По освящении храма в Церковщине не было ни одного певчего. Я обратился в Киево-Братский монастырь, которому принадлежала Церковщина, с просьбой дать мне на первое время какого-нибудь певчего. Монастырь отказал, ссылаясь на то, что у него самого нет певчих. И пришлось мне в силу необходимости принять певчего-алкоголика. Это был замечательный бас, прошедший все московские монастыри и нигде не удержавшийся из-за несчастной слабости. И вот, 5 января 1903 года, в самый сочельник Богоявления Господня, напился этот мой певчий пьян вдребезги и перед самой вечерней упал у врат монастырских в бесчувственном состоянии. Пришли ко мне крестьяне и сообщили об этом для того, чтобы я распорядился убрать пьяного. А убрать было некому: всей братии тогда было 10 человек, и все они были [разными послушаниями заняты. Пришлось позвать] крестьян, и они пьяного певчего, как мертвого, втащили в гостиницу… (За этот год мы при всей своей скудости успели устроить небольшое помещение под гостиницу…) Наступило время вечерни, и пришлось мне одному служить ее и за иерея, и за певчего. Вышел я на воду и с трудом начал читать паремии. Прочитал первую и вторую благополучно, но при чтении третьей так разволновался, что горько заплакал. Заплакали, глядя на меня, и собравшиеся богомольцы, особенно женщины. А собралось в новый монастырь послушать пение и Богослужение народу полна церковь. И пришлось мне чего словами не дочитать, то слезами докончить и тем завершить освящение воды. По милости Божией, на народ такое Богослужение произвело умилительное впечатление, и он с радостью и как бы даже в духовном восторге стал разбирать воду, освященную благодатию Духа Святаго и слезами. Но мне-то каково было?! По дороге в Тамбов я заехал в Чернигов к преосвященному Антонию. Владыка был мне очень рад и встретил меня словами: — Вас Сама Матерь Божия прислала ко мне! — Ваше преосвященство, — ответил я на его приветствие, — я приехал к вам за советом, а не на жительство, зная ваше архипастырское незаслуженное ко мне расположение.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

После против воли отвели его в египетскую киновию, наблюдая в пути, чтобы он как-нибудь не убежал от них. Глава 31. О новом уходе аввы Пинуфия в Вифлеемский монастырь Впрочем, побуждаемый сильным желанием смиряться, он недолго пребывал в монастыре. Улучив удобное время, ночью удалился уже не в ближнюю, а в отдаленную, незнакомую страну; сев на корабль, он отплыл в Палестину, думая в ней лучше укрыться, потому что там не было известно имя его. Там он поселился в нашем монастыре, стоявшем недалеко от пещеры, в которой благоволил родиться Господь наш Иисус Христос. Как не может укрыться город, стоящий наверху горы, так и он недолго был здесь неузнанным - египетские братья, непрестанно посещавшие святые места для молитвы, узнали его и умолили возвратиться в киновию. Глава 32. Какое правило авва Пинуфий дал брату, которого принял в свой монастырь В настоящем сочинении желательно упомянуть о наставлении, какое этот старец при нас, когда мы беседовали с ним в Египте, дал брату, принятому в общежитие, потому что это наставление может послужить пользе и у нас. " Знаешь, - говорит он, - сколько дней провел ты у ворот, а теперь ты принят. Тебе надо знать, почему ты с таким затруднением допущен, ибо на том пути, на который желаешь вступить, ты можешь получить много пользы, если, надлежащим образом узнав этот путь, будешь справлять служение Христово постепенно и как должно " . Глава 33 Как велико будет воздаяние монаху, трудящемуся по наставлению отцов, так и наказание будет такое же в противном случае; и потому не следует никого поспешно принимать в монастырь. " Как тем, которые верно служат Богу и питают к Нему такую любовь, как требуется нашими правилами, обещается бесконечная слава, так и тем, которые не заботятся о том, чтобы приносить обещанные плоды святости, уготованы вечные муки, ибо, по словам Писания, лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл, 5, 4), и проклят, кто дело Господне делает с небрежением (Иер 48, 10). Мы долго не принимали тебя не потому, что не желали твоего или чьего-либо спасения и не хотели способствовать тем, кто хочет обратиться к Христу; а потому, чтобы и самим не сделаться виновными перед Богом в легкомыслии, и тебя не подвергнуть тягчайшему наказанию, если бы ты, не уразумев важности нашего звания, впоследствии или охладел, или не устоял в обете. Итак, сначала ты должен знать сущность твоего отречения и из нее учиться тому, что тебе должно делать " . Глава 34. Наше самоотвержение есть не что иное, — как духовное умерщвление и образ распятого

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1774...

