле отце в 1-й книге Ездры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В середине XX века среди рукописей Мертвого моря был найден свиток, содержащий большую часть древнееврейского текста. На основании каирских и текстов Мертвого моря, а также приведенных в Талмуде цитат, ученым удалось почти полностью воссоздать древнееврейский текст книги. Время написания книги Иисуса сына Сирахова и время ее перевода можно определить с помощью данных, приведенных в предисловии переводчика и в тексте. Иисус сын Сирахов описывает как очевидец жизнь и деяния иудейского первосвященника Симона, сына Онии. Таковых было два. Это Симон I Праведный 108 и Симон II. 109 Симон I умер в 287 году до Рождества Христова, а Симон II в 177 году до Р.Х. Внук автора пришел в Египет на 38 году при царе Евергете. Таковых тоже было два. Это Птолемей III и Птолемей VII. Первый из них царствовал в 246–221 годах до Рождества Христова. Птолемей VII царствовал дважды – в 170 – 162 году как соправитель брата и в 145 – 117 годах самостоятельно. Скорее всего, переводчик книги пришел в Египет в 132 году до Рождества Христова, то есть в 38 году от начала первого царствования Птолемея VII. В этом случае дед переводчика вряд ли мог быть современником Симона I. Книга Иисуса сына Сирахова не вошла в священный еврейский канон. Возможно, это объясняется тем, что фарисеи усмотрели в ней влияние саддукеев. Но она неоднократно цитируется в Талмуде. Признание книги Иисуса сына Сирахова неканоничной объясняют и тем, что в ней содержатся мысли, вызывающие недоумение, не вполне соответстующие учению, находящемуся в канонических книгах Священного Писания. Так в 33 главе (33, 14) читаем: «Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два – одно напротив другого». Можно подумать, что добро и зло, смерть и жизнь – параллельные дела Бога. Пятокнижие, псалмы и пророческие книги иначе учат о происхождении зла и смерти. В главе 1 (1, 8) говорится о Премудрости: «Тогда Создатель всех повелел мне и Сотворивший меня указал мне покойное жилище». Таким образом, Премудрость рассматривается как творение Божие. Если рассматривать Премудрость как вторую Ипостась Святой Троицы, то можно усмотреть в этом месте арианское учение. В 38 главе (38, 4–5) находится следующее пререкаемое место: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его. Для того Он и дал людям знание». Здесь автор вспоминает событие, о котором повествует книга Исход, – чудесное услаждение вод Мерры ( Исх. 15, 23–25 ). Однако воды Мерры усладились силой Божией, а не от естественных свойств дерева. Дерево использовано Моисеем по повелению Божию как прикровенное указание на грядущую искупительную смерть Спасителя на древе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010