При жизни преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Киеве был один богатый человек, пораженный проказой, который, лечившись от нее у лекарей и чародеев, не только от них от проказы избавления не получил, но здоровье его стало еще хуже, чем было до лечения. Тогда один из друзей стал уговаривать его, чтобы он шел в монастырь Печерский и у тамошних иноков просил себе молитв их об исцелении. Больному очень не хотелось идти в монастырь, и согласился он на это с большим трудом. Когда же он был приведен туда, игумен повелел напоить его водой из колодца преподобного Феодосия. По вкушении воды, больной, к изумлению всех, тотчас «воскипе, – сказано, – весь гноем за неверствие свое и смрад от него пошел такой, что все разбежались от него. Возвратился он домой плача и сетуя, многие дни не выходил из дома и восклицал: «Бесчестьем покрылось лицо мое! Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей ( Пс.68:8–9 )! И все это постигло меня за то, что я без веры приходил к преподобным отцам Антонию и Феодосию!«» Но прошло несколько еще времени, больной немного успокоился и, придя в себя, сказал: «Пойду в Печерский монастырь к преподобному Алипию и исповедаю, при посредстве его, перед Богом все грехи мои!» И как сказал, так и сделал. После исповеди преподобный сказал ему: «Хорошо ты сделал, сын мой, что перед моим недостоинством исповедал Богу все грехи твои! Мои слова подтверждает и Пророк, говоря: я сказал: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего»» ( Пс.31:5 ). Потом и еще Алипий много поучил прокаженного о спасении души, а затем ввел в Церковь , причастил Святых Таин, повелел умыться ему священной водой, и, после сего последнего, тотчас у больного спали с тела все струпья и он стал совершенно здоровым. Итак, братие, несомненно, что иногда потому мы не получаем после своей молитвы облегчения от болезни, что или приступаем к молитве об исцелении без веры, или молимся без усердия, или не заботимся перед молитвой об очищении своих скверн греховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Пришла я как-то на «понедельник», с искренним желанием работать Богу, не обращая внимания на укоры людей, не желая рисоваться в их глазах, желая делать одно добро. Я еще не знала, как это трудно. Можете вы представить себе мое разочарование, когда я услышала чисто женские мелочные споры и ссоры, ничего общего не имеющие с идеалом любви и всепрощения, о которых твердил Батюшка. Мне было так больно, что я горько заплакала и сказала: «Батюшка, да что же это?» Батюшка весь сжался в клубочек и обратился к сестрам: Видите, как вы младенца духовного смутили, будет вам ссориться, любите друг друга и прощайте всё. Ну, одна сказала, а другая бы смолчала, не всякое лыко в строку. Ты нервная, а она еще нервнее. Заботьтесь друг о друге. Вот некоторые стремятся в монастырь. А я хочу, чтобы у нас БЕЛЫЙ монастырь был, чтобы не было дрязг и женских мелочных ссор, чтобы в душе у каждой был монастырь. Ведь стенами от греха и окаяшки не отгородишься. Яшка и окаяшка больше всего нашему спасению мешают. Любви и смирения в нас нет, – скорбно сказал Батюшка. – Вы все говорите: «я», да «я». А разве вы забыли, что «я» последняя буква в алфавите? Смиряйте себя во всем. Смиряяй себя, вознесется. Никогда не садись на первое место, иначе со стыдом должна будешь уступить место. Смиряясь, носите тяготы друг друга, тако исполните закон Христов. Любите друг друга, а любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Божиим. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мы теперь – дети Божии, но еще не открылось, что будем. И так подвизайтесь войти сквозь узкие врата. Прошу вас: не осуждайте друг друга. Если кто видит брата своего согрешающего, пусть молится о нем. Как можно осуждать, когда я сам в тысячу раз хуже другого. Кто скажет: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Нужно было видеть Батюшкино личико – такое лучезарное, светлое, и какой был уверенный и искренний его голос: «Господи, кто же может спастись? Неужели мало спасающихся?» – спросили Апостолы. Вижу я на ваших лицах тот же вопрос. «Не бойся, только веруй и спасена будешь», – сказал Господь, и я вам тоже говорю. Вера – великое дело. Твердо веруй в Бога, и все сможешь одолеть – и духовные препятствия, и скорби, все понесешь безропотно». Батюшка пояснил и главу о Страшном Суде и заканчивал: «Каким же должно быть нам, ожидающим и желающим дня пришествия Божия? Ожидая сего, потщитеся явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире». И мы расходились с обновленными душами, с запасом духовных сил на всю неделю, до следующего такого же благодатного «понедельника».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Решимость оставить мир созревала. К началу 1910 года она настолько созрела, что Виктор Викторович решил осмотреть некоторые монастыри, где он мог бы совершать иноческий подвиг. 28 февраля он посетил Сергиеву пустынь, расположенную недалеко от Петербурга. Обстановка тамошняя не удовлетворила его. Многолюдство и богатство в обители смутили Виктора, и он окончательно отвергнул это место для своего подвига 32 . 9 марта Виктор посетил своего неведомого старца. Старец, водимый духом Божиим, сказал ему: «Виктор! Готовься к уходу в монастырь. Помни, «кто любит отца или матерь более, нежели МЕНЯ, не достоин МЕНЯ... И кто не берет креста своего и следует за МНОЮ, тот не достоин МЕНЯ. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради МЕНЯ сбережет ее» ( Мф. 10:37–39 ). С этого дня кончай все мирское, все мирские слова и дела и собирайся в монастырь. На два года в затвор» 33 . С трепетом в душе вышел Виктор от старца. Он почувствовал, что наступила пора выполнить волю Божию. Тревожные думы не оставляли его почти всю ночь. Утром он пошел к ранней литургии в церковь Свято-Троицкого подворья, куда любил ходить молиться. Слушает Евангелие и не верит своему слуху. Те же самые слова, которые сказаны были ему вчера старцем, доносятся до его уха: «Кто любит отца или матерь более, нежели МЕНЯ, не достоин МЕНЯ»... «Что это, простое ли совпадение или откровение ему воли Божией» – подумал Виктор. Он склонился к последнему. Да, это действительно была воля Божия о нем. Время отшествия из мира наступило. Божественный глас ясно призывал его к этому. «Иду, Господи!» – повиновался Виктор Божественному зову и вечером поспешил к своему духовнику о. Аарону, лаврскому регенту 34 . Последнему он рассказал о своей решимости и просил его указать ему монастырь, куда он мог бы удалиться. – Иди в Зосимовскую Пустынь, что недалеко от Москвы, к старцу Алексию 35 , – посоветовал Виктору о. Аарон. – Прости, отче, – возразил Виктор, – туда идти я не могу, не расположено мое сердце. Пугает меня многолюдство, чем отличается Зосимова Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сам Тихон Шевкунов стал монахом только через 9 лет, т.к. по наставлению своего духовника Иоанна Крестьянкина ему было необходимо получить на это согласие матери. Николай, Ирина 28 апреля 2011, 09:11 Христос Воскресе! Не сердитесь, Николай! Никто Марину обижать не собирается. Просто маленькая дискуссия, где Марина ( и Вы вслед за ней) нелепо пытаетесь отрицать ценность для Церкви монашества. Дискуссия старая, известная и скучная. Может, вы оставите монахов в покое? Что они вам сделали? Ведь они ни Вас, ни Марину, ни кого другого в монастырь не тащат и брак законный не осуждают, а напротив, только приветствуют. И о спасении в миру никто из них не спорит. Охота Вам с Мариной ломиться в открытую дверь? Леван 28 апреля 2011, 03:39 Спаси Господи за очередной интересный рассказ! Олег Горбунов 28 апреля 2011, 00:37 Книга отца Тихона, на мой взгляд, прямой наставнический, художественный, весьма нужный материал, появляется желание не забывать и рассказывать свои жизненные этюды ближним. Огромное Вам спасибо, что все успеваете творить! Николай 27 апреля 2011, 19:56 Интересно... Вот Марину вы хором заклевали - она, мол де, ничего не знает о православии и она чуть ли не церковь православную предала и т.д. и т.п. Я Библию и Новый завет от корки до корки прочитал . " Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им " . (ВТОРОЗАКОНИЕ, гл. 30 стих 19-20) И что здесь не ясно ? Никого Господь в монастырь не загоняет. И затворничество многие люди по природе своей не выдержат. Нравиться вам или нет, но человеку надо в массе своей работать, Родину защищать, семьи заводить да детей поднимать. Так что Марина правильно пишет - " Искать и находить Бога можно и живя в миру, никуда не сбегая, ни от кого не прячась, ни кого не огорчая " .

http://pravoslavie.ru/46168.html

Святой апостол Павел, убеждая христиан не пристращаться к земной жизни и ее благам, писал в Послании к Евреям: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр. 12:22–23 ). Вот этими-то первенцами, написанными на Небесах, и являются наши святые, которые украшают небесный горизонт и, освящая землю, освещают путь путникам земным. Подобно звездам, сияют они на духовной тверди, подобно маякам, указующим путь плывущим по бурному житейскому морю и стремящимся достичь тихой пристани будущего века. О том, что святые на Небесах не прерывают с нами взаимообщения и помогают нам, заботятся о нас, знают все наши нужды, прекрасно свидетельствует житие преподобного Моисея Мурина. До своего поступления в монастырь он занимался разбоем, грабил, убивал людей, вел жизнь развратную и разгульную. Обращенный покаянием к христианской жизни, он поступил в обитель, где лукавые демоны воздвигли против него страшную плотскую брань, пытаясь заставить его нарушить свой иноческий обет. Плотское разжжение было столь невыносимым, что преподобный Моисей, несмотря на строгий пост, труд и бдение, пришел в отчаяние и решил оставить монастырь и вернуться в мир. Изнемогающий от этой жесточайшей брани, он пошел к святому Исидору, великому духовному старцу, и рассказал ему о своем искушении и о намерении выйти из монастыря. Тогда старец взял его за руку, привел в верхнее отделение своей келии и сказал ему: «Посмотри на запад». Преподобный Моисей посмотрел и увидел на западе великое множество демонов, суетящихся и готовящихся на брань. Затем святой старец сказал: «А теперь посмотри на восток». Преподобный взглянул – и его взору предстали лики светлых Ангелов и души праведников, которых было гораздо больше, чем демонов, и которые также уготовлялись на брань. После этого святой старец Исидор объяснил Моисею: «Черные ангелы – это демоны, спешащие на брань с подвижниками благочестия, а светлые – Ангелы добрые, которых Господь посылает на помощь живущим благочестиво». Утешенный этим видением, преподобный Моисей успокоился, возвратился в свой монастырь и стал подвизаться еще ревностнее, не поддаваясь более унынию, победив таким образом врага спасения, диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Согласно Евангелию от Матфея, молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди , и соответственно местом первого ее произнесения является Гора Блаженств в Галилее. Предание об «Елеонском» ее происхождении связывают со свидетельством евангелиста Луки: Случилось, что когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш , иже еси на небесах! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого ( Лк. 11, 1–4 ). Паломники, приходящие в монастырь, могут быть, на первый взгляд, разочарованы. Там действительно находятся крипта и другая пещера, именуемая «Пещерой Символа» (т.е. молитвы «Верую»), но кроме незначительных фрагментов кладки да нескольких разрозненных баз от древних колонн мало что осталось от древней византийской церкви. Еще меньше сохранилось от более скромной капеллы крестоносцев, разрушенной Саладином в 1187 г. Намерение французского правительства построить здесь храм, посвященный Святому Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр, на Монмартре), окончилось ничем: деньги кончились раньше, чем приступили (в 1927 г.) непосредственно к строительству. Алтарный камень и кафедра под открытым небом – все, что осталось от замысла современных храмостроителей. К счастью для паломников, рядом со святым местом в 70-е гг. XIX в. был выстроен кармелитский женский монастырь с небольшой капеллой. Его основательницей была итальянка Аурелия Босси, породнившаяся во втором браке с французским королевским домом и получившая титул княгини де ля Тур д’Овернь. Когда княгиня, знатная и богатая, личная приятельница Наполеона III, приехала в 1857 г. в Иерусалим, М.А. Ратисбонн, известный уже в Палестине благотворитель и строитель, уговорил ее купить этот участок земли. Сам Ратисбонн в тот год был занят строительством храма «Се Человек» (Ессе Номо) на Крестном Пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Топоним Эйн-Карем в такой форме в Ветхом завете не фигурирует. Данное место принято идентифицировать с названным один раз у пророка Иеремии и еще раз в книге Неемии городом Бейт-ха-Карем (в русском синодальном переводе «Бефкарем»: «Бегите, дети Вениаминовы, из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою и дайте знать огнем в Бефкареме, ибо от севера появляется беда и великая гибель». – Иеремия 6:1; «А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их». – Неемия 3:14). Христианская традиция связывает с Эйн-Каремом рождение Иоанна Крестителя, хотя в повествовании об этом в Евангелии от Луки топоним также не фигурирует, а неясная географическая привязка дана лишь раз: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лука 1:39-40). Однако традиция, указывающая на Эйн-Карем, как место рождения Иоанна Крестителя, достататочно древняя. Паломник Феодосий, посетивший Святую Землю в 530 г., свидетельствует: «А от Иерусалима до города, где была Елисавета мать Иоанна Крестителя, 5 миль», что соответствует местоположению деревни. Существующая ныне традиция указывает в Эйн-Кареме на пещеру, где родился Иоанн Креститель (ныне над этой пещерой католический монастырь Рождества Иоанна Крестителя), на развалины дома Елисаветы и Захарии (над ними францисканская церковь Посещения, примыкающая к территории Горненского монастыря) и на святой источник, возле которого встретились Мария и Елисавета (над ним – ныне недействующая мечеть с невысоким минаретом). В более поздних западных источниках место называлось также Дом-Захарии (Domus Zachariae) или Св.-Иоанн-в-Горах. По «нагорной стране» в русских источниках деревня называлась Горняя, откуда и название монастыря – Горненский. Сегодня деревня Эйн-Карем (или, как ее называли в XIX веке, Айн-Карим) находится в пределах муниципальных границ Иерусалима. Она примерно на 6,9 км отстоит на запад от Храма Гроба Господня. Центр деревни является самой нижней точкой Иерусалима, находясь на высоте 650 м над уровнем моря, в долине, широко открывающейся на север и запад и ограниченной с юга довольно крутым склоном горы Ора. На этом склоне, к югу от центра деревни, и построен Горненский монастырь. В среднем его здания расположены на высоте в 700 м над уровнем моря, самое высокое – башня Антонина – на высоте 744 м.

http://sobory.ru/article/?object=03446

Чудо 7. Борисоглебского монастыря слуга по имени Алексей был одержим нечистым духом, и люто страдал, и не говорил, в той болезни . И пришел к нему его родственник, по имени Стефан, навестить, и начал на него смотреть неотрывно. Он же, лежа на постели своей, не мог говорить от великой немощи, только немного пальцем показывал. Он же догадался, что посылает к старцу Иринарху взять на могиле его исцеления ради земли. И пошел быстро ко гробу старца Иринарха, помолясь Богу, взял земли, и дал ему испить воды, пропущенной через землю. И был он исцелен молитвою старца Иринарха, и начал говорить со своими родными. Они же очень обрадовались, и прославили Бога, и Пречистую Богородицу, и угодника Христова многострадального чудотворца Иринарха. Чудо 8. Некий человек по имени Василий из города Кашина был одержим бесами: являлись ему лукавые бесы в облике человеческом, и сбивали его с пути истинного, и отлучали его от веры Христовой, и поганили ему божественные образа – святые иконы и честные кресты, и говорили ему по своей лживости и омерзительной опустошенности: «Молись нам!» И так страдал он от них долгое время, без сна пребывая день и ночь. И был в смятении ума, и услышал об исцелении от святого чудотворца Иринарха, пошел в монастырь Борисоглебский на могилу святого старца Иринарха. И много раз являлись ему нечистые духи по дороге, и пакостили ему, и совращали его с истинного пути, он же страдал от них люто. Пришел в монастырь Борисоглебский по милосердию Божиему в субботу перед вечерней, и пришел к могиле святого чудотворца Иринарха, и начал молиться со слезами. И приложился к честному кресту трудов его, и в тот же час наполнился божественным разумом по молитвам чудотворца Иринарха, и был охвачен великой радостью. Утром же воскресного дня по обычаю пришел ко гробу святого и, молебен отслужив, здоровым ушел в дом свой, радуясь, хваля и славя Христа – Бога нашего, и Пречистую Богородицу, и угодника их чудотворца Иринарха. Чудо 9. Некий крестьянин по имени Никон был одержим бесами, и люто страдал от нечистых духов, и длилась болезнь его уже тридцать недель. И собрались к нему его родственники, и внимательно смотрели на него, и не могли , чем помочь ему. И пришло одному из них на ум привести его в Борисоглебский монастырь к могиле святого чудотворца Иринарха, и посоветовались все его родные заодно о нем, и привели его к захоронению святого чудотворца Иринарха. И начал молиться за него, и благословил его честным крестом – деянием святого, и возложил на него крест честной и цепь, и пробыли с ним сутки, и возвратились восвояси, и его повели в тех тяготах. И был исцелен молитвами святого, и преисполнился божественного разума. И все возрадовались об исцелении его, и воздали хвалу Христу – Богу нашему, и Пречистой Богородице, и угоднику Христову Иринарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010